Он был седьмым не так был знаменит его отец как была знаменита его мать загадка

Обновлено: 22.11.2024

Если вы немного заскучали, мы предлагаем вам отличную тренировку мозга.

Несколько простых загадок, чтобы поразмыслить на досуге.

Иногда ответ находится прямо перед носом, а порой его приходится долго искать.

Следующая загадка

Чтобы узнать о человеке, порой достаточно одного события, слова, но можно ли описать человека на этих основаниях на самом деле? Многие знают, что Гагарин был первым человеком в космосе, но каким он был в жизни, хорошим ли он был другом, сыном, коллегой по работе? Многие знают про Агне́с Го́ндже Бояджи́у, но знают ли на самом деле, что происходило вокруг этой женщины, была ли она на самом деле святой или её методы были далеки от гуманных? Да ведь практически никто и не знает её настоящее имя, а только прозвище - мать Тереза. Да и в наших жизнях много людей, которые в нашем сознании существуют лишь в виде ярлыков, а ведь каждый человек - это глубокий колодец, вычерпать который под силу только Всевышнему, Творцу всего сущего.

В книгах Священного Писания есть множество людей, имени которых мы даже не знаем. Например, неизвестно имя жены Ноя и имена жён его сыновей, хотя это женщины, от которых произошло всё современное человечество. Мы не знаем, как родители назвали Моисея при рождении, если вообще имя было дано, мы не знаем имена волхвов, посетивших Младенца Иисуса и имена разбойников, которые были распяты по правую и по левую сторону от Него. В то же время, есть в библейских текстах такие люди, которые только упоминаются по имени, есть те, о которых сказано несколько слов - и всё! И это вполне объяснимо - Библия не является исторической книгой в современном понимании этого слова, одни и те же события там могут быть описаны с разных сторон, что порождает критику в ошибочности Писания. Но дело вовсе не в этом, Библия безошибочна, потому что богодухновенна, а люди или события, описанные в ней, упоминаются лишь в той мере, чтобы раскрыть её главную цель. А это - спасение человека через заместительную жертву Иисуса Христа, Евангелие благодати, которое оправдывает грешника через праведную жизнь Спасителя. Но даже про Его жизнь сказано далеко не всё, хотя казалось бы. Апостол Иоанн прямо пишет, что не описано многое, что сотворил Иисус перед учениками, чудеса, которые Он творил, слова, которые Он говорил. Но то, что есть, написано ради обретения веры в Сына Божия и обретения вечной жизни вместе с верой в Него.

Есть один человек, о котором бы особенно хотелось узнать больше, потому что его судьба уникальна. Вокруг его личности написано много околобиблейской литературы - мифы, предания, рассуждения святых людей. Но в самой Библии он вскользь упоминается лишь в 4-х книгах - в одной упоминается лишь его имя в генеалогическом списке, в другой информация о родственниках чуть более полна, в третьей цитируется апокрифическая книга, авторство которой приписывается ему. Наконец, в четвёртой упоминание о нём связывается с проявлением веры, результатом которой стало свидетельство, что он угоден Богу, что и проявилось в уникальном даре, который он получил. Начнём с этого текста, а затем посмотрим и на другие:

"Верою Енох переселён был так, что не видел смерти ; и не стало его, потому что Бог переселил его.

Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство , что угодил Богу.

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт "

(Послание к Евреям 11:5-6)

Вознесение Еноха Вознесение Еноха

Многие читали шестой стих, который является ключевым в первой части 11-й главы Послания к Евреям, где даётся определение веры ( ". осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. " ), а потом на примере патриархов показывается как вера проявлялась в их жизни. Но по какой-то причине этот стих цитируется в отрыве от того, чья жизнь явилась воплощением этой мысли - праведника Еноха. Он является одним из трёх упоминаемых в этой главе людей, которые жили до потопа - Авель, Енох и Ной. Авель был первым мучеником за веру, Ной умер по естественным причинам, но Енох был единственным, кто "не видел смерти", потому что был "переселён". Одному Богу известно, куда был переселён этот праведник, это слово употребляет только автор Послания к Евреям, говоря о перемене священства и закона (7:12), а также об изменении всего мироустройства ("неба и земли") в конце времён (12:27). То есть, это перемещение или переселение было каким-то радикальным изменением. Вторым человеком, о котором Библия говорит в таком же ключе, является Илия, который на глазах у своего ученика Елисея был поднят на небо в огненной колеснице (4Цар.2). Енох жил в самую первую эпоху человеческой истории, которую в Послании к Евреям ограничивают Авраамом, вторая эпоха длится от Авраама до пророков, то есть, фактически до пришествия Иисуса Христа.

Но и в этом списке, как и в другом, который мы рассмотрим далее, Енох выбивается из общего ряда: Авель получил свидетельство своей праведности, Ной получил откровение о грядущем потопе, Авраам получил призыв пойти в землю обетованную, Сарра получила силу, чтобы забеременеть. Но Енох угодил Богу просто верой, в то время как другие герои получили некоторые дары или осуществили некоторые действия, чтобы проявить свою веру. Его судьба похожа на судьбу Авеля, только этот праведник за свою веру получил смерть, а Енох наоборот избежал смерти. Первый христианский мученик Стефан пошёл по пути Авеля, свидетельствуя о своей вере, что привело в ярость его современников, которые побили его камнями. Некоторые считают, что апостол Иоанн подобно Еноху не увидел смерти, а был вознесён на небо, такую же судьбу приписывают и Богородице, но доподлинно это неизвестно, хотя и вполне вероятно. Мы же оставим на заметку следующую мысль: для того, чтобы угодить Богу, не нужны дела - достаточно веры в Бога и Его благое воздаяние тем, кто Его ищет.

Далее посмотрим на две родословных из Ветхого и Нового Заветов:

"Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали ,

Сын Иосифов. Мафусалов, Енохов, Иаредов. Адамов, Божий"

(Евангелие от Луки 3:23-38)

Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.

По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.

Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.

Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала.

И ходил Енох пред Богом , по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей.

Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.

И ходил Енох пред Богом ; и не стало его, потому что Бог взял его .

Чем отличаются родословия у евангелистов Матфея и Луки? Во-первых, Лука начинает с Иосифа, которого ошибочно считали отцом Иисуса и ведут линию назад до Адама, добавляя эпитет "Сын. Божий", Матфей начинает с Авраама и поднимается к Христу. Во-вторых, Матфей упоминает не только непосредственных предков, но некоторые дополнительные подробности (например, братьев). В-третьих, Матфей упоминает пятерых женщин - Фамарь, Рахаву, Руфь, "бывшую за Уриею" (Вирсавию), Марию, а Лука ни одной. Наконец, есть некоторые различия в именах, о которых лучше поговорить отдельно. Почему Матфей останавливается на Аврааме, а Лука доходит до начала творения, вполне очевидно - Авраам является отцом израильского народа, а Матфей пишет как раз для евреев. Лука же пишет для всех народов, которые могли быть не в курсе всей истории, описанной в Пятикнижии Моисеевом.

Но в свете рассмотрения жизни Еноха важно то, что задолго до того, как был выбран народ Божий, были люди, которые верили в Бога и стали предками Христа не только в физическом, но и в духовном смысле. Но посмотрим на место Еноха в книге Бытие и его жизнь среди других патриархов древнего мира.

Как можно увидеть из графиков, Енох родил своего сына, Мафусала, в том же возрасте в каком его дед родил его отца - в 65 лет. Дни жизни Еноха совпадают с количеством дней в году - 365, а сам он был "седьмым после Адама" по числу дней недели. Сын Еноха, самый долгоживущий из всех людей, описанных в Библии, умер в тот же год, что и начался потоп, пережив на 5 лет своего сына Ламеха. Чисто теоретически Енох мог видеть всех потомков Адама и самого первого человека, его правнук Ной родился уже после смерти Адама. Енох находится между двумя долгожителями - отцом Иаредом, который прожил 962 года, и сыном Мафусалом, который прожил 969 лет, даже Ной, переживший потоп проживёт "всего" 950 лет. Если заглянуть в 4-ю главу книги Бытие, где говорится о потомках Каина, то можно увидеть удивительные совпадения в именах потомков Каина с именами потомков Сифа: Каин - Каинан, Енох, Мафусал, Ламех есть в обоих родословных, а также Енос у Сифа, Малелеиль - Мехиаель, Ирад - Иаред, Ноэма и Ной. По всей видимости потомки этих двух родов каким-то образом имели контакты друг с другом, возможно, называли детей в честь предков друг друга.

Енох и Илия Енох и Илия

Но самое главное в этом родословии то, что все люди, упомянутые в ней, умерли, фраза "и он умер" повторяется после каждого имени, но только про Еноха сказано что-то другое - "Бог взял его". Это то же самое, что в Послании к Евреям описывается как "переселение", но очевидно, что это не была смерть. А самое загадочное - что означает дважды повторённая фраза - "ходил Енох пред Богом". Стоит отметить, что перед Богом (Элохим) ходил Ной (Быт.6:9), Авраам и Исаак (Быт.48:15), а Сам Бог ходил среди людей с самого начала творения. Что же такого сделал именно Енох, что в своём хождении угодил Богу? Видимо, эта тайна осталась между ними, мы же можем только гадать об этом. Но очевидно, что это не было что-то сверхъестественное, недоступное какому-либо человеку. Можно даже предположить, что Енох и Илия не единственные, кто не увидел смерти, и у каждого есть этот шанс. Из родословных можно вынести следующее: святые люди - это не те, кто обладает какими-то сверхъестественными способностями или кто сильно отличается по своему образу жизни от всех остальных, поэтому каждый может стать святым при желании и вере.

В заключение рассмотрим самый загадочный текст про Еноха, который находится в одной из наименее известных книг Нового Завета - в Послании Иуды:

"О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря:

«се, идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих —

сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах,

которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах,

которые произносили на Него нечестивые грешники"

Первое, что смущает некоторых в этом тексте, - это то, что Иудой цитируется книга Еноха ( ссылка ), апокриф III в.до н.э., который никак не мог быть написан Енохом, а здесь прямо говорится "пророчествовал и Енох, седьмый от Адама. " Второе, что кажется неточностью - это то, что в книге Еноха говорится о суде над нечестивыми людьми в конце времён, а Иуда пишет о лжеучителях, которые развращают христианские общины в его время. Однако, не всё так сложно, как кажется.

Иуда цитирует не только книгу Еноха, он также цитирует "Успение Моисея" о споре диавола с Михаилом Архангелом по поводу тела Моисея. История про ангелов, которые сошли на землю, чтобы стать подобными людям, научили людей воевать, а женщин использовать косметические процедуры, упоминается в книге Еноха. Вполне вероятно и то, что слова, которые здесь приписываются Еноху, действительно были им произнесены и сохранились через иудейские предания и другие околобиблейские источники, их цитирует Моисей (Втор.33:2), потому что они стали расхожей фразой, приписываемой этому праведнику. Святой Иуда пишет о людях, которые использовали благодать Божью для своего распутства, а примеры Содома и Гоморры и апокрифических книг, видимо, были самыми известными примерами такого поведения. В конце концов, для библейских авторов не так важна фактическая точность или авторство: например, отцом могли называть просто предка, который фактически был на несколько поколений раньше, могли округлять некоторые цифры до каких-то символических величин, в разных книгах описывать одно и то же событие по-разному, делая определённые акценты.

Енох здесь скорее символ проповедника правды и суда Божия над теми, кто восстал против Господа, чем реальный человек. Из небольшого объёма библейской информации и огромного массива апокрифической литературы был создан образ, притча, которая, возможно, имеет мало общего с личностью Еноха, но всё-таки он является выдающимся человеком веры, и его пример может многому научить. Поэтому из последнего рассматриваемого сегодня текста мы вынесем такую практическую мысль: наша жизнь может стать хорошим примером для других людей, если мы не будем угашать огонь Духа Божия внутри нас.

Итак, Енох, седьмой от Адама, человек-загадка, который по какой-то неизвестной нам причине так угодил Богу, что не увидел смерти и был перенесён куда-то в лучшие обители Творцом. Он был таким же как и любой из нас, но своим хождением с Богом и крепкой верой порадовал Небесного Отца, он веровал в любящего и справедливого Бога, и не был разочарован, он, как яркая звезда на тёмном небосклоне, явил пример для всех ищущих Всевышнего.

Автор: Марат Загидуллин ( Facebook . @MaratZa в Telegram)

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь, подписывайтесь на канал , поддержите проект.

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" ( ссылка ), "Отче наш" и "Боже мой" ( ссылка ); "Исполнение пророчеств" ( ссылка ); "Что делать, когда тебе тяжело?" ( ссылка ); "Ночи в вечности не будет" ( ссылка ); "Не введи нас в искушение. " ( ссылка ); "Удивительный псалом 117" ( ссылка ).

Следующая загадка

При упоминании его имени почти у всех сразу возникает в уме картина Ильи Репина "Иван Грозный убивает своего сына". Большинство людей совершенно не знают о царевиче ничего другого, даже того, за что он был убит.

Знаменитая картина И. Репина. Знаменитая картина И. Репина.

Хотя, в последнее время вопрос о его убийстве снова поставлен под сомнение современными историками. Я попробовал сам найти хоть что-нибудь проливающее свет на личность прямого наследника Ивана Грозного.Родился царевич в 1554 году от брака царя с первой женой Анастасией Романовой. Его крестил сам митрополит Афанасий. Свое имя царевич получил в честь святого Иоанна Лествичника, который был его покровителем, а не Иоанн Предтеча, как у Ивана Грозного. В те времена это имело большое значение, и поэтому, говорить о том, что его назвали в честь отца, все же не стоит.

Анастасия Романова. Мать царевича Ивана. Анастасия Романова. Мать царевича Ивана.

Иван Грозный готовил его в наследники. Поэтому, царевич сопровождал его в походах, принимал участие в управлении страной, в приёмах иностранных послов, но реального влияния на эти события не оказывал. Известно, что во времена опричного похода на Новгород, царевич Иван был с отцом. Есть сведения, что он командовал одним из отрядов, который проводил массовые казни и репрессии в Твери. Эти события произошли в 1569-1570 годах, то есть, Ивану Ивановичу уже исполнилось пятнадцать лет, вполне зрелый возраст в те времена. Об этих событиях пишут в своих мемуарах немцы, бывшие опричники: Генрих Штаден, Элерт Краузе и Иоганн Таубе. В последнее время звучат голоса, что немцы оклеветали царя Ивана и русскую историю.

Царь Иван Грозный с сыном на прогулке. Царь Иван Грозный с сыном на прогулке.

Но, если задуматься, то получается, что бывшие опричники все же писали правду. Их воспоминания были опубликованы независимо друг от друга.

Да и писали они о событиях, в которых сами принимали непосредственное участие, то есть, рассказывали о своих преступлениях. Так что, скорее всего они еще и многое утаивали.

Опричник. Опричник.

Известно что в 1574-1575 годах, после смерти польского короля Сигизмунда (Жигмонта) Ягелолона, царевич Иван был одним из претендентов на корону Польши. Его поддерживали русские дипломаты и православные магнаты Речи Посполитой. Победил венгр Стефан Баторий, поддерживаемый Турцией. Это было крупное поражение политики Ивана Грозного, приведшее в итоге к поражению в Ливонской войне. Польские магнаты противились избранию русского царевича, опасаясь как раз его крутого нрава.

Известно, что в 1579 году Иван написал житие, службу и похвальное слово святому Антонию Сийскому. Музыка была сочинена им лично. То есть, царевич обладал некоторыми талантами.

Женат он был трижды. Первый раз на Евдокие Сабуровой, второй на Феодосии Соловой, третий на Елене Шереметьевой. Всех трех ему выбрал в супруги лично сам Иван Грозный. И все трое оказались бесплодными, хотя это уже заставляет задуматься над тем, что, а был здоров сам царевич? Сабурову и Соловую царь Иван Грозный насильственно постриг в монастырь. Современник дьяк Иван Тимофеев причиной этого называет личный гнев царя.

Иван Грозный. Иван Грозный.

И вот, сейчас мы подходим к самому интересному моменту. В 1581 году сам Иван Грозный пишет своим ближним людям боярину Н. Р. Захарьину-Юрьеву и думному дьяку А. Я. Щелканову, что он не может приехать в Москву из-за болезни сына.

Чем же болел царевич Иван? И откуда взялась версия об убийстве его отцом?

В это время в Москве находился папский легат иезуит Антонио Поссевино. Он прибыл с целью установления мира после Ливонской войны. Именно он, практически один, пишет о том, что царевич был убит Иваном Грозным.

Иезуит Антонио Поссевино. Иезуит Антонио Поссевино.

По его версии это было так.

"Третья жена сына Ивана как-то лежала на скамье, одетая в нижнее платье, так как была беременна и не думала, что к ней кто-нибудь войдет. Неожиданно её посетил великий князь московский. Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно было успокоить. Князь ударил её по лицу, а затем так избил своим посохом, бывшим при нём, что на следующую ночь она выкинула мальчика.

В это время к отцу вбежал сын Иван и стал просить не избивать его супруги, но этим только обратил на себя гнев и удары отца. Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом. Перед этим в гневе на отца сын горячо укорял его в следующих словах:

«Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве».

Антонио Поссевино, «Исторические сочинения о России».

Противники этой теории утверждают, что Поссевино клевещет. Так ли это?

Начнем с того, что он был иезуитом. А этот Орден обладал хорошо налаженной агентурной сетью во всем мире. И поэтому, Поссевино мог иметь информаторов при московском дворе. Кроме того, по одному из условий мира, православная церковь должна была принять унию и объединиться с католической. Не в интересах Рима в это время было злить царя Ивана. Так что, утверждение папского легата, скорее всего соответствует истине.

Русские источники об убийстве молчат. Но, извините меня, в стране правил тиран, установивший жуткий террор, казнивший за малейшее несогласие всех оппозиционеров, причем с семьями и детьми. Кто мог сказать правду и остаться живым?

Современные же российские историки договорились уже до того, что это сам Антонио Поссевино отравил царевича Ивана, да и самого Грозного. А картину Ильи Репина сейчас хотят спрятать от всеобщего обозрения. Самого же Грозного постоянно пытаются канонизировать (. ).

Маковский. Смерть Ивана Грозного. Маковский. Смерть Ивана Грозного.

В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля было произведено вскрытие гробниц царя Иоанна Васильевича и царевича Иоанна Иоанновича. Последовавшие достоверные исследования, медико-химические и медико-криминалистические экспертизы частных останков царевича показали, что в 32 раза превышено допустимое содержание ртути, в несколько раз мышьяка и свинца. Главный археолог Кремля, доктор исторических наук Т. Д. Панова пишет: «… с чем связано такое повышенное содержание (мягко говоря) ртути, мышьяка, да и свинца — остается только гадать».

Ртуть в те времена называлась живым серебром. Открытые сосуды с нею держали в жилых покоях, считалось что это весьма полезно для здоровья.

Мышьяк и свинец. Об этом пока можно только предполагать. Возможно последние Рюриковичи принимали какие-то минеральные яды в малых дозах, чтобы выработать иммунитет от отравления. Не стоит и забывать и о том, что рядом с ними находился молодой, но весьма искушенный в интригах боярин Борис Годунов, будущий царь.

Царь Борис Годунов. Царь Борис Годунов.

Только что я написал об исследовании останков царевича Ивана. Казалось бы, чего проще. Есть череп, исследуйте. К сожалению череп, найденный при вскрытии захоронения Ивана Ивановича, был в очень плохом состоянии из-за распада костной ткани. По этой причине антрополог Михаил Герасимов, сделавший скульптурный портрет Ивана Грозного и Федора Иоанновича, не смог создать реконструкцию по черепу царевича Ивана.

К тому же, Иван Грозный мог и не наносить открытую рану. Сильным ударом посоха легко вызвать кровоизлияние, приведшее к смерти.

Некоторые русские источники говорят, что царевич перед смертью болел одиннадцать дней.

Со смертью Ивана, можно сказать, династия Рюриковичей прервалась. Это был единственный, дееспособный наследник Грозного. Только что дало бы его правление? Увы, скорее всего, продолжение террора.

Воцарившийся после смерти Грозного Фёдор был слабоумен. Высокий, худой, с маленькой головой на сутулых плечах, он проводил все свои дни в молитвах и постах. Правил за него Борис Годунов.

Негрозный сын грозного царя Фёдор Иванович. Негрозный сын грозного царя Фёдор Иванович.

Младший сын Ивана Грозного, Дмитрий, был рождён от седьмого (. ) брака, не признанного церковью, и никак не мог рассматриваться в качестве претендента на престол. Несчастный случай оборвал жизнь и этого, незаконнорождённого потомка царя Ивана.

Смерть царевича Дмитрия. Последнего сына Ивана Грозного. Смерть царевича Дмитрия. Последнего сына Ивана Грозного.

Что остаётся добавить? История довольно тёмная и полна загадок. И всё же.

Следующая загадка

Пропаганда КНДР может праздновать большую победу – она получила основания заявить, что Северная Корея вошла в очень узкий клуб стран, имеющих гиперзвуковое оружие. По крайней мере, об этом свидетельствует недавнее испытание новой северокорейской ракеты. Однако целый ряд признаков говорит, что с этой ракетой не все так просто – в том числе с точки зрения интересов России.

Официальный печатный орган Трудовой партии КНДР – газета «Нодон синмун» объявила об успешном испытании ракеты «Хвасон-8» с гиперзвуковым боевым блоком. «Хвасон-8» представляет собой баллистическую ракету средней дальности (БРСД). В качестве полезной нагрузки заявлен управляемый боевой блок, который и назван «гиперзвуковым».

Фото, которое опубликовала КНДР, дает минимум информации, однако показывает нам двигатели этой ракеты (видно по выхлопу). Они там установлены аналогично ракетам «Хвасон-12» и межконтинентальной «Хвасон-14». «Хвасон-12» – это БРСД, которую американцы называют «убийцей Гуама», так как она «достает» этот остров с территории КНДР. Дальность «Хвасон-12», по разным оценкам, составляет от 4500 до 6000 километров, и в последнем случае она «достает» север Австралии и часть Аляски. Россию, кстати, накрывает почти всю. Если это сходство подтвердится, то это будет означать, что у «Хвасон-8» может быть сравнимая дальность как с первой ракетой, так и со второй.

Намного меньше известно о боевом блоке – том самом, который назван гиперзвуковым. На опубликованном фото силуэт с явно видимыми аэродинамическими плоскостями. Но невозможно по нему понять точно, что это: обычная головная часть боевой ракеты с, говоря по-простому, крылышками, или же это полноценный глайдер – планирующий гиперзвуковой боевой блок, способный осуществлять управляемый полет и маневрировать на гиперзвуковых скоростях. Возможности ракеты в этом случае будут сильно отличаться.

Гиперзвук или хайп?

Тема гиперзвукового оружия сегодня – это модно и стильно. Однако надо понимать, о чем идет речь. Еще десять лет назад в инженерно-конструкторском сообществе было принято считать за гиперзвуковую только такую ракету, которая может осуществлять горизонтальный полет с гиперзвуковыми (более пяти «звуков») скоростями.

Сегодня эта трактовка намного шире. Помимо описанных выше ракет, к которым относится российская ракета «Циркон» и американские экспериментальные Boeing X-51 Waverider и недавно слетавшая экспериментальная ракета HAWC, появились еще ракеты с набором скорости в снижении, например, российский «Кинжал» или будущая американская ракета AGM-183 ARRW. А также не имеющие двигателя глайдеры – планирующие блоки, способные выполнять управляемый полет и маневрировать в атмосфере на гиперзвуковых скоростях. К ним относятся российский «Авангард», глайдер китайской системы «Великий поход-17», известной под английским названием DF-17 (Dong Feng), и американский гиперзвуковой блок C-HGB.

Северокорейцы заявили, что их изделие относится к последней группе. Что если это правда? Глайдер может «проскочить» между зонами поражения тактических систем противовоздушной обороны и противоракетной обороны театра военных действий, пролетев в тех диапазонах высот, где одни еще не работают, а другие уже не работают. Еще одним плюсом глайдера является возможность отклониться от баллистической траектории, что делает его курс непредсказуемым.

И, конечно, есть и политический момент – КНДР теперь может похвастаться тем, что в создании новых военных технологий идет «ноздря в ноздрю» с США и лишь немногим уступает Китаю. Ну и состоит в том же клубе, что и Россия, хотя до России, конечно, им все очень далеко пока.

Однако возможность КНДР создать такой летательный аппарат вызывает массу вопросов. Прежде всего, глайдер – это не только управляющие аэродинамические плоскости. Это, например, конструкционные материалы, которые должны выдерживать огромные температуры и быть достаточно легкими для летательного аппарата.

Во-вторых, встает вопрос с наведением. У «больших» игроков есть возможность использовать инерциальные навигационные системы, не зависящие никак от внешних источников информации, есть возможность использовать астрокоррекцию, есть возможность совместить одно с другим. Это может и КНДР. А вот необходимых радиолокационных систем прицеливания, собственных военных навигационных спутников у КНДР нет.

Все это делает применение северокорейского глайдера непростым делом – Россия, Китай и США имеют в разы больше разных инструментов, которые могут применяться для наведения на цель на конечном участке траектории. Опять же это заставляет предположить, что глайдер (если это глайдер) будет применяться только в варианте с ядерной боевой частью – тогда его возможности по преодолению ПРО оказываются важными, а относительно низкая точность не принципиальна.

На эту тему

Да и без этих факторов создание подобного изделия – дело сложное. Тот же «Авангард» начали делать еще в СССР. Гиперзвуковые программы ведущих стран мира стоят на огромном научно-техническом заделе, который создавался десятки лет. Есть ли таковой у КНДР? Скорее нет, чем да.

Если же мы предположим, что КНДР глайдер не осилила, то тогда можно предположить следующее. Это может быть не глайдер, а вспомогательная система управления вполне себе обыкновенным баллистическим боевым блоком. Грубо говоря, просто «голова с крылышками», благодаря которой боевой блок может подруливать, компенсируя отклонение от цели. Такие системы в странах третьего мира не новость, «голову с крылышками» много лет назад испытывали иранцы, которые очень плотно взаимодействуют с КНДР в своей ракетной программе. Но тогда это не гиперзвук даже формально. Просто потому, что хотя боевой блок и падает на цель с гиперзвуковыми скоростями, он гиперзвуковым оружием не является, иначе все баллистические ракеты пришлось бы так называть.

Кроме того, если подруливание производится под управлением какой-то системы наведения, то блоку придется еще и тормозить, как это делал боевой блок ракеты «Першинг-2», чтобы успеть опознать цель и скорректировать курс. Тогда скорость снижения на последних километрах будет не гиперзвуковой, а сверхзвуковой, причем небольшой – два-три «звука». Это тоже неплохо, так по крайней мере обеспечивается высокая точность, но это даже близко не гиперзвук. И в этом случае новая северокорейская ракета вполне может применяться и для неядерных «хирургических» ударов, что может быть очень полезно в некоторых случаях.

И вот на этой развилке стоит поднять вопрос, который к самой КНДР относится весьма косвенно.

Загадочный прорыв

КНДР – бедная страна со слабой экономикой, полностью отрезанная от возможностей по обмену научно-технической информацией с другими странами, находящаяся под санкциями буквально на все. Длительное время их технический уровень в ракетостроении был весьма низким.

Но в последние десятилетия они сделали феноменальный рывок. Свой северокорейский аналог зенитного комплекса С-300, свой северокорейский аналог ракетного комплекса «Искандер», межконтинентальная баллистическая ракета, целое семейство ракет средней дальности. В крылатых ракетах такой же прогресс – недавно КНДР испытала крылатую ракету большой дальности, и по ее компоновке четко видно, что это аналог «Томагавка» или «Калибра», то есть малогабаритная ракета с турбореактивным двигателем. А ведь еще пять лет назад их крылатые ракеты базировались на советских технологиях в лучшем случае 60-х годов. И вот – ракета «Хвасон-8», которая, возможно, несет глайдер.

Встает вопрос: откуда все это? Откуда в нищей КНДР, где еще пятнадцать лет назад нормой был голод, такие технологии в области конструкционных материалов? Да хотя бы откуда у них турбореактивный двигатель для крылатой ракеты? С Украины? Ну ладно, а остальное все откуда? Откуда радиолокаторы для управления зенитно-ракетными комплексами и технологии их производства?

Возникает такое чувство, что КНДР кто-то здорово накачивает технологиями. Что важно, технологиями, похожими на российские. И если глайдер окажется действительно глайдером, то это очень серьезный повод задуматься. Ведь в таком случае есть признаки того, что в КНДР «утек» задел из тематики «Авангарда», по конструкционным материалам по крайней мере. Впрочем, задел именно для глайдера они могли «подрезать» и у китайцев.

Если предположить, что эти вещи следствие какой-то российской операции по взращиванию «бойца» в Азии для каких-то российских внешнеполитических целей, то проблем нет – нераспространение нераспространением, но своя рубашка ближе к телу, извините. А вот если никакой такой операции нет, то российским спецслужбам пора задуматься о том, что происходит. У северокорейского ракетного чуда вполне может быть основа, которую мы не собирались им давать. Может быть, стоит искать утечку. Или, по крайней мере, получить твердые доказательства того, что источником северокорейского чуда является Китай, а не несанкционированный доступ к российским разработкам.

Даже если в итоге это окажется не глайдер, а «голова с крылышками».

Читайте также: