Загадка портрета марии лопухиной
Обновлено: 25.12.2024
Негативное влияние на владельцев, самого художника или прототипов работ не поддается логическому объяснению. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского. В ХІХ в. об этом портрете ходили нехорошие слухи.
В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.
В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.
Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является и воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».
В. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемы
Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент
Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, позировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет.
Зал Третьяковской галереи, в котором хранится портрет Марии Лопухиной
Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано. Разговоры о проклятии постепенно поутихли и сошли на нет.
Следующая загадка
Изображённой на этой картине Марии Ивановне Лопухиной (1779 - 1803) 18 лет. А проживёт она всего 24: умрёт от чахотки, не оставив потомков, а о об этом её портрете по Москве поползут жуткие слухи.
Лопухина - фамилия её мужа, Степана Авраамовича Лопухина (1769 - 1814), действительного камергера при дворе Павла I. Муж был на 10 лет старше Марии. Этот портрет Лопухин заказал Боровиковскому в качестве первого подарка для будущей жены, к свадьбе.
Боровиковский написал целую серию похожих портретов - с задумчивыми красавицами в светлых, простых и одновременно изысканных платьях на фоне умиротворяющих пейзажей. Такой стиль называется сентиментализм : разочаровавшиеся в цивилизации художники воспевают единение человека с природой и красоту простого (но чувствующего и думающего!) человека. А ярчайший образец сентиментализма в литературе - повесть Карамзина "Бедная Лиза".Вверху: портрет Варвары Алексеевны Шидловской, 1798 и портрет графини Марии Алексеевны Орловой-Денисовой, 1801. Внизу: портрет Елизаветы Григорьевны Тёмкиной, 1798 и портрет Елены Александровны Нарышкиной, 1799. Все эти работы Боровиковского из собрания Третьяковской галереи. Вверху: портрет Варвары Алексеевны Шидловской, 1798 и портрет графини Марии Алексеевны Орловой-Денисовой, 1801. Внизу: портрет Елизаветы Григорьевны Тёмкиной, 1798 и портрет Елены Александровны Нарышкиной, 1799. Все эти работы Боровиковского из собрания Третьяковской галереи.
А девичья фамилия Марии - Толстая: писатель Лев Толстой приходится ей двоюродным племянником.
У Марии было ещё 4 сестры и 3 брата. Один из братьев - Фёдор (1782—1846) - известен едва ли не больше, чем Мария. И тоже увековечен в искусстве. Фёдор Толстой получил прозвище Американец, потому что побывал в кругосветном путешествии и посетил Америку.
Он был красив, умён, храбр и невыносим: играл в карты (и мошенничал), дрался на дуэлях (говорили, что убил 11 человек), вечно нарывался на скандалы и был очень мстителен по отношению к своим обидчикам.
Федор Толстой-Американец в молодости. Работа неизвестного художника 19 века. Государственный музей Льва Толстого. Москва Федор Толстой-Американец в молодости. Работа неизвестного художника 19 века. Государственный музей Льва Толстого. МоскваС Пушкиным Фёдор Толстой познакомился, разумеется, за карточным столом. Поначалу они ссорились. Дошло даже до приглашения на дуэль - она, к счастью, не состоялась. Поссорились они вот из-за чего: когда Пушкина отправили в ссылку, Толстой распустил слух, будто перед ссылкой Пушкина выпороли. Враньё, да ещё и обидное.
А со временем Пушкин и Толстой подружились. Толстой даже передавал матери Натальи Гончаровой письмо, в котором Пушкин просил руки её дочери. Считается, что дуэлянта Зарецкого, секундант Ленского в дуэли с Онегиным Пушкин списал с Фёдора Толстого:
В пяти верстах от Красногорья,
Деревни Ленского, живёт
И здравствует ещё доныне
В философической пустыне
Зарецкий, некогда буян,
Картёжной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!
" Отец семейства холостой" - это намёк на то, что Толстой-Американец долгие годы сожительствовал с цыганкой-танцовщицей (но потом всё же женился на ней).
А Лев Толстой позаимствовал у своего родственника Фёдора Толстого-Американца черты для персонажа из "Войны и мира": Фёдор Долохов тоже картёжник и дуэлянт.
У Фёдора Толстого и его любовницы (а потом и жены) Авдотьи было много детей, но почти все либо родились мёртвыми, либо умерли в младенчестве. До замужества дожила только одна дочь - Прасковья Фёдоровна, которая стала женой московского губернатора Перфильева и умерла аж в 1887 году. Вот в её семье и хранился портрет её тётки Марии Лопухиной.
Следующая загадка
В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Не могло возникнуть никакого сомнения в том, что обворожительную натурщицу ожидает долгая и счастливая жизнь. Непостижимый факт, но Мария умерла от чахотки, когда ей было всего 23 года. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.
В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.
Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является и воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский». В. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемы
Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Или вот такие строки:
"Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно."
(Н.А.Заболоцкий). В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент
Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, позировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет. Зал Третьяковской галереи, в которой хранится портрет Марии Лопухиной
Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано.
У женской красоты недолгий век,
И, древние законы соблюдая,
С тех пор, как люди изгнаны из рая,
Родится смертным каждый человек.
Промчатся дни и годы, как во сне,
Забудется прекрасной дамы имя,
Но сохранит ее черты живыми
Слой краски на старинном полотне.
Музей открыт. Везде простор и свет.
Давно прошедший век. Боровиковский.
Богатства галереи Третьяковской,-
И взгляд живой из бездны прошлых лет.
Облокотясь рукой на парапет,
Она глядит из золоченой рамы.
Пленяет сердце облик юной дамы,
И оживает предо мной портрет.
Небрежны жест и головы наклон,
Туманны сада призрачные дали,
Глаза прекрасны и полны печали.
Что видит взор ее сквозь тьму времен?
Судьбу она предвидит - или нет?
Тоскливых дней холодное ненастье,
Жизнь без любви, замужество без счастья,
Смерть от чахотки в самом цвете лет.
Прошли века, "и нет уже тех глаз",
Как нет и тех, кто здесь, между живыми,
Лопухиной Марии помнил имя,-
"Но красоту ее Боровиковский спас".
Елена Соловьева
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Следующая загадка
В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.
В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.
Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является и воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».
В. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемы
Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент
Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, позировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет.
Зал Третьяковской галереи, в которой хранится портрет Марии Лопухиной
Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Читайте также: