А даниэль загадка шекспира

Обновлено: 22.11.2024

Книга рассказывает о том, почему уже четыреста лет не утихают споры о том, кто написал произведения, подписанные именем «Вильям Шекспир». Я предлагаю в качестве автора кандидата, который вызвал у меня наибольшее доверие, и обосновываю свой выбор, насколько могу. Об убедительности моих доводов судить читателю.

Содержание

    . Кто Вы, мистер Шекспир? . Кристофер Марло: прерванный полет или жизнь под маской? . Что сказал бы Эркюль Пуаро? . Могла ли Венера стать Музой? . Как обойти и закон, и цензуру? . «As You Like It» — или «As You Lie, Kit»? . Способно ли невежество убивать, или кто перевел «Дон-Кихота»? . Что рассказал призрак Гамлету? . Могла ли Офелия стать королевой? . Кто не лежит в своей могиле? . Чего не снилось нашей философии? . Что мелют мельницы богов? . О чем рассказывают сонеты? . Был ли Шекспир масоном? . Что связывает «Сонеты» с пирамидой Хеопса? . Занимались ли Розенкранц и Гильденстерн черной магией? . Найдем ли мы дорогу к храму?

Copyright © Уильям Шекспир — материалы о жизни и творчестве 2005—2021.

Следующая загадка

Книга рассказывает о том, почему уже четыреста лет не утихают споры о том, кто написал произведения, подписанные именем «Вильям Шекспир». Я предлагаю в качестве автора кандидата, который вызвал у меня наибольшее доверие, и обосновываю свой выбор, насколько могу. Об убедительности моих доводов судить читателю.

Содержание

    . Кто Вы, мистер Шекспир? . Кристофер Марло: прерванный полет или жизнь под маской? . Что сказал бы Эркюль Пуаро? . Могла ли Венера стать Музой? . Как обойти и закон, и цензуру? . «As You Like It» — или «As You Lie, Kit»? . Способно ли невежество убивать, или кто перевел «Дон-Кихота»? . Что рассказал призрак Гамлету? . Могла ли Офелия стать королевой? . Кто не лежит в своей могиле? . Чего не снилось нашей философии? . Что мелют мельницы богов? . О чем рассказывают сонеты? . Был ли Шекспир масоном? . Что связывает «Сонеты» с пирамидой Хеопса? . Занимались ли Розенкранц и Гильденстерн черной магией? . Найдем ли мы дорогу к храму?

Copyright © Уильям Шекспир — материалы о жизни и творчестве 2005—2021.

Следующая загадка

Вильям Шекспир — не только величайший из англоязычных поэтов, но и один из самых загадочных персонажей в истории. Уже несколько сот лет идут споры, был ли он истинным автором произведений, опубликованных под его именем.

Первое сомнение в этом вопросе принадлежит джентльмену по имени Джон Уилмот, жившему в середине 18 века. Он был страстным почитателем великого барда. И получив предложение написать биографию Шекспира, приступил к делу со всей серьезностью.

Больше всего Уилмота смущало, что после смерти Шекспира не осталось ни одной книги или рукописи; не были они также упомянуты в завещании. Уилмот не мог представить себе, что у великого поэта не было ни рукописей, ни книг. Он был уверен, что Шекспир перед смертью подарил книги кому-либо из друзей. И он решил найти их наследников.

Очертив вокруг Стратфорда круг радиусом 50 миль, Уилмот решил посетить внутри этого круга все дома, в которых была библиотека. Он посвятил этому 15 лет, обходя дом за домом, беседуя с хозяевами и делая подробные записи всего, что могло бы навести на след пропавших шекспировских книг.

А через 15 лет он вернулся домой в совершеннейшем расстройстве и сжег все свои записи. Затем он отправил заказчику письмо с отказом писать биографию Шекспира, так как убедился в том, что автором был кто-то другой. О причинах своего открытия Уилмот не рассказал никому до самой смерти.

В 19 веке появились новые скептики, в числе которых были Марк Твен, Чарльз Диккенс, Уолт Уитмен, Ральф Уолдо Эмерсон. В 20 веке этот список пополнился именами Джона Голсуорси, Бернарда Шоу, Зигмунда Фрейда, Чарльза Чаплина, Владимира Набокова, Джеймса Джойса, Генри Джеймса и Дафны Дюморье. А также множеством имен историков, литераторов и любителей-энтузиастов.

Каковы же причины сомнений в том, что именно Вильям Шекспир написал произведения, опубликованные в 1623 году в первом собрании сочинений, известном как «Первое Фолио»?

Вкратце эти причины выразил известный английский историк сэр Хью Тревор Роупер:

«Среди всех бессмертных гениев литературы нет ни одной более смутной и эфемерной личности, чем Вильям Шекспир. Этот факт кажется поразительным и почти невероятным. В конце концов, он жил в ярком свете английского Ренессанса во времена, о которых сохранилось множество документов, — в эпоху царствования Елизаветы I и Иакова I. Со времени его смерти, особенно в прошлом веке, им занималась самая большая когорта исследователей, когда-либо изучавших личность одного человека. Толпы ученых, оснащенных самыми лучшими средствами, скрупулезно проверили все документы, в которых мог содержаться хоть малейший намек на имя Шекспира. Одной сотой этих усилий, посвященных незначительнейшему из его современников, хватило бы для создания подробнейшей биографии».

Что же удалось выяснить этой армии ученых?

Они нашли записи, свидетельствующие, что Шекспир начал свою карьеру в театре как сторож, затем был актером, театральным продюсером, заработавшем целое состояние на своей деятельности, позже став ростовщиком, пивоваром и домовладельцем (лендлордом).

Однако не удалось найти ни одного прижизненного свидетельства о том, что он был автором. Не осталось ни одной рукописи или письма, написанных рукой Шекспира, и ни одной записи о получении им какого-либо литературного гонорара.

Письмам, адресованным Шекспиру, повезло больше. Одно из них удалось найти. Но оно не имеет отношения к литературе — оно написано не автору, а ростовщику, и содержит просьбу одолжить деньги.

Из всего рукописного наследия Шекспира осталось лишь 7 подписей, написанных на редкость грубым и неуклюжим почерком. Две из них сходны, остальные сильно различаются между собой. Похоже, великий поэт с трудом писал собственное имя.

Еще одна загадка — где и когда Шекспир получил свои феноменальные и разносторонние знания? Как ему удалось изучить античную философию, медицину, юриспруденцию, навигацию, историю, тонкости международной дипломатии и несколько иностранных языков: латынь, греческий, французский, итальянский, испанский?

Известно, что Шекспир никогда не учился в университете. Неизвестно, учился ли он в школе. Однако не только его родители, но и обе дочери были неграмотными. Поразительно: великий гуманист, в своих произведениях горячо ратующий за просвещение женщин, не научил своих дочерей читать и писать! А в завещании, где скрупулезно перечислены все предметы домашнего обихода, вплоть до ложек и вилок, он не оставил ни гроша ни на образование любимой внучки, ни своей родной школе — если, конечно, он в ней учился. Ни один из преподавателей ни разу не упомянул о своем гениальном ученике, и ни один из современников — о своем великом однокласснике.

Похоже, поэтический дар Шекспира оставался тайной даже для его родственников: о нем не знали ни его дочери, ни зять, который, в отличие от жены, был образованным человеком и врачом. Единственная запись в его дневнике, сделанная на следующий день после смерти Шекспира, гласит: «Мой тесть преставился».

В Лондоне смерть Шекспира осталась столь же незамеченной, как и в Стратфорде. В то время как других, гораздо менее талантливых поэтов и драматургов, хоронили с почестями и славословиями в Вестминстерском аббатстве, в последний путь их провожали толпы учеников, а знатные покровители надевали траур и щедро оплачивали похороны, — на смерть Шекспира никто не откликнулся ни единым словом. Лондонские литераторы не приехали попрощаться с ним и проводить его в последний путь. Граф Саутгемптон, которому Шекспир посвящал свои творения, не облачался в траур. Кажется, он даже не заметил смерти того, чьим покровителем был при жизни.

Первое упоминание о том, что Шекспир был литератором, появилось спустя 7 лет после его смерти. Оно принадлежало перу Бена Джонсона, в длинной поэме восхвалявшего «лебедя из Эйвона». При жизни Шекспира, однако, Джонсон хранил такое же молчание, как и все прочие современники.

А что же все-таки с книгами? Увы — их так и не удалось найти. Учитывая, что в то время книги были очень дороги, а Шекспир был бережливым и рачительным хозяином, невозможно себе представить, чтобы он их выбросил или уничтожил. Похоже, их у него просто не было.

Все эти факты привели многих скептиков к мысли, что под именем Шекспира скрывался другой автор, который почему-то не мог назвать своего настоящего имени. В настоящее время существует 63 претендента на эту роль, среди которых лидируют Фрэнсис Бекон, граф Оксфорд и Кристофер Марло.

В середине 20 века американский журналист и миллионер Калвин Хоффман так увлекся вопросом авторства Шекспира, что посвятил ему много лет. Будучи убежден в том, что подлинным автором был Марло, Хоффман завещал ежегодный приз в 10000 фунтов автору статьи, в которой будет приведено какое-либо доказательство авторства Марло, и миллион фунтов тому, кто докажет, что все произведения Шекспира написаны рукой Марло. Это самая большая литературная премия в истории!

Актеры знаменитого шекспировского театра «Глобус» также придерживаются различных мнений о том, кто написал пьесы, в которых они играют. В театре есть галерея портретов различных претендентов.

А пока что загадка остается загадкой. И вряд ли она будет разгадана в обозримом будущем. Хотя — кто знает: руины Трои и развалины Камелота скрывались под землей тысячи лет. Может быть, и среди почитателей великого барда появится новый Шлиман и раскроет миру подлинное имя и облик гения.

К оглавлению Следующая страница

Copyright © Уильям Шекспир — материалы о жизни и творчестве 2005—2021.

Следующая загадка

Вильям Шекспир – не только величайший из англоязычных поэтов, но и один из самых загадочных персонажей в истории. Уже несколько сот лет не умолкают споры о том, был ли он истинным автором произведений, опубликованных под его именем.

Первое сомнение в этом вопросе принадлежит почтенному и образованному джентльмену по имени Джон Уилмот, жившему в середине 18 века. Он был страстным почитателем великого барда. И получив предложение написать биографию Шекспира, отнесся к делу со всей серьезностью.

Больше всего Уилмота смущало, что после смерти Шекспира не осталось ни одной книги или рукописи; не были они также упомянуты в завещании. Уилмот не мог представить себе, что у великого поэта не было ни рукописей, ни книг. Он был уверен, что Шекспир перед смертью подарил свои книги кому-либо из друзей, и поэтому решил найти их наследников.

Для этого Уилмот очертил вокруг Стратфорда круг радиусом 50 миль и начал посещать каждый дом внутри этого круга, в котором была библиотека. Он посвятил этому 15 лет, обходя дом за домом, беседуя с хозяевами и делая подробные записи всего, что ему казалось интересным и могло навести на след пропавшей шекспировской библиотеки.

А через 15 лет он вернулся домой в совершеннейшем расстройстве, попросил слугу разжечь камин и самолично сжег все свои записи за 15 лет. После этого он написал заказчику письмо с отказом писать биографию Шекспира, так как, по его словам, убедился в том, что автором бессмертных произведений был кто-то другой. О причинах своего открытия Уилмот так и не рассказал никому до самой смерти.

В 19 веке появились новые скептики, в числе которых были Марк Твен, Чарльз Диккенс, Уолт Уитмен, Ральф Уолдо Эмерсон. В 20 веке этот список пополнился именами Джона Голсуорси, Бернарда Шоу, Зигмунда Фрйда, Чарльза Чаплина, Владимира Набокова, Джеймса Джойса, Генри Джеймса и Дафны Дюморье. А также множеством имен историков, литераторов и любителей-энтузиастов.

В 1957 году была опубликована библиография работ, посвященных авторскому вопросу. Она начитывала 1500 страниц! За это время появилось такое количество новых публикаций, что сейчас их список был бы вдвое, если не втрое, больше. И он продолжает пополняться новыми публикациями.

Каковы же причины сомнений в том, что именно Вильям Шекспир был подлинным автором произведений, опубликованных в 1623 году в первом собрании сочинений, известном как «Первое Фолио»?
Вкратце эти причины выразил известный английский историк сэр Хью Тревор Роупер::

«Среди всех бессмертных гениев литературы нет ни одной более смутной и эфемерной личности, чем Вильям Шекспир. Этот факт кажется поразительным и почти невероятным. В конце концов, он жил в ярком свете английского Ренессанса во времена, о которых сохранилось множество документов, - в эпоху царствования Елизаветы I и Иакова I. Со времени его смерти, особенно в прошлом веке, им занималась самая большая когорта исследователей, когда-либо изучавших личность одного человека. Толпы ученых, оснащенных самыми лучшими средствами, скрупулезно проверили все документы, в которых мог содержаться хоть малейший намек на имя Шекспира. Одной сотой этих усилий, посвященных незначительнейшему из его современников, хватило бы для создания подробнейшей биографии».

Что же удалось выяснить этой армии ученых?

Не так уж и мало. Найдены многочисленные записи, свидетельствующие, что Шекспир начал свою карьеру в театре как сторож, затем был актером, театральным продюсером, заработавшем целое состояние на своей деятельности, позже стал ростовщиком, пивоваром и домовладельцем (лендлордом). Однако не удалось найти ни одной прижизненной записи, свидетельствующей о том, что он был автором. Не осталось ни одной рукописи или письма, написанных рукой Шекспира, и ни одной записи о получении им какого-либо литературного гонорара. Владелец театра «Роза» Филипп Хэнслоу, в котором ставились пьесы Шекспира, вел записи о выплатах авторам тщательно и подробно. Но ни одной записи о выплатах автору по имени Вильям Шекспир в его бухгалтерских книгах не обнаружено. Нет их и в сохранившихся архивах театра «Глобус».

Письмам, адресованным Шекспиру, повезло больше. Одно такое письмо удалось найти. Но оно не имеет никакого отношения к литературе – оно написано не автору, а ростовщику, и содержит просьбу одолжить деньги.
Из всего рукописного наследия Шекспира осталось лишь 7 подписей, написанных на редкость грубым и неуклюжим почерком. Две из них похожи, остальные сильно различаются между собой. Похоже, великий поэт с трудом писал собственное имя.

Еще одна загадка – где и когда Шекспир получил свои феноменальные и разносторонние знания?

Как ему удалось изучить античную философию, медицину, юриспруденцию, навигацию, историю, тонкости международной дипломатии и несколько иностранных языков – латынь, греческий, французский, итальянский, испанский? В его произведениях использовано множество источников, в то время не переведенных на английский язык. Как он мог описать тонкости итальянских пейзажей с точностью очевидца, если ни разу не выезжал из Англии? Откуда ему известны хитросплетения шотландской дипломатии, если он ни разу не был в Шотландии? А между тем историки обнаружили, что некоторые детали, описанные в «Гамлете», могли быть известны лишь непосредственным участникам событий, происходивших при дворе короля Шотландии Иакова, позже ставшего английским королем Иаковом I..

Известно, что Вильям Шекспир никогда не учился в университете. Неизвестно, учился ли он в школе – в то время в школах не составляли списков учеников. Однако не только его родители, но и обе его дочери были неграмотными. Поразительно – великий гуманист, в своих произведениях горяч ратующий за просвещение женщин, не научил своих дочерей читать и писать! А в своем завещании, где скрупулезно перечислены все предметы домашнего обихода, вплоть до ложек и вилок, он не оставил ни гроша ни на образование своей любимой внучки (которую почему-то назвал «племянницей»), ни своей родной школе, которой был обязан своими феноменальными знаниями. Если, конечно, он в ней учился. Ни один из преподавателей ни разу не упомянул о своем гениальном ученике, и ни один из современников – о своем гениальном однокласснике.

Похоже, поэтический дар Шекспира оставался тайной не только для всех жителей Стратфорда, но и для его родственников – о нем не знали ни его дочери, ни зять, который, в отличие от жены, был образованным человеком и врачом, лечившим Шекспира до конца жизни. Но единственная запись в его дневнике, сделанная на следующий день после смерти Шекспира, гласит: «Мой тесть преставился».

В Лондоне смерть Шекспира осталась столь же незамеченной, как и в Стратфорде. В то время как других, гораздо менее талантливых поэтов и драматургов, хоронили с почестями и славословиями в Вестминстерском аббатстве, в последний путь их провожали толпы учеников, а знатные покровители надевали траур и щедро оплачивали похороны, - на смерть Шекспира никто не откликнулся ни единым словом – ни в прозе, ни в стихах. Лондонские литераторы не приехали попрощаться с ним и проводить его в последний путь. Граф Саутгемптон, которому Шекспир посвящал свои творения, не облачался в траур. Кажется, он даже не заметил смерти того, чьим покровителем был при жизни.

Первое упоминание о том, что Вильям Шекспир был поэтом и драматургом, появилось спустя 7 лет после его смерти. Оно принадлежало перу Бена Джонсона. В длинной поэме поэт восхвалял «лебедя из Эйвона». При жизни Шекспира, однако, Джонсон хранил такое же молчание, как и все прочие современники.

А что же все-таки с книгами? Увы – их так и не удалось найти. Учитывая, что в то время книги были очень дороги, а Шекспир был бережливым и рачительным хозяином, невозможно себе представить, чтобы он их выбросил или уничтожил. Похоже, что их у него просто не было.

Все эти факты привели многочисленных скептиков к мысли, что под именем Шекспира скрывался подлинный автор, который по каким-то причинам не мог назвать своего настоящего имения. В настоящее время существует 63 претендента на эту роль. Среди них есть три несомненных лидера – Фрэнсис Бекон, граф Оксфорд и Кристофер Марло.

В 50-е годы 20 века американский литератор, журналист и миллионер Калвин Хоффман настолько увлекся вопросом авторства Шекспира, что посвятил много лет исследованиям этого вопроса. Будучи убежден в том, что подлинным автором был Марло, Хоффман завещал ежегодный приз в 10000 фунтов автору статьи, в которой будет приведено какое-либо доказательство авторства Марло, и миллион фунтов тому, кто сумеет доказать, что все произведения Шекспира написаны рукой Марло. Это самая большая литературная премия в истории!
Актеры знаменитого шекспировского театра «Глобус» также придерживаются различных мнений о том, кто написал пьесы, в которых они играют. В театре есть галерея портретов различных претендентов.
«У каждого из нас есть собственные предположения о том, кто скрывался под массой Вильяма Шекспира, - говорят они. – Какова бы ни была Ваша версия – Вы среди нас желанный гость!»

Читайте также: