Иероним босх загадки тайны символы
Обновлено: 04.11.2024
На фоне однообразного степного пейзажа собралась диковинная и неизвестно как туда попавшая компания. В кресле расположился пожилой седовласый человек, над которым монах в розовой хламиде и с воронкой на голове (похожие конические шапки в те времена носили фокусники) производит загадочные манипуляции: в руках он держит скальпель, которым вскрыл пациенту череп, и достаёт из раны цветок. Второй цветок, по-видимому, извлечённый из того же источника, лежит на столе, на который, задумчиво подперев голову рукой, оперлась монахиня. На её голове, покрытой белым омофором, лежит книга – несомненно, Библия. Еще один монах, одетый в чёрное и с серебряным сосудом в руках, ассистирует первому в его странной операции.
Извлечение камня глупости. Иероним Босх, 1500-е Извлечение камня глупости. Иероним Босх, 1500-еВся сцена помещена в круг, называемый в искусствоведении тондо (от итал. rotondo - круг). Круг, в свою очередь, вписан в прямоугольник. Свободное от изображения пространство украшено золотыми завитками и буквами на темном фоне. Трудно читаемая золотая готическая вязь вокруг тондо расшифровывается так: «Мастер, удалите быстро камни. Меня зовут Любберт» («Meester snijt de keye ras/ Myne name is Lubbert das») .
Диковатый (с точки зрения современного зрителя) сюжет придуман отнюдь не Босхом. Удаление камня глупости – это распространённая фольклорная фабула в средневековых Нидерландах, а в XV-XVI веках она перекочевала в литературу и изобразительное искусство: сохранилось немало гравюр и рисунков с подобным сюжетом.
Операция по удалению камней глупости. Питер Брейгель Старший, 1557 Операция по удалению камней глупости. Питер Брейгель Старший, 1557История о том, что дураку, чтобы поумнеть, нужно произвести лоботомию и извлечь из головы камни, основывается на представлении, отражённом в голландских поговорках. О недалёком человеке принято было выражаться «Он знает не больше глупых камней» , об откровенно глупом говорили: «У него в голове камень» (подобно тому как в современном русском просторечии поведенческие странности описывают словами «у него тараканы в голове», «каша в голове»).
Наличие посторонних предметов в голове понималось в средние века не образно, а буквально. Об этом говорит простой факт: по деревням кочевали шарлатаны, выдававшие себя за докторов, которые разыгрывали настоящие представления по удалению «лишнего» содержимого черепной коробки. Разумеется, за деньги. Доверчивому больному после имитации операции предъявлялись камни, якобы извлечённые из его больной головы.
То, что в роли эскулапов Босх изображает монахов, вполне закономерно: наиболее образованными людьми своего времени (включая познания в медицине) было именно духовенство. Чаще всего картина интерпретируется как сатира на шарлатанов в рясах, которые всячески дурачат доверчивого обывателя. Это, однако, отнюдь не свидетельствует о безбожии Босха – скорее, о его моральной непредвзятости. Именно на критике пороков церкви в ту же эпоху разовьётся протестантизм, а Босха (согласно архивным данным, активного члена одного из католических религиозных братств) станут называть «пророком Реформации».
Широко распространённое имя «Любберт» было синонимом к слову «дурак», «простофиля», «олух» (ср. русское Иван-дурак). Одет Любберт так, как одевалось простонародье: простая белая рубаха и красные штаны с гипертрофированным гульфиком (эта же пикантная деталь нередко встречается у Питера Брейгеля по прозвищу «мужицкий»).
Крестьянин и разоритель гнёзд. Питер Брейгель Старший, 1568 Крестьянин и разоритель гнёзд. Питер Брейгель Старший, 1568Воронка и книга на головах монаха и монахини до сих пор вызывают недоумение и споры. Скорее всего, это довольно частые в мире Босха «вещи не на своём месте». Они истолковываются как символы недолжного, неправильного устройства мира, где Библия, например, употребляется не для внутреннего, а для «наружного применения» - т.е. служит не внутреннему исправлению, а достижению опредёленных жизненных («внешних») благ.
Почему же из раны извлекается не камень, а цветок? Однозначного мнения на этот счёт нет, так как многие предметы и символы в творчестве Босха не вписываются в какую-либо из существующих готовых систем и схем. Большинство комментаторов сходится на том, что цветы – это головки тюльпанов, но в отношении выражаемого ими смысла гипотезы разнятся. По одной из версий, слово Tulpe в старых голландских словарях имело оттенок значения, связанный с глупостью. По другой, цветок соотносится с идеей запретных наслаждений, которые в религиозной картине мира и есть не что иное как глупость. И, наконец, известно, что на родине Босха тюльпан из-за его дороговизны был синонимом понятия «шальные деньги». Это могло бы усилить мысль, что доверчивого Любберта на картине бесстыдно обирают. Но Босх порицает не только их – доверчивость, граничащая с глупостью, тоже предосудительна. Младший современник и практически земляк Босха Эразм Роттердамский в своей «Похвале глупости» констатировал: «Всему готов поверить тот, кто исцеленья страстно ждёт!»
Биография Иеронима Босха
История жизнеописания мастера лаконична, поскольку до наших дней дошло совсем немного документально подтвержденных фактов. Иероним Босх – псевдоним живописца. Его настоящее имя – Иерон ван Акен. В переводе с голландского на русский слово «босх» означает «лес». Почему был выбран этот псевдоним? Вряд ли мы получим ответ на этот вопрос. Но эта деталь характеризует личность художника очень ярко.
Точная дата рождения Иерона ван Акена неизвестна. Историки склонны считать, что это произошло около 1460 года в небольшом голландском городке Хертогенбос. Здесь живописец провел почти всю жизнь. Семья Иерона происходила из немецкого города Аахен. Его дед и отец были художниками. Именно они передали Босху азы мастерства. Но юноша несколько лет путешествовал по Голландии и оттачивал свой стиль под руководством известнейших живописцев того времени.
В 1480 году Иерон возвращается в Хертогенбос. Уже в тот период он признан очень перспективным мастером и пользуется популярностью. В 1481 году Иерон женился на Алейд ван де Мервенне – девушке из аристократической и очень богатой семьи. Это обстоятельство имело огромное значение для его творчества. Художнику не нужно было хвататься за любые заказы, чтобы прокормить семью. Он получил возможность развивать свое творчество.
Довольно быстро слава Иеронима Босха распространилась далеко за пределы Голландии. Ему поступает очень много заказов от знати и богатейших людей Европы, в том числе, королевских домов Испании и Франции. Картины мастера не имеют дат. Поэтому историки искусства ориентируются лишь на приблизительные периоды жизни живописца.
Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Среди современников художник слыл респектабельным и очень религиозным человеком, он состоял в братстве Богоматери при кафедральном соборе Святого Иоанна. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди.
Умер художник в 1516 году. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа.
Альтернативная версия жизнеописания Босха
Речь идет о версиях, которые не имеют 100% подтверждения в документальных источниках. Но историки искусства не склонны отбрасывать их. Эти сведения о художнике многое объясняют в его творчестве и достойны тщательного изучения.
Существует теория, что Босх страдал от шизофрении. Эта болезнь проявилась не сразу. Некоторые учены считают, что именно она привела художника к ранней смерти. Но мы уже не сможем узнать, соответствует ли эта версия действительности. Большего доверия заслуживает история о тайных убеждениях Босха.
Семь смертных грехов
Несмотря на благочестие и участие в религиозном обществе, художник принадлежал к секте адамитов, считавшейся в те времена еретической. Если бы современники Босха узнали об этом, его бы сожгли на костре. Впервые эта гипотеза прозвучала на рубеже XVI–XVII веков. С ней согласен известный искусствовед Вильгельм Френгер. Современная исследовательница творчества художника Линда Харрис уверена, что Босх был приверженцем «катарской ереси».
О принципах этого течения необходимо рассказать подробнее, поскольку символы, зашифрованные в картинах мастера, подтверждают версию Линды Харрис. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Они считали все материальное проявлением зла. Согласно этому учению Иегова обманул ангелов, в результате чего те упали на землю из высшего духовного пространства. Часть из них стала демонами. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах.
«Катарская ересь» отвергала основные постулаты католической веры. Церковь жестоко преследовала сторонников этого учения, и к началу XVІ века течение исчезло.
Триптих «Сад земных наслаждений»
Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». Она является любимым произведением Леонардо Ди Каприо, и упоминается в его документальном фильме «Спасти планету перед потопом».
Линда Харрис уверена, что Босх намеренно исказил канонический сюжет. Художник написал триптих по заказу короля Испании и оставил будущим поколениям тайное послание, в котором рассказал о своих истинных убеждениях.
Символы, зашифрованные в триптихе «Сад земных наслаждений»
Левая створка – Эдем в период создания первых людей
Именно тогда ангелы пали, а их души попали в ловушку материальной плоти. На левой створке зашифровано несколько важных символов, повествующих о верованиях катаров.
1. Источник жизни. Сооружение, украшенное затейливой резьбой, расположено в центре композиции. Его окружают фантастические животные. Этот элемент соответствует представлению того времени об Индии, в которой, согласно верованиям катаров, спрятан источник жизни.
2. Сова, которая выглядывает из сферы в источнике. Хищная птица стала воплощением Князя Тьмы. Он внимательно наблюдает за происходящим и за тем, как ангелы снова и снова попадают в ловушку земных соблазнов.
3. Иисус. Его сторонники течения считали противопоставлением Князя Тьмы. Иисус стал спасителем ангелов. Он напоминает бессмертным душам о духовном и помогает им выбраться из плена материального мира. На картине Иисус предостерегает Адама от соблазнов, символом которых является Ева.
4. Кошка и мышь. Символ души, которая оказалась в тисках материального мира.
Эдемский сад
Центральная часть – современный Эдем
Линда Харрис считает, что Босх изобразил место, в которое души ангелов перерождаются и готовятся к реинкарнации. Ее оппоненты склонны полагать, что на центральной части художник показал Золотой век – утраченный мир всеобщей чистоты и духовности, в котором человек является гармоничной частичкой природы.
1. Люди. Этот фрагмент воспринимается по-разному. Согласно традиционному представлению плотские утехи беспечных грешников отображают традиционные для того периода истории представления о популярном сюжете «сад любви». Если рассматривать этот элемент под углом восприятия катаров, возникает символ низменных удовольствий в мире, который для грешных душ стал иллюзией рая.
2. Кавалькада всадников. Некоторые эксперты уверены – эта сюжетная линия является отображением круговорота страстей, которые снова и снова проходят через лабиринт земных наслаждений. Линда Харрис считает, что здесь изображен круг перевоплощений душ.
3. Рыба. Символ беспокойства и вожделения.
4. Клубника. В средние века эта ягода была отображением иллюзорных удовольствий.
5. Жемчуг. Согласно учению катаров он символизирует душу. Босх изобразил жемчужины в грязи.
Современный Эдем
Правая створка – музыкальный Ад
Это одно из самых жутких изображений Ада. Аллегоричность картины и характерная манера Босха усиливают эффект. На правой створке изображена кошмарная действительность, последствия, которые ожидают ангелов, не сумевших разорвать круговорот перерождений и погрязших в материальном мире.
1. Древо смерти. Растение монстр вырастет из замерзшего озера. Это человек-дерево, который безучастно наблюдает за распадом собственной телесной оболочки.
2. Почему на левой створке изображены музыкальные инструменты? Эксперты пришли к выводу, что Босх считал светскую музыку греховной, созданием Князя Тьмы. В Аду они превратятся в орудия пытки.
3. Пожар. Фрагмент в верхней части левой створки отображает бренность материальных благ. Дома не просто горят – они взрываются и превращаются в черный пепел.
4. Мифическое существо на престоле. Искусствоведы склонны считать, что эта чудовищная птица является еще одним изображением Князя Тьмы. Он пожирает души грешников и низвергает безжизненные тела в Преисподнюю. Человек, предававшийся чревоугодию, осужден вечно изрыгать все съеденное, скупец до окончания времен будет испражняться золотыми монетами.
Музыкальный Ад
Исследователи творчества Босха до сих пор продолжают изучать и анализировать символы, зашифрованные в триптихе, и на других картинах художника. Споры о смысле его посланий не прекращаются, ведь вся жизнь великого мастера окутана тайной. Смогут ли искусствоведы разгадать эту загадку? Или наследие великого мастера так и останется непонятым?
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
2. Откуда Босх мог видеть экзотических животных?
Босх изображал не только фантастических монстров, но и реально существующих животных из далёкой Африки. Едва ли житель Западной Европы мог увидеть слона или жирафа вживую. Ведь цирков и зоопарков в средние века не было. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно?
Во времена Босха очень редко, но все же встречались путешественники, которые и привозили рисунки неведомых зверей из далеких стран.
На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. Картина просто переполнена обнаженными людьми: они едят ягоды и фрукты, беседуют и обнимаются то тут, то там.
Центральная часть триптиха.
Наименее хаотичным на картине кажется хоровод из необычных всадников: мужчины едут верхом на различных животных вокруг озера, в котором безмятежно плещутся девушки.
А вот характер мужчин определяется тем животным, на котором он едет. Здесь есть и лошади, и верблюды, и кабаны. А вот козел пока свободен, без наездника.
1. Почему в Раю есть сцены насилия и смерти?
На левой створке триптиха Босх изобразил рай. Здесь пейзажи с синими горами и сочной зеленью. В небе вьются птицы, в озере плавает лебедь, а из фонтана жизни плещется вода.
По нашим современным представлениям в раю нет насилия и смерти. Однако они имеют место быть в раю Босха. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть. Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. А птица вот-вот проглотит лягушку.
Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало.
Следующая загадка
Теперь предлагаю перейти к деталям и поискать ответы на самые невероятные вопросы, которые вызывает эта загадочная картина.
6. Почему не все грешники подвергаются мукам в Аду?
Но не все души принимают муки. Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины.
Получается, что их особо не мучают, а дают им выпивку, прогуливаются с ними или дают погрустить в одиночестве. Возможно это те, кто продали души дьяволу и для них было забронировано тёплое местечко без мучений? Только вот никуда не деться от созерцания мучений других.
7. Что за ноты изображены на заде грешника? Это бессмыслица или конкретная мелодия?
В Аду немало грешников, наказанных за то, что при жизни играли на музыкальных инструментах для увеселения и удовольствия. Во времена Босха правильным считалось исполнять и слушать только церковную музыку.
Но на самом деле эти ноты складываются в музыку! Замечательный музыкант и педагог Валерия Гляйм наиграла эту мелодию. И вот что получилось:
Вот лишь несколько загадок самой фантастической картины средневековья.
На самом деле эта работа вызывает гораздо больше вопросов. Но единого толмута с разгадками вы не найдёте. Вот у Питера Брейгеля старшего, современника Босха, все было гораздо однозначнее, и исследователи давно расшифровали его работы. Ведь он изображал голландские пословицы.
Читайте продолжение в статье:
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Следующая загадка
В одной части картины животные окружают Адама и Еву, которые заключают брачный союз в раю. Но рай не такой уж райский. Ева изображена прекрасной, утончённой девой, но если посмотреть внимательнее, то около Евы мы увидим кроликов, которые символизируют похоть, сексуальную одержимость.
Ева на картине является главной виновницей греха. Именно со стороны Евы изображены животные, убивающие друг друга, а также если присмотреться можно увидеть мутное озеро, что символизирует обман, ложь. В озере плавает утка-монахиня, которая символизирует бордель.
На средней части триптиха множество обнажённых людей ведут праздный образ жизни. Девушки и юноши, ненасытно пожирающие плоды клубники символизируют похоть. Это аллегория того, что будет, если Адам и Ева будут вести неправильную мирскую жизнь.
Это произведение пропитано скрытыми смыслами, знаками и символами, в которых мы и будем разбираться.
4. Если Босх изображает, как люди предаются греху сладострастия, то где собственно распутные сцены?
Несмотря на то, что Босх изобразил несчетное количество нагих фигур, которые по его задумке предаются греху сладострастия, вы едва ли найдёте здесь откровенно неприличные сцены.
Однако есть все-таки одна распутная пара на картине, которая по откровенности своих жестов превосходит всех остальных. Она хорошо спрятана, поэтому найти её очень непросто.
Пара расположилась в глубине сада в отверстии центрального фонтана: бородатый мужчина положил свою ладонь на лоно большеголовой женщины.
Следующая загадка
Иероним Босх – один из самых великих и загадочных художников Северного Возрождения. И речь идет не только о жизни мастера, ведь о ней известно очень мало. Его картины неоднозначны и изобилуют скрытыми посланиями. Искусствоведы не устают изучать их и открывать в творчестве художника новые грани.
5. Почему в саду наслаждений так много птиц?
На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Но это значение было актуально в античности, и оно же принято в наше время.
Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Так же, как и потенциальные жертвы совы, люди должны быть настороже, так как зло и смерть высматривают их и угрожают нападением.
Среди дроздов, уток и дятлов есть и удод, который ассоциировался у людей средневековья с нечистотами. Ведь удод, имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе.
Читайте также: