Мистика московского метро загадка подземелья
Обновлено: 04.11.2024
Жительница подмосковного Пушкино Ольга Руднева ездит по этому маршруту метро уже 12 лет. Станция Комсомольская-радиальная, пересадка на Лубянке и далее до Пушкинской площади, где она работает корректором в одной из столичных редакций. Но эта фантастическая история произошла с ней лишь однажды – летом нынешнего года. «Я возвращалась с работы поздно, около 10 часов вечера, - вспоминает Ольга. – В тот день было много работы, а потом немного задержались, чтобы отметить день рождения коллеги. Сразу оговорюсь – я человек непьющий, ничего, кроме кофе, в рот не брала»…
Конь сошел на Первомайской
Другой невероятный случай произошел с москвичом Александром Ушановым весной 1999 года в метро на отрезке пути между станциями «Измайловский парк» и «Первомайская». В этом месте поезд частично проходит по наземной части с выходом на опушку Измайловского леса.
«14 мая в седьмом часу вечера поезд выехал из подземного тоннеля и стал приближаться к «Измайловской», - вспоминает Александр. - Неожиданно свет за окнами померк, вагон содрогнулся, как от подземного толчка. Я вцепился в поручень, приготовившись к падению. Но вдруг тьма исчезла, за окнами снова засветило солнце». Когда Александр взглянул в сторону леса, то не поверил своим глазам: вместо привычной картины с гуляющими по лесу людьми его взору предстали мятущиеся лошади с несущимися на них всадниками. Люди были одеты в гимнастерки и шинели времен Гражданской войны. Лица перекошены от напряжения, земля перепахана от разрывов снарядов. Кругом невообразимый грохот, отдельные выстрелы перемежались с пулеметными очередями… Пассажиры в вагоне словно окаменели от изумления. «Наверное, кино снимают», - предположил кто-то…
Тут дикторский голос объявил: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция - «Первомайская». Люди уже начали отворачиваться от окон, как вдруг в одно из них, как раз напротив Александра, со страшным ржанием и хрипом ввалился гнедой жеребец с подкошенными передними копытами, видимо, подстреленный одним из солдат. «Клянусь – я чувствовал его раскаленное дыхание, видел пену, валившуюся изо рта, - говорит Александр. – Меня объял ужас – какие-то сантиметры разделяли меня от обезумевшего животного»… В последний миг конь, уже почти доставший копытами до груди Александра, вдруг начал таять на глазах и исчез.
Поезд приблизился к следующей станции. Люди, ставшие свидетелями происшествия, долго не могли прийти в себя, громко обсуждали увиденное. «Не смотрят за своими лошадьми», - проворчала какая-то женщина… Хотя всем было ясно – всё не так просто. Что это было? Этот вопрос читался в глазах пассажиров. Сойдя на нужной остановке, Александр сверил свои часы с электронными, висящими на всех станциях метро. Его часы отстали на пятьдесят минут… В тот же день Александр выяснил, не ведутся ли киносъемки в Измайловском парке. Ничего подобного, как выяснилось, там не было и не планируется.
Привидения родом из преисподней
- Мало кто знает, что московское метро могло бы быть ровесником лондонского, - поведала Надежда Окольшина, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Москвы столичного Университета педагогики и психологии. - В 1872 году инженер Василий Титов предложил проект прокладки подземной железной дороги от Курского вокзала до Лубянской площади. Тогда же были проведены исследования почв на предмет возможности строительства метро, однако городская дума и представители церкви забраковали проект.
Один из архиереев возмущенно написал тогда московскому митрополиту: «Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю?» Другая причина – экономическая: строительство показалось властям слишком дорогим. Так мечта не стала явью.
Сегодня в московской «преисподней», по многочисленным слухам, живут огромные, размером с собаку, крысы-мутанты, летучие мыши, неизвестные науке насекомые, умеющие ориентироваться в кромешной тьме… Якобы здесь встречаются подземные озера и сталактитовые пещеры невероятных размеров. Специалисты по подземельям - столичные диггеры - утверждают, что все городские коммуникации давно обжиты привидениями. Если верить этим любителям подземной экзотики, в мрачных тоннелях можно встретить оборотней, гномов и прочих сказочных существ, от встречи с которыми волосы встанут дыбом. Одним они помогают, другим насылают всяческие напасти: все, дескать, зависит от чистоты помыслов подземного гостя. Многие из них диггеры сами придумывают имена: глюки, ползунки, хохрики…
Черный Машинист не прощает старых обид
Сказки сказками, но некоторые опытные работники московского метрополитена утверждают, что по ночам в тоннелях подземки можно встретить призраки Путевого Обходчика или черного Машиниста, с которыми связано немало легенд. «Это люди, судьбы которых связаны с метрополитеном, - рассказывает диспетчер Сокольнической линии Валентина Абаева. – Путевой обходчик проработал под землей более 40 лет, не хотел уходить на пенсию и все время корил молодежь, которая, дескать, не уважает физический труд и гонится за длинным рублем. Умер он в возрасте 82-х лет, однако, говорят, и после кончины никак не может успокоиться, бродит по темным тоннелям метро. У нас многие его видели»…
А Черный Машинист, по словам Валентины, получил при исполнении служебных обязанностей тяжелые ожоги. Состав сошел с рельсов, головной вагон загорелся. Однако машинист повел себя героически, в результате никто из пассажиров не пострадал. Сам машинист умер в больнице три дня спустя. Было это 15 лет назад.
Впоследствии всю вину за случившееся списали на него: мол, мертвому все равно. Вдове и детям дали мизерную пенсию… Но многие говорили, что настоящий виновник – главный инженер участка метрополитена, халатно отнесшийся к своим обязанностям. Ему не раз докладывали, что поезд находится в аварийном состоянии, однако он понадеялся на авось. После смерти многие работники метрополитена видели призрак того самого машиниста. Черный, будто обгорелый, он бродит по темным тоннелям, гонимый смертельной обидой и вечной тоской.
Над Лубянкой витает дух жертв сталинских репрессий
Можно ли хотя бы частично верить подобным историям и, если да, есть ли всему этому разумное объяснение? Руководитель ассоциации «Экология непознанного» Александр Семенов полагает: многие станции московского метрополитена были построены на местах захоронений, поэтому и влияние на пассажиров у них может быть негативным.
Например, станция «Сокол» - в начале ХХ века недалеко отсюда находилось братское воинское кладбище, где хоронили погибших в Первой мировой войне. Позже чекисты расстреливали здесь священников и белогвардейских офицеров. Недаром многие машинисты и рабочие подземки признаются, что в районе этой станции их не оставляет неприятное ощущение, будто за ними кто-то следит, стоит за спиной.
По мнению исследователей аномальных зон, подобное негативное воздействие может нести узел станций Библиотека имени Ленина, Арбатская, Боровицкая и Александровский сад. Как известно, на месте их постройки еще с ХVI века существовало село Старое Ваганьково с большим кладбищем. На том месте, где сейчас находится Преображенская площадь, начиная с XVIII века было старообрядческое кладбище. На месте разрушенных церквей и кладбищ стоят такие станции столичной подземки, как Новокузнецкая, Красные ворота, Пушкинская, Полянка и Лубянка.
А дух тысяч замученных в подвалах Лубянки безвинных граждан Страны Советов, дескать, по сей день витает под сводами этой станции и отрицательно сказывается на общем самочувствии пассажиров. По статистике пассажирской службы метрополитена, именно Лубянка – лидер по количеству сердечных приступов и обмороков, когда приходится прибегать к услугам «скорой помощи». Здесь же чаще, чем на прочих станциях, происходят попытки самоубийств.
Метро как способ путешествий во времени
Но откуда тогда странные видения? Или это плоды фантазий впечатлительных пассажиров? Воронежский исследователь Генрих Силанов утверждает, что идущая из земли энергия - это мост, по которому можно путешествовать, как на машине времени, по параллельным мирам. «Обычно такие переходы находятся глубоко под землей, - говорит Силанов. - Чаще всего в метро, подземельях и подземных переходах. Только мы ещё не научились пользоваться этим явлением».
По мнению Силанова, массовые «галлюцинации» в метро – как раз из разряда таких феноменов. Люди, повествующие о такого рода происшествиях, не врут: они действительно стали участниками исторических событий далекого прошлого или незаметно переместились в иное измерение, где все это – лишь момент настоящего.
Как объяснить загадочную природу «путешествий во времени», ученые могут лишь предполагать. Но когда-нибудь мы обязательно поймем, как это происходит, и научимся пользоваться тоннелями метрополитена не только для того, чтобы добраться до места работы, но и для путешествий в параллельные миры, уверен Силанов.
Большое бомбоубежище
Пережив критический момент 1941 года, метрополитен не только не был уничтожен, но и продолжил развиваться — строительство новых линий шло даже во время войны. Кроме того, когда в небе над Москвой появлялись фашистские бомбардировщики, горожане прятались на станциях и в тоннелях метро — за годы войны в подземке родилось 217 детей.
Некоторые станции были специально оборудованы под парикмахерские и магазины, а на «Курской» даже организовали публичную библиотеку.
Следующая загадка
В московское метро спускаются каждый день миллионы людей, но мало кто из них догадывается, что, становясь на эскалатор, вступает на территорию загадок и призраков.
Московский метрополитен открылся в 1935 году и был назван в честь отнюдь не Владимира Ленина, а Лазаря Кагановича, в то время первого секретаря Московского комитета ВКП(б), возглавлявшего строительство первой очереди московского метрополитена. Это имя просуществовало в названии метро до 1955 года. До сих пор над сохранившимся вестибюлем заброшенной станции «Первомайская» Арбатско-Покровской линии можно увидеть надпись «Метрополитен имени Л. М. Кагановича». Станция эта работала лишь с 1954 по 1961 год — до начала эксплуатации нынешнего открытого участка. (Найти эту станцию просто: на станции «Измайловская» надо выйти из последнего вагона из центра, и по ходу движения будет виден бывший вестибюль, ныне депо, которое надо обогнуть с северной стороны.)
Естественно, что окончание эпохи культа личности потребовало извести в метро не только имя Кагановича, но и имя вождя всех народов товарища Сталина. Особенно было сложно уничтожить его портреты. Например, в вестибюле станции «Добрынинская» есть панно ликующей толпы, несущей портрет Гагарина. Если присмотреться, то становится ясно, что люди одеты по моде не 1960-х годов, а явно более ранней. Так оно и есть: изображенные на панно праздновали победу в войне. А на портрете был Иосиф Виссарионович.
Весьма загадочное панно украшает станцию «Киевская». Его сюжет — боевые действия на Западном фронте. Как считали многие годы, на панно изображен радист. Но XXI век задал задачу: теперь любой понимает, что перед этим человеком стоит открытый ноутбук, он беседует по сотовому телефону, а в другой руке держит КПК — компьютер-наладонник. В версию о том, что «просто художник не умел делать мозаики» верится как-то слабо. Возможно, творец сумел узреть будущее?
А вот на станции «Перово» изображены животные — как раз именно тот набор, о котором говорится в «Апокалипсисе Иоанна Богослова».
На станции «Новокузнецкая» стоящие на перроне лавочки — остатки убранства храма Христа Спасителя. Когда-то на них сидели молящиеся, сегодня коротают время пассажиры.
А на станции «Таганская-Кольцевая» через отдельный тоннель можно попасть в бывший секретный бункер. Здесь в случае ядерной войны предполагалось укрыть партийную элиту. Пять тысяч человек могли здесь жить полгода. Ныне бункер рассекречен, в нем находится Музей холодной войны (5-й Котельнический пер., 11, офис 3).
В проекте второй очереди московского метро была станции «Советская» между станциями «Театральная» (тогда «Площадь Свердлова») и «Маяковская», находящаяся под Советской площадью. Но по личному распоряжению Сталина «Советскую» приспособили для подземного пункта управления московского штаба ГО. Самый длинный перегон московского метро исчез только в 1979 году, когда была открыта «Горьковская-Тверская». В перегоне перед «Тверской» можно увидеть следы станции-призрака «Советская».
Но, безусловно, самая большая тайна московского метро — секретные правительственные линии. С легкой руки журналистов их прозвали «Метро-2». Говорят, что первая его линия была сдана в 1967 году и имеет станции:
Библиотека им. Ленина;
Смоленская площадь (вход на секретную станцию расположен в желтом доме с башенками);
Бывшая резиденция президента СССР на Ленинских горах;
Подземный город под Раменками;
Правительственный аэропорт «Внуково-2».
В Тpопаpевcком леcопаpке, за Академией Генштаба, можно увидеть вентиляционные шахты секретного метро.
Вторая линия, как говорят легенды, сдана в 1987 году и имеет длину 60 км. Начинается тоже от Кремля, затем идет на юг параллельно Варшавскому шоссе через Видное в правительственный пансионат «Бор», где находится запасной командный пункт Генштаба.Многие считают, что линию уже продлили в новый бункер Вороново (тогда ее длина 74 километра), а другие говорят, что сегодня эта линия ведет куда-то за город Чехов. Некоторые дачники из-под Чехова, в частности из Алачково, утверждают, что порою ночами слышат шум подземного поезда.
Пропавшие станции
Иногда любители подземки рассказывают про якобы пропавшие станции. Одна из них — «Советская», которая, по слухам, расположена под зданием мэрии на Тверской. Говорят, здесь строили станцию, однако позже по каким-то причинам стройку прекратили, а новый подземный дворец открыли чуть дальше — на пересечении Тверской и Бульварного кольца (станция «Тверская»).
Диггеры же утверждают, что на самом деле «Советскую» вовсе не забросили, а превратили в секретный бункер, который функционирует и сегодня. Однако существовали и станции, которые действительно пропали — это располагавшиеся когда-то на поверхности конечные «Первомайская» и «Калужская». При удлинении веток станции перенесли под землю, а на их месте построили депо.
А вот «Волоколамская» на «фиолетовой» линии, наоборот, долгое время была скрыта от посторонних глаз во мраке подземелья — увидеть ее могли лишь внимательные пассажиры, следящие за тем, что происходит за окном. Однако после нескольких десятилетий жизни в забытьи она наконец увидела свет, правда, уже под новым именем — в 2014 году станция стала «Спартаком».
Другая история связана со строительством станции «Физтех», которое якобы велось в 1990-е годы. В то время на многих схемах за «Алтуфьево» появилась еще одна станция — многие москвичи подумали, что «серую» ветку собираются продлить в город Долгопрудный. На самом же деле, это все была шутка студентов того самого физтеха, которые на картах в вагонах наклеивали значок новой станции. Словом, легендами метро обрастает прежде всего благодаря самим москвичам: столичную подземку они не только часто ругают, но и делают местом почти мифическим.
Черный машинист и призрачный поезд
В 1980-е годы на Калужско-Рижской линии с рельсов сошел и загорелся поезд — его машинист сразу же бросился в вагон, чтобы спасти пассажиров. Ценой собственной жизни он вытащил из горящего состава людей, однако сам при этом сильно обгорел и впоследствии умер в больнице. С тех пор призрак черного машиниста бродит по тоннелям и станциям и ищет возмездия, говорят любители мифологии и сверхъестественного. Согласно другой легенде, после полуночи на Кольцевую линию периодически выезжает поезд-призрак — он движется против часовой стрелки и останавливается на каждой станции, однако двери открывает не всегда.
Люди, утверждающие, что лично видели призрачный поезд, говорят, что внутри вагонов – изможденные пассажиры в серой одежде, якобы духи метростроителей, погибших во время прокладки тоннелей, а в кабине – машинист и кондуктор в форме 1940–1950-х годов.
Приближаться к поезду, а тем более заходить в него нельзя — те, кто нарушил запрет, исчезают навсегда. Впрочем, те, кто к фантазированию не склонен, считают, что этот миф связан с тем, что по «кольцу» часто перегоняют составы с одной линии на другую. Иногда в них сидят работники депо, скорее всего, уставшие. Бывает и так, что перемещают таким образом старые составы, которые сейчас уже не возят пассажиров. Существуют и еще одна таинственная история о том, что поезда в московском метро иногда попадают во временные аномалии. Некоторые пассажиры рассказывают, будто ехали по обычному перегону несколько часов или даже сутки вместо обычных трех-пяти минут.
Следующая загадка
Метро - это целый подземный мир! Конечно, помимо всего прочего, здесь есть место и для мистических и загадочных историй, которые иногда могут случаться здесь.
Одна из таких историй про станцию, которая расположена не так далеко от центра Москвы.
Когда-то, по легендам, а может так и было на самом деле, здесь находились захоронения солдат, погибших во время Первой Мировой войны и Гражданской войны.
Во время строительства станции метро погост был перекопан и перестал существовать.
Однако, это место спокойным так и не стало.
Среди машинистов поездов и работников станции раньше, не знаю, как сейчас, бывали слухи, что место, где находится эта станция метро является беспокойным.
Якобы здесь людям мерещатся какие-то тени в сумраке станции, которые боковым зрением можно увидеть за колоннами и лестницами на платформу.
Если днём здесь многолюдно, то мистика начинается ближе к полуночи и продолжается до 5-6 часов утра.
Иногда людям кажется, будто на них кто-то смотрит, буквально буравит взглядом спину, почти до мурашек в теле, хотя станция в этот момент может быть пустынной.
Фольклор наделяет станцию Сокол поистине мистическими вещами. Но, конечно, научных доказательств этому нет.
Однако, если вы хотите проверить, отправляйтесь на станцию Сокол после 12 ночи, когда потоки людей иссякают, а поезда ездят с все большими интервалами.
Постойте в тишине станции, попытайтесь вслушаться и вглядеться. Может быть и вы дополните фольклор новыми необычными фактами (если, конечно, верите во все это)! 😊
Таинственная находка
При строительстве метро рабочие часто натыкаются на разные интересные вещи — многие из них представляют историческую ценность: монеты, старые кирпичи или посуда — обычное дело при прокладке тоннеля. Поэтому порой в котлованы за метростроевцами спускаются и археологи.
Иногда попадаются и совсем пугающие сюрпризы — один из них был скрыт под землей в том месте, где сейчас располагается «Боровицкая». Совершенно случайно рабочие наткнулись на абсолютно целый нетронутый кирпичный дом. Больше всего метростроевцев удивило то, что у здания уцелели не только стены и окна, но даже мебель и посуда внутри. Оно выглядело так, будто разом было засыпано землей.
Не обошлось здесь и без мистики — в народе поползли слухи о том, что дом затащила в подземелье неведомая сила, а те, кто зашел внутрь, непременно сойдут с ума. В действительности все было немного проще — под землей постройка оказалась в результате природного катаклизма — под домом образовалась пустота, через некоторое время земля провалилась и увлекла за собой на шестиметровую глубину и чье-то жилище.
Линии-близняшки
Две «Арбатских», «Смоленских» и «Киевских» приводят многих пассажиров в замешательство — действительно, зачем в Москве проложили две практически параллельные«ветки» метро да еще и станции назвали одинаково? На самом деле, сначала была прокопана Филевская линия, которая обозначается на схемах голубым цветом, тоннель проходил неглубоко, и во время войны одна из бомб угодила прямо в него — путь, естественно, был разрушен.
Сталин распорядился прорыть новый радиус и на этот раз сделать его глубоким — так появилась Арбатско-Покровская линия — теперь поезда от «Площади революции» шли глубоко под землей, а реку пересекали не по мосту, а под ее руслом. Участок Филевской линии долгое время был закрыт и использовался в качестве склада для вагонов, однако в 1958 году началось строительство наземного участка линии до Филей — тогда заброшенный тоннель снова ввели в работу.
Станция метро «Площадь Революции»
Следующая загадка
Московское метро – одно из самых загадочных мест столицы, на протяжении нескольких десятков лет оно манит под землю диггеров и любителей городской романтики .
Снести нельзя оставить
Духовенство против
Идея строительства в Москве метрополитена появилась давно. О новом виде городского транспорта заговорили еще в XIX веке, когда жители белокаменной впервые лицом к лицу встретились с транспортными проблемами. Инженеры предлагали множество разных проектов — кто-то хотел построить линии электропоездов на эстакадах, кто-то, наоборот, спешил зарыться в землю. Были и те, кто разрабатывал более «приземленные» планы — одним из них стало строительство Московской Окружной железной дороги, на основе которой в сентябре этого года запустили МЦК.
Самым известным проектом метрополитена стал план Балинского-Кнорре. Проект предусматривал сооружение двух связанных между собой кольцевых линий — под Бульварным и Садовым кольцами, а также нескольких радиальных «веток».
В центре города инженеры хотели проложить тоннели, а на окраинах пустить поезда по эстакадам. Прямо на Красной площади рядом с собором Василия Блаженного предполагалось разместить огромный центральный вокзал, стоимость строительства которого превышала цену всех 74 наземных и подземных станций. Кроме того, для реализации проекта необходимо было снести несколько исторических зданий в центре города. Проект обсуждался в Мосгордуме, но согласования не получил.
Официальной причиной стала дороговизна метрополитена, однако существуют свидетельства о том, что решающую роль здесь сыграло духовенство, представители которого заявляли, что людям, созданным по образу и подобию божьему, нельзя спускаться в преисподнюю.
В итоге: первая линия московского метро появилась только в 1935 году.
Макет двухуровневой станции метро
Метро-2 и подземный город
Согласно городским легендам, ниже уровня обычного метро на глубине от 50 до 120 метров пролегает еще одна система тоннелей — она засекречена и используется для передвижения и эвакуации первых лиц государства. В сети огромное количество свидетельств существования секретного метро, можно даже ознакомиться со схемой его линий. Матерые диггеры любят рассказать новичкам страшные истории о тоннелях с асфальтом для проезда машин и станциях прямо под Кремлем. Московское метро – одно из самых загадочных мест столицы, на протяжении нескольких десятков лет оно манит под землю диггеров и любителей городской романтики.
Вернувшись из сырых тоннелей метополитена, они порой рассказывают небывалые истории: про поезд-призрак и черного машиниста, таинственный дом и пропавшие станции.
Читайте также: