Час загадок как на нашей грядке выросли загадки

Обновлено: 22.11.2024

Продолжать учить детей составлять загадки с использованием схемы. Активизировать словарь по теме « Овощи». Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Развивать внимание, память, творческие способности.

Ход занятия.

Воспитатель: - Сейчас на место садится тот, кто назовет название любых овощей. Дети, называя овощи, садятся за рабочие места.

Воспитатель: - Сегодня на занятии нас ждет много интересных игр и заданий.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а название для него вы придумаете сами. Помогите мне, когда я сделаю паузу, вставьте нужные слова. (Если дети затрудняются, вместо называния овощей воспитатель показывает картинки).

В огороде … (помидор)

Взгромоздился на забор:

Будто сам он огородник!

Возмутилась тетя… (репа)

«Это глупо и нелепо»:

Крикнул дядя… (огурец):

Огорчился старый … (лук):

«Не терплю подобных штук!»

Покраснел сорванец, Устыдился, наконец,-

И скатился чин по чину

К огороднику в корзину!

Воспитатель: - Какое название вы бы дали этому стихотворению?

- Автор (Ян Бжехва) назвал его «овощи», и наше занятие тоже посвящено овощам.

- Где же нам найти овощи? (в огороде)

На доске картинки овощей.

Что же мы вырастили на нашем огороде? (Ответы детей).

Как мы ухаживали за овощами? ( поливали, пололи, рыхлили землю).

Д/и «Что изменилось». Воспитатель добавляет несколько картинок фруктов.

Воспитатель предлагает 2 детям выйти к доске. Один ребенок «собирает» в корзину овощи, другой – фрукты.

Малоподвижная игра «Наш урожай».

Собираем овощи – с трудом выдергиваем их из земли. Собираем фрукты осторожно, снимаем их с веток (во время игры заменить картинки овощей на настоящие овощи).

Дети садятся на ковер.

Д/и «Угадай на ощупь».

«Угадай на вкус».

- Что надо сделать перед тем, как сесть за стол? (вымыть руки).

- Можно ли есть овощи с грядки? (нет, их нужно вымыть)

- Все ли овощи можно есть сырыми?

Воспитатель: - На вкус овощи отличаются друг от друга. Свежие овощи очень полезны, в них много витаминов. Угощайтесь! Дети угадывают овощ на вкус.

Воспитатель: - Отгадайте на загадку.

Летом в огороде свежие, зеленые,

А зимою в бочке – желтые, соленые

Как зовут нас? (огурцы)

- У меня для вас еще один сюрприз. Многие хозяйки делают запасы овощей на зиму. (Ставит на стол банку с солеными огурцами и помидорами). Овощи в банке могут хранится долго. Сейчас мы их попробуем.

- Чем они отличаются от свежих? (ответы детей).

Воспитатель: Приглашаю я народ

Встать в веселый хоровод.

Все дети: Дружно в нашем огороде

Фрукты, овощи в народе

Все сегодня уважают.

Ксюша Мансветова: Всем известно без капусты

У тебя в кастрюле пусто.

Коль капусту позабудешь.

Есть борщи и щи не будешь.

Аня Виноргадова: Я свекла, на огороде

Я румяна и полезна

Лучше я капусты

Надя Боброва: А я спелая морковка,

Меня очень любят Саша,

Саша Фролов: Помидор я спелый, сочный.

Без томата- помидора

Плохо жить народу.

Леша Бондаренко: Лук- лучок я золотистый

Овощ самый нужный

Каждый день и в каждом доме

И в жару, и в стужу.

Виталя Дадалко: Словно солнце золотистый.

Вкусный я, но кислый- кислый.

В белый сахар окунусь

Вот тогда всем пригожусь. (Лимон)

Настя Семенова: Я- царица в огороде,

Это каждый знает.

Кто картошечку не любит,

Сема Патрушев: Я, ребята, огурец,

Я- овощ самый вкусный!

Я – огурчик – молодец

Я тоже самый вкусный.

Даша Овчарова : В огороде овощам

Я в ненастную погоду

Заменю вам солнышко.

Андрей Кудайкин: Рыжий, рыжий колобок.

А внутри – полезный сок.

Нет вкусней меня на свете –

Любят взрослые и дети.

Никита Николаев: Укроп до осени растет.

Он в доме целый год живет.

Нет ненужных овощей

На большой планете всей.

Все дети: Дружно в нашем огороде

Фрукты , овощи в народе

Все сегодня уважают.

Дидактическая игра «Овощи – фрукты»

Положить овощи в корзинку, а фрукты – на поднос.

Воспитатель: - Вот какой у нас дружный хоровод. Что мы сложили в корзинку? ( Овощи )

А теперь загадки об овощах мы составим сами.

Дети составляют загадки с опорой на схему.

Мы за партами сидим

И морковкою хрустим.

Кто морковку кушать любит

Тот всегда здоровым будет.

Здоровья, силы набирайтесь.

В конце занятия дети рассматривают выставку поделок из овощей и фруктов « Щедрые дары Осени», приготовленную совместно с родителями.

Загадки детей

Этот овощ желтого цвета, с зеленым хохолком. Овощ овальной формы, маленький. Этот овощ в сказке вытянули дедушка, бабушка, внучка, Жучка, кошка и мышка. (Репа).

2. Этот овощ красного цвета, когда поспеет. Он круглый. Может быть и большим и маленьким.

Может расти в теплице, а может на грядке на улице. Из него можно сделать салат, а можно, как мама, его посолить в банке на зиму. ( Томат)

3.Этот овощ оранжевого цвета. Он похож на треугольник. Этот овощ большой. Сам растет в земле, а сверху зеленая кудрявая косичка. Его можно есть сырым, а можно добавлять в борщ и в салат. Этот овощ очень любят есть кролики и зайчата.(Морковь)

4.Этот овощ может быть зеленым, а если уже переспел – тогда он желтеет. Бывает круглым и овальным. На вкус хрустящий. Растет в теплице или на грядке. Можно есть свежим в салатах, а можно посолить на зиму. ( Огурец ) .

5.Этот овощ оранжевого цвета. Похож на треугольник, но иногда бывает овальным. Осенью вырастает большим. Растет на грядке – нос в земле, а хвост- на улице.Хвост-зеленый и кудрявый. Можно есть свежим, только вымыть и почистить, а можно добавлять в разные блюда и варить. Я этот овощ очень люблю. (Морковь )

6.Этот овощ коричневого цвета. Он большой , может быть круглым и овальным.Он растет из-под земли, а сверху зеленый кустик.Из него можно приготовить много разных блюд.(Картофель)

7. Этот овощ оранжевого цвета, похож на треугольник.Сверху хохолок , как петрушка.Я люблю его помыть, натереть на терке и есть с сахаром.( Морковь)

8.Этот овощ фиолетового цвета.Он похож на круг, у него снизу хвостик. Асверху зеленая косичка.(Свекла )

Следующая загадка

Детские загадки про сад, огород, овощи (загадки про капусту, загадки про картошку, загадки про редис, загадки про свеклу, загадки про огурец и др.). Загадки с ответами.

Следующая загадка

Цель: познакомить детей с историей возникновения загадки, обучать детей отгадыванию загадок.

Задачи: закреплять знания о явлениях природы, характерных признаках растений.

УУД: Предметные: осознанно воспринимать и различать загадки;

Метапредметные: познавательные: формулировать ответы на поставленные вопросы, применять способы решения творческой задачи;

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свои действия;

Коммуникативные: использовать конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

Личностные: проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Что такое загадка? Существует несколько определений загадки.

В словаре это определение звучит так:

Загадка ( «гадати»- думать, рассуждать) – жанр устного народного творчества. Это краткое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, которое требует отгадки.

В.П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого как правило, ритмически организованного описания какого- либо предмета или явления».

По определению фольклориста В.И. Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого- либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».

Ю.Г. Илларионова определяет, что «загадка- это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Как же возникла загадка в жизни человека?

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека,- они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности, воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

Давным давно, когда еще боялись люди природы, казалось древнему охотнику, земледельцу и скотоводу, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу- Леший, в реке – Водяной, русалки, в избе – Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица – все понимают человеческий язык.

И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю и просто со стадом в лес, старались вслух не произносить тех слов, которые связаны с успехом предстоящего дела. А для того, чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Еще вначале прошлого века сибирские охотники во время охотничьего сезона медведицу называли «коровой», а корову «рыкуша», коня «долгохвостый».

Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. И сначала она для того и служила, чтобы помочь молодым «тайный» язык выучить. Если отгадал да запомнил загадку, то наверняка не забудешь, как нужно называть медведицу на охоте.

Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались, бывало, и стар, и мал в какой- нибудь избе. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать. А задавали не просто, как вздумается, а строго порядка держались.

Какие виды загадок бывают?

Загадки бывают: народные, авторские и загадки для детей .

Русские народные загадки всегда славились своей оригинальностью и разнообразием. Такая загадка для ума очень полезна, ведь для того, чтобы отгадать загадку необходимо образное и абстрактное мышление, умение сравнивать, видеть сходства и различия, подтекст, читать между строк, различать фразы в прямом и переносном значениях.

Не каждая народная загадка таит в себе элементарный ответ- так кажется лишь на первый взгляд. Иногда, чтобы понять разгадку необходимо серьезно «напрячь мозг».

В году у дедушки четыре имени. (Времена года: весна, лето, осень, зима)

Рук и ног у него нет,

А все трясет и качает. (ветер)

Авторская загадка - это загадка про которою мы знаем, кто именно ее сочинил. Авторы загадок это известные писатели, и поэты, и обычные люди.

Висит в небе высоко,

Светит ярко, далеко.

Всех увидит, обогреет,

Темноту везде рассеет,

Прыгнет зайчиком в оконце.

Догадались? Это… (солнце)

Самуил Яковлевич Маршак

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (дерево)

Самые простые загадки- это загадки для детей . Загадки для детей- это стишки или прозаические выражения, описывающие предмет, не называя его самого. Чаще всего основное внимание в детских загадках уделяется какому-нибудь уникальному свойству предмета или его сходству с другим предметом.

Пришла без красок

И перекрасила все листья. (осень)

Бежал по тропке луговой-

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой-

Речка сделалась рябой. (ветер)

Так же загадки могут быть на разную тематику. Например, загадки могут быть о явлениях природы, о временах года, о различных инструментах, о животных, птицах и т.д.

Наш час загадки мы относится к замечательному времени года. К какому? Чтобы это узнать нам надо отгадать загадку:

Солнцу теплому не верьте-

В золотистой круговерти

Это пришла с дождями,

Листопадом и ветрами.

Правильно, это замечательное пора- Осень.

На тему: «Осень» и будут наши загадки. Осенью происходят разные природные явления, созревают овощи и фрукты, в лесу собирают грибы и ягоды. Попробуйте отгадать какие сюрпризы и подарки приготовила для вас осень.

(Ведущий загадывает загадки, на доске проецируются ответы в виде картинок.)

Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский. (листопад)

Льется он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

Сам холодный, проливной,

А в саду бесе мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу. (осенний дождь)

Поет, да свищет. (ветер)

Прилетел я с ветерком

И накрыл избушки.

Воздух словно с молоком,

Подставляйте кружки. ( туман)

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел- оставил их,

Средних, маленьких, больших. ( лужи )

В октябре пока тепло,

А на лужице- стекло.

Ведь холодной ночью звездной

Наша лужица подмерзла,

Сразу стало интересней:

На стекло ступи и треснет! ( первый лед)

Вот такие природные явления происходят осенью.

Что же нам еще дарит осень?

Поле осенью промокло,

Но зато созрела свекла.

А сентябрьских садах

Много яблок на ветвях.

Что к зиме мы собираем?

Как его мы называем? (урожай)

Какой же урожай мы собираем осенью?

Этот фрукт на вкус хорош,

И на лампочку похож. (груша)

Расселась барыня на грядке.

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (капуста)

В середине- сладко. (слива)

Как слива темна.

Как репа кругла.

На грядке силу копила,

К хозяйке в борщ угодила. (свекла)

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву. (яблоко)

Что копали из земли,

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (картошка)

И галдя, его клюют. (рябина)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь- очень гладкая.

На вкус- как сахар сладкая. (морковка)

Мышка зерна собирает,

Норку плотно набивает.

Это склад, а не нора-

Зерен выросла гора!

Что- же делают зверята?

Угадайте-ка, ребята! (запасы на зиму)

Что же запасают на зиму звери?

Все детки на ветках

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут-

Береток не найдут. (желуди)

Очень крепкий этот малый,

Расколи его сначала,

А потом и кушай! (орех)

И на горке, и под горкой,

Под березкой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (грибы)

Вы молодцы, ребята, знаете много загадок.

Давайте теперь попробуем придумать загадки сами. Предлагаю вам поделиться на группы. Каждой группе дается право выбрать предмет или явление природы о котором нужно сочинить загадку.

Следующая загадка

Цель: Закрепить названия овощей, расширить представления детей об отличительных особенностях овощей, о том, что в них много витаминов.

Атрибутика: шапочки-ободки овощей (капуста, лук, свёкла, репа, картошка, морковь, редька); муляжи овощей по 2 шт.; корзинка и овощи- муляжи.

Ход развлечения:

Ребят встречает Тетушка - Загадушка.

- Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Тетушка –Загадушка. Хотите со мной поиграть? У меня на грядке выросли загадки, а отгадки – в корзинке. Слушайте внимательно, ответ найдите обязательно.

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

Что без боли и без печали доводит до слез?

Вверху зелено, внизу красно,

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять.

Как на нашей грядке

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

К осени краснеют.

В огороде стоит

Ничего не говорит

И воронам не дает (огородное пугало)

Ребята, а кто знает, что это еще за пугало огородное. (Пугало - молчаливый сторож огорода.) От кого он охраняет огород? Вы все правильно ответили, он отпугивает ворон и других птиц, чтобы они не уничтожали посевы и не расклевывали урожай.

А наше огородное пугало отгоняет не только ворон, но и зайцев, которые пришли на наш огород полакомиться морковкой.

Подвижная игра: «Пугало и зайцы»

Из шнура сделан большой круг – огород. В нем разбросана морковь. Ребенок в шляпе – «пугало» стоит в центре круга, зайцы за кругом. Зайцы запрыгивают в огород схватить морковку, пугало старается их словить.

Тетушка – Загадушка:

- Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

- Поиграем в игру «Собери урожай».

(Детей делят на две команды, команды встают в колонны. В 2 обруча кладут муляжи овощей. Каждой команде дают по корзинке. По сигналу дети по очереди бегут до обручей, берут овощ, кладут в корзинку и бегут к команде. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт все овощи).

- А сейчас я буду произносить чистоговорку, а вы подскажите последнее слово.

Читайте также: