Н рубцов у сгнившей лесной избушки загадки м пришвин недосмотренные грибы

Обновлено: 04.11.2024

Тема урока: Загадки. Знакомство с произведением. М. Пришвин «Недосмотренные грибы.

Тип урока: Изучения нового материала.

Планируемые предметные результаты:

-расширяют читательский кругозор, введя в круг чтения новое произведение;

-формируют навык читательские умения;

-знают, что такое загадка.

Планируемые метапредметные результаты:

-умеют анализировать информацию;

-умеют осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с источникам;

- используют речевые средства для обмена полученной информации;

-согласовывают позиции с партнёром и находят общее решение.

-выполняют учебное задание в соответствии с целью;

-оценивают и контролируют свой результат;

-рефлексируют собственную деятельность

Оборудование урока: Интерактивная доска, презентация, учебник, тетрадь.

деятельность учителя и формулировки заданий

планируемые способы оценивания

комментарии руководителя практики

Здравствуйте, ребята. Приготовитесь к уроку, литературного чтения. А вам нравится этот урок? А, что вы любите в нем больше всего?


2

Проверка домашнего задание

Прочитайте предложения в паре, выделяя вопросительное слово, то которое выделена. Спрашиваю несколько пар.

К нам сегодня в гости заглянула осень?

К нам сегодня в гости заглянула осень?

К нам сегодня в гости заглянула осень?

К нам сегодня в гости заглянула осень?

К нам сегодня в гости заглянула осень?

В паре прочитайте произведение «Эхо», один читает, второй за ним повторяет, когда говорю стоп, меняемся ролями.

- используют речевые средства для обмена полученной информации;

-согласовывают позиции с партнёром и находят общее решение.

- используют речевые средства для обмена полученной информации;

-формируют навык читательские умения;

-выполняют учебное задание в соответствии с целью;

Сегодня мы отправимся в путешествие. А вы знаете куда? А хотите узнать?

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!
(лес)

Что сейчас я вам прочла?

А хотите узнать, с кем мы познакомимся в лесу?

Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке?

Мы познакомимся с произведением М.Пришвина «Недосмотренные грибы»

-выполняют учебное задание в соответствии с целью;

Работа по теме урока

Посмотрите на доску.

И на горке, и под горкой,
Под березой, да под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(грибы)

Что это? (загадка) Как вы узнали?

Ребята, загадка-это произведение устного народного творчества. В загадке всегда есть вопрос, на который нужно найти ответ.

В этой загадке, что вам подсказывает, что речь пойдет о грибах?

Как вы поняли, что такое загадка?

Давайте, посмотрим на автора. Слайд 1. Фото автора,

Михаил Пришвин родился 4 февраля (23 января по старому стилю) 1873 года, в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии, ныне в Липецкой области, в купеческой семье (отец умер, когда мальчику было семь лет). Умер 1954 Прозаик, публицист.

- Давайте вспомним, чем может удивить осенний лес. Что можно увидеть?

- Сегодня мы обратимся к творчеству М. Пришвина, и я предлагаю вам послушать произведение «Недосмотренные грибы».

Презентация весь текс там, читает учитель, показывая картинки.

Как вы понимаете слова «недосмотренные грибы»?

Что вы поняли из произведения?

-знают, что такое загадка.

-умеют анализировать информацию;

-расширяют читательский кругозор, введя в круг чтения новое произведение;

В паре придумайте, свою загадку о грибах, осени, лесе. А отгадку, нарисуйте рядом.

Что должно быть в загадке? Оцените себя, как поработала пара? Вместе ли вы все делали?

Следующая загадка

развивающие: создать на уроке атмосферу задушевного разговора учителя с детьми; постоянно включать детей в самостоятельную активную деятельность (от воспроизводящей до творческой); помочь каждому ребенку включиться в коллективную работу, оценить себя: “Что умею? Что знаю?”

воспитывающие: формировать эстетический вкус через чтение лучших образцов детской литературы; обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни; вызвать стремление к самостоятельному чтению детских книг; воспитывать чувство уважения к товарищам, сопереживания.

Оборудование: записи на доске: тема урока (табличка), иллюстрации к произведениям, фотомонтаж “Грибы”, выставка книг, портреты писателей, карточки с названиями грибов, модели обложек к произведениям , творческие работы детей.

Небо – золото и синь!
Белокаменная школа,
Среди елок и осин.
Рядом роща, рядом поле,
Знают заяц и сурок.
Если тихо в нашей школе,
Значит, там идет урок.

- Добрый день! Пусть этот урок принесет вам радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.

- К нам сегодня в гости снова заглянула осень.

- Почему? (Мы читаем произведения на тему «Уж небо осенью дышало…»).

- Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в осени что-то свое: ведь осень – это и радостная, и грустная пора.

4.Проверка домашнего задания

5.Тема и цель урока.

1) Стихотворение “У сгнившей лесной избушки” Н.Рубцов (читает учитель)

- Что я прочитала? Смоделируйте обложку.

-Что хотите узнать?

- Догадались ли вы, о чём сегодня мы будем читать?

- Правильно, о грибах.

- прочитайте название стихотворения и фамилию автора.

6. Работа над стихотворением

- чтение по строчкам

- чтение по предложениям

- работа в тетрадях

6.Первичное знакомство с произведением М Пришвина «Недосмотренные грибы»

(под грамзапись жужжащим чтением по учебнику стр.115-116)

- Как вы понимаете слова «недосмотренные грибы»?

- Какие грибы можно встретить в лесу поздней осенью? (волнушки, маслята, рыжики, белые, мухоморы, моховики, сыроежки).

- Как вы считаете, любит ли автор природу? Подтвердите ответ словами текста.

(Так жалко, что так просто они пропадут и никому не достанутся)

Прежде, чем начнём читать новое произведение, прочитаем на стр.121 значения слов, которые мы сейчас не употребляем в речи, а встретим в тексте.

7. словарная работа

8.ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Выявление первичного восприятия произведения.

- Какое настроение вызвало это произведение? Было ли вам весело или грустно?

- Какое чувство вызывает оно? Чему оно нас учит? ( Это произведение вызывает чувство уважения, благодарности. Оно учит нас быть благодарными, не стесняться говорить спасибо).

- Почему автор так озаглавил свой текст?

Сравните два прочитанных нами произведения.

-Чем они похожи? (Оба об осенних грибах, авторы их описывают с любовью, образно, как живые существа)

Сделайте на листочках модели обложек этих произведений.

На поляне кедр могучий

(Стоя на правой ноге, тянем руки вверх,

Задевает кроной тучи.

далее тоже на левой).

Рядом с ним растёт сосна,

К небу тянется она.

Мы внизу грибочки ищем

(Наклониться вперёд и коснуться правой

И в траве усердно рыщем.

рукой левой ступни, потом наоборот).

Раз грибок и два грибок,

Положи их в кузовок.

С неба падают снежинки,

(Дети поднимают руки над головой и

Как на сказочной картинке.

совершают хватательные движения,

Будем их ловить руками

словно ловят снежинки)

И покажем дома маме.

Вон лисица в поле скачет,

(Прыжки на месте)

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну, а мы идём, идём

(Ходьба на месте)

И к себе приходим в дом.

(Дети садятся за парты)

10.Работа в тетради №1 стр. 53 (1, 2, 3 задания)

- Сегодня на уроке я узнал …

- Чем понравился вам урок? Что нового для себя вы узнали?

12.Домашнее задание по выбору:

- выразительное чтение описания гриба из произведений стр.115-120.

- кроссворд с названиями грибов в тетради на стр. 52;

- записать описание одного гриба в тетради №2 стр.51 или №5 стр. 53

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.М.Пришвин "Выскочка"Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Работа с текстом на уроках литературного чтенияСегодня ФГОСТ определяет в качестве цели основного общего образования выращивание функционально грамотной личности. Функционально грамотная личност.

План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века»Тема. В. Сутеев «Под грибом».

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: В.Берестов "Хитрые грибы"

Урок литературного чтения во втором классе.Тема урока "В.Берестов "Хитрые грибы". Грибы (из эциклопедии)".

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему: "М. Пришвин "Моя Родина"

Урок составлен в соответствии с ФГОС. Это первый урок нового раздела "Люби живое"Цель:- знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».Задачи:- учить понимать смысл текста;- формулироват.


Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: ""М.М. Пришвин "Выскочка" УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: ""М.М. Пришвин "Выскочка".


Конспект урока литературного чтения в 1 классе "Старый гриб" М. Пришвин

Цели урока:-продолжить знакомство с творчеством М. Пришвина;-развивать навыки чтения;-обучать работе с текстом;-учить детей рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;-воспитыва.


Конспект урока литературного чтения: А. Мещерский «У лесного озера» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Мещерский «У лесного озера»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А. Мещерского; ознакомление с художественным произ.

Следующая загадка

Тема урока : Разножанровые произведения о природе.

Н.Рубцов « У сгнившей лесной избушке..» . Загадки. М.Пришвин «Недосмотренные грибы».


Цели деятельности учителя: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с содержанием произведений Н.Рубцова « У сгнившей лесной избушки..» и М. М.Пришвина «Недосмотренные грибы», создать условия для развития навыков выразительного чтения, умея выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы, активизировать мыслительную деятельность - сравнивать художественные и научно- познавательные произведения, способствовать воспитанию чувства гордости за свою Родину, привитию правил поведения в природе.

Планируемые результаты образования:

Предметные: уметь анализировать текст, сравнивать тексты, уметь передавать настроение автора.

Метапредметные:
Познавательные : анализировать художественные и научно- познавательные произведения, определять значения слов, ориентироваться в тексте, ставить вопросы к тексту и обобщать высказывания
Коммуникативные : читать вслух и про себя тексты ; ставить вопросы к тексту и отвечать на вопросы, выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы.
Регулятивные : формулировать и удерживать учебную задачу.
Личностные : воспитание чувства гордости за свою Родину , бережного отношения к природе и правил поведения в природе.


Оборудование : картина «Осенний лес», предметные картинки «Грибы», карточки с загадками, корзинки для грибов , карточки со слогами, листы , компьютер.


ХОД УРОКА:

1.Организационный момент. Приветствие

Прозвенел звонок Начинается урок.

Вы за парты дружно сели На меня все посмотрели.

Небо – золото и синь! Белокаменная школа,
Среди елок и осин. Рядом роща, рядом поле,
Знают заяц и сурок. Если тихо в нашей школе,
Значит, там идет урок.

Пусть этот урок принесет вам радость общения, друг к другу подарили улыбку и с хорошим радостным настроением начинаем наш урок.

2.Знакомство с планом работы на уроке.

-На уроке нам предстоит выполнять следующие виды работы:

- проверка домашнего задания;
- изучение нового, работа с книгой;
- исследовательская деятельность; парная работа
- физ. минутка;
- слушание;
- поисковая деятельность, групповая работа;
- рефлексивная деятельность.

Получите оценочные листы

2.Мотивация к деятельности .
1. Отгадайте загадку : Весной веселит,

Летом холодит,
Осенью питает,
Летом согревает? ( лес)


На доске весит картина « Осенний лес»

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в осенний лес.

Начнется наше путешествие с проверки домашнего задания.
2.Проверка домашнего задания.
Чтение выразительно стихотворения «Эхо» по ролям » ( самооценка )
3 .Постановка учебной задачи
-Чем радует человека осенний лес? (дети называют)
Хотите еще знать чем радует человека природа ?
А поможет нам в этом изучение новго материала, работа с учебником.
Давайте откроем учебник на странице 116 и прочитаем название и автор стихотворения (дети называют)
5.Включение в систему знаний.
1. Чтение стихотворения Н.Рубцова «У сгнившей лесной опушки..»
(Самостоятельное чтение ) (просмотр видиоролика)
2. Словарная работа.
Бродя -
3.Беседа по содержанию.
-С каким чувством говорит поэт о родной природе?
-«На склоне дня». Как можно сказать по – другому?
Какие деревья встречал автор?
Чем любил он заниматься?
4.Работа над выразительным чтением . (Самооценка )
А сейчас мы с вами сделаем остановку в лесу .
5. Гимнастика для глаз.

6.Работа с загадкам.
А знаете ли вы загадки о грибах?
А что такое загадка?
Загадаете их своим друзьям.


Следующая работа : работа в паре.

-На столах у каждой пары лежат карточки с загадками . Вы должны прочитать загадку , отгадать ее, пойти найти этот гриб в классе и положить его в корзинку. Чья пара больше соберет грибов и правильно. Какие правила сбора грибов вы знает? .( Грибы развешены по всему классу)

Загадки о грибах:

Разместился под сосной,

Этот гриб, как царь лесной

Рад найти его грибник

Это белый….(боровик)

На пеньке сидят братишки

Все в веснушках, как малышки

Эти дружные ребята

Называются …….(опята)

Это миленький грибок
Выбрал тихий уголок
Ножичком его ты срежь ка
Ведь съедобна …(сыроежка)

Если их найдут в лесу

Сразу вспомнят про лису

Рыжеватые сестрицы
Называется….(лисички)

Он живет под елками

Скрытый их иголками .

Много у него братишек

Рыжий гриб зовется…(рыжик)

Догадайтесь-ка ,ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко
Как зовут его? ….(Волнушка)


Точки белые на красном

Ни к чему тот разговор

Ядовитый гриб опасный .

Не срывайте….(мухомор)

На грибы она сердита
И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!
Это бледная …..( поганка)

Коллективная проверка . (Самооценка)

Как же находясь в лесу нам не заняться спортом?!

7. Физминутка « Гриша шел-шел, белый гриб нашел, наклонился, сорвал и дальше пошел и т.д. называя другие грибы))


Следующий вид работы слушание.

8.Слушание произведения М.Пришвина «Недосмотренные грибы»
( дети следят по учебнику)
9. Беседа по содержание.
-Как вы думаете, любил ли автор природу? Подтвердите словами из текста.
10.Выборочное чтение.
-Найдите описание грибов и прочитайте.
-Описание какого гриба вам понравилось больше и почему?
-Как вы думаете, это описание вымышленное или на самом деле существуют такие грибы?
Совершенно верно это описание настоящих грибов. Такие произведения называются научно- познавательные.
(Самооценка)
Следующий вид работы : групповой.
11.Закрепление и повторение изученного материала
-Каждая группа займет свое рабочее место.
Сложить из слогов названия грибов, которые мы встретили в лесу.. о, о,еж,та,сы,мор,хо,пя,ки,.сы,ро,му- 1группа
Мас,ди,ган,гру,ки,ля,по,та, лый,бе-2 группа
Какая группа быстрее и правильно?
Коллективная проверка . ( Самооценка )
Вот подходит к завершению наше путешествие в осенний лес. И закончим его рефлексивной деятельностью.
12.Рефлексивная деятельность.
-С какими произведениями мы познакомились?
- Что узнали нового ?
-Чем же нас радует осенний лес?
- С каким настроением возвращаемся из лесу? ( дети показывают смайликов )
-радостное , удовлетворенное настроение
-грустное, печальное настроение
- равнодушное, непонятно, неинтересно было

13.Домашнее задание.
Выразительное чтение описания одного из грибов или выучить наизустьс.116-119 ( по выбору) .Работа в печатной тетради с.49-51.

Следующая загадка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: организовать ознакомление с содержанием произведений Н. Рубцова «У сгнившей лесной избушки…» и М. Пришвина «Недосмотренные грибы»; создать условия для развития навыка выразительного чтения, умения выражать в процессе чтения свое отношение к различным состояниям природы, активизации мыслительной деятельности (сравнение художественных и научно-познавательных произведений); способствовать воспитанию чувства гордости за свою Родину, соблюдению правил поведения в природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок 34. Н. РУБЦОВ «У СГНИВШЕЙ ЛЕСНОЙ ИЗБУШКИ…». ЗАГАДКИ. М. ПРИШВИН «НЕДОСМОТРЕННЫЕ ГРИБЫ».»

Урок 34. Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…».
Загадки. М. Пришвин «Недосмотренные грибы»

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: организовать ознакомление с содержанием произведений Н. Рубцова «У сгнившей лесной избушки…»
и М. Пришвина «Недосмотренные грибы»; создать условия для развития навыка выразительного чтения, умения выражать в процессе чтения свое отношение к различным состояниям природы, активизации мыслительной деятельности (сравнение художественных
и научно-познавательных произведений); способствовать воспитанию чувства гордости за свою Родину, соблюдению правил поведения в природе

Планируемые результаты

Предметные: выразительно читают произведения, передавая свои чувства; анализируют и пересказывают произведения

познавательные: знакомятся со стихотворением, загадками и рассказом; овладевают навыками смыслового чтения; осознанно воспринимают литературное произведение; формулируют ответы на вопросы; строят логическую цепь рассуждений;

регулятивные: формулируют учебную задачу;

коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения

Образовательные ресурсы: изображение осеннего леса, иллюстрации к произведениям, фотомонтаж «Грибы», выставка книг, портреты писателей, карточки с названиями грибов, модели обложек к произведениям, творческие работы детей

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

– Повернулись друг к другу, подарили улыбку и с хорошим радостным настроением начинаем наш урок

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам поведения и общения в школе

II. Мотивация к деятельности

На доске изображение осеннего леса.

– Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес. Сегодня к нам в гости снова заглянула осень

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою

мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

III. Проверка домашнего задания

Осуществляет проверку домашнего задания

Читают стихотворение Н. Сладкова «Эхо» по ролям

Владеют навыками выразительного чтения

IV. Постановка учебной
задачи

– Чем радует человека осенний лес?

– Откройте учебник на с. 116, прочитайте название и фамилию автора стихотворения.

– Догадались, о чем сегодня мы будем читать?

– Правильно, о грибах.

– Прочитайте произведение М. Пришвина «Недосмотренные грибы»

Отвечают на вопросы.

– Стихотворение Н. Рубцова
«У сгнившей лесной избушки…».

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Принимают и сохраняют учебные задачи

V. Работа
по теме
урока.

1. Чтение произведения

Владеют навыками осознанного чтения

2. Словарная работа

Бродя – идя с трудом или тихо.

Объясняют значение слова

3. Беседа по содержанию

– С каким чувством говорит поэт о родной природе?

– «На склоне дня…». Как можно сказать по-другому?

– Какие деревья встречал на пути автор?

– Чем он любил заниматься?

– Как вы понимаете словосочетание «недосмотренные грибы»?

– Какие грибы можно встретить в лесу?

– Как вы считаете, любит ли автор природу? Подтвердите ответ словами из текста

Отвечают на вопросы.

– Волнушки, маслята, рыжики,
боровики, мухоморы, моховики, сыроежки и т. д.

– «Так жалко, что так просто они пропадут и никому не достанутся»

Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.
Владеют способами конструктивного взаимодействия

Физкультминутка

Мы тихонечко встаем

И корзиночку берем,

Раз грибочек, два грибочек

Вот и полный кузовочек

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

4. Работа над выразительным чтением

– А сейчас мы с вами отдохнем

Владеют навыками выразительного чтения

5. Работа над загадками
(в парах)

– На столах у каждой пары лежат карточки с загадками
(см. Ресурсный материал). Вы должны прочитать загадку, отгадать ее, найти этот гриб в классе и положить его
в корзинку. Чья пара соберет больше грибов и не ошибется, та и победила. Какие правила сбора грибов вы знаете?

– Найдите описание грибов и прочитайте.

– Описание какого гриба вам понравилось больше
и почему?

– Как вы думаете, это описание реальных грибов?

– Верно, это статья о настоящих грибах. Такие произведения называются научно-познавательными.

– В классном уголке тоже есть произведение о грибах – дружбе грибов и деревьев.

– Что нового вы узнали из этой научной статьи?

– Грибы нельзя срезать ножом, так как грибница может сгнить. Нужно плавно выкручивать ножку гриба из земли.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

VI. Итог
урока. Рефлексия

– С какими произведениями мы познакомились?

– Что узнали нового?

– Чем нас радует осенний лес?

– С каким настроением возвращаемся из леса?

Отвечают на вопросы учителя

Выделяют и осознают

то, что уже усвоено
и что нужно еще усвоить

Подготовить выразительное чтение описания любого гриба или выучить наизусть (с. 116–119) (по выбору); выполнить задания в рабочей тетради (с. 49–51)

Читайте также: