Может ли аист назвать себя птицей загадка

Обновлено: 15.05.2024

Цель: Закрепить и расширить знания детей о перелётных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлёт, добывание корма).

Ввести в активный словарь:

- существительные: птица, ласточка, грач, скворец, гусь, утка, журавль, лебедь, жаворонок, дрозд, чиж, соловей, трясогузка, цапля, аист, пеночка, голова, туловище, шея, крылья, лапы, пальцы, когти, перепонки, клюв, глаза, хохолок, перья, пух, оперенье, скворечник, гнездо, птенцы;

- прилагательные: разноцветные, пёстрые, певчие, шумные, голосистые, крикливые, крылатые, быстрые, суетливые, прыгающие, скачущие, белокрылые, хохлатые, заботливые, перелётные, зимующие, длинношеий, длинноногий, красноклювый, ширококрылый, короткоклювый, перелётный, водоплавающий;

- глаголы: летать, нырять, плавать, клевать, ловить, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть, гоготать, петь, кричать, трубить, приземляться, гнездиться, вить, насиживать, выводить, заботиться.

1. Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков.

2. Пальчиковая гимнастика «Птичка» - развитие мелкой мускулатуры рук.

3. Физкультминутка «Птички» - развитие общей моторики, координация движений.

4. Игра «Подумай и ответь» - отгадывание загадок.

5. Заучивание скороговорок – автоматизация звуков.

6. Чтение и выборочное заучивание стихов, пословиц, поговорок и народных примет о птицах.

7. Упражнение «Весёлые задачки»- развитие слухового внимания и ФЭМП.

8. Игры «Называй-ка!», «Телефон», «Цепочка», «Назови части» - предметный словарь.

9. Игра «Назови признаки» - словарь прилагательных.

10. Игра «Назови действия», «Кто как кричит?» - глагольный словарь.

11. Игра «Сосчитай-ка!», «Счёт 1-10» - согласование числительных с существительными и прилагательными.

12. Игра «Назови ласково», «Кто с кем улетает на юг?» - употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

13. Игра «Один - много» - образование существительных мн. числа им. и род. падежей.

14. Игра «Четвёртый лишний» - обобщение и исключение.

15. Игра «Образуй родственные слова» - образование однокоренных слов.

16. Игра «Скажи одним словом» - образование сложных слов.

17. Игра «Скажи наоборот» - употребление антонимов.

18. Пересказ рассказов: Д. Н. Соколова-Микитова «Улетают журавли», Г. Скребицкого «Стрижи» - развитие связной речи.

19. Упражнение «Расскажи-ка!» - составление рассказа – описания о птице по плану.

20. Игра «Образуй признак» - образование относительных прилагательных.

Физкультминутка «Птицы»

Птички начали спускаться (Дети изображают полёт птиц, бегают на носочках, махая руками).

На поляне все садятся,

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети приседают на несколько секунд).

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети приседают).

• Летели лебеди с лебедятами.

• Цапля клюквы поклевала,

Клюква в клюве кислой стала.

- Нет, я клюкву не люблю,

Я лягушек половлю.

• Стояла цапля на крыльце

И писала букву Ц.

• Стоит цапля у болотца,

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному пальцу на обеих руках).

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями).

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями).

Пословицы, поговорки, народные приметы

• Гуси летят – зимушку на себе тащат.

• Поздний отлёт птиц – к тёплой зиме.

• Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.

• Красна птица перьями, а человек – знаниями.

• Птице крылья – а человеку разум.

• Всякая птица свою песню поёт.

• Воля птичке дороже золотой клетки.

• Всякая птица своё гнездо любит.

• Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

• Всякий считает своих гусей лебедями.

• Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Перелётные птицы).

• Белые полоски на груди,

В лес меня послушать приходи,

Всем одно и то же я твержу,

Беззаботно время провожу –

Мой птенец в чужом гнезде растёт,

Там куда яичко упадёт. (Кукушка).

• С виду птички не бывает проще,

Только запоёт он в тихой роще –

Замирают радостно сердца,

Услышав маленького певца. (Соловей).

• На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля).

• Из тёплых стран в апреле к нам они летят,

Под крышами из глины гнёзда мастерят.

Летят, как самолётики, изящны и легки –

Раздвоенные хвостики, собой невелики. (Ласточка).

• На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворец).

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист).

• Курлычет он, к нам прилетая,

Живёт в болотах и лугах,

Он птица серая, большая

На длинных тоненьких ногах. (Журавль).

• Перепончатая лапка,

Клюв широкий, как лопатка,

На воде она не тонет,

Полетит – перо уронит.

Осенью нам на прощанье

Всем помашет: «До свиданья». (Утка).

• В воде купался, а сухой остался. (Гусь).

• Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач).

Утка три яйца снесла,

Два из них лиса нашла.

Лисы тоже есть хотят…

Сколько вывелось утят? (3-2=1)

Лебеди у нас в пруду.

Я поближе подойду:

Трое черных, белых пять.

Кто успел их сосчитать?

Сколько было лебедей? (3+5=8)

Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Игры «Называй-ка!», «Цепочка» - предметный словарь.

2. «Назови части тела» - предметный словарь.

- Что общего есть у птиц? - Голова, туловище, крылья, шея, перья, грудь, лапы, хвост, пух, клюв.

Перья, пух можно назвать опереньем.

- Чем отличаются птицы? - Размером, окраской, опереньем.

3. Игра «Назови признаки» - словарь прилагательных.

Птицы (какие) - большие, маленькие, красивые, разноцветные, пёстрые, певчие, шумные, голосистые, крикливые, крылатые, быстрые, суетливые, прыгающие, скачущие, белокрылые, хохлатые, заботливые, перелётные, зимующие.

4. Игра «Назови действия» - глагольный словарь.

Птицы (что делают) - летают, прыгают, скачут, ходят, бегают, сидят, охотятся, ловят мошек, хватают, кричат, шумят, поют, машут крыльями, высиживают, кормят, заботятся, защищают, ищут корм, носят в клюве.

5. Игра «Образуй родственные слова» - образование однокоренных слов.

Птенцы у журавля - … (журавлята, журавлёнок).

Мать журавлят - … (журавлиха).

Стая журавлей - … (журавлиная).

Назовите ласково - … (журавлик, журавушка).

Птенцы - … (грачата, грачонок).

Мать грачат - … (грачиха).

Стая грачей - … (грачиная).

Птенцы - … (лебедята, лебедёнок).

Мать лебедят - … (лебедиха).

Стая лебедей - … (лебединая).

Назовите ласково -… (лебёдушка).

Птенцы - … (скворчата, скворчонок).

Мать скворчат - … (скворчиха).

Гнездо - … (скворечник).

Назовите ласково - … (скворушка).

6. Игра «Сосчитай-ка!» - согласование числительных с существительными и прилагательными.

Журавлиная стая, перелётная птица, разноцветное перо.

7. Игра «Один - много»

Птица – птицы, крыло -, гнездо -, перо -, голос -, лапа -, хвост -, аист -, утка -, соловей -, журавль -, и т. д.

Таким образом, образовать существительные множественного числа родительного падежа.Например: птица – много птиц.

8. Игра «Кто как кричит» - глагольный словарь.

- Вы знаете, как птицы подают голоса?

Лесной конёк – цокает

Соловей - поёт, распевает трель Овсянка - синькает

Журавль - курлычет Кукушка - кукует Пеночка - считает капельки: тень-тинь-тюнь

9. Игра «Кто с кем улетает на юг?» - употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

Летят журавли на юг со своими … (журавлятами).

Летят утки на юг со своими … (утятами).

Летят гуси на юг со своими … (гусятами).

Летят лебеди на юг со своими … (лебедятами).

Летят аисты на юг со своими … (аистятами).

Летят скворцы на юг со своими … (скворчатами).

Летят ласточки на юг со своими … (ласточатами).

Летят грачи на юг со своими … (грачатами).

10. Игра «Скажи одним словом» - образование сложных слов.

У цапли длинные лапы (какая цапля) - Длиннолапая цапля.

У аиста красный клюв (какой аист) - Красноклювый аист.

У лебедя белые крылья (какой лебедь) - Белокрылый лебедь.

У чижа желтая грудь (какой чиж) - Желтогрудый чиж.

У ласточки черная голова (какая ласточка) - Черноголовая ласточка.

У трясогузки длинный хвост (какая трясогузка) - Длиннохвостая трясогузка.

Ласточка любит тепло (какая ласточка) – теплолюбивая ласточка.

У ласточки острые крылья, поэтому её называют … острокрылой.

У ласточки быстрые крылья, поэтому её называют … быстрокрылой.

У соловья звонкий голос, поэтому его называют. звонкоголосым.

11. Игра "Скажи наоборот» - употребление антонимов.

Журавль летит высоко, а ласточка - … (низко).

Аист большой, а соловей -. (маленький).

У аиста длинная шея, а у кукушки -. (короткая).

Аист белый, а грач -. (чёрный).

У соловья серая грудка, а у ласточки -. (белая).

У жаворонка короткие лапы, а у журавля (длинные).

12. Упражнение «Расскажи-ка!» - составление описательного рассказа о птице по выбору.

- Где живёт? (На болоте, в лесу, в городе).

- Как зимует? (Улетает на юг).

- Какой имеет внешний вид?

- Голос. (Курлычет, поёт,).

Лебедь Т. А. Шорыгина

Солнце озарило бледный небосвод,

Лебедь белокрылый по небу плывёт.

Тает отраженье в зеркале воды,

Дремлют без движенья светлые пруды.

Капля серебрится в зелени листа.

Может быть, мне снится эта красота?

Соловей Т. А. Шорыгина

В зелени ветвей соловушка - соловей

Ночи напролёт песни нам поёт.

Льются песни без конца,

Лучше нет в саду певца!

Журавли Т. А. Шорыгина

Высоко в голубой дали над землёй летят журавли.

Летят они, курлычут, нас за собою кличут,

Как будто говоря: «Летите вместе с нами!

За тёмными лесами, за синими морями

Есть тёплые края;

Там, в зелени долины,

Мы скоротаем зиму,

А раннею весной

Вернёмся в край родной!»

«Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь… Подожди!»

«Милые крошки! С вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидает подруг!

Завтра вы спать ещё будете детки

А уж мы все понесёмся на юг.

Нет там ни тучи теперь, ни дождей,

Ветер листы не срывает с ветвей,

Солнышко в тучи не прячется там…»

«Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?»

«Я с запасом новых песен

К вам вернусь, когда с полей

Снег сойдёт, когда в овраге

Зажурчит, блестя, ручей.

И начнёт под вешним солнцем

Вся природа оживать…

Я вернусь, когда малютки,

Вы уж будете читать!»

Листья жёлтые облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлёту.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми берёзками, ивами,

Долго кружат они над лесами,

Над крутыми речными обрывами.

Возвращайтесь, птицы, весной,

Когда зеленью лес оденется,

Зашумит молодой листвой

Каждый куст и каждое деревце.

Тексты для пересказа

Улетают журавли По И. Соколову - Микитову

В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние тёплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города

высоко в небе летели журавли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.

Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весной.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Перелетные птицы» Тема. Перелетные птицы. Цели. Уточнять и расширять знания о перелетных птицах, об отличительных признаках. Закреплять знания о признаках.

Краткосрочный проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе компенсирующей направленности Пояснительная записка По плану лексических тем в подготовительной группе в октябре реализуется тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».

Следующая загадка

Миляуша Гумерова


Миляуша Гумерова

Следующая загадка

Загадки с подвохом для детей повеселят всех, даже взрослых. Они не только веселые, но и увлекательные, развивают мышление и логику. А также предлагаем загадки-обманки для детей, неожиданные ответы которых порадуют ребят.

Чтобы найти ответ на загадки с подвохом требуется не стандартный подход, зайти с неожиданного края, задействовать творческие способности. Желаем удачи в решении задач с подвохом!

загадки с подвохом для детей

Смешные загадки с подвохом

Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка?

Один глаз, один рог, но не носорог?

(Корова из-за угла выглядывает)

Кто получит бесплатный сыр в мышеловке?

Что делает сторож, когда у него на голове сидит воробей?

Воробей может съесть горсточку зерна, а лошадь не может. Почему?

(Воробей слишком маленький, чтобы съесть лошадь)

За что обычно учеников выгоняют из класса?

Имя первой женщины в мире освоившей летательный аппарат.

У бабушки Глаши есть внучка Саша,

Кот Снежок и собака Пушок.

Сколько внучат у бабушки Глаши?

Три, три, три и три…Что будет?

Кто под проливным дождем не намочит волосы?

5 быков дают 10 литров молока. Сколько дадут 10 быков?

(Быки не дают молоко)

И капризна, и упряма, в детский сад не хочет…

(дочка, а не мама)

Почему в дикой природе, белые медведи, обычно, не едят пингвинов?

(Потому что белые медведи живут на северном полюсе, а пингвины — на южном)

Может ли петух назвать себя птицей?

(Нет, он не умеет говорить)

Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит?

Следующая загадка

Презентация на тему: " Абвгде 1 2 3 4 5 6 АБВГ Д Е 1 2 3 4 5 6. Может ли аист назвать себя птицей? Нет, потому что говорить не умеет 1." — Транскрипт:

1 абвгде АБВГ Д Е

2 Может ли аист назвать себя птицей? Нет, потому что говорить не умеет 1

3 Как правильно сказать «с двумястами пятью вариантами» или с «двести пятью вариантами»? С двумястами пятью вариантами 3

4 В слове «одеколон» есть осколок названия одного европейского города. Коломны, Лондона или Кельна? Кёльн 3

5 Сколько раз в предложении «Ваня все вспомнил» встречается звук В? Один раза 3

6 Какой месяц в народе называли и «тюлень», и «бокогрей»? Февраль 5

7 Имя Павел с греческого переводится как «храбрый», «маленький» или «полезный»? Маленький 5

8 Почему в слове «Одиннадцать» пишется НН, а в слове «двенадцать» - Н? ОДИННАДЦАТЬ- это числительное образовалось сращением слов "один на десять" (то есть один свыше десяти). Это и объясняет, почему из всех числительных этого ряда только 11 пишется с двумя Н. 3

9 В русском языке утиральником называли терку, носовой платок или полотенце? Полотенце 3

10 Какое русское слово соответствует иностранному «кастинг»? Выбор, подбор. 3

11 Сколько частей в слове «расположиться» - 4, 5 или 6? Шесть частей 3

12 Назовите седьмую букву алфавита. Ё 1

13 Сколько звуков в слове «якорь»? Пять звуков 1

14 Если переводить с немецкого, то «бутерброд» - это хлеб с сыром, хлеб с маслом или хлеб с колбасой? Хлеб с маслом 5

15 Как правильно сказать: «Он наша гордость» или «Он наша гордыня»? Он наша гордость. 1

16 Что интересного в словах «комок», «казак», «шалаш»? Они читаются как слева направо, так и справа налево. 3

17 Назовите строку из таблицы умножения, которая имеет рифму. Пятью пять – двадцать пять Шестью шесть – тридцать шесть … 1

18 Как правильно сказать: «Чехов был знаком с Толстым» или «с Толстовым»? С Толстым 1

19 Что находится между берегом и рекой? Буква И 1

20 Назовите разноспрягаемы глаголы Хотеть, бежать 4

21 Сколько несклоняемых существительных во фразе: «Глядя в зеркало, он заметил, что какаду сел на банку с кофе»? Два 3

22 Какое из этих существительных мужского рода – шимпанзе, пенсне или какао? Шимпанзе 2

23 «Сесть в калошу» - это пословица, фразеологизм или загадка? Фразеологизм 1

24 В чем ошибка человека, который сказал, что на заводе «Трансмаш» много свободных вакансий? Лишнее слово свободных 5

25 Какая пословица получится, если заменить все слова антонимами? «2 новых врага хуже старого». Один старый друг лучше новых двух. 3

26 «В саду горит костер рябины красной» - это эпитет, олицетворение или метафора? Метафора 2

27 За чем язык во рту? За зубами 1

28 Слово «тьма» в древнерусском языке обозначало 1, 5 или 10 тысяч человек? 10 тысяч человек 3

29 Какой падеж стоит на четвертом месте в системе падежных окончаний? Винительный 1

30 Почему можно сказать «очень веселый», но нельзя сказать «очень фруктовый»? Со словом очень сочетаются качественные прилагательные, а прилагательное фруктовый относительное. 5

31 На какой слог падает ударение в слове «баловать»? На третий 3

32 Верно ли утверждение: « Глаголы прошедшего времени изменяются по лицам и числам» ? Нет 1

33 Слова «болотный» и «болотистый» - это паронимы, синонимы или антонимы? Паронимы 5

34 Интересно, почему мясо свиньи называют свининой, мясо барана – бараниной, кролика – крольчатиной, а мясо коровы –не «коровятиной», а говядиной? Оказывается, слово это произошло от исчезнувшего говядо, которым называли крупный рогатый скот. 5

35 Каков смысл выражения быть начеку? Быть наготове, настороже. 5

36 На какой слог падает ударение в слове мизерный? На второй 3

37 Каким членом предложения являются краткие прилагательные? Сказуемым 2

Загадки с подвохом для детей - с ответами

К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как?

Они были на разных берега.

Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды?

Морской якорь.

На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось?

На березе яблоки не растут.

Какой рукой лучше размешивать чай?

В которой ложка, а если ложка есть в обоих, то которой удобней.

В комнате было 12 цыплят, 3 кролика, 5 щенят, 2 кошки, 1 петух и 2 курицы. Сюда зашёл хозяин с собакой. Сколько в комнате стало ног?

Две. У животных лапы.

Сколько нужно произвести действий, чтобы посадить бегемота в холодильник?

Три. Открыть холодильник, посадить бегемота и закрыть холодильник.

А сколько нужно произвести действий, чтобы посадить жирафа в холодильник?

Четыре: открыть холодильник, достать бегемота, посадить жирафа, закрыть холодильник.

Может ли страус назвать себя птицей?

Нет, он не умеет разговаривать.

Сколько горошин может войти в один стакан?

Нисколько, горошины не ходят.

Маленький, серенький, на слона похож. Кто?

Чем кончаются день и ночь?

Мягким знаком.

Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на «а», либо на «я»: Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно-единственное женское имя, которое не оканчивается ни на «а», ни на «я». Назовите его.

На что похожа половина апельсина?

На другую половину.

Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?

Когда дверь открыта.

Мальчик заплатил за бутылку с пробкой 11 рублей. Бутылка стоит на 10 рублей больше, чем пробка. Сколько стоит пробка?

По чему ходят часто, а ездят редко?

По лестнице

Идет то в гору, то с горы, но остается на месте.

Летели галки, сели на палки. Сядут по одной — галка лишняя, сядут по две — палка лишняя. Сколько было палок и сколько было галок?

(3 палки, 4 галки)

Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает?

Два пятиклассника Петя и Алёнка идут со школы и разговаривают.

— Когда послезавтра станет вчера, — сказал один из них, — то сегодня будет так же далеко от воскресенья, как и тот день, который был сегодня, когда позавчера было завтра. В какой день недели они разговаривали?

(Воскресенье)

Какой пробкой нельзя заткнуть ни одну бутылку?

Они бывают металлические и жидкие. О чем речь?

У кого за носом пятка?

В автобусе ехали 20 человек. На первой остановке вышли 2 и вошли 3 человека, на следующей — 1 вышел и 4 вошли, на следующей — 5 вышли и 2 вошли, на следующей — 2 вышли и 1 вошел, на следующей — 9 вышли и никто не вошёл, на следующей — ещё 2 вышли. Вопрос: сколько было остановок?

На столе лежит 100 листов бумаги.

За каждые 10 секунд можно посчитать 10 листов.

Сколько секунд понадобится, чтобы посчитать 80 листов?

Марина мечтала о шоколадке, но ей на покупку не хватало 10 рублей. Вася тоже мечтал о шоколадке, но ему не доставало всего 1 рубля. Дети решили купить хотя бы одну шоколадку на двоих, но им все равно не хватило 1 рубля. Какова стоимость шоколадки?

(Стоимость — 10 рублей. У Марины нет денег вообще.)

Что можно взять в левую руку, но нельзя в правую?

(Локоть правой руки)

За столом сидят ковбой, джентльмен и йог. Сколько ног стоит на полу?

(1 нога (ковбой кладет ноги на стол, джентльмен кладет ногу на ногу,а йог медитирует)

С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получились сразу утро, день, вечер и ночь?

(С утки (сутки)

Река, которая «помещается» во рту?

Как написать «уточка» в 2 клетках?

В 1-ой — букву «у», во 2-ой — точку.

Как 2 литра молока поместить в литровую банку?

Превратить молоко в творог.

Сколько лет в году?

В каком слове «нет» употребляется 100 раз?

Какой слон без носа?

Как человеку не спать 8 дней?

Спать по ночам

По какому животному ходят люди и проезжают машины?

Летает без крыльев, плачет без глаз.

Из какого слова из семи букв можно убрать одну "букву", чтобы осталось две буквы?

На футбольный матч всегда приходил один и тот же человек. До начала игры он угадывал счет. Как он это делал?

До начала игры счет всегда 0:0.

Читайте также: