Г кукарека отгадывание и составление загадок
Обновлено: 04.11.2024
Чужой компьютер
Советские учебники
вернуться к странице
Советские учебники запись закреплена
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки
Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1976. — 128 с.
В книге раскрываются особенности загадки как литературного жанра, значение ее в умственном развитии детей, дается методика использования загадки в процессе наблюдений в природе, в играх и на различных занятиях.
Загадка — средство воспитания ребенка
Немного истории
Что такое загадка
Загадка народная и литературная
Загадка как логическая задача
Построение загадки
Изобразительно-выразительные средства загадки
Педагогические возможности Загадки
Как отобрать загадку для дошкольников
Доступность содержания загадки
Доступность художественного образа
Загадки для малышей
Загадки для детей среднего дошкольного возраста
Загадки для старших дошкольников
Обучение детей отгадыванию загадок
Условия и приемы отгадывания
Детям нужны знания
Умение выразить увиденное точным словом
Тематический принцип преподнесения загадок
Приемы отгадывания
Использование загадок при ознакомлении детей с окружающим и природой
Развитие мышления и речи детей средствами загадки
Способы доказательства отгадок
Развитие навыков речи-доказательства
Развитие навыков речи-описания
Загадки в разных видах работы с детьми
Использование загадок во время наблюдений
Использование загадок на занятиях
Загадка в играх и развлечениях
Загадки
Как изготовить наглядное пособие для работы с использованием загадок
Загадки к цветным таблицам
Отгадки
Что читать
Доступно к распечатке в типографии
6.8 МБ
Нравится Показать список оценивших
Сначала старые
Следующая загадка
Умение отгадывать загадки – один из мощнейших способов развития мышления малыша. Ранее речь уже шла об их значении в развитии такой операции мышления как сравнение. Но развивается также наблюдательность, умение анализировать текст и прочее.
Следующая загадка
«Как научить ребенка составлять и отгадывать загадки».
К. Д. Ушинский говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение». И это действительно так, потому что загадка является гимнастикой ума.
«Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»
Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи.Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, по составлению и отгадыванию загадок.
Отгадать загадку - значит ответить на вопрос, совершить сложную мыслительную операцию. Такой анализ развивает способность логически и образно мыслить, развивает и закрепляет навыки речи – доказательства, речи – рассуждения, речи – описания, умения определять предметы по действию и признакам. Учит понимать смысл образных выражений. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребёнком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.
Для того чтобы отгадать загадку, ребенку нужно наблюдать за жизнью, уметь сравнивать, сопоставлять явления, анализировать, обобщать. Отгадывая загадки, у ребенка развивается мышление, он становится более сообразительным, находчивым и у него формируется привычка осмысливать мир более глубоко и разносторонне.
Загадка - это логическая задача, которая содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Для ребенка отгадать загадку означает ответить на вопрос, найти решение задачи.
Родители, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать. Если ребенок затрудняется отгадать загадку, взрослые могут торопить с ответом, могут просто сообщить отгадку, могут сами растолковать, они лишают детей самого главного- возможности думать.
Обучение детей умению отгадывать загадки требует большого терпения, как от детей, так и от взрослых. Детей необходимо учить сознательно, отгадывать загадки: понимать их содержание, искать и находить пути решения задач, знакомить с приемами отгадывания, а так же учить объяснять и доказывать правильность ответа, отгадки.
В первую очередь, детей нужно учить наблюдать жизнь, воспринимать окружающие предметы и явления с различных сторон, развивать сенсорную культуру, внимание, наблюдательность, память.
Окружающие ребенка взрослые (родители, педагоги) должны систематически организовывать и проводить наблюдения в окружающей жизни и природе. Это дает ребенку новые знания, он учится выделять существенные признаки, связи, закономерности.В разных видах деятельности: игре, труде, рисование и др. необходимо детей знакомить с названиями предметов и их частей, а так же называть признаки предметов. Кроме этого, при отгадывании загадок особую роль играет художественная литература. Она является источником знаний, обостряет наблюдательность, обогащает речь детей.
Для того, чтобы обеспечить правильное понимание загадок и их отгадывание необходимо:
1) проведение предварительных бесед по ознакомлению детей с предметами, животными или явлениями, о которых пойдет речь;
2)определенный запас знаний, который может подвести детей к отгадыванию;
3) умение слышать и воспринимать художественную литературу.
Загадывая загадки, взрослым не нужно торопиться, надо повторять их не один, а несколько раз, тогда дети будут их лучше понимать, запоминать и полнее выделять признаки. Загадку нужно анализировать, с помощью вопросов обращать внимание детей на признаки предметов и связи между ними. Детей необходимо учить доказывать свою отгадку. Поэтому последовательная постановка вопросов в соответствии со структурой загадки дает возможность ребенку доказать, обосновать свой ответ.
Детей старшего дошкольного возраста также необходимо учить самостоятельному составлению загадок. Это трудная задача для детей, но она способствует развитию активной речи. Взрослые должны учить детей этому. Сначала обучение составления загадокпроходит при активной помощи взрослого: уточняются знания о предмете или явлении, о его признаках, после предмет описывается и дети отгадывают. Сначала взрослый дает образец, а потом дети самостоятельно составляют загадку, при необходимости можно использовать схемы.
Существует несколько видов загадок:
Загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;
загадки - описания, где описывается какой – либо предмет или явление;
комбинированные загадки – это соединение загадок - описания с загадками – сравнения;
сюжетные загадки – это загадки, сочиненные ребёнком с использованием логически – последовательного сюжета.
- Шевелились у листка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел.
Что надо искать? Цветок. Но необычный, а такой который может вспорхнуть и улететь. Значит «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка они шевелятся. Значит, это крылышки. И ребёнок находит ответ: «Это бабочка».
Вторую загадку аналогичную первой, ребенок разбирает и отгадывает самостоятельно.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Взвился вверх и улетел.
Угадайте, что за шапка. Меха целая охапка. Шапка бегает в лесу, у кустов грызёт кору.
Шапка бегает, значит, это не обычная шапка, а живое существо. Это существо имеет густой хороший мех, из которого можно сшить шапку, а не шубу – приём исключения.
Шапка предмет небольшой, значит, и существо небольшое – приём сопоставления.
В загадке сказано, что существо бегает в лесу. Значит, это не домашнее, а дикое животное – приём исключения.
У нас остался только один признак: «у кустов грызёт кору».
Есть много лесных зверей, мех у которых использует человек, но ни медведь, ни волк, ни лисица, ни белка не грызут кору – методом исключения.
Значит, это заяц? Предположение, гипотеза. Соотнесём все найденные признаки –синтез: небольшое дикое животное, живёт в лесу, бегает по нему, мех его идет на шапки, грызёт кору, да это заяц – вывод.
Детям очень, нравится отгадывать загадки, придумывать самим загадки, рисовать отгадки.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образностью речи.
Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка.
Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли. Предлагаю для родителей провести занятие – помощник.
1. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки: пособие для воспитателей детских садов – М, 2000г.
2. Хабарова О. В. Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
3. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. Дошкольное воспитание №7.
4. А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская Дидактические игры.
Книга для учителя. М. «Просвещение» 1991 г.
Публикации по теме:Консультация для родителей «Как детей научить отгадывать загадки» Загадка-это одна из форм устного народного творчества. В загадке описывается какой-либо предмет или явление, как правило, в стихотворной.
Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка справляться с трудностями» Если рассматривать детей одного возраста, можно увидеть, что дети все разные. У них разный уровень развития. Что одним детям даётся легко,.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?» Бывают такие ситуации, когда ребёнок кричит, стучит ногами, делает всё наперекор взрослым. В этом случае родители настолько возмущены.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка завязывать шнурки» Дошкольников сложно научить завязывать шнурки. Особенно сложно научить тех детей, у которых слабо развита мелкая моторика рук. Но учить.
Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова» Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Важно, чтобы.
Советы родителям «Как научить ребёнка пользоваться ножницами» Дети рано проявляют интерес к ножницам. Но многие мамы боятся начать учить ребёнка ими пользоваться, так как обеспокоены безопасностью.
Игры отгадывать загадки
Всё это хорошо, -- скажет родитель и даже педагог. Но сперва надо как-то научить малыша отгадывать загадки. А как научить их отгадывать, к примеру, четырёхлетку, да и тех, кто постарше?
Вопрос правомерный. Действительно, как?
Загадки-описания
Первая группа загадок – самые простые описания вещей. Сперва это предметы ближайшего окружения.
Пример загадочного описания.
У этого него есть 4 ножки, квадратное сиденье и спинка. Назови предмет.
Для ребёнка постарше добавляются сведения: предмет может быть изготовлен из дерева, пластмассы, металла. По сути дела – это описательный рассказ. И по описанию малышу надо вычислить сам объект поиска.
Для ребят постарше есть любимые ими загадки-рифмовки:
У реки большая драка.
Эта драка из-за … (рака)
Иногда рифмовки с подвохом. в них по рифме идёт один ответ, а по содержанию другой.
Белым снегом всё одето —
Видно, наступила …
Кукарекает спросонок
Милый, добрый …
Часто дети живут в очень узком мирке, исключающем самые обычные вещи. Такие задания растягивают кругозор, активизируя наблюдательность.
Вторая группа – очень похожа на предыдущую. Но сведений о загаданной вещи намного меньше. Например,
Он растёт в воде.
Его любят везде.
Годен для каши,
Ест его Маша.
Годен для плова,
Ест его Вова.
Для отгадки необходим элементарный анализ, которому малыша полезно научить.
- Неизвестен предмет.
- Что мы про него знаем? Растёт в воде.
- Что растёт в воде? Трава, рыба.
- Что ещё знаем? Кашу варят из него.
- Рыба подойдёт? Нет.
- Ещё плов из него варят. Что нужно для плова? Рис.
- Рис растёт в воде? Да.
- Значит, неизвестный предмет -- рис!
Вот и найдена отгадка. Только надо учить ребёнка рассуждать и задавать вопросы. Этому может способствовать приведённая ниже игра.
Игра Лучо Родиче Отгадайка
Как утверждал сам автор, хорошие результаты от неё для
- интеллекта,
- накопления культурного багажа.
Один игрок загадывает какой-то предмет. Остальные должны его угадать, задавая вопросы. Отвечать только «Да» или «Нет».
Чтобы интерес к игре не потерялся, ребятам надо показать, как правильно задавать вопросы. Читаем стих.
- Загадала я предмет.
- Это лейка?
- Нет.
- Не лейка?
- Нет.
- Это кошка?
- Нет.
- Может, кнопка?
- Нет.
- Значит, пробка?
- Нет.
- Не могу найти ответ.
Потом спрашиваем детей, почему предмет не угадали? Потому что неправильно задавали вопросы. Смысл вопросов: узнать о загаданном предмете максимум информации.
Показываем, как правильно задавать вопросы для отгадывания.
Мальчик загадал слово «коза».
- Предмет живой? Да.
- Это человек? Нет.
- Это животное? Да.
- Дикое животное? Нет.
- Домашнее животное? Да.
- Живет с человеком? Нет.
- Живёт в хлеву? Да.
- Даёт молоко? Да.
- Это корова? Нет.
- Это коза? Да.
Для ребят постарше и школьников правила игры постепенно усложняются:
- ограничиваем число задаваемых вопросов;
- усложняем загадываемые предметы.
Загадка про стул могла бы в этом ракурсе выглядеть так.
Играют мама и ребёнок. Ребёнок загадывает вещь. Условие: в первой игре предмет должен находиться в пределах видимости. Предположим, ребёнок загадал слово «стул». Мама задаёт вопросы:
- Предмет живой? Нет.
- Я его вижу? Да.
- Он деревянный? Да.
- У него четыре ножки? Да.
- На нём едят? Нет.
- На нём спят? Нет.
- На нём сидят? Да.
- Это кресло? Нет.
- Это стул? да
Потом мама и ребёнок меняются ролями. При появлении у ребёнка затруднений (а он будет затрудняться) с постановкой вопросов, надо помочь.
Загадки со сравнениями и переносным смыслом
Вот такой у нас диалог вышел с шестилетним гражданином по поводу загадки:
Скатерть бела всю землю одела. (Снег)
- О чём говорится в загадке? О скатерти.
- Дома у мамы есть скатерть? Да.
- Зачем она нужна? Стол накрывать.
- Скатерть очень большая, хватит на всю землю? Нет (смеётся).
- Так это настоящая скатерть всю землю накрыла? Нет.
- А что похожее на скатерть на земле лежит?
- Снег!
Самое главное в отгадывании загадки не то, насколько быстро она будет отгадана. Главное, что малыш искал отгадку, размышлял.
Учите дошколят отгадывать загадки. Сайт Нестандартные дети желает вам успехов!
Следующая загадка
К. Д. Ушинский говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение». И это действительно так, потому что загадка является гимнастикой ума.
Для того чтобы отгадать загадку, ребенку нужно наблюдать за жизнью, уметь сравнивать, сопоставлять явления, анализировать, обобщать. Отгадывая загадки, у ребенка развивается мышление, он становится более сообразительным, находчивым и у него формируется привычка осмысливать мир более глубоко и разносторонне.
Загадка- это логическая задача, которая содержит вопрос поставленный в явной или скрытой форме. Для ребенка отгадать загадку означает ответить на вопрос, найти решение задачи.
Родители, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать. Если ребенок затрудняется отгадать загадку, взрослые могут торопить с ответом, могут просто сообщить отгадку, могут сами растолковать, они лишают детей самого главного- возможности думать.
Обучение детей умению отгадывать загадки требует большого терпения, как от детей, так и от взрослых. Детей необходимо учить сознательно отгадывать загадки: понимать их содержание, искать и находить пути решения задач, знакомить с приемами отгадывания, а так же учить объяснять и доказывать правильность ответа, отгадки.
В первую очередь, детей нужно учить наблюдать жизнь, воспринимать окружающие предметы и явления с различных сторон, развивать сенсорную культуру, внимание, наблюдательность, память.
Окружающие ребенка взрослые (родители, педагоги) должны систематически организовывать и проводить наблюдения в окружающей жизни и природе. Это дает ребенку новые знания, он учится выделять существенные признаки, связи, закономерности. В разных видах деятельности (игра, труд, рисование и др.) необходимо детей знакомить с названиями предметов и их частей, а так же называть признаки предметов. Кроме этого, при отгадывании загадок особую роль играет художественная литература. Она является источником знаний, обостряет наблюдательность, обогащает речь детей.
Для того, чтобы обеспечить правильное понимание загадок и их отгадывание необходимо:
1) проведение предварительных бесед по ознакомлению детей с предметами, животными или явлениями, о которых пойдет речь;
2)определенный запас знаний, который может подвести детей к отгадыванию;
3) знание родного языка;
4) умение слышать и воспринимать художественную литературу.
Загадывая загадки, взрослым не нужно торопиться, надо повторять их не один, а несколько раз, тогда дети будут их лучше понимать, запоминать и полнее выделять признаки. Загадку нужно анализировать, с помощью вопросов обращать внимание детей на признаки предметов и связи между ними. Детей необходимо учить доказывать свою отгадку. Поэтому последовательная постановка вопросов в соответствии со структурой загадки дает возможность ребенку доказать, обосновать свой ответ.
Детей старшего дошкольного возраста также необходимо учить самостоятельному составлению загадок. Это трудная задача для детей, но она способствует развитию активной речи. Взрослые должны учить детей этому. Сначала обучение составления загадокпроходит при активной помощи взрослого: уточняются знания о предмете или явлении, о его признаках, после предмет описывается и дети отгадывают. Сначала взрослый дает образец, а потом дети самостоятельно составляют загадку, при необходимости можно использовать схемы.
Практика работы показывает, что если взрослые (педагоги и родители) систематически будут использовать загадки - это даст ребенку возможность лучше понимать литературную речь, обеспечит мыслительное и речевое развитие ребенка.
Публикации по теме:Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.
Рекомендации для воспитателей и родителей «Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами» Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами Рекомендации для воспитателей и родителей. После того, как ребенок освоит все буквы.
Консультация для родителей «Как детей научить отгадывать загадки» Загадка-это одна из форм устного народного творчества. В загадке описывается какой-либо предмет или явление, как правило, в стихотворной.
Рекомендации для родителей «Как научить ребенка определять время по часам» Сегодня определить время можно быстро и легко. Достаточно посмотреть на монитор компьютера или мобильный телефон. А как же часы с циферблатом?.
Читайте также: