Загадка гибели линкора новороссийск
Обновлено: 25.12.2024
"Рассекретили недавно": что кроется за катастрофой линкора "Новороссийск"
"Рассекретили недавно": что кроется за катастрофой линкора "Новороссийск"
2020-10-29T08:00
2020-10-29T08:00
2020-10-29T11:35
безопасность
севастополь
черноморский флот вмф россии
вмф ссср
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
Следующая загадка
Фрогмены - это подводники-взрывники, которые являются одним из наиболее засекреченных специальных подразделений военно-морских сил любой армии. Первая информация о них поступила в период Второй мировой войны. Основное их задание сводилось к подрыву прибрежных укреплений противника для дальнейшего проведения десантных операций. Подобные подразделения были в ВМС Германии, Англии, СССР, США и Италии. О фрогменах последней и пойдет речь.
Даже несмотря на то, что бойцы итальянского подразделения в самом начале войны пустили ко дну около 30 судов своих союзников, среди которых и два линкора англичан, итальянские и английские фрогмены начали активно сотрудничать в 1943 году. Итальянский князь Валерио Боргезе, известный под именем Черного принца, который был командиром спецподразделения подводных диверсантов и торпедных катеров, сумел избежать наказания за военные преступления благодаря тому, что его взяли под свою защиту британцы.
Когда было принято решение о передаче Советскому Союзу итальянского линкора «Джузеппе Чезаре», итальянские средства массовой информации оценили этот факт как национальный позор. В результате Черный принц поклялся, что ни перед чем не остановится, а если надо будет – то и взорвет линкор, но служить Советам тот не будет. В 1949 году он отдал приказ своему спецподразделению фрогменов потопить в Эгейском море корабль, который в это время направлялся в СССР из Албании. За удачное выполнение задания было обещано большое денежное вознаграждение. Поскольку информация о диверсии просочилась в Советский Союз, то «Джузеппе Чезаре» был взят под охрану подлодки с пловцами «Барракуды» - сверхсекретного подразделения. Все диверсанты, которые принимали участие в операции, были уничтожены, а сам корабль благополучно пришел в Севастополь. В том же году корабль модернизировали и дали новое имя – «Новороссийск», после чего он занял место флагмана Черноморского флота.
Приблизительно в 17.00 28 октября 1955 года корабль вернулся в порт, и через пару часов пришвартовался в бухте возле военно-морского госпиталя. Примерно в 1.30 в носовой части линкора прогремел взрыв, который разрушил все горизонтальные перекрытия от палубы полубака до самого днища. Общая площадь повреждения составила около 430 квадратных метров на участке в 22 метра длиной.
Взрыв унес с собой сотни жизней моряков. Согласно официальной версии, причиной взрыва стала немецкая мина, которая осталась еще с военных времен. Моряков обвинили в халатности, а охрана города с моря и с суши была признана крайне неудовлетворительной. И действительно, боновое заграждение выставлялось только в ночное время, и оно не было серьезной преградой для профессионального диверсанта.
В ходе проведения расследования, которое, к слову сказать, длилось всего одну неделю, комиссия решила не принимать во внимание большое количество подозрительных фактов и косвенных улик, обнаруженных по ходу следствия. Члены комиссии так и не смогли ответить на вопрос, почему через столько лет сработал часовой механизм мины, и почему он сработал в наиболее уязвимом месте корабля. Многие понимали, что это диверсионная операция, и что исполнителей необходимо искать среди бывших его владельцев. Вместо этого комиссия отмечала недостатки конструктивного и технического обеспечения живучести и непотопляемости линкора.
Согласно одной из версий, подготовка теракта проходила следующим образом. До 1954 года Боргезе жил в Испании, однако денег на проведение масштабной диверсионной операции не имел из-за ареста своих счетов в банках Швейцарии, Лихтенштейна и Италии. Тогда ему пришлось продать Франко чертежи совершенной с технической точки зрения миниатюрной подводной лодки «Оса», в которой использовались электрические двигатели. Для управления лодкой подводники должны были находиться снаружи. Таким образом, диверсанты могли незамеченными пробраться в бухту и заминировать любой корабль. Получив деньги, Черный принц приступил к реализации своего замысла. А через некоторое время после взрыва и он сам, и несколько человек из его окружения были удостоены высоких государственных наград Италии.
И только в 1997 году один из фрогменов, некий Николо, публично рассказал о том, как именно был уничтожен «Новороссийск». По его словам, он был последним оставшимся в живых из всех, участвовавших в теракте, диверсантов.
Подготовку к теракту проводил известный итальянский подводник на протяжении года. Затем корабль-сухогруз под флагом Либерии был направлен в Черное море. Скорость судна и его курс были рассчитаны таким образом, чтобы пройти Херсонесский маяк в 15 милях от берега в полночь 26 октября. В днище сухогруза был сделан специальный вырез, через который была выпущена мини-субмарина «Пикколо» со снаряжением и диверсантами, после чего сам корабль пошел своим курсом. Недалеко от бухты Омега возле Севастополя диверсанты устроили подводную базу, где и оставили все оборудование, после чего вернулись в море. После того, как был получен условный сигнал о местонахождении линкора, они вернулись на базу, забрали все необходимое и подошли к кораблю, используя гидробуксиры. Кроме своей взрывчатки они использовали и найденную донную мину. Потом диверсанты вернулись в бухту и ночью отправились в открытое море, где их уже ждал корабль.
Известно также, что в 50-е годы двадцатого века отношения между бывшими союзниками обострились до такой степени, что мир находился на грани новой войны. Вполне возможно, что натовское руководство решило уничтожить линкор, используя итальянских диверсантов, чтобы еще больше дестабилизировать обстановку.
Советское военное командование предполагало, что к теракту причастны бывшие союзники, и что от них можно ожидать и других подлостей. И через некоторое время крейсер «Керчь», как, впрочем, еще четыре эсминца и одна подводная лодка, полученные от Италии, были отправлены на металлолом.
Примерно в то же время произошла еще одна история, связанная с деятельностью диверсантов-подводников. О ней писали все газеты мира (кроме советских). В 1956 году, для того чтобы немного разрядить напряженность в международных отношениях, в Англию с дружеским визитом приехал Н.Хрущев, который занимал пост Первого секретаря ЦК КПСС. Группа фрогменов во главе с Лайонелом Крэббом начала разведоперацию, проводя осмотр советского корабля, на котором прибыла делегация из СССР. В ходе этой операции Крэбб просто исчез. Западная пресса связывала факт его исчезновения с деятельностью «Барракуды», пловцы которой вели охрану советского корабля. Примерно через год тело Крэбба было обнаружено недалеко от Пилсей-Айленда с отрезанными руками и головой.
Однако вернемся к трагедии «Новороссийска». О том, что к его уничтожению приложили руку натовские спецслужбы, говорит и тот факт, что в 1978 году, после смерти Черного принца, вышла в свет книга его биографа под названием «Валерио Боргезе. Моя тайная война», в которой и была описана диверсия против линкора. Более того, ее сразу же запретили в Англии, США и Канаде, после чего ее не переиздавали.
В 1992 году главнокомандующий итальянских военно-морских сил Г.Вентуриони признал, что потопили «Новороссийск» именно итальянские фрогмены. Однако он настаивал на том, что сделано это было без ведома властей. Но ведь всех диверсантов после операции наградили.
Гибель линкора не раз становилось темой статей во многих известных изданиях. За годы, прошедшие с момента катастрофы, сложилось немало версий, каждая из которых имеет многочисленных противников и сторонников. В 1996 году Главная военная прокуратура после многочисленных обращений моряков-ветеранов принялась за проверку результатов расследования. Как оказалось, все члены экипажа были представлены к правительственным наградам – ордену Красного Знамени, Ордену Ленина, Нахимова и Ушакова, а также «За отвагу». Но, поскольку к моменту обнаружения этих наградных листов уже не существовало ни орденов, ни самого Советского Союза, то все моряки корабля были награждены орденом Мужества.
Кроме того, в Севастополе было создано два мемориала: на Братском кладбище и на кладбище Коммунаров. А в 36-ю годовщину гибели корабля были установлены мемориальные доски с фамилиями погибших моряков, а также бронзовая памятная доска.
Следующая загадка
Первый раз — случайность, второй раз — совпадение, третий — диверсия. На одном и том же месте, у госпитальной стенки в Севастополе, с интервалом 40 лет погибли “Новороссийск” и “Императрица Мария”.
Два взрыва в ночи. Сотни погибших. Виновные не установлены.
По мнению писателя-историка Н. Старикова, причины трагедии в Севастополе следует искать на берегах Туманного Альбиона:
Россия — держава сухопутная. Англосаксонские державы — морские. И для того, чтобы бороться с морскими державами, России нужен сильный военно-морской флот. Именно поэтому первое, что происходит во время любой смуты и революции, — это уничтожение русского флота.Взрыв на линкоре “Императрица Мария” (1916 год) — четвертая по счету диверсия британской разведки (после восстаний на броненосце “Потёмкин”, учебном корабле “Прут” и крейсере “Очаков”), совершенная с целью ослабить Черноморский флот.
Англосаксы не выносят конкуренции на море, болезненно реагируя на появление сильных флотов у других государств. Похожим образом они наказали Японию — под самый конец Первой мировой в заливе Токуяма был взорван линкор “Кавати” (свыше 600 погибших). Почерк убийц совпадает. А незадолго перед тем, чтобы отвести от себя всякие подозрения, британские шпионы взорвали в Скапа-Флоу свой собственный “Вэнгард” (1917 год, безвозвратные потери 804 человека).
Единственным местом, куда не дотянулись подлые руки лазутчиков, были Кригсмарине и ВМС США. Там ни один дредноут не погиб от взрыва погребов. Удивительный результат в эпоху, когда стабильность порохов оставляла желать лучшего, а малейшее колебание влажности и температуры приводило к взрыву кордита. Причина чудесного спасения — железная дисциплина на флоте, помноженная на общее благополучие указанных стран.
За причинами гибели “Императрицы Марии” не нужно ходить за три океана. Все они подробно изложены в отчете комиссии, наблюдавшей за испытаниями линкора (1915 год):
«Система аэрорефрижерации артиллерийских погребов “Императрицы Марии” испытывалась в продолжении суток, но результаты получались неопределенные. Температура погребов почти не понизилась, несмотря на суточную работу холодильных машин. Неудачно выполнена вентиляция. Ввиду военного времени, пришлось ограничиться только суточными испытаниями погребов».
С таким подходом к хранению кордита оставалось лишь ждать неизбежного.
Вторая трагедия, связанная с гибелью ЛК “Новороссийск”, обросла еще большим количеством слухов и легенд. Сюжет с катастрофическим взрывом линкора был положен в основу псевдодокументальных передач, авторы которых тиражируют домыслы насчет причин взрыва, приходя к оригинальному выводу: “Как это было, никто не знает”.
Флагман Черноморского флота линкор "Новороссийск" (бывш. Giulio Cesare — Юлий Цезарь, спущен на воду в 1911 году)
В целом основных версий три:
— немецкая донная мина времен Великой Отечественной войны;
— “закладка” в момент передачи линкора СССР;
— итальянские диверсанты.
Разумеется, самая популярная — последняя версия, связанная с боевыми пловцами отряда Валерио Боргезе. В последнее время она стала едва ли не основной. Обывателю импонирует шпионская романтика и теории заговора.
Итак, опять диверсанты?
В пользу “итальянского следа” свидетельствуют хроники Десятой флотилии MAS (итал. Mezzi d'Assalto — штурмовые средства). Самый боеспособный морской спецназ Второй мировой, бойцы которого утопили два британских линкора и крейсер “Йорк”.
Эмблема "Дечима МАС", разработанная самим князем Боргезе
Значит, опыт есть. Средства есть. Не хватает главного — мотива для совершения преступления.
Вопреки сенсационным разоблачениям “желтой прессы”, в которых неназванные итальянские водолазы признаются во всех грехах, интервью реальных ветеранов “Дечима МАС” выдержаны в более сдержанном стиле. В ходе поездки в Геную в 1996 году членам Русского географического общества удалось лично пообщаться с “фрогмэнами” отряда Боргезе. Все трое — кавалеры Большой медали “За воинскую доблесть”, высшей военной награды Италии.
Луиджи Ферраро (пловец отряда “Гамма”), Эмилио Леньяни (водитель катеров со взрывчаткой) и Эвелино Марколини (водитель человекоторпед) подтвердили свою непричастность ко взрыву “Новороссийска”, выдав в качестве алиби следующее:
Бывшие служащие Десятой флотилии не испытывали вражды к Советскому Союзу. На протяжении всей войны они дрались с британским флотом, и всеми своими победами и унизительным поражением обязаны исключительно морякам Его Величества. Если бы вдруг у них появилась возможность реванша, их ярость обрушилась скорее на Скапа-Флоу, чем на советский Севастополь.
В то время как гордость итальянского флота “Чезаре-Новороссийск” был устаревшим линкором времен Первой мировой, еще до капитуляции переведенным в разряд учебных кораблей. К 1955 году в Италии о нем уже все забыли.
Касаемо самого князя Боргезе, то он бежал из Италии в Испанию почти сразу же, точнее через 15 лет после гибели "Новороссийска". По причинам, более связанным с политикой, чем с боевым прошлым.
В общем, вполне известные и очевидные факты, которые бояться замечать сторонники “итальянского заговора”.
Далее, по словам самих участников, “Дечима МАС” была сильна лишь в годы войны. После капитуляции Италии, всё спецоборудование для подводных работ было конфисковано союзниками. Отряд разогнали. Часть бойцов сбежала в Аргентину. Те из бывших членов отряда Боргезе, кому посчастливилось избежать трибунала, так или иначе, находились под “колпаком” американских спецслужб. Ни о какой “акции возмездия” в частном порядке (даже под протекторатом властей Италии) не могло быть и речи.
Наконец, самое важное — технический аспект. Оценочная мощность первого взрыва под килем “Новороссийска” составила свыше одной тонны тротила. Через 30 секунд с левого борта грянул второй взрыв. Для доставки зарядов такой мощности потребовалось бы не менее пяти человекоуправляемых торпед “Майяле” (а с учетом частых отказов — в два раза больше).
Очередной шедевр фальсификации. Шутники-аквалангисты тащат две тонны взрывчатки из бухты Омега в Севастополь.
Для транспортировки такого количества подводной спецтехники к советским берегам потребовалось бы несколько подводных лодок и большой запас удачи. Высадка диверсантов с надводного носителя, замаскированного под гражданский пароход, выглядит еще более невероятной, ввиду принятых мер безопасности на подходах к главной базе Черноморского флота. С учетом мизерной дальности хода самих торпед “Майяле” те могли проползти за семь часов не более 15 миль. Проще говоря, возможности подводной диверсионной техники не позволили бы осуществить подобную операцию.
С учетом неизбежного маневрирования при поиске цели торпеды с диверсантами потребовалось бы выпускать в советских терводах, прямо на рейде Севастополя. Плюс необходимость наличия средств предварительной разведки. Плюс погодный фактор.
Вывод слишком очевиден. Даже если бы вдруг сами британцы с привлечением опытных наемников-диверсантов Боргезе решились потопить трофейный “Новороссийск”, то черта лысого у них бы вышло.
И главное — ради чего столько трудов и риска? Ради уничтожения новейшего атомохода?
Несмотря на интенсивную модернизацию (повышение скорости хода с 21 до 27-28 уз., увеличение главного калибра до 320 мм), “Новороссийск” оставался дредноутом Первой мировой. Он был на 100 метров короче “Айовы”. И в два раз меньше по водоизмещению любого из линкоров Второй мировой. По состоянию на середину 1950-х "Чезаре-Новороссийск" был не в лучшей форме и представлять угрозу флотам западных государств решительно не мог.
В результате у всех желающих погубить советский линкор не было ни желания, ни технической возможности, ни практического смысла в осуществлении этой подлой операции.
Популярная версия с диверсией, осуществленной итальянскими пловцами, совершенно исключена. Это миф. “Городская легенда”, рожденная в умах предприимчивых журналистов.
Так же, как исключена возможность подрыва линкора путем “закладки”, установленной в момент передачи “Чезаре” Советскому Союзу.
Если так, то для чего понадобилось ждать целых семь лет, прежде чем бомба была приведена в действие? Слухи о таинственной “глухой переборке” в носовой части линкора — всего лишь слухи.
Только в период с 1950 по 1955 гг. “Новороссийск” семь раз находился в заводском ремонте. Меняли всю “начинку” вплоть до турбин. Проводили тщательную теплоизоляцию всех помещений, под условия службы в Черном море. Бомбу могли обнаружить в любой момент, и тогда в советско-итальянских отношениях возникли бы крупные осложнения.
Наконец, версия с “закладкой” внутри линкора противоречит здравому смыслу. Края пробоины от первого взрыва были ВОГНУТЫ внутрь. А с левого борта образовалась вмятина площадью 190 кв. метров. Это однозначно указывает на то, что оба взрыва произошли СНАРУЖИ.
Единственная заслуживающая внимания версия — немецкие мины. Простая и логичная. С минимальным количеством допущений. После трагической гибели “Новороссийска” из донного ила Севастопольской бухты было вытралено 17 морских мин типа RMH-1. Из них три — в радиусе 100 метров от места гибели линкора.
Дощатая конструкция без внешних изысков массой
1150 кг, снаряженная литым гексонитом. Оснащена магнитным датчиком неконтактного действия типа М-1. Идеальна для блокирования входов в гавани и порты. Отступая, немцы оставили нам десятки таких “подарков”
Именно этой версии придерживается официальная точка зрения, основанная на заключении главного инженера операции по подъему “Новороссийска” (экспедиция особого назначения, ЭОН-35). Её противники ссылаются на то, что источники электропитания у всех вытраленных донных мин были разряжены. Что ж, видимо, не у всех.
Хитроумное взрывное устройство имело несколько алгоритмов работы с целью повышения его эффективности и продления времени нахождения в боевом режиме. Например, оно могло действовать в прерывистом режиме (часы-таймер типа PU), включаясь и выключаясь каждые полмесяца. Притом, корпус самого линкора (30 тыс. тонн металла) вызывал чрезвычайно сильные искажения в магнитном поле Земли. Этого хватило, чтобы активировать “умирающий” датчик М-1. После чего мощнейший гидродинамический удар от первого взрыва вызвал детонацию еще одной близлежащей мины.
Вот такая трагическая случайность, превращенная стараниями фальсификаторов в бесконечную мыльную оперу.
Статья посвящается тем, кому выгодно спрашивать: "Кому выгодно?"
Следующая загадка
29 октября 1955 года флагман черноморской эскадры советского военно-морского флота линейный корабль (линкор) "Новороссийск" затонул в Северной бухте Севастополя.
26 октября 2015, 13:20 Линкор "Новороссийск", который до 1949 года носил имя "Джулио Чезаре" ("Юлий Цезарь") был заложен в 1910 году на верфи "Ансальдо" в Генуе (Италия), спущен на воду в 1911 году, вступил в состав военно-морских сил (ВМС) Италии в 1913 году. Корабль участвовал в Первой мировой войне 1914-1918 годов. После модернизации, проведенной в 1933-1937 годах, водоизмещение линкора составляло 29 тысяч тонн, скорость хода 28 узлов (51,9 километра в час).
В ходе Второй мировой войны (1939-1945) линкор участвовал в боевых действиях на Средиземном море — занимался в основном сопровождением конвоев, но в 1942 году командование ВМС признало его устаревшим и перевело в разряд учебных кораблей.
В сентябре 1943 года корабль капитулировал на острове Мальта.
Согласно специальному соглашению, державы-победительницы разделили итальянский флот в счет репараций.
Линкор достался Советскому Союзу. 6 февраля 1949 года на корабле был поднят Военно-морской флаг СССР, 26 февраля он прибыл в Севастополь. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название "Новороссийск".
Линкор был передан итальянцами советским морякам в крайне запущенном состоянии. В течение пяти лет, с 1943 по 1948 год он находился на стоянке, не будучи законсервированным, с минимальной командой и без надлежащего технического обслуживания.
С 1949 по 1955 год линкор восемь раз находился в заводском ремонте. На корабле был выполнен значительный объем работ по ремонту, частичной замене и модернизации боевых и технических средств. В мае 1955 года "Новороссийск" вошел в строй Черноморского флота и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке.
25 октября 2015, 13:20 Линкор практически сразу стал флагманским кораблем Черноморского флота.
28 октября 1955 года "Новороссийск" вернулся из последнего похода и занял место в Северной бухте Севастополя на "линкорной бочке" в районе Морского Госпиталя, примерно в 110 метрах от берега. Глубина в районе стоянки составляла 17 метров.
На момент трагедии командир линкора капитан 1 ранга Александр Кухта находился в отпуске. Обязанности его исполнял старший помощник капитан 2 ранга Георгий Хуршудов. Согласно штатному расписанию, экипаж линкора составлял 1542 человека (68 офицеров, 243 старшины, 1231 матрос).
После того как "Новороссийск" ошвартовался, часть экипажа была отправлена в увольнение. На борту осталось более полутора тысяч человек: часть экипажа и новое пополнение (200 человек) из курсантов морских училищ и солдат-пехотинцев, переведенных во флот. Вместе с большинством офицеров на берег сошел и капитан 2-го ранга Хуршудов.
29 октября 1955 года в 1 час 30 минут в носовой части линкора "Новороссийск" произошел взрыв. Как потом выяснилось, он был такой мощности, что пробил насквозь многопалубный бронированный корпус линкора. В громадную (150 квадратных метров) пробоину хлынули потоки забортной воды. Разрушения пришлись на самую заселенную часть корабля — сразу же погибли 150-175 человек.
На линкоре была объявлена боевая тревога, корабль начал крениться. Экипаж корабля стал бороться за живучесть судна и вести подготовку к буксировке его на отмель. Драма развивалась на виду у всего Севастополя, отмечавшего столетие первой обороны 1854-1855 годов (вручать орден Красного Знамени Севастополю прибыли председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ворошилов и отдыхавший под Ялтой первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев).
С соседних кораблей, на которых тоже объявили боевую тревогу, стали прибывать аварийные партии и медгруппы.
Стали подходить и спасательные суда. Линкор планировали отбуксировать на ближайшую отмель, но прибывший на линкор командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко отдал приказ приостановить буксировку. Когда ее попытались возобновить, было уже поздно. Носовая часть линейного корабля села на грунт.
Борьба за живучесть линкора успеха не имела вследствие ошибок в ее организации и отдельных конструктивных недостатков корабля. Корабль начал крениться. В 4 часа 15 минут "Новороссийск" лег на левый борт и через мгновение перевернулся вверх килем. Люди, находившиеся на палубе, упали в воду и были накрыты корпусом линкора.
Большинство моряков остались внутри корпуса. Часть из них длительное время держалась в воздушных подушках отсеков, но спасти удалось лишь девять человек: семь вышли через прорезанную в кормовой части днища горловину спустя пять часов после опрокидывания, и еще двух вывели через 50 часов водолазы.
Погибли 611 человек, в том числе 32 человека из аварийных партий крейсеров "Михаил Кутузов" и "Молотов", 139 человек были ранены.
Причины и характер взрыва линкора "Новороссийск" достоверно не установлены. Первой версией трагедии был взрыв корабельного боезапаса. Но она отпала, когда водолазы обследовали корпус: характер разрушений указывал на то, что взрыв был все-таки наружным. По заключению правительственной комиссии, произошел взрыв невытраленной германской донной неконтактной мины. В 1944 году при уходе из Севастополя гитлеровцы в его бухтах установили мины такого типа, но к 1955 году источники электропитания вытраленных донных мин оказывались разряженными, а взрыватели почти у всех — неработоспособными. Поэтому в выводах комиссии не исключалась и возможность диверсии.
Еще накануне передачи линкора СССР в Италии звучали призывы не допустить того, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом, вплоть до его потопления. После капитуляции Италии тайно продолжал существовать отряд итальянских подводных диверсантов, который во время войны действовал на Черном и Средиземном морях. В пользу этой версии говорит то, что диверсанты были хорошо знакомы с акваторией бухты (во время войны отряд базировался в портах Крыма) и устройством линкора: для взрыва было выбрано одно из самых уязвимых мест днища, не прикрытое противоминной защитой, — возле носовых артиллерийских погребов главного калибра. Также в это время зарубежная пресса сообщала, что за выполнение некоего специального задания высшими военными наградами была отмечена анонимная группа итальянских военнослужащих.
По другой версии, в операции участвовали специалисты 12-й флотилии ВМС Великобритании. После выхода Италии из войны англичане долгое время удерживали "Джулио Чезаре" на Мальте и проводили на нем тренировки совместно с итальянцами. В пользу этой версии выдвигался также следующий аргумент — будто бы советское командование хотело оснастить "Новороссийск" ядерным оружием. Великобритания, представляющая собой остров, в этом случае оказывалась наиболее уязвимой мишенью для советских ВМС. К тому же, в конце октября 1955 года британская средиземноморская эскадра проводила маневры в Эгейском и Мраморном морях.
Была также выдвинута версия о торпедировании линкора неизвестной подводной лодкой. Однако при изучении характера повреждений, полученных линкором, комиссия не нашла характерных примет, соответствующих удару торпеды.
Случившаяся трагедия была государственной тайной, и в отечественных средствах массовой информации о ней не было ни слова.
В мае 1957 года "Новороссийск" был поднят со дна Севастопольской (Северной) бухты и в перевернутом виде отбуксирован в бухту Казачью, где его разоружили и разобрали.
Большая часть погибших моряков с линкора "Новороссийск" была похоронена на Братском кладбище в Севастополе.
В 1963 году на кладбище был сооружен мемориал в виде 12-метровой фигуры Скорбящего матроса, отлитого из бронзы гребных винтов линкора. С северной стороны мемориал ограждает светлая стена из крымбальского известняка, на которой высечены барельефные изображения с эпизодами борьбы команды за спасение корабля.
Перед монументом находится стела с посвящением: "Мужественным морякам линкора "Новороссийск", погибшим при исполнении воинского долга 29 октября 1955 года. Любовь к Родине и верность военной присяге были для вас сильнее смерти". Рядом установлена гранитная плита с текстом и фамилиями 23 моряков крейсера "Кутузов". В 1990 году на мемориале установили гранитные плиты с именами 543 погибших моряков-черноморцев.
Вторая братская могила 42 моряков линкора "Новороссийск" находится на кладбище Коммунаров в Севастополе. В 1965 году на ней был установлен памятник в виде гранитного саркофага с рельефами, появившимися в 1995 году.
На основании доклада правительственной комиссии командованием Черноморского флота в ноябре 1955 года были отправлены представления о награждении орденами и медалями всех погибших вместе с линкором моряков. К наградам были представлены также 117 человек из числа тех, кто уцелел при взрыве, моряков с других кораблей, пришедших на помощь "Новороссийску", а также водолазы и врачи, отличившиеся в ходе спасательных работ. Но награждение так и не состоялось. Только в 1996 году после неоднократных обращений ветеранов корабля правительство РФ дало соответствующие поручения Министерству обороны, ФСБ, Генпрокуратуре, Российскому государственному морскому историко-культурному центру и другим ведомствам. Главная военная прокуратура занялась проверкой материалов расследования, проводившегося в 1955 году. Засекреченные наградные листы на "новороссийцев" все это время хранились в Центральном военно-морском архиве. Выяснилось, что шесть моряков посмертно были представлены к высшей награде СССР — ордену Ленина, 64 (53 из них посмертно) — к ордену Красного Знамени, 10 (девять посмертно) — к орденам Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 191 (143 посмертно) — к ордену Красной Звезды, 448 моряков (391 посмертно) — к медалям "За отвагу", "За боевые заслуги", Ушакова и Нахимова.
Поскольку к тому времени уже не было ни государства, под военно-морским флагом которого погиб "Новороссийск", ни советских орденов, все "новороссийцы" указом президента России от 5 июля 1999 года были награждены орденами Мужества. Всего было награждено 716 моряков, причем 613 — посмертно.
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах —2004 гг.)
Читайте также: