Новоладожский канал история строительства загадки

Обновлено: 04.11.2024

285 лет назад, 12 мая 1731 года, открылось судоходство по Ладожскому каналу. Грандиозная для XVIII столетия «стройка века» началась ещё в 1719 году при Петре I, а закончилась при Анне Иоанновне. На тогдашнем «каналстрое» трудились тысячи «стройбатовцев» — отправленных на земляные работы солдат. Но зачем понадобилось вообще копать канал вдоль берега озера? Как он выглядит сегодня? Используется ли?
Два канала

Сегодня вдоль берега Ладоги существуют уже целых два канала длиной по 117 и 110 километров — старый, «петровский» называется Староладожским, более поздний, прорытый в 1861-1866 годах — Новоладожским. Рыть их пришлось, потому что один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через известное своими штормами Ладожское озеро и в иные годы здесь шло ко дну до тысячи (!) хлипких судёнышек. В настоящее время Староладожский канал уже непригоден для судоходства, он практически весь «зарос» и имеет вид, хоть как-то напоминающий канал только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. По Новоладожскому каналу и сегодня возможно движение маломерных и среднемерных судов.


MODELMAN: Новоладожский канал

Объем строительства вручную таких масштабов просто фантастичен. Кроме численности людей, кто участвовал в стройке - данных нет. И это настораживает.

На самом деле, часть интриги была утеряна заранее: местные речники сказали капитану, когда он отправил им запрос еще до круиза, что Новоладожский канал используется, вполне проходим и проблем быть не должно. Также было ясно, что по Староладожскому не пройти ни при каких условиях.

Впрочем, нельзя же везде быть исключительно первыми: сама возможность пройти по такому уникальному гидротехническому сооружению представлялась чрезвычайно привлекательной. Вообще, примерно к Новоладожскому каналу я задумался вот над какой философской идеей: за прохождение каждого из этих каналов по отдельности я был бы готов заплатить много денег и потратить много времени.



Надо сказать, что нынешнее состояние Новоладожского канала — это победа цивилизации над безлюдностью. Я не имею в виду «победу» как что-то ультрапозитивное, просто надо констатировать факт: в Ленинградской области достаточно дачников, чтобы на Новоладожском канале была довольно активная жизнь, и не было опасностей вроде «застрять в безлюдном месте без связи», как на Онежском канале.


Канал какое-то время идёт по безлюдным местам, а потом вновь начинаются деревеньки и дачки. Встречный катер «Патрульный-1».


Понтону в деревне Загубье из-за нас и «Патрульного-1» пришлось минут за десять открываться дважды.


За Загубьем — снова лесная часть. Почему-то много деревьев попадало в воду, и приходится иногда лавировать. А в этом месте (это Шурягские Караулки, если не ошибаюсь) впервые видно Староладожский канал, который иногда проходит совсем рядом.


Много всяких каналов в Новой Ладоге. Похоже, это Староладожский канал. И, похоже, тут не пройти.


Старая Ладога. Там мы встали на ночёвку.


Но прорыть канал вокруг Ладоги — это было еще «полдела», ведь нужен был ещё и канал, который бы соединял реки бассейна Балтийского моря с Волгой. В наше время существует глубокий и широкий Волго-Балтийский канал, а его предшественником стала так называемая «Мариинская водная система», о строительстве которой мечтал также ещё Петр I. Но Петру помешал недостаток денег и строителей — к прорытию Мариинского канала приступили лишь при Павле I, в 1799 году. В 1808 году по водному пути, соединившем реку Ковжа (из которой можно было попасть в Волгу) и Вытегра (бассейн Онежского озера, откуда можно было уже добраться водным путём до Санкт-Петербурга). В 1886 году был прорыт Ново-Мариинский канал. Общая длина Мариинской водной системы составляла 1125 километров (большую её часть составляли реки, текущие естественным путём, но и за ними также приходилось следить — рыть маленькие каналы для спрямления излучин, углублять фарватер и т.д.)

Заходим в гугл-карты и видим, что каналов, идущих вдоль Ладожского озера — два. Имеются у них и названия: Староладожский и Новоладожский. В начале XVIII века Староладожский канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.


Логика обводных каналов такая: для мелких судов шторма на озерах ранее очень страшны, а сам канал — это надежный фарватер. По этому же принципу построены каналы и на американском континенте, идущие вдоль берега. Единственное, объем строительства вручную таких масштабов просто фантастичен. Кроме численности людей, кто участвовал в стройке — данных нет. И это настораживает.

Вот такой вид имеет Староладожский канал. Вопрос: почему его не расширили, не углубили, а выкопали новый, параллельно старому? Ведь можно было бы участками перекрывать канал, осушать и реконструировать? Перепад высот не подходящий? Я этого не заметил (по снимкам далее). Или было два канала изначально?


Старый мост через Старо-Ладожский канал в д.Загубье


Высота берегов — очень приличная. Представляете объем земляных работ? Без техники. Я просто не представляю, как в то время можно было построить такие каналы?! За такие сроки, которые дает нам традиционная история! Ведь паровые экскаваторы появились лишь в конце 19 века. А это его начало! Объем строительства Беломорканала не идет в эти сравнения. И по берегам не видны валы от перемещенного грунта! Куда его переместили? Или они настолько древние, что грунт слежался и не выдает себя?

Мост между двух каналов.


Старый канал. Согласитесь, если загнать дноуглубительную машину, земснаряд в канал и пройтись туда и обратно — можно сделать его вполне судоходным для небольших судов Каналы в районе Новой Ладоги. Ссылка на место


Первые гранитные сооружения на старом канале 60° 8′ 45.72″ N 32° 7′ 27.72″ E. Ссылка на карту




Думаю, я наглядно показал весь объем работ, который просто фантастичен для начала 18 века, объем земляных работ в Старо-Ладожском канале сопоставим со строительством Санкт-Петербурга.

Следующая загадка

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Следующая загадка


Вскоре был утвержден новый проект, а 28 Февраля 1861г. последовало повеление Его Величества о начале самих работ нового Ладожского канала с предоставлением оных подрядчику Гладину, за объявленную им оптовую цену 4.600,000 руб. и с обязательством кончить копку канала в пять лет. Надзор за работами возложен на особый Комитет.

Порядок и успех исполнения работ, в общем виде, представляется в следующей таблице:
Года работ. Протяжение занятое копкою. Докопано канала до дна. Исполнено работ на сумму.
верст. верст. Руб. сер.
1861 36 14 700,000
1862 16 16 775,000
1863 23 1 /2 23 965,000
1864 28 23 1.088,000
1865 - 21 807,000
1866 - 6 1 /2 265,000
Итого . 103 1 /2 4.400,000
На непредвидимые расходы, отчуждение земель под канал и содержание Комитета, по Высочайшему повелению последовавшему при утверждении работ, особо предназначено . 30,000
Всего . 4.900,000

В окончательном устройстве, новый канал, проведенный между старым каналом и озером, имеет почти то же протяжение, что и старый канал. Ширина канала 12 саж. по дну, а по поверхности, при обыкновенном уровне озера, от 17 до 18 сажень. При входе канала из Волхова и выхода его в Неву, ширина постепенно увеличивается до 46сажен. Глубина нового канала зависит от состояния горизонта Ладожского озера, и рассчитана так, чтобы при самом крайнем его упадке, какой был в года сильнейших засух, глубина в канале не могла быть менее 10-ти четвертей. При высоких водах глубина будет доходить до 20 1 /2 четвертей, а в обыкновенные годы от 14 до 17 четвертей.



Дно канала от Волхова до устья р. Назия 84 версты заложено горизонтально, а от Назии до выхода в Неву, 20 верст, с уклоном в 2 фута 1 дюйм соответственно склону поверхности озера к Неве;— в этой последней части канала, вода имеет заметное течение. Дамба канала в местах, где омывается озером укреплена везде каменною отсыпью. При каждом колене канала сделаны отлогие закругления, так что новый канал представляет вид правильной реки. Сами работы, несмотря на близость канала к озеру не подвергались особым вредным случайностям от бурь; водоотлив также не представил ни какого препятствия; одно существенное затруднение, встреченное при копке нового канала, состояло в необыкновенной твердости грунта в нижних слоях выемки. Грунт местами был до того тверд, что едва уступал действию тяжелых ломов, и рабочие предпочитали употреблять железные клинья и кирки.

Должно полагать, что твердость грунта побудила Миниха не углубляться копкою, а продолжать канал как были начаты Писаревым первые его 12 верст, чрез что старый канал и не сделан открытым.



Говоря о работах нового канала, нельзя не упомянуть, что предприятие Гладина, взявшего на себя устройство канала оптом, было тем более смело, что начало работ канала совпадало с важнейшею в России эпохою освобождения крестьян от крепостной зависимости, и что весьма трудно было предусмотреть последствия этой жизненной народной реформы, как в отношении найма рабочих, так и в отношении ценности хлеба. Но великое дело освобождения крестьян было осенено благословением Божьим. Хлеб не только не возвысился ценою, но удешевился; народ сохранил во всем стройный порядок и обычаи, и частныя возвышения цен на рабочих были только следствием усиленного их требования на одновременное сооружение железных дорог.
Так, при копке нового Ладожского канала, не было остановки в найме рабочих, коих число доходило свыше 12 тыс. в год; плата не превышала 75 рублей лучшему землекопу в лето; хлеб стоял в цене около 7-ми рублей. Для усиления работ приглашались подрядчиком, по окончании лагерного времени, свободные части гвардейских войск ежегодно до 2 тыс. человек.



За все трудностью копки, новый Ладожский канал отстроен с небольшим в течении 5-ти лет, тогда как копка первого Ладожского канала, значительно меньшей ширины и глубины, продолжалась 12-ть лет и как выше видели, при употреблении громадной числительности людей. С устроением нового открытого Ладожского канала, осуществилось так сказать преднамерение Петра Великого сделать начатый им канал без шлюзов. Оканчивая исторический очерк нельзя оставить, без справедливой оценки, предстоящей пользы второго Ладожского канала.

В настоящем очерке упомянуто только о самых бедственных засухах 1774, 1817 и 1826 годов, в которые торговля понесла несметные потери; но сколько было и других маловодных годов, в которые потери в сложности, не менее значительны. Да и впредь, один год бедственной засухи, при существовании одного старого ладожского канала, хотя бы и в улучшенном виде, но от неизбежного истощения его резервуаров, один такой год, мог бы нанести внешней торговле и самой Петербургской столице, от возвышения цены на жизненные потребности, такой урон, который во много раз превзошел бы стоимость всего нового канала.



Новый канал, отныне избавляет торговлю С.-Петербургского порта от прежних её бедствий. Кроме того он открывает полный простор движению судоходства, которое разделяясь на два канала, старый и новый, должно само собою ускориться, не говоря, о том что в новом канале нет шлюзов, замедляющих движение.

Выигрыш времени в судоходстве имеет большое значение. Исчислено *), что если положить для каждого судна, кругом, хотя бы только трехдневное ускорение хода, то в таком случае сбережения от одного продовольствия людей и лошадей, употребляемых при судах, составило бы ежегодно 225,000 руб., представляющих до 5% стоимости нового канала. В действительности, сбережение будет существеннее, ибо нередко случалось что суда употребляли две, три и даже до четырех недель для прохода по старому каналу, всегда затесненному в разгар судоходства. Приведенный расчет обязательно объясняет предстоящую пользу нового Ладожского канала, независимо основного его значения, в бедственные годы засух.

Словом, этот новый судоходный путь, но благодетельному его влиянию и значению в торговой промышленности, представляет новое деяние и новое прибавление к величию нынешнего славного и радостного для России Царствования Императора Александра II-го.

Следующая загадка


Император Петр Великий, покорив Шведские владения, отделявшие Россию от Балтийского моря, и положив в 1703 г. основание Санкт-Петербурга, почел тогда же необходимым, для развития внешней торговли и обеспечения продовольствием новой столицы, сопрячь приволжский край с Финским заливом, судоходным путем, именуемым Вышневолоцкою системою.

Петр Первый на строительстве

Для копки канала сделан был первоначально призыв работников со всего государства; но вскоре явились желающие принять работы с подряда, и, взамен сбора людей натурою, объявлен денежный налог.

Сооружение канала было предоставлено подрядчикам — С.-Петербургскому жителю Озерову и москвитянину Попову на следующих главных условиях.: работы кончить в два года, канал копать шириною по воде в 10 саж., глубиною ниже уровня озера на 7 фут., длина канала определялась в 95 верст *), за работы канала с отлитием воды и укреплением берегов платить подрядчикам по 1 рублю 16 алтын и 2 деньги с кубической сажени выемки.

22 мая 1719 г., по совершении молебствия близь г. Новой Ладога, Петр Великий своеручно открыл работы канала и наполнив три раза тачку землею, отвез ее в сторону **). Тогдашние войны со Швецией и Персией отвлекли Императора от этого предприятия. У подрядчиков обнаружился недостаток в рабочих, и они просили прислать войско для копки канала.

Как копали старый канал на Ладоге

В 1721 году Император отправил на работы Ладожского канала 15 т. казаков и 16 драгунских полков, в которых числилось 12 т., всего до 27 т. человек. В следующем 1722 году, не взирая на поход в Персию, назначено 19 драгунских и 21 полк пехотных, всего до 35 т. рабочих.

Смотрение за работами канала вверено было Капитан-Лейтенанту гвардии Бомбардирской роты Скорнякову-Писареву. Должно полагать, что донесения Писарева вполне обнадеживали Петра Великого в скором окончании канала.

Это видно из указа Государя, данного из Персии от 16 Августа 1721 г.: «понеже всем известно о строящемся Ладожском канале, который ныне, приходит в отделку и в будущему 1722 году надеяться быть весь отделан, того ради всем промышленникам свои суда к будущей весне иметь весьма в оснастке к водяному ходу как надлежит.»

По прибытии из Персии в Москву, первый вопрос Царя был о Ладожском канале. Здесь только Петр Великий узнал, что канал прокопан до дна лишь на первых 12-ти верстах от г. Новой Ладоги, а на прочих пунктах едва приступлено к копке. Это крайне огорчило Государя и побудило поручить дальнейшее сооружение канала Генерал-Поручику Миниху, бывшему впоследствии графом и фельдмаршалом.

Бурлаки на Ладожском канале

Миних прежде всего обратил внимание Государя на особенное свойство Ладожского озера, а именно, на периодическое через каждые семь лет повышение и понижение его уровня до 7 фут, а потому, представлял Миних, если продолжать копку канала, как первые 12 верст, глубиною в 7 фут., то при низком уровне озера, не будет воды в канале, если она не запрется шлюзами на оконечностях его в Ладоге и Шлиссельбурге.

Для разрешения вопроса Петр I в Октябре 1723 г. лично отправился на канал, и увидав неисправное и неискусное ведение работ, повелел произвести следствие над Писаревым, и арестовать бывших при работах канала двух голландских мастеров.

Миних, приняв начальство над работами, ввел порядок, и благоразумными распоряжениями привлек вольнонаемных работников. Так в 1724 году явилось до 7 т. землекопов, а из войска прислано только 5 полков. В Октябре 1724 г. Государь еще раз посетил работы канала и удостоил Миниха собственноручным рескриптом с выражением полного удовольствия. Это было последнее посещение Государя. К общей печали здоровье его стало ослабевать и скоро для него исчезла и надежда видеть исполнение любимого предприятия.

С кончиною Петра I, 28 Января 1725 г., представились затруднения в дальнейшем исполнении работ. Наряд войск был сокращен и в 1726 г. Миних с трудом мог получить 1 т. человек гарнизона собственно для охраны канала и магазинов. Копка производилась исключительно вольнонаемными рабочими. Не менее того в 1728 г. канал был уже доведен от Ладоги, на 60 верст до села Кабоны, и дабы судоходство могло воспользоваться этой отделанной половиною канала, построен был шлюз на устье р. Кабоны для выпуска судов из канала в озеро ***).

Старое фото шлюза в Кобоне

Года чрез два после того докопана и остальная часть канала, а в 1731 году 19-го Марта указом Императрицы Анны Иоанновны объявлено об окончательном открытии всего канала. Государыня присутствовала при открытии и своеручно разрывала перемычку.

Таким образом, начатые Петром Великим, работы Ладожского канала продолжались двенадцать лет. В начале, ходили только барки, поднимавшие не более 5 т. пудов грузу, т. е. до 1 /3 нынешних судов. Точных сведений о движении судоходства того времени не сохранилось; известно только, что в 1734 г. ценность всех товаров, прошедших по каналу, составляла до 4 миллионов рублей.

Миних много заботился об администрации канала, несмотря на важные его обязанности по званию генерал-фельдмаршала. В 1741 г., при вступлении на престол Императрицы Елизаветы Петровны, Миних был сослан в Пелым, откуда возвращен в том же звании (фельдмаршала только в 1762 г. Императором Петром III.

Екатерина II оценила Миниха и, по-прежнему, назначила его генерал-директором Ладожского канала. Граф Миних возобновил шлюза и обветшавшие водоспуски, и многие из них заменил каменными. В 1765 году Императрица лично осматривала канал, и по её повелению, построено в г. Новой Ладоге второе устье канала из Волхова. Из рукописи Миниха, поднесенной Екатерине II между прочим видно, что судоходство со времени устройства канала удвоилось и, средним числом, провозилось грузу ценностью до 8 миллионов рублей в год.

Конная тяга на Петровском канале

Миних умер в 1767 году; после него важных работ на Ладожском канале долго не производилось. В 1774 г. канал от засухи вовсе было обмелел, вследствие чего и торговля понесла значительные потери. Это побудило усилить резервуары, снабжающие Ладожский канал водой, присоединением к ним ближайших небольших озер.

В 1790 г., от медленности хода замерзло в канале до 4 т. лесных гонок. Этот случай вызвал также разные предположения и между прочим, устройство второго устья канала в Неву для ускорения выхода судов, что было исполнено уже повелением Императора Павла Петровича, в царствование которого приступлено было также и к заложению второго водяного пути от Волги к Балтийскому морю, под названием Мариинской судоходной системы.

В царствование Императора Александра I проложен третий судоходный путь от Волги к Балтийскому морю, именуемый Тихвинской системою. Судоходство со всех этих систем, сосредоточиваясь в Ладожском канала, дало этому пути особенно важное значение: ценность грузов, проходивших Ладожским каналом, доходила в 1820 годах до 30-ти миллионов рублей в год.

Углубление канала

Новое мелководье 1817 г. указало на необходимость коренного углубления Ладожского канала, на всем его протяжении, среднею мерою на 4 Фута. Но как в то же время, шлюза и прочие сооружения канала, по ветхости, требовали перестройки, то предпочли увеличить судоходную глубину в канале — возвышением его горизонта при возобновлении сооружений. Это возобновление, по значительности расходов, отлагалось с году на год.

Между тем, в необычайную засуху 1826 года, Ладожский канал, до того обмелел, что судоходство вовсе остановилось, и С.-Петербургу угрожал полный недостаток в жизненных потребностях. К счастью к осени пошли дожди, резервуары накопились и судоходство возобновилось. Не менее того, торгующее сословие потерпело страшные уроны от несрочной доставки грузов.

Подобное положение пути, в котором сосредоточиваются произведения Государства отправляемые за границу и обеспечивающие продовольствие столицы, требовало самых деятельных мер для его улучшения. Способы к исполнению этого важного дела назначены Императором Николаем I. По Его повелению сооружены новые гранитные шлюза и возобновлены прочие сооружения, по ныне существующие.

Гранитный шлюз водопуск Петровского канала

Благодаря этой мере судоходство Ладожского канала не подвергалось дальнейшим бедствиям; не менее того, засуха 1826 г. утвердила мысль о необходимости усиления водохранилищ, питающих канал водой. Много было составлено проектов по этому предмету, но все они остались без исполнения в виду того, что при дальнейшем засорении канала, во всяком случае нельзя избегнуть его углубления. По этому, обратились к проекту углубления канала, который также был составлен в разных видах и между прочим полагалось, как и прежде, углубить канал на 4 фута. При таком углублены, можно было бы упразднить шлюза в Ладоге так, что бы канал со стороны Волхова, был открытый и никогда не нуждался в воде; исполнение этого проекта требовало около 2 1 /4 мил. руб. сер.

Для возмещения расходов на улучшение Ладожского канала, торгующее при С.-Петербургском порту купечество установило в 1857 г. особый 1 /4 0 /0 сбор с ценности грузов проходящих Ладожским каналом. Но на работы углубления канала, желающих подрядчиков не явилось, по трудности условий обязывавших производить эти работы позднею осенью и зимой, так, что бы ко времени вскрытия рек судоходство не терпело ни какой остановки. Углубление канала до 4-х фут требовало не менее 7-ми лет.

Между тем, с каждым годом засорение канала становилось чувствительнее, что неизбежно вынуждало более и более ограничивать осадку судов. Мера эта представлялась для судоходной промышленности тем тягостнее, что судоходство Ладожского канала, начавшееся как выше изъяснено с провоза груза на сумму 4 м. и потом усилившегося до 8 м. а за тем 30 м., возросло к 1860 году до 100 миллионов рублей серебром. Правительство, хотя и назначало в разное время очистку канала в местах наиболее мелких, но эта мера отвращала только остановку судов, не устраняя общего недостатка канала.

Мелководье Ладожского канала

Со своей стороны, торгующее сословие переставало справедливо заявлять, о невозможности допущения малейшей остановки судоходства весною в Ладожском канале, без крайнего вреда торговле и самой столице. В этом безвыходном положении дела, представилась Генералу Чевкину мысль об устройстве, подле старого, второго канала открытого, без шлюзов, на общем уровне с Ладожским озером, так что бы новый судоходный путь был на всегда обеспечен глубиною и вне всякой зависимости от засух. В пользу этого предприятия представлялась и удобоисполнимость самих работ, так как новый канал мог строиться исподволь, не мешая судоходству старого канала.

Генерал Чевкин тогда же дал приказание немедленно приступить к изысканиям и составлению проекта нового открытого Ладожского канала. По первому известно об этом предложении, купечество удвоило пред сим назначенный 1 /4 0 /0 сбор на улучшение старого канала и вместо оного положило взимать 1 /2 0 /0 сбор на устройство нового канала. Это было существенное доказательство сочувствия торгового сословия к новому предприятию.

Вскоре утвержден и проект, а 28 Февраля 1861г. последовало повеление Его Величества о начале самих работ нового Ладожского канала с предоставлением оных подрядчику Гладину, за объявленную им оптовую цену 4.600,000 руб. и с обязательством кончить копку канала в пять лет. Надзор за работами возложен на особый Комитет ****).


*) Действительная длина канала 104 версты.
**) Лопата Государева хранится в домике Петра I, в селе; Дубно, на Ладожском канале, где стоит и ботик, в котором Государь ездил по кювету канала, осматривая работы.
***) Основание этого шлюза открыто при копке нового Ладожского канала.
****) Комитет составился из председателя, Инженер Генерал-Майора Богдановича, членов.: Начальника I округа Генерал-Майора Толстаго, скоро получившего другое назначение и замещенного Генерал-Майором Евреиновым и полковником Лесниковым; Инженер Полковника Казнакова; производителя работ подполковника Стабровскаго составлявшего проекты, ныне по болезни в отставке и замещенного подполковником Киприяновым. Кроме инженеров находился в комитете, в качестве члена, депутата по избранию биржевого купечества, почетный гражданин Струпников, а правителем дел Коллежский Советник Сухомлин. В звании помощников производителя работ состояли три офицера Инженер-Капитаны: Немира, Фламан и Красовский.

Читайте также: