Какие загадки русской души открывает паустовский в сказке о жуке носороге

Обновлено: 05.10.2024

- формирование умения самостоятельно находить средства выразительно­сти для передачи характера героя художественного произведения, его настроения, состояния.

- формирование умения овладения навыками смыслового чтения текстов в соответствии с це­лями и задачами;

- формирование умения овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обоб­щения, классификации по родовым признакам, установление причинно-следственных связей, по­строения рассуждений;

- формирование умения поиска необходимой учебной информации в словарях.

. - формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответ­ствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- формирование умения понимать причины успеха \неуспеха учебной деятельности

- формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

- формирование умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

- формирование умения слушать собеседника, вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого излагать своё мнение, задавать вопросы;

- формирование умения аргументировать свою позицию и координиро­вать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

.Оборудование:

Аудиозапись песни «Священная война»,

Компьютер, мультимедийный проектор

1.Организационный момент.

Звучит первый куплет песни « Священная война»

2.Целеполагание

-О чем эта песня? (О войне, о начале войны)

-О каком времени, каких событиях она рассказывает? (О начале Великой Отечественной войны)?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить? (О войне, о защитниках родины)

- Когда началась война? Что вы знаете о ней?

22 июня 1941 года был выходной день. Спали города и сёла. Ничто не предвещало беды. И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолётов, лязг танков, пулемётные очереди. Враги бомбили наши города и села. Так началась Великая Отечественная война.
- Скажите, знакомо ли Вам эта песня?

- Какие чувства вызывает у вас это произведение, когда вы его слушаете?(тревога ,страх)

- Какие произведения о войне еще вы знаете? (песни, стихи, рассказы ит. д.)

- Мы с вами знакомы со стихами, рассказами о войне. А можно войну описать в сказке?

-Когда вам предложили прочитать сказку, и вы увидели название «Похождения жука-носорога», о чем, вы подумали, пойдет речь?

( Записываем на доске предположения ребят).

-На сегодняшний день, когда вы прочитали сказку, скажите, о чем эта сказка.

(Записываем на доске во второй столбик).

Вывод: не всегда можно понять тему только по названию.

А как вы думаете? В природе есть жук – носорог или его тоже выдумал автор?

(Демонстрация фото жука – носорога с краткой характеристикой)

Работа с пословицами:

За родину, за честь – хоть голову снесть.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

И у жука рог, да с быком не бодается.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Родная земля и в горсти мила.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

1. Прочитайте пословицы.

2. Объясните смысл каждой.

З. Какие, на ваш взгляд, могли бы стать заголовком сказки? Докажите.

А какая из этих пословиц могла бы заменить заголовок сказки, определим в конце урока.

3. А сейчас еще раз вспомним эту сказку и проверим, насколько вы были внимательны при чтении текста.

1. Имя и фамилия героя, который уходил на войну, его сына? (Пётр Терентьев, Степан)

2. Кого подарил Степан отцу на прощание? (жука-носорога)

3. Где стал жить жук? (в коробке от спичек)

4. Что делал жук в коробке? (стучал, грыз травинки, жужжал)

5. Куда спрятал отец Стёпин подарок? (в сумку от противогаза)

6. О чем просил Стёпа отцу на прощанье? (только ты его не теряй, сбереги)

7. Без чего не мог жить жук? (без воды)

8. Что произошло однажды ночью, когда Пётр заснул? (жук выполз из коробки и залез на куст бузины)

9. Что за «жуки» проносились со свистом мимо него? (снаряды, пули)

10. Почему жук вернулся к Петру на рукав шинели? ( услышал голос Петра)

11. Как на это отреагировал боец? Что сказал? ( Ну и шельма! На хозяйский голос идёт, как собака. Насекомое, а котелок у него варит.)

12. Как жук спас Петра? (налетел на врага и ударил в глаз)

13.У кого жил жук, когда Пётр лежал в лазарете? ( у польского мальчика)

14. Где догнали свою часть Пётр с жуком? (в Германии)

15. Как назвал Петр жука? (мой товарищ)

16. Чем закончилось похождение жука? ( вернулся домой, узнал родные места и улетел)

4. Объясните значение выражений.

Котелок у него варит— .

Жундит да жундит -…

5. Какие слова в сказке вам были не понятны? Давайте их объясним. При необходимости воспользуйтесь словарями.

Словарная работа по группам, у каждой группы по 1 слову, которые надо объяснить, воспользовавшись словарями

6. Разделите текст на части. Озаглавьте их.

2. Жук на фронте.

3. Жук – носорог в бою.

5. Долгожданная победа.

Дети работают самостоятельно, затем коллективное обсуждение. План записывается на доску.

7. Чтение по ролям. Найдите в тексте эпизод разговора Петра и бойца.

О чем рассуждали герои? Какова главная мысль? (Жук - не просто насекомое, а память о родине и родных).

8. Найдите в тексте эпизод «Жук – носорог в бою», подчеркните слова, которые называют, что именно увидел жук.

После выполнения дети зачитывают.

Представьте себя на месте жука. Какие чувства у вас возникают, когда вы представляете эту картину?

9. Сформулируйте главную мысль сказки.

Почему жук увидел именно такие образы? Знакомые, понятные ему картины. Такой прием изображения одного предмета с помощью другого называется метафорой, авторы часто используют метафоры для более яркого и понятного описания.

Жук – это память о семье и Родине.

Для Петра частью Родины на войне стал жук.

В тяжелые минуты люди часто обращаются к оберегам, талисманам в надежде, что этот оберег спасет, как спас Петра его талисман – кусочек Родины, маленький жучок из его родных мест. Перескажите кратко этот эпизод.

-Где встретил Петр победу? Какой путь прошел Петр и его товарищи, мы узнаем, если рассмотрим карту.

-Ребята, кто из вас догадался, по каким географическим названиям можно проследить этот путь? Найдите эпизод, в котором перечисляются географические названия и зачитайте его.

(«Пили мы, значит, воду из Дона, Днепра и Буга, а теперь попьем и из Вислы. »)

- Работа в группах. У каждой группы географическая карта. Группы ищут, в какой стране протекает одна из рек. Давайте посмотрим, какое огромное расстояние пришлось пройти нашим бойцам, чтобы победить врага и освободить нашу родину.

10. Обобщение

Любить свою Родину – это значит…

Защищать Родину – это значит защищать…

Бойцу на войне легче, если…

11. Рефлексия – итог

Вернемся к нашим пословицам: как вы считаете, какая пословица могла бы быть заголовком к сказке.

Смысл сказки отнюдь не в увлекательных приключениях жука. Эта трогательная история учит любить и беречь семью, Родину, ценить ее. Те вещи, которые нам кажутся в обычной жизни чем – то малостоящим, в тяжелые времена могут стать огромной ценностью, чем – то очень дорогим.

На доске осталась одна пословица. Подумайте и напишите, как вы, лично каждый, понимаете, что такое Родина.

После окончания работы дети высказываются, как они понимают, что такое Родина.

Следующая загадка

Кроме того что политология «русской идеи» есть точная и логичная наука, и в этом своем качестве достойная отдельного разговора, но она также и вдохновляющая сверхлогичная философия. Т.е. то мировоззрение и определенное знание, о котором мы говорим как о феномене «загадочной русской души»». В исследование данной загадки, надо к вдохновению прийти, его последовательно воспитывать в себе, чтобы не произошло осознание наоборот, не родился ропот на судьбу, что родился в такой ненормальной стране. А это действительно так, ненормальность начинается уже с географии, с геополитики России.
Нахождение на границе Европы и Азии всегда и всем сулит большие проблемы. Польша в борьбе за Украину надорвалась. И не то чтобы Украина это Азия, но с ней Польша становилась пограничной страной между двух континентов. Подобным образом развивалась и Турция, только двигаясь с востока. Какая судьба им уготована, даже если наделить их изначально мощным потенциалом? Турция уперлась в Европу и сохранилась как региональная держава только потому, что сравнительно небольшими участками суши была связано и с западом и востоком, а основные её рубежи это два теплых моря. Польша в тоже самое время выходила на оперативный простор истории, обладая даже вроде как большими возможностями, чем Россия. Если бы нашла адекватные ответы на соответствующие вызовы, то мы бы сейчас говорили об еврвзийстве Польши. Но так не случилось, и страна обречена или на полное исчезновение или на утверждении себя Европой, больше чем Старая Европа, на своем католичестве большем, чем у Папы римского.
Вывод 1. Граничные страны Европы и Азии, обычно не несут ни каких серьезных посреднических функций между двумя мирами, если только не становятся совершенно отдельным миром.
Судьба России это: или еще быстрее исчезнуть из истории под действием двух разнонаправленных сил, чем две вышеназванные страны. (Так как она и восточнее и севернее и южнее Польши. Так как она невообразимо и дразнящее раскинулась по планете Земля, на три океана). Или, второй вариант, действительно стать настолько огромной во всех смыслах, чтобы закрыть все возможные дыры и обеспечить прорыв сразу по всем векторам.
Обычно говорят о возможности соединения через Россию, некоторым транспортным коридором, двух центров силы. Не соглашусь с таким подходом. Наоборот чтобы удержать данное пространство необходимо быть таким субъектом истории, который одновременно « давит» и на Европу и на Азию и не стесняется своего величия. Не соединяет их друг с другом, а соединяет их с собой и достраивает ими себя.
Вторым условием, определяющим русскую жизнь, является преимущественно северное расположение страны. Подобное расположение Скандинавии и Финляндии не может считаться по-настоящему схожим. Близость Балтийского моря для них очень многое меняет. Условия Северного Поволжья и территорий еще севернее нужно было не только пережить, но и на них сформироваться как нация великороссов. Первоначальное состояние всечеловечности формируется, когда в очень сложных условиях нет ни кого, про которого можно сказать «чужой». То есть она рождается как синтез наций, в результате воздействия электромагнитного излучения сильного мироустроительного проекта. Всех, кого не убивает такой синтез, она делает до конца «своими» и раздвигает пространство дальше.
Третьим условием является состояние, когда при очень сильной государственной власти, сам народ, крестьянский мир предоставлен сам себе, законам своей общины. Только благодаря изначальной высокой организации были освоены и Севера и Сибирь, т.е. самые пустынные и негостеприимные места планеты. И та же община в наибольшей степени сохраняет народные традиции. И даже русский помещик это в некоторой степени также член общины, русского мира, а сельский священник, врач, учитель такими являются уже наверняка. Можно ли вообразить, что в Европе весь народ знает по имени отчеству крепостную няньку своего главного национального поэта. А в России именно так. И главные герои: былин - крестьянский сын Илья Муромец, патриотизма- староста Иван Сусанин и купец Кузьма Минин. Они больше всех остальных проникнуты духом государственного строительства и сохранения всего лада русской жизни.
Здесь же рядом стоит вопрос о поздней отмене крепостного права на Руси. Это четвертое условие. И не то что сохранение этого пережитка феодализма благо, но освобождение крестьян без земли это точно зло. Так происходило везде в Европе, но в России позже всех разрушается традиционное общество, сохраняя при этом реальную связь с землей. Недостаток же её немедленно ведет к разрушению общины, к утрате общего вектора развития, к бессмысленной и беспощадной борьбе на меже. Наличие же её, даже не в законном владении, а реальной привязки делает крестьянскую страну не благополучной и богатой, но благодатной и счастливой в своей производящей миссии.

Все перечисленные условия, выполненные одновременно, станут полным торжеством русского духа. Данная синхронность зависит от общего ответа на загадку русской души в процессе реализации русской идеи. Четыре стихии рождают пятую, еще не проявленную в истории, полную трансформации, вдохновения, экстаза. Всем кто не чувствует таких состояний, с самого начала очень тяжело жить в России. Они борются или бегут от неё. Но большинству тех, кто доживет до времени решительных перемен на Земле, будет просто в кайф находится в центре планетарного вихря, в России. Слетят все наносные представления, маски и, наведенные манипуляцией, заблуждения.
Мир при желании может понять все в русских, кроме последнего, пятого условия. Непонятна радость бунта. Когда вольная воля вырывается на простор и разрушая все на своем пути доставляет несказанное удовольствие народу. На самом деле Россия, по своей природе, вообще не женщина. Слабый правитель губит её мгновенно. Она на самом деле Русь – ОН. Загадка в Любви, в Эросе, в новой жизни, которая входит и в воду(время), и в воздух (пространство), и в землю (материю) и огонь (энергию). Русская душа ищет возможности вхождение в неё Мирового Духа. Того, что непрестанно пребывает рядом с землей и ищнт место своего воплощения. Он ищет тот народ, что начнет строить Коммунистическое Царство Божие на Земле.

Следующая загадка



1 слайд Описание слайда:

В классе уютном, просторном Утром стоит тишина. Заняты школьники делом – Пишу

2 слайд Описание слайда:

В классе уютном, просторном Утром стоит тишина. Заняты школьники делом – Пишут по белому черным, Пишут по черному белым, Перьями пишут и мелом: «Нам не нужна Война!» - Как вы думаете, почему прозвучало это стихотворение? (Ответы учащихся.) - О какой важной теме для нашей страны мы будем говорить на уроке? (Ответы учащихся.)

В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались привычными для с

3 слайд Описание слайда:

В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались привычными для себя делами: девчонки играли в «Дочки-матери», мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово – война. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые.

В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич Паустовский был воен

4 слайд Описание слайда:

В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич Паустовский был военным корреспондентом. Именно тогда советский писатель познал и тяжкую солдатскую судьбу, и то, как война повлияла на жизнь людей в тылу, и то, как весь народ с честью выстоял в годы лишений.

В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич Паустовский был воен

5 слайд Описание слайда:

В годы Великой Отечественной войны Константин Георгиевич Паустовский был военным корреспондентом. Паустовский так же, как и другие корреспонденты, выезжал на передовую, беседовал с бойцами, командирами, участвовал в боевых схватках. Случалось ему попадать и под ожесточённые артобстрелы, и под бомбёжки. Коллеги вспоминали, как мужественно и просто держал себя в эти минуты Константин Георгиевич. В противогазной сумке он всегда носил писательский блокнот, день ото дня пополнял его интересным материалом для создания статей и очерков. Неслучайно труд солдата, писателя, военкора Константина Паустовского был высоко оценён. Посмертно автор награждён медалью «За отвагу».

Отзвуки войны слышны в ряде его произведений для детей. Сегодня мы будем чита

6 слайд Описание слайда:

Отзвуки войны слышны в ряде его произведений для детей. Сегодня мы будем читать солдатскую сказку «Похождения жука-носорога»


7 слайд Описание слайда:


8 слайд Описание слайда:


9 слайд Описание слайда:


10 слайд Описание слайда:


11 слайд Описание слайда:


12 слайд Описание слайда:


13 слайд Описание слайда:


14 слайд Описание слайда:


15 слайд Описание слайда:


16 слайд Описание слайда:


17 слайд Описание слайда:


18 слайд Описание слайда:


19 слайд Описание слайда:

- Почему автор назвал своё произведение солдатской сказкой? (В произведении е

20 слайд Описание слайда:

- Почему автор назвал своё произведение солдатской сказкой? (В произведении есть черты бытовой сказки, где главным героем является солдат. Также присутствуют черты волшебной сказки: жука можно назвать волшебным помощником Петра Терентьева. Жук прошёл всю войну с солдатом и помог в ответ на доброе отношение.

Давайте вспомним все события сказки и определим какие из них реальные, а каки

21 слайд Описание слайда:

Давайте вспомним все события сказки и определим какие из них реальные, а какие сказочные. Обоснуйте свой выбор. 1. Жук спас солдату жизнь. 2. В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. 3. Пётр Терентьев уходит на войну. 4. Жук прожил 4 года. 5. Сын Петра Стёпа подарил отцу старого жука-носорога. 6. Жук заметил пулю, которая была направлена на Петра. 7. Пётр бережёт подарок сына. 8. Жук-носорог упал, прикинулся мёртвым. 9. Пётр ранен. 10. После победы Пётр и жук возвратились домой. Сказочные события: 1. Жук спас солдату жизнь. 4. Жук прожил 4 года. В стадии жука он живет не более трех месяцев. Именно столько природа отпустила ему, чтобы найти пару и оставить потомство. 6. Жук заметил пулю, которая была направлена на Петра. 8. Жук-носорог упал, прикинулся мёртвым.

- Почему отец спрятал подарок сына в сумку от противогаза? (Противогаз - эта

22 слайд Описание слайда:

- Почему отец спрятал подарок сына в сумку от противогаза? (Противогаз - эта сумка, которая всегда находится с солдатом, поэтому Пётр хотел, чтобы подарок сына был рядом.) - Как на фронте солдаты называли жука? («Жук боевой, прямо ефрейтор, а не жук».) - Почему солдаты звали жука ефрейтором? (Ефрейтор по званию старше солдата. Бойцы почитали жука, выделяли его, уважали.) - Что понимается под проносившимися мимо жуками, которых опасался жук-носорог? (Проносившиеся мимо жуки - это пули.) - Почему жук-носорог решил притвориться мёртвым? (Опытный жук понимал, что не сможет противостоять пулям, поэтому решил затаиться.) - Почему расстроился Пётр, когда не обнаружил жука в сумке? (Для Петра жук - память о семье.) - Чему удивился боец, когда жук сел на рукав шинели Петра? (Боец удивился, что жук прилетел на голос Петра.)

- Вспомните, что ответил Пётр на вопрос сына, жив ли жук? (Пётр ответил: «Жив

23 слайд Описание слайда:

- Вспомните, что ответил Пётр на вопрос сына, жив ли жук? (Пётр ответил: «Живой он, мой товарищ. Не тронула его война. ».) - О чём может рассказать жук-носорог своим жукам по возвращении домой? (Жук-носорог расскажет про боевой путь, про героические подвиги.) - Как вы понимаете слова Петра «От сказки не только ребятам, а даже бойцам одно удовольствие»? (В сказке всё заканчивается хорошо, поэтому все верят, что это может произойти и в реальной жизни.) - В чём смысл сказки «Похождения жука-носорога»? (Нужно любить и беречь Родину, семью, всё живое. И даже братья наши меньшие, которые сами нуждаются в защите, могут помочь в трудной ситуации.) Жизненным идеалом К. Г. Паустовского являлась гармония человеческих чувств и прекрасного в природе. Этот принцип всегда лежал в основе произведений писателя.

Прочитайте стихотворение Алексея Суркова. Красоту, что дарит нам природа, Отс

24 слайд Описание слайда:

Прочитайте стихотворение Алексея Суркова. Красоту, что дарит нам природа, Отстояли солдаты в огне, Майский день сорок пятого года Стал последнею точкой в войне. За всё, что есть сейчас у нас, За каждый наш счастливый час, За то, что солнце светит нам, Спасибо доблестным солдатам – Нашим дедам и отцам. Произведения Константина Георгиевича Паустовского никогда не оставляют нас равнодушными. Он сердечно, просто, с большой теплотой изображал не только нашу природу, но и наш народ. Победу К. Г. Паустовский встретил в Москве. Он вспоминал: «Каждый из нас помнит до мельчайших подробностей день начала войны. Точно так же каждый помнит наступление победы. Я проснулся от мальчишеского крика. Я прислушался. «Победа! Победа! Победа!» — звонко, задыхаясь, кричал кто-то снаружи. Я вскочил, подошёл к окну. Какой-то мальчик бежал по переулку, в стены, в окна, кричал: «Вставайте — победа! Война окончена! Вставайте!». В его голосе были явственно слышны слёзы».


25 слайд

Следующая загадка

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

Ответ разместил: basiyusupova84

+

Мгновенный доступ

50 баллов

Показать ответы 2

Доступ после просмотра рекламы

Ответы будут доступны после просмотра рекламы

Посмотреть рекламу

1) герасим ушел в деревню потому что его жизнь потеряла смысл буз муму2) тургенев хотел этим сказать, что рабство уже имело сбой, и вскоре было отменено.и люди начали противостоять приказам. тургенев не хотел вызывать сочувтвие - его врагом по жизни было "крепосное право" и об этом он пишит везде! так что это основная мысль и цель тургенева

Ответ разместил: kaminormakhmadova

+

Мгновенный доступ

50 баллов

Показать ответы 2

Доступ после просмотра рекламы

Ответы будут доступны после просмотра рекламы

Посмотреть рекламу

Страшный рассказ в. тендрякова повествует о голоде,ужасном событии в период коллективизации страны в 30-х годах. бесчеловечное отношение к ссыльным в период голодомора,который тщательно скрывался властями.раскулаченные "куркули" ,не доехавшие до мест ссылки в сибири,были брошены властями умирать в разных местах страны.население равнодушно наблюдало за страданиями невинных людей,считая их врагами народа или обходило эти страшные места стороной,совесть людей не выдерживала этих картин. идеология партии,навязанная людям искажала действительность,быть сытым было стыдно,в пролетарской идеологии-сыты только буржуи и кулаки.начальник станции,в рассказе,был вынужден наблюдать и следить за куркулями.это начальник задаётся вопросом: "что же вырастет из таких детей? ".дети из любопытства наблюдали за умирающими "куркулями",изнемогая от панической жалости. ответ на вопрос заложен в рассказе,дети -это заложники страшного времени.в душе они переживали,каждому было жалко людей,но они не должны были им .так что же вырастет-это риторический вопрос.в каждом человеке заложена крупица сострадания,чувства,разум человека определяет его поступки.если у человека есть совесть,моральные и нравственные принципы,то он останется человеком в любой ситуации.дети,вырастая становятся похожи на взрослых,если у родителей есть принципы в жизни,они передадутся их детям.володин отец не мог смотреть в глаза сыну,пролетарий воевавший за светлое будущее и сытую жизнь.он не мог отвечать на вопросы сына,а начальник станции застрелился,не выдержав мук совести.дети,видевшие этот ужас,получали моральную травму на всю жизнь,наступал период "обморожения",очерствения детской души.вырастая,они становились гражданами страны советов,борцами с врагами.но не в каждом из них умирали сердоболие и человечность. многие становились людьми,прячущими свою совесть в глубине души,скрывая человеческие качества от других,чтобы их самих не сделали врагами народа.кто не шёл на сделку с совестью,тот оказывался вне закона.но были и те,которые вырастая становились рьяными борцами за "счастье" страны и шли по головам и трупам,в достижении своих целей.какое время-такие и дети,"хлеб – совесть, люди – враги народа."продавая совесть за хлеб,безжалостные пролетарии делали людей,с человеческими качествами и морально-нравственными принципами,врагами народа.

Читайте также: