Фреска вазари битва при марчиано загадка

Обновлено: 04.11.2024

«Битва при Ангиари» и «Битва при Марчиано»: ученик против учителя, символизм против реализма


И у Леонардо, и у Вазари на картинах присутствуют мечи типа фелчен (фальшион). Но рисовать их на миниатюрах начали задолго до этого. Причем выглядели они совершенно невероятно! Вот, например, всадники с фальшионами. Миниатюра из «Бодлианского Апокалипсиса». 1250-1275 гг. Искусству должны всегда сопутствовать изящная легкость и прекрасная чистота цветов, а произведение в целом следует доводить до совершенства не с напряжением жестокой страсти, так, чтобы людям, смотрящим на него, не приходилось мучиться от страстей, которыми, как видно, был обуреваем художник, но чтобы они радовались счастью того, руке которого дарована небом такая искусность, благодаря которой вещи получают свое завершение, правда, с наукой и трудом, но без всякого напряжения, причем настолько, чтобы там, где они помещены, они зрителю не казались мертвыми, но живыми и правдивыми. Пусть остерегаются они и аляповатости и добиваются того, чтобы каждый изображенный ими предмет казался не написанным, а живым и выступающим из картины. Таковы истинный обоснованный рисунок и истинная изобретательность, которая признается за тем, кто ее вложил в картины, получившие высокое признание и оценку.
Джорджо Вазари. Жизнеописания знаменитых живописцев. Джотто, Боттичелли и другие

Искусство и история. Как оценили работу великого маэстро современники? Биограф Леонардо Джорджо Вазари (и будущий автор «Битвы при Марчиано») позднее написал, что комиссия Сеньории признала его работу «выдающейся и выполненной с большим мастерством из-за удивительнейших наблюдений, применённых им в изображении этой свалки, ибо в этом изображении люди проявляют такую же ярость, ненависть и мстительность, как и лошади, из которых две переплелись передними ногами и сражаются зубами с не меньшим ожесточением, чем их всадники, борющиеся за знамя…»

Нельзя сказать, что Леонардо да Винчи бездумно бросился копировать древнюю технологию. Вот так – прочитал, она ему понравилась, и он ее повторил. Меры предосторожности Леонардо тоже принял, опробовал эту технологию заранее и все сделал точно по описанию: сначала был нанесен слой штукатурки, который был загрунтован, чтобы добиться твердой ровной поверхности; затем поверх грунтовки был добавлен слой смолы, который нанесли губками. Комбинация этих материалов должна была обеспечить подходящую основу для нанесения масляных красок. Писал Леонардо очень быстро, используя свои строительные леса, но тут в работу вмешалась погода. Пошел дождь, и стало очень сыро. В результате краски отказывались сохнуть и начали подтекать. Тогда Леонардо решил высушивать фреску огнем, и под стеной зажгли жаровни. Однако если верхние участки фрески высыхали даже слишком быстро, внизу фреска потекла очень сильно, и Леонардо пришлось сдаться. Было много предложений относительно того, почему его проект провалился таким ужасным образом. Возможно, мастер попытался опередить своего младшего соперника и потому решил ускорить процесс, или же использовалось некачественное льняное масло, либо дефектной была штукатурка, к которой краска не приставала. Но есть и такое мнение, что Леонардо не обратил внимание на важную часть инструкций Плиния, в которой говорилось: «К числу красок, которые требуют сухого мелового покрытия и отказываются прилипать к влажной поверхности, относятся пурпурная, индийская, церулеевая, милиновая, роговая, аппиановая, церусовая. Воск также окрашивается всеми этими красящими веществами, для энкаустической живописи; процесс, который не допускает нанесения на стены…» А он как раз и использовал пурпурную краску, да еще и положил ее на недостаточно просушенную поверхность в дождливый день.



Морион был одним из самых популярных шлемов того времени. Бери любой и рисуй… Вот, например, один из многочисленных морионов конца XVI в. из коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке. На нем мы видим еще и прекрасные изображения сцен боя копейщиков, аркебузиров и всадников. Фландрия. Медь, кожа. Вес 1326 г

В результате за следующие нескольких лет от фрески мало что осталось. Вернее, осталось восемь исследований ее композиции, три больших исследования изображенных на ней голов, ее письменное описание и несколько не слишком точных копий, сделанных разными художниками в разное время.



Всаднический шлем, штурмхаубе по-немецки, но известный также как бургиньот, «бургундский шлем». Обратите внимание на отделку – это самое настоящее произведение искусства. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Около 1603 года Рубенс написал копию «Битвы при Ангиари» на основе гравюры, сделанной Лоренцо Заккья в 1558 году. Считается, что в ней он достиг чего-то такого, чего не мог до него передать ни один другой художник, а именно чувства силы, характерного для кисти Леонардо: смятения, ярости и неистовства сражающихся. Интересно, что про эту картину часто пишут и в книгах, и в Интернете, что это оригинальная картина Леонардо, которой она совершенно точно не является.



Еще один морион. Изображена сцена мученичества Муция Сцеволы. Дрезденская оружейная палата

Интересно, что в соответствии с условиями контракта Леонардо должен был нарисовать собственно битву, начиная с подхода миланских войск в облаке пыли. Затем он должен был изобразить Святого Петра, явившегося командующему папскими войска, затем борьбу за мост через реку Тибр, разгром врага и похороны мертвых. Все это надо было показать на одной картине (!), то есть нужно было изобразить начало, середину и конец битвы на одном полотне! Интересно, что примерно также впоследствии поступил и автор «Грюнвальдской битвы» Ян Матейко. Но Леонардо не был бы самим собой, если бы, согласившись, не сделал все по-своему, а у Сеньории просто не было сил спорить с ним.



Чеканка, фигуры… Все под античность! Вот бы такие шлемы рисовать нашим мэтрам на своих фресках! Бургиньот. Аугсбург, 1594-1599 гг. Дрезденская оружейная палата

По соглашению 1503 года он обещал завершить работу к февралю 1505 года или вернуть все платежи. Несмотря на его незавершенность и отсутствие признаков того, что он добился значительного прогресса, платежи продолжались и после истечения этого времени. Конечным результатом было краткое письмо о его работе, которое было отправлено от Пьера Содерини Шарлю д'Амбуазу. В нем говорилось, что «Да Винчи не вел себя по отношению к Республике так, как следовало бы, потому, что он принял крупную сумму денег и едва начал великую работу, которую должен был выполнить».

Интересно, однако, отметить, что и другие картины, заказанные разным художникам, не были закончены. Микеланджело начал работу над фреской в 1504 году, но был отозван папой Юлием II в Рим. Все, что осталось от его работы, — это копии его картона, на котором изображены купающиеся солдаты.



А это штаны ландскнехта! Венская оружейная палата

А затем Джорджо Вазари нарисовал свою «Битву при Марчиано» поверх, как считали, фрески Леонардо.

В 1976 году провели ее ультразвуковое исследование, но так ничего и не нашли. Однако итальянский искусствовед Маурицио Серачини, проводивший это исследование, посчитал, что Вазари просто не мог погубить работу Леонардо, которым восхищался и буквально боготворил. Новые исследования показали, что существует некое пространство позади стенки, на которой написана фреска Вазари. Наконец, 12 марта 2012 года Маурицио Серачини заявил, что за стеной с его фреской находится еще одна поверхность. В стене просверлили шесть отверстий, запустили в них зонды, взяли пробы, и среди образцов нашли черную и бежевую краски, а еще красный лак характерного для начала XVI века состава. Однако разрушать стенку никто не хочет, хотя все хотят найти картину Леонардо. Есть «движения» и «за», и «против» продолжения работы. Проводятся пикеты и демонстрации. Что будет дальше, пока никто не знает.

Такова история этих двух картин. Ну а теперь вы вполне можем и заняться ими вплотную. Посмотрим на картину Рубенса и увидим, что кроме разве что даже древко знамени на нем, по сути, является древком рыцарского копья. То есть использовать в качестве древка для знамени было бы попросту неудобно. Почему-то все всадники изображены голоногими и сидят верхом без стремян. Все всадники одеты в доспехи, но в высшей степени странные. На всаднике слева какой-то совершенно фантастический доспех в «морском стиле», но с бараньей головой на груди. Более приемлемы доспехи всадника в красном тюрбане, более того, известно, что именно в это время такие или похожие тюрбаны носили в коннице швейцарцев, и не только у них. У второго всадника справа вроде бы шлем морион, но такими шлемами обычно всадники не пользовались. Это был шлем пеших копейщиков, но никак не кавалеристов!

На лошадях имеются седла, но нет ни сбруи, ни уздечек и каким же тогда образом всадники ими управляют?

Интересно, что все три всадника вооружены мечами типа фелчен (или фальшион в русскоязычном написании), но при этом у всадника справа имеется еще и классическая шпага. Более того, подобные фелчены хоть и часто рисовали, до нас не дошли ни в одном экземпляре. Все дошедшие экземпляры, во-первых, немногочисленны, а во-вторых, на изображенные Леонардо не похожи совершенно! То есть возможно, что они и существовали. Существовали как мода на все турецкое в начале турецких завоеваний в Европе. И может быть, опять же, может быть, Леонардо вооружил ими своих «героев», чтобы лишний раз подчеркнуть «зверский характер» войны, что тут, мол, нет места христианскому милосердию, здесь все так же дико, как у турок.



Поединок на фальшионах. Гравюра из турнирной книги Максимилиана I «Фрейдал». 1512-1515 гг.

Конечно, мне лично было бы намного интереснее, если бы великий Леонардо решил бы сочетать свой талант изображения мускулистой плоти людей и коней с реалистическим умением рисовать оружие и доспехи той эпохи, а не фантазировал бы столь диким и экзотичным образом. Вот это была бы картина для потомков! Скажем, на одном всаднике доспех от Хельшмида, на другом от Антона Пеффенхаузера, Валентина Зибенбюргерана или Конрада Лохнера, а на третьем что-то сугубо миланское от семьи Негроли… Но чего нет, того нет. Одно лишь мастерство в передаче обуревающих людей и коней эмоций, и ноль исторической информации – вот его картина!



Вот такую надпись («Ищите и обрящете») зачем-то привёл Вазари на одном из флажков своей фрески. Что это? Намек, что, если поискать, то можно отыскать и картину Леонардо?!

Следующая загадка

"Битва Марчиано" Джорджо Вазари

Итальянские искусствоведы начали сбор подписей под петицией с требованием прекратить сверление фрески Джорджо Вазари во флорентийском музее Палаццо Веккьо, за которой может скрываться работа Леонардо да Винчи, сообщает BBC News.

По данным телеканала, защитникам фрески Вазари "Битва при Марчиано" удалось собрать уже около 150 подписей историков и искусствоведов со всего мира. По мнению авторов петиции, наличие за фреской Вазари второй стены, расписанной да Винчи, крайне маловероятно, а попытки обнаружить утраченную фреску лишь портят "Битву при Марчиано". Члены протестной группы требуют власти Флоренции привлечь к решению спора специалистов по эпохе Возрождения.

По мнению исследователя из Калифорнийского университета Маурицио Серачини (Maurizio Seracini), за стеной, расписанной Вазари в 1563 году, находится вторая стена, на которой в 1504 году да Винчи работал над экспериментальной фреской "Битва при Ангьяри". Чтобы узнать, что находится за работой Вазари, в поверхности стены решили сделать несколько отверстий и при помощи камер посмотреть, что происходит по ту сторону фрески.

Как утверждает Серачини, приступая к работе над "Битвой при Марчиано", Вазари решил не портить работу своего предшественника и заложил ее кирпичом. На мысль о том, что за фреской Вазари может скрываться работа да Винчи, исследователя толкнула едва заметная надпись на флаге одного из воинов с "Битвы при Марчиано": "Кто ищет, тот всегда найдет". Предположение Серачини отчасти подтвердили результаты радиоисследования, показавшего наличие за фреской Вазари полости.

Министр культуры Италии Франческо Рутелли (Francesco Rutelli) санкционировал поиски утраченной работы Леонардо в 2007 году. Ранее власти Флоренции и дирекция Палаццо Веккьо более полутора лет не пускали исследователей в "Зал пятисот", опасаясь за размещенные в нем произведений искусства.

Следующая загадка

«Утраченный шедевр» Леонардо до сих пор не найден, потому что его не существовало

Ключевым аргументом , который сейчас представили четверо экспертов , стала подготовительная техника Леонардо. Они говрят , что при создании фрески в 1503 году художник использовал слой левкаса и масла , на котором не держалась краска.

«Эта технология считалась частью картины , однако на самом деле была лишь подготовкой стены к покраске. Поскольку она не увенчалась успехом , Леонардо так и не приступил к работе. Это означает , что „Битва“ существовала лишь в виде подготовительного картона , а не готовой фрески», — заявила искусствовед Франческа Фиорани. В следующем месяце выйдет в свет её книга « Рисование тени: как наука научила Леонардо живописи», содержащая подробную предысторию картины.

Леонардо да Винчи, «Голова воина (набросок к «Битве при Ангиари»)

Леонардо да Винчи , «Голова воина ( набросок к «Битве при Ангиари»)", 1500-е. Музей изобразительных искусств , Будапешт

Учёные также тщательно изучили следы пигментов на стене Палаццо Веккьо. По их словам , можно предположить , что там когда-то было какое-то изображение , но его автором не обязательно был Леонардо. Около десяти лет назад Серачини и его сторонники неоднократно заявляли , что обнаруженный там чёрный пигмент соответствует тому , что есть в «Моне Лизе», чья атрибуция не подлежит сомнению. Но оппоненты утверждают , что такие красители широко использовались в то время , поэтому невозможно доказать , что следы принадлежат « Битве при Ангиари».

Широкая публика заинтересовалась возможным местонахождением « Битвы при Ангиари» в 2002 году , когда Серачини обнаружил полость за картиной Джорджо Вазари «Битва при Марчиано» и предположил , что там могла быть фреска Фреска (от итал. fresco – свежий) – вид монументальной живописи, предполагающий нанесение рисунка на влажную либо сухую штукатурку (левкас). В зависимости от этого фрески делят на буон-фрески и а-секко. Это определение также применимо непосредственно к работе, выполненной таким образом. Сегодня этим термином называют любую живопись на стене маслом, акрилом или темперой. Леонардо. Учёный с помощью сложных технологий попытался « увидеть», что находится под работой Вазари.

Джорджо Вазари. Битва при Марчиано

1571, 76×130 см

Кое-кто утверждал , что Серачини может нанести серьёзный ущерб старинной архитектуре и изображению на стене , хотя исследователь пытался доказать , что его методы были « неинвазивными». Но местные политики и общественность выступили против проекта , который получил широкую огласку в мировых СМИ и щедрое финансирование от таких организаций , как National Geographic. В 2012 году власти отклонили запрос о перфорировании картины , и исследования были приостановлены.

Свидетельства того , как могла бы выглядеть « Битва при Ангиари» Леонардо , представляют копии его картона ( лучшая , авторства Рубенса, находится в парижском Лувре , а гравюра Жерара Эделинка по его рисунку — в Королевской академии в Лондоне). Художник создал пересекающуюся композицию из скрестившихся мечей , вставших на дыбы и кусающих друг друга коней , а также разъярённых и гибнущих воинов. Сюжетом стало историческое сражение 1440 года во время Ломбардских войн , в котором флорентийцы победили миланцев.

Питер Пауль Рубенс, «Копия "Битвы при Ангиари" Леонардо да Винчи», ок. 1603. Лувр, Париж Жерар Эделинк, «Битва при Ангиари (по рисунку Рубенса)», ок. 1660. Королевская академия искусств, Лондон

Это был первый и единственный раз , когда Леонардо работал в одном проекте с другим великим художником Возрождения , Микеланджело. Тому было поручено воспроизвести на противоположной стене фрагмент ещё одного вооружённого конфликта — битвы при Кашине. Похоже , что ни один из них не закончил заказ , однако оба представили на обозрение публики подготовительные картоны. Бенвенуто Челлини, видевший работы позже , назвал их «школой для всего света».

Серачини , начавший исследование « Битвы при Ангиари» 45 лет назад , заявил: «Это была высшая форма искусства , созданная людьми эпохи Возрождения. Ею восторгались ведущие художники , такими как Верроккьо и Боттичелли».

Микеланджело Буонарроти. Битва при Кашине

Сейчас в мире насчитывается лишь два десятка картин , приписанных Леонардо да Винчи. И обнаружение « Битвы при Ангиари» могло бы серьёзно повлиять на наши знания о художнике. Хотя сегодня искусствоведы считают , что свидетельств существования картины слишком мало , вряд ли это остановит тех , кто пытается её найти.

Так , Маурицио Серачини планирует продолжить свои исследования и раскрыть новые секреты фрески. «Что плохого в поисках невероятного шедевра и почему мы не можем получить окончательный ответ с помощью науки? Почему бы не продолжить использование неинвазивных технологий , пока у нас не будет убедительных доказательств?», — сказал он.

Следующая загадка

Джорджо Вазари. Битва при Марчиано

Описание этой работы пока отсутствует. Возможно, оно появится позже. Следите за обновлениями в Артхиве.


Andrey Kuzmin, 16 ноября 2020 19:07 0

Вазари был обстоятельным дядькой, все делал на совесть. Но геометр в нем побеждал художника. А писатель он был знатный. Его жизнеописания художников читать и скучно, и интересно одновременно)))

Читайте также: