Кто из ученых считал загадку важным средством умственного и нравственного развития
Обновлено: 22.11.2024
Загадки у разных народов называются по-разному. Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.
Разнообразны содержащиеся в загадках сведения о человеке. Здесь имеется определенная система: много загадок о человеке в целом, есть загадки о ребенке, затем следуют загадки об отдельных органах человека, далее - о частях и органах человеческого тела: о головном мозге, глазах, зубах, волосах, языке, пальцах, сердце и т.п. - как о частях целого (например: «У дедушки избушка маленькая, порог мохом оброс, волоковое окно без затычки, ветродувы без ставней, кровля покрыта ковылем»), и в отдельности (например о волосах: «В дремучем лесу нет дерева, пригодного на крюк»). Таким образом, загадки нацеливают мышление ребенка как на анализ, так и на синтез, что приучало детей не упускать из виду целое при отгадывании его частей.
Обычно самостоятельные загадки о части предмета не повторяли тех признаков, которые назывались в загадке о целом предмете. Такой многосторонний подход к одним и тем же предметам в зависимости от взаимодействия его частей содействовал развитию творческого мышления у детей. Развитие мышления и памяти, обогащение ума знаниями - главное назначение загадок. Однако значение загадок не сводится только к этому. Загадки обогащали детский ум такими знаниями, которые содействовали формированию и других качеств личности. Ум ребенка, отгадывающего загадки, обогащался не только мыслями умными, но и мыслями добрыми, красивыми и т.п., причем в тесной связи с первыми и в подчинении им.
В ряде загадок о голове глаза называются светлым озером, а волосы - мелколесьем, мелким ивняком, тальником, дремучим лесом. Даже говоря о волосах, люди задумывались о красотах родной природы и напоминали об этом своим детям загадками, которые и сами имели совершенную форму, были насыщены поэтическими образами. Говоря о прекрасном красивыми загадками, народные педагоги развивали у подрастающего поколения эстетический вкус.
Самые разнообразные виды трудовой деятельности охарактеризованы в загадках о труде, оборудиях труда, о сельскохозяйственноных культурах, домашних животных, одежде, пище и т.д. и т.п. Даже в сказках о вселенной постоянно присутствуют орудия труда и тема труда. Например, в загадках о солнечном свете говорится о коромысле, о мерном шесте и других орудиях труда. Показательно, что часто в загадке тот или иной предмет рассматривается по частям, а эти части, в свою очередь, рассказывают о последовательности трудовых операций. В загадке «Восемьдесят солдат, два жандарма, один барин» говорится о крыше как результате человеческого труда: установление стропил, балок, прибивание досок).
А сколько остроумия и юмора в загадках, касающихся именно труда и орудий труда! - «В поле дурак пляшет» (ветряная мельница), «Стоит, как барин, кричит, как черт» (оцеп), «Сноха выше свекрови (колья, прясла), «У Федосьи черный рот» (дымовое окно) и др. Поучительна загадка о мусорной яме: «Что богаче всего в этом доме?» Она так или иначе напоминает известную чувашскую сказку, в которой ленивых дочерей хозяина портной проучил тем, что давно не убиравшийся мусор посолил, чтобы он не испортился. Загадка конкретна: в ней говорится о «богатстве» определенного дома, следовательно, она содержит конкретный намек по конкретному адресу.
В загадках говорится о доброй славе («Дерево свалится, и тень от чего останется?»), высмеивается ложь («На непаханом загоне, под невыросшей березой лежит нерожденный заяц»), бичуется сплетня («Что на свете горше всего?»), говорится о совести («Беззубая мышь кость гложет»), о горе и печали («Что на свете тяжелее всего?») и др.
Загадки о людях, их жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, косвенно призывающий молодежь к совершенствованию личности:
Чего хочешь - того не купишь,
Чего не надо - того не продашь.
Прекрасна поэтическая форма загадки, глубока мысль, заключенная в отгадке (молодость и старость), ценен призыв дорожить молодостью. Для ребенка - это загадка, а для взрослого вместе с отгадкой уже пословица. А вот другая загадка:
Когда я молод был,
Разве это - только загадка о месяце? Это - одновременно и поэтический афоризм о человеческой жизни.
Поэтические обобщения в загадках требуют большой мыслительной работы:
Отгадка проста - ветер, туча, солнце, сердце. Память может подсказать отгадку: дети не раз отгадывали эту загадку в иных вариантах, слышали подобное в песнях и в разговорах (в песнях без огня горит не только солнце, но и сердце).
Загадки очень разнообразны по формам. Среди них распространены такие, которые требуют заучивания. Заученные загадки-вопросы и ответы на них имеют большое воспитательное значение, образовывают, формируют убеждение, с их помощью реализуется проблемный метод ознакомления детей с разнообразными идеями, явлениями действительности.
Загадки-вопросы касаются многих сторон жизни и деятельности людей. В них отразились привычные представления народа. Значение этих загадок в умственном воспитании чрезвычайно велико. Они требуют не только сообразительности и активной мыслительной деятельности, но и больших усилий памяти. Ответ на некоторые вопросы-загадки дети встречали в пословицах, песнях и сказках. Ответы содержатся в сказках в разных вариантах. Самым удачным обычно признается ответ наиболее безупречный, убедительный по содержанию и высокопоэтический по форме. Например, для чувашской загадки: «Что для человека дороже всего на свете?» таким ответом является следующий: «Нет ничего дороже родины» - этот ответ дается в историческом сказе «О барине и его работнике».
Пословица, содержащая сравнения, может послужить основой для двух взаимосвязанных загадок-вопросов (в зависимости от того, какая часть сравнения принимается за неизвестное): «Что есть золотая колыбель?» или «Что есть дом отца и матери?» Разгадкой загадки является пословица - «Дом отца и матери - золотая колыбель». Эта пословица часто фигурирует в народных песнях.
Чрезвычайно интересны загадки-вопросы, касающиеся процесса труда, орудий и результатов трудовой деятельности: «Доска стоит - можно расколоть, доска лежит - можно сломать, доска сидит - не колется, не ломается. Что делать?» Наиболее распространенная отгадка - распилить. Иногда вопрос ставят после каждой строки - «Что нужно?» Разгадками служат ответы: топор, колун (или колотушка), пила.
Ценность загадок-вопросов еще и в том, что их разгадки служили распространению пословиц, которые воспринимались уже как собственные выводы детей и молодежи.
Загадками пользуются и как намеками. В присутствии детей в разговоре на педагогические темы взрослые изъясняются загадками: «Выражайтесь осторожнее, бревна имеют трещины», т.е. при детях разговоры можно вести не на все темы, дети все слышат, по-своему понимают, истолковывают и разносят.
Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка - разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями. Мастерство «ребячьего пастуха» - общинного педагога, отличавшегося-наибольшим энтузиазмом в работе с детьми, чаще всего наиболее полно проявлялось именно в организации занятий детей по загадкам. В них участвовали дети разных возрастов, начиная с малолетних и кончая парнями и девушками.
Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном и нужном), и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). В данном случае ум расценивается народом как цель, а прекрасное - как средство. Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.
Этнопедагогические миниатюры - пословицы и загадки - играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени. Народ был экономен в употреблении слов, дорожил оптимальными средствами сохранения и передачи мысли, особо ценя лаконичность речи: «Много сказанное -пустословие, кратко сказанное - мудрость». Испокон веков сохраняется высокое мнение о пословицах. Для всех народные пословицы и загадки были великим богатством в народной педагогической сокровищнице.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Какой чудесный процесс совершается, например, в голове ребенка, когда он быстро находит сходство между дедом, в сто шуб одетым, и луковицей или между девицей, сидящей в темнице с косой на улицу, и морковью! Ребенку, научившемуся отгадывать загадки, можно дать задание сочинить свои загадки.
Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умтвенного развития, а также уровень творческого мышления ребенка*.
* Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.-С.7-8.
Следующая загадка
Главная цель воспитания, писала Е. Н. Водовозова — это “воспитывать человека — будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества”.
Вслед за К. Д. Ушинским она считала, что воспитатель, воспитание и обучение играют ведущую роль во всестороннем развитии ребенка, самым действенным образом влияют на развитие всех его задатков, физических и умственных сил и способностей. Е. Н Водовозова утверждала, что правильно организованно воспитание является наиболее плодотворным фактором “Если что последнее осмыслено, основано не только на педагогическом такте, но и на серьезных научных данных, то оно дает гораздо более плодотворные, верные и точные результаты, чем то воспитание, которое дает человеку природа и обстоятельства”.
Отсюда задача родителей и воспитателей — изучать не только индивидуальные особенности детей в процессе воспитания и обучения, но и науку о воспитании, регулировать влияния внешней среды и создавать обстановку, необходимую для воспитания.
Е Н. Водовозова требовала от воспитателей и родителей проявления гуманного отношения к детям. Воспитание ребенка — живое, творческое. дело; без педагогических знании", без самовоспитания, без любви к детям оно будет малоуспешным , утверждала она.
Развитие детей дошкольного возраста должно быть всесторонним: “Физическое, нравственное и умственное воспитание всегда должны идти рука об руку и помогать друг другу в достижении возможно полных всесторонних воспитательных результатов”
Воспитание, указывала Е. Н. Водовозова, должно начинаться с колыбели. “Все наши неудачи в воспитании происходят от того, что оно начинается только со школьной скамьи, когда характер уже сложился, а ум, привыкший к бездействию, принял известное направление”, писала она и доказывала, что пренебрежение к воспитанию и подготовительному учению детей в дошкольном возрасте влечет за собой, особенно в первые годы учения, страдания школьников, приносит много огорчений и новых забот родителям.
Следуя указаниям. К. Д. Ушинского, она рекомендовала начинать “разумную подготовку детей к школьному обучению уже в дошкольные годы. Эта подготовка должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их сил и способностей, в пробуждении у них интереса к учению. Необходимо предложить ребенку разумную деятельность, соответствующую его возрасту, которая бы всесторонне развивала его чувства Е. Н Водовозова сокрушалась о том, что “до сих пор не выработано по этому предмету совершенно твердой системы”
В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста Е. Н. Водовозова положила идею народности воспитания. Она писала. “Наши детские сады должны быть созданы на народной, русской почве. Мне заметят что для этого всякому воспитателю придется изучать народ. Но кто привык думать по-русски, сочувствовать всему, в чем выражаются лучшие стороны живого народного ума, тому это будет не трудно”. Использование при работе с детьми с раннего возраста народных песен, загадок, пословиц, сказок и игр должно обеспечить воспитание у них чувства любви к народу, родине.
Исходя из идеи народности воспитания, Е. Н. Водовозова занималась отбором материала для воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Она разработала программу развития у детей родной речи и методику использования в воспитании детей русского фольклора — в этом ее большая заслуга.
Е. Н. Водовозова придавала важное значение физическому воспитанию детей. В то время писали главным образом об уходе за ними (сон, пища, воздух, внешняя обстановка и т. д.) и часто недооценивали свободные, естественные движения детей как средство физического воспитания. Водовозова же обращала особенное внимание именно на эти средства, разработала практические указания для родителей и воспитателей о том, как можно развивать моторику ребенка.
“Чем свободнее упражняет ребенок свои мускулы, — писала она, — тем скорее крепнет его организм и он становится смелым и самостоятельным”. Постепенно движения ребенка становятся осмысленными; у него растет потребность в коллективных подвижных играх, которые особенно полезны и которые дают ему веселье и радость, упражняют все его силы. Подвижные игры, однако, считала Водовозова, не должны проводиться по команде, как это делалось в фребелевских детских садах. Воспитатели не должны подавлять детского (подчас и шумного) веселья, а должны стремиться к тому, чтобы дети, веселясь, не переходили положенных границ.
Е. Н. Водовозова первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей начиная с раннего возраста. Она правильно указывала, что нравственное воспитание ребенка так тесно связано с его умственным развитием, что трудно говорить о каждом из них отдельно. Поступки ребенка “большей частью — верное зеркало его умственного кругозора”. Лучше всего учить детей поступать нравственно путем наглядных примеров, а не поучений.
Водовозова стремилась подойти к решению проблемы нравственного воспитания человека с общественной стороны. Организованная воспитательная среда, известная систематичность и последовательность в развитии ума и воли ребенка, трудовое воспитание, воспитание чувства любви к Родине составляют, по ее мнению, основу нравственного воспитания детей. Воспитателям надо быть гуманными с детьми, говорила она, проявлять внимание к их нуждам, потребностям, их природным побуждениям, признавать за маленькими развивающимися существами право на некоторую самостоятельность и инициативу. Е. Н. Водовозова была решительной противницей телесных наказаний. Однако она не отрицала необходимости в отдельных случаях использовать, в плане теории “естественных последствий Руссо, личный опыт и его последствия с тон целью, чтобы научить детей поступать в другой раз более обдуманно.
Она придавала большое значение постановке трудового воспитания детей как одной из сторон нравственного воспитания. Оно сближает детей с трудовым народом. Следует как можно раньше начинать воспитывать у детей деятельную любовь к людям труда, чувства, связывающие детей с народом, развивать у них “теплое участие я горячую привязанность к ближнему”, писала она. “Необходимо указать детям образцы трудовой жизни, которой живут миллионы людей. Детям, приученным с первых лет презирать праздность, любить и уважать простой труд, не придется объяснять того, что и под сермягой труда и под рубищем бьется такое же человеческое сердце, как и под тончайшим сукном”.
Родители и воспитатели должны также возможно раньше приучать детей к посильному труду. “Это должно быть чуть ли не главной задачей воспитания,— утверждала Водовозова.— Строго наблюдать, чтобы ребенок ни минуты не был без дела и чтобы даже в раннем детстве наслаждался отдыхом только после труда”. Водовозова разработала разные виды детского труда в природе (выращивание растений, цветов, овощей и др., уход за животными) и некоторые виды самообслуживающего труда малолетних детей. Она считала необходимым знакомить детей дошкольного возраста с трудом ремесленников, крестьян, с орудиями их труда, чтобы дети проникались бы любовью и уважением к простому народу.
Следуя учению К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозова выявляла психологические основы умственного воспитания. Одной из составных частей умственного воспитания Водовозова считала своевременное и правильное развитие органов чувств. Это достигается разными упражнениями. Важное значение в развитии органов чувств имеют игры и занятия детей. Е. Н. Водовозова дала практические указания родителям и воспитателям, как надо развивать зрение, слух детей, развивать у них наблюдательность, возбуждать их любознательность и приучать замечать признаки и качества предметов. Она считала необходимым также научить детей наблюдать близкие им явления общественной жизни, понимать взаимоотношения людей, замечать, как трудно живется людям труда.
Е. Н. Водовозова выступала против преждевременного обучения детей грамоте, письму, счету и иностранным языкам. Зато большое значение она придавала пробуждению у ребенка самостоятельной мысли. Этому должны содействовать разные занятия: беседы, рассказывание, особенно — самостоятельные опыты детей. В процессе этих занятий детей знакомят с признаками и свойствами предметов, дети же сами делают сравнения, умозаключения, что способствует также развитию их речи. Водовозова разработала программу практических наблюдений детей в окружающей жизни и в природе (по временам года), серию опытов, помогающих развитию деятельности и мышления детей.
Е. Н. Водовозова не связывала нравственное воспитание с религией, она совершенно не касалась в своей работе “Умственное и нравственное воспитание. вопросов религиозного воспитания детей дошкольного возраста.
Е. Н. Водовозова, как и многие другие русские педагоги, критиковала фребелевскую, систему дошкольного воспитания. Она писала: “Не Фребель внес в сознание общества понятие о том, что для детей дошкольного возраста необходима деятельность, соответствующая их силам. Идея дошкольного воспитания, содержание и методы его разрабатывались исстари целым рядом педагогов”.
Она указывала, что Фребель не был первым, кто создал основы первоначального воспитания и обучения детей дошкольного возраста; еще Песталоцци обосновал важнейшие принципы воспитания и обучения, в частности наглядность, показал важную роль труда и ручных работ, и все это было использовано Фребелем при разработке системы дошкольного воспитания. Водовозова отмечала религиозный мистицизм, “туманные философские принципы”, символизм, сентиментализм, формальную систематизацию, механистичность и педантизм в теории дошкольного воспитания Фребеля, устаревшее психологическое обоснование методики рекомендованных им игр и занятий детей, чрезмерное увлечение занятиями по изучению детьми геометрических фигур.
Заслугой Фребеля она считала то, что он собрал из жизни народа и из природы Германии самый обыденный, распространенный в детских, играх и занятиях дидактический материал, придумал многие игры и занятия и всему этому придал систему, создал свою методику игр и занятий.
Е. Н. Водовозова считала, что сам по себе дидактический материал, предложенный Фребелем (глина, кубики, палочки, бумага и т. д.), дает возможность бесконечно разнообразить работы детей, создавать в процессе занятий множество предметов детского ручного труда. Родители и воспитатели должны использовать на занятиях с детьми дидактические материалы Фребеля, его методические разработки игр и занятий, указывала Водовозова, причем стремилась показать, как можно использовать в семейном воспитании детей дошкольного возраста дары Фребеля I! его ручные работы из разных дидактических материалов. Примерные занятия с дарами (она называла их “сидячими занятиями”) Водовозова предлагала сопровождать специально подобранными народными сказками, песнями, поговорками, загадками, а также беседами, рассказами и вопросами, наводящими детей на размышления и уточняющими их представления.
Однако методические разработки Е. Н. Водовозовой, изложенные в ее книге “Умственное и нравственное воспитание. ”, были подвергнуты острой критике со стороны русских педагогов, в частности со стороны Е. И. Конради, которая справедливо указывала, что на строго регламентированных “сидячих занятиях и подражательных подвижных играх убивается самостоятельность ребенка. Конради правильно указывала, что многие “сидячие занятия”, по существу, отгораживали детей от жизни, давали скудные сведения — самые элементарные понятия о форме, о количестве, о цвете, о разнице и сходстве различных предметов, которые легко могут быть усвоены самими детьми в повседневной жизни: “Все эти понятия ломятся в ум ребенка бесчисленным множеством дверей”. Родители и воспитатели детских садов, по существу, “законопатят все другие двери для получения знаний, если будут проводить дидактические занятия по методике Фребеля, несколько измененной Е. Н. Водовозовой, утверждала Конради.
“Сидячие занятия”, особенно длительные и однообразные, она образно называла “заковыванием детской мысли в колодки произвольно предначертанной программы”.
Как и К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова выступила в защиту сказок, особенно народных. Но она рекомендовала выбирать их обдуманно: “Следует начинать с совершенно понятных сказок, где главную роль играют знакомые детям животные, где имеется верное описание природы или где описываются простые, понятные детям семейные отношения”. Сказка, которая опирается на богатые детские наблюдения и знания, развивает детскую фантазию, содействует обогащению речи детей, помогает им в живых, простых образах запомнить народные выражения, обороты речи, содействует нравственному воспитанию. Но сказки надо умело объяснять, считала Водовозова, иначе они могут принести более вреда, чем пользы; при отсутствии объяснения дети останавливают свое внимание на их фантастической форме, могут увлечься одной игрой воображения. В книге “Умственное и нравственное воспитание. Водовозова дала целую серию народных сказок, доступных и полезных для воспитания детей дошкольного возраста.
Большой воспитательной ценностью, указывала Е. Н. Водовозова, обладают также басни, для которых характерна простота слога, тщательная художественная отделка, остроумие. Однако, предупреждала она, необходим опять весьма обдуманный выбор их, так как тонкая сатира многих басен недоступна детям дошкольного возраста. При чтении басен следует объяснять детям предметы и явления, которые более всего заняли их воображение, а также объяснять непонятные слова и выражения.
Заслуживают быть особо отмеченными высказывания Е. Н. Водовозовой о методике проведения игр детей. Как и К. Д. Ушинский, она отделяла игру от занятий, считала ее самостоятельной деятельностью детей, содействующей всестороннему развитию.
Е. Н. Водовозова правильно указывала, что благодаря творческому воображению детей различные дидактические материалы, в частности строительные, кубики, лучинки, палочки и т. д., в играх, могут превращаться в игрушки, которые предоставляют детям полную возможность каждый день строить новые конструкции и предметы и играть с ними.
Не отрицая пользы готовых детских игрушек, Водовозова выступала против того, чтобы давать детям слишком много игрушек, так как это рассеивает их внимание. В своей книге она дала обзор наиболее развивающих детских игрушек, употреблявшихся в летнее и зимнее время в играх русских детей.
Мы уже говорили, что Е. Н. Водовозова придавала огромное значение подвижным играм и рекомендовала широко использовать их в процессе воспитания детей.
Ею разработаны следующие ценные указания по методике проведения подвижных игр детей:
1) подвижная коллективная игра должна уничтожить сословный, узко семейный элемент, присущий индивидуальным играм детей в семье;
2) в подвижных играх не должно быть повода к азарту;
3) подвижные игры должны сопровождаться развитием находчивости, сообразительности, фантазии, чтобы потом дети сами могли изобретать игры;
4) главное условие при проведении подвижных игр — дать детям как можно более разнообразия, свободы.
Е. Н. Водовозова. занималась и вопросами, эстетического воспитания детей. Она указывала, что пение является одним из средств эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста, развивает его слух, способствует развитию речи. Необходим тщательный отбор детских песен: “По возможности надо выбирать народные песни или написанные в народном духе правильным русским языком на какой-нибудь обыденный предмет, на известное явление детской жизни”. В книге “Умственное и нравственное воспитание. Водовозова предложила 35 детских русских народных песен с нотами, а впоследствии выпустила сборник детских песен, одобренный художественным советом Петербургской консерватории.
Рисование Водовозова рассматривала не только как средство эстетического воспитания, но и как одно из средств подготовки детей к письму. Особо важное значение она придавала рисованию по сетке, которое при условии хорошего выполнения рисунка дает детям много наслаждения. Оно приучает их глубже вникать в форму предметов, в соотношение его отдельных частей, подготовляет к свободному рисованию. Рисование содействует и умственному развитию детей. При рисовании ребенок должен наблюдать форму срисовываемых предметов, приучать глаз к различению световых оттенков, развивать способность живо воспроизводить представление о виденном, т. с. развивать память и воображение, а также развивать навык четко передавать все очертания линий.
Е. Н. Водовозова своими трудами содействовала теоретической разработке содержания и методики воспитательной работы с детьми дошкольного возраста главным образом в условиях семейного воспитания
Следующая загадка
Учитывая большое значение игр в формировании личности, ученые и педагоги многих стран исследуют сущность игры, ее происхождение, развитие и значение, Представители зарубежных теорий игры (Бюхер, Спенсер, Калоцца, Гросс, Шиллер, Торндайк и др.) объясняли сущность игры с идеалистических позиций. Например, как форму реализации избытка энергии (Бюхер, Спенсер), как врожденное стремление к деятельности, служащей для подготовки к жизни (Калоцца, Гросс), как удовольствие (Шиллер), как наследственный инстинкт, строго лимитирующий воспитательные возможности (Торндайк) и др.
Большинство зарубежных теоретиков называли игры спонтанными, считали их «чистым проявлением природы». Одним из первых сделал попытку материалистически обосновать происхождение игры Г.В. Плеханов. Он доказал, что труд предшествует игре, и что игра ребенка является отражением окружающего его объективного мира. В ходе исторического развития общества вначале была охота, а потом уже возникли игры в охоту ради удовлетворения этой потребности.
И.П. Павлов доказал, что в животном мире с возникновением человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности, к первой сигнальной системе действительности, которая является общей и для человека и для животного: прибавилось слово, речь, составляющие вторую сигнальную систему. Так и у ребенка в игре формируются условные рефлексы в тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем, при решающем влиянии воспитания как организованного педагогического процесса.
В русской прогрессивной педагогике, характерной чертой которой всегда было стремление развить творчество и активность ребенка, игре придавалось большое значение.
Писатели-демократы Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов также искали новые средства и методы борьбы с недостатками в воспитании подрастающего поколения. Они рассматривали игру как одно из действенных средств нравственного, физического и умственного воспитания, подчеркивали связь детских игр с окружающей детей жизнью. Н.Г.Чернышевский считал в воспитательном отношении наиболее ценными народные игры и развлечения, придавал также большое значение играм взрослых как лучшему отдыху.
Виднейший русский педагог XIX века К.Д. Ушинский рассматривал игру ребенка как его действительность с действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь потому, что она ему более понятна. Игра – отчасти собственное создание ребенка. В действительную жизнь ребенок еще не может войти из-за ее сложности. В игре же он знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами. К.Д.Ушинский отмечал влияние окружающей жизни на содержание детских игр. По его мнению, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности, детского воображения. Ребенок стремится воздействовать на действительность, преобразовать ее в доступных ему пределах.
Изучением, исследованием и популяризацией народных подвижных игр (главным образом русских) в конце XIX века занимался доктор медицинских наук Е.А. Покровский. Он организовал сбор игр и выпустил сборник детских игр, преимущественно русских, с изложением истории и теории игры. В сборнике помещены самобытные игры из разных мест России, наиболее естественные и понятные для детей. Он подчеркивал, что игры и другие физические упражнения содействуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума.
Критикуя постановку воспитания в школе, он предложил ряд мероприятий, меняющих двигательный режим школьника. Е.А.Покровский считал необходимым, чтобы досуг детей был занят самодеятельными играми. Он полагал, что изучение игр надо выделить в особую «ветвь» знания и считать «отдельной отраслью педиатрии». Поэтому он находил необходимым изучение игр врачами-педиатрами. Н.К. Крупская характеризовала воспитательное значение игры с точки зрения марксистского учения. Она выявила более широкие связи игры с жизнью – игра отражает также и идеологическую сторону общественной жизни, классовые противоречия в ней.
Н.К. Крупская показала, как велико воздействие на игру взрослых. Она выявила двойственность социальной природы игры: сочетание вольного, стихийного и педагогически организованного начала. Она считает, что игра имеет большое познавательное и развивающее значение, что сближает ее с учением и трудом. Однако у нее есть специфическое отличие от всех других видов деятельности. Игра – это всегда свободное применение своих сил и своего творчества, даже в рамках установленных правил. Н.К.Крупская отмечала, что в игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства.
Известный советский ученый-педагог А.С. Макаренко считал, что игра должна приучать человека к тем усилиям, которые необходимы для работы. Не всякая игра, по его мнению, имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер. Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра. А.С.Макаренко требовал постоянно изменять, совершенствовать и создавать новые игры, основанные на принципах активности, творчества. Каждая новая игра должна быть более сложной, интересной и содействовать дальнейшему росту коллектива с учетом индивидуальных способностей каждого его члена.
П.Ф. Лесгафт, ученый и педагог, создатель научно обоснованной системы физического воспитания, утверждал, что подвижная игра есть упражнение более сложного порядка нежели простое гимнастическое упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни. Вторая часть его «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста» посвящена играм. Он уделял большое место играм на уроках физкультуры: в младших классах отводил играм половину урока, а в средних – одну треть урока.
П.Ф. Лесгафт разработал методику преподавания школьных подвижных игр и в связи с этим их классификацию. Он делил игры на две группы – имитационные для дошкольников и игры школьников. Школьные игры он делил на простые, в которых каждый, играя, преследует свою цель, и сложные (или партийные, командные), в которых каждый играет, защищая интересы своей команды. Внутри каждой группы игры распределяются по преимущественному в ней виду движений: игры с бегом, прыжками, метаниями и т.п.
П.Ф. Лесгафт предъявлял высокие требования к руководителям игры. Особенное значение он придавал соблюдению правил игры (как непреложного закона) и осознанию своих действий. Все эти требования не потеряли значения и до сих пор, и были усовершенствованы учениками П.Ф. Лесгафта.
В.В. Гориневский – один из основоположников отечественной науки о физическом воспитании – считал подвижные игры гигиеническим средством, так как они благотворно влияют на работоспособность человека. Особенно полезно проводить игры на открытом воздухе. Он считал правильно организованные игры отличным средством активного отдыха.
Известный педагог-организатор В.Г. Марц использовал игры для объединения большого количества детей и создал так называемые «массовые игры», которые стали использовать на массовых детских праздниках. В.Г. Марц уделял большое внимание подготовке кадров руководителей игр, изданию пособий по подвижным играм. Им был организован научно-исследовательский институт игры и праздника.
Следующая загадка
Значение загадок для развития ребенка-дошкольника:
– Развитие познавательного интереса;
– Развитие наблюдательности, воображения;
– Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
– Развитие высших психических функций;
– Стимуляция умственной активности;
– Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции.
Загадка — описание какого-либо предмета, она задается в форме вопроса. Загадки начали придумывать в глубокой древности. С помощью загадки развивается наблюдательность, восприимчивость многогранного мира.
Загадка — неотъемлемая часть детства. Она умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. К. Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?
Загадка учит ребенка думать и анализировать. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Именно поэтому одно из самых любимых занятий детьми всего мира — разгадывание загадок. Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, тренирующей его умственные силы. Разгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов и о связи между ними.
– загадки на смекалку;
– загадки, описывающие определенный предмет, явление;
– загадки в картинках;
– загадки — подсказки и т. д.
Рис. 1. Загадка — рифма
В настоящее время загадка используется как эффективное и увлекательное средство в обучении ребенка и организации их досуга. Загадки применяются в детских играх с образовательными целями, довольно часто они входят в учебно-методические пособия с дидактической целью. Чтобы отгадать загадку, нужно сравнить признаки разных предметов, проанализировать предметное, сопоставить явления, классифицировать, объединять. Практически все загадки имеют рифму, это дает огромную возможность легче ее запомнить. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Загадки способствуют познанию нашего мира, знакомят детей с окружающими предметами, вещами.
Рис. 2. Загадка — обманка
Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать — это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
Рис. 3. Загадка-подсказка
Загадка развивает не только мышление и логику ребенка, она еще и развивает речь дошкольника. Ведь загадка обогащает словарный запас ребенка, заставляет его сосредоточиться и проанализировать то или иное действие.
Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски расширяют знания ребенка об окружающем мире. Одни загадки обращают внимание на поведение животных, другие указывают на отличия во внешнем виде предмета. Загадки о явлениях природы, раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них.
В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида — форму и цвет.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки развивается любознательность у детей, интерес к родному языку. Загадка приобщает детей к народному складу мышления, поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания детей. Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета и на его значение. Так же загадка приучает ребенка мыслить логически, развивает находчивость сообразительность, умение самостоятельно принимать решения и умение рассуждать и доказывать. И делает это совсем непринужденно, от чего ее еще интересней разгадывать.
С помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.
Читайте также: