Лаборатория загадок введение в химию
Обновлено: 04.11.2024
В настоящее время на рынке профессий возник недостаток профессий, связанных с естественными науками, а именно с химией. Всё происходит потому, что в юношеском возрасте у подростков не возникает никакого интереса к данной науки. Именно по этой причине целесообразно было бы ввести в 7 классе краткий пропедевтический курс по химии для привлечения внимания к данному предмету и его завуалированной рекламы.
Программа пропедевтического курса «Загадки химии» предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 17 часов. Программа ориентирует учащихся на выбор профиля обучения, предусматривает знакомство с химией, как занимательной наукой и направлена на приобретения основных знаний, умений и навыков по химии, а также на развитие интереса к предмету химии как к науке. Учащиеся познакомятся с основными навыками работы в химической лаборатории, изучат основные понятия, необходимые для последующего изучения химии.
В предполагаемый период обучения пропедевтического курса , в 7-х классах, на основе базовых профильных предметов прослеживаются межпредметные связи с курсами внеурочной деятельности по физики, биологии. На уроках пропедевтического курса по физики и биологии проводятся первые лабораторные и практические работы. В пропедевтическом курсе «Загадки химии» основная обучающая деятельность проходить в результате проведения лабораторных и практических работ. Так же в ходе пропедевтического курса учащиеся обучаются правильному произношению химических элементов и своевременному употреблению тех или иных понятий и определений. Активизация познавательного интереса учащихся происходит в процессе проведения различных химических игр, показательных опытов и лабораторных занятий.
Программа пропедевтического курса по химии «Загадки химии» разработана с учетом возраста и знаний школьников и описана ниже вместе с методическим сопровождением.
Цель курса: развитие общекультурной компетентности учащихся, формирование представлений об основных этапах становления химии как естественной науки, развитие представлений учащихся о роли естественнонаучных (химических) знаний в становлении цивилизации, расширение и углубление предметных знаний по химии; развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности, развитие познавательной активности и самостоятельности, положительной мотивации к обучению, развитие опыта самореализации, коллективного взаимодействия.
Задачи курса:
расширение кругозора учащихся по химии;
оказание помощи в выборе профиля обучения;
совершенствование умений работать;
развитие практических навыков проведения химического эксперимента;
расширение профессионального кругозора, эрудиции, повышение общего уровня образованности и культуры;
Методы и приемы работы, используемые при изучении данного курса: лекции, беседы, проекты, химический эксперимент (демонстрации и практические работы).
По окончании данного пропедевтического курса ученик должен иметь представления об уроках химии, а также о химии как науки в целом. Обладать основными знаниями и умениями работы с химической посудой, и конечно же заинтересоваться изучением химии.
Сроки реализации элективного курса: I - II четверть 7 класса (первое полугодие).
Методический материал подобран с учетом знаний и умений детей, полученных ранние. Структурирование методического материала было выполнено по принципу от простого к сложному.
Форма проведения:
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных на развитие интереса к предмету химия. В процессе преподавания пропедевтического курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный тип занятия, практические и лабораторные работы, демонстрация опытов, интеллектуальная игра.
Изучение пропедевтического курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий.
В проведении пропедевтического курса применяются различные методы обучения:
- наглядные (демонстрация опытов, использования таблицы Менделеева, таблицы растворимости);
- словесные (рассказ, беседа, фронтальный опрос);
- практические (лабораторные и практические работы, химические игры, решение экспериментальных задач по химии);
По окончании данного пропедевтического курса ученик должен иметь представления об уроках химии, а также о химии как науки в целом. Обладать основными знаниями и умениями работы с химической посудой, и конечно же заинтересоваться изучением химии.
Занятия следует проводить в кабинете химии с активным использованием на уроках ТСО.
Инструментом для оценивания результатов являются итоги лабораторных работ и заключительной игры.
Учебно-тематический план пропедевтического курса по химии для 7 класса «Загадки химии»
Следующая загадка
Следующая загадка
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения .
Главной проблемой в преподавании химии в настоящее время является перегруженность курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему . Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни. Решить эту проблему можно с помощью пропедевтического курса, начиная с 6-го класса. Необходимость введения предлагаемого курса вызвана несколькими причинами:
-это сложность программного материала,
-сокращение количества учебных часов,
- уменьшение химического эксперимента на уроках,
-искаженные знания школьников, почерпнутые из средств массовой информации ещё до знакомства с предметом .
Пропедевтический курс «Введение в химию» разработан как углубление естественнонаучного образования в 6-м классе и изучается за счет дополнительного учебного часа из вариативной части базисного учебного плана. Предлагаемый курс (в соответствии с современными типовыми учебными планами может преподаваться как элективный в школах, ориентированных на реализацию развивающего обучения, имеющих профильные классы естественнонаучного направления, в программах предпрофильной подготовки) рассчитан на учащихся 6-7 классов.
Курс «Введение в химию» разработан на основе УМК О.С.Габриеляна и пропедевтического курса по химии МАРО, рассчитана на 2 года, часовой нагрузкой 1 час в неделю.
Реализация курса предполагает, что одновременное, а не постепенное введение естественнонаучных предметов в основной школе поможет организовать новый этап развития ребенка, мотивирующий для него занятие иной, более адекватной современным требованиям, познавательной позиции в отношении к окружающему миру. В плане содержания это означает значительно более продуктивные метапредметные связи на всем пути прохождения ребенком естественнонаучных предметов (биологии, географии, физики, химии).
Содержательная часть состоит из 3-х блоков: Вещество; Превращение вещества; Исследование вещества. Практическая часть программы направлена на заложение основ общего способа действий с веществами и формулами. Основной частью курса является специальный (разработанный) практикум для поддержки исследовательской деятельности детей («лаборатория загадок»), где организуется самостоятельное осуществление и исследование превращений веществ, формулы и общепринятые названия которых им принципиально не сообщаются (МАРО Е.В.Высоцкая).
По мере продвижения учащихся в поставленных задачах ими составляются условные обозначения веществ и схемы превращений, отражающие полученные самими детьми сведения о свойствах веществ. Работа в практикуме организуется учителем так, чтобы выполнение каждого очередного опыта заведомо бы подразумевало переход к следующему, а обсуждение и составление схем превращений давало бы возможность ставить очередную учебно-исследовательскую задачу. Развитие и усложнение этой задачи, введение нового предметного материала позволяет постепенно вводить в учебное рассмотрение различные формы фиксации химических знаний. Начинается – от словесных описаний внешнего вида веществ к условным обозначениям, содержащим указания на отдельные химические элементы, наличие которых может быть зафиксировано самими учащимися в их собственных опытах, а от них – собственно к «настоящим» формулам, описывающий в начале качественный, а затем уже количественный состав вещества (О.С.Габриелян). Представление содержание предмета на этом этапе как закономерно развивающегося позволяет дать возможность самому учащемуся проделать собственный путь «восхождения» к развитому понятию. Таким образом разработка форм дидактико- методической поддержки такой деятельности учащихся, особенно для начального периода, становится главной задачей учителя.
Курс представляет без оценочную систему, определены ожидаемые знания и умения, после блока предусматривает индивидуальные зачеты.
Реализация данного пропедевтического курса предполагает, что обращение ученика к обычным учебникам в 8 классе (вводится предмет) должно стать новой и привлекательной для него возможностью найти в нем ответы на его собственные вопросы, увидеть перспективу дальнейшего продвижения. Поэтому снижение возраста начала изучения предмета и ориентация на поддержку развивающегося самостоятельного предметного мышления ребенка может существенно помочь в устранении проблем, создаваемых необходимостью усвоения (в сжатые сроки традиционных курсов) и тенденции к сокращению времени изучения предмета химии в непрофильных класса. .
Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:
1.Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).
2.Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира).
3.Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).
4.Информационную (умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).
5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).
6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).
7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).
Программа рассчитана на учащихся 6 класса общеобразовательных школ.
Основная цель курса :
- введение учащихся 6классов в содержание будущей исследовательской деятельности, представленной на этом этапе в максимально абстрактном виде.
Весь курс, тем самым, строится как особая пропедевтика (деятельностная реконструкция) общего способа понимания действий с веществами и формулами, принятых в предмете, создающая для учеников возможность рефлексивного освоения этого способа в ситуации «введения в предмет» (МАРО Е.В.Высоцкая)..
Задачи курса:
- сформировать знания о химическом языке через знакомство с некоторыми химическими процессами, элементами;
- отработать предметные умения, навыки (в первую очередь для проведения эксперимента по химии),
- показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии
- изучить свойства некоторых веществ, часто применяемых в домашних условиях;
- начать работу по формированию коммуникативной компетенции.
- сформировать устойчивый познавательный интерес к химии.
Количество часов по рабочему плану
Всего – 35 часов; в неделю – 1 час.
- лабораторных работ - 15
- практических работ – 4
- домашних практических работ – 8
-проектных работ-10
Форма итоговой аттестации – тестирование.
Требования к результатам обучения
Процесс обучения организуется с учетом целей и содержания программы, на системно-деятельностной основе. Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили овладение учащимися системой знаний, предметными, общими учебными умениями, универсальными учебными действиями и способами деятельности, такими, как: наблюдение и описание изучаемых явлений, объяснение этих явлений; планирование и проведение простейших опытов и экспериментальных исследований по выяснению свойств и строения исследуемых веществ, обработке полученных в ходе исследований результатов.
Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися универсальными учебными действиями и способами деятельности, которые позволят учащимся разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.
Формы организации познавательной деятельности учащихся подбираются в соответствии с целями, содержанием, методами обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. Предпочтение отдается следующим формам работы: самостоятельная работа над теоретическим материалом по обобщенным планам деятельности; работа в группах по разработке проекта, выполнению экспериментальных заданий, публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование и др.
Система контроля и оценки знаний учащихся разрабатывается на основе ФГОС.
В соответствии с ФГОС ООО требования к уровню подготовки обучающихся определены по каждой теме на двух уровнях:
в результате изучения курса «Введение в химию» ученики 6 класса научатся :
характеризовать свойства вещества;
определять качественный и количественный состав вещества;
определять домаший адрес элемента (особенности Ме и НеМе);
- моделировать бинарные соединения
- определять химические явления и физические явления;
- составлять молекулярную схему превращения;
- определять превращения;
- планировать и проводить химические исследования;
- использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции,
протекающие в природе и в быту;
- соблюдать правила ТБ при работе с хим. веществами.
Ученики получат возможность научиться:
основам рефлексивного чтения химической литературы;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за химическими процессами, ставить химические эксперименты, объяснять этапы своих действий, причины и цель своих действий,;
выдвигать гипотезы и организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
правилам работы в кабинете химии, химическими приборами и инструментами;
выделять эстетические сторону химических явлений;
В результате изучения курса «Введение в химию» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.
Личностные результаты
учащиеся 6 класса должны
Знать основные принципы отношения к живой и неживой природе;
Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы),.
Метапредметные результаты
учащиеся 6класса должны
овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
Уметь работать с различными источниками химической информации (учебником, научно-популярной литературой, словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих.
Предметные результаты
В познавательной сфере
учащиеся 5 класса должны
-иметь представление о процессах происходящих при растворении веществ;
-знать отличие процессов испарения твердого и жидкого в-ва;
-знать способы разделения смесей,
-знать сущность процесса "вытеснения",
-знать причины общих и разных свойств кислот-«веществ-растворителей»;
-химические свойства некоторых металлов и их соединений ( меди, железа, цинка, «благородных металлов», щелочных металлов)
- определять количественный и качественный состав вещества
- составлять простейшие химические формулы бинарных соединений
- распознавать и исследовать свойства некоторых оксидов , хлоридов, сульфатов, карбонатов
- получать углекислый газ из карбонатов , доказывать его наличие
- иметь представление о классах сложных веществ (оксиды, соли),
-знать свойства «веществ-растворителей», «веществ-осадителей»- кислот и щелочей,
В ценностно-ориентационной сфере
Знать основные правила отношения человека к веществам, окружающим его в повседневной жизни.
Анализировать и оценивать последствия химической деятельности человека на природу.
В сфере трудовой деятельности
Знать и соблюдать правила работы в кабинете химии.
Соблюдать правил работы с химическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности
Освоить приемы рациональной организации труда на уроках химии и при выполнении домашних исследований.
В эстетической сфере
Научиться оценивать с эстетической точки зрения химические процессы.
Освоить элементарные приемы выращивания кристаллов солей.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:
включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);
взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах;
содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;
публичная защита творческих работ, экспериментальных исследований и проектов.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам разработаны соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся (стенд в кабинете химии) и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.
Формы контроля – проверочные работы, тесты, творческие отчеты по выполненным классным и домашним практическим работам и экспериментам, отчеты по проектным работам.
Алексинский В.Н. “Занимательные опыты по химии”: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.
Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
*Высоцкая Е.В. Программа пропедевтического курса как «погружение» в предмет МАРО г. Москва.
*Габриелян О.С., Остроумов И.Г., А.К.Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс.7 класс: учебное пособие М.: Дрофа, 2007.
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. “Физика и химия”: Проб. Учеб. Для 5–6 кл., общеобразовательных учреждений, – М.: Просвещение, 1994.
Дерябина Н.Е. Введение в химию (учебник-тетрадь): М , 2004.
Зуева М.В., Гара Н.Н. “Школьный практикум. Химия. 8–9-е классы”, – М: Дрофа, 1999.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
кабинет химии, температурный и световой режим в соответствии с нормами Сан ПиН,
материально-техническое обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса в кабинете химии:
информационно-коммуникационных средства (справочные информационные ресурсы, компакт-диски, содержащие наглядные средства обучения,);
технических средств обучения (мультимедийное оборудование);
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (комплект лабораторного оборудования (штатив лабораторный, стаканы, чашки Петри, стаканы мерные, пробирки, колбы, стеклянные палочки, микроскопы, лупы и т.д.);
Лаборатория загадок. Введение в химию (первый год обучения) книга
- Авторы: Высоцкая Е.В., Рехтман И.В., Хребтова С.Б.
- Год издания: 2015
- Место издания: Авторский клуб Москва
- Объём: 114 страниц
- Учебное пособие без грифа
- Аннотация: В лаборатории химических загадок вместе с нашими героями – Думающими, Сомневающимися, Начитанными, Сообразительными, Аккуратными, иногда Торопливыми и Нетерпеливыми, иногда Застенчивыми и Медлительными Учениками – вы сделаете первые открытия в химии!
- Добавил в систему: Хребтова Светлана Борисовна
© 2011-2018 НИИ механики МГУ.
Лаборатория 404.
Все права защищены.
Правила пользования
обратная связь
Читайте также: