Классификация загадок по аникину

Обновлено: 22.11.2024

В сборниках публикуется огромное количество загадок. Многие авторы таких сборников для удобства обзора материала предлагают классификацию по темам. Объясняется это ещё и тем, что загадка предметна по своей сути.

В. В. Митрофанова предлагает такую классификацию:

Загадки о явлениях природы, небе, земле, воде.

Загадки о растениях: а) встречающихся в лесу и на лугах, б) в саду и огороде.

Загадки о рыбах, земноводных, пресмыкающихся.

Загадки о насекомых.

Загадки о птицах.

Загадки о животных.

Загадки о человеке:

а) о внешнем виде человека, частях его тела,

б) о родственных отношениях, о семье,

в) об одежде и украшениях,

г) о пище и питье,

д) о средствах передвижения.

Загадки о трудовой деятельности человека:

а) о посеве и обработке хлеба, пашне, покосе,

б) о занятиях и ремёслах.

9.Загадки о жилище:

а) о деревне, дворе, дворовом хозяйстве,

б) о крестьянской избе,

в) об отоплении и освещении,

г) об убранстве дома,

д) о посуде и утвари.

10. Загадки о музыкальных инструментах.

11. Загадки о грамоте, письме, книге, почте, буквах алфавита.

12. Загадки о времени, смене дня и ночи, годе и т.д..

13. Загадки о предметах, связанных с религией.

14. Шутки, шарады.

В. И. Чичеров классифицирует загадки по форме, опираясь на их происхожде-ние. Он выделил четыре группы: метафорические, звукоподражательные, арифметические и шуточные.

Метафорические или аллегорические – наиболее древний вид загадок, в них описываются, в основном, явления природы, времена года:

Весь мир покрыла.

На улице рубашка, в избе рукава.

В их основу легло познание окружающей действительности, требующее наблю-дательности, сообразительности и упражняющее в сравнении и сопоставлении

предметов и явлений окружающего мира.

Звукоподражательные загадки построены не на смысловом, а на звуковом образе. В этих загадках ключом к отгадыванию является звуковой образ:

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: « Ку-ку…

Таким загадкам свойственна богатая и многообразная звукопись – в них ча-

сто встречаются аллитерации и ассонансы:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

На семьдесят дорог,

Никто его не подберёт.

частое повторение звуков р, с, а, о создаёт звуковую картину звенящего, ба-

Арифметические - дают обычно одну цифру и указывают соотнесение с ней других величин, которые надо определить:

Летела стая гусей. Одного убили.

Сколько гусей осталось?

Шуточные - позже других возникшая группа, так как это пародия на сам жанр загадки. Они повились тогда, когда появилось и развилось отношение к загадкам, как к забаве, развлечению, шутке. Многие шуточные загадки построены на обманчивом звучании вопроса:

Отчего утка плавает?

Слияние в устном произношении слов «от чего» воедино («отчего») даёт

другой смысл вопросу. Поэтому ответ: »от берега» звучит неожиданно.

В. П. Аникин предлагает классификацию загадок по форме и приёму создания

образа в загадке.

1. Описательные - метафора,

без сравнения (без названия предметов).

2. Олицетворение – олицетворение,

без собственных имён.

4. Речь от первого лица.

5. Вопрос - вопрос в скрытой форме,

- вопрос в явном виде.

Классификацию по типам и приёмам описания предлагает Ю. Г. Илларио-нова. Она выделяет 4 признака загадки:

По содержанию это замысловатое описание, которое надо расшифровать.

Описание оформляется в виде вопросительного предложения.

Описание даётся лаконично.

Загадке свойственен определённый ритм.

Далее Ю. Г. Илларионова рассматривает разнообразие приёмов описания по выдвинутым признакам.

Ещё одну классификацию – по структуре предлагает тот же автор, рассматри-вая используемые грамматические и лексические средства с целью «надёжнее «упрятать» объект речи»1:

Содержание передаётся одним простым предложением - вопросом.

Вопросительное предложение находится в начале загадки.

Вопрос – в конце загадки.

Загадка оформляется с помощью простых и сложных повествовательных предложений (вопрос присутствует в скрытой форме)

Похожие статьи

Использование загадок как средства развития речи.

Существует несколько видов загадок: загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или

При отгадывании загадки перед детьми ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Загадки как средство развития связной доказательной речи детей.

‒ загадке часто присущ ритм. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность

Необходимо использовать игры, которые способствуют обучению детей отгадыванию загадок на основе двух способов доказательства отгадки с опорой на модель.

Развитие речевого творчества старших дошкольников.

Доказательством этому могут служить два факта. Во-первых, наблюдаемое у детей в возрасте от двух

Следовательно, для отгадывания и сочинения загадки требуются определенные

Старшие дошкольники узнали, что загадка описывает предмет, не называя его; проверяет.

Организация дидактической игровой деятельности дошкольников.

К игровым приемам относят загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровых ситуаций» [3].

Через загадывание загадок дети учатся осознавать наличие связей между явлениями и предметами, познают ранее неизвестные.

Педагогические условия развития речи-рассуждения детей.

Рассуждения, как наиболее сложная форма монолога — это логическое изложение материала в виде доказательства.

Было проведено исследование, в котором использовались следующие методы: беседы с детьми, отгадывание детьми загадок.

Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами.

Загадка – «это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать

Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок.

Занимательный материал — это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности.

История и изучение народных загадок в отечественном.

В определении загадки, сформулированном В. П. Аникиным, загадка являет собой «поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью

Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.

Следующая загадка

Анализ учебных программ и литературы о специфике жанра загадки, об особенностях литературного развития младших школьников. Использование полученных знаний в самостоятельном речевом и литературном творчестве. Специфика методики отгадывания загадки.

Рубрика Педагогика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 08.11.2011
Размер файла 66,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Литературное развитие - один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников.

«Цели литературного образования: ввести ребёнка в мир культуры, познакомить с языком культуры, сделать не только потребителем, но созидателем духовных ценностей».

Литературное развитие как учебный процесс предполагает развитие « способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями» и развитие собственного литературного творчества детей.

На уроках чтения младшие школьники изучают лучшие произведения детской литературы. Истоки детской литературы в сказочном волшебном царстве устного народного творчества. Русский фольклор богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка - одна из её ярчайших жемчужин.

Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.

Художественные образы загадок не только знакомят с языком народной литературы, но и помогают созданию художественной картины мира, тем самым выполняя не только познавательную, но и эстетическую функцию литературы. Эстетическое воспитание осуществляется путём выявления и использования средств эстетического содержания, что позволит детям взглянуть на мир и человека в нём с художественной стороны, облагородит личность ребёнка, поможет общему и литературному развитию.

При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству, а это является основой творческой деятельности. Сочиняя загадки, дети выражают себя, свой внутренний мир, формируют себя как личность, развивают свою речь, как устную так и письменную. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение также развивает речь и способствует формированию коммуникативных способностей.

Тайный условный язык загадки заставляет рассуждать, соображать, пристально всматриваться в окружающую действительность, находить поэзию в самых простых вещах. « Ни для какого жанра, кроме загадки, пишет В. Митрофанова, не представляет интереса простой сучок в бревне или доске, заслонка русской печи, оконное стекло, ледяная сосулька, свисающая с крыши, ковш в воде, иголка, ножницы и т.п. А загадка <. > умеет включить этот будничный мир мелочей <. > в яркую систему образов». Загадки дают представление не только о быте, но и о культуре нашего народа , о его истории. . В загадках обращается внимание на близкие и дорогие детям понятия: семья, дом, Родина, родная природа, человеческие взаимоотношения, интерес к родному языку. Это определяет духовное развитие детей.

Педагогическая направленность народных загадок очевидна, все вышеперечисленные особенности, характеристики и признаки загадки определяют её богатые дидактические возможности.

Великие отечественные педагоги - К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой применяли этот жанр для обучения детей чтению, для их развития, воспитания. Авторы учебников чтения применяли загадки. К. Д. Ушинский писал: » Загадку я помещал <…> для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение». В “Азбуке” Л.Н. Толстого широко применены загадки, отражающие быт крестьянина, русскую природу.

В наше время возможности загадки для развития детей возрастают в связи с тем, что загадка, бывшая некогда фольклорным жанром стала жанром литературным. Авторы современных загадок сохраняют и продолжают традиции русского фольклора, в новых загадках отражаются предметы и явления, окружающие современного ребёнка, природа, близкий и знакомый ребёнку мир.

Учитывая актуальность проблемы, мы выбрали тему исследования: “ Литературное развитие младших школьников при изучении загадок”.

Цели исследования: Проанализировав научную и методическую литературу, выявить методические условия, способствующие литературному развитию младших школьников при изучении загадок.

Объект исследования: Процесс изучения загадки как жанра в научной литературе и школьной практике.

Предмет исследования: Методические условия, способствующие литературному и речевому развитию младших школьников на материале загадки.

1.Анализ учебных программ по чтению в начальной школе.

2. Анализ литературы о специфике жанра загадки, об особенностях литературного развития младших школьников в контексте исследования.

3. Выявить уровень представлений детей о понятии “загадка”, о загадке как жанре литературы.

4.Обучить выявлению жанровых особенностей загадки, приёмов построения в ней художественных образов.

5. Использование полученных знаний в самостоятельном речевом и литературном творчестве.

6. Обучение методике отгадывания загадки.

7. Определение изменения уровня знаний и умений младших школьников после экспериментального обучения.

1. Наблюдение за работой учащихся на уроках чтения.

Творческие задания, сочинения по аналогии с литературным образцом.

Опытно-экспериментальная работа на базе школы Невского района № 569 г. СанктПетербурга.

Изучение загадки как литературного явления, её структуры и формальных особенностей способствует литературному развитию младшего школьника, помогает освоить такие сложные явления литературного произведения как сравнения, метафора. Литературное развитие младших школьников может быть эффективным в процессе изучения загадок при соблюдении следующих условий:

1.Взаимосвязь языкового образования и литературного развития.

2.Обеспечение правильности понимания жанровых особенностей загадки.

3.Использование методики выявления жанровых особенностей загадки, её художественных средств.

4. Сочетание изучения загадки с творческими заданиями, использование полученных знаний при сочинении загадок, в собственной речи.

5. Отбор загадок с учетом возрастных особенностей, интересов учащихся.

учебный литература загадка школьник

Глава 1. Литературоведческий анализ загадки как жанра русского фольклора

1.1 Определение понятия

При определении жанра загадки мы столкнулись с противоречием: с одной стороны никто не ошибётся в отношении жанровой принадлежности загадок, с другой стороны - определений жанра много и порой они противоречат друг другу.

Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А. и Ефрона Е. А. предлагает такое определение: » Загадка, метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдалённое сходство.» .

Большой справочник по литературе так определяет: « Загадка - вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки».

Ожегов С. И. в «Словаре русского языка» толкует смысл слова «загадка» так: «Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке».

Энциклопедический словарь издательства «Большая советская энциклопедия»:

«Загадка, замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой и занимательной форме, иногда стихотворной».

Литературоведы по-разному определяют загадку как малый жанр устного народного творчества. « Загадка иносказательное описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса» писал В. И. Чичеров.3

П.Г. Богатырёв определял так: « Загадка как художественное произведение <…> представляет собой иносказательное изображение предмета или явления на основании черт сходства между скрытым предметом и тем, который его заменяет».4

У А. Квятковского своё определение: « Загадка замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде. Загадка является своеобразной формой остраннения и строится обычно на принципе замедленной метафоры(вернее симфоры), каламбурного алогизма и затруднённого параллелизма».

Аристотель определял загадку как хорошо сформулированную метафору.

В.П. Аникин писал: «Определяя загадку по существу её жизненного назначения, по её смыслу, можно сказать, что загадка это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на поэтическую красоту и богатство предметно-вещественного мира».

М.А. Рыбникова утверждала: »Загадки в их тематике образуют круг примитивного мироведения <…> загадка, давая конкретный предмет, опознаёт его в его происхождении, в его назначении и в диалектике его жизни. Загадка играет соединением предметов, их взаимодействием, соотношением. Свежая, сохранившаяся загадка звучит повествованием, диалогом, встаёт метонимией или метафорой».

У Митрофановой В.В.: «Загадка - краткое, требующее отгадки, опирающееся на иносказание ( чаще всего метафору во всех её проявлениях ) поэтическое произведение о явлениях природы и предметах, окружающих человека в его повседневной жизни и труде».

Сам народ придумал такую краткую и чёткую формулу: « Без лица в личине». Предмет загадывания - «лицо» скрыт под личиной, то есть иносказанием.

Из вышеприведённых примеров видно, что конкретное определение загадки как жанра вопрос не простой. Попытка дать более развёрнутое понятие загадки, чем у Ожегова, неизбежно суживает круг явлений, которые относятся к загадкам. Поэтому как основное, универсальное возьмём определение Ожегова: «изображение или выражение, нуждающееся в разгадке». Хотя в практике нас будут интересовать те загадки, которые можно определить как краткое иносказательное, требующее отгадки, ритмичное, часто рифмованное поэтическое произведение о предметах и явлениях, близких человеку, описывающее предмет загадывания обычно при помощи метафор, сравнений.

Большую роль в таких загадках играют звуковая организация образа, ритм, рифма. «Ритм создаётся и созвучием слов при произношении и всем интонационным рисунком фразы».

Лаконизм в загадке «достигается преодолением описаний, пропуском отдельных членов предложений и союзов».

Главным жанровым признаком загадки является требование отгадать её. Это и интригует детей. Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие, приближаясь к игре. А в игровой ситуации учащиеся начальных классов и осваивают сложные литературоведческие понятия. Поэтому на данном этапе мы и не рассматривали математические загадки, загадки - шутки, загадки - шарады.

1.2 Эволюция загадки и процесс ее изучения

Русские народные загадки не раз привлекали внимание учёных, но часто интересовали как подсобный материал при изучении различных общих проблем. А.Н. Афанасьев рассматривал загадку в связи со сказаниями и мифами древних славян. «Народные загадки, писал он, сохранили для нас обломки старинного метафорического языка». Исследуя «поэтические воззрения на природу», в качестве примеров, подтверждающих отдельные выводы, он привлекал загадки, параллельно делая наблюдения над образами в них, «писал о том, что в загадках народ запечатлел »свои старинные воззрения на мир»»4, и что “нельзя отрицать связи загадок с тайной речью, но нельзя не замечать и их вхождение в обряд, магического значения в определённых условиях, обрядовых действиях». Ф. И. Буслаев обращался к загадкам в связи с изучением мифологии и относил их к « древнейшему периоду первых проблесков человеческого ума», он утверждал: »Загадка сохранила<…>свой первобытный мифический характер».

Древность загадок не ставилась фольклористами под сомнение, но происхождение их недостаточно ясно раскрыто наукой.

Фольклорист и этнограф Д. К. Зеленин, освещая вопрос о словесных и бытовых запретах, говорил, что знание загадочной речи было обязательным для каждого человека, желающего обеспечить себе и своему роду благополучие и достаток, и что проверка этих знаний становилась одним из обязательных условий принятия юноши в ряды равноправных членов племени.

К середине 17го века загадки были распространены в народном быту и имели языческое, обрядовое значение. Тогда этот самостоятельный жанр подвергался осуждению церкви и правящих кругов. C развитием верования загадка была включена в религиозные обряды и литературу. »Беседа трёх святителей» - про изведение, переведённое с греческого, пришло на Русь через болгарское посредство, в ней вопросы о христианской религии и ответы на них. Возможно, эта книга стала прообразом первых публикаций русских загадок.

Знаменитый путешественник ХYIII-го века С.П. Крашенинников отметил остатки древней тайной речи у русских охотников по соболю: » Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь - востроверхою, бабу - шелухою или белоголовкою, девку простыгою, коня - долгохвостым, корову - рыкушею, овцу - тонконогою, свинью - низкоглядою, петуха - голоногим и прочее; но ныне все, кроме вышеобъявленных слов, оставили». «Загадки, которые мы знаем в поздних записях, иногда содержат в себе эти древние образные «зёрна». Подставное слово «низкоглядая» воспроизведено в загадке про свинью: »По земле ходит, неба не видит». Иногда такое «зерно» прорастает и разворачивается в целый образ. Так, условное обозначение «востроверхая», данное церкви, превратилось в развёрнутое описание:» Плеть плетена вверх сведена о ста углов, о тысяче рублей».

Загадки сохранили в остаточной форме свою прежнюю непосредственную связь с тайной речью. Практическое назначение условной речи древности во-многом объясняет и функции первых загадок. «Весьма ценны данные статьи К.П. Герда, опубликованной в «Трудах научного общества по изучению Вотского края» за 1927 г. К.П. Герд описал вечера загадок, которые ещё можно было наблюдать в удмуртских сёлах в первое десятилетие ХХ в. «Здесь, пишет исследователь, загадки загадываются постепенно расширяющимися, концентрическими кругами предметов и явлений. В центре их стоит человек. Прежде всего начинают загадывать о человеке, функциях его тела; затем о доме и предметах, находящихся в нём, и т.д.<…>Определённый порядок в загадывании облегчал положение тех, кто отгадывал загадки». Сведений о существовании вечеров загадок у русского народа не сохранилось, но важно, что и в русском фольклоре существуют тематические круги загадок. Одно это говорит о системе. Что же касается самой передачи знаний от поколения к поколению, то традиция лежит в основе быта, жизни и труда всех народов мира. Можно с уверенностью предполагать, что и у русских загадки помогали усвоить образную иносказательную систему подставных слов тайной условной речи. Такова первая функция загадок».

Основа наших знаний о загадках - записи 19 - 20 веков. Зачинатели новой поры в собирании и публикации загадок - И.П. Сахаров, И.М. Снегирёв и

В.И. Даль. Сначала загадки публиковали вместе с пословицами . Первым ввёл отдельную публикацию И.П. Сахаров. В 60е годы XIX века издают свои сборники загадок И.А. Худяков и Д.Н. Садовников. Правила записи народных загадок складывались постепенно. Они изменялись с течением времени, но существенных перемен не происходило. Как у В. Даля, у Д.Н. Садовникова расположение материала при издании загадок - по тематике отгадок.

В.И. Чичеров предложил классификацию по художественному строению загадок. Указывать место записи загадки и исполнителя предложила М.А. Рыбникова. В.И. Чичеров писал: » Загадки, как особый жанр народно поэтического творчества возникли в глубокой древности, они были порождены условиями жизни первобытного общества. Основой их явилась общественно-полезная трудовая деятельность людей, в процессе которой человек накапливал опыт и познавал мир. Загадка тренирует сообразительность, умение сравнивать и сопоставлять, а поэтому вошла в обряд испытания зрелости ума человека».1

Вопрос генезиса загадки нельзя считать решённым, тогда как чётко выяснены общественная функция и назначение первых загадок - учить, передавая опыт, тренируя молодёжь в иносказательной речи.

В наше время научно-технического прогресса людям не нужна тайная речь, нет ни бытовых, ни охотничьих запретов, вместе с древними народными обрядами исчезла связь их с загадкой. Теперь загадка как жанр устного народного творчества служит развлечением, игрой и серьёзным помощником в воспитании и обучении.

1.3 Классификация загадок

В сборниках публикуется огромное количество загадок. Многие авторы таких сборников для удобства обзора материала предлагают классификацию по темам. Объясняется это ещё и тем, что загадка предметна по своей сути.

В.В. Митрофанова предлагает такую классификацию:

Загадки о явлениях природы, небе, земле, воде.

Загадки о растениях: а) встречающихся в лесу и на лугах, б) в саду и огороде.

Загадки о рыбах, земноводных, пресмыкающихся.

Загадки о насекомых.

Загадки о птицах.

Загадки о животных.

Загадки о человеке:

а) о внешнем виде человека, частях его тела,

б) о родственных отношениях, о семье,

в) об одежде и украшениях,

г) о пище и питье,

д) о средствах передвижения.

Загадки о трудовой деятельности человека:

а) о посеве и обработке хлеба, пашне, покосе,

б) о занятиях и ремёслах.

9.Загадки о жилище:

а) о деревне, дворе, дворовом хозяйстве,

б) о крестьянской избе,

в) об отоплении и освещении,

г) об убранстве дома,

д) о посуде и утвари.

10. Загадки о музыкальных инструментах.

11. Загадки о грамоте, письме, книге, почте, буквах алфавита.

12. Загадки о времени, смене дня и ночи, годе и т.д..

13. Загадки о предметах, связанных с религией.

14. Шутки, шарады.

В.И. Чичеров классифицирует загадки по форме, опираясь на их происхождение. Он выделил четыре группы: метафорические, звукоподражательные, арифметические и шуточные.

Метафорические или аллегорические - наиболее древний вид загадок, в них описываются, в основном, явления природы, времена года:

Весь мир покрыла.

На улице рубашка, в избе рукава.

В их основу легло познание окружающей действительности, требующее наблюдательности, сообразительности и упражняющее в сравнении и сопоставлении предметов и явлений окружающего мира.

Звукоподражательные загадки построены не на смысловом, а на звуковом образе. В этих загадках ключом к отгадыванию является звуковой образ:

Следующая загадка

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку — значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию. В работе с детьми я использую загадки на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту.

Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию.

Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска.

Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.

Содержание загадки отражает жизни человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта.

Как отобрать загадку для дошкольника?

Важным требованием, является доступность. Детям следует загадывать загадки о тех предметах и явлениях, которые доступны для их наблюдений и понимания. Загадки пробуждают у детей интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в неё, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни, пополняют словарный запас.

Загадки полны познавательного смысла. Они вызывают у ребёнка интерес к миру вещей и явлений. Предметность и конкретность загадки, направленность её на детали жизни делают её приёмом дидактического воздействия на детский ум.

Загадка ставит перед ребёнком вопросы: что, откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребёнком предмет то одной, то с другой гранью, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его значение.

− «Птичка-невеличка, носик стальной, а хвостик льняной»

Эта загадка указывает на признаки внешнего вида иглы с ниткой – размер (птичка-невеличка) и материал, из которого сделаны предметы (носик стальной, а хвостик льняной).

Каждая группа загадок взависимости от их тематики содержит широкий круг сведений об окружающем мире.

В загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерные во внешнем виде предмета:

− «Два кольца, два конца, посередине гвоздик и тот насквозь» (ножницы) – указывают на то из чего сделан предмет.

− «Поля стеклянные, межи деревянные» (оконная рама) — говорит о назначении предмета.

− «Кланяется, кланяется, а придет домой растянется» (топор) – показывает о действии предмета.

Загадки осредствах передвижения тоже указывают на особенности внешнего вида, кроме того, и на скорость и способ передвижения предмета, особенности звучания:

− «Летит, как стрела, жужжит как пчела» (самолет).

Загадки оживотных указывают об их величине:

− «Маленький шарик под лавкой шарит» (мышь);

− «Быстрый маленький зверёк по деревьям скок да скок» (белка).

О форме, длине ног, ушей хвоста:

− «Длинные ушки, быстрые лапки, серый, а не мышь» (заяц);

− «Хвост крючком, нос пятачком» (свинья).

Об окраске животного:

− «Пришла из леса птичница, в рыжей шубке, кур посчитать» (лиса).

Загадки оповадках животных:

− «Зимой спит, летом ульи ворошит» (медведь) – защитные приспособления:

− «Она, как змейка, в траве мелькает, хвостиком виляет. Хвост потеряет — другой вырастает» (ящерица).

− «Под мостиком виляет хвостиком» (рыбка).

В загадках об овощах, офруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида — форму, цвет:

− «Круглое, румяное с дерева достану я» (яблоко);

− «Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет» (колокольчики — цветок).

На вкус и запах плодов:

− «Низок, да колюч, сладок, да пахуч, ягоды сорвешь — всю руку обдерешь» (малина).

Загадки оявлениях природы раскрывают связь и зависимость между явлениями:

− «Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт» (дождь, земля, трава).

Показывают мир в постоянном движении и изменении:

− «Приказало солнце: стой, семицветный мост крутой! Туча скрыла солнца свет — рухнул мост, а щепок нет» (радуга).

Отмечают закономерную последовательность природных явлений в связи со сменой времён года, дня и ночи:

− «Весной вырастают, осенью опадают» (листья);

− «На землю упало пуховое одеяло. Лето пришло — одеяло всё сошло» (снег).

Подобные загадки, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют представление о природе. Но не только умственному развитию служит загадка. Она играет большую роль в воспитании нравственных и эстетических чувств ребёнка. Загадки отражают живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов.

− «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Весной)

− «Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели и пахнет весной» (сосулька)

− «Егорка — Егорка упал в озёрко, сам не потонул и воды не всколыхнул» (месяц)

При отборе загадок для дошкольников я учитываю опыт детей как коллективный, так и индивидуальный.

Не следует предлагать детям загадки разной тематики. Необходимо ограничивать круг предметов, фактов, подлежащих узнаванию, направлять мысль ребёнка в определённую область знаний, подбирать загадки одной тематики.

Тематику загадок желательно связывать с содержанием недавних наблюдений. Это обеспечит направленность детского внимания, большую его сосредоточенность, облегчит работу мысли.

Особенности содержания загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление у детей формировать навыки речи-рассуждения, речи-доказательства.

При отгадывании загадок важен не только результат — правильная отгадка, но и доказательство, т. е умение логически и последовательно путём рассуждения убедиться, что отгадка найдена правильно.

Уметь доказывать — это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать мысль.

Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребёнком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильная.

Существует два различных способа доказательства отгадок.

Первый способ: доказательство начинается с объявления отгадки (тезиса), а после чего следует подтверждение её признаками (доводами).

− «Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?»

Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой, потому что зимой на полях лежит снег, на реках лёд и вьюга завывает».

Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т. е. с рассуждения(доводов), а отгадка (тезис) является логическим выводом.

− «Круглая, да не мяч, желтая, да не масло, сладкая, да не сахар, с хвостиком, да не мышь».

− «Круглыми бывают помидор, репа, редиска. Только помидор красного цвета, редиска розового, репа желтого. Репа и сладкая. А хвостик — это корешок. Значит, это Репа» (тезис).

Затем загадка повторяется несколько раз, чтобы дети лучше запомнили признаки и называют отгадку.

Воспитательные возможности загадки многообразны.

Средствами загадки я стараюсь формировать у детей любовь к народному творчеству, родному языку, образному и точному слову. Загадки я использую как увлекательное средство в обучении и воспитании детей.

  1. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. «1000 загадок». – Ярославль, «Академия развития». 1997 г.
  2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
  3. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1976.
Основные термины (генерируются автоматически): загадка, ребенок, внешний вид, окружающая действительность, доказательство, отгадывание загадок, предмет, хвостик, явление.

Похожие статьи

Использование загадок как средства развития речи.

Существует несколько видов загадок: загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или

При отгадывании загадки перед детьми ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Загадки как средство развития связной доказательной речи детей.

‒ загадке часто присущ ритм. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность

Необходимо использовать игры, которые способствуют обучению детей отгадыванию загадок на основе двух способов доказательства отгадки с опорой на модель.

Развитие речевого творчества старших дошкольников.

Доказательством этому могут служить два факта. Во-первых, наблюдаемое у детей в возрасте от двух

Следовательно, для отгадывания и сочинения загадки требуются определенные

Старшие дошкольники узнали, что загадка описывает предмет, не называя его; проверяет.

Организация дидактической игровой деятельности дошкольников.

К игровым приемам относят загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровых ситуаций» [3].

Через загадывание загадок дети учатся осознавать наличие связей между явлениями и предметами, познают ранее неизвестные.

Педагогические условия развития речи-рассуждения детей.

Рассуждения, как наиболее сложная форма монолога — это логическое изложение материала в виде доказательства.

Было проведено исследование, в котором использовались следующие методы: беседы с детьми, отгадывание детьми загадок.

Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами.

Загадка – «это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать

Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок.

Занимательный материал — это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности.

История и изучение народных загадок в отечественном.

В определении загадки, сформулированном В. П. Аникиным, загадка являет собой «поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью

Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.

Следующая загадка

Загадка – (по В. П. Аникину) мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, простого, ритмически организованного описания какого – либо предмета или явления (специфический народно - поэтический жанр).

Происхождение. Загадки обрели художественную и развлекательную функцию через преобразования изначальных функций. Многие загадки по традиции идут от слов-обозначений, принятых в условной тайной речи, когда, по существовавшим понятиям и представлениям, человек не мог прямо называть вещи и явления. Люди прибегали к иносказаниям, желая скрыть дела, на охоте не называли зверей и орудий охоты, чтобы звери не узнали. Сокрытием тайны стремились обеспечить себе удачный промысел. Д. К- Зеленин в специальной работе осветил вопрос о словесных охотничьих и бытовых запретах.

По убеждению охотника, скотовода и пахаря, в поле, в лесу, на водах и в жилище он всюду сталкивался с враждебной силой, насылающей неудачу, несчастья. Эту силу надо было перехитрить. Знание тайной речи было обязательным для каждого, кто желал обеспечить себе благополучие и достаток. Знание было необходимо и на охоте, и в быту, и в сношениях с другими людьми, и в иных случаях. Обязательным условием принятия юноши в ряды равноправных членов племени наряду с прочим было испытание его знаний: юноше задавали вопросы, правильные ответы разрешали причислять его к умудренным годами взрослым мужам.

Так, например, в Орловском крае и других местах не говорили: «Иду домой». Это означало бы «на погост, на кладбище». Вместо этого говорили: «Иду ко двору» -Загадка о гробе: «Домок в шесть досок» — точно соответствует обыкновению разуметь под "домом погост". У восточных славян много слов, обозначающих радугу. Некоторые из них, по-видимому, перешли в язык из условной речи. У белорусов радуга зовется «веселухой», «поручнем» и «коромыслом». Несомненно, с таким названием радуги связана загадка: «Крашеное коромысло через реку свисло».

Функции загадки: 1. Развитие у человека догадливости/сообразительности

2. открывает поэтическую сторону в прозаических вещах, явлениях.

Древняя функция загадок: усвоить образную систему подставных названий и обозначений, принятых в традиционной условной тайной речи древности.

Предмет загадок: вещественный мир (НО! Никогда не загадывалось родовых понятий: овощ, животное; конкретика)

В загадках отражены представления и понятия обо всем том, что окружает человека в быту. В несомненной связи с подобным толкованием находятся и усмотренные у загадок функции, а также их деление.

Большинство загадок взяли за основу бытовую образность. Многие посвящены земледельческому труду. Загадки раннего происхождения отразили скотоводческий быт, и в них решительно преобладали условные иносказания: ночное небо, уподобленное немереному полю, звезды — несчитанным овцам, а месяц — рогатому пастуху («Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат»), ночь представлена как черная корова, а день — как белая («Черная корова всех людей поколола, а белая вставала — всех людей подымала»), гром изображен ревущим волом («Крикнул вол на сто озер»), — то в загадках, отразивших земледельческий уклад жизни, уже редко встречается эта порой непонятная условность образов. Хотя поэтическая мысль еще развивается по не вполне ясному руслу, но это только традиция.

Загадывание происходит по тематическим кругам (от человека к природе). Определенный порядок загадывания облегчал участь отгадывающего.

Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь и посуда, упряжь и выезд, земледельческая и всякая иная работа — таков основной круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадке. В характере воспроизведения жизни загадка обнаруживает свой мировоззренческий подход. «Летит птица, не ест ни ржи, ни жита, а ест тура да оленя до красного деня (дня)» — в загадке об оводе присутствует точка зрения народа, постигавшего окружающий мир через труд

По способу создания образов загадки делятся на:

1. Загадки, в которых один загадываемый предмет сопоставляется с каким-нибудь одним же метафорическим предметом

2. Загадки, в которых один загадываемый предмет выражается через несколько метафоричных предметов

3. Несколько загаданных предметов выражаются через один условный метафоричный образ

4. Несколько загадываемых предметов сопоставляются с несколькими метафорическими предметами.

Основа построения загадки: сопоставление различных предметов по отдельным качествам и признакам.

Особенности поэтики. Ведущие художественные приемы: метафора и сравнение. Часто предметы и явления неживого мира сопоставляются с живыми существами, тогда возникают олицетворения.

Все особенности поэтики загадок обусловлены их жанровой природой. Изобразительная сфера загадки — художественный парадокс, и уже по одному этому загадке дана возможность создавать самые фантастические картины. Старинный самовар предстает в космических измерениях: «В небе дыра, // в земле дыра, // Посередке огонь да вода». При таком способе изображения мира образ может стать и сказочным. «Стоит Баба-Яга, // Распорота нога, // Весь мир кормит— // Сама голодна» (соха); «Мальчик с пальчик, // Бел балахон, // Шапка красненькая» (боровик); «Конь бежит — // Земля дрожит» (гром) Большое количество загадок построено по принципу воспроизведения отдельных признаков умалчиваемых предметов: «Черненька, маленька, всему свету миленька» (черемуха), «Сверху зелено, посередине толсто, под конец тонко» (репа)

Многообразны формы ритмического строя загадок. Ритмика служит изобразительным функциям и четко членит образ на композиционные части. «Мах, мах! Под порог ляг!» — воспроизведено ритмом, как голиком счищают снег с валенок, а потом бросают голик под порог. «Суну, посуну, делаю посуду; высуну — поколочу и всю вызолочу» — ритм соответствует умелой и быстрой ковке.

Загадкам свойственны все особенности того стиха, которые присущи всем малым жанрам. Это в немалой степени способствовало переходу пословиц и поговорок в загадки: «В городе рубят — к нам щепки летят» (письма, вести), «В одном кармане вошь на аркане, в другом — блоха на цепи» (нищий) и др.

Традиционность загадок выражается в том, что в них заметно присутствие устойчивой системы уподоблений и сравнений. К примеру, сходные между собой, сделанные из дерева предметы всегда именуются братьями либо сестрами'. «Два братца пошли в воду купаться» (ведра), «Два брата гонят, а два догоняют» (колеса)

Читайте также: