Художник ян давидс де хем загадка натюрморта с попугаем

Обновлено: 22.11.2024

Эта картина выглядит весьма странно. Хотя бы потому, что для творчества малого голландца Яна Давидса де Хема она нехарактерно большая. При этом её композиция умышленно «перегружена» деталями, контрастами, рефлексами. Положение многих объектов неустойчиво, а некоторые предметы либо уже опрокинуты, либо готовы вот-вот потерять равновесие и свалиться на пол, увлекая за собою соседние.

Предположим, художник попросту стремился наделить произведение «Натюрморт с попугаем» (1650) внутренней динамикой. Помочь зрителю вообразить, как попытка попугая дотянуться до лакомства вызывает лавину «фруктопада». Весёлое смешение красок, грохот и звон посуды, хлопанье крыльев и заполошные криками пернатого красавца. Да и вообще: давайте не будем забывать, что в ту далёкую эпоху стоимость картины рассчитывалась по нехитрой формуле: сумма репутации художника и размера картины умножалась на количество поместившихся на ней объектов. Так почему бы мастеру Де Хему не решиться на финансово-творческий эксперимент? Не увеличить размер холста и не насытить его ни к чему не обязывающими эффектными деталями?

Впрочем, кое-что в этой версии нас решительно не устроило. Карнавал приятных глазу оттенков и очертаний портит траурно-чёрная занавесь. Бесформенная, зловещая, будто бы поглощающая солнечный свет, она нависает над роскошно сервированным столом как недоброе предвестие.

Более того: где это видано, чтобы один и тот же кусок ткани был и занавеской, и скатертью сразу? А на картине Де Хема - пожалуйста! По крайней мере, на это намекает сходство текстуры и цвета обеих. Согласитесь, дорогой читатель: странный композиционный ход, явно несущий в себе какой-то намёк.

А прекрасный пейзаж, что скромно «выглядывает» из-за стены в правом углу композиции, подозрительно сильно контрастирует с этой самой кутающейся в тенях монотонной стеной. И ещё сильнее — с чернильным мраком полузавесы-полускатерти.

«Слишком много нелогичного и нетипичного», — подумали мы. И принялись «копать». И вот что выяснили: данная картина написана по заказу состоятельного голландского торговца. Весьма набожного католика, обладавшего при этом живым умом, даром красноречия и изрядным чувством юмора. Ценившего искусство и разбиравшегося в живописи.


Ян Давидс де Хем, «Натюрморт с фруктами и омаром». 2-я четверть XVII в

Именно этого человека и символизирует попугай в центре композиции. В те года он считался умнейшей из птиц, поскольку был способен говорить. А красота оперения, символизирующая выставляемое напоказ богатство, и известная степень самовлюблённости, присущая этим пернатым говорунам — компромисс, на который клиент Яна Де Хема был вынужден согласиться, когда картина была практически готова. Благо (как мы упоминали выше) характеру господина негоцианту была свойственна толика юмора и самоиронии. Да и потом: украсить такой огромной, цветистой и дорогой картиной свои покои — уже само по себе означает расписаться в грехе гордыни. И потому образ попугая не вызвал особых возражений.

Следующие «зацепки» — куда сложнее и неочевиднее. И тем приятнее было их находить.

«Поддев» своего заказчика за любовь к роскоши, художник тут же «сглаживает угол». Видите большой синий ящик, дорогой читатель? Тот, что закрыт на ключ? Знаете, что это такое? Верно: отсылка к церковным пожертвованиям. Прямое указание на то, что пребывающий в материальном достатке купец не забывал о пожертвованиях местной католической общине. И весьма немалых, если судить по габаритам объекта.


Ян Давидс де Хем, «Стол с десертами», 1640

Далее. Голландские реформаторы-протестанты отказались от практики причинения вином и хлебом. Именно поэтому на картине Де Хема мы видим виноград, хлеба и чашу характерной формы. Расположенные аккурат на крышке упомянутого выше ящика для пожертвований. Таким образом картина пытается уличить кальвинистов в вероотступничестве, напоминая об отринутой ими католической традиции.

Чувствуете, уважаемый читатель, как милый и занятный натюрморт прямо на глазах превращается в оригинальные шорты злой политический памфлет? О, то ли ещё будет.

Композиция картины построена таким образом, что всеми силами намекает: её баланс не вечен. Стоит тёмной как безлунная ночь ткани прийти в движение — и благополучная жизнь купца рухнет. Рассыпется, разлетится на части. Не образно, а вполне себе физически накроется чёрным саваном.


Ян Давидс де Хем, «Натюрморт с омаром, ветчиной и фруктами», 1653

И вот тут в дело вступает ещё один смысл, который несёт в себе птица в центре композиции. Она — символ человеческой души. Как Вы полагаете, куда устремится испуганная птица, когда её обиталище будет разрушено? Художник не просто так приоткрыл нам панораму в правой части полотна. Только там мы с Вами видим простор, только туда взгляд зрителя «улетает» свободно и невозбранно, не натыкаясь на преграды и не теряясь среди многочисленных разноцветных деталей. Метафора более чем ясна: верный своим убеждениям католик любит и дорожит своим земным, мирским богатством; но даже если однажды потеряет всё что имел (даже саму жизнь) — его душа упорхнёт в прекрасную даль. Пусть даже та и хмурится дальними тучами, обещая скорое ненастье. Всё равно: рождённому для полёта не страшны земные невзгоды.

Отдаёт нотками фатализма, не так ли? Но это легко объяснимо. Напомним: на дворе стоял XVII век. И для того, чтобы украсить собственную гостиную такой вот «остросоциальной» картиной, требовалась известная смелость. Да что уж там: требовалось быть человеком решительным и готовым на многое ради своих убеждений. Безусловно, следует сделать «скидку» на тот факт, что оба — и художник, и заказчик — проживали в преимущественно католической части королевства. И всё же никаких твёрдых гарантий безопасности это не давало.

Вот такой у нас с Вами получился натюрморт. С плавным (или не очень) переходом в жанр. А сколько ещё тайн и забытых драм таят в себе картины минувших эпох, сюжеты и настроения которые лишь с первого взгляда кажутся ясными как день. Воистину: живопись — это искусство, обожающее играть в загадки.

Следующая загадка

На полотне изображён стол с различными яствами: множество виноградных гроздьев, фрукты и мясо лежат в вазах, на подносах, либо просто на чёрной скатерти. В центре картины находится попугай, а именно – красный ара.

Обратив внимание на задний фон, можно заметить особенность, свойственную голландскому натюрморту: стол расположен перед полуразрушенной стеной, а вдалеке виднеется пейзаж с холмами и рекой. Подобный контраст между передним и задним планами художник смягчает тёмной тканью, которая покрывает стену.

Картина относится к жанру роскошного натюрморта, который во времена жизни де Хема был особенно популярен. Суть его заключается в изображении различных фруктов и прочей дорогой еды, украшений из драгоценных металлов и камней, шикарных тканей и других предметов роскоши. Живописцы с помощью таких символов отражали людские пороки: тщеславие, излишнюю приземлённость, стремление к низменным удовольствиям. В этом роскошный натюрморт пересекается с другим жанром – vanitas, или «суета сует», который ещё более ярко выражает этот посыл.

В картине де Хема черты vanitas отражены в нарочито небрежно изображённых предметах: опрокинутые солонка, ваза и бокал с правой и левой сторон соответственно.

Попугай также является важным символом. На натюрмортах он обычно изображается для контраста с окружающими предметами, являясь единственным живым элементом среди «мёртвой природы». Вместе с тем он символизирует изобилие и богатство.

Идею о тщетности мирской жизни подчёркивают также флейта и книги, изображённые рядом с опрокинутой вазой, – символы науки, творчества и духовного возвышения.

Следующая загадка

Ян Давидс де Хем – нидерландский мастер натюрморта. Родился в Утрехте 17 апреля 1606 года. Первым учителем юного художника был его отец, Давид де Хем. После его смерти, в 1613, Ян обучался у голландского натюрмортиста Бальтазара ван дер Аста.

В период с 1625 по 1629 гг. де Хем жил в Лейдене, где также учился у Давида Байи. В декабре 1626 художник женился на Алетте ван Веде. У пары родилось трое детей.

Почти ничего неизвестно о жизни художника в период с 1631 по 1636 гг., но, если верить некоторым источникам, всё это время он жил и работал в Амстердаме.

Вскоре живописец переехал в Антверпен, в 1636 году вступил в гильдию художников, а через год получил здесь гражданство. По словам самого де Хема, одной из причин переезда было большее разнообразие и высокое качество местных фруктов и растений, которые можно запечатлеть на картине.

Здесь в 1643 умерла его супруга. Де Хем не смог в одиночку растить троих детей, поэтому через год женился на Анне Катерине Рюккерс из рода мастеров по изготовлению клавесинов, в браке с которой родилось шестеро детей. Впоследствии трое из сыновей художника – Давид, Корнелис и Ян – учились у отца и помогали ему выполнять заказы. Кроме того, у живописца было около 10 учеников, которые переняли его стиль и стали известными натюрмортистами.

В Антверпене художник смог проявить свой талант и обрести популярность, его считали одним из лучших живописцев своего времени. Так, его портрет Вильгельма III Оранского был продан за 2000 гульденов и стал одной из самых дорогих картин золотого века голландской живописи.

Сам художник едва успевал выполнять заказы, поэтому работал с сыновьями: они рисовали картины, он их подправлял и ставил свою подпись.

Залогом успеха де Хема была необыкновенная чуткость к изменениям моды и запросов заказчиков, а также творческая гибкость и стремление экспериментировать, пробовать себя в разных жанрах: он писал натюрморты, портреты и даже пейзажи. Если сначала в его работах было сильно заметно влияние учителей, то впоследствии художник сумел выработать свой неповторимый стиль.

Творчество де Хема отличается умелым построением композиции, выбором цветовой гаммы и детальностью изображения. Чаще всего, художник писал самые разнообразные цветы и фрукты, однако самые известные его работы относятся к жанру, так называемого, роскошного натюрморта, получившего распространение в 1640-х гг., то есть натюрморта с богатым обеденным столом, ломящимся от снеди, и различными украшениями. Этот жанр увлёк де Хема после переезда в Антверпен, и это заметно по более высокому качеству картин и разнообразию предметов.

Творчество живописца относится к направлению барокко. Со временем де Хем стал приверженцем жанра vanitas (с латинского – суета, тщеславие), и на его натюрмортах появились символы бренности жизни: предметы роскоши, например, символизировали тщеславие, а распятие, окружённое венком, – смерть. В подобных картинах центральным предметом часто становился череп, лежащий среди цветущей растительности.

В 1667 году де Хем вернулся на родину, но через 4 года сбежал, когда на город напали французские войска. Он жил в Антверпене до самой своей смерти. Художник похоронен в местной церкви Святого Павла, как и его сын Корнелис.

Работы де Хема популярны до сих пор, многие из них хранятся в крупных художественных галереях по всему миру – в Эрмитаже можно увидеть два его натюрморта с букетами в вазе. Несмотря на столь богатое наследие (больше 100 работ), время создания известно только у 18 картин – художник указывал дату только в том случае, когда был уверен, что работа достойна этого.

Следующая загадка

На картине изображён пышный букет, стоящий в вазе на столе со скатертью. Искусствоведы нашли на полотне около 30 разных видов цветов.

Значение каждого цветка можно понять по его оттенку. Так, белые цветы, а также фиалки и незабудки символизируют девственную чистоту, невинность и веру в Бога.

На их фоне очень контрастно выглядят многочисленные красные цветы. Они означают земную жизнь и красоту – яркую, но скоротечную.

Стоит, впрочем, отметить, что красный мак, несколько возвышающийся над остальной частью букета, в данном случае имеет положительный смысл и отсылает зрителя к сюжету о распятии Христа: есть мнение, что маки выросли на земле, орошённой кровью Спасителя.

Другой крупный цветок на картине – синий ирис – обычно ассоциируется с Богородицей и добродетелью.

Пара хлебных колосков символизирует воскрешение: зерно пшеницы после погребения приходит к новой жизни, как и человек после смерти становится ближе к Богу. Бабочки, сидящие на стебельках, напоминают о бессмертии человеческой души.

В нижней части картины изображены увядшие цветы с опадающими лепестками и засохшие стручки гороха, означающие смерть и бренность жизни. Здесь же – на стеблях цветов и на столе – можно увидеть улиток. Как и другие мелкие животные, обитающие на земле и под ней (в том числе крысы и пресмыкающиеся), они символизируют душу грешника, падшего человека.

Таким образом, в своём натюрморте де Хем отражает две противоположные стороны жизни: грех и добродетель, приземлённость и духовную возвышенность.

Читайте также: