Коми промысловый календарь загадки

Обновлено: 05.05.2024

Цель: Систематизировать знания детей о народных промыслах коми народа.

Оборудование: демонстрационные доски, эмблемы, медальки, фломастеры, обереги из бересты, лапти из бересты - 10 штук, презентация "Путешествие в тундру", лыжи охотничьи - лямпы, лыжи современные, шаньги, костюм хозяйки тундры, фонограммы песен, кроссворд "Снаряжение охотника".

Ход: Выход детей (2 команды) под музыку «Чудесный лес»

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки друг другу.

Воспитатель: Дети, в наш детский сад пришло письмо. Вот оно. Давайте его прочтём. «Дорогие дети группы «цветик – семицветик», я приглашаю смелых и отважных ребят принять участие в прогулке по северной коми земле.

С уважением и надеждой скорой встречи хозяйка Тундры.

Воспитатель: Для путешествия нам надо выбрать транспорт. Скажите, а какие виды транспорта вы знаете? (автомобиль, самолёт, поезд, корабль, велосипед). Давайте действовать методом исключения (автомобиль - долго, самолёт – дорого, корабли – не везде плавают, велосипед только на близкие расстояния). Остаётся самый удобный вид транспорта для путешествий – поезд.

Фонограмма «Увезу тебя я в тундру»

Воспитатель Замечательно, мы уже заняли места. Каждое купе – это наша команда. Нам необходимо разделиться на 2 команды (по 10 человек) и выбирать капитанов команд.

1 – я команда: «Йорапи»

2 – я команда: «Солнце»

В каждой команде есть ответственный, который имеет право выбора на окончательный ответ. Несколько советов дам вам перед путешествием: каждая команда может быть успешной, если быть внимательным, действовать сообща, не отчаиваться. Чтобы вам добраться до Хозяйки Тундры надо выполнить задания на станциях. Посмотрим, чья команда правильно и быстро выполнит все задания. Следить за игрой будет наше жюри. За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен одной фишке. Готовы команды, тогда отправляемся в путь.

Воспитатель: Ребята, скажите, благодаря чему мы, жители Республики Коми, можем наслаждаться свежим воздухом и чистой водой? (благодаря девственным лесам). Ребята, вы должны знать, как вести себя в лесу, какие это правила? Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму и все закопать. Не ломать зеленые ветки и не качаться на них. Не разорять муравейники и птичьи гнезда. Не рвать цветы и растения, занесенные в Красную книгу. Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Девственные леса коми – самые большие в Европе, вырабатывают кислород, которым дышит вся Европа, а потому наш край называют «Землей, где рождается воздух». В Республике Коми живут замечательные люди – их называют зырянами. У народа коми были свои занятия – промыслы.

1. Станция – город Ухта. Остановка на лесной поляне. «Вопрос – ответ».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие промыслы, являются традиционными для народа коми? (рыболовство, охота, земледелие, собирательство, оленеводство);

Вопросы команде «Йорапи»:

1. Как называется бескрайний лес, щедро дарящий людям нашей Республики Коми свои богатства? (ТАЙГА)

2. Какими ягодами богата Республика Коми? (МОРОШКА, КЛЮКВА, БРУСНИКА)

3. Кого коми люди выращивали (разводили) в домашнем хозяйстве? (БАРАНЫ, КОРОВЫ, ОВЦЫ, КОЗЫ)

4. Из чего делали свои сувениры, предметы быта коми люди? (БЕРЕСТА, ОЛЕНИЙ МЕХ)

5. Назовите на кого охотились люди коми? (МЕДВЕДЬ, КУНИЦА, БЕЛКА, ГОРНОСТАЙ, ГЛУХАРЬ, ТЕТЕРЕВ, РЯБЧИК)

6. Назовите орудие охоты? (СИЛКИ, КАПКАН, ПЕТЛИ, РУЖЬЕ)

Вопросы команде «Солнце»:

1. Как по – другому называют коми люди тайгу? (ПАРМА)

2. Кого коми народ назвал царем тайги? (ЛОСЯ)

3. Какими хвойными породами деревьев богата Республика Коми? (СОСНА, ЕЛЬ, КЕДР).

4. Из чего делают бумагу, мебель, изготавливают сувениры в Республике Коми? (ДРЕВЕСИНА)

5. Назовите промысловых рыб в реках и озерах Республики Коми? (НЕЛЬМА, СИГ, ХАРИУС, СЕМГА)

6. Назовите орудия труда рыболова? (СЕТЬ, УДОЧКА, ОСТРОГА)

2. Станция – город Сосногорск. «Видео – вопрос»

Воспитатель: В охотничьей среде широко использовался охотничий язык (таежный, шифрованный,когда животные не назывались своим именем, а имели описательные названия. Почему охотники не называли зверей их собственными именами? (Чтобы животные, услышав свое название, (не испугались и не убежали).

Вопросы к команде «Йорапи»:

Угадайте, какого животного называли длинный хвост: Лисицу (руч);

Какого животного называли – седой: Медведь (ош);

Черный хвост – горностая (сьодбож);

Длинная нога – лось (йора);

Вопросы команде «Солнце»:

Мягкие лапы – соболь (низь);

Плохой зверь – волк (коин);

Пятнышко – куница (тулан);

Лесная кошка – рысь (воркань).

3. Станция – город Печора. Третье задание – Художественное.

Воспитатель: Задание командам. В рисунке изобразить любой промысел, занятие людей коми. И показать другой команде для отгадки.

Воспитатель: Ребята, можете приступать к выполнению задания, где вам удобней. Или за столом, или на полу. Время выполнения задания – 5 минут.

4. Станция – город Усть – Цильма. Народные игры.

Воспитатель: Ребята, вам знакомо это изделие? Как вы думаете, из чего делают лапти? (Из бересты).

Береста – это верхний слой коры березы. Мастера нарезают из бересты полоски, из которых потом плетут лапти, короба, туеса. Но мастера не только плели лапти, а любили с ними играть в народные игры.

Проводится игра «Лапти, да лапти, да лапти мои».

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Вы не стойте у ворот,

Выходите в хоровод.

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Вы не стойте у ворот,

Выходите в хоровод.

Звучит музыка Н. Логинова «Марья моль». Воспитатель собирает несколько лаптей, музыка останавливается, дети поднимают лапоть с пола. Тот, кто не успел, должен его выкупить. Исполнить желание ведущего.

5. Станция – город Усинск. Шифровальщик.

Задание. Какая команда точнее расшифрует предложение с изображением коми орнамента.

6. Станция – город Воркута. «Отгадай кроссворд». Снаряжение охотника.

1. Петля для ловли мелких зверьков и птиц (СИЛОК)

2. Приспособление для охоты на крупных зверей (КОПЬЕ)

3. Легкие санки (НАРТЫ)

4. Охотничья накидка (ЛУЗАН)

5. Охотничьи снегоходы (ЛЫЖИ)

6. Охотничий посох (КОЙБЕЛЬ)

Воспитатель: Ребята, сравните лыжи охотника коми и лыжи современные. Чем они отличаются? Зачем на охотничьи лыжи прибивали шкуру зверей оленей? (чтобы лыжи не скользили назад, чтобы снег не прилипал). Для чего охотнику нужен был койбель? (чтобы отталкиваться одной рукой во время ходьбы на лыжах; чтобы вторым концом койбеля - «лапаточкой» вытаскивать добычу (белок) из под снега; Расчищать место для привала.

Конкурс капитанов. Игра «Четвертый лишний». Капитанам дают по очереди карточки с изображением животных, рыб, ягод, грибов, злаков. Необходимо назвать и объяснить, что на карточке лишнее.

Воспитатель: Вот мы и приехали с вами. Наших детей встречает Хозяйка Тундры.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемая хозяйка Тундры. Мы получили ваше приглашение, выполнили все задания и вот уже здесь.

Хозяйка: Мне очень приятно, что вы откликнулись на мое приглашение. Уж очень мне хотелось вас познакомить с моими владениями.

Вам ребята очень рада,

Приезжайте чаще к нам,

В память о приезде вашем

Шанежки я вам дам.

Слово предоставляется жюри.

Воспитатель: Спасибо тебе, Хозяйка Тундры, за приглашение, интересные задания. А теперь давайте все вместе пить чай с шаньгами.

Публикации по теме:

«Шедевры народных промыслов Вологды». Мои впечатления. Фоторепортаж

«Шедевры народных промыслов Вологды». Мои впечатления. Фоторепортаж На Вологодской земле зародилось много замечательных народных промыслов. Приглашаю в Центр ремёсел «Резной Палисад». Это центр народных,.

Конспект занятия «Знатоки родного края» (старшая логопедическая группа) Цели: формировать четкое представление о городе, достопримечательностях города, уточнять и расширять представления детей о родном крае,.

Фотоотчёт «По мотивам народных промыслов»

Фотоотчёт «По мотивам народных промыслов» Доброго времени суток всем уважаемым коллегам! Хочу поздравить всех победителей и претендентов на звание "Лучший педагог 2015" очень.

Мини-музей народных промыслов «Разноцветная Россия»

Мини-музей народных промыслов «Разноцветная Россия» В ноябре в нашем МБДОУ «Детский сад №25 компенсирующего вида» г. Мончегорска проходил смотр – конкурс мини – музеев «Музей народного быта.

Картотека коми народных хороводных игр

Картотека коми народных хороводных игр Картотека коми народных хороводных игр 1. Белый шаман (Еджыд шаман)Звучит коми народная музыка. Играющие ходят по кругу, выполняют разные.

Методическая разработка «Картотека коми народных хороводных игр» (продолжение)

Методическая разработка «Картотека коми народных хороводных игр» (продолжение) Методическая разработка "Картотека коми народных хороводных игр" (продолжение) Оркестр. Дети встают в круг и играют под мелодию «Шондибанэй-олэмэй.

Музейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группе

Музейная педагогика в ДОУ. Мини-музей народных промыслов в средней группе "Мини- музей в группе - это не просто выставка старины или прошлого, это действующее звено непрерывной образовательной деятельности" Эффективность.

Наглядные пособия для изучения народных промыслов «Русская игрушка»

Наглядные пособия для изучения народных промыслов «Русская игрушка» Цель: Пополнение уголка предметами народных промыслов Знакомство детей с народной культурой. Задачи: - расширить знания детей о дымковской.

Перспективный план кружка народных промыслов «Русские узоры» Перспективный план кружка народных промыслов «Русские узоры» Октябрь Дымковская игрушка 1. «Дымковская барышня» (конструирование из бумаги.

Следующая загадка

Рекомендовано к печати по решению научно-методического совета МАУДО «ДТДиУМ», протокол № 4 от 28.03.2016г.

Сценарий познавательно-игровой программы для детей 9-15 лет «Коми промысловый календарь или о том, как с Лесным Духом подружились»

сост.Савельева Т.И. – Сыктывкар, 2016

Каждый из нас, независимо от национальности, должен интересоваться, знать и чтить землю, на которой живешь. Много интересных открытий происходит вокруг нас. Случайная находка-коми промысловый календарь –наводит на размышления о том, как жили наши предки, чем интересовались?

Материал познавательно-игровой программы можно использовать во внеурочной деятельности педагогам образовательных организаций и системы дополнительного образования.

Дизайн и верстка:

Цель, задачи, тип, форма мероприятия,

используемое оборудование, дидактический материал 4

Содержание сценария 5

3 .Список использованной литературы 9

Список музыкальных произведений 10

Приложение ( отдельный файл)

Цель – расширить представление об исторических ценностях, истоках, культуре наших предков.

*знакомство участников программы с исторической находкой - коми промысловым календарем;

* расширение знаний о традициях малой Родины;

* формирование интереса детей и подростков к народным играм и обычаям;

*развитие воображения, фантазии, мышления.

*воспитание у детей уважительного отношения к укладу жизни, обычаям наших предков.

Тип: воспитательное мероприятие

Форма: познавательно – игровая программа

Возраст и количество детей: 9-15 лет, 30-40 чел.

Место проведения: спортивный, зрительный зал, уличная площадка.

Используемое оборудование:

I . Для игр:

1. Загадки: на экране.

2.Для формирования 2-х команд атласные ленты, длиной 60 см.-20 шт.

3. «ОШ» и «УР»: кафтан, шапоги, шапка – по 2 шт.

3. «Кочки»: «кочки» бумажные – 20шт., мел – 1 шт. Можно использовать небольшие обручи. «Кочки» можно нарисовать мелом.

4. Пословицы на карточках:

« Дерево держится корнями , а человек друзьями».

« Дерево немо , а вежеству учит».

«Кто деревцо посадит, тот человеку друг».

«Не беречь поросли - не видать и дерева».

5. «Волшебный клубок» - мяч- 1 шт.

II . Музыкальное оформление : фоном звучит музыка П.И.Чисталева (вокально-хореографическая сюита «Мой край родной»)

III . Персонажи и костюмы : ведущие (2 мальчика, 2 девочки) в национальных коми костюмах.

(Звучит музыка из вокально-хореографической сюиты П.И. Чисталева «Мой край родной». Лес , поют птицы , слышны голоса детей, в лесу явно кто-то есть, между ними идет перекличка : «А-у-у, есть кто здесь-ь-ь», из-за деревьев выходит «Лесной дух». Лесной Дух оглядывается, на ходу убирает листву с земли, поправляет звериные норки, наводит порядок в своем лесу, ищет что-то и не находит, сердится, топчет ногами.

Выходят ведущие, одетые в коми национальные костюмы, поднимают что-то с земли, осматривают находку.)

В1 : Фу—у-у-у (измученно) наконец-то, мы нашлись.

В2: (стряхивает с себя листву и траву). А мы здесь оказывается не одни (видят детей в зрительном зале).

В3 : Здравствуйте, ребята!

В4 : Скажите, пожалуйста, а вас не пугал Лесной дух?

В1 : А нас пугал.

В2: Смотрите, что я нашла? (удивленно). Я знаю что это. Это же коми промысловый календарь!

В3 : Этот календарь был найден в 1975 году, на берегу реки Вычегды, в районе села Сторожевск местным жителем. Бронзовый календарь (показывает всем) использовался коми народом в первом — во втором тысячелетии нашей эры.

В4 : Расшифровал его этнограф Николай Конаков. ( обращается к зрителям и к своим друзьям ). Друзья, вы знаете на какое число и месяц приходится день весеннего равноденствия? (ответы из зала, Правильно, 21 марта. Именно с этого дня начинался год в древние времена. (Рассматривает бронзовый календарь и рассказывает):

В1: Представляете, отсчет времени велся против часовой стрелки с помощью вот этих ( показывает) косых насечек, это — недели, в каждой неделе было всего четыре дня.

В2: Согласно этому календарю год делился на девять месяцев, каждый месяц обозначал определенное животное. Было и другое назначение: он напоминал охотникам на кого нельзя охотиться в конкретный момент времени.

В3 : Сейчас мы вас познакомим с этим чудо календарем. Мы будем загадывать загадки, показывать картинки, с изображениями животных, чтобы вам было проще угадывать.

В4 :Первый месяц на календаре принадлежал вот этому животному, послушайте.

Где мёд, ведает. Ответ: м едведь.

В1: Второй месяц начинался с 28 апреля и заканчивался 2 июня. Какому животному он принадлежал?

Мчится в упряжи, а потом

Травку щиплет целый день

Стройный северный. Ответ: олень.

В2: В названии этого зверя есть слова «горн» и «стая», а соединяет эти слова гласная буква «о». Угадайте третье животное. Ответ : горностай.

В3 : Четвертый месяц принадлежал хищному животному, родственнице куницы, а похож он на маленького лохматого медведя. В ней нет и двадцати килограммов, но она очень сильная, дерзкая и смелая. Ответ: росомаха.

В4: Н ос с горбинкой,

И питается он ёлкой! Какое животное? Ответ: лось.

С 10 августа по 4 октября уже нельзя было охотиться на лося.

В1: Шестой месяц начинался с пятого октября и заканчивался 19 декабря. О каком же звере пойдет речь:

И грива и шустра,

Пловчиха хоть куда,

В шубке драгоценной,

Ответ: выдра

В2 : Седьмой месяц промыслового календаря принадлежал этому животному:

Хвост пушистый бережёт

И зверюшек стережёт:

Знают, рыжую в лесу –

Ответ: лиса

В3 : Зверька узнали мы с тобой.

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. Хозяйкой восьмого месяца была? Правильно, белка.

В4: Зверем девятого месяца была она…

Хищный маленький зверёк,

Но не норка, не хорёк.

Белочка в дупле боится,

Ответ: к уница.

В1 : Как вы уже поняли, коми промысловый календарь помогал именно охотникам! И для того, чтобы пойти в лес и вернуть лесному духу его календарь, мы с вами станем «охотниками».

(Ведущий просит встать зрителей со своих мест и заглянуть под сиденья).

В2: Кто же из вас станет охотником и пойдет в лес? Для этого я попрошу вас встать со своих мест и заглянуть под сиденья. Если вы нашли изображение того или иного животного проходите к нам! (Участники выстраиваются в три группы).

В3: Для похода в лес нужно тщательно подготовиться, ведь как говорят коми охотники, лес шума и шуток не любит.

В4 : Перво-наперво, обезопасим себя от любой беды. Повяжем пояса, как охотники, которые послужат нам оберегом от нечистой силы. ( Участники игры подвязывают пояса).

В1 : Теперь мы готовы идти в лес, но чтобы Лесной дух не чинил нам никаких козней, нужно выучить заветные слова охотников.

В2 : Какие же это слова? (ведущие смотрят друг на друга).

В3 : Они следующие: «Здравствуйте! Я пришел обойти лес. Дайте мне хорошее, чтобы я не потерялся и нашел обратную дорогу!». ( Участники учат заветные слова).

В4: Вы, конечно, запомнили, что в лесу нельзя шуметь, чтобы соблюсти все правила леса, мы заветные слова прошепчем все вместе, и будем их изображать, уподобляясь природе, что придаст словам магическую силу. Итак, повторяйте за нами! Мы и зрителей тоже просим повторять за нами. (Участникам игры раздаются слова или высвечивают их на экран).

-«Здравствуйте! Я пришел обойти лес. Дайте мне хорошее, чтобы я не потерялся и нашел обратную дорогу!».

(Музыка, слышен вой, скрип – лес волнуется).

В1: Ох, друзья, видимо, мы что-то сделали неправильно, Лесной дух нами недоволен!

В2 : Не переживайте! У охотников и на такой случай были свои хитрости.

В3: Если Лесной дух начинал водить охотника по лесу, сбивая с пути, то они использовали от него «уловки».

В4 : Какие – такие уловки?

В2: А чтобы охотник мог найти обратную дорогу, он просто-напросто переворачивал свою одежду наизнанку.

В1: Чудеса! Во, были времена! Переоделся и ты уже неуязвим. Мне нравится такое переодевание. А давайте, и мы попробуем, тогда глядишь, и нас Лесной дух не сможет обидеть! (Ведущие делят играющих на две команды: команда «ош»- медведь», «ур» - «белка» игра-эстафета).

В4: А сейчас «охотникам» такое задание. Первому игроку необходимо надеть сапоги задом-наперед, шапку – наизнанку, вывернуть кафтан, и в таком виде подойти к любимому пню Лесного духа и сказать «Тук-тук-тук Лесной дух».

В3 : Затем, вы возвращаетесь в команду и передаете эстафету второму «охотнику». Чья команда «охотников» справится быстрее с этим заданием – тот первым и выберется из леса. Удач! (Звучит музыка Я.С. Перепелицы, из балета «Яг Морт»).

В1: «Охотники», команды «ош» справились с этим заданием и первыми выбираются из леса.

В2 : Спасибо за игру. Занимайте свои места в зале.

Лесной дух: ( Музыка, появляется Лесной дух ) Допускаю, одни «охотнички» отделались от меня легким испугом. А вот другим придется туго, выбраться-то из леса моего не так-то просто! Я буду вам (обращается к команде «ур»)

давать разные задания, а вы их выполнять, надеюсь, договорились. По рукам что ли. (Каждый по очереди хлопает по ладони Лесному духу).

Лесной дух: Кочки в болоте - это то, на что можно опереться, и в то же время они могут исчезнуть, погрузиться в трясину, в которой можно утонуть, завязнуть, если не выбрать интуитивно более надежные точки опоры. Сомневаться некогда, нужно действовать, ибо «промедление боком выйдет». Риск при этом всегда присутствует, и побеждают как раз те, кто более ловок. Удач! Первое задание такое: перепрыгивая с кочки на кочку, перебраться на другой берег болота на одной ноге.

( На игровой площадке начертаны две ровные на расстоянии 3-5 м. (можно использовать обручи). Это берега, между которыми располагается болото. На поверхности болота начерчены на расстоянии 20—30 см друг от друга кочки-кружки. Дети становятся на одном берегу болота. Звучит музыка Я.С.Перепелицы).

Лесной Дух: Вы пришли в лес и должны вести себя как настоящие хозяева, а особенно бережно относиться к зеленным насаждениям. Они наши легкие. Задание такое, я буду говорить начало пословицы о дереве, а вы заканчивать, если не справитесь, просите помощи (показывает в сторону зрителей).

« Дерево держится корнями , а человек друзьями».

« Дерево немо , а вежеству учит».

«Кто деревцо посадит, тот человеку друг».

«Не беречь поросли - не видать и дерева».

Лесной дух: А здорово у вас получается пока, сообразительные, вы, однако!

Каждое деревце, каждый кустарник помогает выживать птицам и животным в лесу и наоборот. А какие животные живут на севере? (выслушивает ответы). А сейчас такая игра. (Лесной дух по-очереди бросает «охотникам» «волшебный клубок», а игроки отвечают): «полярная сова», «северный олень», «песец», «щекур», «стерх».

Лесной дух: Вы прошли все испытания, которые я вам приготовил! Теперь вы знаете правила поведения в лесу! Я вас покорно благодарю! Присаживайтесь на свои места. (Затем обращается к зрителям и проводит аукцион «птицы севера», на букву «г», последнему – приз).

В1: Очень важно после посещения леса попрощаться с ним и его хозяевами! Сейчас поблагодарим Лесного духа и скажем ему: «Спасибо, тебе, Лесной дух, что помог нам познакомиться с лесом!».

В4 : Друзья! Сегодня мы познакомились с обрядами коми охотников, с правилами поведения в лесу! Теперь вы знаете, насколько они интересны.

Ведущие и Лесной дух: Спасибо! До новых встреч в заповедном лесу ! (Звучит музыка П.И.Чисталева).

Список использованной литературы:

1. Иноземцев, А. А. Птицы и лес/ А.А Иноземцев.-М: Агропромиздат. 2000 -217с.

2. Конаков, Н.Д. Коми охотники и рыболовы во второй половине XIX- начале XX века/Н.Д Конаков. М:1983-107с.

3. Стишковская Л. Л Большая книга леса/ Л. Л. Стишковская.-М: Росмен..2005-146с.

4. Интернет ресурсы:

5. Музыкальное оформление: музыка П.И. Чисталева, Я.С.Перепелицы.

Следующая загадка

плоского бронзового кольца, с изображёнными на нём 9-ю различными промысловыми животными, исторический культурный памятник Республики Коми. В календаре 9 периодов того или иного промыслового зверя. Календарный год начинается 21 марта, в день весеннего равноденствия.

Коми промысловый календарь помимо отсчета времени имел еще одну важную функцию. Он напоминал охотникам на кого нельзя охотиться в конкретный момент времени. Календарь указывал на «хозяина месяца» - на животное, на которое охотится в это время строжайше запрещено.

Вот так календарь не только указывал на месяцы года, но и поддерживал популяцию промысловых животных и баланс между человеком и природой.

Цель: познакомить с древним охотничьим календарем, расширить представления детей о промысловых традициях коми народа.

Материал:

• Карточки с изображением животных и продолжительностью периода или «месяца» того или иного зверя, на обратной стороне карточки указана продолжительность периода (для 1-го задания);

• Картинка с изображением времен года (для 1-го задания);

• Карточки с загадками о животных, изображенных на коми промысловом календаре (для 2-го задания);

• Карточки с одиночным изображением каждого животного промыслового календаря (для 3-го задания);

• Диск, условно изображающий коми промысловый календарь (для 3-го задания).

Ход: Воспитатель рассказывает краткую историю о коми промысловом календаре и предлагает выполнить задания с ним. В игру могут играть 2 – 4 ребенка.

1 задани е:

Разложите животных по временам года, используя продолжительность периода или «месяца» того или иного зверя.

Инструкция: Ребята, рассмотрите карточки с изображением каждого животного из коми промыслового календаря. Ребята, перед вами изображение круга, поделенного на времена года. Разложите картинки животных по временам года. Время года обозначено соответствующим значком: весна – капелька, лето – цветок, осень – желтый лист, зима – снежинка.

2 задан ие:

Отгадайте загадки про животных, изображенных на коми промысловом календаре.

Инструкция: Ребята, перед вами лежат карточки с одиночным изображением каждого животного коми промыслового календаря. Отгадайте загадки о каждом животном. Отгадку назовите и покажите соответствующую карточку.

3 задан ие:

Выложите животных в порядке их следования на диск, представляющий модель коми промыслового календаря.

Инструкция: Ребята, возьмите карточки с изображением животных коми промыслового календаря и диск, представляющий его модель. Напоминаю, что первым животным будет медведь, и год у древних коми начинается с марта месяца. Приступайте к заданию.

Дидактическая игра «Коми промысловый календарь»


Публикации по теме:

Дидактическая игра «Календарь осадков» для второй младшей группы

Дидактическая игра «Календарь осадков» для второй младшей группы В нашем саду проходит конкурс экологических уголков. Для пополнения экологического уголка я решила сделать упрощённый календарь осадков.

Дидактическая игра-календарь «Погода. Осадки»

Дидактическая игра-календарь «Погода. Осадки» Хочу поделиться с Вами мастер - классом дидактической игры - календаря "Погода - осадки. Для изготовления этой дидактической игры.

Дидактическая игра «Магазин». Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников

Дидактическая игра «Магазин». Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников Как изменяется самостоятельная сюжетно – ролевая игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых.

Дидактическая игра «Мэмо. Мой Новосибирск». Настольно-печатная детская игра своими руками

Дидактическая игра «Мэмо. Мой Новосибирск». Настольно-печатная детская игра своими руками ИГРА «МЭМО. МОЙ НОВОСИБИРСК» (дидактическая игра 4+) Воспитатели МАДОУ д/с № 500: Газиева Ю. В. Похламкова Л. Н. В настоящее время существует.

Дидактическая игра по ИЗО «Наряди матрёшку» и дидактическая игра-пазл «Cобери матрёшку»

Дидактическая игра по ИЗО «Наряди матрёшку» и дидактическая игра-пазл «Cобери матрёшку» "Наряди матрёшку" Цель: -Развитие мелкой моторики. -Расширять знания о русской народной росписи. -Закреплять умение различать роспись по.

Дидактическая игра по этнокультуре Коми края «Коми керка» (Дом Коми)

Дидактическая игра по этнокультуре Коми края «Коми керка» (Дом Коми) Дидактическая игра «Коми керка»(Дом коми народа). Цель: Приобщить детей к истории Коми культуры, изучить быт коми избы, активизировать словарь.

Лэпбук «Республика Коми»

Лэпбук «Республика Коми» Лэпбук «Республика Коми» Создан для ознакомления дошкольников старшего возраста с Республиками Северо-Западного региона Выполнила: Нестерова.

Магнитная игра «Птичий дом». Дидактическая игра для детей 5–7 лет

Магнитная игра «Птичий дом». Дидактическая игра для детей 5–7 лет Цель: формирование экологической воспитанности дошкольников, выражающейся в гуманно-ценностном отношении к миру птиц, как одной из важных.

Презентация «Дидактическая игра «Своя игра» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое.

Развлечение ко Дню республики Коми «В Коми крае мы живем» Развлечение ко дню республики Коми «В Коми крае мы живем». Разработал : воспитатель МБДУ «Детский сад №1» с. Объячево Галева Н. Н. Цель:.

Следующая загадка

• Развивать у детей интерес и желание больше знать о Коми крае, его народе.

• Познакомить детей с коми народным промыслом – охотой.

• Закрепить знания о том, что коми люди имеют свои обычаи, национальные традиции, народные промыслы.

• Закрепить названия коми одежды, орудия охоты, названия животных и птиц.

• Активизировать словарный запас.

• Воспитывать уважение к народу Коми.

• Чтение коми народных сказок

• Слушание коми народной музыки и песен

Беседы: «Жизнь и быт коми народа», «Народные ремесла и промыслы Коми края», «Природные богатства Коми республики»

• НОД по рисованию «Рубашка с коми орнаментом»

• НОД по лепке «Деревянная коми посуда»

Тихо звучит коми мелодия. В группе стоят лавочки, накрытые самоткаными половичками. На мольбертах развешаны иллюстрации с изображением охотников в специальной одежде, предметы и орудия для охоты, картинки разных видов зверей и птиц.

Ведущая. Ребята, проходите, садитесь. Посмотрите, как сегодня необычно мы сидим не на стульях, а на лавочках, которые накрыты самоткаными половиками. Вот так, в старину, собирались коми люди в избах (керке) рассказывали сказки, интересные истории из жизни, пели песни, играли в игры. Давайте представим, что мы тоже с вами сидим в коми избе на коми посиделках. Скажите, как называется республика, в которой мы живем? (ответы детей). Правильно, Коми республика! Это край со своими замечательными традициями и обычаями, это край со своими ремеслами и промыслами. Сегодня, я предлагаю вам познакомиться с древнейшим, народным промыслом коми народа – охотой.

Ведущая. У меня в руках два флага (показывает Российский флаг и флаг Коми республики). Какой флаг принадлежит Коми республике? (Ответы детей).

Ведущая. Что обозначают три полосы на флаге?

Дети. Синий цвет олицетворяет небесное начало, бескрайние и величественные северные просторы. Зеленый символизирует надежду и изобилие, является условным обозначением тайги. Белая полоса – чистота и белизна снега — означает принадлежность Республики Коми к Северу.

Ведущая. Как правильно и все точно подмечено во флаге республики Коми. Зеленая полоса обозначает лес, тайгу – кормилицу коми людей.

Ведущая. У коми народа издревле главным занятием считалась – охота. Мы с вами читали коми сказку о сильном человеке, который жил в лесу, там был его дом. Как эта сказка называется?

Дети. Сказка называется «Пера богатырь»

Ведущий. О ком эта сказка?

Дети. О коми богатыре – Пере.

Ведущая. Верно, вы сказали. Пера – коми человек, богатырь. А чем он занимался в лесу?

Дети. Он был охотником и охотился на зверей и птиц.

Ведущая. Основным занятием Перы, как у всех коми людей, была охота, которая считалась и считается народным промыслом.

Ведущая. Костюм комиохотника выглядел следующим образом: лузан – прямоугольная, короткая накидка с отверстием на голове. На спине пришивалась петля для топора. Сбоку пришивались карманы для добычи, которые выдерживали груз до 30 кг. Подпоясывался охотник кожаным ремнем. На ремень пришивались карманы для охотничьих принадлежностей. На ноги надевались широкие штаны. Штаны заправлялись в вязаные чулки.У охотников было несколько видов обуви:для лета: поршни, лапти, сделанные из кожи, стягивались ремешком,для осени и весны: коты, были сделаны из кожи, надевались поверх чулков, с невысокими голенищами,для зимы: пимы, обувь из оленьей шкуры. На голову охотники надевали меховые шапки и шапки из овчины, на руки меховые или кожаные рукавицы.

Ведущая. Какая обувь, вам знакома из перечисленной? Покажите ее. (Ответы детей).

(Детей приглашают подойти к мольберту и рассмотреть иллюстрации с орудиями охотничьего промысла)

Ведущая. Все охотники брали с собой орудия для охотничьего промысла: это были самоловные орудия, которые не требовали участия человека в процессе охоты (силки, петли, кляпцы, плашки, капканы, сети для ловли птиц). И активные орудия, которые требовали усилия людей в процессе охоты (лук со стрелами, копье, топоры, ножи).

Ведущая. Во время охоты охотники жили в лесных избушках с хозяйственными постройками для хранения охотничьего орудия, нужных вещей, добычи. (Показываются иллюстрации промысловых угодий). Перед тем, как переночевать в охотничьей избушке,охотники говорили такие слова: «Избушка – матушка, пусти переночевать, да погреться». От таких слов в избушке как будто и впрямь становилось тепло и уютно. Основным средством передвижения зимой у охотников были лыжи (лямпы). Длинные, широкие, деревянные. Для лучшего скольжения лыжи снизу покрывались мехом. Всю свою добычу охотники вывозили на санях – нартах. Это специальные сани, длиной около 2 метров, сделанные из ели или березы без единого гвоздя, одним ножом.

(Детей приглашают сесть на лавочки, показывают промысловый календарь коми охотников).

Ведущая. Все коми люди охотились строго по календарю. Календарь был изображен в виде круга, внутри которого изображены фигурки животных. Каждому месяцу охоты соответствует свое животное. В календаре всего 9 животных. Попробуйте угадать, изображения, каких животных вы видите?

Дети. Медведь, олень, горностай, росомаха, лось, выдра, лиса, белка, куница.

Ведущая. Год охоты всегда начинался с весны, и проходил под знаком медведя. Как вы думаете, почему именно медведя?

Дети. Медведь просыпается весной слабый, обессиленный. Ему не хватает сил защищать себя от охотников и поэтому первая охота начиналась на медведей.

Ведущая. Основным временем для охоты была осень, зима, весна. А как вы думаете, почему охотники летом не охотились? И почему в календаре охотников изображено 9 животных?

Дети. Летом, когда у животных появлялись детеныши, охоты не было. Охотники давали животным возможность размножаться и выращивать потомство. В году 12 месяцев – из них 3 месяца охоты не было, поэтому 9 месяцев охотились – 9 животных в календаре.

(Дети приглашаются для просмотра иллюстраций животных и птиц).

Ведущая. Охотники - промысловики отправлялись на охоту со своими верными помощниками – собаками. Уходили они артелями – группами.Основными объектами добычи были: рябчик, тетерев, глухарь, куропатка, утка, гусь. Птиц ловили силками, петлями, сетями.Из пушных зверей добывали: белку, горностая, куницу, лису, зайца, медведя, выдру, норку. Реже лосей и оленей. В тундре охотились на песца. Зверей заманивали в замаскированные ямы, ставили капканы, применяли лук со стрелами, копья, ножи, кремневые ружья.

- Ребята, а вы знаете, что игры детей охотников - промысловиков складывались из наблюдений детей за жизнью взрослых. Чем занимались взрослые, в такие игры и играли дети. Давайте поиграем в коми – игру.

«Охотник и олени»

Ведущая. К своей добыче охотники всегда относились с почтением, уважением. Добычу нельзя было оскорблять, давать собакам, мять руками, играть ею. Когда охотники возвращались после промысла домой, их встречали как героев.

Ребята, а вы знаете поговорки про охоту? (Дети говорят поговорки)

1. Не хвались до охоты, пусть охота тебя похвалит.

2. В родном лесу и деревья улыбчивы.

3. Не пойманного рябчика не разделывают.

4. Белку ловить – ножки отбить.

5. На ловца и зверь бежит.

6. Волков ловят не гонкой, а уловкой.

7. Охотник слышит, как лес дышит.

8. Силен медведь, да не умен, - сам прёт на рожон.

Ведущая. Коми охотники охотились не только для пропитания, но и для торговли. Шкурки пушных зверей продавались, охотники получали деньги, кормили свои семьи. Пушной промысел был основным товарным продуктом. Но в дальнейшем, мясная продукция, состоящая из мяса лосей, оленей, птиц имела большое значение в питании людей. Из Коми края пушнина отправлялась для изготовления одежды, обуви, сувениров.

В настоящее время коми охотоводство продолжает жить в нашей республике и развиваться. Мы с вами должны помнить – «Охранять природу – значит беречь Родину»

Ведущая. Я предлагаю пройти к столам. Разбиться на две команды.

На 1 столе разложены картинки с изображением одежды и предметов для охоты. Ваша задача – найти одежду охотников и орудия для охоты.

На 2 столе разложены картинки с изображением птиц и зверей. Ваша задача – найти зверей и птиц, на которых охотились коми охотники.

Дети выполняют задание. Воспитатель их благодарит.

Публикации по теме:

План-конспект комплексного занятия по познавательной деятельности «Волшебный сундук Осени» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары.

Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности «Путешествие в сказку» младшая группа. Программное содержание: учить узнавать животных, правильно называть их детенышей; поупражнять в умении группировать предметы по одному признаку,.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Труд дворника» структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Дорожная азбука» (Старшая группа) Цель: Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Уточнить представления детей о жанровых особенностях значении загадок, учить.

Конспект занятия по познавательной деятельности (ФЭМП) с детьми 6–7 лет «Соревнования с Буратино» Цель Закрепление полученных в течение года знаний и умений. Задачи. 1. Закрепление умения производить элементарные математические действия.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Грибы» (средняя группа) Цель: Закрепить знания детей о грибах (лисичка, бледная поганка, сыроежка, мухомор, опята, понятие «съедобные» и «несъедобные». Продолжать.

Конспект занятия по познавательной деятельности на тему «Осень золотая! Перелетные птицы» Тема: «Осень золотая! Перелетные птицы" Цель: продолжать учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке, находить.

Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Нам нужна последовательность» Познавательная деятельность Тема: «нам нужна последовательность». Пр. задачи : 1. Продолжать знакомить детей с понятием «последовательность»,.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Зима» (в старшей группе) Цель: Продолжать расширять знания детей о времени года – зиме. Развивать познавательные процессы: восприятие (зрительное, слуховое); логическое.

Конспект занятия в старшей группе по познавательной деятельности «Прогулка в зимний лес» Тема: Прогулка в зимний лес. Образовательная область: Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие. Интеграция образовательных.

Читайте также: