Основным художественным приемом в создании загадок является

Обновлено: 05.11.2024

Композиция, т.е. строение загадок, очень простая. Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны смыслом и главным образом. В загадке тем или иным способом уже "зашифрована" отгадка. Это может быть метафора или другое иносказание — не случайно народ сложил загадку о за­гадке: Без лица в личине 5 .

Загадка — это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает.

Приведем основные модели загадок:

Прямое описание предмета (Маленький, беленький, по снежочку прыг-прыг, по лесочку тык-тык – Заяц). В таких загадках описание загаданного предмета дается по основным, главным признакам этого предмета, поэтому мы сразу догадываемся, о ком или о чем идет речь. В данном при мере описание зайца строится на подчеркивании его главных признаков – белизны и способности передвигаться прыжками. Такие загадки называют загадки-биографии предмета.

Завуалированное, непрямое, метафорическое описание предмета (Сидит девица в темнице, коса на улице – Морковь). В таких загадках предмет описывается не прямо, а через другой предмет. Он называется не своим именем, нам как бы описывают другой предмет: вместо морковки описывается девушка с длинной косой, вместе земли – темница. Таким загадки еще называют загадки-замены. Метафоричность древних загадок возникла на основе сопоставления человека и природы, она является наследием конкретности, образности первобытного мышления. Неметафорические загадки – явление сравнительно позднее.

Загадка-метафора на самом деле очень сложна. Она так загадывает предмет, подбирает такие образы, слова и сравнения, что зашифровывает слова, что надо приложить максимум усилий и фантазий, чтобы отгадать слово.

По каким параметрам могут быть загаданы предметы, как они сравниваются в загадках-метафорах?

1.по внешнему виду, внешнему сходству

3. по сходству строения двух предметов (В одном бочонке 2 сорта вина – Яйцо)

4. по функции, по роли этих предметов в быту, в хозяйстве, в жизни человека (Прилетел капитан – всех людей напитал – Половник)

5. по особенностям движения или поведения

Загадка – это вопрос. Но ставится ли в них вопросительный знак?

Многие загадки в первой части не содержат прямо­го вопроса: в них дается замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чем идет речь. При этом первая часть обязательно предполагает ответ. Например: Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса: Что вид­но только ночью? (звезды); Что за тварь людей питает? (пчела); Кто бежит без повода? (река); Что у нас чаще леса? (звезды).

Но и загадки-вопросы бывают разные. Есть шутливые вопросы: Когда Москву городили, во что первый гвоздь колотили? (В шляпку гвоздя).

Бывают математические вопросы, предполагающие счёт предметов: У мальчика было десять мешков муки, на каждом мешке сидело по одной кошке, у каждой кошки по четыре котёнка. Сколько всего ног? (Две); Шел муж с женой, да брат с сестрой, да шурин с зятем. Много ли всех? (Трое).

Бывают вопросы с подвохом: Зачем в стакане вода (За стеклом).

В большинстве загадок описание признаков предмета, кото­рый надо отгадать, дано от третьего лица. Нередки загадки, в которых описание дано от первого лица — отгадываемого пред­мета. Например:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут — Я все терплю и всем добром плачу (земля).

Встречаются загадки, построенные на диалоге:

Нет, красная.

А почему белая?

Потому, что зеленая (Красная смородина).

Встречаются загадки, в которых описание изложено в условной форме:

Следующая загадка

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Следующая загадка

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Следующая загадка

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Следующая загадка

1. Среди них прежде всего сле­дует назвать метафору.

М.А. Рыбникова отметила, что в загадках метафора черпает свой материал из круга хозяйственных впечатлений. Например, руки — это овечки, куделя — стог:

Пять овечек стог подъедают,

Пять овечек прочь отбегают.

Игла в загадке может быть — свинка, золотая щетинка, соха — корова, все поле рогами перепорола. Среди метафорических образов животных преобладают до­машние, а среди них — корова, бык и конь (кобыла, жеребец).

В некоторых загадках для сравнения использованы образы Священного писания и старославянская лексика:

Взят от земли, яко же Адам;

Ввержен в пещь огненную, яко три отрока;

Взят от пещи и возложен на колесницу, яко Илия;

Везен бысть на торжище, яко же Иосиф.

Ставлен на лобное место и биен по главе, яко же Иисус;

Возопи велиим гласом, и на глас его приде некая жена,

яко же Мария Магдалина,

И, купивши его за медницу, принесе домой;

Но расплакался по своей матери, умре,

И доныне его кости лежат не погребены (горшок,).

Встречаются в загадках антитезы (антитеза – противопоставление двух предметов, их контрастное описание).

Матушкой-весной в платьице цветном.

Матушкой-зимой в саване одном (поле).

Некоторые загадки построены путем изменения названия отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова сильно изменен:

Стоит пендра.

На пендре лежит дендра

И говорит кондре:

"Не лазай на пендру.

Там не одна кандра —

И ундра есть (печь, дед, кот, каша и утка).

Рифма, как это видно почти из всех приведенных здесь примеров. В двустрочных загадках строки могут рифмоваться.

В мно­гострочных рифмовка разнообразна. Чаще всего используется смежная рифма (рифмуются 1 и 2 строки, 3 и 4 и т.д.):

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены;

Ходит дом ходуном

На столбе золотом (рожь).

Иногда даже рифма загадки подсказывает и рифму отгадки: Что в избе за сват (ухват).

Часто в загадках встречаются эпитеты – образные, ярки и красивые определения (т.е. прилагательные) при существительных, особенно так называемые «постоянные эпитеты» - т.е. устойчивые словосочетания, встречающиеся в разных текстах и жанрах фольклора («красна девица», «добрый молодец», «чистое поле»).

Нередка в загадках аллитерация (повтор одних и тех же согласных в предложении) и звуко­подражание (изображение в художественном тексте различных звуков природы, звуков, издаваемых животными, человеком):

Суну, посуну, делаю посуду;

Высуну – поколочу и всю вызолочу (ковка)

Звукопись загадки также иногда намекает на отгадываемый предмет:

Шумит, гудит целый век, а не человек (ветер).

Гипербола (чрезмерное преувеличение размеров предметов) также используются в загадках:

Поле не мерено,

Овцы не считаны,

Пастух рогатый (Небо, звезды и месяц).

Разнообразные формы сравнений:

Бел как снег, в чести у всех (сахар).

Встречается в загадках и отрицательное сравнение, когда предмет сравнивается с другим через отрицание в нем каких-либо признаков:

Красна, да не девка,

Зелена, да не дубрава (морковь)

В загадках часто используются имена собственные, тогда они приобретают обобщенный характер: Стоит Антошка на одной ножке; его ищут, а он нишкнет (гриб).

Каждая загадка — это отдельное художественное произведе­ние со своими поэтическими особенностями!

Читайте также: