Каково происхождение человека загадка антропогенеза философия

Обновлено: 18.05.2024

Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек - это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, т.е. существом социальным. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Встаёт вопрос о том, каким образом происходило формирование человека как разумного, социального и деятельного существа. Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза, а теории о развитии человека как разумного, общественного существа – антропосоциогенезом.

Антропосоциогенез – теории о происхождении человека как общественного существа.

Происхождение человека до сих пор остаётся далеко не выясненным. Существуют разнообразные теории, объясняющие происхождение человека. Вам хорошо известно религиозное представление о сотворении человека богом. Было бы преувеличением сказать, что оно полностью и окончательно опровергнуто современной наукой. Вопрос о происхождении человека относится к разряду «вечных вопросов», «вечных тем» философской рефлексии. Ведь невозможно чисто научными способами, с помощью эксперимента подтвердить или опровергнуть ту или иную теорию происхождения человека.

Рассмотрим те философские концепции, которые пытаются рационально, не прибегая к помощи бога, абсолютного разума или инопланетян объяснить происхождение человека.

В XIX в., особенно после создания Ч. Дарвиным эволю­ционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий производства, создал человека. В ходе трудовой де­ятельности рука становилась все более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, люди жили совместно и возникала потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека. Постепенно добавились регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека.

Трудовая теория происхождения человека утверждает, что определяющим условием становления человека является труд. В труде человек создает мир материальной и духовной культуры. Именно данная позиция воспроизводится и в диалектическом материализме.

Но, почему наши животные предки начали трудиться и почему трудовая активность превратила, в конечном счете, обезьяну в человека? В популярной литературе часто можно найти такой ответ: для того, чтобы поддерживать свое существование, люди должны есть, пить, защищаться от холода и т. п., а это вынудило их к труду и производству. Однако в природе животные, включая наших животных предков, не производят, не испытывают никакой потребности в производстве и вполне способны поддерживать свое существование. Но даже и тогда, когда животные в ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, это не способствует преодолению ими границ животного мира.

Если мы выводим мышление из труда, а не труд из мышления, то у нас нет достаточных данных для того, чтобы дать объяснение переходу от инстинктивных форм труда к целеполагающим (тем более, перехода осуществившегося в течение достаточно короткого периода - всего лишь тысячи лет, как это доказывают исследования учёных). Но коль скоро труд в его ставших формах возник, мы действительно получаем возможность объяснить ход антропосоциогенеза. Причем дело не столько в том, что труд, по-видимому, сыграл действи­тельно решающую роль в возникновении принципиально новой формы наследования, открывшей безграничные возможности становления человека.

Речь идет о сдвиге с генетических форм наследования к социальным. Американский антрополог Р. Линтон в своей работе «Постижение человека» обращает внимание именно на то, что всё человеческое поведение построено на научении, а не на генетически передаваемой информации. Более того, вся эволюция животного мира обнаруживает следующую закономерность как тенденцию своего развития: происходит всё большее расширение научаемых форм поведения, того, что в терминологии русского физиолога И.Павлова было названо «условными рефлексами». Человек реализует новые, культурные, а не биологические способы приспособления к миру, начинается социальная история.




Американский философ и культуролог Л.Уайт, критически проанализировав трудовую теорию становления человека, предложил существенно иную концепцию антропосоциогенеза. Любой живой организм, чтобы жить и воспроизводить себе подобных, должен осуществлять минимум приспособления к окру­жающей среде. Однако только человек как вид осуществляет этот про­цесс символическими средствами. В отличие от животных, например, он способен охватывать и истолковывать свой мир с помощью сим­волов, достигая приспособления и понимания на более высоком уровне. Сам механизм научения, заменивший для человека способ генетической передачи информации, может существовать лишь с помощью символов. По мнению американского исследователя, человек - это существо символизирующее. Способность создавать символы, наделять ими предметы, оперировать ими – т.е. исключительно человеческая способность к символизации отличает человека от животного и является необходимым условием развития человеческой культуры.

Не трудно заметить, что в основании разных теорий антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. Явное или неявное следование тому или иному пониманию человеческой природы приводит к построению существенно разных философских концепций человека.

В современной философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. При этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других факторов.

Существование этих факторов признают все. Речь идет о том, существуют ли биологически запрограммированные схемы поведения человека. Вопрос этот очень сложный и запутанный. Сторонники и того, и другого подходов черпают доводы из серьёзных источников. Сто­ронники первого, утверждая, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности» (выражение А. Н. Леонтьева) ссылаются на эксперимент, поставленный самой природой и продолженный человеком.

Речь идет о слепоглухонемых детях (родившихся или ставших такими в самом раннем детстве) из специальной школы в Загорске (Сергиев Посад). У них были оборваны все важнейшие каналы связи с миром еще до того момента, как они могли освоить хотя бы малую часть культурного содержания, необходимого для становления человека. И только в школе, с использованием специальных методик, основанных на теории предметной деятельности, их постепенно приучали к человеческому поведению, начиная с приёма пищи и заканчивая сложными навыками письма и даже речи. Их учили произносить членораздельные звуки, затем говорить, затем читать и писать с помощью азбуки Брайля. В результате формировались люди, хотя и продолжавшие оставаться слепыми и глухими, но во всех других отношениях вполне нормальные. Об успехе эксперимента свидетельствует то, что четверо из них окончили психологический факультет Московского университета и стали психологами.

Сторонники второго подхода ссылаются на данные современной социобиологии, усиленно развивающейся с 1975 г., когда ее основоположник Э. Уилсон опубликовал книгу «Социобиология: Новый синтез". Согласно социобиологии, большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно и млекопитающим, а большинство специфических форм - поведению приматов. Среди этих стереотипных форм Э. Уилсон выделяет взаимный альтруизм, защиту определенного местообитания, агрессивность, следование отработанным эволюцией формам сексуального поведения, приверженность не только родственным, но и внутрипопуляционным образованиям, наконец, социализацию с помощью отработанных эволю­цией способов и механизмов и др. При этом нужно иметь ввиду, что, когда речь идет об альтруизме, то соответствующий термин употребляется метафорически. Если действия именуются альтруистическими, это не значит, что каждому соответствующему действию предшествует сознательное намерение, основывающееся на различении добра и зла. Когда биологи говорят об альтруизме, они подразумевают социальное взаимодействие, которое расширяет эволюционные возможности там, где они сопровождаются повышением репродуктивного успеха. Признавая решающее влияние культурной эволюции, социобиологи стараются обратить внимание, что на формы, в каких мы мыслим и действуем, оказывает тонкое влияние и наша биология. Социобиология, т.о., ведет речь о единой природе человека, находя в ней место и биологическим влияниям.

Социобиология - научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека.

Философская проблема соотношения биологического и социального в природе человека не является отвлечённой, а находится на пересечении многих современных споров. Обсуждая многие конкретные вопросы, не имеющие, казалось бы, отношения к философии, мы оказываемся вовлечены в обсуждение подлинно философских проблем. Перечислим некоторые из этих вопросов.

В какой степени биологически обусловлено поведение, отклоняющееся от нормы (девиация)? Лежат ли в основе криминального поведения или, например, влечения к наркотикам генетически заложенные программы? Социобиологи утверждают, что генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки. Их критики подчёркивают, что нет доказательств того, что определённые виды поведения являются генетически обусловленными.

Современные психологи работают с так называемым IQ (коэффициентом интеллектуального развития). Уровень развития интеллекта во многом определяет жизненный успех человека. Является ли IQ действительно врождённым (некоторые психологи доказывают, что коэффициент интеллектуального развития ребёнка представляет собой среднее арифметическое от IQ родителей)? В какой степени родители могут повлиять на развитие своего ребёнка, создавая “обучающую среду”? Все эти вопросы представляют огромный интерес не только для профессиональных философов, психологов и педагогов, но и для каждого родителя.

Человек-это не существо среднего рода, это либо мужчина, либо женщина, хотя чаще всего, говоря, “человек”, мы подразумеваем именно мужчину. Особенности женского и мужского поведения, психики и мышления обусловлены биологически или социально ? В современной философии, социологии и культурологии существует понятие “гендер”. Если понятие “пол” фиксирует биологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной, то “гендер” описывает социальные и культурные различия между полами, не наследуемые, а приобретаемые в обществе.

Гендер - социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации.

С вопросом о соотношении биологического и социального тесно связана проблема бессознательного. Долгое время в философии преобладал принцип антропологического рационализма: человек выступал лишь как «человек разумный», что нашло своё наиболее яркое воплощение в знаменитом тезисе Декарта "мыслю, следовательно, существую». Многие философы XIX в. начали анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком. Определяющее влияние на разработку данной проблемы оказал З.Фрейд. Он открыл целое направление в философской антропологии, начав рассматривать бессознательное как важнейший фактор человеческого поведения. В предыдущих разделах учебного пособия уже шла речь о том, как представлял себе Фрейд структуру личности. Разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного[13].

В обыденном языке, говоря о человеке, мы можем использовать как синонимы такие слова как личность и индивидуальность. Но соответствующие философские понятия обладают научной строгостью.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Человек -представитель биологического вида, но вида особенного, для которого средством приспособления к окружающей среде стала культура.

Человек – понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные).

В философии используется и другое понятие для характеристики человека – «индивид». Индивид –это отдельный человек, являющийся носителем определённых социальных свойств. Люди как индивиды формируются в разные эпохи, в разных исторических и культурных обстоятельствах. Используя данное понятие, мы отвлекаемся от всего индивидуального и интересуемся исключительно массовидным. Подход к человеку как к индивиду наиболее полно реализует такая наука как социология, изучая зависимость его поведения от тех социальных групп и социальных институтов, которые существуют в обществе.

Индивид – термин, обозначающий отдельного человека.

Социальную сущность человека выражает понятие личности. Личность - это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса, познания действительности, эстетических и этических норм.

Личность – понятие, обозначающее человека как представителя общества.

Проблема личности в философии –это вопрос о том, в чём сущность человека, каково его место в мире и в истории. Анализ общества невозможен без обращения кличности. Под личностьюобычно понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность человека. Её становление происходит в процессе социализации, когда идёт освоение образцов поведения, норм культуры под влиянием тех социальных групп, в которых участвует данный человек. Но поскольку социальные группы являются следствием отношений, существующих в обществе, то личность может рассматриваться как продукт общества. Однако при этом она не только обладает относительной самостоятельностью, но и активна в своём взаимодействии с обществом.

Социализация личности – процесс формирования социальных качеств человека.

Одной из тем, всегда привлекавших внимание философов, была тема роли личности в истории. В какой степени великая личность может определить ход исторического процесса? Философы, утверждавшие, что всё заранее предопределено и люди ничего не могут изменить отстаивали позицию фатализма (от лат fatalis –роковой). Философы, утверждавшие, что именно сознание и воля людей, в первую очередь великих личностей, творят историю и называются волюнтаристами (от лат. voluntas- воля). Оба представления являются крайностями в трактовке роли личности в истории. Действительно, значение личности в истории трудно приуменьшить, однако ведь её поведение определяется некими объективно существующими условиями. Конечно, роль личности значительно возрастает на революционных этапах развития общества, но революционные периоды характеризуются и широким движением народных масс. Этот процесс носит объективный и подчас хаотичный характер. Роль личности при этом заключается в организации и направлении данного движения. Выдающиеся личности наиболее полно, наиболее эффективно и продуктивно реализуют интересы больших социальных групп. Выдающиеся личности проявляют себя во всех сферах деятельности - от выдающихся учёных, религиозных и общественных деятелей до выдающихся преступников.

Проблеме личности уделяют большое внимание наряду с философией социология, психология, педагогика. Каждая личность имеет определенную структуру, элементами которой являются: сознание и самосознание, познавательные процессы, эмоции и воля, темперамент, интуиция, ценностная ориентация, мировоззрение, убеждение, идеалы. В структуре личности представлены все уровни культуры.

Ядром структуры личности является мировоззрение как свойство социального и мыслящего существа. Мировоззрение формируется путем осознания человеком объективной реальности, а также в результате самосознания личности. Изучение истории философской мысли и философских проблем может изменить мировоззрение человека[14].

Только в обществе формируется и реализуется сущность человека, его способности, социальные связи, его материальные и духовные потребности, а также сознание человека, способствующее осмыслению целей жизни. Личность - конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Эпоха, в которую родился и сформировался человек, уровень культуры народа определенным образом влияют на его индивидуальное поведение, поступки, сознание.

Необходимо обратить внимание на то, что индивидуальность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится ее самобытность, в личности - самостоятельность, независимость, сила. Индивидуальность указывает на своеобразие социальнозначимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, инженером. Лютер-основатель протестантизма, создал современную немецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который стал «марсельезой» XVI века. Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека.

Индивидуальность - понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека.

В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек; сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, наблюдения, мышления и т.п. В какой степени индивидуальность человека определяется наследственностью, а в какой средой остаётся вопросом, тесно связанным с философской проблемой соотношения биологического и социального[15].

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала):

1. Какие теории антропосоциогенеза вам известны?

2. Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о соотношении биологического и социального в природе человека?

Следующая загадка

Любое использование материала данной статьи, сопряженное с извлечением политической или коммерческой выгоды, без письменного согласия автора запрещено. При любом воспроизведении этого материала ссылка на источник обязательна.

Следующая загадка

Прежде чем перейти к обзору теорий, необходимо сказать пару слов о гипотезах происхождения жизни на Земле, как таковой. Наиболее распространенными являются три. Первая – это гипотеза о самопроизвольном зарождении жизни , берущая свое начало еще со времен античности и изучаемая сегодня в научном сообществе.

Картинка из свободных источников Картинка из свободных источников

Вторая гипотеза называется панспермической и утверждает, что зародыши живых организмов и существ были занесены из Космоса. Попав в благоприятные условия на нашей планете, они стали источником всего разнообразия форм жизни. Гипотеза предполагает повсеместное распространение во Вселенной как зародышей живых существ, так и более развитых форм жизни.

И третья вненаучная гипотеза - это религиозная , утверждающая, что жизнь появилась в результате божественного творческого акта.

Картинка из свободных источников Картинка из свободных источников

Первая теория о происхождении человека, которую я хочу представить, это классическая селекционная теория Ч.Дарвина, главная в научном направлении эволюционизма. Согласно ей, движущей силой эволюции является естественный отбор, то есть выживает сильнейший, при давлении на него внешней среды. Дарвин не видел принципиальных качественных отличий животного от человека и считал, что прародиной человечества стала Африка. В 1871 году Ч.Дарвин опубликовал самую знаменитую книгу «Происхождение человека и половой отбор». Дарвин считал, что в связи с переходом к наземному образу жизни у приматов изменился способ передвижения, и они встали на ноги. Владение руками дало возможность развить кисть, что привело к сокращению клыков, уменьшению челюсти. Развитие кистей, в свою очередь, дало толчок к развитию мозга, и, как следствие, к развитию умственных способностей.

Картинка из свободных источников Картинка из свободных источников

Вторая концепция утверждает, что эволюция не является следствием реакции на внешние факторы, а имеет автогенетический характер, согласно которому эволюция происходит сама по себе, в силу заложенному в каждом живом организме стремлению к прогрессу.

Следующая гипотеза рассматривает так называемый аристогенез , основоположником которого является Генри Осборн — американский палеонтолог. Согласно его концепции, эволюция – это прямолинейный процесс улучшения организма, связанный с накоплениями в плазме генов, которых он назвал аристогенами , что и вызывает изменения в организме. Осборн отрицал связь человека с обезьяной, считал человека самостоятельной ветвью, прародиной которого является Центральная Азия. Американский палеонтолог был уверен, что проточеловек может развиваться в прямоходящего только на каменистом плато, где необходимо выживать.

Картинка из свободных источников Картинка из свободных источников

Существует еще фетализационная концепция Луи Болька, которая утверждает, что человек произошел в результате замедления развития приматов, сохранив во взрослом состоянии эмбриональные черты других высших приматов. Причины Болька видел в изменение функции эндокринных желез. Если действие гормонов ослабевает, то у человека появляются черты предков, при этом внешняя среда, по мнению Болька, не влияет на эти изменения.

Картинка из свободных источников Картинка из свободных источников

Далее следует мутационная концепция Г.Н.Матюшина . Заключается она в следующем – эволюция возникла в результате радиационного воздействия на обезьян, которые проживали в районе разлома земной коры в Восточной Африке. По мнению Г.Н Матюшина, проживавшие здесь обезьяны постоянно облучались, у них возникали крупные мутации: увеличение объема мозга, прямохождение, потеря клыков, которые заменяют обезьянам орудия. Поскольку предчеловек биологически был хуже адаптирован, он выжил благодаря орудиям труда и социальной организации. Эти взгляды Г.Н Матюшин описал в книге «У истоков человечества» в 1982 г., Но данная гипотеза не совпадает с хронологией эволюции и не учитывает негативного влияния радиации на организм живых существ.

Разлом земной коры. Картинка из свободных источников. Разлом земной коры. Картинка из свободных источников.

Следующей гипотезой является, так называемая, психическая . Создателем этой гипотезы является Б.Ф.Поршнев . Он утверждал, никогда не существовало других видов человека, кроме homo sapiens, человека разумного . Остальные человекообразные, по мнению Поршнева, были троглодитидами, не имющими никаких связей с человеком разумным. Данную концепцию Поршнев описал в книге «О начале человеческой истории». Отличало человека разумного от других человекообразных речь .

Картинка из свободных источников Картинка из свободных источников

Далее следует указать на концепцию Ганса Вейнерта , утверждающую, что человек произошел от шимпанзоидной ветви развития. Основной причиной эволюции шимпанзе в человека Вейнерт считал Ледниковый период, который заставил шимпанзе выживать и умнеть, и овладение огнем, которое дало преимущества перед другими животными. Огонь и Ледниковый период превратили обезьяну в человека и объединили в коллектив. Эту версию Вейнерт описал в своей книге «Происхождение человечества».

Ледниковый период. Картинка из свободных источников Ледниковый период. Картинка из свободных источников Овладение огнем. Картинка из свободных источников Овладение огнем. Картинка из свободных источников

Следующей является трудовая теория Ф.Энгельса , которая была озвучена в труде «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» в 1876г. Согласно ей человек существо, в первую очередь, социальное. Именно коллективная трудовая деятельность заставила человекообразную обезьяну эволюционировать в человека. То есть эволюция, по Энгельсу, - результат непосредственного влияния трудовой деятельности на организм с последующим наследственным приобретением признаков. Возникновению труда предшествовал период прямохождения, что привело к сплочению в коллектив и совместному труду, появлению речи и развитию мозга.

Картинка из свободных источников Картинка из свободных источников

Следующие три гипотезы выделяются в отдельное направление под названием - Глобальный эволюционизм.

Картинка из свободных источников Картинка из свободных источников

И первой из этого направления является вненаучная Креационистская концепция происхождения человека. Появилась она в середине XX века, как попытка католической церкви «осовременить» христианское учение и идти в ногу со временем. В 1950 году папа Пий XII выпускает энциклику « Humani generis », где признал, что эволюция может точно описать биологическое происхождение человеческой жизни. Энциклика папы Пия XII допускает, что Бог мог создать не «готового» человека, а обезьяноподобное существо, впрочем, вложив в него бессмертную душу. Пятьдесят лет спустя папа Иоанн Павел II заявил, что научные доказательства сейчас оказались в пользу эволюционной теории, и оставил в силе различие Пия XII в отношении человеческой души. Данное направление еще имеет второе название – теистический эволюционизм.

Следующая загадка

Антропогенез – процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида. На сегодняшний день антропогенез изучается целым комплексом наук, где исследования строятся на анализе гоминидной триады, под которой понимаются генетически закреплённые признаки, составляющие специфику человека как биологического вида: прямохождение; кисть, приспособленная к изготовлению орудий труда; высокоразвитый мозг, обеспечивающий возможность абстрактного мышления и языка.

Статус этой проблемы в философии определяется тем, что решение её во многом приближает нас к разгадке сущности человека. В наши дни существуют различные теории происхождения человека. Приведём наиболее распространённые из них.

Креационизм (от лат creatio – творение) рассматривает человека как продукт специального Божественного творения, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Основное отличие креационизма от других моделей определяется пониманием человека как принципиально иного по сравнению с остальной природой образования, соответственно для его появления необходимо участие надприродных, сверхъестественных сил, Бога. Креационистская концепция активно разрабатывалась в рамках религиозного мировоззрения. Обладая разумом, свободой воли, творческими способностями, человек занимает высшую ступеньку в иерархии существ. Креационизм акцентирует внимание на уникальности человека, на невозможности свести его сущностные силы к характеристикам сотворённого бытия.

Уфологическая(UFO – НЛО) концепция объясняет возникновение человека участием внеземного разума, указывает на избыточную сложность структур мозга, функциональных возможностей сознания человека по отношению к требованиям, предъявляемых человеческому роду со стороны земной цивилизации.

Эволюционизм (от лат evolutio – развёртывание) отстаивает идею естественного происхождения человека, рассматривая его как продукт общеприродной эволюции. Эта теория утвердила идею развития живой природы, которая не была создана раз и навсегда (как полагали креационисты), а прошла путь сложной эволюции, порождения одних видов живых существ другими. Оформление эволюционной концепции связывают с именем Ч. Дарвина, который первым научно обосновал наличие единого животного предка у человека и обезьяны и указал на естественный отбор как движущий фактор эволюции, способствующий выживанию наиболее приспособленных особей или видов.

Трудовая теория антропосоциогенеза (Л. Морган, Фр. Энгельс, А. Гелен) утверждает, что именно труд способствовал закреплению и развитию гоминидных признаков и определил возникновение у человека особой формы адаптации к внешней среде. Если животное приспосабливается к природе за счёт изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Тем самым труд, как целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда, становится сущностной характеристикой человека. Труд одновременно выступает как источник человеческой социальности и культуры, где отношения труда и собственности лежали в основании первых норм нравственности, первых моделей права и закона, новых неприродных форм социальности.

Концепция естественного отбора Дарвина и трудовая теория Энгельса взаимодополняли друг друга: если первая анализировала естественнонаучные предпосылки, начальную стадию антропосоциогенеза, то вторая пыталась раскрыть его сущность, вызревание социальных качеств человека, исходя из той роли, которую играет материальное производство для существования современного человечества.

Игровая концепция (Й. Хёйзинга) видит важнейший фактор возникновения человека в игре. Анализ архаичных форм культуры приводит к выводу об их игровой природе, которая порождает мир символических форм деятельности, сыгравший весьма значимую роль в процессе антропосоциогенеза.Игра – это форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. В этом контексте игра у Хёйзинги противостоит сфере труда, подчинённой требованиям практической целесообразности. Феномены духовной культуры (искусство, религия) бесполезны для обеспечения утилитарных сторон жизни, однако именно с их появлением возникает особый человеческий мир.




Психоаналитическая концепция (З. Фрейд, К. Г. Юнг) связывает появление человека и человеческой культуры с утверждением культа, в основании которого лежат тотем и табу. Возникновение их связано с восстанием сыновей против отца в первобытной орде, обернувшимся убийством предводителя общины, который был обожествлён в форме тотема как родового пращура. Регулирование сферы сексуальных отношений, приведших некогда к трагедии, становится источником появления религии и морали, определивших собой дальнейшее развитие культуры и человека.

Семиотическая модель (К. Леви-Стросс, Ж. Дерида,) трактует человека как единственное существо, способное к построению знаковых систем. Здесь культура рассматривается как знаково-символическая реальность, основу которой составляет язык. Посредством знаков языка из действительности выделяются те или иные объекты и процессы, которым придаются значения и смыслы. Восприятие реальности человеком оказывается, таким образом, возможным в перспективах и ракурсах, задаваемых языком. Язык здесь из средства общения превращается в подлинного демиурга культуры и человека. При этом в качестве языка могут быть рассмотрены самые разнообразные культурные феномены и сферы, функционирующие посредством циркуляции знаков по определённым правилам, например, системы родства, ритуалы, структуры власти.

Читайте также: