И а лыкова в а шипунова загадки божьей коровки интеграция познавательного и художественного развития
Обновлено: 22.11.2024
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, для детей среднегодошкольного возраста:
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками.
Подходы и методы их реализации:
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Организация занятий кружка:
Два занятия в месяц по 30 минут.
Ожидаемый результат работы кружка:
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Итоговое мероприятие: «Выставка детского творчества»
Перспективный план кружковой работы: «В мире красок»
«Соберём ягоды в корзинку»
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование пальчиком». Познакомить с техникой «Рисование палочкой». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. Бумага, гуашь, ватные палочки
«Деревья осенью»
Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой. Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета.
Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, бумага для оттиска, салфетки.
«Волшебные зонтики»
Нетрадиционная техника: Пластилинография.
Знакомить с техникой пластилинография. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.
Листы цветного картона, пластилин.
«Фрукты»(натюрморт)
Нетрадиционная техника: Рисование с использованием ватных дисков. Познакомить с техникой рисования с использованием ватных дисков. Научить составлять натюрморт. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность.
Листы бумаги, гуашь, ватные диски, кисти, салфетки.
Рисование по сырому фону Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность.
Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.
«Мои любимые рыбки»
Рисование гуашью по восковым мелкам Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков.
Гуашь, восковые мелки, листы бумаги, кисти
«Ёлочка пушистая, нарядная»
Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками
Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти
«Зимнее дерево»
Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой.
Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.
Цветной картон (черный, синий, зубная паста, салфетки.
«Узоры на окнах».
Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.
Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка
«Северное сияние»
Нетрадиционная техника: Монотипия.
Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета.
Листы бумаги, акварель, кисти.
«Придумай и дорисуй»
Нетрадиционная техника: Создание образов.
Учить детей создавать новые образы. Развивать творческое воображение. Листы бумаги с незаконченными рисунками, карандаши, восковые мелки.
Нетрадиционная техника: Пластилинография
Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность. Цветной картон, пластилин.
«Цветок для мамы»
Нетрадиционная техника: Пуантилизм.
Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, композиции
Листы бумаги, гуашь, ватные палочки.
«Весеннее солнышко»
Нетрадиционная техника: Рисование ладошками
Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение. Изображение неба, облаков (предыдущее занятие, гуашь, кисти.
«Звездное небо».
Печать поролоном по трафарету; набрызг Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.
«Весенний пейзаж»
Нетрадиционная техника: Оттиск скомканной бумагой.
Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой. Развивать чувство цвета, композиции.
Листы бумаги, гуашь, бумага для оттисков.
«Праздничный салют»
Нетрадиционная техника: Восковые мелки, акварель.
Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона.
Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти.
«День защиты детей» (плакат)
Нетрадиционная техника: Рисование ладошками.
Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства.
Ватман, гуашь, кисти, салфетки, восковые мелки, пастель, карандаши, фломастеры.
Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Публикации по теме:
«Подарила осень краски». Кружковая работа «Мой любимый пластилин» (вторая младшая группа) Осень краски разбросала На деревья и кусты. И горят они всё ярче, Словно летние костры. Золотистый и багровый, Желтый праздничный наряд.
Фотоотчет о занятии по нетрадиционной технике рисования ладошками «Волшебные ладошки» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: создать условия для знакомства детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); учить самостоятельно придумывать композицию рисунка;.
Коллективная работа в нетрадиционной технике рисования, рисование губкой «Лето, как прекрасно это!» Коллективная работа в нетрадиционной технике рисования,рисование губкой -«Лето,как прекрасно это!» Цели: 1. Познакомить с новым видом нетрадиционной.
Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования пластиковой вилкой «Здравствуй, ежик» для детей средней группы Цель: знакомство с техникой нетрадиционного рисования (вилками). Программные задачи: расширять знания детей о ежах (внешний вид, образ.
Конспект по нетрадиционной технике рисования «Осень на опушке краски разводила» Тема: «Осень на опушке краски разводила» Цели: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования осеннего пейзажа донышком бутылки.
Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования «кляксография» в средней группе онспект занятия по нетрадиционной технике рисования «Кляксография» в средней группе Воспитатель - Зайцева Е. М. Тема: Мы волшебники " Цель:.
Мастер-класс «Коллективная работа в нетрадиционной технике рисования «Курочка с цыплятами» Мастер - класс. Коллективная работа по нетрадиционной технике рисования «Курочка с цыплятами". Дорогие коллеги предлогаю вам оценить коллективную.
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.
Следующая загадка
Следующая загадка
закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного
искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее
характерная черта эстетического отношения маленького ребенка –
непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой
объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия,
мышления и воображения.
Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое
непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к
действительности. Способность к творчеству – отличительная черта
человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности
к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности,
которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние
Пояснительная записка:
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Наиболее эффективное средство для всестороннего развития детей является для них самой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей жизни, то что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание творить.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Поэтому рекомендуется шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов. Традиционная классификация методов обучения становиться узкой, не позволяющей решить все задачи, поэтому необходимо проводить нетрадиционные занятия, сочетание разных способов изображения предметов и явлений действительности, использование методов развивающего обучения.
Для развития творчества важно все, что значимо для ребенка, что ему интересно, вызывает положительное отношение.
Для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими художественного опыта.
Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает: формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти процессы между собой тесно связаны, их единству помогают методы и приемы, используемые в работе с детьми. Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия, содержанием обучения. На занятиях главное внимание уделено формированию у детей нравственно- волевых качеств личности, эмоционального – образного восприятия изобразительного искусства, художественно – образного начала в рисунках.
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей через нетрадиционную технику изображения.
Задачи программы:
Раскрыть значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Ознакомить детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
Развитие творческих способностей
Программа направлена :на развитие творческих способностей и воспитание личности ребенка.
Структурной особенностью: программы является приобщение детей к художественному развитию творческих способностей детей пятого года жизни(средняя группа).Развитие познавательных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. Программа является развивающей и обучающей. Основывается на знании особенностей эмоционально-экспрессивного, сенсорного, психофизиологического развития ребенка 4-5 летнего возраста и опирается на принцип сотрудничества взрослого и ребенка, их творческого взаимодействия в художественно-деятельном общении.
Методы и приемы обучения:
-оттиск печатками из картофеля;
-оттиск печатками из моркови;
-тычок жесткой полусухой кистью;
-рисование по сырому листу;
-катаем камушки по листу;
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее , смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.
Новизна программы заключается :
в создании условий для детского художественного - творчества позволяющие педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.
Актуальность разработанной программы: Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Данная программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Данная программа предполагает варианты разрешения этих проблем :
-приобщение детей к творчеству;
-знакомить детей с различными техниками рисования;
-знакомить детей с различными материалами.
ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЫВАЛИСЬ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу ,нельзя миновать предыдущий);
Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);
Организационно-методическое обеспечение работы кружка.
• Возраст детей 4-5 лет.
• Срок реализации программы: программа рассчитана на один год.
• Режим занятий -1 раз в неделю (пятница)15.30
• Наполняемость- 8 -10 чел.
• Форма проведения итогов - выставки детских работ .
-длительность занятий 20 мин.
Форма проведения ОД:
-совместная деятельность детей и родителей
При проведении занятий в кружке «Маленький художник» учитывается:
-уровень знаний, умений и навыков воспитанников;
-его индивидуальные особенности;
-особенности памяти, мышления и познавательные интересы.
Ожидаемый результат:
• Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
• Расширение и обогащение художественного опыта.
• Формирование предпосылок учебной деятельности.
• Овладение простейшими операциями .
• Сформируются навыки трудовой деятельности.
• Развитие мелкой моторики рук.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы:
• Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
• Тематические выставки в ДОУ.
• Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
• Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.
Сроки проведения кружка»Маленький художник»
С 1 сентября 2019-по 31 мая 2020 г.
Критерии оценки по диагностики
4 балла-ребёнок самостоятельно справляется с заданием
3 балла-ребёнок справляется со словесной помощью взрослого
2 балла-ребёнок справляется с заданием с моторной помощью взрослого
1 балл-ребёнок не справляется с заданием даже с любой помощью взрослого
Календарно-тематический план работы кружка «Маленький художник» на 2019-2020 учебный год.
Аннотация к книге "Загадки Божьей коровки. Интеграция познавательного и художественного развития. Книга для педагогов"
Книга расширяет представление о развивающем и воспитательном потенциале загадок, дает характеристику основных видов, показывает значение загадок в процессе интеграции познавательной и художественной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Включает более 250 новых загадок, представленных по классическим темам: игрушки, огород, цветы, насекомые, домашние и лесные животные, зоопарк, море, инструменты, профессии. Предлагает варианты творческих занятий с детьми на основе загадок (лепка, аппликация, рисование).
Адресована воспитателям детских садов, учителям начальной школы, родителям, бабушкам, дедушкам, гувернерам и всем, кто любит отгадывать загадки.
Иллюстрации к книге Лыкова, Шипунова - Загадки Божьей коровки. Интеграция познавательного и художественного развития. Книга для педагогов
Рецензии на книгу «Загадки Божьей коровки. Интеграция познавательного и художественного развития. Книга для педагогов»
Следующая загадка
× Вы используете устаревший браузер. Пожалуйста обновите ваш браузер для лучшего отображения веб-сайта.
2009 – 2021 © Школа Семи Гномов – всё для развития ребенка! Детская развивающая литература и игрушки.
Читайте также: