Какова функция загадок в повести о петре и февронии муромских
Обновлено: 22.11.2024
Урок рассчитан для учащихся 7 класса. Цель его - рассмотреть жанровое своеобразие произведения, определить характер героев, составить духовный портрет Петра и Февронии.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_povesti_o_petre_i_fevronii.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 7 классе
«Повесть о Петре и Февронии Муромских.»
- Оргмомент: приветствие, позитивный настрой на работу.
- Вступительное слово учителя:
- Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.
(Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи)
-Как вы думаете, изображение на иконах — это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?
(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).
-Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом нравственных и духовных ценностей.)
-Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.)
-Правильно, ребята. Святой – это человек, посвятивший себя богу, делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения.
- В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.
Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века и относящейся к муромо-рязанскому циклу, - «Повестью о Петре и Февронии».
Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.
Жизнь семейной четы, описанная в данной повести — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.
Тема нашего урока: « Повесть о Петре и Февронии Муромских». Судьба и характер героев.
С этим произведением мы с вами уже познакомились.
Цель нашего сегодняшнего урока: - рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; мы попробуем определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; попытаемся составить духовный портрет Петра и Февронии.
4. Работа с эпиграфом.
Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.»
- Как вы понимаете это высказывание , которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность?
( Нравственность - это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Читая древние книги, мы можем многое найти для себя)
- Мы с вами вернемся к нашему эпиграфу в конце урока. А сейчас перенесемся в древнерусское государство, в далекий ХVI век и узнаем, к то же написал это замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии», какова его предыстория?
(в костюмах средневековых русичей)
ХVI век… - время образования единого Русского государства.
За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался "Великие Четьи-Минеи" (В ПЕРЕВОДЕ С ГРЕЧЕСКОГО – ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЧТЕНИЯ). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.
Старый г. Муром славился легендами. Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.
Петр и Феврония – реальные исторические личности. Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в один день и час 25 июня 1228 года.
«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.
-Ребята, в речи наших русичей встретились слова: митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация.
Давайте вспомним, что они означают? (словарная работа)
Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).
«Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.
Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.
Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.
Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.
Канонизация – причисление к лику святых.
Вопросы на закрепление полученной информации:
-Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)
- Кто является автором «Повести…»? (Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм))
- Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю-Еразму? (митрополит Макарий)
6. Проверка домашнего задания.
Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в произведении.
- Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения.
-Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)
-Что такое сказка? (Сказка – это фольклорное произведение с установкой на вымысел)
-Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)
-Дайте определение повести.
(Повесть — эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.)
-Что такое житие? (Житие – это рассказ о жизни святых.)
-Какова их цель? (Цель житий – прославлять святого.)
-Какую структуру имели жития?
- Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.
- Основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.
- Завершалось житие похвалой святому.
-А теперь проверим ваше д/з и заслушаем, какие черты сказки, повести и жития вы нашли в произведении?
Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых,
Жития имели определенную структуру.
По́весть — прозаический жанр, тяготеющий
к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
- Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»
- Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро».
- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.
- Есть волшебные вещи: агриков меч.
- Добро побеждает зло (Пётр победил змия).
- Загадки и хитроумные испытания.
- Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).
- Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания,
через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).
- Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.
- Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.
- Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).
- Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья).
- Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).
- Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).
- в центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.
- в повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.
- Итак, каков жанр у этого произведения?
(Делается вывод по определению жанра: в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести)
7. Работа с текстом произведения.
Первая часть повести:
- С чего начинается сюжетное повествование? (С указания места действия).
- Кто и каким образом пытается помешать князю мирскому служению Богу?
(Дьявол, который пытается действовать через его жену. В облике князя Павла посылает к ней летающего змея-оборотня — на блуд).
- Как можно назвать отношения между Павлом и его женой?
(Доверительные, открытые, случившаяся беда — общая беда, пути преодоления ищут сообща).
- С кем ещё у Павла были такие же доверительные отношения? (С его братом Петром)
- Как можно оценить поведение Петра, узнавшего от старшего брата историю со змеем-оборотнем? (Пётр действует самоотверженно)
- Как попадает меч в руки Петра? За что он ему посылается? Подтвердите ответ текстом.
- Что этим подчёркивает автор повести? (Автор передаёт чувство глубокой веры, молитвенности князя. Уединившись в тихом храме, легче вознести свою горячую молитву, попросив о помощи в праве дном деле. По молитве и вере его приходит помощь).
- Что случилось с Петром после победы над змеем ? (Он заболел).
- Прочитайте, как заканчивается первая часть.
Вторая часть повести:
- Что стало поводом знакомства Петра и Февронии?
- Вы знаете, что загадки — распространенный приём в устном народном творчестве.
Прочитайте в повести загадки Февронии.
- Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.
- С какой целью автор использует их здесь? (для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).
- Прочитайте, как отвечает Феврония на просьбу юноши помочь князю.
- Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться?
- Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а значит, какой чертой характера он обладает?
- Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смелость — настоящие качества мужского характера).
- Когда слуга назвал Февронию «девой мудрой»?
- Как Феврония убедила Петра в своей мудрости?
- Какие чувства испытывает Пётр, услышав подробный рассказ о необычной девушке? (Он не верит)
- Думает ли он об обязательстве жениться?
- Какое решение принимает? (Обмануть девушку, откупиться богатыми дарами).
- Предполагает ли Феврония такое? Аргументируйте ответ.
- Для чего князь испытывает мудрость Февронии хитрыми задачами?
- Что же привлекло Петра в Февронии? (Ум, душевная красота; она не приняла его даров, значит, некорыстна; она, “нисколько на него не сердясь, излечивает его», значит,- милосердна).
- Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах… Как об этом говорит автор? Прочитайте
- Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине? (Злоба, зависть, спесь, чванливость, корысть — причины ненависти бояр и их жён).
- Как и какую просьбу бояр выполнила Феврония?
- Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по законам божиим).
- Почему Петр и Феврония вернулись в город?
- Как рисует автор образы правителей в лице князя Петра и его супруги? Прочитайте.
- В чём же находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Умирают в один день и час и не разлучаются после смерти).
- Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в одном гробу).
- Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и даже смерти?
- Как это характеризует Февронию и Петра?
8. Обобщение (групповая работа)
-Итак, сделаем выводы: обратимся к образу Петра и охарактеризуем его (1 группа)
Задание: из предложенных черт характера мы выбрали те, которые раскрываются в характере Петра; в качестве доказательства подберите те поступки героя, которые подтверждают эти качества в герое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона
Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов.
7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"
К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских".
Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч.
Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"Материал содержит мультимедийный урок, урок-виртуальное путешествие "Поветь о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев".
Повесть о Петре и Февронии МуромскихУрок литературы в 7 классе, раздел "Древнерусская литература", презентация к уроку. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности, фольклорные мотивы. Знаком.
Тест по содержание "Повести о житии Петра и Февронии"
Контроль знания содержания текста.
повесть о Петре и Февронии МуромскихПовесть о Петре и Февронии Муромских
Следующая загадка
Данный тест предназначен для проверки точного знания деталей текста у учащихся 7 класса.
Просмотр содержимого документа
«Тест с ответами "Повесть о Петре и Февронии Муромских"»
Повесть о Петре и Февронии Муромских.
1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) житие; 3) летопись;
2) рассказ; 4) поучение.
2. Из какой земли родом была Феврония?
1) Суздальская земля; 3) Рязанская земля;
2) Новгородская земля; 4) Псковская земля.
3. В какой деревне жила юная Феврония до встречи с Петром?
1) Грубово; 3) Вредниково;
2) Ласково; 4) Мудрово.
4. Что означало со слов Февронии «плакать взаймы»?
1) причитать на свадьбе;
2) плакать на похоронах за деньги;
3) рыдать, провожая рекрутов в солдаты.
5. Какое животное находилось в доме Февронии, когда к ней прибыл посланник князя?
1) собака; 3) заяц;
2) кошка; 4) кролик.
6. Какую плату потребовала Феврония за исцеление князя?
сундук с сокровищами; 3) удобное жилище;
жениться на ней; 4) подарить ей плодородные земли.
7. Что означает слово «Блаженный»?
благой, добрый;
умалишённый, юродивый;
всем довольный.
8. Почему жёны муромских бояр невзлюбили Февронию?
_____________________________________________________
____________________________________________________
9. Что попросила Феврония в обмен на согласие выполнить желание бояр и уйти из города?________________________________________
10. Как называется река, протекаемая под Муромом?
1) Обь; 3) Одр;
2) Онега; 4) Ока.
11. Что не любили Пётр и Феврония, когда вернулись в Муром и стали княжить?
жестокость и насилие; 3) дерзость и кражи;
гордость и грабежи; 4) наглость и обманы.
12. О чём стали молить Бога Пётр и Феврония, когда подошёл конец их жизни?
чтобы Бог дал им наследника;
чтобы им представиться в один час;
чтобы Бог даровал им вечную жизнь.
14. Как нарекли героев после того, как они приняли монашество?
Петра__________________Февронию__________________________
15. Что вышивала Феврония, когда ей сообщили, что Пётр её зовёт?
1) розу; 3) ризу;
2) резеду; 4) рясу.
16. На какой день отдали души Богу Пётр и Феврония?
1) на 20-ый; 2) 25-ый; 3) на 30-ый; 4) на 31-ый
17. Где похоронены Пётр и Феврония?
1) в церкви Рождества Пресвятой Богородицы;
2) в церкви Покрова на Нерли;
3) в церкви Миколы Можайского.
18. Какая дата является Днём памяти святых Петра и Февронии?
1) 8 июня; 2) 18 июня; 3) 8 июля; 4)18 июля.
Повесть о Петре и Февронии Муромских.
1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) житие; 3) летопись;
2) рассказ; 4) поучение.
2. Из какой земли родом была Феврония?
1) Суздальская земля; 3) Рязанская земля;
2) Новгородская земля; 4) Псковская земля.
3. В какой деревне жила юная Феврония до встречи с Петром?
1) Грубово; 3) Вредниково;
2) Ласково; 4) Мудрово.
4. Что означало со слов Февронии «плакать взаймы»?
1) причитать на свадьбе;
2) плакать на похоронах за деньги;
3) рыдать, провожая рекрутов в солдаты.
5. Какое животное находилось в доме Февронии, когда к ней прибыл посланник князя?
1) собака; 3) заяц;
2) кошка; 4) кролик.
6. Какую плату потребовала Феврония за исцеление князя?
сундук с сокровищами; 3) удобное жилище;
жениться на ней; 4) подарить ей плодородные земли.
7. Что означает слово «Блаженный»?
благой, добрый;
умалишённый, юродивый;
всем довольный.
8. Почему жёны муромских бояр невзлюбили Февронию?
«те не хотели, чтобы государыней над ними была неродовитая»
9. Что попросила Феврония в обмен на согласие выполнить желание бояр и уйти из города? «ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра»
10. Как называется река, протекаемая под Муромом?
1) Обь; 3) Одр;
2) Онега; 4) Ока.
11. Что не любили Пётр и Феврония, когда вернулись в Муром и стали княжить?
жестокость и насилие; 3) дерзость и кражи;
гордости и грабежа; 4) наглость и обманы.
12. О чём стали молить Бога Пётр и Феврония, когда подошёл конец их жизни?
чтобы Бог дал им наследника;
чтобы им представиться в один час;
чтобы Бог даровал им вечную жизнь.
14. Как нарекли героев после того, как они приняли монашество?
Петра__Давыдом Февронию__ Ефросинией
15. Что вышивала Феврония, когда ей сообщили, что Пётр её зовёт?
1) розу; 3) ризу;
2) резеду; 4) рясу.
16. На какой день отдали души Богу Пётр и Феврония?
1) на 20-ый; 2) 25-ый; 3) на 30-ый; 4) на 31-ый
17. Где похоронены Пётр и Феврония?
1) в церкви Рождества Пресвятой Богородицы;
2) в церкви Покрова на Нерли;
3) в церкви Миколы Можайского.
18. Какая дата является Днём памяти святых Петра и Февронии?
1) 8 июня; 2) 18 июня; 3) 8 июля; 4)18 июля.
Следующая загадка
Анализируя загадку Февронии, сотрудник Муромского историко-художественного музея Ю.М.Смирнов пишет: "Демонические существа самого разного ранга нередко принимают облик собаки. Отсутствие собаки в доме Февронии подчеркнуто отрицает ее связь с хтоническим миром" [4] . Но вряд ли отсутствие собаки может указывать на суеверное отношение Февронии к этому животному. Напротив, слова мудрой девы "плохо, когда дом без ушей, а горница без очей" свидетельствуют о ее желании выйти замуж, родить детей, а также завести собаку, которая стережет дом. В одной из редакций повести святая Феврония говорит: "Пес в доме слышание и уши, а очи в доме - кошка" [3] .
Став супругой князя, Феврония не оставила народного обычая собирать крошки после трапезы. Обычно остатками пищи сельские жители кормят домашних животных и птиц, а у Февронии был заяц. Но в средние века кормление зайца (а также змеи, жабы и др.) могло вызвать подозрения в колдовстве: "Дьявол в облике жабы, который нашептывал в ухо праматери Евы в раю, всегда сидит среди райских цветов около храма, ожидая, что кто-нибудь накормит его крошками просфоры" [7] . "В ряду животных с очевидными демоническими свойствами в славянской мифологии оказывается и заяц. Нечистая сила часто принимает облик зайца" [4] . Повесть о святых Петре и Февронии рассказывает: "Однажды некто из прислуживающих княгине Февронии пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: "Каждый раз, - говорил он, - окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!" И вот благоверный князь Петр, желая ее испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку свою. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав ее, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он ее больше никогда не испытывал" [1] . Возможно, чудо превращения крошек в церковные благовония не только оправдало деревенскую привычку Февронии, но и спасло от подозрений зайца благоверной княгини. Как известно, бесы бегут от ладана и фимиама. Следовательно, заяц Февронии не был связан с магическими ритуалами [4] . Церковь прославляет Петра и Февронию как "обычаев злых и суемудрий языческих искоренителей" [1] . Возвращаясь к беседам Февронии со слугой князя, отметим, что вторая загадка мудрой девы связана с темой памяти смертной: "Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть". Интуитивно предугадывая состояние князя Петра, православная целительница заговорила о грани между жизнью и смертью: "А то, что я сказала про отца и мать, что они пошли взаймы плакать - это пошли они на похороны и там оплакивают покойника. А когда за ними смерть придет, то другие их будут оплакивать: это - плач взаймы. Про брата же так сказала потому, что отец мой и брат - древолазы, в лесу по деревьям мед собирают. И сегодня брат мой пошел бортничать, и когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Поэтому я и сказала, что он пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть" [1] . Ю.М. Смирнов указывает на факт, приведенный в "Повести о водворении христианства в Муроме": "И по мертвых ременная плетения древолазная с ним и в землю погребающии". Древолазные приспособление, как видим, напрямую связываются с образом смерти, а, поскольку погребальный инвентарь всегда имел определенное функционально-символическое значение, то первое, что приходит на ум в этой связи - эти "плетения" нужны покойнику, чтобы с их помощью взобраться на небо по стволу мирового древа" [4] .
|