Карельские народные загадки петрозаводск карелия 1982
Обновлено: 25.12.2024
-воспитание бережного отношения к духовным ценностям родного края.
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы
Материалы и оборудование:
мультимедиа проектор, презентация «Загадки древней Карелии», картинки с изображением петроглифов, карточки с перфорацией в виде карельских петроглифов, простые карандаши
Основные понятия (Понятийный словарь)
Археолог ученый, изучающий жизнь и культуру древних народов, по сохранившимся предметам
Земледелие обработка земли с целью выращивания на ней овощей
Землянка крытое углубление в земле, вырытое для жилья
История наука, изучающая прошлое
Карелы коренное население Карелии
Ледник движущийся лед
Обычай традиционно установившиеся правила общественного поведения
Петроглифы наскальные рисунки
Раскопки вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников
Рельеф – характеристика неровностей поверхности земли
Поселение место, где кто-то живет
Символ условный знак
Скала каменная гора с острыми выступами
Стоянка остатки древнего поселения
Утварь предметы домашнего обихода
«Загадки древней Карелии»
- Ребята, вы любите загадки? Я думаю что да! А вы знаете, что есть такие люди, чья профессия связана с разгадыванием загадок истории.
Презентация «Профессия археолога». Многие тайны и загадки хранит наша земля! Ученые археологи вели раскопки, и обнаружили на территории Карелии остатки древних поселений. Бережно снимая слой за слоем земли, археологи обнаружили остатки орудий труда и домашней утвари. По маленьким частицам, найденным глубоко под землей, ученые узнали о жизни наших древних предков.
Археологи предлагают и вам попробовать разгадать некоторые загадки истории. Но это будет завтра….
Перед началом занятия по группе развешиваются фотографии карельских петроглифов.
-Ребята, перед Вами необычные картинки. В них зашифрованы послания от наших древних предков. Давайте попробуем расшифровать их. Но сначала я расскажу Вам, что это за фотографии.
1 слайд «Карелия - наш край родной». Мы живем в самой большой и красивой стране в России, а Россия делится на множество республик, краев, областей. А как называется наша республика? (Карелия)
Наш край очень живописен в нем множество озер, рек, лесов. Но так было не всегда…
2 слайд «Ледник» Много лет назад на территории Карелии находился огромный ледник, вся земля была покрыта льдом, люди ни как не могли жить в таких условиях. (Почему)
3 слайд «Сход ледника» Прошло много тысяч лет и началось потепление, ледники стали таять. Вода тающего ледника стала наполнять все впадины и трещины рельефа. Появились сухие возвышенности, между которыми зашумели реки, заплескались озера. В эти озера и реки с юга пошла рыба, а на берега, покрывшиеся лесом и травой, стали переселяться лесные звери.
4-5 слайды «Древние люди» А туда, где есть лес и добыча должны были прийти люди. Они ловили рыбу, охотились на мелких зверей, собирали ягоды и грибы.
6 слайд «Поселение древних людей» Раньше не было домов, люди жили в землянках и шалашах. Селились же они на берегу рек и озер. Почему? (Ответы детей)
7 слайд «Орудия труда» Для охоты и земледелия люди начали изготовлять из камней орудия труда (копья, наконечники для стрел, ножи, луки и стрелы). Но как мы об этом узнали? Ведь раньше не было ни книг, ни телевидения (Предположения детей)
8 слайд «Петроглифы» Но не только с помощью этих древних предметов мы узнаем о жизни древнего человека. Во все времена люди любили рисовать. В те далекие времена еще не было бумаги, красок, карандашей.Люди научились рисовать на скалах: при помощи острого каменного ножа они выбивали рисунки, которые называются петроглифы. На поверхности прибрежных они изображали животных, птиц, рыб, лодки, людей и непонятные для нас знаки.
9 слайд «Изучение петроглифов» Для того чтобы изучить петроглифы, ученые переносили наскальные изображения на огромные листы бумаги при помощи графита (ведь кусок скалы с собой не увезешь).
3 занятие (продуктивная деятельность)
-Вам, ребята, я предлагаю сегодня поиграть в археологов. (Детям выдаются карточки с трафаретами в виде петроглифов, простой карандаш, лист бумаги, и предлагается перевести рисунок путем наложения трафарета на лист и закрашивании простым карандашом, рисунок проявляется сам)
- А теперь попробуйте расшифровать, что же зашифровано на карточках (ответы детей).
- А сейчас я предлагаю вам выполнить коллективную работу – слепить деревню древних людей (лепка из пластилина, коллективная работа)
Следующая загадка
Этот вид устной поэзии любят и дети, и взрослые. Существовали различные способы наказания для тех, кто не мог отгадать несколько загадок. Наказания носили шуточный характер: провести лбом по стене; выдать какой-либо секрет; прокричать что-либо в дымоход и т. д.
Загадки в иносказательной форме дают изображения предметов или явлений. В них часто используются метафоры и сравнения. Отгадывание загадок требует сообразительности, наблюдательности, знания крестьянской жизни, природы.
В загадках много неожиданного, чего нет в реальной жизни.
Например: «У одной мыши два хвоста» (лапоть с подвязками, ботинок со шнурками); или: «У кого глаза в ушах?» (ушат с двумя короткими ручками-выступами, в которых сделаны отверстия для коромысла).
В северных районах Карелии часто встречаются загадки в стихотворной форме.
Загадки опубликованы в сборнике «Карельские народные загадки» (Петрозаводск: Карелия, 1982).
Акулина в реке, нос на суше. (Берег озера и лодка)
Без ножа рвется, без иголки сшивается. (Лед на реке, озере)
По чему утка плавает? (По озеру)
Вечером и ночью плачет, днем просыхает. (Роса)
Днем кричит, кричит ночами — перевоза не дождется. (Водопад)
Какую воду модно решетом носить? (Лед)
На землю падает, с земли не поднимается. (Дождь)
Что удержит и большое бревно, но не выдержит и маленькой кости? (Вода)
Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)
Два братца в воду глядят, а все не сойдутся. (Берега реки)
Еду-еду – следу нет, режу-режу – крови нет. (Лодка по воде плывет)
Длинный Митрошка стучится в окошко. (Дождь)
Шел долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)
Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)
На всех садится, никого не боится. (Снег)
На дворе горой, а в избе горой. (Снег)
Пришла девушка Беляна, побелела вся поляна. (Снег)
На семьдесят дорог,
Никто его не соберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град)
А солнце заиграло. (Роса)
Меня часто кличут, ждут,
А только покажусь,
Так прятаться начнут. (Дождь)
Публикации по теме:Консультация «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР» «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР» Черкашина Наталья Александровна, воспитатель ГАУСО АО «Свободненский специальный.
Мастер-класс с педагогами по повышению компетентности родителей в использовании фольклорных жанров в развитии речи детей Цель: Обучение педагогов интерактивной форме проведения родительского собрания в целях повышения педагогической компетентности родителей.
Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. С давних времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки,.
Использование малых фольклорных форм в социализации детей младшего дошкольного возраста «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.
Конспект занятия в старшей группе «Использование малых жанров фольклорной прозы в изучении математики. Цифра и число 6» Использование малых жанров фольклорной прозы в изучении математики. Цифра и число 6 Цель: Закрепить знания о цифре и числе 6 средствами.
Консультация для родителей «Влияние малых фольклорных форм на развитие дошкольников» Детство — это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Мы педагоги нашего ДОУ создаем условия.
Досуг «Масленка» для малышей с использованием малых фольклорных форм Атрибутика. Блины на блюде, разрезанные на маленькие порции, шумовые инструменты, карусель. Дети заходят в зал под песню «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА».
Развитие речи младшего дошкольника посредством малых фольклорных форм ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие речи младшего дошкольника посредством малых фольклорных форм» Цель: • использование произведения русского.
Проект «Загадки древней Карелии» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Журавлик» п. Куркиеки ПРОЕКТ Археологическое наследие Карелии.
Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников. Воспитание чистой, грамотной речи у детей дошкольного возраста – одна из главных.
Следующая загадка
На этом аукционе еще нет ставок - сделайте ставку первым. Начальная цена: 180.00 р.
Помощь: Как покупать?
Блиц-цена: 200.00 р. Блиц-цена дает Вам возможность выиграть этот аукцион прямо сейчас по указанной цене.
Лот добавлен в «Избранные».
Посмотреть →
Лот удален из «Избранных».
Вы можете наблюдать за ходом торгов по этому лоту, добавив его в «Избранное».
Следующая загадка
Участники: Дети подготовительной группы «Радуга», родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель Тютюшкина Е. А, специалисты Музейного центра г. Сегежи, Детская Центральная библиотека.
Руководители проекта: Педагоги подготовительной группы Кутепова И. П., Локкина Е. Н.
В настоящее время одним из важнейших приоритетов в дошкольном образовании является приобщение детей к национальной культуре своего края. Возвращение к корням, изучение культуры Карелии, способствует сохранению традиций и обычаев.
Традиционный Карельский костюм – важнейшая часть традиционной культуры. У Карельской национальной одежды вековая история. Карельский костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры.
Из поколения в поколения передавались традиции его изготовления и использования.
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Именно поэтому мы решили более углублённо и доступно для детей раскрыть тему «Карельский костюм».
Большинство родителей и тем более детей не проявляют интереса и не знакомы с особенностями Карельского костюма
Цель: Воспитание у детей интереса и любви к Карельской национальной культуре, исследование особенностей Карельского костюма.
Воспитывать в детях чувство любви к родному краю.
Воспитывать у детей интерес к национальной мужской и женской одежде.
Расширить знания детей о назначении вышивки на национальной карельской одежде.
Познакомить детей с карельским орнаментом, научить использовать его в разной технике (аппликации, рисовании, лепке).
Научить использовать в речевой деятельности слова, характеризующие качества и особенности различных предметов быта.
Познакомить и разучить с детьми пословицы, поговорки, загадки.
Привлечь родителей к созданию мини-музея «Карельский орнамент
Разучить с детьми Карельскую пляску, хоровод, карельские игры
I этап подготовительный
o Подбор литературы
oОформление стенда для родителей:
«Мой край родной», «Карельский орнамент»
oКонсультация для родителей:
«Карельский костюм»
oРабота с родителями:
(изготовление кукол в карельских костюмах)
o Беседы с родителями
o Коллективные беседы с детьми
oЭкскурсия в музей:
Темы: «Как жили наши предки», «Карельский костюм», «Культура Выгозерья», «Орнамент и вышивка в Карельском костюме»
o Посещение библиотеки
o Посещение Карельской горницы
o Чтение Карельских народных сказок и фольклорных произведений
o Отгадывание загадок
o Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о Карелии
o Демонстрация картинок, альбомов
oПросмотр презентаций: «Моя Карелия», «Карельская вышивка», «Некоторые этнографические сведения об одежде и обуви Пудожских крестьян»,Наш рукотворный мир: от мира природы к миру вещей», «Карельский национальный костюм»
o Чтение стихов Карельских поэтов
o Чтение эпоса Калевала
o Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок
o Умение играть в Карельские народные игры
o Знание Карельских сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства
o Знание об элементах Карельского костюма
o Умение определять значение вышивки на одежде
II этап основной
o Экскурсия в Карельскую горницу
o Познавательное занятие «Карельский костюм», «Карельская вышивка»
o Создание мини-музея «Карельский орнамент»
o Проведение занятия по рисованию «Карельская вышивка», «Мужская рубаха», «Сарафан», «Карельское полотенце»
o Пластилинография «Карельская рукавица», «Карельский фартук»
o Проведение занятия по аппликации «Рукавичка»
o Разучивание Карельских игр: «Веркко да калат» (Сеть да рыба, «Мамма се ляхти торилле» (Пошла мама на базар, «Сиди, сиди, Яша», «Часовенка», «Курилка», «Туле кижамахт» (Иди со мной играть)
o Разучивание некоторых Карельских слов (необходимых для подвижных игр, приветствия друг друга)
o Оформление книжки «Карельские загадки»
o Пополнение уголка краеведения в группе дидактическими играми
o Дидактическая игра «Что значит?», «Назови правильно», «Раскрась одежду орнаментом», «Сложи узор»
o Просмотр фильма «Калевала»
o Создание презентации из опыта работы над проектом
o Музыкальное развлечение «В гостях у Айно и Насто»
o Карельские посиделки «Бабушкины калитки»
Список используемой литературы:
1. «Карельские и финские народные загадки» (Петрозаводск «Карелия» 1987г.)
2. «Песенный открою короб» Хрестоматия по карельскому фольклору для учащихся школ РК (Петрозаводск «Карелия1993г.)
3. «Потешки, считалки, небылицы» (Москва «Современник»1989г.)
4. «Русский детский фольклор Карелии» (Петрозаводск «Карелия»1991г.)
5. «Фольклор и его использование в работе с дошкольниками» (ПетрозаводскКГПУ,2001г.)
6. «Где цветок, там и медок»(Петрозаводск 1993г.)
7. «Карельские пословицы, поговорки, загадки» (Гос. издательство КАССР Петрозаводск 1959г.)
8. «Карельские сказки»(Петрозаводск «Карелия»1982г.)
9. «Карельские народные сказки» (Москва «Детская литература» 1989г.)
10.«Калевала» Карело-финский эпос (Петрозаводск «Карелия»1985г.)
Музыкальное развлечение «В гостях у Айно и Насто»
Под Карельскую мелодию дети «змейкой» входят в зал, встают полукругом.
Насто: Терве тулоа (добро пожаловать) Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады вас видеть у себя в гостях.
Айно: Хювяя пяйвя (добрый день) Милости просим!
Мы сестры Насто и Айно, и живём мы в Карельских песнях и сказках.
Дети: Здравствуйте Айно и Насто
Насто: Присаживайтесь, и мы начнем наши Карельские посиделки.
Скажите ребята, а как называется наша Республика?
Дети: Карелия
Насто: Как люди называют наш Край?
Дети: Край голубых озёр
Насто: Как называют людей живущих в Карелии?
Дети: Карелы
Насто: Чем богата наша Республика Карелия?
Дети: лесами, озерами, реками, камнями, ягодами, грибами и т. д
Ребенок читает стих:
Лес, лес – до небес, да озёра - словно синие чаши.
Да лесные скалистые горы.
Это край наш – Карелия наша.
Насто: Карелия – наша родина, потому что мы здесь родились. А знаете ли вы, ребята, карельские пословицы о родном крае?
Родина – что земляника, а чужбина- что черника
Свои поля всех родней, свои леса всех милей
На родной стороне даже камни кланяются
В своем краю и вода слаще
На чужой сторонушке, рад своей воронушке
На родной стороне каждый кустик знаком
Без корней даже горькая правда не растёт
Насто: Ребята, а на каких ещё языках говорят в Карелии?
Дети: Русском, карельском, финском, вепсском
Ребенок читает стих:
Столь велик наш дом народов,
Где веками в дружбе жили
Поколенья наших предков!
Душу нам согрей, веселье!
Сердце нам порадуй, пляска!
Танец: «Хоровод»
Насто: В старину, в Карелии, наши бабушки и дедушки собирались все в одной избе, одевались по-праздничному, играли в игры, танцевали, разговоры вели. А ребятишкам, которые прибегали посмотреть на взрослых, загадывали загадки. Вот и я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Будет их не очень много
И не много и не мало.
Всех загадок – две лишь только,
И ещё две – те в придачу!
Кто рассыпал бусы на зелёный мох?
Кто рассыпал бусы, и собрать не мог?
Мы их собираем час, и три, и пять.
Но и нам, мы знаем, всех их не собрать. (осень рассыпала клюкву на болоте)
Что за ягода созрела синяя такая?
На кусточке, под листочки
Бусы кто- то бросил.
Все поляны в синих точках
У зелёных сосен? (черника)
Скачет ночью, подлунной,
В белой шубе зверь лесной.
Ест кору сырой осины,
Служит снег ему периной,
А когда весна наступит,
Платье серое он купит? (заяц)
Устелет мхом она дупло,
Зимою будет в нём тепло,
Натащит вдоволь для детишек
Грибов, семян, еловых шишек
И нагрызет их мелко – мелко
Заботливая мама (белка)
Насто: Молодцы! А сейчас ребята загадают загадки своим родителям.
сквозь стены пролезает (иголка с ниткой)
Чёрный кот, красный язык (печь, огонь)
На землю падает
с земли не поднимается….(дождь)
Маленький Иван попрыгает, поскачет,
в одном углу присядет….(веник)
На белом поле, чёрное сеют (книга)
Айно: Всех ребят я награждаю,
доброй славой, милым взглядом.
И за это вам смышлёным
Расскажу сейчас я сказку
Айно: (читает сказку на карельском языке)
Эливят эннен укко я акка. Я оли хейля колме пойкуа.
(Жили- были старик со старухой, и было у них три сына)
Насто: Что ты Айно, ребята ничего не поняли, из того что ты сказала. Давай будем говорить на русском языке, который все знают.
Айно: Карельский народ очень трудолюбивый и одним из промыслов была рыбалка, люди радовались, когда улов был очень большим, так они могли долго кормить свою семью.
А для того чтобы улов удался люди использовали заговоры на удачную рыбалку. Сейчас ребята вам их прочтут.
Дети читают заговоры:
Вот крючок возьми его,
Проглоти железный крюк.
Моя леска гладкая,
А наживка сладкая.
Мои крючки прямые.
Дай мне, Антти, окуньков,
Пекка, подари мальков,
Дай крупнее рыбу, Юсси!
Рыбка плюнь скорей,
Наживка моя сладкая,
Леска моя гладкая,
Айно: Молодцы! Может кто-то из ваших отцов возьмут себе на заметку Карельские заговоры для удачного улова.
Ну а мы с вами давайте поиграем в Карельскую игру, которая называется.
Игра: «Веркко да каллат» (сеть да рыба)
Айно: Поиграли, отдохнули, а теперь для вас станцуем…
Айно: После трудового дня взрослые и молодежь, а особенно дети любили играть в игры. В играх можно показать свою стать и удаль, а тому же познакомиться поближе. В игре Карелы особенно ценили силу, ловкость, находчивость и хитрость.
Сейчас мы поиграем в Карельскую игру, которая называется…
«Сиди, сиди, Яша!»
Айно: А сейчас ребята покажут вам интересный танец-игру который называется….
Игра-танец: «Мамма се ляхти торилле» (Пошла мама на базар)
Айно: Вот спасибо вам, ребята. Вы играли очень дружно.
На прощанье вы станцуйте: пусть ваш танец будет лучшим!
Насто: Детвора! Живи и смейся!
Люди! Будьте все здоровы!
С радостью всегда встречайтесь,
Чай отпить мы вас приглашаем,
Калитками вкусными вас угощаем
Они на блюде расписном
С Карельским рушником
Поклоняясь, отведать просим!
Публикации по теме:Сценарий праздника «Эколята — молодые защитники природы» в рамках проекта «Весна» «Экологическое мероприятие, проект «Весна». Весенний праздник «Эколята – молодые защитники природы» учитель-логопед Н. А. Магомаева.
Конспект проекта «Здравствуй, Пушкин!» в рамках комплексного проекта из тематического блока «Наследие» АНО ДО «Планета детства «Лада» Детский сад №182 «Золотой ключик» г. Тольятти Конспект проекта «Здравствуй, Пушкин!» в рамках комплексного.
«Фея цветов». Конспект мероприятия в рамках проекта «Встреча с интересными людьми» «Фея цветов» Цель: способствовать формированию представлений о мире увлечений людей, и увлечение твистингом. Задачи: • формировать представления.
Презентация информационно-творческого проекта в группе среднего дошкольного возраста «Удивительный мир рыб» Гюльбекова Жанна Сергеевна Воспитатель МБДОУ детский сад № 17 "Ромашка", г. Ессентуки. Тип проекта: информационно - творческий Вид проекта:.
Сценарий мероприятия в рамках проекта «Один дома» в средней группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39 «Солнышко» г. Балаково Саратовской области Проект.
Проект практического мероприятия по ОБЖ с детьми 4–5 лет «О правилах важных — пожаробезопасных» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2» Проект практического мероприятия.
Сценарий мероприятия в рамках проекта «Права детей» для дошкольников 5–6 лет Вид проекта: творческий, краткосрочный, групповой. Продолжительность: один день Цель: Познакомить детей с правами детей в группе детского.
Презентация проекта «Русский народный костюм» для подготовительной группы Познавательно-продуктивный проект. Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители детей. Актуальность: русский народный.
Сценарий итогового мероприятия «Дружба народов» проекта «Народы нашего села» в подготовительной группе. Сценарий итогового мероприятия «Дружба народов» проекта «Народы нашего села» в подготовительной группе. Ведущий: Доброе утро, дорогие гости.
Сценарий мероприятия в рамках творческо-экологического проекта к Дню защиты детей «На здоровой планете — здоровые дети!» На здоровой планете-здоровые дети! Творческо-экологический проект к Дню защиты детей Разработал музыкальный руководитель Дедуль Алена Валерьевна.
Читайте также: