Гипербола один из ведущих приемов в а загадка б пословице в былине г прибаутке
Обновлено: 24.12.2024
Гипербола в литературе - это сознательное преувеличение какого-то качества, которое призвано подчеркнуть значимость этого качества, обратить внимание слушателя на это качество, поразить воображение.
Гиперболы в былинах используются как по отношению к героям, былинным богатырям и тогда они призваны показать силу и величие богатыря. Так и к врагам, и тогда гипербола призвана показать силу врага, чтобы сделать еще более значимой победу богатыря над ним.
В былине "Илья Муромец и Соловей разбойник" главных героев два - сам Илья Муромец и его противник - Соловей разбойник. В тексте былины мы легко находим гиперболы, относящиеся как к Илье муромцу, так и к Соловью разбойнику.
Следующая загадка
Гипе́рбола (из др.-греч. ὑπερβολή "переход; чрезмерность, избыток; преувеличение"), стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление; употребляется в целях усиления художественного впечатления. Конечно, гиперболическое выражение нельзя понимать буквально.
Гипербола — любимый прием в русской народной поэзии. В "Слове о полку Игореве" говорится: "Тому в Полотске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша". На гиперболе построена известная русская песня "Дуня-тонкопряха". В песне рассказывается, что куделюшку Дуня "три часа пряла, три нитки напряла", а нитки "потоньше полена, потолще колена"; затем она нитки "в огород вдевала, колом притыкала".
Часто встречается гипербола в русских частушках:
Широко разинув рот,
И никто не разберет,
Где ворота, а где рот.
В духе народного приема пользовался гиперболой в своих стихах Н. Некрасов:
Пройдет — словно солнцем осветит!
Посмотрит — рублем подарит!
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна.
Из русских писателей своими гиперболами прославился Н. Гоголь: "Редкая птица долетит до середины Днепра", "Миллион казацких шапок высыпал на площадь", казацкие шаровары "шириною с Черное море".
Поэтика былин. Гипербола — основное средство создания образов
В народном эпосе широкая типизация персонажей не исключала элементов индивидуализации. А. Ф. Гильфердинг отметил: ". Облик каждой физиономии. везде сохраняет типические черты. Ни разу князь Владимир не выступит из роли благодушного, но не всегда справедливого правителя, который сам лично совершенно бессилен; ни разу Илья Муромец не изменит типу спокойной, уверенной в себе, скромной, чуждой всякой аффектации и хвастовства, но требующей себе уважения силы; везде Добрыня явится олицетворением вежливости и изящного благородства, Алеша Попович — нахальства и подлости, Чурила — франтовства и женолюбия, везде Михаиле Потык будет разгульным, увлекающимся всякими страстями удальцом, Ставер — глупым мужем умнейшей и преданной женщины, Василий Игнатьевич — пьяницей, отрезвляющимся в минуту беды и который тогда становится героем, Дюк Степанович — хвастливым рыцарем, который пользуется преимуществами высшей цивилизации и т.д.; словом сказать, типичность лиц в нашем эпосе выработана до такой степени, что каждый из этих типов стал неизменным общенародным достоянием".
Один из важных принципов эпической типизации — изображение множественного в обобщенном единичном (синекдоха). Былины переносили качество массы людей на одно лицо: изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных воинов-богатырей, побеждающих несметные полчища врагов.
Вражеская сила также могла изображаться в единичных фантастических образах (Тугарин Змеевич, Идолище). Иногда выделялся предводитель вражеского войска (Калин-царь).
Главный художественный прием народных эпических песен — гипербола. А. Ф. Гильфердинг и другие собиратели засвидетельствовали, что певцы воспринимали гиперболы не как поэтический вымысел, а как достоверное изображение реальных качеств в их максимальном проявлении.
С помощью гипербол рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает русский богатырь. В былине "Илья Муромец и Калин-царь", записанной от Т. Г. Рябинина:
Выехал Илья да во чисто полеИ подъехал он ко войскам ко татарскиим
Посмотреть на войска на татарский:
Нагнано-то силы много множество,
Как от покрику от человечьяго,
Как от ржанья лошадиного
Унывает сердце человеческо.
Тут старыя казак да Илья Муромец
Он поехал по раздольицу чисту полю,
Не мог конца краю силушке наехати.
Он повыскочил на гору на высокую.
Посмотрел на все на три-четыре стороны,
Посмотрел на силушку татарскую.
Конца краю силы насмотреть не мог.
И повыскочил он на гору на другую.
Посмотрел на все на три-четыре стороны,
Конца краю силы насмотреть не мог.
В былине "Калин-царь", записанной в XVIII в.:
Сбиралося с ним <Калином-царем> силы на сто верст
Во все те четыре стороны.
Зачем мать сыра земля не погнется?
Зачем не расступится?
А от пару было от конинова
А и месяц, со(л)нцо померкнула,
Не видать луча света белова;
А от духу татарскова
Не можно крещеным нам живым быть.
Гиперболы применялись для развенчания врагов. Чудовищный облик врага передавали гиперболы, которые показывали его отвратительно безобразным. Они насмешливо изображали огромные размеры врага.
В былине "Илья Муромец и Идолище":
— Как есть у нас погано есть ИдолищоВ долину две сажени печатныих,
А в ширину сажень была печатная,
А головищо что ведь люто лохалищо,
А глазища что пивныи чашища,
А нос-от на роже он с локоть был.
Подобным образом был нарисован и Тугарин:
Вышина у собаки видь уж трёх сажон.Ширина у собаки видь двух охват,
Промежу ему глаза да калена стрела,
Промежу ему ушей да пядь бумажная <. >
Гиперболически и одновременно сатирически изображалось количество съедаемой врагом пищи. В былине "Алеша Попович":
Стали тут пить, есть, прохложатися,А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест:
По целой ковриге за щеку мечит,
Те ковриги монастырския;
И нечестно Тугарин питья пьет:
По целой чаше охлестовает,
Котора чаша в полтретья ведра.
Он взявши, Тугарин, лебедь белую,
Всю вдруг проглатил.
Еще тут же ковригу монастырскую.
Русские богатыри на пиру у князя Владимира также выпивают чарочку в полтора ведра, и не одну. Но в данном случае гипербола передавала чувство восхищения героем:
Да сказал же тут Владимир стольно-киевский:"Слуги верные, наливайте-тко-сь зелена вина,
А не малую чарочку — в полтора ведра;
Наливайте-тко-сь еще меду сладкого,
Наливайте-тко-сь еще пива пьяного,
А всего четыре ведра с половиною".
А принимает Алешенька одною рукой
И отдает чело на все четыре стороны,
И выпивал Алешенька чары досуха;
А особенно поклонился старику Илье Муромцу.
Гиперболы усиливали общее место (locus communis), изображающее устрашающий крик врага. В былине "Илья и Соловей", записанной от Т. Г. Рябинина:
А то свищет Соловей да по-соловьему,Ен крычит злодей разбойник по-звериному,
И от него ли-то от посвисту соловьяго,
И от него ли-то от покрику звериного,
То все травушки муравы уплетаются.
Все лазуревы цветочки отсыпаются.
Темны лесушки к земли ecu приклоняются,
А что есть людей, то ecu мертвы лежат.
В конце былины князь поднес Соловью чарочку зелена вина:
Выпил чарочку-ту Соловей одным духом.
Засвистал как Соловей тут по-соловъему,
Закрычал разбойник по-звериному,
Маковки на теремах покривились,
А околенки во теремах рассыпались
От него от посвисту соловьяго,
А что есть-то людюшок, так ecu мертвы лежат;
А Владымир князь-от стольнё-киевской
Куньей шубонькой он укрывается.
В былине "Иван Гостиной сын", записанной в XVIII в., устрашающий крик и гиперболическое изображение его невероятных последствий отнесены к чудесному коню Ивана. Иван, пировавший у князя Владимира, побился с ним за своего коня о велик заклад:
Не о сте рублях, не о тысячу —О своей буйной голове!
Чудесный конь бурочко-косматочко, троелеточко не подвел хозяина. Он привел в ужас не только соперничавших с ним жеребцов, но и весь княжеский двор, а также самого Владимира со княгинею:
Зарявкает бурко по-туриному,Он шип пустил по-змеиному.
Три ста жеребцов испужалися,
С княженецкого двора разбежалися,
Сив жеребей, две ноги изломил,
Кологрив жеребец тот и голову сломил.
Полонян Воронко в Золоту орду бежит.
Он, хвост подняв, сам всхрапывает.
А князи и бояра испужалися,
Все тут люди купецкия
Акарачь оне по двору наползалися.
А Владимер-князь со княгинею печален стал.
По подполью наползалися.
Кричит сам в окошечко косяш,етое:
"Гой ecи ты, Иван Гостиной сын.
Уведи ты уродья со двора долой <. >"
В изображении русских богатырей гиперболы особенно значительны и многочисленны. Они идеализировали богатырей. Гиперболы изображали тяжесть богатырского оружия.
У Ильи Муромца лук в двенадцать пуд, клюка сорок пудов, палица три тысячи пуд. У Добрыни Никитича палица буёва — шестьдесят пудов, Добрыня берет вяз в девяносто пуд. Алеша Попович берет палицу булатную в девяносто пуд; у Екима-парубка палица в три тысячи пуд; у калики перехожей шепальпа подорожная. в тридцать пуд; у Василия Буслаева вяз во двенадцать пуд.
Столь же весомо (в прямом и переносном смысле) все богатырское снаряжение.
У Михаила Казаринова в колчане полтораста стрел. У Святогора шляпонька — сорок пуд; у Добрыни Никитича шляпа — сорок пудов. Нательный крест у Самсона-богатыря на вороте шести пудов; у Ильи Муромца — полтора пуда.
Гиперболически подчеркивалась цена богатырского снаряжения.
У Михаила Казарина кольчуги цена сорок тысячей, шелому цена — три тысячи, куяку и панцырю цена на сто тысячей, цена луку — три тысячи, стрелы — по пяти рублев, коню — цены-сметы нет. Как видим, самое дорогое для богатыря — его конь.
Гиперболы, отлитые в поэтическую формулу, изображали необычайную скорость богатырской поездки на коне:
Только видели удала, как в стремена вступил,А не видели поездки богатырские,
Только видели — в чистом поле курево стоит,
Курево стоит, да дым столбом валит.
Столь же необычайны расстояния, которые с легкостью преодолевает богатырский конь.
О коне Ильи Муромца:
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать.
Мелки реченки, озерка промеж ног спущал.
О коне Михаилы Казаринова:
Он скачет, конь, с берегу на берег,
Котора река шириною пятнадцать верст.
Конь Настасьи королевичны:
По целой версты конь поскакивал,По колен он в земелюшку угрязывал,
Он с земелюшки ножки выхватывал,
По сенной купны он земелики вывертывал.
За три выстрелы камешки откидывал.
Высшей степени гиперболы достигали в кульминации былинного сюжета — изображении боя. Здесь появлялась типическая формула (locus communis): богатырь хватает то, что подвернулось ему под руку (шапку со буйной головы, палицу боевую, дуби-ночку и даже татарина) и начинает этим помахивать.
Как куды-де махнёт — туда улицы.Да назадь отмахнёт — переулочки.
Где он ни пройдет, тут улица,
Где ни повернется, проулочек,
Где он ни станет, тут площадью.
В былине "Калин-царь", записанной в XVIII в., предводитель несметного вражеского войска велел татарам сохватать Илью. Приказание было исполнено:
Связали ему руки белыя
Во крепки чембуры шелковыя.
Даже связанный, Илья добром предлагает Калину отойти прочь с татарами от Киева, или им не быть живыми.
И тут Калину за беду сталоИ плюет Ильи во ясны очи:
"А русской люд всегды хвастлив,
Опутан весь, будто лысай бес,
Еще ли стоит передо мною, сам хвастает!"
И тут Ильи за беду стало,
За великую досаду показалося,
Что плюет Калин в ясны очи,
Скочил в полдрева стоячева,
Изорвал чембуры на могучих плечах.
Не допустят Илью до добра коня
И до ево-та до палицы тяжкия,
До медны литы в три тысячи.
Схватил Илья татарина за ноги.
Которой ездил во Киев-град,
И зачал татарином помахивати,
Куда ли махнет — тут и улицы лежат,
Куды отвернет — с переулками
А сам татарину приговаривает:
"А и крепок татарин — не ломится,
А жиловат собака — не изорвется!"
И только Илья слово выговорил,
Оторвется глава ево татарская,
Угодила та глава по силе вдоль,
И бьет их, ломит, вконец губит.
Достальныя татара на побег пошли,
В болотах, в реках притонули все,
Оставили свои возы и лагири.
Воротился Илья он ко Калину-царю,
Схватил он Калина во белы руки,
Сам Калину приговаривает:
"Вас-та, царей, не бьют—не казнят.
Не бьют—не казнят и не вешают!"
Согнет ево корчагою.
Воздымал выше буйны головы своей.
Ударил ево о горюч камень,
Росшиб он в крохи говенныя.
В отдельных случаях гиперболы подчеркивали необычайную продолжительность битвы. Так, в былине "Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем", записанной А. Д. Григорьевым, богатыри бились палочками буевыми, сабельками вострыми, копьями по семь сажен, а дальше
Соскочили ребятушки со добрых конейА схватилися плотным боем, рукопашкою,
А еще борются удаленьки добрые молодцы,
А еще борются ребятушки двои су точки,
А и борются ребятушки трои суточки;
По колен они в землю да утопталися,
Не которой один друга не переборет.
В былинах с мирным содержанием появлялись свои гиперболы. Например, в былине "Дюк", записанной от П. А. Воинова, мать Дюка Степановича — жена старо-матерна — одета столь роскошно, что не много шелку ведь, вся в золоте. Она так была представлена Добрыне Никитичу:
"Да и ай ты, удалой доброй молодец!Да ты в утри стань-ко ты ранёшенъко,
А и стань в церквы нищею коликою.
Как первая толпа пройде метельщиков,
Друга толпа пройде лопатников,
Третья толпа пройде подстельщиков,
Расстилают сукна багрецовые,
Идут как тутова три женщина.
Несут подзонтик-от подсолнечной,
Умей-ко ты тут с ней поздороваться".
В былине "Вольга", записанной от И. Касьянова, пахарь Микула Селянинович также имел необычайно прекрасный внешний вид: его кудри рассыпались как скатный жемчуг, глаза были ясна сокола, брови — черна соболя. Но особенно поразительна одежда Микулы Селяниновича, вовсе не предназначенная для пахоты:
У оратая сапожки зелен сафьян:Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту пяту воробей пролетит.
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
Столь же роскошна сошка кленовая: у нее гужики шелковый, омешики булатнии, присошечек серебряный, а рогачик — красна золота. Прекрасна по своему виду и кобылка соловая — т. е. рыжая, с белым хвостом и белой гривой. За внешним великолепием пахаря, его сошки и кобылки скрыта их внутренняя мощь и сила, которая обнаруживается по мере развертывания сюжета.
Следующая загадка
1. Выберите строчку, где перечислены только малые жанры устного народного творчества:
а) пестушка, потешка, закличка, прибаутка, загадка, пословица, считалка, частушка +
б) загадка, пословица, рассказ, стихотворение, частушка
в) потешка, пословица, поэма, закличка, прибаутка, поговорка
2. Жанр устного народного творчества, с помощью которого убаюкивают детей:
а) пестушки
б) колыбельная +
в) потешки
3. Жанр устного народного творчества, который проверяет сообразительность:
а) пословица
б) поговорка
в) загадка +
4. Жанр, с помощью которого пестуют ребенка:
а) пестушки +
б) колыбельные
в) сказки
5. Жанр, предполагающий обращение к солнцу, радуге, дождю:
а) считалка
б) приговорка
в) закличка +
6. Жанр, который необходим при играх:
а) скороговорка
б) считалка +
в) прибаутка
7. Определите, к какому виду малых жанров фольклора относится текст: “От топота копыт пыль по полю летит”:
а) загадка
б) пословица
в) скороговорка +
8. Определите вид жанра устного народного творчества: “Старый друг лучше новых двух”:
а) пословица +
б) загадка
в) закличка
9. Про какой фольклорный жанр говорят “Без лица в личине”:
а) пословица
б) закличка
в) загадка +
10. Фольклор – это:
а) набор произведений
б) народное творчество, чаще всего устное +
в) записанное народное творчество
11. Автором фольклора является:
а) народ +
б) поэт
в) певец-сказитель
12. Обрядовые песни:
а) авторские песни
б) песни, исполняемые во время разных обрядов +
в) жанр древнерусской литературы
13. Малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном:
а) пословица +
б) поговорка
в) загадка
14. “Семеро по лавкам”. Это пример:
а) загадки
б) пословицы
в) поговорки +
15. Не относится к малому жанру фольклора:
а) былина +
б) поговорка
в) считалка
16. Найди пословицу о труде:
а) Близок локоть, да не укусишь.
б) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. +
в) Всяк паучок знай свой уголок.
17. В какой сказке один из персонажей лиса:
а) «Каша из топора»
б) «У страха глаза велики»
в) «Колобок» +
18. Найди героя (героев) сказки «Теремок»:
а) Баба – Яга
б) мышка – норушка +
в) гуси – лебеди
19. Кто помог девочке из сказки «Гуси – лебеди»:
а) собака
б) кошка
в) мышка +
20. Определи жанр: “У Сашки в кармашке шишки да шашки.”:
а) пословица
б) скороговорка +
в) частушка
Следующая загадка
В былинах гипербола, по сути, выполняет ту же роль, что и в других литературных жанрах. Перечислю основные задачи, которые решает гипербола в былинах, для наглядности проиллюстрировав примерами:
Читайте также: