Орфограммы в пословицах поговорках загадках

Обновлено: 22.11.2024

Целью данного мероприятия является попытка установить связь между физикой и миром литературы и народного творчества, помочь ребятам лучше узнать и полюбить физику, увидеть её проявление в жизни. Задачи составленные по пословицам и поговоркам, позволяют отсеять предрассудки и суеверия от действительно метких, точных описаний явлений природы и оценить народную наблюдательность. Задания, составленные на основе литературных сюжетов, несут эмоциональную и смысловую нагрузку. Текст такого задания может вызвать улыбку, а найденный ответ подскажет дальнейшую судьбу героев.

Ребята могут увидеть, что описание физических явлений встречается в мифах, сказках, романах и даже стихотворениях. Решение этих задач поможет по-новому взглянуть на художественные произведения: обнаружить - бывает и так! - ошибки и заблуждения авторов, восхититься красочностью и образностью описываемых в произведении физических явлений, что, возможно, вызовет желание прочитать или перечитать произведения классиков научной фантастики.

Для проведения мероприятия класс делиться на три группы, формируется жюри (можно из учителей и старшеклассников). Кабинет украшен плакатами, на которых написаны различные поговорки, пословицы, загадки, литературные изречения с физическим содержанием. Столы расставлены так, чтобы могли работать 3 группы. Стол для жюри.

Пословица - краткое изречение, выражающее законченную мысль (афоризм) и обобщающее многовековой опыт народа. Она относиться к речевым жанрам фольклора и употребляется в разговорной речи. О важности содержания и меткости пословиц говориться: "Добрая пословица не в бровь, а в глаз".

Пословицы народов мира имеют много общего при естественных различиях, отражающих исторические, социально-экономические, природные условия, в которых формировалась та или иная нация. Наблюдения над явлениями природы, житейскими ситуациями в разных местах планеты нередко приводили к аналогичным или близким по смыслу выводам, запечатленным в афористичных народных изречениях.

Часто в пословицах ярко отражены физические явления. Причём пословицы можно сравнить с физическими законами или математическими формулами, поскольку в их краткой форме заключено богатое содержание.

1 конкурс "Пословица недаром молвиться"

Первое задание, которое получают команды, состоит в том, чтобы учащиеся смогли объяснить физический смысл пословиц. Капитан команды вытягивает карточку с пословицами. На подготовку ответа отводиться 4-5 минут, но если команда готова раньше, она поднимает сигнальную карточку и за досрочный ответ команде начисляется один балл.

  • "Гвоздём моря не нагреешь" - русская
  • "Много снега - много хлеба" русская
  • "Солнце греет сильнее, когда нет облаков" - монгольская
  • "Три года на камне просидишь - камень нагреется" - японская
  • "Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывёт по неподвижной воде" - китайская
  • "Земля вертится, и мы с ней вместе" - сербская
  • "В гнилой доске гвоздь не держится" - турецкая
  • "Пошло дело как по маслу" - русская
  • "Не подмажешь - не поедешь" - французская
  • "Брошенный вверх камень на твою же голову и упадёт" - монгольская
  • "шила в мешке не утаишь" - русская
  • "Коси коса пока роса, роса долой и мы домой" - русская
  • Колебания. Волны. Звук.
  • "Не кланяйся, как весы, в обе стороны" - турецкая
  • "Как качели ни качай, придёт время - остановятся" - тамильская
  • "Волна набежав на волну, набирает силу" - персидская
  • "Ложка дёгтя в бочке мёда" - русская
  • "Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее" -монгольская
  • "На мешке с солью и верёвка солёная" - корейская
  • "Подо льдом тёплой воды не бывает" - осетинская
  • "Туман рассеивается - волку не по душе" - монгольская
  • "Готовь сено пока солнце сияет" - английская
  • "Металл хорошо отлит если долго кипит" -русская
  • "У воды гибкая спина" - финская
  • "Зло и добро, как вода и масло: они не могут смешаться" - монгольская
  • "Молния не сверкнёт - грома не будет" - турецкая
  • "Молния ударяет в высокое дерево" - марийская
  • "Как магнит с иглой" - тамильская
  • "Чтобы уберечься от молнии, ковш на голову не надевают" - корейская
  • " Тень высокой горы далеко падает" - корейская
  • "В течении дня тень не падает дважды на одно и тоже место" - корейская
  • "Солнце сияет, а месяц только светит" - русская
  • "Что на зеркало кивать, коли рожа кривая" - русская
  • "Ночью все кошки серы" - русская
  1. О каком физическом явлении, понятии, законе говориться в пословице?
  2. Каков её физический смысл?
  3. Верна ли пословица с точки зрения физики
  4. В чём её житейский смысл?

После подведения итогов первого конкурса переходим ко второму конкурсу и сначала выясняется, что ученики знают о поговорках, и чем они отличаются от пословиц.

2 конкурс "Поговорки"

Поговорка - это лаконичное образное выражение, в отличии от пословиц не являются афоризмом и не обладают законченностью. В. И. Даль определяет поговорку как "неполную пословицу"

Берущие начало в глубокой древности, поговорки являют собой устный свод бытовых социальных, философских, религиозных, морально- этических взглядов и представлений народа

В лучших поговорках - простых, но богатых по мысли - от отцов к сыновьям, от дедов к внукам передаются заветные правила жизни. Известно, что русские писатели, поэты любили слушать, как говорит народ, записывали поговорки. В творческом наследии Пушкина, Гоголя, Толстого и других писателей можно найти немало примеров того, как точно и умело использовали народные поговорки великие мастера слова. Они стремились передать, таким образом, живую душу народа. Не случайно А.С. Пушкин писал: ": что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото а не даётся в руки, нет!"

Командам снова предлагаются карточки, в которых записаны поговорки и предлагается учащимся объяснить физический смысл поговорки.

3 конкурс "Объясни примету"

Человеку всегда нужно знать, какая будет погода, поскольку она влияет на самочувствие и деятельность. Наблюдая погоду, люди отмечали характерные признаки, предваряющие те или иные изменения погоды. Так появились многочисленные приметы - свидетели народной наблюдательности, сметливости и мудрости. " Погодные" приметы разнообразные. Одни подмечают поведение людей и животных, другие связаны с физическими явлениями, третьи с религиозными.

Капитаны команд вытягивают карточки с заданиями где указано несколько примет, и после подготовки объяснят проявление физических явлений в данной примете.

  • "Соль мокнет - к дождю"
  • "Табак сыреет- к сырой погоде
  • "Если звёзды блестят ярко - к стуже"
  • "Мало звёзд на небе - к ненастью"
  • "Кольцо вокруг солнца- к ненастью"
  • "Солнце красно заходит- к ветру"
  • "Обильная роса- к хорошей погоде"
  • "Осенний иней к сухой и солнечной погоде"
  • " Туман утром стелется по воде - к хорошей погоде"
  • " Ясный Млечный Путь - летом к вёдру"
  • "Если в поле далеко раздаётся голос, то будет дождь"
  • "Какой пень, какая колода, такая погода"
4 конкурс "Снами загадки играют в прятки"

В этом конкурсе командам предлагается разгадать загадки о физических явлениях и технических объектах. Нужно обратить внимание учащихся на то, что загадки часто содержат лишь намёки на загадываемое явление или предмет, и нужно проявить сообразительность, чтобы в образном, иносказательном описании узнать знакомое явление.

  • Какое физическое явление (объект) отражено в загадке.
  • Какие свойства загадываемого явления, объекта отражены в загадке а какие нет.
  • С каким явлением или объектом сравниваем загадываемое?

Загадки зачитывает ведущий, право ответа получает та команда, которая первой поднимает сигнальную карточку. За правильный ответ начисляется один балл. Если команда ответила неверно, то право ответа переходит к другой команде.

Я в Москве, он в Ленинграде
В разных комнатах сидим
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним. (телефон)

Чудо-птица алый хвост
Полетела в стаю звёзд. (ракета)

Я под мышкой посижу
И что делать укажу
Или разрешу гулять
Или уложу в кровать (термометр)

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он не видимый и всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)

В нашей комнате одно
Есть волшебное окно
В нём летают чудо - птицы,
Бродят волки и лисицы,
Знойным летом снег идёт,
И зимою сад цветёт.
В том окне чудес полно
Что же это за окно. (телевизор)

Сначала - блеск
За блеском - треск
За треском - плеск. (молния)

Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал
Без тела, а живёт оно
Без языка кричит. (эхо)

Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (туча)

Цветное коромысло
Над лесом повисло. (радуга)

Летит - молчит,
Лежит - молчит,
Когда умрёт, тогда заревёт. (снег)

Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились, то остановились. (весы)

Всем поведает хоть без языка
Когда будет ясно, а когда облака. (барометр)

По высокой дороге идёт бычок круторогий. (месяц)

Какой огонь не даёт дыма. (свечение гнилушки)

В круглом домике, в окошке
Ходят сёстры по дорожке,
Не торопиться меньшая,
Но зато спешит старшая. (часы)

5 конкурс "Реши задачу"

Пришло время обратиться к литературному творчеству. Командам предлагается решить задачи на основе литературных сюжетов. Капитаны команд берут карточки с задачами. За отведённое время (10-15 мин) нужно решить как можно больше задач. Если задача решена верно, капитан сдаёт карточку и берёт следующую. За каждую решённую задачу начисляется 1 балл. По истечении времени все карточки сдаются жюри.

1 Очень лёгкий Чебурашка массой 1 кг. И очень тяжёлый крокодил Гена массой 100 кг решили совершить прогулку по зимнему лесу. Гена надел лыжи, площадь которых 2000 см 2 , а Чебурашке достались ходули площадью опоры 800 мм 2 . Кто из друзей получить большее удовольствие от прогулки, если снег выдерживает давление в 10000 Па.

2 Пчела вонзает жало с силой 10 -5 Н. Какое давление она создаёт на нос Вини Пуха, захотевшего мёда, если площадь её жала равна 3·10 -16 м 2 ?

Ответ: Р= 3,3 ·10 5 Па

3 Во сколько раз отличается давление на палубу шхуны, создаваемое левой ногой одноногого пирата Сильвера, от давления его правой "деревяшки"? Пират имеет размер обуви такой же, как у вас, площадью 140см 2 , и деревяшку площадью опоры 8 см 2 Масса пирата 80 кг.

Ответ: в 17,5 раз

1. Сколько Дюймовочек массой 5 г. каждая смогут переплыть реку в тазике массой 500г и объёмом 6л.

2. В романе Ж. Верна "Пять недель на воздушном шаре" говориться, что воздушный шар, наполняемый водородом, имел ёмкость 44,847 кубических футов (англ. куб. фут равен 0,028315 м 3 ) Какова подъёмная сила такого шара

3 Баба-яга купила у водяного слиток золота, причём взвешивание проходило под водой на пружинных весах и показало массу 15 кг. Какова масса слитка в действительности? Кто какого обманул?

Теплопередача

1 Растает ли Снегурочка массой 60 кг при прыжке через костёр, если его общая мощность 10 кВт? Нормальная температура тела Снегурочки - 10 0 С.

Ответ: Q1= 2*10 4 Дж, Q2= 2,1*10 7 Дж не растает.

2 Какой станет температура воды в бассейне объёмом 10м 3 , если в начале она была 15 0 С, а потом в неё нырнул гуманоид, который нагрелся на Солнце до 100 0 С.

3 Змей Горыныч съедает за обедом 5м 3 осиновых дров. Сколько часов может вести бой с тремя богатырями, если для битвы Горынычу необходима средняя мощность 30кВт на одного богатыря. Боевой КПД пресмыкающегося 30%

1 Чему равно трение покоя Репки в земле, если Дедка может создавать усилие в 200Н, а усилие каждого последующего персонажа вдвое меньше, чем у предыдущего?

2 Коэффициент трения Ильи Муромца о седло 0,2, а коэффициент трения копыт его коня Сивки-Бурки о поверхность родной земли равен 0,3. С каким максимальным ускорением конь может помчаться на битву с врагом.

3 Ракетный двигатель в ступе Бабы-яги развивает усилие в 5 кН. Какое ускорение в вертикальном направлении может получить Баба-яга если её масса вместе со ступой составляет 250 кг.

По завершении конкурса подводятся общие итоги. В заключительном слове учитель обращает внимание учеников на то, что они не только знают народное и литературное творчество, но и умеют объяснить с физической точки зрения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Орфограммы в пословицах и поговорках" с презентацией

Учить детей обнаруживать и квалифицировать орфограммы посредством анализа.

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико.

Орфограммы начальной школы в пословицах и поговорках

С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. По.

Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные.

Все орфограммы начальной школы в пословицах и поговорках

для детей и родителей.

Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани.

Пословицы и поговорки на уроках русского языка для отработки орфограмм

Следующая загадка

Предварительный просмотр:

Все орфограммы начальной школы

в пословицах и поговорках

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм (С.Ожегов).

Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи (В.Даль).

Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом (С.Ожегов).

Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы: поученье в принятых, ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться (В.Даль).

С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.

Гласные после шипящих.

Делу время – потехе ча с.

Не торопись отве ча ть – торопись слушать.

В чу жи е сани не садись.

Грибы и щу т – по лесу ры щу т.

Ши ла в мешке не утаишь.

Чужи м богат не будешь.

Чу жая душа – потёмки.

Век жи ви – век учись.

Яйца курицу не у ча т.

Жи знь прожить – не поле перейти.

Сам погибай, а товарища выру ча й.

Знания – дело на жи вное.

Голову дер жи в холоде, жи вот в голоде, а ноги в тепле.

На вкус и цвет товари ща нет.

Где с ши то на живую нитку, там жди прорехи.

Держи карман ши ре.

Ча й пить – не дрова рубить.

Конь бе жи т, земля дро жи т.

Дом, как полная ча ша.

Чу деса в решете.

Январь – году на ча ло, зиме – середина.

Соловей с вороной в одном лесу жи вут, да разные песни поют.

Два медведя в одной берлоге не у жи вутся.

Не верь козлу в огороде, а волку в ов ча рне.

Летом проле жи шь, зимой с сумой побе жи шь.

Ехал в К азань, заехал в Р язань.

У лодыря Е горки, всегда отговорки.

Куда М акар телят не гонял.

Москва слезам не верит.

Язык до К иева доведёт.

Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.

Белые ру чк и чужие труды любят.

Какова яблоня, таковы и ябло чк и.

Ложка дёгтя в бо чк у мёда.

Ласто чк а день начинает, а соловей кончает.

Сини чк а – воробью сестри чк а.

Сначала цвето чк и, а уж потом ягодки.

Зимний ветер морозу помо щн ик.

Старый друг лу чш е новых двух.

Правописание слов с ь – показателем мягкости.

Бол ь ше думай, мен ь ше говори.

Смелост ь города берёт.

Осен ь – перемен восем ь .

Бол ь ному всё гор ь ко.

Жит ь – Родине служит ь .

Родина – мат ь , умей за неё постоят ь .

Скучен ден ь до вечера, коли делат ь нечего.

Разделительный мягкий знак.

Б ь ётся как рыба об лёд.

Снегирь зимою поёт, на снег, в ь югу и слякоть.

Здоров ь ю цены нет.

Не игла ш ь ёт, а руки.

Февраль силён метел ь ю, а март – капел ь ю.

Осен ь ю у вороб ь я пир.

Учен ь е – путь к умен ь ю.

Апрельские руч ь и землю будят.

Если зимою в ь юги, то летом – ненаст ь е.

Ветер без крыльев летает.

Где была радуга, там дождь прол ь ётся.

Где хотен ь е – там и умен ь е.

Терпен ь е и труд всё перетрут.

Откладывай бездел ь е. Не откладывай дела.

Всяк кузнец своего счаст ь я.

Маленькое дело лучше большого бездел ь я.

Птице – крыл ь я, а человеку – разум.

Вся сем ь я вместе, так и душа на месте.

Учен ь е – свет, а неучен ь е – тьма.

Повторен ь е – мать учен ь я.

Непроверяемые безударные гласные.

Два м е дведя в одной берлоге живут.

Худ о бед, когда хлеба нет.

Р а ботай до поту, так поешь в охоту.

Без к а пусты щи не густы.

Дорога ложка к о беду.

Слово не в о робей, вылетит, не поймаешь.

На вкус и цвет т о вар и ща нет.

Видит с о бака м о локо, да в кувшине глубоко.

Пустили козла в о г о род.

Не дорог о бед, а дорог привет.

Правда в огне не г о рит и в воде не тонет.

Не мол о т железо куёт, а кузнец мол о том бьёт.

Всякая д о рога вдвоём веселей.

Тяп да ляп не выйдет к о рабль.

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Б о льшой г о ворун – пл о хой работник.

Сядем р я дком да пог о ворим л а дком.

Тогда пл я ши, когда играю.

Утро веч е ра мудренее.

Б е да ум р о дит.

За худой г о л о вой и н о гам не покой.

У страха гл а за велики.

Не на пользу ч и тать коли только в е ршки хв а тать.

Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

О дер е ве судят по пл о дам, а о человеке по его д е лам.

По платью встречают, по уму провожают.

Какие труды, такие пл о ды.

Мороз л е нивого за нос хв а тает, а перед проворным шапку сн и мает.

Дерево с и льно к о рнями, а человек своими трудами.

З е рно в к о л о су, тор о пись сжать п о л о су.

Всякому м и ла своя ст о рона.

Новый год – к в е сне поворот.

Октябрь землю покрыл где л и стом, где сн е жком.

Где птица не л е тает, а своё гн е здо знает.

Парные звонкие и глухие согласные.

Береги но с в большой моро з .

Ко ш ка клубком – на моро з .

В зимний холо д всякий моло д .

Ко ш ка на поро г , а мы ш ка в уголок.

Кто любит тру д , того люди чтут.

Терпенье и тру д всё перетрут.

Сорвать пру т не большой тру д .

В мае дождь – будет рожь.

Пей, ешь, а правду ре ж ь.

Красна яго д ка, да на вкус горька.

Ры б ка мелка, да уха сла д ка.

Бро в ь да глаз рядом живут.

Не тот дру г , кто ме д ком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

На мы ш ку и ко ш ка зверь.

Мё д есть – в улей ле з ть.

Собирай по яго д ке – наберёшь кузовок.

Чтобы ры б ку съесть, надо в воду ле з ть.

Хвост голове не ука з ка.

Хле б – всему голова.

Хле б – батюшка, вода – матушка.

Хрен ре д ьки не слаще.

Мал золотник, да доро г .

По Сеньке ша п ка.

Один с сошкой, а семеро с ло ж кой.

На языке мё д , а на сердце лё д .

Старый дру г лучше новых двух.

Снег глубок - год хорош.

И на нашей улице будет праз д ник.

Ленивому всегда праз д ник.

Зимой со л нце сквозь слёзы улыбается.

Тёплые и звёз д ные ночи в апреле – к урожаю.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Сс ора до добра не доводит.

В осе нн ее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.

Следующая загадка

С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.

ВложениеРазмер
poslovitsy_na_vse_pravila.doc 55.5 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах.

Методическая разработка урока русского языка с презентацией

Конспект урока по русскому языку в 3 классепо теме «ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ЕГО РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ».Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова).

Методическая разработка урока русского языка. Сочинение - рассуждение "В чем красота русской зимы?"

Материал к уроку.

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.).

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе "Имя существительное как часть речи" с презентацией.

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди.

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма.

Предварительный просмотр:

Следующая загадка

Учить детей обнаруживать и квалифицировать орфограммы посредством анализа.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_s_prezentaciey.zip 750.7 КБ

Следующая загадка

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм (С.Ожегов).

Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи (В.Даль).

Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом (С.Ожегов).

Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы: поученье в принятых, ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться (В.Даль).

С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.

Гласные после шипящих.

Делу время – потехе ча с.

Не торопись отве ча ть – торопись слушать.

В чу жи е сани не садись.

Грибы и щу т – по лесу ры щу т.

Ши ла в мешке не утаишь.

Чужи м богат не будешь.

Чу жая душа – потёмки.

Век жи ви – век учись.

Яйца курицу не у ча т.

Жи знь прожить – не поле перейти.

Сам погибай, а товарища выру ча й.

Знания – дело на жи вное.

Голову дер жи в холоде, жи вот в голоде, а ноги в тепле.

На вкус и цвет товари ща нет.

Где с ши то на живую нитку, там жди прорехи.

Держи карман ши ре.

Ча й пить – не дрова рубить.

Конь бе жи т, земля дро жи т.

Дом, как полная ча ша.

Чу деса в решете.

Январь – году на ча ло, зиме – середина.

Соловей с вороной в одном лесу жи вут, да разные песни поют.

Два медведя в одной берлоге не у жи вутся.

Не верь козлу в огороде, а волку в ов ча рне.

Летом проле жи шь, зимой с сумой побе жи шь.

Ехал в К азань, заехал в Р язань.

У лодыря Е горки, всегда отговорки.

Куда М акар телят не гонял.

Москва слезам не верит.

Язык до К иева доведёт.

Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.

Белые ру чк и чужие труды любят.

Какова яблоня, таковы и ябло чк и.

Ложка дёгтя в бо чк у мёда.

Ласто чк а день начинает, а соловей кончает.

Сини чк а – воробью сестри чк а.

Сначала цвето чк и, а уж потом ягодки.

Зимний ветер морозу помо щн ик.

Старый друг лу чш е новых двух.

Правописание слов с ь – показателем мягкости.

Бол ь ше думай, мен ь ше говори.

Смелост ь города берёт.

Осен ь – перемен восем ь .

Бол ь ному всё гор ь ко.

Жит ь – Родине служит ь .

Родина – мат ь , умей за неё постоят ь .

Скучен ден ь до вечера, коли делат ь нечего.

Разделительный мягкий знак.

Б ь ётся как рыба об лёд.

Снегирь зимою поёт, на снег, в ь югу и слякоть.

Здоров ь ю цены нет.

Не игла ш ь ёт, а руки.

Февраль силён метел ь ю, а март – капел ь ю.

Осен ь ю у вороб ь я пир.

Учен ь е – путь к умен ь ю.

Апрельские руч ь и землю будят.

Если зимою в ь юги, то летом – ненаст ь е.

Ветер без крыльев летает.

Где была радуга, там дождь прол ь ётся.

Где хотен ь е – там и умен ь е.

Терпен ь е и труд всё перетрут.

Откладывай бездел ь е. Не откладывай дела.

Всяк кузнец своего счаст ь я.

Маленькое дело лучше большого бездел ь я.

Птице – крыл ь я, а человеку – разум.

Вся сем ь я вместе, так и душа на месте.

Учен ь е – свет, а неучен ь е – тьма.

Повторен ь е – мать учен ь я.

Непроверяемые безударные гласные.

Два м е дведя в одной берлоге живут.

Худ о бед, когда хлеба нет.

Р а ботай до поту, так поешь в охоту.

Без к а пусты щи не густы.

Дорога ложка к о беду.

Слово не в о робей, вылетит, не поймаешь.

На вкус и цвет т о вар и ща нет.

Видит с о бака м о локо, да в кувшине глубоко.

Пустили козла в о г о род.

Не дорог о бед, а дорог привет.

Правда в огне не г о рит и в воде не тонет.

Не мол о т железо куёт, а кузнец мол о том бьёт.

Всякая д о рога вдвоём веселей.

Тяп да ляп не выйдет к о рабль.

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Б о льшой г о ворун – пл о хой работник.

Сядем р я дком да пог о ворим л а дком.

Тогда пл я ши, когда играю.

Утро веч е ра мудренее.

Б е да ум р о дит.

За худой г о л о вой и н о гам не покой.

У страха гл а за велики.

Не на пользу ч и тать коли только в е ршки хв а тать.

Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

О дер е ве судят по пл о дам, а о человеке по его д е лам.

По платью встречают, по уму провожают.

Какие труды, такие пл о ды.

Мороз л е нивого за нос хв а тает, а перед проворным шапку сн и мает.

Дерево с и льно к о рнями, а человек своими трудами.

З е рно в к о л о су, тор о пись сжать п о л о су.

Всякому м и ла своя ст о рона.

Новый год – к в е сне поворот.

Октябрь землю покрыл где л и стом, где сн е жком.

Где птица не л е тает, а своё гн е здо знает.

Парные звонкие и глухие согласные.

Береги но с в большой моро з .

Ко ш ка клубком – на моро з .

В зимний холо д всякий моло д .

Ко ш ка на поро г , а мы ш ка в уголок.

Кто любит тру д , того люди чтут.

Терпенье и тру д всё перетрут.

Сорвать пру т не большой тру д .

В мае дождь – будет рожь.

Пей, ешь, а правду ре ж ь.

Красна яго д ка, да на вкус горька.

Ры б ка мелка, да уха сла д ка.

Бро в ь да глаз рядом живут.

Не тот дру г , кто ме д ком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

На мы ш ку и ко ш ка зверь.

Мё д есть – в улей ле з ть.

Собирай по яго д ке – наберёшь кузовок.

Чтобы ры б ку съесть, надо в воду ле з ть.

Хвост голове не ука з ка.

Хле б – всему голова.

Хле б – батюшка, вода – матушка.

Хрен ре д ьки не слаще.

Мал золотник, да доро г .

По Сеньке ша п ка.

Один с сошкой, а семеро с ло ж кой.

На языке мё д , а на сердце лё д .

Старый дру г лучше новых двух.

Снег глубок - год хорош.

И на нашей улице будет праз д ник.

Ленивому всегда праз д ник.

Зимой со л нце сквозь слёзы улыбается.

Тёплые и звёз д ные ночи в апреле – к урожаю.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Сс ора до добра не доводит.

В осе нн ее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.

Исти нн ую цену розе знает лишь соловей.

Весе нн ий день год кормит.

Ленивому каждый день су бб ота.

Предлоги и приставки.

Скромность всякому к лицу.

Совесть без зубов, а гложет.

Сорока на хвосте при несла.

Без труда нет плода.

День на минуту, болтовни на час.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Жизнь прожить, не поле перейти.

За молчал, как воды в рот на брал.

Легко сказать, да тяжело с делать.

Снегирь под окном чирикает, к от тепели.

Февраль и теплом при ласкает, и морозом от дубасит.

Это ещё вилами на воде на писано.

Одна пчела не много мёда на таскает.

Рано пташечка за пела, как бы кошечка не с ъела.

Белый свет не клином со шёлся.

Ум за разум зашёл.

По дал ручку, да под ставил ножку.

Легко чужими руками жар за гребать.

Нашла коса на камень.

Разделительный твёрдый знак.

Лето собирает, а зима с ъ едает.

Ветер снег с ъ едает.

С ъ ел бы пирог, да в печи сжёг.

Чтобы рыбку с ъ есть, надо в воду лезть.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу с ъ ел.

Правописание существительных с шипящими на конце.

Белый лебедь серому не товари щ .

Сытый голодному не товари щ .

Будет день – будет и ночь.

Всякая ве щь хороша на своём месте.

Здоровому вра ч не нужен.

Как в мае дождь – так и будет ро жь .

Даст небо дождь, а земля ро жь.

Ло жь человека не красит.

Летом свет во всю но чь .

Правописание не с глаголами.

Не спеши языком, торопись делом.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.

Ссора до добра не доведёт.

С огнём не шути и воде не верь.

По снегу грибы не ищи.

Всех сластей не переешь, всех нарядов не переносишь.

Где не бывал, о том не сказывай.

Не хвастай силой, не хвались умом.

Семеро одного не ждут.

Падежные окончания существительных.

При солнышк е тепло, при матер и добро.

На чужой сторонушк е рад своей воронушк е .

Птица рада весне, а младенец - матер и .

Не грози щук е морем.

Чему научишься в молодост и , пригодится в старости.

Кто мечтает о побед е , тот не думает о смерт и .

Друг познаётся в опасност и .

Горьк ая правда лучше сладк ой лжи.

Держись стар ого друга.

Стар ый друг лучше нов ых двух.

Мал ое слово большую работу творит.

Чёрн ая земля золотую рожь родит.

Книга для ума – что тёпл ый дождь для всходов.

Утренн яя роса – добр ая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.

Дождлив ое лето хуже осени.

Зима снежн ая – лето дождлив ое .

Маленьк ое дело лучше безделья.

На труслив ого человека всегда собак много.

Хорош ие речи приятно слушать.

Глаголы на – тся, ться.

Грамоте учи ться всегда пригоди тся .

Учи ться никогда не поздно.

С умным человеком разговаривать, что мёду напи ться.

Надо беречься, чтобы не обжечься.

Волков боя ться – в лес не ходить.

Где тонко, там и рвё тся.

Слухами земля полни тся .

Пуганая ворона куста бои тся .

В тихом омуте черти водя тся .

Любишь ката ться, люби и саночки возить.

Без слов дом не строи тся, без пословицы речь не молви тся .

Безударные личные окончания глаголов.

Доброе слово само себя хвал ит .

Правда глаза кол ет .

Труд человека корм ит , а лень порт ит .

Своя ноша не тян ет .

Кто не се ет , тот не жнёт.

Улитка едет, когда-то буд ет .

Сытый голодного не разумеет.

Вид ит око далеко, а ум ещё дальше.

И сила уму уступа ет .

Много вид ит , да мало слыш ит .

Язык без костей, что хоч ет , то и лопоч ет .

Мягко стел ет , да жёстко спать.

Перо пиш ет , а ум вод ит .

Одним ухом спит, другим слыш ит .

Друг спо рит , а враг поддакива ет .

Сладким портят, а горьким леч ат .

Трус погиба ет , а храбрый побежда ет.

Глаголы 2 лица единственного числа.

Баснями сыт не буд ешь .

Без беды друга не узна ешь .

Без труда не вытащ ишь и рыбку из пруда.

Напиш ешь пером, не выруб ишь топором.

Тише едешь, дальше буд ешь .

Не поклоняясь до земли и грибка не подым ешь .

Что посе ешь , то и пожн ёшь .

Близок локоть, да не укус ишь .

Слезами горю не помож ешь .

Одной рукой и узла не завяж ешь .

Кашу маслом не испорт ишь .

За чужим погон ишь ся, своё потеря ешь .

Слышал звон, да не зна ешь где он.

Шутку люб ишь над Фомой, так люби и над собой.

Упуст ишь время – потеря ешь час.

В решете воду не удерж ишь .

Конь вырвется – догон ишь , а слово сказанное не ворот ишь .

Читайте также: