Какие литературные приемы лежат в основе загадки
Обновлено: 04.11.2024
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Следующая загадка
4. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?
а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.
5. Какие литературные приемы лежат в основе загадки?
а) гипербола; б) эпитет; в)сравнение; г) метафора.
6. Что такое пословица?
а) образное сочетание слов;
б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;
в) законченное высказывание назидательного содержания.
7. Выберите пословицы, близкие по смыслу.
а) Любишь кататься, люби и саночки возить. 1) Слово - не стрела, и хуже стрелы разит.
б) Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. 2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 3) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь
г) С кем поведешься, от того и наберешься. 4) С милым рай и в шалаше.
8. В чем различие пословиц и поговорок?
а) в меткости и образности высказывания;
б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок — сравнение;
в) пословица — законченное суждение, поговорка — часть суждения.
9. Что такое народная сказка?
а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием;
б) историческая повесть;
в) жанр устного народного творчества;
10. На какие виды делятся сказки?
а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) социально-бытовые; е) о животных.
11. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.
а) Конь; б) Заяц; в) Змей Горыныч; г) Гуси-лебеди; д) Щука; е) Баба-яга; ж) Лиса; з) Кощей Бессмертный; и) Серый Волк.
12. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.
а) волшебные;1) Цель сказки — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства.
б) бытовые; 2) Задача сказки — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами.
в) о животных. 3) Цель сказки — рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке .
Следующая загадка
Загадка – жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.
Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Переносный смысл – это употребление слов в таком значении, которое нельзя воспринимать буквально.
Фольклор – устное народное творчество, народная мудрость.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64
2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007, стр. 320
3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288
4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255
Дополнительная литература:
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996, стр. 254
2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400
3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум – М., 2004, стр. 238
4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016, стр. 239
5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Загадка – это малый фольклорный жанр.
Давайте вспомним, что такое фольклор?
В переводе с английского это слово обозначает народную мудрость.
В фольклоре, как виде литературного жанра, отражается всё устное народное творчество, что создавалось веками, из поколения в поколение.
Мы помним с вами, что есть жанры поучительные, хранящие народную мудрость: пословицы, поговорки, притчи, сказки.
А есть развлекательно-познавательные жанры: загадки, частушки, скороговорки.
Частушки – это развлекающие, часто шуточные песенки.
Скороговорки – это фразы, произнося которые нужно потрудиться, выговаривая буквы. Так мы тренируем наш речевой аппарат.
А что же полезного в загадках?
Загадка – это иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.
А чтобы разгадать, нужно хорошенько подумать, проанализировать, разобраться. Загадка – это отличная тренировка для мозга.
А какие же загадки бывают?
Загадки можно разделить на несколько видов: загадки-складки, загадки-шутки, загадки-сравнения, загадки-описания.
Загадки-складки – четверостишие, в котором пропущено слово, которое должно попасть в рифму.
И в клубок свернулась…
Правильно – кошка. Это слово прекрасно рифмуется в загадку.
Загадки-шутки – загадки с подвохом, заставляющие улыбнуться.
У бабушки жили: внук Петя, кот Васька, козёл Борька и кошка с котятами. Сколько внуков жили у бабушки?
Внук только один – мальчик Петя. Все остальные перечисленные персонажи – не люди, и не могут быть внуками бабушки.
Загадки-сравнения – используется иносказание, перенос смысла с одного понятия на другое через схожие признаки и через отрицание их.
Сидит девица в темнице, а коса на улице
Это – морковь. В темнице – в земле в грядке, а коса – это ботва корнеплода.
Загадки-описания описывают предмет, его признаки или действия, но сам предмет не называется.
Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землёй построил дом,
Все кладовые полны в нём.
Загадки-сравнения в основном построены на метафоре.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с другими на основании общего признака.
Скатерть бела – весь свет одела.
Как вы догадались – это снег.
Золотое решето чёрных домиков полно.
И это подсолнух. Не правда ли, очень образно?
Эпитеты – образные, яркие и красивые определения (прилагательные) при существительных.
В загадках часто встречаются «постоянные эпитеты» – то есть устойчивые словосочетания, встречающиеся в разных текстах и жанрах фольклора.
Самые частые постоянные эпитеты в загадках:
Например, красна девица, а сердце каменное.
Нередок в загадках такой приём, как аллитерация (повтор одних и тех же согласных в предложении) и звукоподражание (изображение в художественном тексте различных звуков природы, звуков, издаваемых животными, человеком):
Суну, посуну, делаю посуду;
Высуну – поколочу и всю вызолочу (ковка).
Гипербола (чрезмерное преувеличение размеров предметов) также используются в загадках:
Овцы не считаны,
Пастух рогатый (Небо, звезды и месяц).
Что касается сравнений, тут могут быть и прямое и отрицательное, то есть когда предмет сравнивается от обратного, через отрицание.
Бел как снег, в чести у всех (сахар).
Красна, да не девка,
Зелена, да не дубрава (морковь).
В одной загадке могут использоваться разные выразительные средства.
Загадки, по большому счету, это форма диалога, где один из собеседников загадывает, а другой отгадывает. При этом, все загадки на содержат вопроса, они описательные.
А про что у нас бывают загадки?
Да загадать можно все, что угодно.
Но чаще всего люди придумывали загадки про то, что видели вокруг себя: животные, предметы, явления природы, растения, времена года и многое другое.
Загадки придумывались не только в стародавние времена.
Теоретический материал для углублённого изучения
Загадки нужны для того, чтобы передать новым поколениям жизненный опыт предыдущих. С помощью загадок детям объясняют в игровой форме законы окружающего мира, развивают мышление и воображение.
Загадки создавались во все времена. Различные загадки существуют и в фольклоре других народов. Но каждая загадка отражает культуру именно своего народа. Поэтому можно говорить, что загадка, как часть фольклора – это отражение культуры, национального характера и географических особенностей региона, в котором она родилась.
Загадки – жанр свойственный не только русскому фольклору. Существует древнегреческий миф об Эдипе и Сфинксе.
В окрестностях города Фивы поселилось страшное чудовище с женской головой, змеиным хвостом и железной чешуёй. Долго наводило ужас оно на жителей города. И тем, кому нужно был пройти по дороге, где жил Сфинкс, он загадывал загадку: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером – на трёх?»
Тех, кто не мог отгадать, Сфинкс убивал.
Но однажды перед Сфинксом оказался царь Эдип. Подумав некоторое время, Эдип дал ответ: «Это человек! Когда он маленький – ползает, когда взрослый – ходит, а когда становится стариком – опирается на тросточку».
Загадка была разгадана. А Сфинкс уничтожен, и город спасён.
Виды загадок
Загадки-складки
Загадки-шутки
Загадки-сравнения
Загадки-описания
Грива – ветер, сам – огонь,
Счастлив в беге
На одной берёзе растёт пять шишек, а на другой – шесть. Сколько шишек растёт на двух берёзах?
Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подстановка элементов в пропуски в тексте
Шевелились у цветка
все четыре ___________.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и ________.
Из этого урока вы узнали, что загадки бывают очень разными. Предложенная загадка рифмованная. Эти загадки легко разгадываются, так как нужно найти рифму к слову.
Шевелились у цветка
Что же может шевелиться у цветка? Лист, стебель? Нет, их четыре! Лепестки!
Шевелились у цветка
все четыре лепестка.
Теперь к глаголу хотел нужно подобрать глагольную рифму: пел, смотрел, зеленел… Еще раз внимательно прочтем строку:
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и ________.
Конечно же, улетел, та как есть подсказка: вспорхнул.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
Итак, правильный ответ:
Шевелились у цветка
все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
Подчёркивания / зачёркивания элементов
Отгадайте загадку и выберите, к какому виду она относится. Зачеркните неверное.
Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла.
Нужно вспомнить изученный материал и выбрать один правильный ответ. Задание основывается на материале, пройденном на этом уроке. В загадке-складке ответ напрашивается сам собой в рифму, например, «всем зверюшкам и зверятам шепчет ветер: «Берегись!» / С дерева недобрым взглядом, притаившись, смотрит… рысь». В загадках-сравнениях используется иносказание, перенос смысла с одного понятия на другое через схожие признаки и через отрицание их:
Золотое решето чёрных домиков полно.
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
В загадках-описаниях описывается предмет, его признаки или действия, но сам предмет не называется.
Можно начать с отгадки: это картофель. Картофель растёт под землёй. При чём тут птица? По форме картофель напоминает яйца, кроме того, выросший картофель называют гнездом, так как он похож на гнездо с кладкой яиц. Значит, это загадка-описание.
Верный ответ: «загадка-описание». Выбор осуществляется зачёркиванием неправильного ответа.
Следующая загадка
Самым распространённым художественным средством в загадках является метафора. Метафора - это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. "Висит груша - нельзя скушать" (лампочка) – по внешнему сходству лампочка названа грушей. Это - метафора. Так же часто встречаются олицетворения. То есть сопоставление с человеком. "Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, другая чернеет" (Красная и черная смородины - сёстры). Ещё одним художественным приёмом в загадках является многозначность слов. "Стучат, стучат - не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут" (глагол идут в данном случае относится к часам). Выразительность образов в загадках чаще всего достигается большим количеством эпитетов и сравнений. В загадке "Мала, как мышь, красна, как кровь, вкусна, как мед" - вишня сравнивается и с мышью, и с кровью, и с мёдом, например. А крыжовник в загадке "Низок, да колюч, сладок, не пахуч. Ягоды сорвешь - всю руку обдерешь" награждён целым рядом эпитетов: низок, колюч, сладок, не пахуч.
Читайте также: