Игровая прогулка на участке в поисках невидимки сюрпризы и загадки

Обновлено: 24.12.2024

- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.

- Совершенствовать представления детей о свойствах воздуха: невидимый, прозрачный, не имеет запаха, но может его приобретать при контакте с другими веществами, может двигать предметы.

- Дать знания об использовании разных жидкостей и веществ для создания секретного письма.

- Развивать у детей любознательность, умение делать умозаключения.

- Расширять активный словарь детей: невидимый, прозрачный, секретное письмо.

Опыты с воздухом, рисование свечой.

Материал: коробочки с апельсином и чесноком, пустой полиэтиленовый пакет на каждого ребенка, бумаж- ные шарики, белые листы бумаги, вода, сода, лимон, молоко, утюг, кисточка, покрывало.

Воспитатель: Сегодня мы будем изучать невидимку. А что такое невидимка? Где мы можем о ней услышать или ее увидеть? (Дети рассказывают - мы читали у А.С.Пушкина о шапке невидимке).

А мы будем искать вещества невидимки. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, оно такое боль- шое, что занимает весь мир и такое маленькое, что пролезет в любую щелочку.

Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, но не видим он для нас. Что это? (Воздух).

Воздух никто не видит, поэтому его называют – «невидимка». А хотите воздух увидеть? Сейчас мы его поймаем и увидим. А помогут нам в поисках невидимки секретные коробочки. Вот и первая коробочка (поли- этиленовые пакеты) (стоя около столов или сидя на стульях).

Возьмите в руки полиэтиленовые пакеты. Что вы можете сказать о пакете? (Он плоский, в нем ничего нет). А теперь откройте пакет, подержите открытым и закрутите. А как теперь изменился пакет? (Пакет надулся,

в нем воздух). Что нам о себе рассказал невидимка в пакете? (Он невидимый, у него нет цвета, он прозрачный, нет формы, он принимает форму другого предмета, у него нет запаха).

А вот и вторая секретная коробочка (бумажные шарики). Эти бумажные шарики помогут нам найти воздух и расскажут, что он может делать. Возьмите по одному шарику на двоих и подуйте на него, как будто играете в необычный футбол. (Сидя на ковре или за столом).

Что происходит с шариком? (Он летает то в одну сторону, то в другую). Почему так происходит? (Потому что мы на него дуем). Да. Это воздух выходит из наших легких, а попадает он в них, когда мы делаем вдох.

Значит, внутри нас тоже есть воздух. Воздух мы нашли. А что он может делать, узнали? (Да. Он двигает пред- меты).

Давайте найдем на карточках предметы, которые может двигать воздух. (На столе карточки. Дети подходят, выбирают карточки и рассказывают). (Листья летят, снег летит – метель, качаются ветки деревьев, воздушный шар летит, корабль с парусами плывет, крылья мельницы крутятся и так далее).

Ребята, вы сказали, что воздух не имеет запаха. А так ли это, помогут проверить следующие коробочки. Уз- найте по запаху, что в них спрятано. (Дети распределяются на две подгруппы. Одни вдыхают запах чеснока. Другие запах апельсина.)

Имеет ли теперь воздух запах? (Да, пахнет апельсином, чесноком).

Оказывается, воздух приобретает запах от продуктов и веществ, которые нас окружают.

Одну невидимку мы нашли. Теперь попробуем найти и другую. Это вещество помогает писать секретные письма. Что это может быть? (Дети называют свои версии ответа).

Я предлагаю вам стать секретными агентами. Для того, чтобы написать секретное письмо нужны специаль- ные чернила. Посмотрите вот они. Как вы думаете, что это? (На столе стоят емкости с «чернилами»). Дети рас- сматривают и отвечают. (Это молоко и сок лимона.) Да. А еще содовый раствор.

А теперь, секретные агенты, напишите письмо своим друзьям какими хотите чернилами. (Дети берут листы, кисточки. Находят место за столом. Пишут.)

Я тоже для вас написала секретное письмо. Пока ваши письма сохнут, прочитайте, что в нем написано. (На ватмане написано свечой. Дети говорят, что ничего не видно.) Как вы думаете, чем оно написано?

(Ответ детей). Правильно. Написано свечой. Что нужно сделать, чтобы увидеть текст? (Закрасить лист краской. Дети закрашивают лист.)

Текст стало видно. Прочитайте, что написано. (Дети читают «Невидимка – это тайна мира».)

Мое послание вы разгадали. Давайте прочитаем, ваши секретные письма. Вручите, кому хотите свои письма и прочитайте. (Дети вручают письма и говорят, что буквы не видно.)

Как же нам прочитать это секретное письмо? (Дети говорят свои версии.)

Давайте поищем ответ в энциклопедии. (Зачитать ответ). Значит, что нужно сделать с письмом? (Нагреть).

Разложите свои письма на столе (стол покрыт покрывалом), а я проглажу их утюгом. Посмотрим, появятся ли буквы? (Воспитатель проглаживает листы утюгом. Дети замечают, что буквы стало видно).

Буквы теперь видно. Прочитайте письмо. (Дети читают).

Молодцы. Справились с заданием секретные агенты. А что вам помогло написать невидимое письмо? (От- веты детей).

А увидеть и прочитать его, что помогло? (Ответы детей).

В конце занятия дети рассказывают о том, что понравилось, что узнали нового, как искали невидимку.

1. Большая книга опытов и экспериментов для детей и взрослых. Л.Д. Вайткене. Издательство АСТ. 2015 год.

2. Простые опыты с воздухом. М. Султанова. Издательство Хатбер. 2014 год.

Следующая загадка

Материал: прозрачные стаканчики, трубочки, губка, воздушные шары, иголка, резиновые игрушки, мешочки, карандаш, бумага для рисования, таз с водой, разрезная картинка Незнайки, полотенце, письмо от Незнайки, горшок с землёй

-Где находится Воздух?

Теория: воздух обладает различными свойствами…прозрачный, невидимый, заполняет всё свободное пространство.

Вводная часть: педагог обращает внимание детей на конверт …

-К нам пришло письмо. Откроем конверт и узнаем от кого. В конверте диск и пазлы. Детям предлагается сложить пазлы – изображение Незнайки.

-Вы знаете, кто это? Да, это Незнайка, коротышка из Цветочного города (кликнуть по левой клавише мышки). У него ничего не получается, когда он берётся за дело. А как, вы думаете, почему? Ответы детей…Педагог обращает внимание детей на диск:

- Да это звуковое письмо от Незнайки… (предлагает детям посмотреть на экран и послушать) Переход на следующий слайд.

3 слайд (конвертированный…содержит отрывок из мультфильма «Незнайка на луне»

«Здравствуйте, дорогие ребята, девочки и мальчики! Я недавно узнал от своего друга Знайки, что есть какой-то таинственный Невидимка. Этот Невидимка всем очень необходим. Но вот что это за Невидимка, для чего он нужен и где находится, Знайка мне не сказал. Я знаю, друзья, что вы очень внимательные и наблюдательные. И я думаю, что вы сможете ответить на все мои вопросы. Заранее вам спасибо! Ваш друг Незнайка. Переход на следующий слайд, кликнуть два раза на тёмном поле с лева…

-Ребята, поможем Незнайке?

-О чём говорится в письме?

-Что значит Невидимка? (ответы детей)

-Про какого же «Невидимку» рассказал Знайка?

Затрудняетесь? Я вам помогу.

- Чем мы дышим?. (Педагог, просит детей, посмотреть на экран…переход на следующий слайд…кликнуть.

- Посмотрите на экран – это лёгкие! Человеку всё время нужно вдыхать и выдыхать воздух. В этом помогают нам лёгкие. Они похожи на две розовые губки, сжимаются при вдохе и расширяются при выдохе. Без воздуха человек может прожить совсем недолго…не больше 5 минут.

- А можно воздух увидеть? Ответы детей… переход на следующий слайд….кликнуть…

-Значит, вот о каком Невидимке рассказывали Незнайке.

-Давайте докажем и покажем, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух… Переход на следующий слайд, кликнуть…

Опыт: дети берут трубочки…вдыхают воздух…опускают трубочки в стакан с водой…выдыхают воздух.

-Что вы увидели в воде? (пузырьки)

-Почему они образовались? (выдыхали воздух)

-Правильно, это пузырьки воздуха, они выплывают и лопаются.

- Какой можно сделать вывод? Для чего нужен воздух? Ответы детей… Переход на следующий слайд, кликнуть…

Педагог делает вывод:

-Воздух нужен для жизнедеятельности любого живого организма.

-Вот мы и ответили на вопрос Незнайки, что это за Невидимка, и для чего он нужен.

-Но, Незнайку интересовал ещёодин вопрос: - где находится этот таинственный Невидимка?

-Как вы думаете где? Ответы…

-Давайте, поищем его, прямо не выходя из группы. С чего начнём?

- А начнём мы с вами… Переход на следующий слайд, кликнуть…

…- вот с этого стакана. Посмотрим, не притаился ли он здесь?

Опыт: тазик с водой и прозрачный стакан. Перевернём стакан и опустим его в воду прямо вверх дном.

-Что вы видите? Попала вода в стакан или нет? А как вы думаете, почему?

-Что ей мешает? Ответы детей. Стакан пустой или нет? Ответы детей…

-А может, как раз здесь притаился наш Невидимка? Давайте заставим его показаться – стать видимым? Попробуем?

Опыт (продолжение): давим на дно стаканчика, но какая – то сила мешает нам, выталкивает стаканчик из воды. Прижимаем край стакана ко дну тазика, а потом осторожно наклоняем его.

-Что вы видите и слышите? Большие пузырьки выскакивают из стаканчика, устремляются к поверхности воды, издают звук и исчезают.

-Можно увидеть Невидимку или нет? А услышать? (Да, булькала вода). Кликнуть по слайду, а не по стрелке

Вода заполняет стакан.

- Какой вывод можно сделать? Ответы детей…Вывод воспитателя: воздух прозрачный, невидимый, занимает всё свободное место. Переход к следующему слайду, кликнуть…

Педагог приглашает детей к столу…

-Посмотрите пожалуйста на предметы, которые лежат на столе. Как вы думаете, в них есть воздух? Ответы детей…

С губкой – надавить на губку, чтобы она ушла под воду.

-Что мы видим? (Пузырьки). Кликнуть по слайду, а не по стрелке. А почему они образовались? (В губке был воздух). Сравнить сухую и мокрую губки.

С резиновой игрушкой – опустить…. в воду и нажать на неё, что мы видим? (Пузырьки). Кликнуть по слайду, а не по стрелке.

С мешочком (полиэтиленовым) – дети ловят воздух мешочком и зажимают отверстие.

-Что случилось? (Мешочек надулся). Что у нас в мешочке? (Воздух). Воспитатель прокалывает мешочки детей иголкой и направляет струю воздуха на детей. Кликнуть по слайду, а не по стрелке.

-Что вы чувствуете? Что было в мешочке? (Холодный воздух).

Друзья, смотрите, сколько мы с вами проделали опытов. Теперь мы сможем ответить Незнайке на его вопросы. Переход к следующему слайду, кликнуть…

-Что же это за таинственный Невидимка? Ответы детей… Где же находится таинственный Невидимка? Ответы детей…

Вывод: воздух везде, повсюду, занимает всё свободное пространство.

-Для чего он нужен? (Чтобы дышать, жить, расти).

Переход к следующему слайду…

13 слайд (ИГРА, содержит звуковое сопровождение)

- Привет! Помоги Незнайке найти картинки, которые относятся к свойствам воздуха… Объясни ответ

Гимнастика для глаз.

Список литературы и Интернет источников

Прикреплённые файлы:
1-prezentacija-poisk-nevidimki_fh5j5.pptx | 11098,56 Кб
Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Поиск сокровищ» Цель: взаимосвязь познавательного и физического развития. Задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания по математике; закрепить.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Поиск сокровищ» Интеграция образовательных областей : О. О. «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие». Приоритетная область :.

Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной группы. Решение логических задач «Поиск девятого» Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной группы. Решение логических задач «Поиск девятого». Задачи: 1. Развивать логическое мышление.

Конспект с использованием презентации «Александр Сергеевич Пушкин» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 общеразвивающего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе «Картинки-невидимки» ТЕМА: «Картинки-невидимки». ЗАДАЧИ: - познакомить малышей с изобразительными и выразительными возможностями различных художественных материалов.

Конспект зимней прогулки в подготовительной группе «Поиск сокровищ» Конспект зимней прогулки в подготовительной группе. Тема: "ПОИСК СОКРОВИЩ".Москва, ГБОУ гимназия №1595 (дсп, воспитатель: Жигулина Ольга.

Конспект развлечения «Прощание с осенью» с использованием презентации ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ» Дети входят в зал, встают в 2 ряда. Вадим Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий.

Конспект занятия с использованием презентации «Ёж» ТЕКСТ к презентации «ЁЖ»: 1 слайд: Название презентации. 2 слайд: Отгадайте загадку. 3 слайд: Правильно Ёж! 4 слайд : А что вы знаете о.

Проект «В поисках невидимки» для воспитанников 5–6 лет (познавательное развитие) Проект на тему: «В поисках невидимки» для воспитанников 5-6 лет (познавательное развитие) Выполнила: воспитатель Анна Дмитриевна Кипяткова.

«Мой дом-моя крепость». Конспект занятия «Поиск пропавшего Буратино» в подготовительной логопедической группе П/С: продолжать учить детей правильно вести себя в ситуациях насильственного поведения со стороны взрослого, чтобы окружающие поняли, что.

Следующая загадка

(прозрачность, заполняет все пространство, может двигать предметы) его роль в жизни человека, способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:Образовательные:способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: Умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слов.

Развивающие: развитие целостного восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета, развивать активность мышления и коммуникативные навыки.

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа: Знакомство с подвижной игрой «Надувайся пузырь», беседа о фруктах, разучивание песен про «дружбу»

Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»

Ход ООД:

Воспитатель:Ребята а я вам хочу песенку спеть. Хотите послушать? А кто знает можете подпевать вместе со мной. (звучит «Улыбка»)

Воспитатель: От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснется!

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется…

Ребята я вам так рада! Примите от меня «улыбки - солнышки» и хорошее настроение не покинет больше вас.

Предлагает детям подарить «улыбки – солнышки» друг с другом.

В это время в зал заглядывает Карлсон и дразнится.

Карлсон: Бе-бе-бе-бе-бе. Нууу, я так не играю (огорченно). Я прилетел с ними пошалить, а они меня даже не замечают.

Воспитатель: Ой, Карлсон, здравствуй! Как хорошо, что ты прилетел…

Карлсон (перебивая): Пошалим?

Подходит к связке с шарами и лопает один из них.

Карлсон (восторженно): Вы видели, а? Как бабахнул воздушный шарик! Так громко, даже уши заложило! Интересно, откуда такой громкий звук?

Воспитатель: А я знаю, откуда этот звук взялся. (интригующе). А вы хотите узнать?

Дети и Карлсон соглашаются.

Воспитатель: Давайте с вами присядем на стульчики.

То, что ты называешь «бабахнул» - это воздух вылетел из шарика.

Карлсон: Как вылетел? Куда вылетел?

Воспитатель: Сюда, к нам. Он повсюду! (показать жестом).

Карлсон: А я его не вижу. А вы, ребята видите? (обращается к детям).

Я же говорю, что его никто не видит! Значит его нет!

Воспитатель: А мы сейчас это с вами проверим.

Скажите, вы фокусы любите? (обращается ко всем)

Карлсон с детьми соглашаются.

Воспитатель: Тогда приглашаю всех к этому столу.

ОПЫТ 1. Обнаружение воздуха при помощи пакета. (Звучит оркестровая композиция «Караван»)

Воспитатель: Что у меня в руках? (пакет)

Как вы думаете, он пустой? В нем что - нибудь лежит? (дети высказывают свои предположения)

Давайте с вами возьмём по пакетику и хорошенько рассмотрим его. Музыка звучит громче и воспитатель показывает «фокус»с пакетом:

- показывает со всех сторон,

- складывает в несколько раз,

-взмахивает пакетом, ловя воздух, закручивает пакет.

Воспитатель: Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? А как вы думаете что в нем? (дает потрогать детям и Карлсону надутый пакет, подвести высказывания детей к тому, что в пакете воздух)

Давай те теперь вместе попробуем поймать наш воздух? На что стали похожи наши покетики? (пакет стал похож на подушку, на шарик)

Воспитатель: Правильно это воздух, и он занял все место в пакете, что пакет стал похож на подушку.

Карлсон: Дайте-ка, я посмотрю. Я все равно ничего не вижу! Ребята, поглядите сами! (предлагает детям посмотреть сквозь пакет).

Воспитатель: Карлсон, ты все сомневаешься. Я сейчас проткну пакет острой палочкой. А вы приготовьте свои щечки (воспитатель прокалывает пакет, подносит пакет к Карлсону и к каждому из детей, давая тем самым почувствовать струю воздуха).

Карлсон: Как здорово! Я чувствую воздух!

Воспитатель:Вот а теперь помоги и всем ребятам ощутить то что ощутил ты. (прокалываем всем пакетные шары, ребята дуют на себя)

Воспитатель: Расскажите о своих ощущениях. (дети рассказывают, что чувствуют холодок, ветерок, воздух).

Воспитатель: Из пакета выходила струйка воздуха. Воздух нельзя увидеть, но можно его почувствовать.

В это время Карлсон незаметно подходит к столу, где стоят стаканы с водой и соломинки для коктейля

Воспитатель: Скажите, ребята, а внутри нас есть воздух? (дети высказывают свои предположения).

В это время Карлсон начинает дуть через соломинку в воду и пускать пузыри.

Воспитатель: Карлсон, ты чем занят?

Карлсон: Шалю я, шалю! Идите сюда, будем вместе шалить!

Воспитатель: Будем шалить с Карлсоном? Но шалить мы будем с пользой.

ОПЫТ 2. Обнаружение воздуха при помощи соломинки для коктейля

Присаживаемся за стол и прежде чем приступить давайте с вами правильно подышим

-вдыхаем глубоко через нос

-а выдыхаем через рот

-губы вперед вытягиваем трубочкой

Воспитатель: Возьмите трубочки для коктейля и осторожно опустите их в стаканчики с водой. Сделайте глубокий вдох носиком и тихонько подуйте в трубочку.

Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь» Детский смех. Дети вместе с Карлсоном пускают пузыри в стакане с водой.

Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит.

Почему так произошло? (дети говорят что это выходил воздух из трубочки)

Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? (подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).

Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух находится в нас.

Карлсон: ооой! Что то мы с вами засиделись, я уже хочу играть!

Воспитатель: Карлсон, а ты в футбол любишь играть?

Карлсон (важно): Да! Я самый лучший футбольщик!

Воспитатель: Ну, во- первых, не «футбольщик», а футболист. А во-вторых, футбол у нас будет не простой а «Воздушный» шар нужно поднять в воздух не касаясь до него ни руками, ни ногами. Ребята, кто-нибудь из вас догадался как это сделать (дети отвечают, что нужно дуть на мячик)

ОПЫТ 3. Воздух движет предметы (звучит музыка из к/ф «Усатый нянь». Переполох. Воспитатель объясняет детям (для этого мы с вами разделимся на две команды, возьмём две палочки с шарами. И давайте с вами подуем на шарики.

Карлсон: А я буду наблюдать, чей шар поднимается выше!

Дети начинают играть в «Воздушный футбол» вместе с Карлсоном.

Воспитатель: Весело играли. Как вам удалось так ловко поднять шарики в верх? (дети говорят, что они дули на мячик). Значит воздух помог нам играть, он двигал мячик.

Калсон: Ммммм пахнет чем то вкустненьким

Воспитатель: Ой да совсем забыла, я же вам приготовила угощение! Подойдите сюда поближе

Ребята что это? (апельсин)

А вы сейчас ощущаете какой-то запах?

А сейчас? (дети- апельсином)

Молодцы (и так далее с лимоном и яблоком)

Что нам помогает почувствовать запахи фруктов? (Подвести детей к тому что сам воздух доносит до нас запах разных предметов, фруктов, овощей.)

Карлсон: Что-то я заигрался с вами. Мне к Малышу пора. Полечу расскажу обо всем что узнал. До встречи! Еще увидимся!

Карлсон «улетает». Дети машут ему в след. Воспитатель обращается к детям.

Воспитатель: Весело провели время. Я думаю это не последняя встреча с Карлсоном. Он обещал вернуться. Ребята, как вы думаете, о чем может рассказать Карлсон Малышу? (воздух везде, его нельзя увидеть, но можно почувствовать; при помощи воздуха можно пускать пузыри и передвигать мячик, без него нельзя дышать)

Воспитатель: Хотите еще поиграть с воздухом?Догадайтесь: что это такое? В мыльной водице он родится. Воздухом надуешь — в шарик превратится.

Ответы детей: Мыльные пузыри.

А давай те все вместе откроем и выпустим наши пузыри в воздух!

Публикации по теме:

Конспект НОД «Путешествие в поисках золотых колосьев» Конспект Непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в поисках «Золотых колосьев». образовательная.

«В поисках радуги». Конспект НОД в подготовительной группе Тема «В поисках радуги» Цель: закрепление ранее изученного материала. Задачи: 1. Обучающая: продолжать формировать мыслительные операции.

Конспект НОД «В поисках буквы К» в подготовительной группе Областное государственное образовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом.

Конспект НОД «В поисках лесных жителей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Татауровский детский сад «Родничок» НОД по речевому развитию во 2 младшей группе.

Конспект НОД «В поисках солнышка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Антошка» с. Зудилово Конспект.

Конспект НОД в средней группе «В поисках меда» Конспект Непрерывной Образовательной Деятельности в средней группе На тему: «В поисках меда» Образовательная область: Познавательное развитие.

Конспект НОД в средней группе «В поисках сюрприза» Программные задачи: Образовательные: Уточнить представления о счете (в пределах 5). Упражнять в счете звуков на слух. Закреплять представления.

Конспект НОД в подготовительной группе «В поисках радуги» Программное содержание: 1) Обучающие : продолжать формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация) 2) Развивающие.

Конспект ОС «Витаминки-невидимки» Образовательная область: познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие Возрастная группа: старший дошкольный возраст, дети.

Конспект НОД в поисках дорожных знаков с детьми подготовительной к школе группы «В поисках дорожных знаков» Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по познавательному и социально – коммуникативному.

Следующая загадка

Гипотеза : Наверное, воздух прячется в предметах, у него есть свойства.

Цели: Найти воздух в окружающем, изучить его свойства. Узнать, где люди применяют воздух.

Задачи: 1. Найти способы поиска воздуха. 2. Научиться экспериментальным путем определять свойства воздуха: невидимый, прячется в предметах, делает предметы упругими, при движении воздуха получается ветер, в воздухе есть сила. 3.Собрать коллекции, альбомы о свойствах воздуха.

Актуальность проблемы

Научить детей самостоятельно находить невидимый объект исследования, самостоятельно проводить экспериментальную деятельность на подтверждение свойств воздуха - задача не простая, потому что ребенок любит повторять за взрослым, учиться копировать его деятельность. Развитие самостоятельности определяют любопытство ребенка, желание не только узнать, но и доказать себе, что ты все сделаешь сам. Наше исследование вели за собой детей три вопроса и одновременно этапы деятельности: «Где прячется ветер?», «Как поймать воздух?», «Как применяет человек свойства воздуха?». А Кирилл еще с раннего детства хотел разобраться, кто сидит в бытовых приборах и двигает их.

Поиск невидимки

Первый этап . «Ветер-невидимка, как его найти?»- думали мы. Искали на прогулке : бегали с ленточками- они развивались, ловили воздух вертячками- они крутились то сильнее, то тише. Дома с мамой Кирилл нашел ветер: в качающихся деревьях, летящих листочках, в наклонившейся траве, в надутых парусах. Мы узнали главное: ветер- это движение воздуха. Значит, мы можем его сделать сами. Мы дули на перышки, на вату – они слетали с ладошки. Махали веером- было прохладно, это воздух двигался между веером и лицом. Вывод: Воздух может перемещаться. Ветер это движение воздуха, поэтому вертушки крутились, ленточки развивались, перышки летели.

А еще мы узнали , что ветер имеет силу . Сильный ветер на море - буря. Ураган – унесет домик Элли. Ветер вращает мельницу, добывает электричество. Сильный ветер передвигает парусник.

Второй этап.

Экспериментальная деятельность

Чтобы обнаружить и поймать невидимку мы проводили игры- эксперименты.

Опыт №1 « Волшебный мешочек »

Цель : Поймать воздух полиэтиленовым мешочком. Алгоритм действий: 1. Я взял мешок стал махать в разные стороны, мешок наполнился воздухом. 2. Закрутил мешок, чтобы воздух не убежал. 3. Если нажать пальчиками – чувствуешь нашего невидимку, а мешок стал упругим. Вывод: воздух можно поймать в мешок, мешок стал большим, толстым и упругим как мяч.

Опыт № 2 « Волшебный стакан ». Цель: Поймать воздух стаканом. Действия: 1. Я налил воду в тазик. 2. Взял и перевернутый стакан опустил в воду. 3. В стакане осталось место без воды - там воздух. Вывод: воздух можно поймать стаканом и в воде увидеть, как он сжался и не вышел весь в воду.

А Маша не поверила мне, что я поймал воздух и я решил ей это доказать.

Опыт № 3 « Сухой из воды » Цель: Поймать воздух стаканом.1.Прикрепил салфетку на дно стакана. 2.Опустил, перевернутый стакан в воду. 3. Не спеша поднял стакан, проверил – салфетка сухая. Выводы: 1.«Вот так наш невидимка вышел сухим из воды». 2. Воздух можно поймать стаканом, он сжимается, поэтому салфетка сухая.

Гипотеза подтвердилась : 1. Воздух можно поймать (на ветрячок, в мешок, в стакан).

2. Воздух остается в сосудах (стакане, банке).3. Воздух имеет свойства: не видим, сжимается, делает предметы из мягкого материала упругими, имеет силу, двигает предметы.

А еще мы воздух можно поймать за зеркальце, если дышать (оно запотело). А еще подув в трубочку, в стакане с водой будет много пузырьков. Можно воздух ловить пылесосом. Так мы собрали картотеку игр с воздухом и теперь вся наша группа играет.

Особенно всем понравились игры на силу ветра. Когда стали пускать лодочки, нам стало интересно, как заставить их плыть быстрее, стали дуть на воду – пошли волны. Слабый ветер сдвинул лодочку с места, а сильный перевернул ее набок. Вывод: 1.Чем сильнее дует ветер, тем выше волны.2. Сила ветра бывает разной: сильный ветер, слабый ветер.3.Зависит сила ветра от того, как сильно ты дуешь.

А наши любимые шары мы надували сами. Они были разного цвета, размера, легкие – воздушные, ветерку послушные.

История изобретения воздушного шара .

Кирилл с мамой прочитали в книге историю о первом воздушном шаре. Первый воздушный шар построили братья из Франции. Шар был сделан из ткани и бумаги. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался 8 минут. Позже стали летать люди. Теперь полеты на шаре стали интересными видом спорта.

. Результаты нашего исследования.

1. Собрали картотеку игр со свойствами воздуха. Ребята нашей группы умеют

2. Альбом «История изобретения воздушного шара»

3. Альбом «Где прячется ветер?»

4 Альбом «Ветер в бытовых приборах ».

1. Опытным путем узнали: ВЕТЕР -это движение воздуха. Научились самостоятельно находить ветер на прогулке, в помещении, в бытовых приборах.

2. Научились сами делать ветер: предметами (веер, дуть на перышки, вату, легких бумажных птичек), бытовыми приборами.

Читайте также: