Малые фольклорные жанры загадки песенки потешки небылицы
Обновлено: 04.11.2024
Урок литературного чтения по программе "Школа России" в 1 классе. В процессе урока дети изучают русское народное творчество. Работают в парах, группах. Используется презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_zagadki_pesenki_poteshki.ppt | 918 КБ |
chtenie_1_kl.doc | 33.5 КБ |
kartochki.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Следующая загадка
Цель урока: познакомить учащихся с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками; учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл; показать напевность русских песен.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемый результат:
Предметный: сформировать понятие о жанрах устного народного творчества.
Метапредметные:
Познавательные: умение придумывать загадки, объяснять их смысл; формирование навыка выразительного чтения.
Регулятивные: освоение способов работы с учебником.
Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям народного творчества.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в группах, распределять роли в инсценировках.
Оборудование: ребус на доске, карточки с загадками, музыкальная запись русской народной песни.
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Каждый день – всегда, везде, на занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.
2. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию
На доске ребус:
4-стн23 н1р2дн23 тв2рч3ств2
Ключ: 1 - а, 2 - о, 3 - е, 4 - у.
-Вставьте, пользуясь ключом, гласные буквы в слова.
-Что у вас получилось?
- С каким жанром устного народного творчества мы уже познакомились?
-Сегодня мы продолжаем знакомиться с разными жанрами устного народного творчества. Один из них вы сможете назвать сами, выполнив некоторые задания.
- На доске записаны парами стихотворения. Прочитайте пары стихотворных строк, сравните.
Вот собачка Жучка,
Шерстка пестрая, зубки острые.
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком,
- О ком говорится в первом четверостишии?
- Как описывает ее автор?
- А о ком говорится во втором четверостишии?
- Как вы догадались, ведь здесь нет слова собачка?
- Прочитайте следующую пару стихотворений, сравните.
Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застежками, с зелеными сережками.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
- О чем говорится в первом стихотворении?
-Почему у автора береза «в беленом сарафанчике»?
-Как еще описывает автор березу?
-О чем говорится во втором стихотворении?
-Почему? Как догадались?
Чтение стихотворений, сравнение.
3. Целеполагание и самостоятельное открытие нового знания
- А как вы думаете, если первое – это стихотворение, то как можно назвать второе?
- Правильно, загадки - один из увлекательных и интересных жанров устного народного творчества. Загадки заставляют нас рассуждать, сопоставлять, сравнивать предметы и явления, их признаки и проявления, чтобы обнаружить сходство, догадаться, о чем говорится в загадке. В русском народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: и о животных, и о явлениях природы, и о растениях, и об инструментах, и о школе, и о многом-многом другом.
4. Работа с учебником в парах и в группах.
1) Знакомство с жанром «песенки».
- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника на стр. 42-43.
- С чем сравнивается луна в первой загадке?
- Как она описана?
- Что за красавица по небу катится?
- В какие зеркала она глядится?
С чем сравнивается луна во второй загадке?
- Что за тарелка, которая может плыть по небу?
- Как вы думаете, с чем еще можно сравнить луну?
- Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про луну.
- Похлопайте себе, если справились с этим заданием.
- Послушайте загадки о лесе.
- О каких проявлениях леса говорится в первой загадке?
- А какие действия приписываются лесу во второй загадке?
- С чем еще можно сравнить лес?
- Попробуйте придумать свою загадку о лесе.
- Оцените себя с помощью сигнальных карточек.
Такая же работа проводится с другими загадками.
- Работа в группах по карточкам. Побеждает та группа, которая не только отгадала загадки, но объяснила по каким признакам она догадалась, о чем говорится в загадке (См. Приложение).
- Сделайте вывод. Оцените себя.
Музыкальная физминутка.
2) Знакомство с жанром «песенки».
Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.
- Ребята, каждый из вас не раз слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. Мамы и бабушки пели колыбельные песни маленьким детям. Раньше с песнями обращались к солнцу, дождю, ветру.
Чтение песенки «Идет матушка-Весна» учителем.
- Как названа весна в песне? (Матушкой).
- Как вы думаете почему её так назвали?
- О каких весенних месяцах говорится в песне?
- Какие признаки каждого весеннего месяца вы можете заметить?
- С какой интонацией нужно читать эту песенку?
- Прочитайте песенку, передавая голосом радость.
- Как бы вы оценили своего соседа? Себя?
- Прочитайте самостоятельно следующую песенку «Иди, весна». Сравните её с предыдущей.
- Что содержится в этой песне? (Просьба).
- Прочитайте песенку выразительно.
3) Знакомство с жанром «потешки».
- Одной из разновидностей народных песен являются потешки.
- Как вы думаете почему их так назвали?
- Прочитайте самостоятельно негромко вслух обе потешки. Распределите, где чьи слова.
- Прочитайте потешки по ролям со своим соседом по парте.
- Оцените своего соседа. Оцените себя. Обоснуйте.
Физминутка для глаз.
5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
- У вас на столе лежит тест. Что вам нужно сделать?
- Верно. Ваша задача определить жанр народного творчества.
- Если всё выполнили, возьмите в конверте ответы и проверьте себя.
Дыхательная гимнастика.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Все жанры устного народного творчества мы вспомнили? А кто из вас знает, как ещё называют народное творчество? (Фольклор)
- Для того чтобы это узнать, предлагаю вам в группах разгадать кроссворд.
1. Кто был хозяином Жар-птицы?
2. В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?
3. Имя героини, которую хотела погубить ведьма?
4. О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»?
5. К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана?
6. Как звали невесту Иванушки-дурачка?
7. Какие яблочки росли в саду у царя Берендея?
8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха?
А ф р о н
к о з л ё н о ч е к
А л ё н у ш к а
у з д е ч к а
Е л е н а
з о л о т ы е
п е р с т е н ь
- Прочитайте слово в выделенных цветом клетках.
- Народное творчество иначе называют ФОЛЬКЛОР (в переводе с английского языка это слово обозначает «народная мудрость»)
- Вспоминая все произведения устного народного творчества, с которыми мы знакомились ранее, глядя на выставку книг, можно сказать, что устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь.
- Как вы думаете, почему?
- Когда вы родились, над вашей кроваткой звучали колыбельные песни, подрастая вы слушали потешки, небылицы, загадки, сказки, взрослея, задумывались над смыслом пословиц и поговорок.
- Почему устное народное творчество называют мудростью народа?
- В фольклоре заложена народная мудрость. Мы должны гордиться своей Родиной, уважать русский народ, наших предков за то богатство, которое они передали нам в виде устного народного творчества.
7. Рефлексия.
- В волшебных сказках часто встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас выросла яблонька, но на ней пока нет яблочек. Давайте украсим её яблочками.
Красное - ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ
Жёлтое - ИСПЫТЫВАЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ
Зелёное - ПОЛУЧИЛОСЬ, НО НЕ ВСЁ
8. Итог урока.
- Чему вы учились на уроке?
- Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли её? Давайте ещё раз вспомним все виды устного народного творчества.
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе (2010/2011г.) по программе «Школа России»
Учитель начальных классов Лобусова Н.Ю.
Тема урока : Загадки, песенки, потешки.
- Познакомить детей с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками.
- Учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл.
- Показать напевность русских песен.
- Учить читать выразительно небольшие произведения.
- Прививать интерес и любовь к произведениям народного творчества.
Оборудование : персональный компьютер, интерактивная доска, запись русской народной песни, карточки с загадками для групповой работы.
I .Организационный момент.
Слайд 2 –Вставьте, пользуясь ключом, гласные буквы в название раздела, который мы с вами изучаем.
- Что у вас получилось?
- С каким жанром устного народного творчества мы уже познакомились?
Слайд 3 – Как назвать одной фразой?
II .Работа по теме урока.
- Знакомство с новым жанром устного народного творчества – загадками.
- О ком говорится в первом четверостишии?
-Как описывает её автор?
О ком говорится во втором четверостишии?
- Как вы догадались?
- Как выдумаете, если первое- это стихотворение, то как можно назвать второе?
С 5, 6 слайдами работа проводится аналогично.
- Работа с учебником и в парах, в группах.
- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника.
Дети читают загадки.
Слайд 7. – С кем сравнивается луна в первой загадке? (С красавицей).
- Как она описана? (Белолица, круглолица).
- Что за красавица по небу катается? (Луна).
-В какие зеркала она глядится? (В речки, озёра, пруды…)
- С чем сравнивается луна во второй загадке? ( С тарелкой).
- Почему? (Она круглая, как тарелка).
- Что за тарелка, которая может плыть по небу? (Луна).
- Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить луну? ( С лампой, с мячиком, с воздушным шаром…)
- Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про луну .
- О каких проявлениях леса говорится в первой загадке?( даёт тень, спасает от зноя, радует, дарит орехи, грибы…..)
- А какие действия приписываются лесу во второй загадке? (Одет в шубу, «снимает шубу»).
- С чем ещё можно сравнить лес? (дом для птиц, животных, растений……)
- Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про лес .
Работа с остальными загадками ведется аналогично.
Работа в группах по карточкам. Побеждает та группа, которая не только отгадала загадки, но объяснила по каким признакам она догадалась, о чем говорится в загадке.
- Знакомство с жанром «песенки».
Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.
- Ребята, каждый из вас не раз слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. Мамы и бабушки пели колыбельные песни маленьким детям. Раньше с песнями обращались к солнцу, дождю, ветру.
Чтение песенки «Идет матушка-Весна» учителем.
- Как названа весна в песне? (Матушкой).
- Как вы думаете почему её так назвали?
- О каких весенних месяцах говорится в песне?
- Какие признаки каждого весеннего месяца вы можете заметить?
- С какой интонацией нужно читать эту песенку?
Прочитайте песенку, передавая голосом радость.
Прочитайте самостоятельно следующую песенку «Иди, весна».
Сравните её с предыдущей.
- Что содержится в этой песне? (Просьба).
- Прочитайте песенку выразительно.
4. Знакомство с жанром «потешки».
- Одной из разновидностей народных песен являются потешки.
Слайд 11 Чтение потешек хорошо читающими детьми.
- Как вы думаете почему их так назвали?
- Прочитайте самостоятельно негромко вслух обе потешки. Распределите, где чьи слова.
Прочитайте потешки по ролям со своим соседом по парте.
- С какими жанрами устного народного творчества вы познакомились? Какой жанр понравился вам больше всего? Почему? Чему вы учились на уроке?
Следующая загадка
Цель: познакомить детей с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками, небылицами.
1. Познавательная: познакомить детей с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками, небылицами. Учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл.
2. Развивающая: развивать у детей речевую активность, творческие способности учащихся ;
3. Воспитательная: прививать интерес к произведениям фольклора, в оспитывать положительное отношения к знаниям, к процессу учения, формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности, приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Планируемые предметные результаты: научиться систематизировать знания, обобщать и делать выводы
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные: ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться работать по предложенному учителем плану;
Коммуникативные : вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения;
Планируемые личностные результаты: формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности
Следующая загадка
Ученики выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 30.5 КБ |
Подписи к слайдам:
Загадки, песенки, потешки. ГОУ СОШ №21 г.Санкт-Петербург Лобусова Н.Ю.
4стн23 н1р2дн23 тв2рч3ств2 Ключ: 1-а, 2-о, 3-е, 4-ч Устное народное творчество
Как назвать одной фразой?
Прочитай и сравни: Вот собачка жучка Хвостик закорючкой, Шёрстка пёстрая, Зубки острые. С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, А хвостик колечком. ?
Прочитай и сравни: Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Русская красавица Стоит на поляне, В зеленом кофточке, В белом сарафане. ?
Прочитай и сравни: Наша речка вьется и сверкает, Как блестящий синий поясок. В ней водичка пёстрая такая, А на дне рассыпчатый песок. Под осоку на песок Уронили поясок. И лежит, да не поднять, И бежит, да не поймать. ?
Вывод: Загадки – жанр устного народного творчества. Учат рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Чтобы отгадать загадку надо подумать, сравнить, вспомнить описание предмета.
Песенки «Идёт матушка весна». март май апрель
Потешки Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки – Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущипнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай! Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Только мышки заскребут, Серый Васька тут как тут. Тише, мыши, уходите, Кота Ваську не будите. Как проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод. Вот проснулся Васька-кот - Разогнал весь хоровод!
Закрепление -С какими жанрами устного народного творчества познакомились? -Какой жанр понравился больше всего?
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Серикова Елена Владимировна
МОУ СОШ с. Б. Екатериновка
Тема урока: Малые жанры фольклора
( потешки, считалки, загадки, пословицы и поговорки)
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с устным народным творчеством , для выявления читательского опыта первоклассников о сказках, в которых говорится о домиках.
Планируемые результаты УУД:
личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику деятельности.
Метапредметные : регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей ; планируют свои действия;
познавательные : знакомятся с малыми жанрами фольклора , выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческих задач,
коммуникативные : используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими,
предметные : научатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора.
1. Организационный момент. Введение в тему.
На доске выставка- картинки с изображением кузовка, котомки, туеска, деревянной тарелки, ухвата, полотенца, деревянной ложки, Фрагменты деревянной резьбы, кружева, салфетки.
- Посмотрите на выставку, Все эти предметы созданы умелыми руками людей, Какие из них вам известны?
- Многими из них пользуются и сегодня. Некоторые предметы люди забыли или не знают.
С какими предметами вы встречались в сказках? ( котомка, кузовок)
Учитель читает отрывки из сказок В, Белова « Родничок» , М, Михайлова « Лесные хоромы».
Эти сказки авторское , Почему их так называют? А как называют сказки , у которых нет автора ?
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кроватки , три подушки.
Угадайте без подсказки:
Кто герои этой сказки?
Нет ни речки , ни пруда_
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
Тут зубами щелк да щелк,
Появился серый волк.
Шкуру белую надел,
Нежным голосом запел.
- Как много в мире добрых , веселых и запоминающихся устных народных произведений .
Они создавались в глубокой древности, когда люди в основном были неграмотными, и передавались от бабушки к внучке, от отца к сыну. Как говорилось, из уст в уста.
Вот почему все эти сказки , былины, песенки называют произведениями устного народного творчества. Богат им русский народ. Издавна бродили по Руси скоморохи- и спеть, и сплясать, и сказку рассказать они умели.
2. Постановка темы и целей урока.
- В старые времена на Руси был такой обычай . Когда поздней осенью был собран весь урожай , а хлеб в закрома засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки.
За окном мороз вьюга, а в иэбе в печи дрова потрескивают, тепло. Кто за прялкой сидит , кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки вытачивают. Как говорится в русской пословице - « От скуки бери дело в руки». Весело было! То песенку затянут , то шуткой перебросятся, загадки загадывают.
Давайте и мы посиделки устроим. Постараемся почувствовать красоту произведений устного народного творчества .Скоморохи ,ваш выход!
Пожалуйста, гости дорогие!
Вас ждут песни и считалки!
3 . Работа по теме урока.
Заранее подготовленные дети читают наизусть потешки.
Что ты рано встаёшь,
Деткам спать не даёшь?
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела:
Мужу двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам.
Учитель читает потешки , которые даны в хрестоматии.
- Какие потешки вы знаите? Расскажите.
- А теперь «угоститесь» мудрым словом.
Скоморохи называют слова. Ребята должны составить пословицу из предложенных им попарно соединенных слов
время-потеха( Делу время потехи час)
труда -пруда( Без труда не вынешь и рыбку из пруда)
дело-мастера ( Дело мастера боится)
пышки -шишки (Работнику -медовые пышки, лодырю-еловые шишки)
друга- береги ( Нет друга -ищи, нашел -береги)
Работа по группам.
Придумайте историю на основе одной из составленных пословиц.
а) Упражнение в чтении. Самостоятельное чтение пословиц и поговорок в хрестоматии
б)Выполнение заданий в рабочей тетради.
в)Иллюстрирование пословиц, потешек.
( Звучит русская народная песня. Дети играют в игру « Каравай».
Учитель читает скороговорки в хрестоматии , дети соотносят тексты с иллюстрациями.
- В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произношения .
Скороговорка — это старинная забава, которая помогает развивать речь.
Учитель дает детям разные команды по прочтению ими в слух скороговорок:
-прочитать , чётко проговаривая все звуки;
прочитать « ночь», утро « вполголоса», день « громко»
-прочитать в быстром темпе 3 раза подряд.
Ой -люли, та-ра-ра-ра!
Да подумай, посмекай,
Все загадки отгадай,
- Загадка -это игра, и состязание, и развлечение, и учение.
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья , я приглашаю вас
К загадкам поскорее!
- Что такое загадка? Загадка- это задачка, которую надо решить, отгадать. В загадке предмет не называется , а описывается . И по этим прзнакам надо догадаться, о чем идет речь.
( Загадки, в которых дается описание предмета или явления путём перечесления различных его признаков)
Кафтан на нём зеленый ,
А сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. ( арбуз)
- Какие признаки, свойственные арбузу, указаны в загадке. ( цвет, вкус, форма)
( Загадки, где описание преполагает краткую характеристику предмета или явления)
Голубая протыня весь свет одевает.( небо)
( Загадки, в которых используется отрицательное сравнение)
Летит, а не птица, воет, а не зверь .( Ветер)
( Загадки, в описании которых используются метафоры)
Под одной крышей четыре братца живут. ( стол)
Учитель читает загадки из учебника. Дети проводят исследования.
- Откуда взялись загадки?
Родились загадки очень давно, в те времена, когда топор за богатство считался.Много бед тогда подстереголо человека: ударит молния, вспыхнет лесной пожар, волки нападут на стадо. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и звери лесные- все понимают человеческий язык. И для того чтобы природу обмануть, придумали охотники, рыболовы и пастухи особый « тайный язык». Из него и родились когда-то загадки.
- С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Какие жанры народного творчества остались без внимания? ( песни, считалки.)
Конкурс знатоков ( работа по группам)
-При помощи считалки выберите участника конрурса « Малые жанры фольклора».
Представители от каждой команды читают выразительно по выбору загадку, потешку, скороговорку, пословицу. Остальные должны сказать, что к какому жанру относится.
- Живет на земле человек. Он маленький , земля огромная .Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьёв, без синей мохнатой головки василька в поле , без народных сказок и песен, которые поют ему мама и бабушка. Этот человек каждый из вас.
Читайте также: