Окружающий нас мир интересно познавать его тайны и загадки мы готовы разгадать

Обновлено: 04.11.2024

1. Познакомить с понятиями: племена, вече, славяне. Формировать знания о том, “как начиналась Древняя Русь”.

2. Развивать диалогическую речь.

3. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, осознания причастности ко всему, что происходит в Отчизне.

Ход урока

I. Организационный настрой.

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

II. Повторение

а) Важное условие здоровья и хорошего самочувствия – выполнение режима дня.

б) Все, что находится вокруг тебя, на нашей планете Земля: природа, люди, среди которых ты живешь, предметы их труда – это окружающий мир.

в) Людей, живущих в одно время, примерно одного возраста называют … поколением.

г) В старину членов семьи называли домочадцы.

д) Кроме питательных веществ, организму требуются витамины. При их недостатке организм слабеет, человек быстро устает, плохо выглядит.

III. Обсуждаем

1. а) Чтение учителем статьи, с.22 из книги (см. книгу Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова “Наша Родина в прошлом”, беседы по истории России (иллюстрации).

б) Чтение деловой статьи учащимися по учебнику, с.54 (самостоятельно).

  • Как называют предков русских людей? (славяне)
  • Как называют объединения, в которых жили славяне? (племена)
  • Где решали славяне все свои важные дела / Как называлось общее собрание? (вече)

2. Первые русские князья.

а) Чтение статьи учителем “Какой была Русь”, с.28. (Наша Родина в прошлом)

б) Кто правил на Руси: карта Древней Руси, с. 30-31.

в) Рассмотрим иллюстрации на с.32.

г) Чтение учащимися вслух, с.54-55 (Окружающий мир).

д) Предание о Княгине Ольге, с.33 (Наша Родина в прошлом).

е) Самостоятельное чтение деловой статьи “Князь Олег”, с.55-56 (Окружающий мир).

V. Работа в тетради №1.

1. С.36 № 63, работа в парах.

Рюрик 1
Олег 2
Игорь 3
Ольга 4

VI. Д\з.

Задать по 1-2 вопроса к деловой статье.

1. 1р – Первые русские князья, с.54-55.
2р – Князь Олег, с.55.
3р – Князь Игорь, с.55-56.

VII. Итог.

  1. Первым русским князем стал Рюрик.
  2. После Олега стал княжить Рюрик.
  3. Народ очень любил князя и очень жалел, когда умер храбрый князь Олег.
  4. Все важные вопросы славяне решали на общем собрании- вече.

Урок 2

Тема: О занятиях славян.

1. Дать представления о занятиях славян, ввести понятие трапеза, познакомить с трудом в сельской местности и городах селян, ввести прием ТРКМ “Инсерт” (маркировку текста условными значками).

2. Развивать креативное мышление, монологическую и диалогическую речь.

3. Воспитывать уважение к людям труда и желание трудиться.

Ход урока

I. Организационный настрой.

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

II. Проверка домашнего задания.

1. Учащиеся задают вопросы к деловым статьям.

2. Проверка выполнения заданий № 45,46 на с.29.

III. Повторение

3. Работа по карточкам (к темам: “Общение”, “Безопасность”).

4. Игра “Крестики-нолики”.

Правила: я буду читать высказывание, если оно правильное, вы ставите “+”, если неверное - “0”.

а) Первым русским князем стал Рюрик (+).

б) После Олега стал княжить Рюрик (0 – Игорь).

в) В старину членов семьи называли односельчане (0 - домочадцы).

г) Славяне жили большими объединениями – племенами (+).

д) Все важные вопросы славяне решали на общем собрании – вече (+).

е) Людей примерно одного возраста, живущих в одно время называют родственниками (0 - поколением).

ж*) Первые поселения славян появились в пятом веке (+).

з) Народ очень любил князя и жалел, когда умер храбрый князь Игорь (0 - Олег)

и) В каждой семье есть обычаи, интересные общие занятия. Это традиции (+).

IV. Новая тема.

а) Чтение учителем статьи “О занятиях славян”, с.24-25 (Наша Родина в прошлом).

  • По ходу чтения попробуйте отметить в тексте значками:

в) Работа с рисунками учебника.

г) Чтение коллективное деловой статьи “Как трудились в городах”, с.59-60 (Окружающий мир).

д) Работа по тексту.

  • Почему одним из первых изобретений был ткацкий станок?

е) Работа в тетради.

С.30 N (дополнительно).

V. Итог.

  • Зачем человек трудится?

VI. Д\з.

На с.61 отметить 3 правильное высказывание.

С.62 подготовить рассказ “Почему человек должен трудиться. Что дает людям труд?”.

Урок 3

Тема: Все профессии важны.

1. Познакомиться с профессиями родителей; дать понятия: экономика, ферма, фермер; показать труд фермера, экономиста, программиста. Формировать понятие: труд- основа жизни.

2. Развивать креативное мышление.

3. Воспитывать уважение к людям труда.

Ход урока

I. Настрой на урок.

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

II. Проверка д\з.

1) Игра "Не ошибись" (работа в группах).

Задание классу: Один из группы (достает) вытаскивает вопрос. Все пытаются ответить, в группе необходимо выбрать, кто будет отвечать. Можно пользоваться учебником.

III. Новая тема

  • Читать статьи с.63.
  • Работа с пословицами - с.63.

- Что такое экономика?

Экономика - это хозяйство. Оно включает с\х, промышленность, строительство, транспорт, торговлю. Все части экономики взаимосвязаны.

?? - Подумайте, какие части экономики работали для того, чтобы вы могли утром выпить стакан молока.

?? - Объясните, как взаимосвязаны между собой промышленность и торговля, строительство и транспорт.

- Перечислите основные части экономики.

3) Чтение статьи "О труде фермера" с.64 (коллективное чтение).

4) Чтение статьи "Чем занимается экономист" с.65. (Самостоятельное чтение, либо в паре).

- При чтении (по ходу) отметьте значками:

IV. Итог.

Игра "Подскажи словечко".

1) Главное богатство России - хлеб.

2) Самый важный - труд земледельца.

3) Сейчас на селе наряду с коллективными появились индивидуальные (частные) хозяйства - фермы.

4) Владелец фермы - фермер.

5) Экономист - очень важная профессия. Он скажет, как организовать хозяйство, чтобы при небольших затратах получить большую прибыль.

Следующая загадка

Цель: формировать представления детей о семье, ее членах.
Задачи: Учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники»,«родня». Развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.

Ход занятия : I . Орг. момент

1. Психологический настрой

Мы сначала будем топать:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А потом мы будем хлопать:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
А потом мы повернемся
И друг другу улыбнемся.

Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

2. Постановка учебной задачи. Формулировка целей

-Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека.

Загадка : Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья)

- Кто догадался? О чем мы будем говорить сегодня на занятии?

-Сегодня мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи?

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.

II . Изучение нового материала

1. Словарная работа

- А что такое в вашем понимании «семья» ?

-Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова « семья » в словаре.

Словарь Ожегова С. И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплоч ѐ нных общими интересами.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

-Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?

- А я вам хочу рассказать одну легенду о том, как появилась «семья». Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева.

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.

(Показ ребуса «7Я»)

2. Решение учебной задачи

Игра: «Расскажи о своей семье»

Расскажите о своей семье. Кто живёт с вами в одном доме? Как зовут вашу маму и вашего папу? Есть ли у вас братья и сёстры? Как их зовут? Кто ещё у вас есть из близких родственников?

3. Игра «Скажи ласково» .(Игра с мячом)
В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласко-во? ( Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)
Дочь – доченька, дочурка.
Сын — сынок, сыночек.
Папа — папочка, папенька.
Дед – дедушка, дедуля.
Мама — мамочка, мамуля.
Сестра-сестрёнка.
Брат- братик, братишка

4. Беседа.
-А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи свое хозяйство.

Дети : Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

-Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?

Дети: У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.

Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.

- Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)
-Что делает по дому мама?
-А что делает папа?
-Чем занимаются бабушка и дедушка?
-Какие заботы по дому есть у вас?

5. Игра «Корзина добрых дел»
Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать… (Во время игры звучит спокойная музыка.)

6. Игра « Кто кому кто?»

- В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников , и кто кому кем приходится.

– Даша, ты кто для мамы? (дочь)

– Илья, кто называет тебя сыном? (папа)

– Богдан, ты кто для бабушки? (внук)

– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

– Сер ѐ жа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)

– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры).

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вместе дружная семья.

Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире?»
1,2,3,4
Кто живёт у нас в квартире? (Дети загибают пальцы, считая их.)
1,2,3,4,5
Всех могу пересчитать.
Мама, папа, брат, сестра,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой сверчок, щегол и я-
Вот и вся моя семья!

8. Пословицы и поговорки о семье.

Вся семья вместе – душа на месте».
– Как вы понимаете её смысл?
– Вся семья вместе, все заняты своим делом, добры к друг другу, заботятся друг о друге, помогают друг другу, внимательны к друг другу. делятся своими радостями, утешают, жалеют. От этого и на душе хорошо, тепло.

-А теперь послушайте пословицу.

На что клад, когда в семье лад.

-Как вы ее понимаете? Что такое «лад»?

Дети: Лад – согласие.

-Теперь послушайте одну легенду.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам уда ѐ тся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово - «понимание».

ОБОБШЕНИЕ: Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в н ѐ м тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

Из поколения в поколения передаются семейные ценности и традиции, создаются семейные альбомы

- Семейный фотоальбом. Да, действительно это альбом с фотографиями моей семьи, мой семейный альбом.

- Думаю, у каждого из вас дома есть такие фотоальбомы.

Подготовьте дома вместе с родителями фотоальбом на тему «Моя семья» и принесите на следующее занятие.

-А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?

9. «В мире животных»

– В природе тоже существуют семьи. У животных есть семьи, у растений и т.д.

– Давайте поможем малышам найти свою семью. (Коллективная работа)

– Посмотрите внимательно и решите, кто попал не в свою семью?

Есть мама у жеребенка,
Есть мама у львенка,
Есть мама у самого маленького котенка.
И у ребенка есть мама,
Любимая славная самая.

У нас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы — самые счастливые дети на свете.
Я люблю свою семью.
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю
И щенка и кошку Мусю!
Всех кого я так люблю-
Имеют право на семью.

– Мама и папа для меня самые …
– Я доверяю свои тайны …
– Я люблю бабушку за то …
– Свою семью я считаю …
– Родным я хочу пожелать …

Загадки о семье

- Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки, о членах семьи.

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит Кто научит гвоздь забить,

И заботится о вас, Даст машину порулить

Не смыкая ночью глаз? И подскажет, как быть смелым,

(мама) Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Кто любить не устает, Это наш любимый.

Пироги для нас печет, (папа)

(бабушка) Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый.

Кто веселый карапузик — (дед)

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка — Кто любит и меня, и братца,

Это младший мой. Но больше любит наряжаться? —

(братишка) Очень модная девчонка —

Дополнительный материал к занятию

Маму очень я люблю
Папу тоже я люблю
Мама мне печет коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я –
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю
Я и дедушку люблю.
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я –
Наша дружная семья.
И сестренку я люблю
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

Главное в жизни это семья,

Где есть мама, папа брат, сестренка и я!

Вместе с семьей мы ходим гулять,

Вместе встаем и ложимся спать.

Вместе делаем все и всегда,

Потому, что мы настоящая семья!

в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают

большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своей семье всяк сам большой.

В своей семье какой расчет?

В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Где мир да лад, там и Божья благодать.

Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.

Густая каша семьи не разгонит.

Двойня — и счастья вдвое.

Девичье смиренье дороже ожерелья.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Дети родителям не судьи.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Доброе братство лучше богатства.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дома все споро, а вчуже житье хуже.

Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.

Дружная семья не знает печали.

Жизнь родителей в детях.

За общим столом еда вкуснее.

Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

И ворона воронят хвалит.

Каков брат, такова и сестра.

Княжна хороша, и барыня хороша, а живет красна и наша сестра.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Коли внучек маю, так и сказки знаю.

Куда мать, туда и дитя.

Лучших братьев и сестер не бывает.

Люблю своих детей, но внуки милей.

Любовь братская крепче каменных стен.

Любовь да совет — там горя нет.

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Материнская молитва со дна моря достает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

Следующая загадка

Цели: сформировать новые понятия: исторические источники и их виды, археологические раскопки; развивать интерес к познанию прошлого своих предков, умения видеть в настоящем опыт предыдущих поколений; воспитывать уважительное отношение к наследию предков, узнать понятие обряды на Руси.

Оборудование: предметы быта, предметы одежды, иллюстрации, на которых изображены музеи деревянного зодчества, родного края, старинные фотографии, на которых видна старинная одежда, предметы из раскопок, страницы старинной книги, старинные монеты.

1.
Организационный момент.


Окружающий нас мир

Интересно познавать,

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать


Актуализация опорных знаний. Введение в тему.


Какие изменения могут происходить в жизни человека и общества?

В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни.

Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку», одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, - все вместе мы составляем Человечество. У Человечества тоже есть биография …

- Как эту биографию мы можем назвать? (ответы детей) - это История.

Наши уроки окружающего мира - это маленькие окошки, через которые вы сможете заглянуть в Историю , познакомитесь с жизнью и событиями далеких и не очень далеких времен.

Тема: «История вокруг тебя» (на доску выносится тема урока)

-История - очень древнее слово, в переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого».

У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты».

Что же это за наука - история?

История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас.

Итак, отправляемся в путешествие по истории.

(В класс входят ученики одеты в народные костюмы с караваем.)

Ученик 1 . Здравствуйте, гости дорогие, (клонится) гости званные да желанные. Рады видеть вас всех у нас на уроке. Ждет вас здесь времяпровождение приятное. И по-старому русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом – солью.

Ученик 2. Если мы хотим кого-то

Встретить щедро от души,

На крыльце того встречаем

С белым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

А еще мы соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай-ка хлеб из рук

(садятся на места)

Работа с заголовком (темой урока).

- Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить на уроках изучения истории. ( Варианты вопросов задают дети.) (при затруднении помощь учителя)

Кто такие предки?

Как жили предки ?

Какие были у них обычай?

Беседа по вопросам:


- Вот наш урок начался с небольшого выступления учеников. О чём они хотели нам рассказать? ( Обычай)

- Что такое обычай? ( Это исторически сложившаяся поведение, которое повторяется в одних и тех же ситуациях)

- Какие обычаи вам знакомы? ( ответы учеников)

1) Русь всегда была хлебосольной и доброжелательной.

Нигде так не умели привечать и встречать гостей так, как это было на Руси.

Хлеб и соль, вот обязательные атрибуты для встречи гостей.

Нарезать и подать хлеб с солью должен был сам хозяин. Тем самым между гостем и хозяином должно было установиться отношение доверия. Отказ отведать хлеб-соль расценивался как оскорбление.

После того как гость отведывал хлеб-соль, подавали напитки и начинался пир.

На стол подавались холодные ( студень) горячие блюда (гусь), жаркое, пироги.

Из напитков первым подавался квас.

Особое место на столе занимали различные каши (ячменная, пшенная, овсяная, гораздо реже гречневая), а также овсяный и гороховый кисели.

Щи - шти - похлебка, мясная или постная, из рубленой и квашеной капусты; иногда капусту заменяет щавель – роскошное угощение на Руси.

Можно было подать и "уху с курей" (обыкновенная лапша с курицей). На Руси в старину любой суп именовали ухой.

Перед обедом стол накрывался скатертью, если она была. Часто люди незнатного происхождения обедали без всякой скатерти.

2) (демонстрация платков, повязывание)

Девушки на Руси повязывали платки. Если женщина замужняя, то носился платок по поверх повойника (тоненького белого платка). А если девушка не замужем, то платок одевали поверх волос. Плотки отличались по красоте и форме, по ним сразу можно было определит на сколько из богатой семьи девушка.

3) Венчание – это обряд, соединяющий мужчину и женщину перед лицом Бога на вечную любовь и верность.

- Как вы думаете где проводилось венчание? (ответы детей) Венчание проводится в церкви.

4 ) – Ответьте мне на вопрос какой из обычаев дошёл до наших дней? (крещение)

4. Изучение нового материала.

Беседа по вопросам.
- Как узнают о прошлом? (ответы учеников)

Учитель. Человек на Земле живет уже 2,5 млн лет. Откуда же нам сегодня известно, как жили люди Древней Руси?

Оказывается, все, что нас окружает, это история - следы прошлого. Человек оставляет на земле множество свидетельств своей деятельности - вещи, изделия из разных материалов, предметы домашней утвари, хитроумные приспособления, произведения искусства или просто записки, воспоминания, письма. Могут передаваться из уст в уста рассказы, сказки, предания, легенды, пословицы и другие виды устного творчества людей. Все это может служить источниками исторических знаний, знаний о прошлом своего народа.

- Что такое быт? (Быт - это обычное протекание жизни людей, их вещи, предметы обихода, обычаи и традиции, характер труда и отдыха.)

Демонстрационный материал . (предметы быта) Картинки на доске.

Русь музыкальная

А ещё Русь богата своими песнями и музыкальными инструментами .

- А какие русские народные инструменты вы знаете? ( отвечают.)

Гармонь , Балалайка, Бубенец, Гусли, Жалейка, Ложки и т.д.

- Ответьте на вопрос.
Можно ли разделить исторические источники на группы? Если да, то на какие группы вы бы их разделили? (В случае затруднения учащихся им помогает учитель.)

Историк распределил бы эти источники следующим образом.
Учитель группирует картинки.

Как назовете эти группы?

На доске: таблички «Вещественные» - справа, «Письменные» - слева.

Но это ещё не все группы. Мы с вами можем ещё узнать историю своей семьи?

На доске: табличка «История семьи».

Какие исторические источники могут вам пригодиться? (Фотография, медаль и другое.)

Какими письменными источниками вы можете воспользоваться? (Письма, рисунки и другое.)

Как еще можно узнать о прошлом своих родителей, бабушек, дедушек, родных? (Расспросить.)

Как можно назвать такой источник?

На доске: табличка «Устные».

Где находят исторические источники далекого прошлого наших предков? (На раскопках.)

Как называют людей, занимающихся раскопками? (Археологами.)

Чем занимается наука археология?


Археология - наука, занимающаяся изучением прошлого человечества на основе вещественных и письменных исторических источников, найденных на месте раскопок.

Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены раскопки и найденные в них предметы быта наших предков.

- Ответьте мне на вопрос. А где же хранятся все эти находки? ( Исторические музеи)

Самостоятельная работа с учебником.

Задание. Прочитать первый раздел текста «Как узнают о прошлом», найти вопрос (из перечня в конце темы), на который можно ответить, прочитав данный текст, и подготовиться ответить на него.

Например: Какие исторические источники помогают нам узнавать о событиях прошлого, о занятиях и умениях наших предков? (Вещественные источники - постройки, посуда и так далее.)

Но ведь на Руси люди также пользовались деньгами. (бумажные и монеты) Наглядный материал и иллюстрации.

Работа с иллюстрациями в учебнике (ч. 2, с. 110-112).

Какие исторические источники представлены на иллюстрациях?

Какие сведения вы может собрать, рассматривая названную иллюстрацию?

Какие вещественные или письменные источники, изображенные на рисунках, вы считаете наиболее древними?


- Найдите в учебнике на какой из просмотренных страниц находятся берестяные грамоты. (с. 112) ( Письма и записи на каре берёзы)

- Найдите на рисунке человека занимающегося гончарным делом. (с. 112)

- На каких изображениях в учебнике вам встретились гончарные изделия.


У каждой вещи свой рассказ,

История своя.

И каждая важна для нас –

Частица бытия.

IV. Итог урока.

Какая тема урока сегодня обсуждалась нами?

Какая наука изучает прошлое людей? ( история)

Какие новые группы вы узнали? (вещественные, письменные, устные)

Кто находит старинные предметы? (археологи)

На следующий урок экскурсия в школьный музей.
Домашнее задание: Читать, пересказывать стр.110- 113, вопросы стр. 113.

Следующая загадка

Оборудование: интерактивная доска, словарь Ожегова, «ромашка» с изображением членов семьи.

1. Организационный момент

– Дети, приветствуем гостей, присутствующих на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.

На интерактивной доске появляется слайд 1 (Приложение 1)

2.Актуализация знаний и постановка проблемы

– Друзья, представим, что мы оказались в одной из квартир города Бежецка, давайте заглянем в неё. (Инсценировка сцены «Мама и Вова»)
– Каким вам показался Вова?
– Ваше мнение о Вове?
– Как бы вы поступили на месте Вовы?
– А кто себя узнал в роли Вовы?
– Помогайте родителям, выполняйте их просьбы. Ребята, всмотритесь внимательно в фотографии. Кто изображен на них?
– Что общего?
– Как вы думаете, что их всех может объединять? (Ответы детей: на всех фотографиях изображены семьи)
– Как вы думаете, о чем сейчас мы будем говорить?
– Разговор пойдет о семьях.
– Мозговой штурм
– А как вы понимаете, что такое «семья»?
– Какие слова могут характеризовать слово «семья»? (Попробуйте подобрать близкие, подходящие к этому слову слова)
(Приложение 1. Слайд 2)

Семья – это:(учащиеся выражают своё мнение).

3. Открытие новых знаний

– Сейчас каждый из вас высказал своё мнение, как он понимает слово «семья». А я вам хочу рассказать одну легенду о том, как появилась «семья». Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева. (Приложение 1, слайд 3)

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.

– Как же появилась семья?
– Какой у вас возникает вопрос?
– Попробуйте определить тему и цель нашего урока.

4. Тема урока. Объявление цели

– Тема урока: Ты и твоя семья.
– Цель урока: узнаем, что такое семья, что взаимопомощь – основа благополучия в семье и определим признаки дружной семьи.
– Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.

– А вот в толковом словаре Ожегова С. И. записано так: «Семья – это группа родственников, живущих вместе».
– А как вы думаете, родственники – это кто? Ответить на этот вопрос помогут наши ребята

Маму очень я люблю
Папу тоже я люблю
Мама мне печет коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я –
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю
Я и дедушку люблю.
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я –
Наша дружная семья.
И сестренку я люблю
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья.

– О каких же родственниках упоминается в стихотворении? (Составление ромашки)

– Очень символично, но с давних времен ромашка является символом взаимопонимания добра и веры, благополучия семьи. И вы, благодаря своей старательности на уроке технологии сделали в подарок своей семье ромашку, подарите её своим родителям. Пусть этот символ приносит в ваш дом радость, заботу, любовь, счастье.
У семей нашего классы свои символичные эмблемы, на которых отображены занятия, интересы, увлечения. Увлечения часто перерастают в традиции. И чем больше увлечений, тем крепче традиции, тем дружнее, крепче и счастливее семья. (Приложение 1, слайд 7) (Пояснения учителя, выступление родителей)

– Какое красивое слово – семья! Как греет душу это слово. Оно напоминает нам о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца, о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении мужественных дедушек.
– А можно ли назвать, что это семья? (На 8 слайде фотография класса «школьная семья»)
Семья – это не только группа родственников, но и мы с вами тоже – «семья». А ваши родители когда-то были тоже школьной семьёй. Мне очень приятно вам сообщить, что 20 человек среди мам и пап учились и заканчивали нашу доблестную школу № 4.
– А почему нас можно назвать семьёй? (У нас общее есть дело и общие интересы)
– Единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.
– Подумайте, а кого ещё можно назвать семьёй? (Раздаточный материал)

Индивидуальная работа (картинки рассмотреть).

– В природе тоже существуют семьи. У животных есть семьи, у растений и т.д. (Приложение 1, слайд 9)

4. Актуализация имеющихся знаний

– Давайте поможем малышам найти свою семью. (Коллективная работа)

– Посмотрите внимательно и решите, кто попал не в свою семью?

5. Работа по учебнику (стр. 67)

– Посмотрите на семью утят. Как вы думаете в какой семье вырастут добрые и заботливые дети и почему?

Есть мама у жеребенка,
Есть мама у львенка,
Есть мама у самого маленького котенка.
И у ребенка есть мама,
Любимая славная самая.

5. Физкультминутка

6. Закрепление материала (работа по учебнику стр. 68)

– А сейчас поработаем в парах. Надо каждой паре пройти по лабиринту выбрать свой путь, придумывая рассказ о жизни семьи.

– Мне интересно узнать, а как вы помогаете своим родителям? (Очень важно помогать друг другу, тогда и жизнь в вашей семье будет слаженной, счастливой). Обратимся к учебнику и прочитаем вывод (стр. 66.)

Проверка выполненной работы.

– Все ли семьи выбрали одинаковый путь? (Ответы детей: пути у всех семей разные, потому что семьи не похожи друг на друга)
– Как вы видите – нет одинаковых семей. У каждой семьи свои обычаи, традиции, увлечения, занятия. Давайте заглянем в семейный альбом семьи Бухораковых и узнаем традиции, увлечения, занятия этой семьи. (Презентация семейного альбома)

7. Самостоятельное применение знаний

– Я предлагаю вам сейчас собрать русскую народную поговорку. Внимание на экран: «Вся семья вместе – душа на месте».
– Как вы понимаете её смысл?
– Вся семья вместе, все заняты своим делом, добры к друг другу, заботятся друг о друге, помогают друг другу, внимательны к друг другу. делятся своими радостями, утешают, жалеют. От этого и на душе хорошо, тепло.

– Что значит дружная семья?
– Чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу с:

На доске появляются слова:

– мир
– взаимопонимание
– добро
– любовь
– уважение
– дружба
– улыбка

А вместе взятое одним словом – семья.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

Каждый человек должен гордиться своей семьёй. И Вы, ребята, учитесь гордиться своими родственниками, близкими людьми. Побольше радуйте их, доставляйте хороших минут.

8. Итог урока

– Мама и папа для меня самые …
– Я доверяю свои тайны …
– Я люблю бабушку за то …
– Свою семью я считаю …
– Родным я хочу пожелать …

9. Рефлексия

– Оцените свою работу (дневники, поставьте смайлики )
– За работу мои аплодисменты.

Читайте также: