Литературная викторина загадки русского языка

Обновлено: 22.11.2024

а) воспитать культуру умственного труда на основе анализа, синтеза и сравнения.

Оборудование:

а) звёздочки (за каждый правильный ответ).

План мероприятия

I . Вступительная часть:

а) объяснение правил игры;

II . Проведение игры:

III . Подведение итогов игры.

I . Вступительная часть

Ведущая . Наше сегодняшнее мероприятие по русскому языку мне хочется начать стихотворением А.Я. Яшина «Русский язык» :

Я люблю свой родной язык.

Он понятен для всех,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажешь боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч.

Будто плоть земная, живуч.

Изучайте родной язык!

В нём былинное волшебство

И надежд людских торжество.

Он и в книгах живой родник.

Постигайте, как жизнь, его.

А.Я. Яшин в своём стихотворении раскрывает все возможности и особенности русского языка, благодаря чему русский язык является уникальным и своеобразным, одним из самых сложных в изучении. Он называет русский язык живым родником, который заключается в книгах.

Многие известные учёные и писатели высказывались о русском языке, подчёркивая его достоинства. Так, А.И. Куприн говорил о том, что « русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен». К.Д. Ушинский отмечал, что «в языке своём народ в продолжение многих тысячелетий сложил свои мысли и чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове».

Из всего вышесказанного нам становится ясно, что в русском языке бесчисленное множество тайн и загадок, что самым увлекательным можно назвать назвать игры со словами . А таких игр – несметное количество, и в этом нам нетрудно будет убедиться, так как мы поиграем сегодня в различные лингвистические игры. Мы познакомимся сегодня с разнообразными играми со словами, научимся различать шарады и метаграммы, логогрифы и анаграммы, узнаем многие другие игры. Они не только разнообразны и увлекательны, но и очень полезны: развивают сообразительность и внимание, увеличивают словарный запас, помогают лучше понять законы русского языка и его секреты.

Мы собрались сегодня на лингвистическую игру-викторину «Звёздный час». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с русским языком.

Итак, теперь разделимся на три команды. Поприветствуем их!

А теперь настало время познакомиться с правилами.

Правила игры

1) За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

2) На обдумывание каждого вопроса даётся 5 секунд.

3) Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

Итак, начнём нашу лингвистическую игру-викторину.

II . Проведение игры

Наша игра-викторина начинается с разгадывания шарад. С шарадами вы уже знакомы, мы разгадывали их на уроках русского языка.

Шарада (фр. charada ) – словесная игра, когда задуманное слово разгадывается по частям, которые представляют собой отдельные слова: мед + ведь = медведь; пар + ус = парус .

Шарады очень любили в 18 веке. Их с удовольствием загадывали и даже разыгрывали как спектакль на вечерах. Вот одна из шарад, дошедших до нас с тех далёких времён:

Когда нас первое терзает и томит,

Тогда без прихотей мы и второе гложем;

А целое моё и скользко и блестит:

Его мы на стекле всегда ощупать можем.

Ответ: Глад («голод») + кость = гладкость.

А теперь попробуйте разгадать современные шарады.

Мой первый слог есть на лице,

Второй есть у оленя,

Соедини их гласной,

Ответ: Нос + о + рог = носорог .

Художник русский – первый слог,

Второй – пчелиная семья,

А целым назовём того,

Кто славу заслужил в боях.

Ответ: Ге + рой = герой .

Моё начало есть в свинце,

И в серебре, и в стали;

А корабли в моём конце

Вчера к причалу стали.

И если дружен ты со мной,

Настойчив в тренировках, -

Ты будешь в холод, в дождь и зной

Выносливым и ловким.

Ответ: С + порт = спорт .

Крик птицы – это первый слог.

Второй – известный всем предлог,

А третий – бурная волна.

Теперь шарада всем ясна.

Ответ: Кар + на + вал = карнавал .

Я храню сокровищ много.

Но легко меня извлечь.

Ты прибавь меня к предлогу –

Превращаюсь тут же в речь.

Ответ: До + клад = доклад .

Числительное плюс гласный –

Ансамбль в музыке прекрасный.

Ответ: Три + о = трио .

А теперь приступим к разгадыванию анаграмм.

Анаграмма (греч. ana «пере», «через» + gramma «запись») – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово: мука – кума, ямка – маяк, клапан – планка, кочерга – кочегар .

Переставляя буквы в данных словах, найдите анаграмму.

Молодцы, ребята! Вы успешно справились с этим заданием. За это задание больше баллов получает та команда, которая смогла переделать большее количество слов из представленных.

А сейчас мы займёмся разгадыванием логогрифов.

Логогриф (греч. logos «слово» + griphos «загадка» ) – поиски загаданного слова и образование от него новых путём перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв: целое – часть дерева, без одной буквы – река, без двух – местоимение, без трёх – предлог (крона – Рона – она – на).

Логогрифом называется и стихотворная загадка, в которой зашифровываются обычно два слова, которые отличаются друг от друга наличием или отсутствием буквы (луг – плуг, воды – оводы, ветки – цветки, прель – апрель, ряды – гряды и т.п.) .

Разгадайте зашифрованные слова в текстах-логогрифах.

В местоимение превращусь.

Ответ: Мыс – мы .

Без М – в лесу мне красоваться,

А с М – суда меня боятся.

Ответ: Ель – мель .

В оркестре ты меня услышишь

И как приветствие поймёшь;

А мягкий знак в конце напишешь,

Так мною вычертишь чертёж.

Ответ: Туш – тушь .

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной,

А впереди союз прибавишь –

И стану птицей я лесной.

Ответ: Волга – иволга .

Арифметический я знак,

В задачнике меня найдёшь во многих строчках.

Лишь О ты вставишь, зная как,

И я – географическая точка.

Ответ: Плюс – полюс .

С буквой З мехи в себе,

Но если звука того нет,

То ценный мех на мне.

К разгадке дать могу совет:

У кузнеца найдёшь ответ.

Ответ: Кузница – куница .

А теперь, ребята, мы займёмся разгадыванием метаграмм.

Метаграмма (греч. meta «переход» + gramma «буква» ) – замена в слове одной буквы на другую: пол – кол – мол – вол – дол – гол .

Отгадайте зашифрованные слова в метаграммах.

С П – на дереве весною,

С Т – писать кончаешь мною,

С Б – тара в магазине,

С К – в болотистой низине.

Ответ: Почка – точка – бочка – кочка .

С К – в полях меня найдёте,

С Г – романсы запоёте,

С В – косички заплетёте.

Ответ: Колос – голос – волос .

С твёрдым [Л] я на стене

(Книга, например, на мне),

Но как только звук смягчите,

Слово в танец превратите.

Ответ: Полка – полька .

С Ч над водой летаю,

С Г завинченной бываю.

Ответ: Чайка – гайка .

С Ч летаю над волною,

С Л не дам волкам покою,

С М рубашка – безрукавка,

С З скачу в лесу по травке,

С Г меня крепи к детали

Из железа или стали.

Ответ: Чайка – лайка – майка – зайка – гайка .

Меня ты не напрасно ценишь,

Тебя насытить я могу.

Но если У на Е ты сменишь,

Я по деревьям побегу.

Ответ: Булка – белка .

Молодцы, ребята, вы хорошо справляетесь с заданиями.

Мы продолжим играть и обратимся к разгадыванию акростихов.

Акростих (греч. akros «крайний» + stichos «ряд» ) – стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют слово, фразу, имя. Такие стихи ещё называют «краестишиями».

Первые акростихи появились в русской поэзии в 17 веке, с тех времён поэты обращаются к этой изысканной форме. Обычно такие произведения являются поэтическим обращением к определённому лицу, имя которого и читается при графической расшифровке.

Отгадайте акростические загадки.

Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;

Оттуда на землю, водой возвращаюсь!

С земли меня влечёт планет всех князь к звёздам,

А без меня тоска смертельная цветам.

Ответ: Роса .

Довольно именем изветсна я своим;

Равно кланется плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна.

А меж злодеями – не быть я создана. (Ю. Нелединский-Мелецкий).

Ответ: Дружба .

Кто, когда бродил в тумане

Ночью, в холоде, во мгле,

Иль в людском земном обмане,

Гордо знает, что земле –

Альфа света, солнца, знаний? (С. Городецкий).

Ответ: Книга .

Наверное, каждый из вас знает увлекательную игру, суть которой состоит в том, чтобы из разрозненных кусочков бумаги – паззлов (англ. puzzle «вопрос, ставящий в тупик», «головоломка») – собрать рисунок, картинку. Но собирать можно не только картины, но и тексты, а в роли паззлов выступают разрозненные его части – слова.

Попробуйте восстановить стихотворные тексты, сложив слова в нужном порядке.

1) В, к, милей, прощебечь, солнце, и, скорей, зеленеет, с, с, с, блестит, сени, нам, нам, него, травка, дороги, летит, солнышко, привет, ласточка, весна, весною, краше. (А. Плещеев.)

Ответ: 1) Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

2) Мохнатый, глубокою, сосняка, далёкую, плывут, поёт, баюкает, зима, аукает, с, облака, в, лес, стозвоном, страну, кругом, седые, тоской. (С. Есенин.)

Ответ: 2) Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

3) Моя, люблю, в, грозу, начале, весенний, когда, гром, первый, резвяся, бы, играя, и, как, голубом, в грохочет, небе. (Ф.И. Тютчев.)

Ответ: 3) Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом .

Молодцы, ребята! А теперь давайте обратимся к тавтограммам.

Тавтограмма (греч. tauto «то же самое» + gramma «запись» ) – это тексты (обычно шутливые по содержанию), в которых слова начинаются с одной и той же буквы. Эта интересная игра появилась две с лишним тысячи лет назад и до сих пор очень нравится и детям, и взрослым. Наверняка каждый из вас не раз слышал забавный стишок:

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка

Чертили чёрными чернилами чертёж.

Чертили чрезвычайно чисто!

Старинную тавтограмму находим и в знаменитом «Толковом словаре» В.И. Даля :

Пётр Петрович пошёл погулять,

Поймал попугая – понёс продавать.

Просил полтину – получил половину.

Познакомьтесь с тавтограммами исследователя-лингвиста А. Кондратова.

Попробуйте сами поиграть со словами, начинающимися на букву О.

Облик осени

Оцепенение

Осень опять обняла

Озерцо

Остья овса, озерца

А теперь приступим к разгадыванию палиндромов.

Палиндром (греч. palindromeo «бегу назад» ) – это слова, фраза или стих, имеющие одинаковый смысл при чтении слева направо и справа налево: довод, топот, шалаш, мадам, тут, осело колесо, а луна канула . Весьма употребительны палиндромы в поэзии. Появились они в русской словесности в 17 в. и были известны под названием «рачьи стихи». Не угас интерес к этой словесной игре и в наши дни. Несколько лет назад в Москве проходил фестиваль палиндромистов-любителей и корифеев этой словесной игры.

Но с самой известной фразой-палиндромом мы знакомы с самого раннего детства. Помните, как Мальвина из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» учила Буратино:

- Займёмся диктантом, - она подняла к потолку хорошенькие глазки. Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Нужно сказать, что эту фразу придумал Афанасий Фет , и она действительно волшебная: её можно прочитать в обратном направлении (с конца) и получится то же самое. Потому-то палиндромы иногда называют перевёртышами .

Докажите, что зашифрованные слова перевёртыши являются палиндромами:

Я по полену бью, звеня,

Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю. (А. Арсирий.)

Ответ: Топор – ропот .

По дороге, по пути

Но с конца меня прочти –

Ножик наточу. (А. Арсирий.)

Ответ: Колесо – оселок .

Его как память древних ран

На теле носит ветеран.

Наоборот его прочти –

И грянет музыка в пути. (А. Арсирий.)

Ответ: Шрам – марш .

А теперь попробуйте составить фразы-палиндромы из данного набора слов. При этом можно менять формы слов.

1) Сеня, я, старый, брат, не. Ответ: Я не стар, брат Сеня!

2) Нина, о, пианино, и. Ответ: О, Нина и пианино!

3) Мера, а, ремень. Ответ: А ремень не мера.

4) Я, дуб, быть, а. Ответ: Я буду у дуба.

5) Романтик, на, кит, море. Ответ: Кит на море романтик.

6) Бос, а, собака. Ответ: А собака боса.

Своеобразными словесными играми-шутками, построенными на звуковых повторах, являются скороговорки . Суть этой словесной игры заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении всей фразы.

Скороговорки не только занятная игра, но это ещё очень нужное и полезное упражнение, которое исправляет плохую дикцию. Это последнее задание нашей сегодняшней игры. Суть его состоит в том, что выигрывает та команда, участник которой прочитает скороговорки быстрее и без ошибок. По завершении этого задания мы подведём итоги нашей сегодняшней лингвистической игры и выявим команду победителя.

1) Погода размокропогодилась.

2) К полудню Поля полполя прополола.

3) Галка села на палку. Палка ударила галку.

4) Макара укусил комар. Прихлопнул комара Макар.

5) В живом уголке жили ежи и ужи.

6) Волки рыщут, пищу ищут.

7) Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.

8) Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.

9) Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

10) Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

11) Наш Полкан попал в капкан.

12) Как страшно мышке жить в норушке, у кошки ушки на макушке.

III . Подведение итогов игры.

Итак, ребята, подведём итоги нашей сегодняшней лингвистической игре и подсчитаем баллы, которые набрали команды. По итогам игры побеждает … команда. Поздравляем! На этом наше мероприятие завершается. До свидания.

Список использованной литературы

Львова С.И. Русский язык (5-11 классы): Лингвистические игры / С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2008. – 304 с. – (Мастер-класс для учителя).

Программа и методические рекомендации по педагогической практике по русскому языку (для студентов дневного и заочного отделений филологического факультета) / Авт.-сост. Л.М. Линецкая. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2008. – 70 с.

Конспект внеклассного мероприятия проверен. Разрешено проводить мероприятие ________________

Следующая загадка

Викторина по русскому языку и литературному чтению для начальных классов "Знайка - отвечай-ка". В первой части викторины различные игры и задания по русскому языку. Во второй части вопросы, загадки и игры по литературному чтению. Викторину можно провести на Неделе русского языка и литературы в начальной школе или как внеклассное мероприятие. Отдельно взятые игры можно использовать на уроках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Быстро и объективно проверять знания учащихся. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков. Наладить дисциплину на своих уроках. Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Викторина по русскому языку и литературному чтению для начальных классов "Знайка - отвечай-ка" »

Викторина по русскому языку и литературному чтению «Знайка – отвечай-ка»

Расширение и углубление знаний уч-ся по русскому языку и чтению; расширение кругозора; побуждение к познанию нового

Развитие мышления, памяти, воображения, речи, сообразительности, интереса к чтению книг, к учебным занятиям, умения слушать друг друга

Ход занятия:

1.Организационный момент

- Сегодня мы с вами собрались на занятие, которое имеет необычное название «Викторина». Кто может объяснить значение этого слова?

(это игра в ответы на вопросы)

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звёзд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь –

Хорошо работай в школе,

В школу ходим мы не зря -

Без наук никак нельзя!

В жизнь неграмотным войдёшь –

За минуту пропадёшь.

Чтоб ошибок избежать,

Ум свой надо развивать.

А в игре проверить можно

Просто будет или сложно.

2.Викторина по русскому языку

- За правильные ответы вы будете получать жетоны. В конце занятия подсчитаем их и узнаем, кто у нас Знайка.

Игра «Расшифруйте слова»

- Измените порядок букв и узнайте слово:

АРАМ АЖАБ ЛЁАК НГМО АЧЫС

- Отгадайте, какие слова здесь зашифрованы:

2 4 3 5 6 1 7 8

Л Б У Н И К К А (клубника)

3 5 1 7 4 2 6

Ж И Н Ы Н О Ц (ножницы)

6 5 2 3 4 7 8 1

Ч И Т А Р О К С (старичок)

- Поставьте буквы в алфавитном порядке и прочитайте слово:

СМОТЫ (мосты) НЫБТИ (бинты) КИЖЁ (ёжик)

Игра «Озорные буквы»

- Замените в словах один гласный звук, чтобы образовалось новое слово:

ГАЛКА КОЛЕНО

Игра «Составьте букет»

- Выберите цветы, в названиях которых есть мягкие согласные:

РОЗА, ЛЮПИН, АСТРА, ВАСИЛЁК, ПИОН, МАК, ГВОЗДИКА, НАРЦИСС, ГЕОРГИН

- Когда данный результат будет правильным, а когда нет?

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

Игра «Из букв – слово»

- Соедините вписанные буквы по линиям. Какие слова получаются?

Игра «Слова-друзья»

- Подберите к словам близкие по смыслу слова:

АЛФАВИТ (азбука)

ОГОНЬ ( пламя)

ЧИСТЫЙ (аккуратный)

ПРЫГЫТЬ (скакать)

БРОСАТЬ (кидать)

КРАСНЫЙ (алый)

Игра « 7 ЛЮКов»

1.Без этого не играют в хоккей.

2.Этот в руке у Бабы-Яги

3.Этот пекут, как пекут пироги.

4.Этот не знает, что значит улыбка.

5.В этот молочко наливают кошке.

6.Этот с болота приносят в лукошке.

7. Этот искал Карабас Барабас.

Игра-головоломка «Три буквы О»

- Подберите семь слов. Секрет головоломки в том, что у каждого слова по три буквы О.

( волосок, колобок, хоровод, носорог, потолок, молоток, порошок, колокол, холодок, колосок и др.)

3.Физкультминутка

4. Литературная викторина

Чёрное семя.

Кто его сеет,

Тот разумеет (книга)

- Скажите, кто любит читать?

- А что любите читать?

- Сейчас проведём литературную викторину.

Игра «Узнай сказку»

- Назовите сказки, в которых есть эти предметы.

(учитель показывает картинки с предметами)

- А теперь узнайте сказку по сказочным героям:

1.Царь,три сына, стрела, болото, лягушка. («Царевна-лягушка»)

2.Царь, три сына, сивка-бурка, царевна. («Сивка-бурка»)

3.Царь, три сына, Иванушка, конёк-горбунок, царевна. («Конёк-горбунок»)

4.Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея. («Золушка»)

5.Злая мачеха, две дочери, Дед Мороз. («Морозко»)

Игра «Волшебные слова»

- Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:

1.По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Рус.нар. сказка)

2.Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок. Рус. нар. сказка)

3.Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик»)

4.Крекс, фекс, пекс. (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик, или…»)

Игра «Удивительные превращения»

- В кого превращались или были заколдованы:

1.Князь Гвидон (В комара, муху, шмеля)

2.Великан-людоед из сказки Ш.Перро «Кот в сапогах» (В льва, мышь)

3.Одиннадцать братьев-принцев из сказки Х.К.Андерсена (В лебедей)

4.Гадкий утёнок (В лебедя)

5.Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца (В старика)

Игра «Трудный путь»

- На чём или на ком совершили необыкновенное путешествие:

1. За мёдом Винни-Пух ( На воздушном шарике)

2.Из норы крота в тёплую страну Дюймовочка (На ласточке)

3. Вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс (На яхте «Беда»)

4.На юг лягушка-квакушка (На прутике, который держали две утки)

5. На крышу Малыш (На Карлсоне)

Игра «С улыбкой»

- Из каких литературных произведений взяты эти строки:

1. «И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша.» (В.Драгунский «Тайное становится явным»)

2. «Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит:

- Ай! – и прыг на диван». (Н.Носов «Живая шляпа»)

3. «- Я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила». (Н.Носов «Фантазёры»)

4. «Я остановился на лестнице и внятно сказал:

- Никакие не «сыски». Никакие не «хыхки», а коротко и ясно: «фыфки!» (В.Драгунский «Заколдованная буква»)

Игра «Кто автор?»

- Назовите автора этих строк:

- Свет мой, зеркальце скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…»)

2. Только уселась команда косая,

Весь островочек попал под водой,

- То-то, - сказал я, - не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая! (Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)

3. Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром. (С.Есенин «Берёза»)

4.У Танюши дел немало,

У Танюши много дел:

Утром брату помогала, -

Он с утра конфеты ел. (А.Барто «Помощница»)

5.Рефлексия. Подведение итогов.

- Что понравилось в викторине по русскому языку?

- Что понравилось в литературной викторине?

- Давайте подсчитаем жетончики.

Награждение медальками «Знайка»

И учёба, и игра: русский язык. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. – Ярославль: «Академия развития», 1997

Развитие речи детей. Новоторцева Н.В. - Ярославль: «Академия развития», 1997

Развитие логического мышления детей. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. - Ярославль: «Академия развития», 1997

Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Калугин М.А., Новоторцева Н.В. - Ярославль: «Академия развития», 1997

Учимся играя. Волина В.В. – М.: Новая школа, 1994

Речь. Речь. Речь. Ладыженская Т.А. и др. – М.: Педагогика, 1990

Незнайка, Хоттабыч, Крлсон и все-все-все. – М.: Издательство АСТ, 1992

Чудесный короб. Науменко Г. – М.: Детская литература, 1998

Раз, два, три, четыре, пять, мы с тобой идём играть. – М.: Просвещение, 1995

Родничок. Книга для внеклассного чтения. 1 класс. – Тула: «Родничок»; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999

Родничок. Книга для внеклассного чтения. 2 класс. – Тула: «Родничок»; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999

Родничок. Книга для внеклассного чтения. 3 класс. – Тула: «Родничок»; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999

Родничок. Книга для внеклассного чтения. 4 класс. – Тула: «Родничок»; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999

Следующая загадка

Данная разработка может применятся на каникулах во внеурочное время.

Лиханова Екатерина Валерьевна 16.04.2018

Содержимое разработки

Загадки русского языка

Слово-отгадка составляется из первых слогов слов в строчке-подсказке (это вторая строчка загадки)

Съест все сено сразу

К нам шагает по дороге

Медленно ползет куда-то

Плещется у дома

Там, в конце дороги,

С Дашей спит в кровати

Греет Даню, греет маму

Не стучит сержантик

Валенок не шире

В сумочке у мамы

Не проедет драндулет

Не кусать могли бы

Задача усложняется:

слово-отгадка составляется из ударных слогов слов в строчке-подсказке.

Следующая загадка

Ведущий 1 Вы никогда не думали, сколько слов в нашем языке? Не пробовали подсчитать?

Сегодня мы вам расскажем о человеке, который сосчитал все слова, собрав их в словарь.

Ведущий 2. «Да разве можно собирать слова? - спросите вы. - Какой в этом толк? Слова - не ягоды, не грибы, они в лесу не растут, в лукошко их не уложишь». И, правда, слова в лесу не растут. Они живут в народе, в разных краях и областях нашей большой земли, они родятся и умирают.

Ведущий 1. Жил на нашей Земле человек, свою жизнь посвятивший словам. Он собирал их всю свою жизнь. Его имя - Владимир Иванович Даль.

Владимир Иванович был талантливым и трудолюбивым человеком. Он автор «Толкового словаря». Этот словарь – дело всей его жизни. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово. Полвека посвятил он собиранию слов. Где бы он ни был: в военном походе, в госпитале, в служебной поездке - всюду записывал слова. Трудно поверить, что гигантскую работу по составлению словаря проделал один человек.

Ведущий 1. Учиться Володю отдали в Морской кадетский корпус, там у него впервые появился интерес к языку - он составил словарь кадетских жаргонов из 34 слов. Из Морского кадетского корпуса он был выпущен мичманом и отправлен на службу в Николаев.

Ведущий 2. Молоденький мичман ехал на паре почтовых лошадей. День был морозный, а новая, с иголочки, мичманская шинель грела плохо. Ямщик, поглядывая на небо, спешил. Вдруг он сказал: «Замолаживает».

- То есть как замолаживает? - переспросил Даль. - Вот ведь русское слово, а непонятно.

Ямщик стал объяснять:

- Значит, к теплу, у нас в Новгородской губернии так говорят о пасмурной погоде.

Даль вытащил из кармана записную книжку и, коченевшими от холода пальцами записал: «Замолаживать – иначе пасмурнеть, заволакиваться тучками, клониться к ненастью».

Ведущий 1. В этот морозный мартовский день Даль принял решение, которое изменило всю его жизнь. Он стал собирать слова, а в дороге записал своё первое слово «замолаживать».

И сегодня мы с вами поучаствуем в литературной викторине, посвященной творчеству великого Владимира Даля.

Учащиеся разбиваются на команда, выбирают капитанов, определяют название команды.

1 конкурс «Составь пословицу»

Когда ищешь лису впереди, то она сзади.

Мужик богатый - что бык рогатый.

Дорог хлеб, коли денег нет.

Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь.

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Носи платье, не складывай; терпи горе, не сказывай!

В субботу на работу, в воскресенье на веселье.

Жена не сапог (не лапоть), с ноги не скинешь.

От плохой жены состаришься, от хорошей помолодеешь.

Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.

2 конкурс: «Отгадай загадку»

Ведущий. Любил Владимир Иванович и русские загадки. В своем словаре он дал такое определение загадке: загадка – это «иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Сколько он их собрал: крестьянских, солдатских, морских, детских! А теперь попробуйте отгадать загадки, составленные самим Владимиром Далем.

День спит, ночь глядит, утром умирает, другой сменяет (свеча).

Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок)

Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает (пила).

Стоит Потап о четырех лап, из году в год воду пьет (рассадник).

Волк железный, хвост конопляный (иголка с ниткой).

Лежит монах в крутых горах; выйдет наружу, кормит верных и неверных (жернова).

В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а по полу скачут (балалайка).

За ельником, за березничком кобылка ржет, жеребенка ждет (мельница).

По сеням и так и сяк, а в избу никак. (дверь)

Кланяется, кланяется – придет домой, растянется (топор).

Два конца, два кольца, а в середке гвоздик (ножницы).

Сам железный, а хвост портяной (иголка с ниткой).

Сидит баба на юру, ноги свесила в реку (мельница).

Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе).

Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (День и ночь).

Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь).

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег).

3 конкурс «Ответь на вопрос».

Какое время суток называется авророй? (утренняя заря)

Почему пчела - Божья угодница? (доставляет воск на свечи)

Какой месяц в старину называли травнем?(май)

В старину говорили: «Прошел слух по городам и весям».

Городам понятно. Что же такое весь? (деревня)

Что такое «ивень»? (иней)

От какого слова произошло имя Кащея Бессмертного (от кости, означая изможденного непомерно худого человека)

Что такое «издивок»? (дивная, невиданная вещь.)

4 конкурс. 1. Когда можно гулюкаться? (играть в прятки)

а) утром, б) зимой; в ) в перерыве между работой.

2. Где находится распукалка? (цветочная почка)

а) на дереве; б) на человеке; в) на жуке.

3.Кто или что может раскурепаться? (расплакаться)

а) человек; б) мебель; в) яйцо.

4.Что такое рында? (все варианты верны)

а) сухопарая баба; б) исхудалая кляча; в) колокольный звон.

5.После чего образуется каможка? (лужа)

а) после дождя; б) после производственного собрания; в) после сна.

5 Конкурс Сколько пословиц и поговорок?

Сценка из пословиц и поговорок «В гостях у соседки»

Хозяйка занимается рукоделием. Раздается стук в дверь.

Хозяйка (открывая дверь) Для дорогого гостя и ворота настежь. Милости прошу к нашему шалашу. (приглашает пройти) Ну, как живете – можете? Все ли у вас подобру- поздорову?

Гостья (заходит) Мы живем, как можем: есть хлеб – гложем, а нет- попищим, да и так посидим.

Хозяйка Ну, что, давай сядем рядком, да поговорим ладком. (Приглашает присесть) В ногах правды нет. (Садятся)

Гостья Как Вы живете –можете?

Хозяйка Да мои дела, как сажа бела. Хлопот полон рот, верчусь, как белка в колесе и за делами дня не вижу. (Встает, накрывает стол скатертью, хлопочет у стола)

Гостья Дурная голова ногам покоя не дает.

Хозяйка Соловья баснями не кормят. Без соли, без хлеба худая беседа. (Приглашает к столу) Чем богаты, тем и рады.

Гостья (садится за стол) Сытый голодного не разумеет. Что есть в печи, все на стол мечи.

Хозяйка (ставит тарелки с угощеньем) Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. (Разливает чай)

Гостья Чай пить не дрова рубить. (Намазывает булку маслом) Кашу маслом не испортишь.

Хозяйка Губа не дурра, знает, что горько, что сладко.

Гостья Голод не тетка, пирожка не подсунет.

Хозяйка Ты ближе к делу, а он про козу белу.

Гостья У кого что болит, тот о том и говорит.

Хозяйка (после молчания) Слово – серебро, молчанье – золото.

Гостья (встает) Спасибо вашему дому, пойдем к другому.

Хозяйка Спасибом сыт не будешь. Из спасиба шубу не сошьешь.

Гостья (достает из кармана подарок) Для милого дружка и сережка из ушка.

Хозяйка (рассматривает подарок) Заветный перстенек и поношенный хорош.

Гостья Дают - так бери, бьют – так беги. Дареному коню в зубы не смотрят.

Хозяйка (ставит подарок на стол) Мал золотник, да дорог, велика Федора, да дура. Новых друзей наживай, а старых не забывай.

Гостья Чужая изба засидчива. (за дверью) В гостях хорошо, а дома лучше.

Хозяйка Гостям два раза рады: когда они приходят и когда уходят.

6 Конкурс «Собери пословицу»

Ведущий называет первую часть пословицы, а ребята продолжают.

Кто старое помянет - тому глаз вон [а кто забудет - тому оба].

Курочка по зернышку клюет [а весь двор в помёте].

Лиха беда начало [есть дыра, будет и прореха].

Молодые бранятся - тешатся [а старики бранятся - бесятся].

Новая метла по-новому метёт [а как сломается - под лавкой валяется].

Один в поле не воин [а путник].

Пьяному море по колено [а лужа - по уши].

Пыль столбом, дым коромыслом [а изба не топлена, не метена].

Рыбак рыбака видит издалека [потому стороной и обходит].

Старый конь борозды не испортит [да и глубоко не вспашет].

У страха глаза велики [да ничего не видят].

Чудеса в решете [дыр много, а выскочить некуда].

Шито-крыто [а узелок-то тут].

Язык мой - враг мой [прежде ума рыщет, беды ищет].

Везет как [субботнему] утопленнику [баню топить не надо].

Ворон ворону глаз не выклюет [а и выклюет, да не вытащит].

Гол как сокол [а остер как топор].

Голод не тетка [пирожка не поднесет].

Губа не дура [язык не лопата].

За битого двух небитых дают [да не больно-то берут].

7. Игра «Таблица умножения»

Ведущий. Владимир Иванович хотел дать народу полезные для него знания и даже придумал, как легче выучить таблицу умножения.

Вот как выглядит “Таблица умножения” в изложении Даля.

Ведущий произносит строку из стихотворения, а ребята хором называют цифры.

Придет маслена – будет и блин, одиножды один – (один).

Волга Дону пошире, дважды два (четыре).

Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре (восемь).

Без закваски хлеб не месят, дважды пять (десять).

На руках и ногах пальцев двадцать, дважды шесть (двенадцать).

Пять пальцев долой – пятнадцать, дважды семь (четырнадцать).

Дважды девять – восемнадцать, дважды десять (двадцать).

Игра «Назови русское слово»

Ведущий. Владимир Иванович Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какие иностранные слова Даль предлагал заменить этими русскими словами:

Ведущий называет слова Даля, а ребята пытаются назвать слово, которое Даль предлагал заменить.

Водомет (фонтан)
Стояк (пьедестал)
Насылка (адрес)
Светило (природа)
Носохватка (пенсне)
Самотник или себятник (эгоист)
Небозем (горизонт)
Колоземица (атмосфера)
Ловкосилие (гимнастика)
Мокроступы (галоши)
Тихогром (фртепьяно)
Тождеслово (синоним)
Навесец (абажур)
Хорошуха (кокетка)
Желтосливник (абрикос)
Своеручник (автограф)
Денник (газета)
Свечник (канделябр)
Рожекорча (гримаса)

9.Игра «Всех скороговорок не перескороговоришь»

Ведущий. Кроме загадок В.И.Даль собирал и скороговорки. Скороговорка, чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор - такое определение он выбрал для скороговорки и считал их не просто забавой, а средством «натореть в скором и чистом говоре». Недаром скороговорку он называл еще «трещотка», «лепетун», «частоговорка», «чистоговорка».

Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: Ха-ха-ха-ха.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

Говори, говори, да не заговаривай.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.

Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

Ткёт ткач ткани на платок Тане.

Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках

10.Конкурс сказочный

В сказке Ш. Перро «Спящая красавица», принцесса заснула на 100 лет, уколовшись о веретено. Что такое веретено и почему об него можно уколоться? (ручное орудие для пряжи, для ручного прядения, точенная палочка, острая в верхнем конце)

От какого слова произошло имя Кащея Бессмертного? (от кости, означая изможденного непомерно худого человека)

В ряде сказок главной героиней бывает падчерица. Кто она такая? (дочь от первого брака неродная отцу или матери)

Угадайте слово. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука, алфавит).

11.Конкурс «Исправляем ошибки»

На прашлагодние ашипки

Сматреть мне трудно без улыпки.

Пишу я лучче многих в класе,

Мне падарил падарок вася:

Я изучяла весь енварь

Правильный ответ:

На прошлогодние ошибки

Смотреть мне трудно без улыбки.

Пишу я лучше многих в классе,

Мне подарил подарок Вася:

Я изучала весь январь

12. Конкурс Определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом. •

Яблоку негде упасть (тесно);

• Хоть глаз выколи (темно);

• Хоть пруд пруди (много);

• Кот наплакал (мало);

• Не успел оглянуться (быстро);

• Черепашьим шагом (медленно);

13.Последний конкурс: Кто громче?

Мы, Мудрецы призываем

Вас свято клятву чтить:

Клянетесь со словарями дружить,

По буквам слова находить!

Команды отвечают: клянемся!

Клянетесь написание, толкование,

И произношение слов знать!

Команды отвечают: клянемся!

Клянетесь ударение уметь расставлять!

Команды отвечают: клянемся!

Клянетесь фразеологизмы знать назубок!

Команды отвечают: клянемся!

Клянетесь каждый день читать

И новые слова распознавать!

Команды отвечают: клянемся!

Подведение итогов. Награждение победителей.

Ведущий: Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие в ней появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу - «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора - Владимира Ивановича Даля, - человека, который собирал слова.

Прошло уже немало лет,
И много нами пережито.
Однако помнит ещё свет,
Что и не может быть забыто.

И 210 лет назад
Холодным утром ноября,
Под жёлтый, сильный листопад
Рождён создатель словаря!

Историк, врач, писатель- Гений!
Своим талантом поразил.
А сколько ярких впечатлений
О русском мире подарил.

Нам не забыть ни дивных сказок,
Ни словаря его мораль.
И с благодарностью мы скажем:
«Мы помним вас Владимир Даль!»

-82%

Читайте также: