Картотеки загадок на тему воспитания кгн
Обновлено: 04.11.2024
В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Культурно-гигиенические навыки – совокупность здоровьесберегающих навыков и полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении и различных видах деятельности.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Ребенка нужно научить содержать в чистоте свое тело, помещение и вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.
Публикации по теме:Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Научим Хрюшу умываться» Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста:"Научим Хрюшу умываться". Цель:Формирование.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ГН важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности,содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована.
Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.
Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания в первой младшей группе на год Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания в первой младшей группе ДОУ Главная цель.
Потешки в помощь развития культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста АННОТАЦИЯ Культурно-гигиенические навыки - очень важная часть повседневного поведения. Быть опрятным, чистым и аккуратно причесанным требует.
Практические рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Развитие культурно-гигиенических навыков (практические упражнения) № 1 Моем руки Задачи: используя методы показа и совместно производимого.
«Чистые ладошки». Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Парус» г. Урень Нижегородская область.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 47» Статья на тему: «Формирование.
«Волшебная яблонька» для занятий по формированию культурно-гигиенических навыков Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны носить игровой характер, однако они имеют определенные.
Следующая загадка
У дошкольников игра является одним из основных методов формирования навыков личной гигиены, многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх . Воспитатель использует художественное слово, к месту вспоминает знакомые потешки, поговорки, пословицы, меткие сравнения из любимых художественных произведений.
Так же к игровым приемам относятся загадывание загадок.
Обучая дошкольников навыкам самообслуживания, важно сохранить стремление детей к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение и педагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не погасить детскую инициативу.
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала.
(Губка)
Костяная спинка,
Жесткая резинка,
С мягкой пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)
Я увидел свой портрет,
Отошел – портрета нет.
(Зеркало)
Посмотрите, посмотрите –
Тонет в речке и в корыте
Почему ж оно всегда
Только там, где есть вода.
(Мыло)
Пузыри пускала,
Пеной кверху лезла –
И его не стало
Все оно исчезло.
(Мыло)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою,
Что это такое?
(Полотенце)
Вытираю я, стараюсь
После бани паренька
Все намокло,
Все измялось
Нет сухого уголка.
(Полотенце)
Зубастая пила
В лес густой пошла
Весь лес обходила,
Ничего не спилила.
(Расческа)
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа)
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел
Оглянулся – чистый пол.
(Веник)
То назад, то вперед
Ходит бродит пароход.
Остановился – горе
Продырявил море.
(Утюг)
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи
По одежде пробежит –
И одежда станет чище.
(Щётка)
Умывание
Ты журчи, журчи водица,
Помоги ты нам умыться!
Вымыл ротик, вымыл носик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
Мама взяла мыло,
Лицо дочурке помыла.
Теперь нос чистый,
И подбородок чистый,
И глазки блестят,
Весело глядят!
Чище мойся, воды не бойся!
Моем шею, моем уши,
Вытираемся мы посуше,
На спеша, не спеша,
Всего дороже чистота!
Надо мыться непременно
Утром, вечером и днём,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Ручки надо чисто мыть,
Рукава не замочить!
Достану полотенце
С зелёною каймой.
Сильнее мыло пенься,
Почище руки мой!
Мы дружим с водою чистой,
Можем это доказать:
Мылом твердым и душистым
Не боимся мыть глаза!
Знаем, знаем, да-да-да,
Где тут прячется вода.
Выходи водица,
Мы пришли умыться!
В ручейке вода струится. В речке плещется вода. Мы под краном будем мыться, Без воды мы никуда. Моем руки, моем лица Мылом, щеткой и водой. Если ты не любишь мыться, Эту песенку не пой.
Зубы чистить нужно дважды
Каждое утро и вечер каждый.
Чтобы зубы не болели,
Мы их чистим гребешком,
Чтобы волосы блестели,
Мы их чистим гребешком.
Ты журчи, журчи водица,
Помоги ты нам умыться,
Если кончил умываться,
Надо сухо вытираться.
Засучу я рукава,
Возьму в руки мыло,
Чисто вымою лицо,
Стану я красивой.
Руки нужно чисто мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Без воды, без мыла
Всех бы грязь покрыла.
Кто умеет чисто мыться,
Тот болезней не боится.
Постель свою мы бережем,
Порядок у нас строгий.
И каждый вечер перед сном
Мы с мылом моем ноги.
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться,
Моем шею, моем уши
После вытремся посуше.
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Сколько грязи, разных ссадин
В уши лук ему посадим,
Репу – на ладошки,
На щеках – картошку.
На носу морковь взойдет,
Будет целый огород!
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойся сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка
Шейка мойся хорошенько.
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь сдавайся!
Грязь смывайся!
Дядя Стёпа утром рано
Быстро вскакивал с дивана,
Окна настежь открывал,
Душ холодный принимал.
Чистить зубы Дядя Стёпа
Никогда не забывал.
Чистка зубов
Надо чистить каждый зуб,
Верхний зуб, нижний зуб,
Даже самый дальний зуб,
Очень важный зуб.
Изнутри, снаружи три,
Три снаружи, изнутри,
Даже самый дальний зуб
Очень важный зуб.
Мы чистим, чистим зубы
И весело живем,
А тем, кто их не чистит,
Мы песенку поем:
«Эй, давай, не зевай,
О зубах не забывай,
Снизу вверх, снизу вверх
Чистить зубы не ленись»
С самых ранних детских лет учимся порядку,
Начиная туалет, сделаем зарядку.
А потом бежим быстрей в ванну умываться,
Отрываем кран – ручей и давай плескаться.
Вымыв руки чисто-чисто, всех микробов мылом смыв,
Начинаем зубы чистить, вымыв щёчку не забыв.
Чистить зубы нам не лень вечером и утром.
Чистя зубы дважды в день - поступаем мудро.
Зуб во рту со всех сторон очищаем тщательно,
И тогда здоровым он будет обязательно.
Зубы спереди и сзади, сверху, снизу чисти ты
Не здоровья только ради, но и ради красоты.
Всякая вещь своё место любит!
Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться, Дверцу шкафа открывай, по порядку надевай. Первыми – трусики, а за ними маечку: Девочке – с бусинкой, мальчику – с зайчиком. А потом колготки скорей ты надевай, Каждую ножку в домик вставляй. Вот и до рубашечки добрались с тобой. Здесь у каждой ручки домик тоже свой. А теперь штанишки смело одевай. В них свою рубашечку умело заправляй. Посмотри, на улице стало холодать. Пришло время кофточку деткам одевать. А теперь уже на ножки обувайте вы сапожки! Чтобы ушки не болели быстро шапочку вы надели. А потом и куртку для длительной прогулки
Обед
На твоей тарелочке
Рыженькая белочка, Ешь скорее всё до дна – Будет белочка видна!
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко…
Правильно, коровы!
Пейте, дети, молоко,
Будете здоровы!
Правильно держите ложку,
Набирайте понемножку,
На дне твоей мисочке –
Полосатая кисочка.
Чтоб она была видна –
Всё съедай скорей до дна!
Тот, кто пьет молоко,
Будет прыгать высоко!
Сидят дети за столом,
Едят кашу с молоком.
Каша вкусная у нас,
Няня нам добавки даст!
Ешь по вкусу, пей по силам,
Говори друзьям спасибо.
Всё до капли доедай
И запомни правило –
Посуда любит чистоту,
И это очень правильно.
Час обеда подошел,
Сели дети все за стол.
Правильно держите ложку,
Наблюдайте понемножку.
Скатерть, платье не марайте
Ротик свой вы закрывайте.
Дети кашку доедайте,
Силу вы не оставляете!
Когда я ем, я глух и нем!
Это – ложка, это – чашка. В чашке – гречневая кашка. Ложка в чашке побывала – Кашки гречневой не стало!
Подготовка ко сну
Я умею у кроватки
Простыню разгладить гладко,
А у скомканной подушки
Кулачком расправлю ушки.
Ах, ты моя душечка,
Пуховая подушечка.
На тебя щекой ложусь,
За тебя рукой держусь.
Глазкам спать давно пора,
Ждет тебя кроватка.
Спите детки сладко
Сон на цыпочках приходит,
И на цыпочках уходит
У кого закрыты глазки,
Он тому расскажет сказки.
Мне спалось сегодня сладко,
Уберем кроватку гладко.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденье!
Пять котят спать хотят, А шестой - не спит. Пять котят спать хотят, А шестой - шалит! Хвостиком виляет, громко лает! Он бы лаял до утра, Да подумал: спать пора! Мирно хвостиком вильнул, И быстрее всех уснул. И тебе он, между прочим, Пожелал: «Спокойной ночи!»
Для расчесывания
Расти, коса, до пояса, Не вырони не волоса. Расти, косонька, до пят, Все волосоньки в ряд. Расти, коса не путайся, Маму, дочка, слушайся.
Уж я косу расчешу, Уж я русу заплету, Я плету, плету, плету, Приговариваю: Ты расти, расти, коса, Всему городу краса.
Для пробуждения
Встали мы с подушечки, ручки потягушечки, Ножки - побегушечки, вместе - порастушечки.
Дили- дили-дили-дили - Колокольчики звонили. Дили-дили-дили-дили - Колокольчики будили. Всех жуков, пауков. И веселых мотыльков. Динь-день! Динь-день! Начинаем новый день! Дили-дили-дили-дили! Колокольчики будили. Всех зайчат и ежат, Всех ленивых медвежат. И воробышек проснулся, И галчонок встрепенулся. Динь-день! Динь-день! Не проспите новый день
Правила поведения во время еды
Друзья настал обеда час! За стол мы приглашаем вас! К обеду все уже накрыто. Приятного вам аппетита!
Руки вымой не ленись, Лишь потом за стол садись! На колени детка положи салфетку!
Чтобы выглядеть опрятно, Ешь красиво, аккуратно, И ногами не болтай, И соседа не толкай
Суп конечно же прольешь, Если из тарелки пьешь. Наклони её немножко, Доедай своей ты ложкой!
Для второго помни тоже. Надо вилку взять и ножик. По кусочкам отрезай. Так второе и съедай!
За едою не тянись, А к соседу обратись. Передаст тебе сосед и компот и винегрет!
Угощенья хороши! Ешь спокойно, не спеши! Не болтай с набитым ртом- Разговоры все потом!
Следующая загадка
Культурно-гигиенические навыки - очень важная часть повседневного поведения. Быть опрятным, чистым и аккуратно причесанным требует не только гигиена, но и нормы человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно соблюдают эти правила, то тем самым проявляют уважение к окружающим. У малышей должно возникнуть представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило не будет одобрен окружающими людьми.
Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Ласковый голос взрослого, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки делают процесс формирования навыка более привлекательным, ими можно сопровождать любые действия малыша.
Стихи, загадки, игры – имитации
(для закрепления культурно-гигиенических навыков)
Гладкое, душистое моет чисто.
Нужно, что у каждого было… Что, ребята? (мыло)
Целых двадцать пять зубов для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (расческа)
Костяная спинка, на брюшке щетинка
По частоколу попрыгала, всю грязь повыгнала. (зубная щетка)
Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез. Не забуду и про нос. (носовой платок)
Махровое, душистое, мягкое, пушистое.
Любит воду промокать, где что влажно вытирать. (полотенце)
У мыла есть забота,
Мыло ходит на работу.
Сашу мылит, отмывает,
Часто в гости приглашает.
Мыльце ты не забывай.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –
Мыло тебя, наконец, бы отмыло.
Под горячею водою
И в ладонях поутру
Очень сильно тру.
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала.
Я щетка – хохотушка,
Зубам твоим подружка.
Люблю все убирать,
Мести и вычищать.
«Тюбик с зубной пастой»
И совсем я не опасен,
Мятный запах мой прекрасен.
Я не жадный, - говорю.
Пасту всем свою дарю.
Чтоб улыбка засияла белизной,
Вы, ребята, подружитесь и со мной!
Знает чуть ли не с пелёнок
Каждый маленький ребёнок,
Что от всех зубных напастей
Помогают щётка с пастой.
Неужели свои зубы
По утрам и вечерам
Ты зубной не чистишь пастой?
Это стыд, позор и срам!
Надо, надо чистить зубки по утрам,
И тогда ходить не будем по врачам.
Ну, а если их ещё почистить вечером,
У врача нам точно делать будет нечего!
Если чистишь зубки ты свои любя,
Стоматологи забудут про тебя!
КТО НЕ УМЫВАЕТСЯ
Кто горячей водой умывается,
Кто холодной водой умывается,
А кто не умывается,
Никак не называется.
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка.
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся!
Умой наши щёчки,
Умой наши губки,
Умой наши зубки,
Умой наши ручки!
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Жесткая щетинка, С
мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
Хвостик - из кости,
А на спинке - щетинка.
А по утрам да вечерам
Да стены помоет.
В пещеру затекла,
По ручью выходит –
Со стен всё выводит.
Вафельное и полосатое,
Ворсистое и мохнатое,
Всегда под рукою -
Вытираю я, стараюсь,
После бани паренька.
Все намокло, все измялось -
Нет сухого уголка.
Два вышитых конца:
«Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается.
В лес густой пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила.
Зубов много, а ничего не ест.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Мы ей пользуемся часто,
Хоть она, как волк, зубаста.
Ей не хочется кусать,
Ей бы зубки почесать.
Целых 25 зубков,
Для кудрей и хохолков.
И под каждым, под зубком –
Лягут волосы рядком.
Идёт по полю борона,
Вцепится в чуб вихрастый
На грабли сильно похожу:
На ручке - зубья и доска.
По голове я похожу -
Всё расчешу до волоска.
Чтоб понравилась прическа,
Пусть потрудится.. ( расческа).
Все она по волосам,
Ходит тут и ходит там,
Где проходит, не спеша
Там причёска, хороша!
Если волосы запутал –
Я могу за три минуты
Расчесать их – без вопросов!
А потом – плетите косы,
Делайте хвосты, причёски –
Всё благодаря … (расчёске)!
Волосы и расческа
Во дворе – табун коней,
А в заборе – сто дверей,
Чтобы выбраться на волю
Да побегать в чистом поле.
Кони ринулись волной,
Потекли живой рекой.
Похоже на пряник и разного цвета,
Собрало в себе запах трав всего света.
Ребята охотно им моют ладошки,
Не любят его лишь собаки и кошки.
Даю вам чистоту и пену,
И уменьшаюсь постепенно.
Гладкий, скользкий и овальный,
Обитает часто в ванной.
В руки к каждому идёт,
И от этого – умрёт.
Я бываю всех цветов.
Ручки моешь? Очень мило,
Не люблю грязнуль, нерях,
Грязных шортиков, рубах.
Чтоб без сажи были лица,
Предлагаю всем умыться.
А чтоб тело чистым было,
Вам поможет в этом ..(Мыло)
На Водице женится.
По ладоням катится-
Грязь в испуге пятится.
Полотенца давний друг
Враг немытых, грязных рук.
В пластмассовой избушке
Пузырями щёки дует,
Над грязюкою колдует.
От Старухи Грязь-
У Грязнули и Неряхи
Моет майки и рубахи.
Моет щёки, волоса
И кусает как оса.
Пускать пузыри соберёшься
Без меня не обойдёшься.
Скользкое на ощупь.
Если руки в грязных точках
И вода их с рук не смыла,
То тебе поможет точно
Смыть грязь с рук конечно. (Мыло).
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Игра – имитация «Санитарная песенка»
1. Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Вот так! Вот так!
Вот так! Вот так!
2. Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Вот так! Вот так!
Вот так! Вот так!
Чтобы в грязнулю и неряху
Мне не превратиться,
Обещаю каждый день чисто, чисто… (мыться).
Быть хочу я очень чистой,
А не черной галкой,
Обещаю я дружить с мылом и … (мочалкой).
А еще, два раза в сутки
Обещаю чистить … (зубки).
Обещаю всем кругом
Быть послушным малышом.
Ходить чистым и опрятным
Очень, очень… (аккуратным).
Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.
Никогда не мойте руки,
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Если руки за обедом
Вы испачкались салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Их под стол, и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
Следующая загадка
1. Учить детей самостоятельно мыть руки, лицо, правильно вешать полотенце на свое место.
2.Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом.
3.Учить детей правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Средняя группа (от 4 до 5 лет).
1.Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно,
2.Продолжать учить правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой,
3.Учить полоскать рот после еды.
Старшая группа (от 5 до 6 лет).
1.Совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом)
2.Есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом
3.Продолжать воспитывать навыки культурного поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).
1.Закрепить навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу
2.Правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять .
Советы родителям по развитию игровой деятельности детей раннего возраста.
В помощь родителям детей младшего школьного возраста, как правильно формировать полезные навыки и отучать от вредных привычек.
Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 летПерспективное планирование на год воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у ребенка- первый шаг к здоровью человека. Это основа для физически крепких и здоровых детей.Цель: формировать культурно-гигиеничес.
Формирование КГН во второй младшей группе. Формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков (КГН) у детей 3-4 года жизни. Актуальность формирование и закрепление.
Читайте также: