Когда по народному календарю удмурты загадывали загадки
Обновлено: 24.12.2024
Вожодыр - Удмуртские святки, время гаданий и гуляний по улицам ряженых, период с 7 по 19 января.Если перевести дословно,вожо - ряженые, а дыр это время, значит время ряжнеых.
В те давние дохристианские времена с надеждой на неминуемую весну, на лучшие урожайные годы, в самые темные дни года в попытке договориться с всемогущими духами природы устраивали эти веселые празднества, вожояськон дыр (вожодыр).
Все традиции, обряды, языческие, советские, христианские, давно перемешались, поэтому молодежи, не знающей истории своего края сложно отделить старые, народные языческие обрядовые мероприятия от советских или церковных праздников.
Так же и с Удмуртскими святочными празднованиями “вожодыр”, в дни, когда духи мертвых выходят в мир живых, вожояськон, портмаськон очень схожи с русскими рождественскими колядками, гуляниями ряженых и гаданиями.
Следующая загадка
Всем, привет! В этой статье хочу рассказать об Удмуртском национальном празднике Гербер, который сейчас стал широко праздноваться, покинул пределы, сел и деревень и разлетелся далеко за пределы Удмуртии.
Это большой праздник Удмуртского народа, подведение итогов весенне-полевых работ, чествование передовиков и просто отдых перед напряженной летней страдной порой. С 1992 года Гербер стал общереспубликанским праздником, а с 2015-го он проводится также и в Москве, куда съезжаются гости со всей России и из-за границы.
КАК ПРАЗДНОВАЛИ ВОЖО, КАК ПРОХОДИЛИ ГУЛЯНЬЯ.
Празднования и гуляния Вожояськон, как я говорил ранее, напоминают колядки, с гаданиями, теми же хождениями ряженых из дома в дом, и с обильными угощениями.
Ряженые (вожоёс) старались, кто на что горазд, разодеться и намазаться как можно страшнее обвешивались разнообразными колокольчиками, побрякушками, привязанными вениками и вместо посоха кухонная утварь, кочерга, ухват или лопата, пройтись по улицам и зайти к кому-нибудь в дом.
Чтобы невозможно было узнать, женщины одевались в мужские наряды, мужчины в женские, надевали вывернутые наизнанку шубы, тулупы, шапки, шкуры животных и причудливые наряды, разрисовывали сажей лица.
Все эти наряды должны были сбить с толку злых, темных духов.
Веселой шумной компанией, с плясками, песнями, шумелками вваливались в избу и начинали хороводить, кто молча прыгать, плясать, кто может, пели песни куплеты славя этот дом, а своим видом и действиями выгоняя нечисть, находящуюся в доме и предвещая счастливую, благополучную, удачную, сытую жизнь в наступившем году.
Звонко колотя в печные заслонки и чугунки, крутя в воздухе трещотки, то что имели при себе, гоготали и выли на все лады из-под звериных и ведьминских масок не даваясь хозяевам быть узнанным, показать лицо.
Получив за свои старания угощения в виде пирожков, шанежек, перепечей, любой другой вкусной выпечки, сладостей и конфет от щедрых хозяев, а где пива подадут или чарочку самогонки, с таким же шумом уходили в следующий дом.
Считалось, что ряженые изгоняют злых духов, беды и приносят удачу, способствуют рождению здоровых детей, увеличению поголовья скота, богатому урожаю, поэтому их радушно встречали в каждом доме.
Ряженых, вожоёсты, не пускали в дом с новорождёнными и маленькими детьми дабы не напугать своим видом детей. Обходили так же стороной дома с больными эти страшные, но желанные гости.
Затем, придя домой и, сняв свои наряды, часть собранного угощения, в основном выпечку, скармливали скотине, чтобы она была здоровой и плодовитой.
В святочные дни, вожодыр, проводились гадания и занимались этим в основном молодежь, собираясь компанией, ближе к полуночи в чьем-то доме либо в клубе или другом удобном помещении.
Гадали - у кого ожидается свадьба в этом году, девушки, гадали на жениха, парни интересовались, какая будет невеста, какая жизнь предстоит впереди - богатая или бедная.
Способов заглянуть в будущее много, каждый приходил со своими вариантами гадания,а устав сидеть в душном помещении, гадания продолжались на улице.
Вставали под окнами и прислушивались к разговору в доме. Слова услышанные проецировались на загаданное, жизнь, деньги или любовь. Кидали валенок через ворота, с какой стороны приедет жених, вывешивали на улице, за окна полотенце со словами:"суженый, ряженый приди ко мне вытрись". Если полотенце окажется к утру мокрым, то скоро вы найдете свою половину.
Даже вернувшись домой и, ложась спать находили возможности погадать - что приснится, то и сбудется или под подушку что-либо клали, например записки с именами суженого и проснувшись утром доставали первую попавшуюся бумажку.
Вместе с гаданиями молодежь веселилась, катались с горки на санках, устраивали всевозможные игры и вся эта весельба, вожояськон дыр заканчивалась 18 числа, после которого ряженых в дом не пускали.
Вожокелян нунал (день проводов вожо) запрещалась всякая работа, с утра нельзя было даже воды в дом принести, говорили, что даже и кур нельзя утром кормить.
Провожали Вумурта и вожо, пели обрядовые песни, вели мирные разговоры, ходили с угощениями из дома в дом, а на следующий - наступает христианский церковный праздник крещение.
И ВСЕ-ТАКИ, КТО ЖЕ ТАКИЕ “ВОЖО”?
Вожоёс - грозные духи, могут принимать различные виды и появляться перед людьми то столбом, то пнем, то углом дома и даже могут принять облик человека.
Живут Вожоёс в заброшенных после смерти хозяев, домах, старых банях и сараях, под мостами через реки и ручейки, Вожо олицетворяли души умерших предков.
Сезонные Удмуртские духи вожо и инвожо приходили в мир людей в дни зимнего и летнего солнцеворота и обладали способностью оборотня, могли заморочить, запутать, увести и погубить одинокого человека.
Самыми сильными и опасными считались зимние вожо, которые приходят по воде и туда же уходят, в этот период строго запрещалось стирать, ходить в баню, стричь волосы, ногти, мыть полы, ходить по кладбищу и тревожить мертвых. Поэтому все эти работы должны были завершены хозяйками к Рождеству.
Во время летнего солнцеворота, в период цветения ржи считались днями инвожо и Вумурта (водяного) и в этот период не разрешалось полоскать белье на речке и обрабатывать землю острыми инструментами.
Земля считалась беременной будущим урожаем и, потревожив духов можно было накликать много бед, Вумурт и Инвожо могли разозлиться и отомстить.
Вечером и ночью Вожо активизировались и, проходя мимо их мест обитания, под мостами, мимо заброшенных домов, бань, непременно нужно было произнести: "Господи, Боже! (Остэ, Инмарэ!)".
Моя бабушка строго-настрого запрещала детям по вечерам выходить на улицу, чтобы избежать встречи с Вожо, а дома сидеть тихо не привлекать шумом и криками к себе злых духов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Эти веселые уличные гуляния с хождением из дома в дом, радуя жителей и принося счастье, удачу и достаток со временем стали угасать, а кое-где даже стали забывать народные обрядовые традиции.
В наше время остаются еще кое-где инициативные люди, библиотечные, клубные работники пытающиеся возродить, вспомнить кто такие “Вожо” и как проходил период празднования вожодыр.
Не нужны нам заморские хэллоуины, у нас есть свои праздники с ужастиками и страшилками похлеще иностранных и наши праздники намного красивее и веселее нужно только вспомнить и возродить, одним из которых и является Вожодыр.
Спасибо Всем кто дочитал статью до конца. Любите себя, ведь любовь к себе влияет на обогащение во всех сферах жизни. Будьте здоровы, счастливы и веселы.
Если по статье появились вопросы, замечания, предложения, пишите в комментариях.
Следующая загадка
Год у удмуртов делился на две половины – зима и лето, такое деление все еще сохраняется у некоторых народов Сибири. Новый год удмурты отмечали весной. Об этом говорит и легенда:"Ударил Тол-Бабай посохом по земле, и снег растаял. "
Ар – год, Ар пум – конец года,
Виль арепотон – переход в новый год.
Переходный период: нынал кукон дырья – когда день сидит, нынал вырзон – день тронулся.
Толэ пыриськон – переходим в зиму;
гужеме потиськон – выходим в лето.
Толезь означает одновременно календарный месяц и луну.
Нарождение луны – толезь вордиськон,
новолуние – вильтолезь (новая луна),
первая четверть – нырыети черыкез,
полнолуние – тыр толезь,
ущерб луны – вуж толезь (досл. Старая Луна),
последняя четверть – берпум черыкез.
Май – гужеме потон толезь – выход в лето.
Июль – гужемшор – середина лета
Август – сизьяпал – канун осени.
Сентябрь – Эби гужем – бабье лето.
Октябрь – бер сизьыл – поздняя осень.
Ноябрь – толе пырон – вхождение в зиму, толе пыриськон – переходим в зиму
Январь – толшор – середина зимы
Февраль – тулыспал – канун весны.
Март – вой келян дыр – проводы масленицы
Апрель – быдзынал толезь – месяц великого дня, тулысь кисьтон – весенние поминки
Май – кулегпуз уплян – катание яиц
Июнь – Инвожо (Бог солнца), вось толезь – молитвенный
Октябрь – сизьыл вось – осеннее моление
Ноябрь – сизьыл кисьтон – осенние поминки
Декабрь – тол вось толезь – месяц зимнего моления
Январь – виль ар толезь – месяц нового года
Март – зыж толезь – настовый месяц
Апрель – Оштолезь – водный, апыртэ, ву поттон толезь – время появления воды и грязи
Июль – кось толезь – жаркий месяц, гыдырьян толезь – месяц грома.
Август – гудырикошкон – уход грома.
Сентябрь – кужмер усьыны кутскыку – спускание инеев, быс усён дыр – спускание туманов
Октябрь – зоро толезь дождливый месяц
Ноябрь – виль лымы – новый снег.
Январь – кезьыт толезь – холодный месяц
Февраль – Буран толезь – буранный месяц.
Апрель – кидыс поттон дыр - вывоз семян
Май - Гырон-кизён толезь – месяц вспахивания-сеяния, бусы уже поттон – выезд на полевые работы, Кизьыны потон толезь – выезд на посев, льомпу сяськаякы – время цветения черемухи, куартолезь – месяц распускания листвы, куар потон – восход зелени, Алма/картка/булгы/картошка мерттон дыр – время
посадки картофеля, появление комаров.
Июнь – Музьем вордиськон - рождение земли, праздник завершения полевых работ – гербер (на севере Удмуртии), гырон-быттон (на юге Удмуртии), емыш мерттон – месяц посадки овощей – ближе к июню, Уриськон/кокаськон дыр – время прополки.
Июль – Земыш вуон дыр – время поспевания ягод, зоз кырзан дыр – время стрекотания кузнечиков, лузь потон дыр – время появления слепней.
Август – аран дыр/толэзь – месяц жатвы, страда, мульы вуон, шу бичан – сбор калины, созревания орехов, зег кизён дыр - время посева ржи – Озимую рожь сеют в паловом поле, завершается работа в августе.
Сентябрь – алма/картка октон дыр/ толезь – месяц уборки картофеля – вторая декада сентября, куар усён
толезь – месяц листопада.
Ноябрь – кыдысь пыртон - семена завозят в закрома
В прошлом с рождением луны начинали сев, сенокос, жатву. Если приступить к севу в новолуние или дни ущерба луны, посевные взойдут плохо и урожай будет небогатым. Если жатву или сенокос начинать в такие дни, работа не будет спориться.
История праздника
Гербер - это праздник завершения посевных работ, возможность обратиться к богу, поблагодарив за удачно проведенные земледельческие работы и попросить хорошего урожая.
Зародился этот праздник в далекие языческие времена, когда удмурты, вотяки и другие окрестные народности поклонялись различным богам. Кроме Инмара и Кылдысина, хозяина земли, воды, леса, было много других богов. И всем нужно было поклоняться, чтить и уважать.
В разных районах Удмуртии праздник Гербер называли по-разному: Гырон быдтон, Гужем юон, Куарсур. Действо тоже отличалось, но не на много, основа везде оставалась, курыськон - молитва с просьбой о богатом урожае, после всех посевных работ. У южных удмуртов праздник так и называется “Гырон быдтон” - окончание пахоты.
Гербер переводится как геры - плуг, бер - после, то есть после плуга, пахоты, после окончания посевных, полевых работ. У земледельца в этот период, после посевной, перед сенокосом появлялась небольшая передышка. Языческие моления посвящались радости и предвкушению большого урожая, народ шел с молитвой и поклоном о хорошем урожае, пожертвованиями к богам.
Определенного дня празднования не было, кто-то приурочивал праздник с выходом на сенокос, а кто-то просто окончание пахоты (гырон быдтон). У удмуртов праздник Гербер начинался с коллективной молитвы о хорошем урожае. Совершали ритуальные жертвоприношения, закалывали бычка, теленка или барана (от состояния общины, поселения) и после обрядового захоронения головы и копыт варили кашу с мясом, сваренную из зерна всех видов: ячменя и овса, пшена и гречки.
Каждая семья приносила свои выпечку и приготовленные угощения, водку-кумышку или праздничный сур (пиво). Где-то накрывали общий стол, а где расходились по своим столам, но кумышкой и пивом ходили и угощая всех. Девушки надевали свои самые красивые наряды, а парни устраивали состязания, желая сыскать их расположение, присматривая себе невест. После сытной трапезы веселились, играли, плясали, водили хороводы, пели до самого вечера.
Заключение
Вот так празднуется Гербер, главный национальный праздник Удмуртской Республики, имеющий тысячелетнюю историю. Главная и традиционная часть праздника, на который съезжаются гости, творческие выступления коллективов, обрядовая каша, моление, мастер-классы, игровые площадки.
Буду рад если статья о праздник Гербер была полезна, и Вы узнали как проходит это мероприятие в деревнях и на республиканском уровне. Если после прочтения статьи и просмотра видео ролика появились вопросы, пишите в комментариях, обязательно отвечу.
А еще советую, побывать и своими глазами все посмотреть. Когда все увидите и узнаете, Ваши вопросы исчезнут сами собой. Как Вы понимаете, на любом празднике должно быть хорошее настроение, а какое настроение может быть, когда в кармане, вошь на аркане. А решение этой проблемы, возможно, здесь. Желаю удачи!
Современный Гербер
Шли годы, и постепенно празднование Гербера стали связывать с христианскими праздниками, а затем и Советскими, где чествуют сельских тружеников, победителей и передовиков, награждение лучших хлеборобов. Это уникальная возможность увидеть в одном месте жителей с разных мест и национальное искусство и ремесла одного из наиболее крупных финно-угорских народов.
По-прежнему в котлах варится каша, и народ веселится и гуляет. Кое-где еще проводят обряды с молитвой и обрядовыми подношениями богам, но все это делается чисто символически, больше для публики. С 1992 года праздник стал общереспубликанским и празднуется каждый год.
На Республиканском Удмуртском национальном празднике Гербер разворачиваются целые городки торговых палаток и ремесленников со всей Республики. Здесь можно не только приобрести продукцию народных промыслов, но и попробовать самому что-нибудь изготовить.
У гостей праздника есть возможность познакомиться со старинными удмуртскими традициями, попробовать блюда национальной кухни: перепечи, табани, горячую кашу, принять участие в мастер-классах по удмуртским танцам и национальным играм.
На большой сцене проходят главные торжества – театрализованное представление и выступление официальных лиц и гостей, артистов. На Республиканский Гербер приезжают первые лица Республики и гости со всей России и зарубежья.
Удмуртский народ добрый и очень гостеприимный, к ним в гости охотно приезжают татары и марийцы, русские и башкиры, соседи-пермяки. Разнообразием национальных костюмов расцвечен весь огромный луг, вся территория празднования.
Кто хоть раз побывал на Гербере и прикоснулся, ощутил, попробовал красоту и национальный вкус праздника. Тот никогда не забудет, как умеет веселиться Удмуртский народ, какие мелодичные складывает песни.
Гербер в деревне Ушур
Широта и размах праздника зависит от организаторов и спонсоров, устраивающих гуляниях, в деревнях он поскромнее, в районе более богат, на уровне республики уже большое национальное гуляние.
В отдельно взятом колхозе, селе или деревне праздники проходят куда скромнее, и все зависит от организаторов, главы сельского поселения, директоров, председателей, руководителей организаций находящихся здесь.
В деревне Ушур где мы побывали на празднике как, наверное, везде началось с того, что перед народом выступил один из руководителей ЗАО “Развитие”, затем чествование передовиков колхоза, концерт и каша. Каша нынче удалась на славу, многие бегали за добавкой.
На деревенский праздник Гербер приезжали гости из Игринского района, выступили со своей программой, пели, развлекали, веселили публику. Работниками Ушурского дома культуры были организованы игры и аттракционы с призами. До позднего вечера продолжался праздник, всем было весело, пели, плясали, каждый нашел себе развлечение по душе.
Следующая загадка
Живые традиции народов России вернуться к странице
Живые традиции народов России запись закреплена
УДМУРТСКАЯ МАСЛЕНИЦА
Катание в масленицу, валяние в снегу, обрядовая трапеза с патронимическим коллективом или соответствующей половозрастной группой, "угощение" умерших сородичей знаменовали конец долгого и трудного зимнего периода, наступление весны с ее заботами. Первоначально они имели магический характер и были призваны обеспечить получение нового урожая. Впрочем, в XX в. над магическим смыслом этих обрядов уже не всегда задумывались, а просто развлекались, веселились.
На масленой неделе или даже после нее в дни поста устраивали мытье мотов пряжи (шорт миськон), для чего созывали родню. Моты пряжи, замоченные в зольном щелоке, возили мыть к реке. Вернувшись оттуда, переодевались, и начиналось угощение, после чего сидели и пели песни. Как всегда, собирались и зрители посмотреть гостей, послушать песни. Когда мытье заканчивалось во всех домах, устраивали деревенский праздник. Женщины при гулянии из дома в дом носили с собой прялки – орудие для изготовления пряжи. После проводов масленицы наступал семинедельный великий пост, в течение которого крестьяне готовились к полевым работам.
В эту пору приятным для молодежи занятием было беление холстов (дэра гужатон), ассоциировавшееся с веселым времяпрепровождением. Сотканные зимой холсты ранней весной стелили на снег. Время от времени их переворачивали и смачивали водой, мыли и снова стелили. Это продолжалось в течение двух-трех недель. Все это время ночами молодежь караулила их, проводя время неподалеку, развлекаясь играми – традиционным репертуаром устного, народного творчества.
АУК УР «Республиканский Дом народного творчества – Дом молодежи», Ижевск.
Читайте также: