Кочек о я загадки рокотова возрожденные шедевры
Обновлено: 22.11.2024
Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.
1 320 руб.
КУПИТЬ
Содержание
Содержание
Введение
Глава 1. Основоположник русского портрета
Глава 2. Женский образ в портретах Рокотова в поздний период творчества
Заключение
Список используемой литературы
Список иллюстраций
Альбом иллюстраций
Фрагмент работы для ознакомления
Список литературы [ всего 13]
Список иллюстраций
I.Рокотов Ф.С. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1762-1763г., холст, масло, 96,9x75,8. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
II.Рокотов Ф.С. Портрет неизвестной в розовом платье. 1770 г., холст, масло, 58.8 x 46.7. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
III.Рокотов Ф.С. Портрет А.П. Струйской. 1772 г., холст, масло, 59,8х47,5cм. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
IV.Рокотов Ф.С. Портрет Е.Н. Орловой. 1779 г., холст, масло, 70,5x59. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
V.Рокотов Ф.С. Портрет В.Е. Новосильцевой. 1780 г., холст, масло, 70,5x59. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
VI.Рокотов Ф.С. Портрет В.Н. Суровцевой. Вторая половина 1780ых г.г., холст, масло, 68x52. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
VII.Рокотов Ф.С. Портрет В.Е. Санти. 1785 г., холст, масло, 72 x 56. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
VIII.Рокотов Ф.С. Портрет П.Н Ланской, 1790 г., холст, масло, 53 x 74. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
IX.Рокотов Ф.С. Портрет Ф.А. Воронцовой. 1793 г., холст, масло, 59,5 x 47,5см (овал, вписанный в прямоугольник. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Следующая загадка
В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Лица екатерининской эпохи», посвященная творчеству одного из самых значительных русских художников XVIII века – Федора Рокотова.
О многочисленных неразгаданных тайнах жизни и творчества любимого портретиста не только Екатерины Великой, но и всей дворянской Москвы второй половины XVIII века «Историку» рассказала куратор выставки, доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Людмила Маркина.
Третья выставка
– Проводились ли уже в Третьяковке выставки, посвященные творчеству Федора Рокотова?
– Да, проводились, но это было очень давно. Нынешняя экспозиция будет третьей по счету монографической выставкой произведений Рокотова в нашем музее. Первую, в 1923 году, организовал директор Третьяковской галереи, художник и искусствовед Игорь Грабарь: он стремился возродить в обществе интерес к русской живописи XVIII века и ее крупнейшим мастерам, многие из которых в то время были преданы забвению и почти неизвестны широкой публике. Под руководством Грабаря в конце 1922 – начале 1923 года проводилась выставка, посвященная творчеству Дмитрия Левицкого, а затем появилась экспозиция, повествующая о Рокотове. Планировалось также устроить выставку полотен Владимира Боровиковского, но, к сожалению, этот замысел Грабарю осуществить не удалось.
Однако и то, что Игорь Эммануилович сумел сделать, впечатляет. Вообразите: только что закончилась Гражданская война, Москва еще не полностью оправилась от разрухи, а Третьяковка выставляет картины Левицкого и Рокотова! Тогда речь шла в основном об экспонатах из Московского региона: более широкую географию в тех условиях охватить было затруднительно (даже доставить полотна из Петрограда не представлялось возможным). Были изданы небольшие выставочные каталоги без иллюстраций, которые, несмотря на свое скромное качество, имеют немалую ценность.
Ведь это самая первая персональная выставка Рокотова, при подготовке к которой его наследие, хранящееся в Третьяковской галерее, было систематизировано и исследовано (пусть и не слишком основательно на тот момент). А самое главное – был поставлен вопрос о месте творчества художника, его истоках и роли в живописи, намечены векторы к собиранию рокотовских полотен.
Малоизвестный художник, которого в то время знал даже не каждый специалист, был переведен в разряд наиболее значительных русских мастеров XVIII века. Помимо Третьяковской галереи экспозицию, посвященную Рокотову, в 1925 году организовал Русский музей – преимущественно на своем материале, который не был задействован двумя годами ранее в Москве. Правда, результаты той выставки были скромнее, к тому же не был издан каталог.
– А вторая московская выставка?
– Она называлась «Федор Рокотов и художники его круга» и прошла в 1960 году. Уникальная по своему составу экспозиция формировалась не только из музейных собраний РСФСР – она включала полотна из музеев Узбекской, Казахской ССР и других союзных республик; это были работы, связываемые с именем Рокотова (некоторые отнесены к его наследию с долей сомнения и предположительно). Сегодня повторить такой опыт мы не могли бы при всем желании – ни по составу, ни по количеству экспонатов, ни по географии. Потому что нет уже той страны…
– Какова основная концепция нынешней выставки? Насколько я понимаю, вы стремились показать не только Рокотова, но и екатерининскую эпоху в целом.
– Эта выставка историко-художественная, затрагивающая во многом усадебную тему. Например, портреты Николая и Александры Струйских кисти Рокотова до революции были вывешены в Рузаевке – и на выставке представлены сохранившиеся изображения этой усадьбы из коллекции Исторического музея. Также можно познакомиться с видами усадьбы Отрада, где находились портреты Орловых, с пейзажами Москвы, выполненными Франческо Кампорези во второй половине XVIII века, с видами Петербурга на гравюрах середины XVIII века – все это разнообразит экспозицию.
Экспонаты для нее, помимо Третьяковской галереи, предоставили Исторический музей, Эрмитаж, Русский музей и Тверская картинная галерея. Наконец, в залах звучит музыка зарубежных и русских композиторов XVIII столетия, что позволяет еще глубже погрузиться в рокотовскую эпоху.
– Насколько хорошо сегодня прослеживается исследователями жизненный путь Рокотова? Можно ли считать, что его биография достаточно изучена?
– Здесь по-прежнему остается очень много вопросов. Фактически о наиболее важных моментах его биографии можно говорить только в форме версий и предположений. Скажем, мы до сих пор не знаем точной даты появления Рокотова на свет. Рассматриваются 1732, 1735 и 1736 годы, но ни один из этих вариантов не может считаться неопровержимо доказанным. По исповедным книгам московской церкви Никиты Мученика на Старой Басманной получается 1736 год, однако использованная в документе формулировка весьма расплывчата и не позволяет однозначно утверждать, что интересующая исследователей запись относится именно к художнику Федору Рокотову.
Коронационный портрет Екатерины II. 1763
На той же Старой Басманной улице есть небольшой усадебный флигель – двухэтажное каменное здание, в котором, как предполагалось много лет, была мастерская Рокотова в 1780-х годах. Однако теперь и эта версия подвергается сомнению: согласно последним исследованиям, дом поначалу был одноэтажным, а второй этаж появился позднее, да и вообще впервые упоминается это здание в 1803 году, когда Рокотов, как известно биографам, жил уже на Воронцовской улице. Существовал ли дом при нем или появился позже – этот вопрос пока остается без ответа.
Портрет неизвестной в розовом платье. 1770-е
– Происхождение Рокотова по-прежнему дискуссионная тема?
– В советское время его рассматривали как крепостного художника, что вполне укладывалось в официальную идеологию тех лет. Однако найден лишь документ об освобождении от крепостной зависимости его брата и племянников, а не его самого.
Существует и другая версия, согласно которой Рокотов – незаконнорожденный сын князя Петра Репнина. Именно протекция князя, по мнению биографов, могла послужить причиной «карьерного взлета» художника в Петербурге. Но давайте попробуем сопоставить предполагаемые годы рождения Рокотова с биографией князя Репнина: в 1732 году последнему около 12 лет (и он явно не мог еще быть отцом), а в 1735 и 1736 годах Репнина не было в усадьбе Воронцово, где, как считается, родился будущий портретист. Наконец, еще одна деталь: в браке у Репнина детей не было, а потому не исключено, что князь был бесплоден. Все это заставляет нас усомниться в гипотезе, выглядящей на первый взгляд стройной и убедительной.
Портрет А.Г. Бобринского в детстве. Сер. 1760-х
Рокотов был единственным из русских художников, кому позировала сама императрица Екатерина II
Таким образом, все предположения относительно происхождения Рокотова перечеркиваются и ни одно из них нельзя считать до конца достоверным. И выстроенная легенда, и более-менее реконструированная биография художника в результате последних исследований рассыпались как карточный домик, оставив множество загадок специалистам. Поэтому основная задача исследователей жизни и творчества Рокотова сегодня – это поиск новых документов, способных пролить свет на многие тайны.
– А что можно сказать о его учителях? Под чьим влиянием формировался творческий гений Рокотова?
– Попав в Петербург, Рокотов оказался в только что открытой в 1757 году Императорской Академии художеств, где он состоял в самом первом наборе. Тогда Академия размещалась в доме Ивана Шувалова на Садовой улице и главными ее преподавателями стали приглашенные художники и скульпторы из Франции и Италии. Наибольшее влияние на юного Федора Рокотова оказали Луи-Жозеф Ле-Лоррен и Пьетро Антонио Ротари, о чем говорят его первые работы.
Кстати, Ротари особенно прославился как раз портретами, выполненными при дворе императрицы Елизаветы Петровны, – эту «специализацию» и манеру письма он во многом сумел передать своему ученику.
Есть также предположения о связи Рокотова с мастерской Ивана Аргунова, но об этом пока можно говорить лишь как о версии. Высказывалась и гипотеза о том, что Рокотов был учеником иконописцев. Основанием для этого стала прорись головы Архангела из Деисуса, найденная в Русском музее, с фрагментарно сохранившейся надписью на обороте листа:
«Федора [Р]окотова», а под самим изображением имеется надпись почерком XIX века: «Петра Саутнова из Палеха».
Однако надпись на обороте могла быть и владельческой.
Портрет А.П. Струйской. 1772
ПОРТРЕТ
Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.Ты помнишь, как из тьмы былого,Едва закутана в атлас,С портрета Рокотова сноваСмотрела Струйская на нас?Ее глаза – как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Ее глаза – как два обмана,Покрытых мглою неудач.Соединенье двух загадок,Полувосторг, полуиспуг,Безумной нежности припадок,Предвосхищенье смертных мук.Когда потемки наступаютИ приближается гроза,Со дна души моей мерцаютЕе прекрасные глаза.
Николай Заболоцкий, 1953 год
– Почему Рокотов покинул Петербург, где он не просто снискал славу среди первых лиц империи, но и был удостоен похвалы самой императрицы? Что двигало им при возвращении в Москву?
– Прямого и точного ответа на этот вопрос тоже не существует. Можно предположить, что он конфликтовал с президентом Академии Иваном Бецким, не одобрявшим ведение академиками, коим стал Рокотов, частной практики. Ведь не каждый художник создан для педагогической деятельности, она предполагает много административной и весьма рутинной работы.
Между тем членство в Академии гарантировало постоянный заработок, который молодому живописцу был необходим на начальном этапе. Со временем Рокотов приобрел известность и стал получать достаточно много заказов, что позволило ему работать в качестве свободного художника – по всей видимости, это и было его целью.
«Рокотов за славою стал спесив и важен» – так отозвался о нем в это время Богдан Умский, состоявший в Московском Опекунском совете и организовавший создание целой серии портретов попечителей Воспитательного дома в Москве. В конце 1766 года Рокотов уехал из Петербурга: во-первых, подальше от Академии, а во-вторых, к большему количеству заказов, которое ему могли предложить представители старомосковской аристократии.
Дом Рокотова на Старой Басманной улице в Москве. Согласно последним исследованиям, версия о том, что художник жил в этом доме, подвергается сомнению
Портрет неизвестного. 1757. Предположительно автопортрет Федора Рокотова
Герои в тумане
– Кстати, о заказах. Кто чаще всего появлялся на портретах кисти Рокотова? Кому он отдавал предпочтение?
– Проще сказать, кто на них не появлялся. Так, Рокотов никогда не писал портреты деятелей церкви – в отличие от Левицкого или Боровиковского. Практически нет у него и купеческих портретов. Основные его герои – представители московского дворянства, которые, не в пример петербургским аристократам, желали видеть не столько официальный портрет, сколько созданный художником «камерный», неформальный образ. Рокотов мог написать такой портрет, который нравился бы заказчику, но при этом он не приукрашивал действительность.
Посмотрим, допустим, на «Неизвестную в розовом платье»: у нее неправильные черты лица, нет точеного профиля, она предстает «очаровательной дурнушкой», которой Рокотов смог придать обаяние. У Левицкого и Боровиковского подход совсем иной.
У Рокотова мы не найдем ни одного портрета смеющегося человека, с открытыми эмоциями – все выполнено на полутонах. Его с уверенностью можно назвать «мастером тонов», потому что он умел сочетать тончайшие градации тонов – в этом особенность его творчества, которой нет у его современников.
И самое главное, Рокотов не прибегал к контрастности, предпочитая почти сливать изображение прически героя с фоном. Силуэт тем самым утрачивал свою линию, словно расплываясь в тумане. В отличие от Левицкого, у которого все выписано, вплоть до мельчайшего узора на кружеве платья, Рокотову не важна ткань – бархат или сукно, он не стремился поразить зрителя блеском и мастерством передачи деталей. Напротив, эта «расплывчатость» стала своего рода «знаком» Рокотова. И судя по тому, что заказы к нему продолжали поступать, такая манера пользовалась определенной популярностью.
Портрет графа И.И. Шувалова. 1760
Мы не знаем рокотовского автопортрета. «Портрет неизвестного», подписанный мартом 1757 года, до сих пор вызывает жаркие споры о том, кто же на нем изображен. Но я уверена, что автопортрет Рокотова существует – в то время было принято их писать. Просто мы его еще не обнаружили или не атрибутировали.
Кстати, есть у художника и детские портреты – Алексея Бобринского, великого князя Павла Петровича. Ему отлично удавались детские и юношеские портреты, когда у героя полотна «все впереди», когда в его облике словно можно прочитать, насколько он еще полон надежд.
И конечно, не стоит забывать, что Рокотов был единственным из русских художников, кому позировала сама императрица Екатерина. Тот же Левицкий, создавая ее портрет, работал «а-ля Ротари», «а-ля Рокотов», «а-ля Лампи». Недаром и Екатерина, которой не понравился ее портрет кисти Александра Рослина (изобразил «шведской кухаркой, грубой и простой», как она сама выразилась), в дальнейшем повелела другим портретистам писать лицо ее «как у Рокотова». Как это могло случиться, что только он один из русских художников удостоился такой чести? Еще один вопрос без ответа…
В XIX веке Рокотов оказался совершенно забыт. Павел Третьяков был одним из первых русских коллекционеров, сумевших разглядеть талант Рокотова
– На ваш взгляд, насколько хорошо мы сегодня представляем себе Рокотова и его наследие? Ведь его имя достаточно долго, вплоть до начала ХХ века, было практически забыто. Можно ли сказать, что теперь мы открываем художника заново?
– Да, в XIX веке Рокотов оказался совершенно забыт. Павел Третьяков стал одним из первых русских коллекционеров, сумевших разглядеть талант Рокотова. В 1892 году он купил «Портрет Александра Михайловича Римского-Корсакова в юности». Немало сделал для нового открытия этого художника и Сергей Дягилев, устроивший в 1905 году в Таврическом дворце Историко-художественную выставку русских портретов, где было уделено внимание и Рокотову. Но настоящее исследование его наследия началось лишь в 1920-е годы, после первой персональной выставки.
Хочется надеяться, что экспозиция, открывшаяся в Третьяковской галерее в этом году, станет еще одним шагом на пути к познанию жизни и творчества Федора Рокотова и, возможно, позволит найти ответы на огромное количество вопросов, которые до сих пор продолжают возникать у исследователей и специалистов. Ведь там, где нет фактов, начинаются фантазии – будем надеяться, что все же факты победят.
Беседовал Никита Брусиловский
Выставка «Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи»продлится до 24 апреля 2016 года
Адрес: Лаврушинский переулок, д. 12 (Инженерный корпус)
Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00 (кассы и вход на экспозицию до 17:00); четверг, пятница, суббота – с 10:00 до 21:00 (кассы и вход на экспозицию до 20:00); понедельник – выходной
Почему вспомнили творчество Рокотова?
Спустя некоторое время манера Рокотова уже считалась устаревшей, к его произведениям пропал интерес. Лишь в конце XIX века этот художник, который как будто угадал идеи импрессионистов, был открыт заново любителями живописи. Интерес к портретам кисти Рокотова особенно усилился после выставки 1905 года в Таврическом дворце Петербурга, организатором стал Сергей Дягилев. Среди более чем двух тысяч произведений достойное место на выставке заняли и картины Рокотова. С тех пор все больше его произведений появлялось в русских музеях.
Ф.С. Рокотов. Портрет А.П. Струйской
А один из портретов кисти Рокотова был увековечен в стихотворении Николая Заболоцкого 1953 года «Портрет».
«… Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач…»
По одной из версий, на портрете, получившем название «Портрет неизвестного в треуголке», первоначально была изображена Александра Струйская
Эту картину называли «русской Джокондой», а Александра Струйская, сумев благодаря художнику лишь правильно посмотреть с портрета на зрителя, вошла в историю, практически ничем другим себя в жизни не проявив. При всей романтичности образа, жизнь этой женщины была вполне прозаична. Дочь пензенского дворянина, Александра Озерова вышла замуж за земляка Струйского, который прославился своим неудержимым графоманством, открытием типографии и восторженным почитанием Екатерины II. В имении Струйского хранилась копия коронационного портрета императрицы, выполненная сами Рокотовым. Когда в 1796 году Екатерина скончалась, ее Струйский не перенес горя и умер от удара через две недели.
Ф.С. Рокотов. Портрет Н.Е. Струйского
Александра Струйская осталась вдовой, наследницей немаленького состояния мужа и главой большой семьи – всего в браке родилось восемнадцать детей, десять из них умерли во младенчестве. Красавица с портрета Рокотова прожила 86 лет, она отличалась довольно крутым нравом по отношению к крепостным крестьянам, но приняла участие в воспитании незаконнорожденного отпрыска своего сына, ставшего потом поэтом Александром Полежаевым. Впрочем, в юности, когда создавался знаменитый портрет, Александра Петровна, по общему мнению, была исключительно очаровательной и нежной особой.
Ф.С. Рокотов. Портрет неизвестной в розовом платье
Среди портретов Рокотова остается множество тех, на которых изображены не известные современным исследователям персонажи, установление их имен - интересная задача для искусствоведов и историков будущего.
Рокотов был из тех немногих, кто пользовался доверием Екатерины II - не случайно он был посвящен в тайну рождения Алексея Бобринского. А вот камердинер императрицы, воспитавший ее сына, однажды поджег ради своей государыни свой дом.
Что известно о художнике Рокотове?
Оказав своим современникам и потомкам неоценимую услугу, запечатлев на холстах бесчисленное количество петербургских и московских дворян, сам художник оставался «за кадром», в тени. И теперь о Рокотове известно совсем немногое. Неясно его происхождение – не то он был дворянином, не то – выходцем из крепостных. Второе гораздо вероятнее, поскольку имеются документы, подтверждающие выкуп художником двух его племянников, сыновей брата Никиты.
Портрет молодого человека в гвардейском мундире - вероятный автопортрет Федора Рокотова
Федор Степанович Рокотов родился в середине тридцатых годов XVIII века в подмосковном имении князя Репнина Воронцово. Петр Репнин, хозяин поместья, известен тем, что был камергером при императоре Петре III. В браке с Марией Ивановной Головкиной детей не было. Вполне вероятно, что Федор Рокотов был внебрачным сыном князя, а потому он получил вольную и пользовался, по-видимому, поддержкой Репнина в устройстве дальнейшей судьбы.
В пятидесятых годах Федор Рокотов отправился в Петербург, где оказался под протекцией Ивана Ивановича Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы, мецената и основателя нескольких учебных заведений. Возможно, учился будущий художник в Сухопутном Шляхетском корпусе, но очень скоро он стал учеником Академии художеств.
Ф.С. Рокотов. Портрет И.И. Шувалова
В манере Рокотова нельзя не увидеть влияние европейских мастеров, предполагается, что учили художника иностранные живописцы – Луи Токке, Пьетро Ротари, Луи ле Лоррен. В 1760 году Рокотов был зачислен в Академию, а спустя три года получил самый, пожалуй, значимый заказ в своей карьере – написать коронационный портрет Екатерины II.
Ф.С. Рокотов. Портрет Екатерины II
Портрет очень понравился императрице. Без льстивых попыток угодить венценосной заказчице Рокотов смог показать Екатерину такой, какой она была или, во всяком случае, какой себя видела: властной, но великодушной, уверенной в своих силах правительницей огромной державы. Уже в 1765 году художник сам преподавал в главном учебном заведении Петербурга, получив звание академика. Посыпались просьбы написать портрет – за щедрое вознаграждение. По-видимому, из-за того, что учителям Академии не разрешалось брать частные заказы, Рокотов уехал из столицы в Москву, в город, не избалованный блестящими живописцами, а потому принявший Рокотова с распростертыми объятиями.
Рокотов написал множество портретов членов императорской семьи, в том числе сыновей Екатерины - Алексея Бобринского и Павла Петровича
Следующая загадка
Отписаться можно в любой момент.
Благодаря этому художнику отечественная история второй половины XVIII века становится иллюстрированной. Картины Рокотова – это и знакомство с теми, кто играл важную роль в общественной жизни того времени, и шанс увидеть власть имущих с «человеческой» стороны. Отличались ли эти портреты исключительным сходством с оригиналом? По-видимому, нет – ведь иначе Рокотов не пользовался бы таким успехом у своих современников.
Главный портретист Москвы
В манере Рокотова замечали что-то схожее с самим Леонардо да Винчи – та же неопределенность, мягкость, дымка. Живописец отказался от распространенного в те времена влияния рококо, диктовавшего, помимо прочего, смакование роскошных элементов наряда, тщательность в изображении деталей, изысканность и пышность. Портреты кисти Рокотова – домашние, интимные, теплые. Центром внимания становится лицо человека, отражение его внутренней жизни – прочее для художника не кажется значимым.
Ф.С. Рокотов. Портрет А.М. Римского-Корсакова в юности
О Рокотове сохранилось на удивление мало записей, несмотря на его популярность как портретиста. Тем не менее нетрудно догадаться: раз представители дворянской Москвы снова и снова обращались к нему за портретами, значит, этот художник изображал заказчиков и их домочадцев не просто достоверно, он умел передать лучшее, что было в характере человека, сидящего напротив художника. Заказчики нравились себе такими, какими их видел Рокотов.
Ф.С. Рокотов. Портрет Тютчева (из серии портретов попечителей московского Воспитательного дома)
В мастерской художника могло находиться до пятидесяти неоконченных картин одновременно, при том что работал художник не меньше месяца над каждым портретом. Скорее всего, в создании произведений участвовали и ученики Рокотова. Один портрет стоил пятьдесят рублей – во много раз меньше, чем взяли бы за эту работу европейские мастера-живописцы. С конца шестидесятых до начала девяностых годов XVIII века Рокотов написал практически всю дворянскую Москву, получая заказы на портреты целых семей и родов.
Ф.С. Рокотов. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве
Из-за несовершенства грунта фон рокотовских портретов имеет свойство темнеть со временем, а реставрация его картин – дело довольно сложное. Но этот полумрак стал одной из характерных черт произведений художника. Со временем его манера письма изменилась, образы стали более отчетливыми, тона – яркими, портреты – нарядными. Стали заметны тщательно выписанные шелка и кружева, а лица на портретах приобрели новые черты – надменности, высокомерия.
Ф.С. Рокотов. Портрет В.Е. Новосильцовой
Скорее всего, художник так и не создал семью, детей у него не было. В 1776 году он добился вольной для двух своих племянников, воспитал их, устроил им военную карьеру. Известно, что среди учеников Рокотова были и крепостные, которым он уже в свою очередь оказывал покровительство. О последних годах жизни художника и вовсе ничего не известно. Он умер в 1808 году в Москве.
Читайте также: