Хъыджэбзыр ямышэ щ1ык1э махуэ къэс ещ1э яша нэужь зэ ищ1эура ответ загадка

Обновлено: 24.12.2024

Зыгуэрым и гум сыкъипсэлъык1ащ,
Адрейми игу згъэзагъэу сышхыдащ.
Зыгуэрми и щэху гуэр къыщ1эзгъэщащ,
Еда1уэри гур загъэу т1ысыжащ.

Жеифтэкъыми,зыр къызэдэ1уащ,
Адрейм еджэн нэхъ къищтэри еджащ.
"Мы макъри дыужэгъуащ!"-сэ къысхужи1эу
Адрейм си усэ дахэр 1уихыпащ.

Апхуэдэщ гъащ1эр, ц1ыхухэр зы зэмыщхь.
Зыр къыпхуогуф1э,плъагъур зым и нэщхъщ.
Зым жимы1эфми,и гум илъщ ф1ы защ1э,
Адрейм и дахэмк1э уи гъащ1эр пф1ызэ1ещ1э.

Зэм ф1ыуэ уэ плъэгъуари мэк1уэдыж,
Ухуейм къэлъыхъуэ,ар умыгъуэтыж.
Ц1ыху 1ейр уи пащхьэ жэщи махуи итщ,
Ар къыпхуэгуф1эурэ къыщ1ок1 уи мащэр къит1.

Куэд 1ейрэ гупсысэшхуэм сэ сеубыд,
Дзэлыфэр 1ейм,ар тц1ыхуми,худот1.
Дыхуейми дыхуэмейми дыфэрыщ1щ,
Ар дымылъагъуми, ф1ыуэ тлъагъу зыдощ1.

Нт1э иджы къызжеф1эт,сыц1ыхуф1?
Сэ гук1э псоми къызолъыхъуэ яф1.
А ф1ыуэ сымылъагьум сыт есщ1эн?
Сыхуэмызэну дэнэк1э сык1уэн?

Ит1анэми къызжеф1эт,сыц1ыху 1ей?
Слъагъуну ахэр зык1и сыхуэмей.
Сэ махуэ къэск1э ахэр гъусэ схуохъу,
Апхуэдэщ гъащ1эр,сэ задызогъэхъу!

© Copyright: Кипова Лена, 2020
Свидетельство о публикации №120053008903 Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая загадка

Уэс 1эрамэр зэ1епщ1ык1ри
Жьым ар уэгум щеудэж,
Показать полностью.
Цы1эрылъхьэу къырехьэхри
Упщ1э хужьу егъэпц1эж.

Щ1эфиежу жьыр етащи,
Шындэбзихэр къепхъэнк1ыхь
Гъуэгур гъуджэу уджыджащи,
Утехьамэ, лъэм уимыхь.

Бетэмал си1ам лъэрыжэ
Зыщ1эспхэнти сытехьэнт,
Сэ уэстепхъэр пэк1э стхъуами
Ерыщ гуэру къэзжыхьынт.

Цы1эрылъхьэу уэсыр къохыри
Щ1ылъэр ещ1ыр упщ1э лъэгу,
Ягъэ к1ынкъым игу къыдожри,
И щ1элэгъуэщ иреджэгу.

Следующая загадка

Чужой компьютер

ЧЕРКЕССКИЙ РЕНЕССАНС

вернуться к странице

ЧЕРКЕССКИЙ РЕНЕССАНС запись закреплена

Дывгъэджэгу) джэгум и ц1эр "Губзыгъэжь") зым упщ1э ет , адрейхэм упщ1эм жэуап кърат. Япэ къэзыщ1эр ток1уэри упщ1э тыныр къылъос. Сыхьэт 24 доджэгу. Зи упщ1эр жэуэпыншу къэнар ток1уэри - губзыгъэжь ф1ыдощ и телефоными сом 100 идолъхьэ) упщ1эхэр е адыгэбзэк1э е адыгэм теухуауэ щытын хуейщ) сытми дожьэ)

Поиграем) игра называется "Умник". Один игрок задает вопрос, другие на него отвечают. Игрок , который ответил правильно первым, задает уже свой вопрос. Чей вопрос останется через 24 часа без ответа тот и выигрывает звание " губзыгъэжь" и 100 рублей на счет номера своего телефона) вопросы должны быть либо на родном либо про адыгов) поехалиии)

Нравится Показать список оценивших

Сначала старые

Следующая загадка

Все проекты

Для бизнеса

Проекты

Русский EnglishБеларускаяქართულიУкраїнськаТатар телеҚазақ тіліՀայերենO'zbek tiliRomână (MD)Azərbaycan diliRomână (RO)Türkçe

добавлена 31 августа 2017 в 18:29

Класс 9

добавлена 30 августа 2017 в 21:09

Правила заявок на благотворительность. В заявке ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть выложены медицинские документы подопечного. Свидетельство о рождении подопечного. Выписка из истории болезни. Врачебное заключение и медицинские рекомендации по лечению. Если ведется сбор средств на лечение в конкретной клинике, ОБЯЗАТЕЛЬНО СЧЕТ из клиники с указанием суммы. Если сбор ведется на покупку коляски/протеза/имплантанта и т.д. - счет или любое другое документальное подтверждение суммы, которую надо собр

Класс 9

добавлена 26 декабря 2016 в 21:26

Класс 5

добавлена 28 ноября 2020 в 12:42

ЧЕРКЕССКАЯ БАЛЛАДА. Жду ваши отзывы! . Ну что ты, Казбич, хмур мой друг И насторожен, каждый звук Ты ловишь, словно часовой, В молчании, с лица не свой? Тяжелый был сегодня день Поешь с дороги, мой кунак. Упало солнце, за плетень Как сталью, налитый кулак Сжимая, гордый уорк сказал "В бою кровавом конь мой пал Мне верным другом был Булат С рожденья, много лет подряд. Делили все мы на двоих И в испытаниях любых, Я был всегда уверен в н

Класс 69

добавлена 26 ноября 2020 в 18:32

Молодец какой!

Класс 102

добавлена 21 ноября 2020 в 11:26

11 комментариев

22 раза поделились

130 классов

Класс 38

добавлена 1 ноября 2020 в 14:24

Если ты рождён адыгом.. Если честь и доблесть, не тебя, не пустые слова..Если Адыгея навечео в твоём сердце.. Писал стихотворение, а получилась, кажется классная песня. Как считаете, дорогие друзья? ____________________________________ Коль адыгом рождён ты лихим И Оштен называешь своим, Ты отцовский запомни наказ Прославлять край родной и Кавказ! Испытаний прожив каждый миг Честь свою береги, ты--адыг. Помни мудрые предков слова Уваженье--всему голова. ПРИПЕВ. Коль адыгом рождён ты лих

Класс 46

добавлена 11 июля 2020 в 17:48

19 комментариев

35 раз поделились

246 классов

Класс 30

добавлена 4 июля 2020 в 14:24

1 033 просмотра

Класс 86

добавлена 22 июня 2020 в 21:48

"Обязательным признаком захоронения знаменитых воинов и представителей знати среди черкесов служил высокий курган. Вся прежняя территория обитания черкесских народностей, от Анапы до Сунжи, усеяна курганами - ибо народ был многочисленный, воинственный, а значит, и порождал большое количество славных воинов, которым после гибели насыпались курганы. У адыгов курганы могли быть безымянными, или носить имя собственное, как, например, курган Боры Могучего близ с. Заюково . Вообще, в традиционном этническом восприятии курган означает место погребения, «и чем важнее был умерший, тем выше и больше насыпается этот холм…». Эти наблюдения XV и XVII веков подтверждаются и в XIX веке ученым К. Кохом, который отмечает, что адыги по-прежнему «приносят большое количество земли, чтобы сделать могильный холм как можно выше». Отсутствие зримых следов захоронения служило своего рода наказанием отрицательного героя, как в сказании о знаменитых братьях Ешаноковых, когда старший брат Озермес своего врага Куйцука, ни за что погубившего малолетнего Озермеса, «вместе с лошадью зарыл в пещере, сровняв могилу с землею», чтобы не осталось никакого следа на месте, «где погиб бесславно богатырь племени Кяхе». Но чаще погибшему сопернику оказывались должные знаки уважения. Легендарный герой Андемиркан убивает в поединке князя Кайтуко и погребает его, как и полагается по обычаю, вместе с конем в кургане у владения Мисостей (ныне селение Урвань). Этот же герой аналогичным образом поступает и с другим своим противником, княжеским сыном Жанхотовым, захоронив его сидящим на коне. Сообщая приметы захоронения, Андемиркан указывает: «Ты увидишь курган, на котором не растет трава», потому что на месте захоронения отрицательных героев, по народным представлениям, трава не росла." На месте захоронения самого Андемиркана также был возведен «именной» курган. К «именным» курганам относится цепь курганных закладов, которая начинается в районе Пятигорья и заканчивается у села Урвань. Одно из последних упоминаний соблюдении обычая отдельных захоронений знаменитых воинов и предводителей в Кабарде встречается в русских исторических хрониках. В 1746 верховный князь Кетуко Асланбек, будучи в поле на северной границе Кабарды, упал с лошади и умер. Его похоронили на месте падения и гибели, в районе современного города Минеральные Воды, и над этим местом насыпали большой курган. Воины Асланбека, похоронившие его там, строго следовали старому адыгскому правилу: «Пщы щехуэх и мащэщ» - «Князь где упал, там его и могила». ["BURIAL AND ITS PLACE IN THE ADYGS TRADITIONAL CULTURE", M.Gugova, E.Nalchikova, M.Tekueva] Максим Горный

1 комментарий

8 раз поделились

32 класса

Класс 19

добавлена 16 июня 2020 в 10:01

Я надеюсь достаточно доказал моим читателям в процессе этой работы, что русское правительство не могло получить никакого права от Оттоманской Порты на ту часть Кавказа, известную под именем Земли Аттехей, или Черкесии, и также показал, подробно делясь своими впечатлениями от поездок на берег моря в сопровождении графа Воронцова, первого генерал-губернатора Южной Росии, что черкесы действительно владеют своей страной за исключением нескольких фортов на берегу, — факт, засвидетельствованный самим генерал-губернатором и всем его окружением, состоящим из некоторых самых выдающихся аристократов Российской империи, поэтому не было необходимости обсуждать этот предмет долго со всеми подробностями. Одним словом, Блистательная Порта никогда не владела какой-либо частью Черкесии, кроме нескольких фортов или торговых факторий, о которых я упоминал во время моего путешествия по Черному морю и которые попали в руки русских до Адрианогюльского договора. Как поэтому мог Турецкий Султан распространить свою власть на ту страну, которой он никогда не имел? Более того, если мы сошлемся на четвертый пункт этого договора, мы найдем, что Черкесия там даже не упомянута, кроме того, турки с незапамятных времен привыкли покупать рабов у жителей Черкесии, чего не происходило бы, если бы их рассматривали как предмет Оттоманской Порты; так как каждый человек, в какой-либо степени знакомый с законами этой державы и религией Магомета, должен знать тот факт, что здесь запрещается покупка рабов, кроме как в других странах. Также занесено в историю, и известно по всему восточному миру, что самые определенные усилия нескольких последующих султанов Константинополя совместно с ханами Крымской Татарии провалились, когда те пытались учредить верховенство над горцами Черкесии; Анапу, Суджук-Кале и одно или два других владения на берегу черкесские вожди уступили Турции исключительно для целей торговли; и постольку, поскольку держава обладала каким-либо правом над этими местами, она его передавала России; но я оставляю непредвзятому исследователю определить, насколько справедливым было бы в силу данных обстоятельств передавать и поселения России, т. к. цель, с которой они были изначально созданы, перестала существовать, и не следовало ли их возвратить туземцам. То, что даже сама Россия признала независимость Черкесии, бесспорно видно на картах лейтенанта Боудишера и генерала Хатора, опубликованных в Санкт-Петербурге до Адрианопольского договора по приказу правительства, где мы находим, что часть Кавказа, населенная черкесскими племенами, отчетливо отмечена как независимая и не образует какой-либо части Оттоманской империи. Тем не менее, перед лицом всего этого русское правительство упорствует в обосновании своих претензий на Черкесию по Адрианопольскому миру, утверждая, что Черкесия, подобно Крымской Татарии, была в течение веков феодом Турецкой империи. Итак, если Черкесия действительно составляла часть доминионов Оттоманской Порты, неужели мы признаем это вероятным, что турецкие султаны оставили бы своих черкесских подчиненных бороться в течение полувека без помощи с вторгающимися полчищами России? Возможно, большая часть моих читателей не знакома с фактом, что с тех пор как появились учреждения запорожских казаков на Кубани и Черном море, Россия воевала против независимости Черкесии; но средства, которые она применяла для предотвращения истины от обнаружения и для скрывания ее замыслов Азиатского завоевания, были столь эффективными, что только сейчас ее несправедливое вторжение в страну простого пастушеского народа, чье единственное богатство — их свобода, стало известным Европе — вторжение, которое должно наполнить всякий гуманный и великодушный ум презрением и негодованием к державе, которая, стремясь выполнить свои амбициозные планы, не колеблется совершать любой поступок, как бы жесток он ни был для завершения ее планов. Эдмонд Спенсер. Путешествия в Черкесию. Хэкужь

0 комментариев

9 раз поделились

51 класс

Класс 20

добавлена 14 июня 2020 в 16:15

Пагуэ Апэ: Не-различия с религиями (всеми) проявляется только на декларативном уровне. Дальше ничего общего, как в передаче информации, так и в результатах. Если религии лишить спонсирования и постоянной пропаганды, они вскорости забудутся. Если хабзэ доступно и понятно каждому адыгу, то для приверженцев тех или иных религий требуются специально обученные люди, которые, впрочем, далеко не всё могут объяснить, поэтому прихожанам часто говорят, что они своим умом не способны постичь данный вопрос. Если по хабзэ человек изначально проявляет дружелюбность и благосклонность к любому человеку, то у религиозных людей есть деление на "верных" и "неверных". В итоге не получается той гармонии, о которой говорится в "декларации". Человек с одной стороны верит, что "его бог" создал всё и всё происходит по его воле. С другой стороны, он предвзято относится к чужому мироощущению, будто не всё создано богом и не всё по его воле происходит. Надеюсь, мои слова никого не оскорбили. Меньше всего хочу этого. Хабзэ существовало и при различных религиях, и при их отсутствии. Значит, религия, как соответствующая конкретной эпохе и обстоятельствам система, является всего лишь частью хабзэ. Это показывает и наша реальность. Адыги разных конфессий и их течений и люди нерелигиозные воспринимают хабзэ, как всё актуальное и симпатичное явление. Нам нужно или учиться разговаривать о религии, как общелочевеческом и многогранном явлении, или не говорить о ней вовсе, раз это нам мешает. По сути, проявлений веры ровно столько, сколько людей. Даже говоря об одном, два человека воспринимают и ощущают по-разному.

3 комментария

8 раз поделились

38 классов

Класс 13

добавлена 13 июня 2020 в 15:04

Отчего, ты – царь чужаков (хазар), говоришь, что благородные сыны Дома Давидова, сыны Адамовы наидревнейшие меж ближними своими говорите на языке хатт, иначе называемом атхит, а не на Святом языке Израиля? Не от того ли, что в незапамятные времена Плена уведены и возрождены были как сыны Божьи? И зовётесь вы именем Тхеквэ, не от имени ли Все-шнего? Меж вами служилые народы, говорящие языками гузскими и мидийскми в подчинении ходят по делам воинов, средь которых вы наисильнейшие. “ Письмо Иосифа из Сфарда кагану Хазар IX век למה, אתה - מלך הכוזרים, אומר כי בניו האצילים של בית דוד, בניו של אדם העתיק ביותר בין שכניהם דוברים את השפה חעת, נקרא אחרת פייר התכת, לא בשפת הקודש של ישראל? לא משנה אם כי בימי קדם השבי נלקח ממנו ונולד מחדש כבנים של אלוהים? ומזמין אתכם תחקבה שם, לא בשם עליון? בינך משרת אנשים שמדברים בשפה טורקית ופרסית נדחית ללכת במקרים של חיילים, שבקרבם אתה של החזקים. Примечание: чужаки на иврите "hазарим", таким образом, перевод дословный. Данное средневековое свидетельство является неоспоримым доказательством того, что каганами в Хазарии были несомненно адыги! Город Гелиополь (греческое название) являлся колыбелью всех египетских богов, древнеегипетское т.е. настоящее название этого города Иун. Теперь каждый кто знает адыгабзэ (Тхабзэ) переведёт. Хатшепсу- фараон- богиня, в её имени прямое указание на то ,кто она и откуда, с адыгабзэ имена доносят нам , кем были их носители . И таких фактов о Египте и египтянах того периода, в каждом названии, имени. Первоначальные египетские имена и названия, а не переформатированые на современый лад. Огромное количество искажений в надписях и в произношениях, допущены умышленно. И всё в угоду ложной официальной версии развития истории человечества .И даровали они нам ИС ТОРИЮ.

12 комментариев

8 раз поделились

69 классов

Класс 12

загрузка

Всё 4 005

Обсуждаемые

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Читайте также: