Монахов с а загадка фракасторо
Обновлено: 24.12.2024
Часть 1. Первобытное общество
В наши дни, когда во всем мире на первый план выходит приоритет общечеловеческих ценностей, подготовка врачей во всех странах мира немыслима без широкого гуманитарного образования и развития исторического мышления, без плодотворного научного сотрудничества между народами различных государств.
Преподавание всемирной истории медицины закладывает основы этих понятий, вводит студентов в мир их будущей профессии, повышает уровень общей и профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.
Медицина как область человеческой деятельности и культуры по сути своей глубоко интернациональна: все народы мира в большей или меньшей степени внесли и продолжают вносить свой вклад в ее развитие, в становление современной медицины и международного сотрудничества в области здравоохранения. История медицины – яркое свидетельство все возрастающего единства развивающегося человеческого общества. Ее изучение неизбежно приводит к пониманию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области медицины и охраны здоровья населения, а в итоге – к осознанию собственной ответственности за судьбы нашей планеты, к поискам путей и средств их решения.
Как область науки история медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, естествознанием, культурой, составной частью которой она является.
Как учебная дисциплина история медицины – самостоятельный предмет, который изучается на кафедрах (курсах) истории медицины высших медицинских учебных заведений в нашей стране и многих зарубежных странах. Небольшая продолжительность этого курса не позволяет вместить в него огромный фактический материал по истории отдельных медицинских специальностей, да это и не входит в его задачи, – ведь еще древние греки знали, что «ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».
Преподавание на кафедре (курсе) истории медицины призвано раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития духовной культуры человечества, показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара, познакомить студентов с историей врачебной этики в различных странах мира.
Завершив изучение всемирной истории медицины на кафедре (курсе) истории медицины, студенты продолжают ее освоение в течение всей студенческой жизни на всех медико-биологических и клинических кафедрах медицинского факультета. Овладевая каждым предметом, они знакомятся также с историческим развитием и основными достижениями данной науки (развитие основных концепций и теорий, жизнь и деятельность выдающихся врачей и ученых-медиков, научные достижения их школ, история важнейших открытий и т. д.). Эти знания должны преподноситься на высоком профессиональном уровне специалистами соответствующих медико-биологических и клинических кафедр, так как именно они могут дать профессиональную интерпретацию и оценку научных достижений и открытий в их области как в прошлой, так и современной истории, определить их место в развитии данной специальности. Понятно, что на младших курсах (где изучается всемирная история медицины) студенты еще не имеют достаточных историко-медицинских и профессиональных знаний, а следовательно, и реальной почвы для понимания и оценки исторического развития отдельных медицинских специальностей. Вот почему изучение развития медицинской науки и практики на современном этапе в задачи (и программу) преподавания дисциплины «история медицины» не входит и в данном учебнике не освещается.
Предлагаемый вашему вниманию учебник составлен на основе «Программы по истории медицины для студентов медицинских институтов», утвержденной Министерством здравоохранения СССР (1988). Вместе с тем он отражает опыт преподавания истории медицины в Российском университете дружбы народов, где обучаются студенты более чем из 100 стран Азии, Африки, Америки, Европы и различных регионов нашей страны. Этот опыт закреплен в созданных в стенах Университета учебных и методических пособиях: «Программа по истории медицины для студентов медицинского факультета Университета дружбы народов» (1987), «История медицины: Краткий курс лекций» (1988), «Атласы истории медицины» (1981-1987), которые широко используются в преподавании истории медицины в различных вузах нашей страны и некоторых зарубежных университетах.
В наши дни, когда любая студенческая аудитория является многонациональной, а культура народов земного шара все чаще ощущается как единое целое – как достояние всего человечества, преподавание истории медицины не может ограничиваться рамками одной страны или одного народа в отрыве от всемирной истории культуры и медицины. В связи с этим данный учебник имеет три принципиальных отличия от предыдущих:
– в его основу положена новая периодизация всемирной истории медицины, разработанная автором в 1987 г. (схемы 1 и 2) и основанная на принятой в современной исторической науке периодизации и хронологии всемирной истории (табл. 1);
– история отечественной медицины излагается в контексте всемирной, что, во-первых, соответствует концепции исторического развития медицины как единого всемирно-исторического процесса, а во-вторых, позволяет продемонстрировать достижения отечественной медицины как составной части всемирной истории и культуры;
– история медицины излагается в связи с новейшими достижениями других наук (всемирной истории, археологии, палеопатологии, этнографии идо.).
В учебник введен обширный новый научный материал, ибо, как отмечал Н. И. Пирогов, «учебное без научного, как бы ни была привлекательна его внешность, только блестит». Некоторые темы («Врачевание в Шумере», «Медицина в средневековом Китае», «Медицина, народов Американского континента до и после конкисты», «Нобелевские премии в области медицины и физиологии и смежных с ними наук», «Становление международного сотрудничества в области здравоохранения» и др.) впервые включены как в учебник, так и в преподавание истории медицины в нашей стране. Другие разделы существенно переработаны. Изменены устаревшие представления, не соответствовавшие современному уровню науки. Материалы учебника обобщены в авторских, схемах и таблицах.
Учебник содержит 160 иллюстраций, которые позволяют студентам лучше усвоить учебный материал и в то же время знакомят их с культурным наследием человечества – экспозициями музеев и фондами библиотек, произведениями живописи, ваяния и зодчества, имеющими непосредственное отношение к истории медицины.
Автор выражает искреннюю признательность коллегам и товарищам по Alma Mater – Университету дружбы народов – за поддержку, оказанную в процессе работы над рукописью, а также студентам медицинского факультета Университета, увлеченность которых предметом истории медицины постоянно способствовала созданию серии «Атласов истории медицины» и данного учебника.
Автор сердечно благодарит:
– рецензентов учебника П. Е. Заблудовского и В. В. Куприянова, плодотворное влияние которых на этот труд ощущалось в течение многих лет;
– коллег-специалистов в области истории науки и смежных дисциплин, которые приняли участие в обсуждении материалов рукописи и способствовали ее совершенствованию: К. Я. Арона, А. В. Белолапоткову, Д. Д. Бенедиктова, А. А. Вигасина, F. Guerra (Мадрид), А. А. Грандо, Э. Д. Грибанова, B. И. Гуляева, О. В. Гринину, Е. И. Данилишину, В. Г. Джангиряна, И. М. Дьяконова, Н. С. Елманову, X. И. Идельчик, А. А. Искендерова, А. И. Кардаш, В. Г. Кацуру, J. Kollesch (Берлин), М. В. Коркину, М. С. Лебедькову, Ю. П. Лисицина, Г. Л. Микиртичан, Т. А. Михайловскую, R. Nabielek (Берлин), C. В. Нечаева, G. E. Pentogalos (Фессалоники), Л. В. Пономаренко, П. И. Пучкова, Т. Н. Савельеву, Т. В. Степугину, В. А. Фролова, G. Harig (Берлин), О. Е. Чернецкого, С. А. Чеснокову, P. Schneck (Берлин), Ю. Ф. Шульца, В. А. Якобсона; – а также Т. А. Бажан, Э. Г. Базарона, Л. Г. Зарубинскую, В. И. Исхакова, Б. П. Крыштопу, М. К. Кузьмина, И. В. Лебедеву, Г. И. Мендрину, М. Я. Поддужную, Е. П. Попушоя, Л. Г. Розенфельд, Г. Н. Троянского, Н. А. Фролову, М. С. Шенгелия, учебно-методические публикации которых были использованы в работе над рукописью.
Следующая загадка
Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Монахов Сергей Анатольевич
Великий святой из Ассизи Ревматические болезни сквозь призму изобразительного искусства Отражение жизни и деятельности святого Иеронима Стридонского в западноевропейской живописной традиции XV-XVII веков Серафический старец в «Братьях Карамазовых»: проблемные аспекты Феномен святости в католической традиции (на примере религиозного опыта Франциска Ассизского) i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.Текст научной работы на тему «Загадка флагеллантов»
ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Кафедра кожных и венерических болезней (зав. — проф. О. Ю. Олисова) лечебного факультета ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России
THE PROBLEM OF FLAGELLANTS Monakhov S.A.
Флагелланты (от лат. flagellare — бичевать) — христиане, прибегавшие в знак покаяния к публичному бичеванию. Как разновидность религиозного аскетизма самобичевание получило распространение с середины XI века, а двумя веками позже самобичевание стало неотъемлемой частью публичных покаянных шествий (П. ван Лаер. Флагелланты, ок. 1635 (рис. 1) [5]. Мотивами для самобичевания служили искупление собственного греха и грехов ближних, самовоспитание, стремление заслужить Божественную благодать, а также уподобиться Иисусу Христу и Его страданиям. Особый размах в движении многочисленных сект флагеллантов по всей Европы был отмечен в середине XIV века, связанный с эпидемией чумы. Движение пошло на спад после Констанцского собора (1418), осудившего его как еретическое [1].
Св. Иероним писал, как предаваясь аскетизму в Халкидской пустыне, должен был бить себя в грудь, пока яркие сексуальные галлюцинации не отпускали его. На многих полотнах Святой изображен с камнем или цепью, которые он держит в руке для самоистязания [2, 4].
Стигмами, или стигматами (греч. stigma, stigmatos — клеймо, укол, рубец, пятно, знак), принято называть покраснения кожи, кровоподтеки или язвы, непроизвольно появляющиеся на теле некоторых глубоко верующих людей как следствие религиозного экстаза в тех местах, где у распятого Христа были раны от тернового венца, гвоздей, удара копьем в правое подреберье и следов бичевания плетью. Наиболее известным стигматиком считается Франциск Ассизский (ок. 1182—1226), основатель ордена «Меньших братьев», или францисканцев. Среди сюжетов из жития Святого особое внимание уделяется появлению стигм на его теле. Удалившись на гору Альвера в 1224 г. и пребывая в молитве, Франциск удостоился видения в образе шестикрылого серафима, с распростертыми руками и ногами, «образуя форму креста». Созерцая это, Франциск обнаружил знаки ран Христа, появившиеся на его теле и остававшиеся на нем до самой его смерти, наступившей через два года [3, 4].
На миниатюре XV века «Францисканцы, заботящиеся о прокаженных», изображен св. Франциск в окружении страдальцев. На кистях Святого (левый верхний угол картины) отчетливо видны стигматы (рис. 2) [5].
Современная наука считает, что в основе стигматизации лежит повышенная склонность к самовнушению (Ф. Кайро. Святой Франциск в экстазе, XVII век (рис. 3) [5]. Тесные взаимосвязи коры головного мозга, лимбической системы, гипоталамуса, спинного мозга, вегетативной нервной системы и кожи в ряде случаев способны приводить к тому, что сильный стресс или самовнушение у лиц, склонных к истерии, приводят к стойким вегетососудистым изменениям в коже, что проявляется в виде эритемы, экхимозов и кровоточащих ран [3, 4].
Святой Петр Мученик (Петр Веронский) считается покровителем испанской инквизиции и Ордена доминиканцев. На полотне XV века «Чудо приживления ноги Святым Петром Мучеником» неизвестного мастера показан эпизод из жизни Святого (рис. 4). На заднем плане — юноша в гневе бьет свою мать правой ногой. На среднем плане — раскаявшись в содеянном, молодой человек отрубает себе «грешную» черную ногу. А на переднем плане полотна Петр Мученик, приняв раскаяние в содеянном от юноши, чудесным образом приживляет ему ногу [4, 5].
1. Охарактеризуйте изменения на коже у флагеллантов и св.
Иеронима с позиций дерматовенерологии и психиатрии.
2. Как можно расценить стигмы с позиций дерматологии?
Ответы см. на с. 57
1. Католическая энциклопедия: в 5 тт. М.; 2011; т. 4: 1778—9.
2. Монахов С. А. Загадка св. Иеронима. Российский журнал кожных и венерических болезней. 2006; 5: 72.
3. Монахов С. А. Загадка стигматов. Росс. журн. кож. и вен. бол. 2008; 2: 71—2.
Следующая загадка
Джиро́ламо Фракасто́ро (1478—1553) — венецианский врач, писатель и учёный-исследователь в области медицины, географии, математики и астрономии.
Джироламо Фракасторо родился ок. 1478 года в городе Вероне, получил образование в Падуе. Среди школьных товарищей Фракасторо был Николай Коперник.
Фракасторо рано начал выделяться как способный врач, был назначен репетитором своих товарищей.
Литературная деятельность Фракасторо была весьма разнообразной. Несколько его творений посвящено вопросам философии и психологии, писал о рефракции света, первым ввел в употребление термин «полюс» в применении к земле. Фракасторо отдал дань и художественной литературе, писал стихи и поэмы.
Издавна сифилис называли по предполагаемому национальному признаку происхождения — «немецкая», «французская» болезнь и т. д. В 1530 году выходит в свет ставшее позже чрезвычайно широко известным сочинение о сифилисе профессора Падуанского университета, врача, астронома и поэта Джироламо Фракасторо (1483—1553). Он создал поэму «Сифилис, или О галльской болезни », по сути, став первым популяризатором медицинских знаний об этом заболевании. Труд Фракасторо был написан в виде мифологической поэмы, в которой простой свинопас по имени Сифил бросает вызов самим богам, утверждая, что земные цари более знатные и богатые скотовладельцы, чем божества Олимпа. Небесные владыки награждают Сифила за дерзость тяжёлой болезнью, название которой производится от его имени. Так «многонациональная» болезнь обрела современное название.
Первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней была выдвинута Джироламо Фракасторо — итальянским ученым – врачом, физиком, астрономом и поэтом, одним из выдающихся представителей эпохи Возрождения. Медицинское образование Фракасторо получил в передовом Падуанском университете – «Патавинской академии», с которой связаны судьбы. Галилея и Санторио, Везалия Фаллолия, Коперника и Гарвея. В этом университете получили свои дипломы первые российские доктора медицины Франциск Георгий Скорина из Полоцка (1512) – современник Фракасторо и Коперника, и П. В. Посников из Москвы (1695) — сподвижник Петра I. Будучи уже профессором Падуанского университета, Дж. Фракасторо написал свой основополагающий труд «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» («De contagione etcontagiosis morbis et curatione libri tres», 1546) в трех книгах.
Первая содержит общие теоретические положения и систематическое обобщение взглядов предшественников Фракасторо – Гиппократа и Фукидида, Аристотеля и Лукреция Кара, Плиния Старшего и Галена, Ар-Рази и Ибн Сины.
Вторая посвящена описанию заразных болезней (оспы, кори, чумы, малярии, бешенства, английского пота, проказы).
Третья – известным в то время методам их лечения. Третью книгу ученый-исследователь посвящает лечению заразных болезней. На основе своего большого опыта, который отражает состояние терапии в его эпоху, Фракасторо дает ряд практических советов, он предупреждает о необходимости быстрого оказания медицинской помощи.
Фракасторо — сторонник индивидуализированного лечения, но в то же время он предупреждает врачей быть осторожными в выборе состава и дозировки лекарства.
В лечении «подлинно моровых лихорадок» ученый особенное значение придавал их предупреждению. При распространении моровых эпидемий он советует предавать огню все и в первую очередь вещи из ближайшего окружения больного.
В своем труде Дж. Фракасторо изложил основы учения о «контагии» –живом размножающемся заразном начале, выделяемом больным организмом, и тем самым значительно поколебал бытовавшие ранее представления о «миазмах». Уже тогда Фракасторо был убежден в специфичности «семян» заразы (т. е. возбудителя). Согласно его учению, существуют три способа передачи инфекционного начала: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. Притом Фракасторо полагал, что на расстоянии передаются не все болезни, а через соприкосновение – все. Введенный им термин инфекция (лат. in-fectio от inficere –внедряться, отравлять) означал «внедрение», «проникновение», «порчу». От него произошло название «инфекционные болезни», введенное впоследствии немецким врачом К. Гуфеландом (Hufeland К., 1762-1836). Термин «дезинфекция» также предложен Фракасторо.
Однако во времена Фракасторо еще не могло быть действенных, научно обоснованных методов борьбы с повальными болезнями, их возбудители оставались тогда невидимыми и неизвестными, а наука о них еще только зарождалась.
Прогрессивное значение труда Фракасторо заключается в создании научной базы для последующей планомерной организации борьбы с эпидемиями. Поэтому правильно считать Фракасторо новатором в учении о заразных болезнях.
Перевод произведения Джироламо Фракасторо на русский язык и выпуск его в свет — крупное достижение ученых. Широкие круги врачей, биологов, научных работников многих специальностей достойно оценят вклад, внесенный венецианским врачом в сокровищницу мировой науки.
Следующая загадка
-итальянский ученый,физик,астроном,поэт…один извыдающихся деятелей возрождения.
написал свой знаменитый труд «О контангии, контагиозных болезнях и лечении» (1546) в трех книгах. Обобщив взгляды Гиппократа и Аристотеля, Лукреция Кара и Плиния Старшего, Галена, Авиценны и других предшественников на происхождение и лечение заразных болезней, Фракасторо дает подробное описание симптомов заразных болезней (оспы, кори, чумы, малярии, бешенства, проказы и других) и известных в то время методов их лечения. В этом труде изложены основы учения о «контагии» — живом, размножающемся заразном начале, который выделяется больным организмом.
Писал о 3 способах передачи инфекционной юолезни:
-через зараженные предметы
-по воздуху на расстоянии
Ввел термин «инфекция»-озн. «внедрение»,проникновение»,»порча»
Термин «дезинфекция» также введен Дж. Фракасторо. он был одним из предшественников научной эпидемиологии.
66. Эпидемии и учение о контагии. Распространение заразных болезней в эпоху средневековья: чумы, проказы, сифилиса, меры борьбы с ними.
Причины эпидемий не были известны, их связывали с землетрясениями, заразными испарениями, порожденными подземным гниением, с ядовитыми извержениями вулканов, но главным образом — с особым положением звезд и планет, с появлением комет и затмений. Предсказание эпидемий было одной из основных целей астрологических прогнозов. Их составлением занимались выдающиеся математики и астрономы Основы учения о « контагии » — живом, размножающемся заразном начале, который выделяется больным организмом изложены в трудеДжироламо(см в предыдущем вопросе,+3способапередачи)
ЧУМА – самая распространенная в Средние века и наиболее опасная из заразных болезней. «Черная смерть». оставили в памяти людей представление об этой болезни как о страшном бедствии, превосходящем по нанесенному ущербу губительные для цивилизаций прошлого.
ЧУМЫ – это возобновление их на огромных территориях после длительных промежутков (столетий) относительного благополучия
Болезнь сопровождалась развитием бубонов и высокой смертностью, особенно сильно мор прошелся по территории нынешних Египта, Ливии и Сирии.
(ЧУМЫ . По версии ряда исследователей, климат на Земле стал прохладнее именно в XIV веке. Европейская погода в годы, предшествовавшие вспышкам эпидемий чумы, была неустойчивой и изобиловала стихийными бедствиями, бурями и наводнениями. И этот небольшой «ледниковый период» мог стать для болезни катализатором. Хронисты свидетельствуют, что особенно много людей в городах умирало в зимние дни, когда со стороны речных или морских портов дул теплый ветер. После такого «ветерка» с улиц собирали груды мертвецов. Разумеется, мортусы – работники кладбищ – были просто не в состоянии по-христиански похоронить такое количество умерших. Тела сбрасывали в огромные ямы, вырытые за чертой городских стен, и лишь слегка присыпали землей. Эпидемия, что характерно, не ограничилась каким-то одним регионом. Она возникла в Азии, где резко похолодало именно в начале XIV века (например, в Китае население уменьшилось со 125 до 90 млн человек), и наконец чума пришла в Европу.)
Можно утверждать, что появление чумы в Средние века, ее стремительный характер связаны именно с тем, что в это время технические и гигиенические достижения античности, познания людей в области охраны среды своего обитания были практически полностью утрачены. В средневековой Европе простые средства – вода и мыло (которое в античном мире было не только придумано, но и широко применялось) – были забыты; вдобавок в окруженных крепостными стенами городах царила необыкновенная скученность. Поэтому нет ничего удивительного, что эпидемии в этих условиях распространялись с ужасающей скоростью.
Преобладающая форма чумы у человека – бубонная чума – характеризуется воспалением лимфатических узлов (чаще всего паховых); по внешнему виду увеличенные лимфоузлы напоминают бобы, откуда и произошло название болезни: «джумма» – арабское «боб». Уже в первые дни болезни развивается воспалительный процесс в лимфатических узлах, ближайших к месту проникновения чумных микробов, с образованием так называемых бубонов».
люди СРЕДНЕВЕКОВЬЯ обвиняли во всем то Бога, то дьявола, то евреев, то прочих «неверных». Официальная версия о ЧУМЕ , ниспосланной Богом в наказание за смертные грехи……людей погибало так много, что вместо обыного заоронения их просто сжигали((
ЛЕЧЕНИЕ: -вырезанию или прижиганию чумных бубонов
-дезинфекции вещей (включая деньги). Для этого широко использовался уксус
-пользовались пахучими травами, в частности базиликом, чесноком, окуриваниями ладаном. Весьма эффективным средством против заразы считался запах козла, потому что он отпугивал блох – переносчиков ЧУМЫ .
-кровопускания, клизмы, слабительное и рвотное. То, что заболевшим пускали кровь, вызывали рвоту и прочее, отнюдь не помогало, а возможно, быстрее убивало несчастных.
-Встречались и очень экзотические рецепты лечебных средств: из чешуи рыбы, кожи змеи, печени дрозда, сердца лягушки, шерсти кошки, а также из рога мифического единорога и цветков папоротника
-самое наденое лекарство это-бегство из чумных районов
Проказа (под этим названием также скрывался ряд других кожных поражений, в частности сифилис)
Для борьбы с широко распространенной в средние века « проказой » были выработаны специальные меры, как то: изоляция «прокаженных» в ряде стран в так называемые лазареты, снабжение «прокаженных» рогом, трещоткой или колокольчиком для сигнализации издалека во избежание соприкосновения с ними здоровых. У городских ворот привратники осматривали входящих и задерживали подозрительных на « проказу ».
Борьба с заразными болезнями способствовала и проведению некоторых общесанитарных мероприятий - в первую очередь по обеспечению городов доброкачественной питьевой водой.
Возрождение стало жертвой другой страшной болезни. Вопрос о том, где и когда впервые появился сифилис , остается нерешенным, но внезапное распространение его острой и скоротечной формы в Неаполе в 1495 – исторический факт. Французы называли сифилис «неаполитанской болезнью», а испанцы «французской». Название « сифилис » появилось в поэме Джироламо Фракасторо (1483–1553), которого можно считать первым эпидемиологом.
-Боролись с помощью операций.Хирургия в эпоху Возрождения все еще находилась в руках цирюльников и как род занятия стояла ниже медицины. Пока оставалась неизвестной анестезия, а нагноение считалось необходимым для заживления ран, нельзя было ожидать существенного прогресса.
-Гезер писал, что из-за сифилиса (а в основном, как мы теперь знаем, его лечения его ртутью) исчезала всяческая растительность на голове и лице. у кого ещё сохранились свои волосы, их, естественно, не моют, а посыпают мукой. Или пудрой,или же смазывали косы салом.
Читайте также: