Лингвистические загадки по русскому языку

Обновлено: 24.12.2024

Сегодня мы празднуем Международный день головоломки , так что поздравляем всех любителей загадочной лингвистики и лингвистических загадок! Готовы поломать голову и повеселиться? Тогда вот 5 загадок, которые кажутся сложными лишь на первый взгляд. Ответы пишите в комментариях к посту.

Загадка 1. Слово в горле

Это выражение обозначает довольно специфическое состояние,когда человек помнит значение слова, может его объяснить, однако само слово вдруг оказывается забыто! Японцы говорят: слово застряло в горле .

А что говорят носители русского языка?

Загадка 2. Как пропотели?

Древние египтяне задавали очень странный вопрос в достаточно типичной ситуации. Назовите одним словом ситуацию, в которой они говорили :

Как пропотели?

Если хотите узнать ответ прямо сейчас, то загляните в этот пост .

Загадка 3. Цифры и буквы

Эта загадка, связанная только с русским языком (и арабскими цифрами). Н азовите имя, в котором спряталось сразу тридцать Я!

Следующая загадка

Ученики любят загадки, а лингвистические загадки помогают учителю делать уроки яркими, образными.

ВложениеРазмер
zagadki_o_russkom_jazyke.docx 27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки к урокам русского языка в начальной школе.


Загадки по теме «Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу».

1.Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (шило)
2.Под гору – коняшки,
В гору - деревяшки (лыжи)
3.Что за звездочки такие
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки)
4.Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее цветок и лист
Нам с тобой идут на чай.
Что за травка, отгадай! (душица)
5.Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)
6.Горит столб, а дыму нет. (свеча)
7.Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (туча)
8.Правду скажут, коль идут.
Остановятся – соврут. (часы)
9.Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен. (чулок)
10.У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (щука)

Загадки по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

1.На траве блестит роса,
Вышла девица – краса,
Траву режет и кладет,
Все вперед-назад плывет. (коса)
2.Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)
3.Лыко любит драть,
В огород скакать,
Бородой она трясет,
Дерезой себя зовет. (коза)
4.Сидит бабушка в очках на ореховых сучках.
О-хо-хо да ах-ах-ах – худо бабушке в очках.
Видит ночью в темноте и жучков, и паучков,
И ни зги не видит днем ни в очках, ни без очков. (сова)
5.Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
6.Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила. (зима)
7.Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево)
8.Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Знают все – и млад, и стар, что она – большущий шар. (Земля)
9.По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (волна)
10.Рано утром на дворе,
Много бус на траве. (роса)

Загадки по теме «Правописание парных согласных в корне слова» .

1.Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
2.Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
3.Свернешь – клин,
Развернешь – блин. (зонт)
4.За тобою он плетется,
Хоть на месте остается. (след)
5.Лежал, лежал,
Да в реку побежал. (снег)
6.То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я … (тетрадь)
7.Невысок и коренаст
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками
Лист с зелеными иголками. (гриб)
8.Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (еж)
9.Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (шапка)
10.Набитая пухом, лежит под ухом. (подушка)
11.Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду
Мимо рта я не пройду. (ложка)
12.Унылая старушка
Живет в лесной избушке,
Одно и то же говорит,
Один слог всю жизнь твердит. (кукушка)
13.В беленьких платьях, желтые глазки…
Ты назовешь их без всякой подсказки. (ромашки)
14.Вот где спряталась подружка.
Под листом сидит … (волнушка)
15.Дождь и снег, гроза и ливень.
Одним словом как назвать,
Чтоб загадку отгадать. (осадки)
16.Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Их зовут … (цыплятки)
17.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
В деревяшке хочет жить, сверху надо его бить. (гвоздь)


Загадки по теме «Правописание разделительного мягкого и твердого знаков».

1.В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит. (муравьи)
2.Корень в земле, тело на воле,
К солнцу тянутся много рук – не расстанутся! (деревья)
3.Спереди - пятачок, сзади – крючок.
Посередине спинка, а на ней щетинка. (свинья)
4.Я великан: вот ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят. (подъемный кран)

Загадки по теме «Состав слова».

1.Не спорю, не белый – я, братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)
2.Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
3.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
4.Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу. (пограничник)
5.Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (сапожник)
6.Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (водолаз)
7.Птица по небу летит,
Равномерно так гудит.
Крыльями она не машет,
Белый след за нею ляжет. (самолет)
8.По реке людей он возит,
В городах он в порт заходит. (теплоход)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных».

1.Махнула птица крылом
И накрыла весь свет одним пером. (ночь)
2.Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (ключ)
3.Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)
4.Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (рожь)
5.Стоит над водой, трясет бородой. (камыш)
6.Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает. (карандаш)
7.Он от битья не плачет,
А прыгает и скачет. (мяч)
8.Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица… (грач)
9.Человек в халате белом
Занят очень важным делом.
Ему здоровье доверяем
И надежду возлагаем. (врач)

Загадки по теме «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».
1.День и ночь стучит оно, будто бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (сердце)
2.Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдется сразу дело мне. (лестница)
3.Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)

Загадки по теме «Слова с удвоенными согласными».
1.Плещет теплая вода в берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (ванна)
2.Белая кошка лезет в окошко. (рассвет)
3.Движется большой вагон
На спине с усами.
А что это за вагон,
Догадайтесь сами. (троллейбус)
4.Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком … (аккордеон)
5.На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик –
Кричат все: Шайба! Клюшка! Бей!
Веселая игра … (хоккей)
6.Аппарат летательный – дом ее желательный.
Перелет Москва – Одесса, вас обслужит …. (стюардесса)

Загадки по теме «Правописание мягкого знака, обозначающего мягкость согласного звука».

1.В воде купался, сух остался. (гусь)
2.Всем, кто придет,
И всем, кто уйдет,
Она ручку подает. (дверь)
3.- Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? (снегирь )
4.Острый кончик – ой, ой! На ноге его одной.
В деревяшке хочет жить, сверху надо его бить. (гвоздь)
5.Огромная кошка мелькнет за стволами -
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка – смотри, берегись!
Идет на охоту коварная … (рысь)
6.Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
7.Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (сосулька )
8.У двух матерей по пять сыновей,
Одно всем имя. (пальцы)
9.Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих! Что за кони у меня? (коньки)
10.Без ног приходит, без языка рассказывает. (письмо)
11.Вот бочонок с шапочкой, с дерева упал.
Год прошел – и деревцем маленьким он стал. (желудь)
12.Что за дерево растет? Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает, в воздухе летает. (тополь)
13.Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие … (коньки)
14.За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая. (морковь)
15.Шел долговяз, в землю увяз. (дождь)
16.В ледяном полу дыра дышать рыбам помогла. (прорубь)

Следующая загадка

4. Половину этой птицы
Выметают из светлицы,
А вторая – велика,
Так называется река. (Сор-Ока)
5. Я – сестра отваги, чести,
Отгадай, какой предлог
В дружестве с далёким местом –
Синонимии залог. (У-даль)

6. За трудягой терпеливым
Пчёлкины летят кузины,
Образуя красоту,
Что девицам всем к лицу. ( Вол-осы)

7. Лес густой с стихотвореньем –
Всем мужчинам украшенье. (Бор-ода)

8. Я – упражненье для ума,
Я составляюсь из наречья как интересной части речи,
И вновь – наречье, но теперь
В другом значеньи, именном,
И напоследок – из частицы,
Что так терпима ко всем лицам. (Скоро-говор-ка)

9. Быстрота – начало слова,
Дальше – бывший твёрдый знак,
Есть союз, игры фигура,
Ну а всё – темп-ер-а-тура.

10. Назови подояд цветок,
Интерфикс, большую речка,
Имя женское – и вот
Близко к Греции подъедешь. (Мак-е-Дон-Ия)

11. Заменю соревнованье,
Если вместе сложишь ты
Часть игры и сумму знаний,
Что в семестре получит. (Кон-курс)

12. Внимание: устаревшее слово!
Очень просто я слагаюсь:
Из того, что значит «два»,
И из ноты. Раскрываясь,
От дождя спасу тебя. ( Пара-соль)

13. Ноты две в ином порядке
Были итальянцам сладки (до 1917 г.). (Соль-до)

14. Этот ящик на себе
Не одна машина возит,
Он сокрыт в величине
Теплоты и n-голосий. (Ку-зов)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса "Загадки русского языка"

Занятия будут способствовать углуюлению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся, развивать смекалку, сообразительность, воспитывать "морфологическое" чутьё, столь необход.

"Загадки нашего языка". Игра по русскому языку (презентация)

Для внеклассных занятий, мероприятий декады русского языка и тому подобного - игра по русскому языку "Загадки нашего языка" для учащихся средней школы. Форма напоминает телепередачу "Своя игра", где в.

Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии"

Презентация к уроку русского языка "Загадки русской фразеологии".

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Загадки русского языка"

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Загадки русской орфографии", 6 класс.

Факультативный курс «Загадки русской орфографии» рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 6 класса. Рабочая программа факультативного курса составлена на ос.

Предварительный просмотр:

Загадки к урокам русского языка.

1.Это он,это ты,это вы,это я.
Это кофта чья? Моя.
Ну а шуба наша,
Уж никак не ваша.
Где-то некто вольно жил,
Делал нечто, не тужил,
С каждым он поговорит,
Всякого развеселит,
Никого и ничего
Не обидит ни за что.
Кто я, по вашему мнению?
Конечно же, я . (местоимение).

  1. Он предметы оживляет,
    Всех их в дело вовлекает,
    ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
    Строго сам за тем следит.
    Он три времени имеет
    И спрягаться он умеет.
    Детям строят много школ,
    Чтоб все знали про (глагол)
  1. Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется. (глагол)

  1. Всё что существует, оно обозначает,
    На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
    А чтоб не обижался весь честной народ,
    Оно всегда имеет и число, и род.
    У него к тому же три склоненья есть,
    Падежей различных сразу целых шесть ( Существит. )
  2. Художницу нашу знает весь свет:
    Раскрасит художница всякий предмет.
    Ответит всегда на вопросы такие:
    КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
    С папой Существительным
    Живёт на редкость дружно:
    Изменит окончание,
    Когда ему так нужно.
    Она с ним не расстанется
    Никогда уже:
    Стоит с ним в одном роде,
    Числе и падеже ( прилагат. )
  3. Быстро предметы оно сосчитает,
    Строгий порядок при счёте их знает.
    На два вопроса ответит вам только,
    Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
    Цифры частенько его заменяют,
    Люди его в устной речи склоняют,
    Часто при этом они ошибаются,
    Как его звать, кто скорей догадается? (Числительное )

6. Мы войдём в лесную чащу -
Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ.
Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки,
Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий.
Там ПОЮЩИЙ соловей
И ПОЛЗУЩИЙ муравей.
В этих строчках, я замечу,
Есть особая часть речи ( причастие)

7. Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись (местоимение)

8.Ты части речи те — союз,

Предлог, частицу, — помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названье их запомни.

Зовутся не волшебные,

А проще. Так. (служебные)

9. Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)

10. Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)

11. Порядок при счете оно называет.

Часть речи. Но это не существительное.

Количество числами выражает

И называется. (имя числительное)

12. Все вы назовете их едва,

Самые короткие слова.

Отчего они так важны, не пойму?

«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)

Фонетика. Графика. Орфография.

  1. Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

  1. А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно. (орфограммы)

  1. Тридцать три подружки

Друг за другом встанут,

Все слова составят. (Буквы)

  1. Если слог мы выделяем

При его прочтении,

  1. Эта гласная очень коварная,

Если гласная плохо слышится,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная —. (безударная)

  1. Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки. (гласные)

  1. Такие буквы нелегко произнести,

Преграда — зубы и язык на их пути.

Их в алфавите 20 штук.

А называются они. (согласные)

  1. Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь — «храбрость»,

А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)

  1. Зовут его крылатым словом,

Его значенье всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем. (фразеологизмом)

  1. Слова означают одно и то же,

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся.

Как называются? Кто догадался? (Синонимы)

  1. Мы давно позабыли такие слова:

«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.

Редко встречаются, не надоевшие,

Эти слова мы зовем. (устаревшие)

  1. С вопросом предложения

Я обозвал «спросительные».

Я позабыл в волнении

  1. Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет. (грамматическую основу)

  1. Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто.

После слов тех — . (знак вопроса)

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —. (восклицательный)

Это был монолог.

Стала речь —. (диалог)

  1. Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю. (точку)

  1. Каждый абзац мы с нее начинаем.

Помним о ней и название знаем.

И правильно скажет школьник любой,

Что отступ зовется. (красной строкой)

  1. Часть текста в учебнике нам не в новинку:

То, может, абзац, может быть, половинка.

Такой вот из текста любого «обрывок»

Мы все называем понятно — . (отрывок)

  1. Знак препинания очень нам нужный,

С точкой он схож и вообще с нею дружен.

Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда. (запятою)

  1. Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит. (многоточие)

  1. Этим словом называется

Тот, к кому мы обращаемся,

И, без всякого сомнения,

Это слово — . (обращение)

  1. Я его в основе встречу,

Подчеркну одной чертой.

На вопрос «Кто?», «Что?» ответит

Этот главный член. Какой? (Подлежащее)

  1. Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

  1. Прочитали мы рассказ,

Попросил учитель нас

Тексту дать название.

Тут я оказался ловок —

Вмиг придумал. (заголовок)

  1. Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

  1. Она выражает значение слова

И называется просто — . (основа)

  1. По соседству два брата живут,

В слова то и дело встают.

Один брат звуки смягчает,

Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)

  1. Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Наши действия — не вздор,

По составу то. (разбор)

  1. Есть суффикс, стоящий за окончанием,

Он носит другое, сложнее название.

Особый суффикс «СЯ» или «СБ»

Мы называем. (постфикс)

  1. В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется. (приставка)

  1. Искусство читать и искусство писать

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто — . (грамматика)

  1. Средний, женский и мужской бывает.

Как его, скажите, называют? (Род)

  1. Над ошибками работу

Делал целую субботу.

Иссякло уж терпение,

  1. Слова в учебнике написаны неверно,

Случайные ошибки здесь, наверное.

Возьмем, к примеру, «кОрандаш», «пИрчатки»,

В словах учебника нашел я. (опечатки)

  1. Конфета в вазе была одна.

Мама насыпала, стало полно.

Ответьте же мне на вопрос, детвора,

Что у конфет изменилось? (число)

  1. Если первое — «Я», «Мы»,

Если третье — «Он», «Они»,

А второе если, значит,

«Ты» и «Вы». И не иначе. (Лицо)

  1. «Иван Родил Девчонку,

Велел Тащить Пеленку».

По первым буквам прочитай,

Все шесть братишек называй.

Их имена скорей скажи.

Конечно, это. (падежи)

  1. Именительный, родительный,

Все их запомнить сложно.

Ты в памяти всегда держи

Названья. Это. (падежи)

  1. То, как надо нам писать,

Может нам оно сказать.

Ошибку я исправила,

Ведь выучила. (правило)

Если действие прошло,

То «прошедшее» оно.

Если действие сейчас,

«Настоящее» у нас.

Ну а если вдруг настанет,

«Будущим» оно вмиг станет. (Время)

Следующая загадка

Подбор загадок с ответами к урокам русского языка на различную тематику. Данный материал будет полезен учителям начальной школы, который может быть использован на уроках русского языка при изучении нового материала, при закреплении изученного, при проведении внеклассных мероприятий.

ВложениеРазмер
zagadki_k_urokam_russkogo_yazyka_v_nachalnoy_shkole.docx 26.9 КБ

Читайте также: