Научить детей отличать задачу от загадки помогают правильно подобранные воспитателем

Обновлено: 19.05.2024

С первых лет жизни ребенок сталкивается с необходимостью решать разнообразные задачи: выбирать друзей, игрушки, распределять конфеты между гостями, соотносить количество членов семьи с количеством столовых приборов и т.д. Решение задач помогает ребенку глубже понять взаимосвязи в окружающей среде, предоставляет возможность использовать на практике полученные теоретические знания. С помощью решения простых арифметических задач формируется одно из ключевых понятий формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – понятие про арифметические действия и ряд других понятий. Умение решать простые задачи является подготовительным этапом овладения детьми умением решать сложные задачи, поскольку решение сложной задачи сводится к решению ряда простых задач.

Для того чтобы научить ребенка решать задачи, воспитателю, прежде всего, необходимо самому определить содержание понятия «задача», ее основные черты. Понятие «задача» имеет ряд определений:

— упражнение, которое выполняется с помощью умозаключений, высчитывания;

— что-то сложное для исполнения;

— сложный вопрос, проблема, требует изучения и решения;

— то, что требует исполнения и решения.

В самом широком педагогическом значении понятие «задача» – это проблемная ситуация, которая предусматривает необходимость сознательного поиска соответствующих способов для ее решения, реализации поставленной цели.

В математике чаще всего используется понятие арифметическая задача – небольшой рассказ, который содержит числовые величины, которые зависят друг от друга, относительно чего поставлено задание: найти значение определенной величины, если известно значение других величин. Это отображается в вопросе, который начинается словами «сколько» или «насколько». Таким образом, в структуре арифметической задачи дети с помощью воспитателя выделяют только две части: условие (известные числовые данные задачи и связь между ними) и вопрос (неизвестная величина).

Дорогие коллеги, мне на почту пришло письмо от Шапокляк. Так как вы уже большие - читаем его.

Слайд 2 Письмо от Шапокляк

Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем решать логические и арифметические задачи.

Что такое логические задачи? Решение логических задач и задач на логику заставляет мозг думать, и тренирует логику, память, мышление. Логические задачи и задачи на логику рассчитаны на разный возрастной контингент и подходят для решения: взрослым, студентам, подросткам, школьникам, детям.
Логическая задача (задача на логику) – это задача, для решения которой, как правило, требуется логическое мышление, сообразительность, иногда применение нестандартного мышления, а не специальные знания высокого уровня. Поэтому, решение логических задач этого раздела поможет вам, как проверить, так и повысить вашу сообразительность, логическое мышление, память.

Логическая задача о носках.
Представьте, что в вашем шкафу для носков имеется:
4 белых носка, 8 черных, 3 коричневых и 5 серых.
Какое минимальное количество носков надо вытащить из шкафа
не глядя, чтобы быть уверенным, что вы получите
хотя бы одну пару одинаковых носков.
Ответ: Пять. Так как количество видов носков равно 4, то вытащенный пятый всегда будет образовывать пару с каким-то из четырех.

Задачки на нестандартное мышление:

1. В январе во дворе расцвели 3 ромашки и 2 розы. Сколько всего цветов расцвело во дворе.

2. Из - под ворот видно восемь собачьих лап. Сколько собак за воротами.

3. На груше выросло шесть яблок, на елке только два. Сколько всего яблок выросло?

4. Сколько конфет в пустой вазе?

5. На столе лежало 3 яблока, одно из них разрезали на четыре части и положили на стол. Сколько яблок на столе?

6. У бабушки Зины внучка Ирина, кот Пушок и собака Дружок. Сколько внучек у бабушки Зины?

7. Сын отца профессора разговаривает с отцом сына профессора, причем сам профессор в разговоре не участвует. Может ли такое быть? (Ответ: Да, может, если профессор — женщина)

7. Два числа 2 и 3 быстро их сложите и ответ скажите.

8. На дереве сидят 5 птиц, две синицы остальные вороны. Сколько на дереве ворон?

9. Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней

10. Продолжи логическую цепочку: Кошка – 3 Лошадь – 5 Петух – 8 Ослик – 2 Кукушка – 4 Лягушка – 3 Собака -?

1. Кто быстрее плавает утенок или цыпленок?

2. Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?

3. На одном берегу утята на другом - цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?

4. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

5. Катится по столу колесо: один угол у него красный, другой зеленый, третий желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?

Логические задачи - это упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями. Такие задачи учат детей связывать причину и последствия, учат угадывать результат.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А теперь рассмотрим арифметические задачи

В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач.
Решая их, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, доводить дело до конца. В их содержании находят отражение труда людей, забота старших о младших, помощь взрослым. Т.е. решение задач влияет не только на умственное, но и на нравственное развитие ребенка.
Какие же виды арифметических задач бывают, и какова методика обучения детей решению задач?
Слайд 13,14
Виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками:
1. Простые задачи на нахождение суммы 2-х чисел или остатка
2. Простые задачи на нахождение неизвестных компонентов.
Например: «Нина вылепила из пластилина несколько грибков и мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков вылепила Нина?» или « Дети сделали 8 гирлянд на елку. Когда они повесили на елку несколько гирлянд, у них осталась одна. Сколько гирлянд повесили на елку?»
3. Простые задачи, связанные с понятием разностных отношений.
Например: « Леша вылепил 6 морковок, а Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?»

В зависимости от используемого материала задачи подразделяются на задачи – драматизации и задачи-иллюстрации.
Особенность задач – драматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей. Эти задачи особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга – поэтому структура задачи, на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.

Слайд 16
Для задач-иллюстраций

широко применяются различные картинки. Основные требования к ним: простота сюжета, динамизм содержания, ярко выраженные количественные отношения между предметами.
Еще один вид задач – Это задачи – шутки.

Для их решения нужно проявить находчивость и смекалку, понимание юмора. Построение, содержание, вопрос в них необычны, сущность задачи замаскирована.
Например: « Тройка лошадей пробежала 5 км, по сколько км пробежала каждая лошадь?»
Или: « У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?»
- С удовольствием и на занятиях и на математических развлечениях дети решают задачи в стихотворной форме:
Например:

« На полянке у реки
Жили майские жуки
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?»

Слайд 17,18
Обучение дошкольников решению задач проходит через ряд взаимосвязанных между собой этапов:
1 этап – подготовительный. Основная его цель – организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами, раскрывая отношение « часть – целое», «больше на….», « меньше на…». Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления детей, оперировать, следует такими множествами, элементами которых являются конкретные примеры.

Слайд 19
Например: « Воспитатель предлагает детям отсчитать и положить на карточку 6 грибов, а затем добавить еще 2. Сколько всего стало грибов?».

Слайд 19,20
2 этап – на этом этапе нужно учить детей составлять задачи и подводить их к усвоению структуры . Детей учат устанавливать связи между данным и искомым, и на этой основе выбирать нужное арифметическое действие. Подводить к пониманию структуры задачи лучше всего на задачах-драматизациях. Воспитатель знакомит детей с словом «задача» и при разборе составленной задачи подчеркивает необходимость числовых данных и вопросов: « Что известно?», « Что нужно узнать?». На этом этапе составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1. Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задач.
При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса.

Чтобы показать отличие задачи от рассказа и подчеркнуть значение чисел и вопроса в задаче, воспитателю следует предложить детям рассказ, похожий на задачу. В рассуждениях по содержанию рассказа отмечается, чем отличается рассказ от задачи.

Чтобы научить детей отличать задачу от загадки , воспитатель подбирает такую загадку, где имеются числовые данные. Например: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик». Вместе с детьми рассуждаем, что в этой загадке описываются ножницы и решать ничего не надо, в загадке необходимо догадаться о каком предмете идет речь, а в задаче узнать о количестве, сколько получится или останется предметов.

Слайд 22
На следующем занятии – подчеркнуть необходимость числовых данных (не менее 2-х), а потом – подвести к обобщенному пониманию составных частей задачи
- условия
- вопроса
- решения
- ответа.

Слайд 23
Далее следует поупражнять детей в повторении задачи в целом и отдельных ее частей, в формулировке вопроса. Затем – научить анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым, пользуясь цифрами и знаками +, - , =, выбирать нужное арифметическое действие.

Слайд 24
3 этап – основная задача – учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания . Нужно раскрыть смысл арифметических действий и научить «записывать « их с помощью цифр, знаков, в виде числового примера. На первых занятиях словесная формулировка арифметического действия подкрепляется практическими действиями «К 3-м красным кружкам прибавим 1 синий и получим 4 кружка». Но постепенно арифметическое действие следует отвлекать от конкретного материала: « Какое число прибавляем к какому?». Сначала усваивается формулировка действия сложения, а потом вычитания. На этом этапе меняется и динамика вопросов воспитателя к детям для формулировки арифметического действия. Сначала это развернутый вопрос: « Что надо сделать, чтобы узнать, сколько птичек сидит на дереве?» Затем он в более общем виде: « Что надо сделать, чтобы решить эту задачу?» Воспитатель не должен мириться с односложными ответами детей (отнять – прибавить). Арифметическое действие должно быть сформулировано полно и правильно.
Поскольку, к моменту обучения решению задач дети уже знакомы с цифрами и знаками +, -, =, следует упражнять их в записи арифметического действия (3+1=4). Умение читать запись обеспечивает возможность составлять задачи по числовому примеру (10 – 1 =?). Существует и другой способ записи арифметического действия – моделирования.
На этом этапе в качестве наглядного материала используются шнуры, тесьма, лента и другие предметы, подлежащие измерению, так как дети уже знакомы со способами измерения.

Например: Ребенок должен вынуть из корзины веревку и натянуть ее между пальцами, но она оказывается мала, тогда он должен взять другой отрезок и соединить его с первым так, чтобы длина веревки была достаточна.
Или: « Мама купила один метр синей ленты и два метра красной. Сколько всего метров ленты купила мама?»

Слайд 25, 26, 27

В ходе своей работы я узнала, что обучение детей решению арифметических задач является одной из наиболее важных задач в развитии детей.

Таким образом, обучение детей решению арифметических задач приводит к формированию у детей навыков вычислительной деятельности, умственного развития и подготовке к обучению в школе.

Устные задачи . Предшествующая работа создает условия для перехода к составлению задач без опоры на наглядный материал (устные задачи). Спешить с составлением устных задач не следует. Дети, как правило, легко схватывая схему задачи, начинают ей подражать и подчас искажают правду жизни, не понимая логики количественных отношений, которые являются основой задачи.

После того как будет хорошо освоен смысл действий, которые надо произвести, ребята смогут решать и такие задачи, которые основаны на их опыте. Задачи разнообразного содержания позволяют уточнить и закрепить знания об окружающем, учат их устанавливать связи и отношения, т. е. воспринимать явления в их взаимосвязях и взаимозависимостях.

Первые устные задачи дает детям воспитатель: "В графине было 5 стаканов воды, Сережа выпил 1 стакан. Сколько воды осталось в графине?", "К празднику строители сдали 5 домов на одной стороне улицы и 1 дом на другой. Сколько домов сдали строители к празднику?", "Пионеры посадили у школы 6 яблонь и 1 грушу. Сколько всего фруктовых деревьев посадили пионеры?" В отдельных случаях в качестве переходной ступеньки к решению устных задач может быть использован такой прием: воспитатель рассказывает детям задачу и предлагает им изобразить условие с помощью кружков, квадратов или отложить косточки на счетах.

Детей надо учить запоминать задачу с первого раза и повторять ее, не ожидая дополнительных вопросов. Обучая детей составлению задач, воспитатель обусловливает объем числового материала. Необходимо следить за тем, чтобы в задачах дети правильно отражали жизненные связи, зависимости. Каждый раз следует обсуждать, бывает ли так на самом деле, как придумал кто-либо из детей.

Предварительный просмотр:




Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, т. е. в в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация.

Изучение особенностей восприятия и понимания детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) задач-шуток показывает, что успех решения зависит от того, насколько дети понимают шутку, т. е. умеют ли выделять ее в литературных произведениях, придумывать. Понять ребенку смысл задачи-шутки поможет создание ситуации, обстановки, аналогичной той, о которой говорится в задаче.

Занимательные вопросы, задачи, загадки используются воспитателем и в ходе занятия по ФЭМП с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях. На протяжении занятия, особенно при переходе от одной части к другой, смене деятельности, занимательные задачи могут служить средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.

Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению знаний и зависимостей, формированию поисковых подходов к решению любой задачи .

b01b9c64ad3d


У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).Много рук, нога – одна (дерево).
На одной ноге кружится, беззаботна, весела. В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (юла).На длинной ножке, застыв до поры, отдыхает палочка после игры (единица). Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)

Есть у каждого лица два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их, детвора. (глаза). Два глядят, да двое слушают (глаза и уши).У него два колеса и седло на раме, две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед). Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня, а вода тверда, словно каменная! (коньки). две полоски на снегу оставляю на бегу.

Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (лыжи).Двое в небе ходят кругом, но не видятся друг с другом (солнце и луна).Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги, а не ходят .
Сам всегда стоит, а всем сидеть велит (стул).

Возле леса на опушке
трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди ими сверху смотрит на меня (светофор). Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)Четыре братца под одной крышей стоят (стол).Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).На четыре ноги надевали сапоги. Перед тем как надевать, четыре стали обувь надувать (шины). Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка). Кто в году четыре раза переодевается? (Земля) В году у дедушки четыре имени (зима, весна, лето, осень). Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет (времена года).У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (пальцы).

Пять братцев в одном домике живут. (варежка.) И жужжит, и летит, есть шесть ног, но без копыт. (жук) Пять щенят, да мама-лайка. Ты попробуй, сосчитай-ка! (шесть) Есть семь братьев: годами равные, именами разные (дни недели). Цифру восемь ,цифру восемь на носу всегда мы носим, цифра восемь плюс крючки –получаются … (очки)12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)Сто одёжек, а все без застёжек (капуста).Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы.) Овальная лягушка, но вовсе не зверушка, а овощ-молодец –зелёный … (Огурец.) Небо, будто синий дом, есть одно оконце в нём: словно круглое оконце в небесах сверкает …(Солнце.)


  • Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ль всех? (Три.)
  • Шел один , нашел пять рублей; трое пойдут, много ли найдут? (пять рублей.)
  • Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
  • У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?
  • Сколько орехов в пустом стакане? (Ни сколько)
  • В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (В вазе было 3 тюльпана)
  • По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько плавало акул? (9 акул , только они нырнули )
  • На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
  • 7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики?( 7 дорожек)
  • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
  • Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.
  • Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2.)
  • Летела стая гусей. Один гусь впереди, два – сзади. Один гусь между двумя и три гуся рядом. Сколько гусей в стае? (3)
  • Сестра старше брата на 5 лет. На сколько лет она будет старше брата через 7 лет?
  • Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)
  • Когда козе исполнится 6 лет, что будет? (Ей пойдет седьмой год)
  • На столе стоят три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни и поставил пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)


1. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним. ( Сколько стало щенят?)

2. На плетень взлетел петух.
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3)

3. Ежик осенью по лесу шел,
На обед он грибочков нашел:
Два – под березой,
Один – у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? (3)

4. Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?

5. У стены стоят кадушки,
В каждой кадушке по 1 лягушке
Если было 5 кадушек,
Сколько было в них лягушек?

6. Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу… ОХ!
Сколько всего овощей принесла хозяйка? (6)

7. На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок…
Помогите вы Танюшке
Сосчитать свои игрушки!

8. Потеряла крольчиха крольчат.
А крольчата лежат и молчат.
Один – за ветлой,
Два – за метлой,
Один – под листом,
Двое – под кустом.
Как детей поскорее найти
Их у мамы чуть больше 5? (6)

9. Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?


– Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)
– Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)
– Если правая рука справа, то левая… (слева.)
– Если стол выше стула, то стул… (ниже стола.) и др.

- Если стол выше стула, то стул…..(стул ниже стола)

- Если двое больше одного, то один …..( меньше двух)

- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа……(вышел позже Саши)

- Если река глубже ручейка, то ручеек……(мельче реки)

- Если сестра младше брата, то брат…..(старше сестры)

Следующая загадка

1. Значение. В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел с целью подготовки их к обучению в начальной школе. Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия. Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимости между величинами.

Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное. При решении задач ребенок должен научиться рассуждать, доказывать, аргументировать свои действия, должен понять, какие числовые данные с какими должны вступать во взаимодействие, что нужно сложить, а что нужно вычесть. Именно эта, часто скрытая в задаче сторона, должна стать явной для ребенка.

Важно, чтобы содержание задачи соответствовало реальной жизни, так как это воспитывает у детей вдумчивое отношение к фактам, учит критически анализировать их, помогает усвоению логических связей и количественных отношений… Работа над задачами приучает детей к дисциплинированному поведению, вниманию, то есть обеспечивает воспитательно-образовательный эффект.

2. Виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками

Простые задачи, т. е. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием, принято делить на следующие группы.

К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий, т. е. какое арифметическое действие соответствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание). Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка (На дереве сидело две птички, прилетела еще одна. Сколько птичек стало на дереве).

Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действии. Это задачи на нахождение неизвестных компонентов («Нина вылепила из пластилина несколько грибков и мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков вылепила Нина?»).

К третьей группе относятся простые задачи,связанные с понятием разностных отношений:

а) увеличение числа на несколько единиц («Леша вылепил 6 морковок, а Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?»);

б) уменьшение числа на несколько единиц («Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?»).

В зависимости от используемого для составления задач наглядного материала они делятся на

• задачи-драматизации

• задачи-иллюстрации

• устные задачи

1. Особенность задач-драматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают (пример). В задачах-драматизациях наиболее наглядно раскрывается их смысл. Дети начинают понимать, что в задаче всегда отражается конкретная жизнь людей. Задачи этого вида особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.

2. Особое место в системе наглядных пособий занимают задачи-иллюстрации с картинками или игрушками. Если в задачах-драматизациях все предопределено, то в задачах-иллюстрациях при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетна, эти задачи развивают воображение, стимулируют, память и умение самостоятельно придумывать задачи, а, следовательно, подводят к решению и составле-нию устных задач.

Требования к картинкам: простота сюжета, динамизм содержания и ярко выраженные количественные отношения между объектами (пример).

3. Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач

Обучение дошкольников решению задач проходит через ряд взаимосвязанных между собой этапов.

Первый этап - подготовительный.

Основная цель этого этапа - организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами (объединение множеств, выделение части множества. С помощью операций над множествами раскрывается отношение «часть - целое», доводится до понимания смысл выражений «больше на.», «меньше на.».

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления детей, работа над множествами проводится на конкретных предметах (отсчитать и положить на карточку шесть грибов, а затем добавить еще 1 гриб. «Сколько всего стало грибов? Почему их стало семь? К шести грибам прибавили 1 (показывает на предметах) и получили семь. На сколько стало больше грибов?»

Второй этап Основная его цель - учить детей составлять задачи и подводить к усвоению их структуры.

Подводить к пониманию структуры задачи лучше всего на задачах-драматизациях. Воспитатель знакомит детей со словом задача и при разборе составленной задачиподчеркивает необходимость числовых данных и вопросов: «Что известно?», «Что нужно узнать?».

На этом этапе обучения составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1 (для чего это нужно). Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задачи. Прибавить или вычесть число 1 они могут на основе имеющихся у них знаний об образовании последующего или предыдущего числа.

Например, воспитатель просит ребенка, принести и поставить в стакан семь флажков, а в другой - один флажок. Эти действия и будут содержанием задачи, которую составляет воспитатель. Текст задачи произносится так, чтобы было четко отделено условие, вопрос и числовые данные. Составленную задачу повторяют двое-трое детей. Воспитатель при этом должен следить, чтобы дети не забывали числовые данные, правильно формулировали вопрос.

При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса.

Для усвоения значения и характера вопроса в задачеможно применить такой прием: к условию задачи, составленной детьми, ставится вопрос не арифметического характера («С одной стороны стола поставили двух девочек, а с другой стороны одного мальчика.» «Как зовут этих детей?»). Дети замечают, что задача не получилась. Далее можно предложить им самим поставить такой вопрос, чтобы было понятно, что это задача. Следует отметить, что вопрос в задаче обязательно начинается со слова сколько.

Чтобы показать отличие задачи от рассказа и подчеркнуть значение чисел и вопроса в задаче, воспитателю следует предложить детям рассказ, похожий на задачу. В рассуждениях по содержанию рассказа отмечается, чем отличается рассказ от задачи.

Чтобы научить детей отличать задачу от загадки, воспитатель подбирает такую загадку, где имеются числовые данные.Например: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик». Вместе с детьми рассуждаем, что в этой загадке описываются ножницы и решать ничего не надо, в загадке необходимо догадаться о каком предмете идет речь, а в задаче узнать о количестве, сколько получится или останется предметов.

Закрепляя эти знания можно предложить детям преобразовать загадку или рассказ в задачу.

После таких упражнений можно подвести детей к пониманию составных частей задачи. Основными элементами задачи являются условие и вопрос. В условии содержатся отношения между числовыми данными. Анализ условия подводит к пониманию известных данных (условие это то, что нам известно) и к поискам неизвест-ного (вопрос). Этот поиск идет в процессе решения задачи. Детям надо объяснить, что решать задачу - это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить с данными числами, чтобы получить ответ.

Таким образом, структура задачивключает четыре компонента :

• решение

Наглядно структуру задачи дошкольником хорошо представить в виде наглядной модели «ПИРАМИДКА», где каждое звено пирамидки обозначает компонент задачи, если выпустили один из компонентов, то пирамидка не соберется, детям будет видно, что они допустили ошибку.

Выяснив структуру задачи, следует перейти к выделению в ней отдельных частей. Дошкольников следует поупражнять в повторении простейшей задачи в целом и отдельных ее частей. Можно предложить одним детям повторить условие задачи, а другим поставить в этой задаче вопрос.

Формулируя вопрос, дети, как правило,употребляют слова: стало, осталось (стоит обратить внимание, что при постановке вопроса, дети часто употребляют ошибочно слово «стало», как в задачах на сложение, так и на вычитание). Следует показывать им, что формулировка вопроса в задачах на сложение может быть разной, в вопросе можно употреблять глаголы, отражающие действия по содержанию задачи (Прилетели, купили, выросли, гуляют, играют и т. д.).

Когда дети научатся правильно формулировать вопрос, можно перейти к следующей задаче этого этапа - учить анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым, выбор арифметического действия. (Например, «На площадке гуляли 3 мальчика, 1 ушел домой. Сколько осталось мальчиков?» Назовите условие задачи, что нам известно? Назовите вопрос (что надо узнать). Если 1 мальчик ушел, мальчиков стало больше или меньше? Если стало меньше, то надо прибавить или вычесть)

Следует помнить, что обучающее значение задач на сложение и вычитание состоит не столько в том, чтобы получить ответ, а в том, чтобы научить анализировать задачу и в результате этого правильно выбрать нужное арифметическое действие.

Итак, на втором этапе работы над задачами дети должны:

а) научиться составлять задачи;

б) понимать их отличие от рассказа и загадки;

в) понимать структуру задачи;

г) уметь анализировать задачи, устанавливая отношения между данными и искомыми.

Важно при решении задач обращать внимание на правильную и полную формулировку ответа на вопрос задачи.

Публикации по теме:

Консультация «Методика обучения связной речи» План семинара 1. Значение, задачи и содержание обучения связной речи. 2. Обучение диалогической речи. 3. Пересказ литературных произведений.

Конспект НОД по решению экологических задач на занятиях по ознакомлению с пейзажной живописью для старшей группы

Конспект НОД по решению экологических задач на занятиях по ознакомлению с пейзажной живописью для старшей группы Цель: решение экологических задач на занятиях по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством (пейзажная живопись) Задачи: - Продолжать.

Консультация для педагогов на тему «Обучение решению задач детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 Консультация на тему: «Обучение решению задач детей.

Мастер-класс для педагогов «Технология обучения детей составлению загадок» Автор: Макарикова Юлия Павловна, воспитатель МБДОУ детский сад № 10 «Родничок» Описание: В статье представлен опыт работы по использованию.

Методические рекомендации по обучению дошкольников решению задач Решение задач вызывает большой интерес у ребенка дошкольного возраста. Они привлекают детей своей загадочностью и поиском неизвестного,.

Методика обучения пению дошкольников «Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых. Дошкольный возраст.

Методика обучения рассказыванию по игрушкам Вступление 3 Глава 1. Виды занятий по обучению рассказыванию по игрушкам и предметам 4 Глава 2. Методика проведения занятий по обучению.

Конспект урока математики в 5 классе «Обучение решению задач с помощью уравнений» В рамках ФГОС особое внимание при изучении математики занимают способы организации активного обучения, например, при решении задач с помощью.

Опыт работы по составлению перспективного плана по реализации задач поликультурного образования детей «Осень-художница» Тема проекта: «ОСЕНЬ- ХУДОЖНИЦА» Цель: Расширять представления об отражении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного,.

Комплексный подход к решению задач коррекции личности ребёнка с ОВЗ в условиях пребывания в школе-интернате Введение «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – которые питают.

Следующая загадка

Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, т. е. в в том случае, когда создается необходимая для этого ситуация.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_zagadok_zadach-shutok_zanimatelnyh_voprosov_na_zanyatiyah_i_v_sovmestnoy_deyatelnosti_vospitatelya_i_detey.docx 377.41 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста.

Материал раскрывает методику формирования познавательных способностей детей раннего возраста.

Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Постепенно его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатл.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Представлен материал по органиизации соместной деятельности с детьми раннего возраста.

Консультация для воспитателей: "Использование дидактических игр в совместной деятельности воспитателей и детей"

Консультация для воспитателей по математическому развитию.


Конспект мероприятия совместной деятельности воспитателя и детей I младшей группы с использованием ОЭР «В гостях у Бабушки Загадушки»

Конспект мероприятия совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста." В гостях у бабушки Загадушки"Задачи:- закрепление занеий основных цветов, - упражнение в отгады.


Использование тестопластики для создания поделок и композиций в совместной деятельности воспитателя и детей с ЗПР.

Презентация для педагогов с разработкой по формированию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук у детей с ЗПР. .

Читайте также: