Кто хочет на загадки получить отгадки

Обновлено: 04.11.2024

Цели урока: Расширение представлений о загадках и их разновидностях.

  1. Познакомить с загадками русского народа, загадками-шутками и шарадами.
  2. Развивать смекалку и умения быстро разгадывать загадки.
  3. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

I. Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока посвящена загадкам. Вы будете много отгадывать загадок, загадывать друг другу, узнаете о загадках-шутках и о загадках-шарадах.

Загадывать и отгадывать загадки любят дети любого возраста. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Загадки занимают немаловажное место в нашей жизни. Они расширяют кругозор, знакомят нас с окружающим миром, явлениями природы, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.

Особенно интересны народные загадки. Так же, как и народные пословицы и поговорки, они всегда образны, поэтичны, интересны. Загадки бытовали и записывались главным образом в среде крестьян, видимо, поэтому и мир вещей, в них отражённых, принадлежит, прежде всего, деревне.

Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. Поэтому, прежде чем отгадывать загадку, необходимо внимательно её выслушать и понять. Очень быстро находят ответ на загадку те, кто часто обращается к ним, интересуется различными жанрами устного народного творчества. Таких людей называют находчивыми и сообразительными.

А вам, ребята, было дано задание – приготовить загадки для отгадывания ребятам других рядов. Сейчас мы посмотрим, кто из вас сумел подобрать самую интересную загадку и кто сможет быстро дать ответ на неё.

II. Конкурс между рядами.

1) Ребята по очереди загадывают друг другу загадки, определяется ряд-победитель, самая интересная загадка и самый сообразительный разгадчик загадок (в качестве жюри могут выступить приглашённые на урок коллеги, представители администрации, родители или сами ребята, заранее пожелавшие выступить в этой роли).

2) А теперь каждый ряд попробует отгадать мои загадки:

  1. Красная девушка по небу ходит. (Солнце)
  2. Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
  3. Золотое решето, чёрных домиков полно. (Подсолнух)
  4. Пятак есть, а ничего не купишь. (Свинья)
  1. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)
  2. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)
  3. Не огонь, а жжёт. (Крапива)
  4. Не часы, а время сказывают. (Петух)

III. Знакомство с разновидностями загадок.

  1. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой)
  2. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (Я сам)
  3. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое)
  4. Каких камней нет ни в одном море? (Сухих)
  5. Когда козе минет семь лет, что будет дальше? (Пойдёт восьмой)
  6. По чему летают птицы? (По воздуху)

А теперь, ребята, познакомимся с другим видом загадок – шарадой. Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Например: верх-ушки, град-ус. Я вам буду зачитывать по необходимости несколько раз загадку-шараду, а вы внимательно слушайте, можете записывать.

1. Моё начало – буква алфавита,
Оно всегда шипит сердито,
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит. (Ш-мель)

2. Начало – нота,
Потом оленя украшение,
А вместе – место оживлённого движения. (До-рога)

3. Предлог стоит в моём начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом. (За-дача)

IV.Заключительный этап урока.

А теперь, ребята, поиграем в игру “Подскажи словечко” - это одна из разновидностей современных загадок, что свидетельствует о том, что интерес к загадкам и сейчас не ослабевает, традиции прошлого тесно переплетаются с современностью. Я буду читать вам загадку, а вы хором подхватываете ответ.

1. Нет конца у строчки,
Где стоят три точки…
Кто придумает конец,
Тот и будет … (молодец)

2. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Называюсь я … (тетрадь)

3. Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я … (линейка)

4. Я с собой её ношу,
Не макаю, но пишу.
Замечательная штучка
Самопишущая … (ручка)

5. Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? … (самолёт)

6.Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился … (парашют)

7. Распустился алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету)

8. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой … (велосипед)

9. Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляется в полёт
Наш российский … (вертолёт)

- Подведём итог. О каких загадках узнали?

- Какие разновидности загадок вам ещё известны?

- Какое значение в нашей жизни имеют загадки?

V. Домашнее задание.

Задание на выбор:

1) Составьте красочные кроссворды на тему русских народных загадок (можно обратиться к загадкам и других народов).

2) Оформите красочную книжку-раскладушку, посвящённую загадкам какого-либо народа.

И в том и другом случае можете дополнить работу собственными загадками. Попробуйте в этом творческом деле свои силы и убедитесь в том, что смекалка, свойственная простому народу, никуда не исчезла.

Следующая загадка

1. Развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кругозор, обогащать речь детей.

2. Способствовать активизации познавательной деятельности.

3. Знакомить учащихся с жанрами устного народного творчества.

Ход классного часа

- Сегодня мы поговорим о загадках. Для чего они нужны и кто их придумал?

Они возникли еще в древности, когда не было письменности. Древние люди относились к загадкам очень серьезно. Когда юноша подрастал, его признавали зрелым мужчиной, воином только после того, как он разгадывал несколько загадок.

- А наши мальчики готовы отгадать трудные загадки?

(Мальчики отгадывают ряд загадок.)

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он, станет гладко.

Будет ровная площадка. (Бульдозер.)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед.)

Толстый тонкого побьет.

Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь.)

Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор.)

Полюс Северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник.)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот откроет рот. (Экскаватор.)

В сказках и легендах рассказывали о чудовищах, предлагавших героям самые хитроумные загадки: разгадаешь - останешься жить, а нет - пеняй на себя! В древнегреческом мифе говорится, что крылатый лев с головой женщины - Сфинкс - загадал царю Эдипу трудную загадку: «Утром - на четырех, в полдень - на двух, а вечером - на трех ногах. Кто это такой?» Эдип разгадал: «Маленький ребенок ползает, на двух ногах - взрослый человек, а на трех ногах - старей с палочкой». Побежденный Сфинкс в отчаянии бросился со скалы и разбился. Этим древние люди хотели сказать, что человек может разгадать любую тайну природы.

Давайте вспомним сказки, в которых главному герою приходится отгадывать загадки, чтобы спасти жизнь. (Учащиеся называют сказки.)

Загадка - это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность. Человеку нужно постоянно упражнять свой мозг, чтобы он развивался. С глубокой древности люди приучали к этому маленьких детей, загадывая им загадки. А сейчас практически ни один детский праздник не обходится без загадок. Они стали видом развлечения.

- Большое количество загадок построено по принципу перечисления признаков предмета, например: «Не куст, а с листочками; не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает». Что это? <Книга.)

Вспомните или придумайте загадки, перечисляющие признаки какого-либо предмета или явления. (Учащиеся предлагают свои варианты загадок. Например:

У конька у горбунка

У него из-под копыт

Стружка белая летит. (Рубанок.)

Чиста, да не вода,

Клейка, да не смола,

Бела, да не снег,

Сладка, да не мед.

От рогатого берут

И детям дают. (Молоко.)

Есть и хвост, но я не кот. (Клубок.)) '

Другие загадки указывают на происхождение предмета.

От воды родится - воды боится. (Соль.)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь. (Карандаш.)

Явился в желтой шубке:

Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка.)

Еще загадки говорят, для чего предназначен тот или иной предмет.

Землю рыть я помогаю.

Вместо тысячи лопат

Я один работать рад. (Экскаватор.)

Всем чай пить велит. (Самовар.)

А пашет и косит. (Трактор.)

Жужжит, но не летает.

От пыли дом спасает. (Пылесос.)

Во многих загадках используются образные выражения, сравнения с другим предметом, чаще - с живым существом. Например: «На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются». (Глаза.)

Свесив ножки. (Лапша.)

Вверх идет она отлого.

Что ни шаг- То овраг. (Лестница.)

Пошли в реку купаться. (Ведра.)

Золотые перья роняет. (Огонь.)

Кто ходит ночь и ходит день,

Не зная, что такое лень? (Часы.)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги.)

В наши дни широкое распространение получили шуточные загадки, основанные на путанице похожих по звучанию слов: «Шел дождь, ехал автобус. Все в автобусе спали, Толька водитель не спал».

- Вопросы к этой загадке такие: «Как звали водителя? Какой был номер автобуса? Какое колесо не крутилось?» (Водителя звали Толька, номер автобуса был мокрый, не крутилось запасное колесо.)

Загадки-шутки, основанные на игре слов, заставляют мысль работать в неверном направлении и поражают неожиданностью ответа. Например: «Бежало сорок волков, сколько у них у шей хвостов?» (Ни одного: у шей хвостов не бывает.)

С помощью загадок можно составить кроссворд, да не простой, а тематический, например о животных, о растениях, о транспорте и т. д. Я предлагаю вам разгадать «Цветочный кроссворд».

http://kladraz.ru/images/16(50).jpg

3. Он стоит на тонкой ножке,

Словно аист, в поле чистом

И накрылся, как шапчонкой,

Белым зонтиком пушистым. (Одуванчик.)

7. У реки, на лугу,

Босиком на снегу

Желтые глазочки. (Мать-и-мачеха.)

1. Крошечные чашечки развесил,

Словно бусы, он на стебельке

И, должно быть, думает о лесе.

Солнечной лужайке и реке. (Ландыш.)

2. Стоят в лугах сестрички –

Белые реснички. (Ромашки.)

4. Твой глазок на ножке твердой

Затерялся в колосках.

Все же ты, красавец гордый,

Гость ненужный на полях. (Василек.)

5. На лугу со всех сторон

Будто слышится мне звон. (Колокольчик.)

6. Белая, пушистая.

Густая и душистая

Как будто подморозило,

Как будто сад и озеро

Метелью занесло. (Черемуха.)

8. Этот цветок называют звездой.

Так бы его вы назвали и сами,

В нем лепестки разбежались лучами

От сердцевинки, совсем золотой. (Астра.)

У каждого жанра фольклора был свой прославленный собиратель. Известным собирателем загадок был Дмитрий Николаевич Садовников (родился 25 апреля 1847 года). Благодаря ему до нашего времени дошли загадки, сочиненные народом много лет назад. Его привлекало в загадках то, как в них отразились быт и мировоззрение крестьян.

Загадки русского народа

Маленький да гнутенький

Весь дом стережет. (Замок.)

У нас под лавкой

Медвежья лапка. (Полено.)

Ни угольев. (Свеча.)

Без рук, без ног,

Рубашки просит. (Подушка.)

Посмотреть любенько. (Зеркало.)

Стучит, бренчит, вертится;

А не человек. (Стенные часы.)

Всех выгонит. (Кочерга и раскаленные угли.)

Ни свет ни заря

Пошел, согнувшись, со двора. (Коромысло.)

На голове пупок,

Всего одна рука,

И та на голове. (Чайник.)

Черна, мала крошка;

Ребята съедят. (Каша.)

Не шит, не кроен,

А весь в рубцах;

Без счету одежек

И все без застежек. (Кочан капусты.)

Когти дьявольски. (Шиповник.)

Существуют готовые рифмованные загадки, в которых нужно отгадать только последнее слово, причем в рифму. Рифмы нередко служат подсказкой к загадке. Отгадайте загадки И. Ефимовой и Е. Григорьевой. Отвечайте хором.

Едет он на двух колесах,

Не буксует на откосах.

И бензина в баке нет.

Это мой. (велосипед).

Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвется звон,

И голос друга издалека

Тебе подарит. (телефон).

На одной ноге кружится,

В пестрой юбке танцовщица.

Идет спокойно, не спеша –

Пусть видят все, как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит. (черепаха).

На столе передо мной

Закружился шар земной.

Арктика, экватор, полюс.

Уместил всю Землю. (глобус).

Сто березовых солдат,

Взявшись за руки, стоят.

Те солдаты с давних пор

- Итак, что же такое загадки? Для чего они нужны? (Дети отвечают.)

Правильно, загадки развивают наш ум, смекалку, сообразительность.

Жизнь не стоит на месте, развивается наука и техника, появляются новые виды товаров, дающие почву для рождения новых загадок.

Прошу внимания и порядок,

Я предложу вам ряд загадок.

Кто отгадает их получше.

Тот ценный приз сейчас. (получит).

Ростов. Жарко солнце греет.

На горе раскинут он,

А внизу река синеет,

И течет красавец. (Дон).

Я считаю очень точно,

Посчитал я все и всем.

Умножаю три на восемь

Городов я видел массу,

Но хочу в Москву давно.

Побежал скорее в кассу,

Чтоб купить билет. (в Москву).

Видел я медведя в клетке,

Мимо льва я проходил.

Вдруг гляжу: сидит на ветке

Серый жадный. (воробей).

Из распахнутых ворот

Вдруг свирепый лай раздался,

Это лаял серый. (пес).

В детстве плохо я учился,

Однажды сильно простудился.

Отец за это дал мне порки,

А доктор прописал. (таблетки).

За окном поля, равнины,

Я поездке очень рад.

В главный город Украины

Приезжаю - в. (Киев).

Сестра на базаре фасоли купила,

И суп из нее она долго варила.

Суп получился плохой из фасоли:

Забыла она положить в печку. (дрова).

Спасибо за то, что вы мне помогали.

За все те отгадки, что здесь сочиняли.

А так как антракт всему делу венец,

С вашего разрешения. (конец).

Дополнительный материал

Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет - молодец!

Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что-то грозно бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил,

А индюшке лучший друг.

Угадайте, кто? (Индюк.)

Да! Индюк! Признайтесь, братцы,

Трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо –

Превратился он в верблюда!

Стал он лаять и рычать,

По земле хвостом стучать.

Я запутался, однако,

Он верблюд или. (собака)?

Не зовут собаку Шавкой,

И не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко

И мяукает. Кто? (Кошка.)

Верно, верно! Угадали,

Будто где ее видали!

А теперь давайте с вами

В лес поедем за грибами.

Тут - лисички, там - опята.

Ну а это на полянке Ядовитые. (поганки).

- Загадки относятся к малым жанрам фольклора, они отличаются краткостью и лаконичностью, с их помощью можно увлекательно провести время. Со временем в них появлялись новые реалии: «Без головы, без языка, а говорит на всех языках» (радио), «Белый шкаф купили мы, в нем немножечко зимы» (холодильник), «Висит груша - нельзя скушать» (лампочка).

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса:

• Что видно только ночью? (Звезды.)

• Что за тварь людей питает, а церкви освещает? (Пчела.)

Некоторые загадки созданы путем изменения отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова сильно изменен:

На пендре лежит дендра

И говорит кондре:

«Не лазай на пендру,

А ундры - нет». (Печь, дед, кот, каша и утка.)

Часто встречаются загадки, построенные на диалоге:

- Потому что зеленая. (Красная смородина.)

Некоторые загадки строятся на отрицании:

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь. (Репа.)

В некоторых загадках описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от первого лица:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут.

Я все терплю и всем добром плачу. (Земля.)

А иногда появляются новые отгадки к традиционным загадкам: «Сто одежек и все без застежек» (брак швейной фабрики).

Следующая загадка

Сегодня мы поговорим о загадках. Для чего они нужны и кто их придумал?

Они возникли еще в древности, когда не было письменности. Древние люди относились к загадкам очень серьезно. Когда юноша подрастал, то его признавали зрелым мужчиной, воином только после того, как он разгадывал несколько загаданных ему загадок.

Давайте и мы отгадаем несколько загадок.

Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)

Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор)

Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник)

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот. (Экскаватор)

В сказках и легендах рассказывали о чудовищах, предлагавших героям самые хитроумные загадки: разгадаешь – останешься жить, а нет – пеняй на себя! Древнегреческий миф рассказывает, что крылатый лев с головой женщины – сфинкс – задал царю Эдипу трудную загадку: “Утром на четырех, в полдень на двух, а вечером на трех ногах. Кто это такой?” Эдип разгадал: “Маленький ребенок ползает, на двух ногах – взрослый человек, а на трех ногах – старец с палочкой!” Побежденный сфинкс в отчаянии бросился со скалы и разбился. Древние люди хотели этим сказать, что человек может разгадать любую тайну природы.

Давайте вспомним сказки, в которых главному герою приходится отгадывать загадки, чтобы спасти жизнь.

(Учащиеся называют сказки)

Загадка – это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность. Человеку нужно постоянно упражнять свой мозг, чтобы он развивался. С глубокой древности люди приучали к этому маленьких детей, загадывая им загадки. А сейчас практически ни один детский праздник не обходится без загадок. Они стали видом досугового развлечения.

Удивительно поэтичны русские загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: “Без лица в личине”. Предмет, который загадан, “лицо”, скрывается под “личиной” – иносказанием или намеком. Поэтому каждая загадка для отгадывающего – это своеобразное испытание на сообразительность. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идёт речь, а также разгадывает в словах скрытый смысл. И если смотреть на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая всю красоту и богатство его, то всякий мудрёный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы. Из глубины времён загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой труд, своё отношение к окружающему миру, к явлениям природы, к животным, к птицам.

Большое количество загадок построено по принципу перечисления признаков предмета, например: “Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает”. Что это? (книга)

Вспомните или придумайте загадки, перечисляющие признаки какого-либо предмета или явления.

(Учащиеся предлагают свои варианты загадок).

Чиста, да не вода,
Клейка, да не смола,
Бела, да не снег,
Сладка, да не мед,
От рогатого берут
И детям дают. (Молоко)

Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот. (Клубок)

Другие загадки указывают на происхождение предмета: “От воды родится – воды боится”. (Соль)

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь. (Карандаш)

Явился в желтой шубке:
Прощайте две скорлупки. (Цыпленок)

Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

Еще загадки говорят, для чего предназначен тот или иной предмет:

Землю рыть я помогаю,
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад. (Экскаватор)

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар)

Конь стальной овса не просит,
А пашет и косит. (Трактор)

Жужжит, но не летает,
От пыли дом спасает. (Пылесос)

Во многих загадках используются образные выражения, сравнения с другим предметом, чаще с живым существом. Например: “ На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются”. (Глаза)

Или: Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)

Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого.
Что ни шаг – то овраг. (Лестница)

Два братца пошли на реку купаться. (Ведра)

Жар-птица летает, золотые перья роняет. (Огонь)

Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы)

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги)

В наши дни широкое распространение получили шуточные загадки, основанные помимо смекалки и на путанице похожих по звучанию слов: “Шел дождь, ехал автобус. Все в автобусе спали. Только водитель не спал.”

Вопросы: Как звали водителя? Какой был номер автобуса? Какое колесо не крутилось?

(Водителя звали Толя (Толька), номер автобуса был мокрый, не крутилось запасное колесо).

Загадки-шутки основаны на игре слов, заставляют мысль работать в неверном направлении и поражают неожиданностью ответа. Например: “Бежало сорок волков, сколько у них ушей, хвостов?” (Ни одного, у шей хвостов не бывает)

С помощью загадок можно составить кроссворд, да не простой, а тематический. Например, о животных, о растениях, о транспорте и т.д. Я предлагаю вам разгадать “Цветочный кроссворд”

3. Он стоит на тонкой ножке,
Словно аист, в поле чистом,
И накрылся, как шапчонкой,
Белым зонтиком пушистым. (Одуванчик)

7. У реки, на лугу
Босиком на снегу
Первые цветочки –
Желтые глазочки. (Мать-и-мачеха)

1. Стоят в лугах сестрички,
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашки)

2. Крошечные чашечки развесил,
Словно бусы, он на стебельке,
И, должно быть, думает о лесе,
Солнечной лужайке и реке. (Ландыш)

4. Твой глазок на ножке твердой
Затерялся в колосках.
Все же ты, красавец гордый,
Гость ненужный на полях. (Василек)

5. На лугу со всех сторон
Легкий-легкий,
Тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон. (Колокольчик)

6. Белая, пушистая,
Густая и душистая
Завесила село –
Как будто подморозило.
Как будто сад и озеро
Метелью занесло. (Черемуха)

8. Этот цветок называют звездой.
Так бы его вы назвали и сами,
В нем лепестки разбежались лучами
От сердцевинки, совсем золотой. (Астра)

У каждого жанра в фольклоре был свой прославленный собиратель. Известным собирателем загадок был Дмитрий Николаевич Садовников (родился в 1847 г.). Благодаря ему до нашего времени дошли загадки, сочиненные народом много лет назад. Его привлекало в загадках то, как в них отразились быт и мировоззрение крестьян. Собирали загадки известные русские фольклористы В.И.Даль, И.А.Худяков, М.А.Рыбникова.

Загадки русского народа

Маленький да гнутенький
Весь дом стережет. (Замок)

Стоит столбом, горит огнем;
Ни жару, ни пару, ни угольев. (Свеча)

Стучит, бренчит, вертится;
Ходит весь век, а не человек. (Часы)

В брюхе – баня, в носу – решето, на голове пупок, всего одна рука, и та – на голове.(Чайник)

Ни шит, ни кроен, а весь в рубцах;
Без счету одежек. И все без застежек. (Кочан капусты)

Существуют готовые рифмованные загадки, в которых вам нужно отгадать только последнее слово, причем в рифму. Рифмы нередко служат подсказкой к загадке.

Отгадайте загадки Ирины Ефимовой и Елены Григорьевой. Отвечайте хором.

Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах.
И бензина в баке нет.
Это мой … (велосипед)

Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалека
Тебе подарит … (телефон)

На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная … (юла).

Идет спокойно, не спеша -
Пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит … (черепаха).

На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктика, экватор, полюс…
Уместил всю землю … (глобус).

Правильно, загадки развивают наш ум, смекалку, сообразительность.

Жизнь не стоит на месте, развивается наука и техника, появляются новые виды товаров, дающие почву для рождения новых загадок.

Загадка относится к малым жанрам фольклора, она отличается краткостью, лаконичностью высказывания. Со временем в них появлялись новые реалии: “Без головы, без языка, а говорит на всех языках” (Радио)

“Белый шкаф купили мы, в нем немножечко зимы” Холодильник, “Висит груша – нельзя скушать” Лампочка.

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса:

Что видно только ночью? Звезды

Что за тварь людей питает, а церкви освящает? Пчела

Часто встречаются загадки, построенные на диалоге:

– Потому, что зеленая. Красная смородина

Некоторые загадки строятся на отрицании:

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь. Репа

В некоторых загадках описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от первого лица:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут
Я все терплю и всем добром плачу. Земля

А сейчас вы будете загадывать друг другу загадки, которые вы приготовили к нашему занятию. Подведем итог. Что же такое загадка? Для чего они нужны?

Следующая загадка


В этой разработке очень позновательные загадки и отгадки, которые понравятся детям. Они с удовольствием будут их отгадовать.

Догадина Александра Владимировна 07.08.2018

Содержимое разработки

Тема: Час загадок и отгадок.

Участники: 9-15 лет, 15чел.
Цель: развитие мышления, сообразительности, речи.

Ход занятия.

Русский народ создал огромную известную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. (Л.Н. Толстой )

1. Вводная беседа
— Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы: это загадки. Но, к сожалению, мы их так плохо знаем, и так невелико то время, которое отпускается в школе на знакомство с ними, поэтому сегодня наш вечер посвящен миру загадок.
II. Игра «Отгадай загадку»
— Играть буду 2 команды: «девочки — хохотушки» и «Ребята — болтуны».

Небо, земля, явления природы

1. Иди, иди, а конца не найдешь. (Земной шар)
2. Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены? (Огонь)
З. За крайним двором рассыпанный горох, ни лопатой не сгрести, ни метлой не смести. (Звезды)
4. Взойдет Егор на бугор — выше леса, выше гор. С бугра спускается — за травой скрывается. (Солнце)

5. Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман)
б. Рычит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь. (Ветер)
7. Заревел медведь на все горы, на все моря. (Гром)
8. Лежит на земле: ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить. (Тень)

1. Виден край, да не дойдешь. (Горизонт)
2. Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)
З. С вечера сивый жеребец в подворотню глядит, в полночь жеребец через кровлю бежит. (Месяц)
4. Не стухнет, не брякнет, а в окно войдет. (Свет)
5. Ночь спит на земле, а утром убегает. (Роса)
б. Пушистая вата плывет куда-то:
чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)
7. Старик-шутник: на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз)

8. Живу без тела, говорю без языка, плачу без горя, смеюсь без радости, никому меня ни видно, а всякому слышно. (Эхо)

1. Весной веселый, летом холодный, осенью умирает, весной оживает (Лес)
2. Зелена, а не луг, белена, а не снег, (Береза.)

З. Стоит Антошка на одной ножке,
сам маленький, а шляпа большая. (Гриб)
1.
Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают и туг изгнивают. (Листья)

2. Стоит Яшка в красной рубашке, кто мимо пройдет, всяк ему поклонится (Земляника)
З. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива)

1. Маленькая собачка, не лает, не бьет, а больно кусает. (Пчела)

2. Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

З. Сидит бык, у него шесть ног — и все без копыт. (Жук).

4. Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар ).

5. Вокруг носа вьется, а в руки не (Муха)

1. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)

2. Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей)

3. Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук)

4. Рыж, да не конь, рогат, да ню баран, дома не любят, и на базаре не купят. (Таракан)

5. Где хочу, там и скачу, ни на кого не погляжу, царя — и Того разбужу. (Блоха)

1. Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица)
2. Щиплет за пятки — беги без оглядки. (Гусь)
З. Шило впереди, клубок спереди, ножницы сзади. (Ласточка)

1. Не король, а в короне, не гусак а при шпорах, на часы не ГЛЯДИТ а время знает. (Петух)
2. Пестрая крякуша ловит лягушек (Утка)
З. Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, КРОХИ Подбирает, ПО ПОЛЯМночует, коноплю ворует. (Воробей)

1. Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Конь, Лошадь)
2. По горам, по домам, ходит шуба да кафтан. (Овца)
З. На сене лежит, сама не есть и другим не дает. (Собака)

1. Хвост крючком, нос пятачком в два ряда пуговицы. (Свинья)
2. С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, ЛЫКО дерет. (Козел)
З. Кто родится с усами? (Кот)


Человек

1. Тебе дано, а люди пользуются? (Имя)
2. Живут рядом, ни отстать, ни опередить друг друга не могут. (Глаза)
З. Не часы, а тикает. (Сердце)
1. Горшочек умен, семь дырочек в нем. (Голова человека)
2. Не сеют, не сажают, сами вырастают. (Волосы)
З. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)

Овощи, огород

1. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)
2. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)
З. Лежат у матки телятки гладки, лежат рядками — зеленые сами. (Огурцы)

1. Не бьет, не ругает, а от него плачут. (Лук)
2. Стоит Матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (Капуста)
З. Зеленый теленочек, привязан веревочкой, лежит на боку и толстеет. (Арбуз)

Орудия труда, ремесла

1. В лес идешь — домой глядит, из лесу идешь — в лес глядит. (Топор)
2. Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
З. Два братца, одно сердце. (Ножницы)

1. Зубы есть, а хлеба не ест, на работу ходит, хозяина кормит. (Пила)

2. Сам в комнате, а голова на улице. (Гвоздь)
З. Тонка, длинна, одноуха, остра, всему миру красна. (Игла)

Читайте также: