Этнографическая игра загадки русской старины

Обновлено: 06.07.2024

Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые, воспитанники и гости Дома детского творчества. Мы рады приветствовать вас на ежегодном конкурсе творческих работ учащихся и педагогов ДДТ. В этом учебном году тема нашего конкурса «Преданья старины глубокой». И мы с вами окунемся в мир старины, красоты и творчества.

Воспитанники нашего Дома детского творчества вместе со своими педагогами подготовили работы на конкурс, которые представлены на выставке. И итоги этого конкурса будут подведены в конце мероприятия.

А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в конкурсной программе, где вы сможете проявить свою смекалку и ловкость и показать знания об истории древней Руси, Дагестана, а, может быть, и узнаете что-то новое для себя.

Итак, нам необходимо сформировать две команды. Игроков прошу занять свои места.

«Так говорили в старину»

Ведущий называет слово - старославянизм, а игроки должны вспомнить однокоренное русское слово:

«Пословица неспроста молвится…»

Командам даются по четыре листа, на которых выписана первая часть пословиц. Вторая часть выписана на других четырех листах. Необходимо правильно, по смыслу составить пословицу. Побеждает та команда, которая первая успешно справилась с заданием.

Задание 1й команде:

Доброму слову – …

Доброе начало – …

Доброе дело – …

Какие труды – …

такие и плоды;

два века живет;

не без конца;

добрый ответ.

«Доброму слову – добрый ответ»;

«Доброе начало не без конца»;

«Доброе дело два века живет»;

«Какие труды – такие и плоды».

Задание 2й команде:

Рожь поспела – …

Ржаная каша – …

Пока есть хлеб да вода – …

Плох овес – …

сама себя хвалит;

берись за дело;

все не беда;

наглотаешься слез.

«Рожь поспела – берись за дело»;

«Ржаная каша сама себя хвалит»;

«Пока есть хлеб да вода – все не беда»;

«Плох овес – наглотаешься слез».

И пока наши участники выполняют задание, мы с вами переходим к следующему конкурсу.

«Перетягивание каната» (участники – зрители из зала)

Состязание между мальчиками.

Где вы, парни-силачи?

Да сидят все на печи,

Жуют пышки, калачи…

Подожди, не стрекочи… (передразнивая).

Где канат? Давай тащи!

Да парней играть зови…

Ну, кто смелый? Выходи!

Силой всех нас удиви.

«Старинных слов узорные ларцы»

Три прославленных русских богатыря ( Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич )

Устное народное творчество ( фольклор )

Дух, хранитель, хозяин крестьянского жилища ( домовой )

Самый шумный, весёлый, долгий и сытный праздник на Руси ( Масленица )

Автор пословиц и поговорок ( народ )

Задорные припевки озорного, сатирического характера, часто сопровождаемые пляской ( частушки)

Мужик, селянин, земледелец, крещеный человек ( крестьянин )

Занятие ручной женской работой ( рукоделие )

Чем славится наш народ ( гостеприимством )

Чем топят русскую печь? (Дровами)

Глаз по старинке? (Око)

Русский горячий напиток? (Чай)

Как называется обувь, плетённая из лыки? (Лапти)

Как называется зимняя обувь, валенная из шерсти? (Валенки)

Она обогревала помещение, на ней готовили пищу. Что это ? (Печь)

Как называется русское народное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи и без неё? (Сарафан)

Что согласно старой русской примете в доме должно быть в единственном экземпляре? (Веник)

Как называется русский народный трёхструнный инструмент? (Балалайка)

Какой русский народный инструмент очень похож по звучанию на испанские констаньеты? (Ложки)

Как называется деревянная кукла, в которую вставляются куклы? (Матрёшка)

Деревянное устройство для прядения шерсти, приходящее в действие при помощи ноги? (Прялка)

Что такое рушник? (Полотенце)

Как называется самое светлое помещение старинного деревенского дома? (Горница, светлица)

Русский сосуд для питья самобытной формы, своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. (Ковш)

«Нечистая сила»

Суеверия (вера в таинственные сверхъестественные силы) послужили основой многих примет, сказок, поговорок. Давайте и мы вспомним некоторых представителей нечистой силы.

Кроссворд «Нечистая сила»

Домашний дух, живущий по соседству с человеком в его жилище.

Маленькая безобразная старушка с куриными ногами, принадлежащая как к лесному, так и к крестьянскому хозяйству.

Эта представительница нечистой силы, отправляясь на «дело», покидает жилище через печную трубу и летает по воздуху на метле, на кочерге.

Злая, уродливая старуха-волшебница, в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка считалась вратами в подземное царство.

Летучий огненный дракон, одно из самых страшных чудовищ русских сказок и былин.

Девушки, обитавшие в воде, летними вечерами водившие хороводы по берегам рек и озер.

Хозяин леса и зверей. Он может испугать, завести в глухую чащобу и лишить охотничьей добычи.

И вновь, чтобы наши зрители в зале не скучали, предлагаю нашим девочкам посоревноваться в сноровке.

«Хозяюшка» (участницы – зрители из зала)

Пока парни отдыхают,

В игру девицы вступают.

Все красотки – хоть куда!

Не отвесть от них глаза…

Ну-ка, девоньки мои,

Кто хозяйки – выходи…

Участницам предлагается на время перебрать крупы.

«Победи Кощея»

В народных сказках Кощею Бессмертному приходит конец. Тем или иным путем герой узнает его тайну. Определите, в какой последовательности надо искать смерть Кощея.

Зеленый дуб – 1

Железный сундук – 2

Турнир-тест «Облик русского человека»

Выберите верный ответ:

Что являлось гордостью и необходимой принадлежностью мужчин в Древней Руси?

длинные волосы

отполированные ногти

головной женский убор

вид русского оружия

украшение для женщин

Бородовые деньги – это:

определенная плата за бритье бороды

специальная плата, установленная Петром I для подданных, которые не хотели брить бороды

премия за самую длинную бороду

Головной убор замужней женщины на Руси называется:

Без какой детали одежды русскому человеку было неприлично выходить из дома?

«Да или нет» (на все высказывания необходимо отвечать "да или нет")

Шубы на Руси носили только знатные люди. (Нет, бедные тоже, назывались эти шубы тулупами)

Раньше шубы украшали кружевами .(Да, рукава женских шуб украшали кружевами, которые снимались и тщательно хранились)

На Руси все русские люди обходились без перчаток, их заменяли длинные рукава одежд. (Нет, цари и знатные люди надевали «перчатые рукавицы»)

Русские люди считали нарядной рубашку белого цвета. (Нет, красные рубахи считались самыми нарядными)

Во время парада боярин надевал несколько шапок. (Да, чем выше головной убор, тем выше знатность боярина)

Как вы все знаете, Дагестан славится ковроделием. Вот и мы сейчас попробуем себя в роли мастеров этого древнего искусства. Командам выдается лист бумаги, клей и элементы орнамента. За 2 минуты команды должны составить узор для ковра. За лучший ковер – балл.

А пока игроки заняты ковроделием, зрители в зале могут показать свои знания истории нашей Родины.

Следующая загадка


Этнографическая игра для 6 класса;способствуе усилению познавательного интереса к русским национальным ососбенностям и традициям.

Хитрова Анна Владимировна 10.07.2018

Содержимое разработки

Этнографическая игра для 6 класса

«Загадки русской истории »

- образовательная: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль человека в истории;

-развивающая: закрепить основные умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного периода: комплексный анализ, историческое мышление;

- воспитательная: продолжать воспитывать чувство уважения, интереса к истории своей страны.

Задачи:. Усиление интереса к истории нашей Родины, понимание закономерностей, связь их с современностью.
Развитие познавательного интереса, любознательности учащихся.

Оборудование:. Музыкальное сопровождение, русские пословицы, иллюстрации, по содержанию игры карточки ,презентация.

Участники: команды по 6 человек из 6 класса, болельщики-наблюдатели.

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА–

Блиц конкурс(2 балла -быстрый ответ,1 балл-с подсказкой)

1. Когда бывает Вербное Воскресенье: а) весной; б) летом; в) осенью; г) зимой.

2. Какой из перечисленных праздников является языческим: а) Рождество; б) Масленица; в) Троица; г) Духов день.

3. Кто такая кикимора? а) лесная ночная птица; б) лягушка на болоте; в) фантастическое существо - обитатель болота; г) большой черный таракан.

4. Вечерницы - это: а) вечерние зарницы; б) вечерние дойки; в) вечерние посиделки; г) вечерние дежурства.

5. Во время какого праздника молодежь прыгает через огонь? а) Масленица; б) Вербное Воскресенье; в) Ивана Купала; г) Троица.

6. Когда происходит праздник Красная Горка? а) в Рождественскую неделю; б) в Великий пост; в) в Пасхальную неделю; г) через неделю после Троицы.

Обожествление яйца.С глубокой древности славяне ус­траивали ранней весной многолюдные и многодневные праздники. Происхо­дило традиционное весеннее кормление многочисленных полевых божеств и могущественных духов-предков. Им предлагали то, что имели сами хозяева: творог, свежие весенние яйца, копче­ный окорок и изделия из муки.

Как и многие древние народы, сла­вяне относились к яйцу с суеверным уважением и надеждой.

Вопрос. Предположите, почему сла­вяне (да и не только они) так относились к яйцу?

!!Этнография старого быта

1. Ушат - это: а) ведро с ушами для воды; б) шапка-ушанка; в) ушастый зверек; г) котел для варки ухи, ушицы.

2. Наличник - это: а) наличные деньги; б) компресс на лицо; в) украшение над окном; г) украшение над иконой.

3. Портки - это: а) портовые постройки; б) испорченные вещи; в) мужские штаны; г) портняжные ножницы.

4. Столешник - это: а) столетний дед; б) вязаная скатерть на стол; в) поверхность сто­ла, верхняя доска; г) денежный знак в сто рублей.

5. при помощи чего носили вёдра –КОРОМЫСЛО

6. Ступа - это: емкость для толчения зерна;

7.Якорь для подъема затонувших в колодце ведер называется:

а) мышка; б) кошка; в) жучка; г) внучка.

8. Плетенка - это: а) плетеная сеть для ловли рыбы; б) плетеная корзина для хлеба; в) плетеный кнут для коров; г) корзина для ниток.

. Пословицы и поговорки

1. «Есть орало, да нечего орать». Орало - это: а) большое горло; б) фабричный гудок; в)ручная соха; г) олень-ревун.

2. «Не спеши языком, торопись кочедыком». Кочедыком: а) хлебают щи; б) плетут лапти; в) подметают пол; г) забивают гвозди.

5. «Нежданный карась в вершу попал». Верша - это: а) кастрюля или горшок для варки ухи; б) корзина для складыва­ния пойманной рыбы; в) мелкий крючок на удочке; г) плетеная из ло­зы сеть для ловли рыбы.

6. «Людям тын да помеха, а ему смех да потеха». Тын - это: а) рыболовная сеть; б) плетеный забор; в) большая плетеная корзи­на; г) большая куча земли на дороге.

7. «Счастья алтыном не купишь». Алтын - это: а) 1/2 копейки, б) 2 копейки, в) 3 копейки, г) 6 копеек.

8. «За свой грош - везде хорош!» Грош - это: а) 1/4 копейки, б) 1 /2 копейки, в) 2 копейки, г) 3 копейки.

9. «У нашего Андрюшки - ни полушки». Полушка - это: а) 1/8 копейки, б) 1 /4 копейки, в) 1/2 копейки, г) 5 копеек.

6. Символ России

Всегда любили и любят поныне на Рут это нежное, нарядное, белостволь­ное дерево, берёзку-красавицу, берёзкой- матушкой зовут ее в народе, соединяя свое отношение к дереву е верной любовью к родине, родительскому дому, Верой и правдой служит берёза человеку.

? Назовите примеры помощи берёзовой человеку.

назвать продукты, которые не употреблялись в пищу во времена Киевской Руси.Продукты: Белый хлеб Черный хлеб Сахар Соль Кофе Чай Огурцы Картофель Гречка Подсолнух

Ответ: В пищу не употреблялись: Сахар Кофе Чай Картофель Подсолнух

10 баллов, по одному баллу за правильный выбор, штраф за неверный выбор – по 1 баллу

Этимология (происхождение)

1. Дым коромыслом

Шум, гам, беспорядок, суматоха.

2. Как пить дать

4. Лезть на рожон

Предпринимать действия, заведомо обреченные на провал, нарываться по своей воле на крупные неприятности.

5. Лыка не вяжет

Пьян до предела

6. Не лыком шит

Непростой человек, себе на уме

7. Опростоволоситься

Объясните этимологию - происхождение – некоторых крылатых выражений, дошедших до нас со времен Древней Руси.

Этимология (происхождение)

1. Дым коромыслом

Шум, гам, беспорядок, суматоха.

В старой Руси избы часто топили "по-черному": дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым "столбом" - будет ясно, "волоком" - к туману, дождю, "коромыслом" - к ветру, непогоде, а то и буре.

2. Как пить дать

По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. Т.е. воду любой человек получал точно.

4. Лезть на рожон

Предпринимать действия, заведомо обреченные на провал, нарываться по своей воле на крупные неприятности.

В Древней Руси (да и сейчас еще в некоторых диалектах) рожон — «заостренный с одного конца кол, шест, рогатина». Смельчаки-охотники шли на медведя с выставленным перед собой колом. Разъяренный зверь, напоровшись на рожон, зверь погибал.

6. Не лыком шит

Непростой человек, себе на уме

Но в то же время лапти, лычная обувь были верным признаком бедности. Вот почему не лыком шит прежде означало: он не из простых, в переносном смысле: не такой уж он простак, себе на уме.

7. Опростоволоситься

Опростоволоситься означает «по пасть в неловкое положение». Значение это связано с древнерусской традицией. В старину на Руси не принято было женщинам появляться на людях с непокрытой головой, простоволосой.

2. Новеллы-задачи по теме «Славяне, скифы»

1.Для того чтобы успешно воевать со славянами, византийский автор совету­ет заготовить против них конницу и пехоту, главным образом легковоору­женную, и приготовить большое коли­чество метательного оружия — не толь­ко стрел, но и различных видов копий. Советует византиец также по возмож­ности заготовлять материалы для по­стройки так называемых плавучих мос­тов, чтобы переход через реки был зара­нее подготовлен. Ведь в стране славян много труднопереходимых рек, указы­вает автор.

Вопрос. Предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мос­тов?

Проходили годы, десятки лет, славя­не уже владели всем арсеналом тогдаш­него тяжелого вооружения. Особенно это проявилось в 597 году при штурме греческого города Фессалоники. У сла­вян теперь были осадные машины, же­лезные тараны, огромные механизмы для метания камней. Были у них и так называемые «черепахи» — подвижные башни. Эти грозные сооружения мед­ленно двигались к крепости. Помещав­шихся на них воинов скрывали дере­вянные барьеры — щиты. Как только «черепахи» подбирались к крепости, воины выскакивали из укрытий и, осы­пая защитников стрелами, овладевали стеной. Византийцы признавали, что славя­не к концу VI века «научились вести войну лучше, чем римляне» (то есть чем они сами).

Уязвимым местом на подвижной башне — «черепахе» были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они могли загореться.

Вопрос. Предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня?

В один из летних дней отправились славяне в лес искать подходящее дерево для ладьи. Долго ходили они по лесу. Деревьев в лесу много, да не- всякое годится в дело: одно криво, другое гни­ло, третье суковато, четвертое свилева­то.

К вечеру набрели на вековой дуб. Измерили толщину ствола, получилось три обхвата с лишком. Острым топори­ком сделали на дубу три затеса: два вдоль ствола и один под ним — попе­рек. Метка означала, что этот дуб бу­дут рубить именно они, и никто другой. Миновало лето, прошла осень. Насту­пила зима, выпал снег. Срубили дуб, вывезли из лесу и привезли в селение.

Начали ладить ладью. Первым де­лом дуб ошкурили: сняли с него кору. Потом принялись обтесывать бревно сверху и с боков. День ото дня росла куча желтой щепы и выросла выше человеческого роста. День ото дня дубо­вая колода все больше становилась по­хожа на лодку.

Потом наступил черед выделывать ладью изнутри.

Вопрос. Предположите, как это дела­ли славяне?

4. «Чур, меня!»текст с пропусками

Почти до конца X века наши предки были язычниками. Мало дошло до нас сведений о языческой вере славян. Зна­ем мы, что восточные славяне чтили бога- громовника Перуна, а также бога ветра Стрибога. Божество солнца назы­вали Даждь- Бог. Чтили славяне Велеса, который считался покровителем стад и потому назывался «скотьим богом», и других. Кроме того, славяне верили, что в лесу (это по очень древнему верова­нию наших предков) жил лесной бог — леший, в воде — водяной бог, в руслах

рек — русалки; особенно же чтили до­машнего бога — домового.

Славяне, как и другие родственные народы, думали, что души умерших предков не покидают родного очага. В случае какой-нибудь беды говаривали в старину: «Чур, меня защити!»

Следующая загадка


Данная разработка может применятся на каникулах во внеурочное время.

Лиханова Екатерина Валерьевна 16.04.2018

Содержимое разработки

Загадки русского языка

Загадки русского языка

часть 1 Слово-отгадка составляется из первых слогов слов в строчке-подсказке (это вторая строчка загадки)

Слово-отгадка составляется из первых слогов слов в строчке-подсказке (это вторая строчка загадки)

Съест все сено сразу Кони-розы-ваза. корова

Съест все сено сразу

К нам шагает по дороге Бусы-раки-тина-ноги! Буратино

К нам шагает по дороге

Медленно ползет куда-то Челюсть-ребус-парус-хата. черепаха

Медленно ползет куда-то

Ехала не глядя Маша-шило-Надя . машина

Плещется у дома Окунь-зебу-Рома. озеро

Плещется у дома

Там, в конце дороги, Боги-лоси-тоги. болото

Там, в конце дороги,

С Дашей спит в кровати Соня-баня-катер. собака

С Дашей спит в кровати

Греет Даню, греет маму Баки-Таня-реки-яма! батарея

Греет Даню, греет маму

Не стучит сержантик В баба-рама-бантик. барабан

Не стучит сержантик

Валенок не шире Сало-пони-гири. сапоги

Валенок не шире

В сумочке у мамы Пояс-маки-дамы. помада

В сумочке у мамы

Не проедет драндулет В Вова-Рома-табурет. ворота

Не проедет драндулет

Не кусать могли бы Коля-мама-рыбы. комары

Не кусать могли бы

Украшает бантик Сажа-рана-фантик. сарафан

часть 2 Задача усложняется: слово-отгадка составляется из ударных слогов слов в строчке-подсказке.

Задача усложняется:

слово-отгадка составляется из ударных слогов слов в строчке-подсказке.

Следующая загадка

Цель : формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русскою народа.

Ход мероприятия:

I. Вводная беседа

Ведущий: Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о жизни русского народа, вспомнить обычаи, обряды, историю и культуру нашей страны. Помогут нам в этом сказки, пословицы, поговорки, загадки, с которыми вы знакомились в книгах, видели в кино и мультфильмах.

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках, каких

пожилых и молодых.

При лучине мы сидели

Иль под светлым небосводом-

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

Словом, эти посиделки

были праздником души!

Быт людей сейчас отмечен веком,

Поменялся старый мир

И сидим мы в одиночку

В уголках своих, квартир.

Наш досуг стал очень мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их нам надо возродить!

Вот сегодня мы с вами собрались на русские посиделки. Ждёт нас всех праздник большой, праздник радостный!

II. Викторина

Итак, предлагаем вам сейчас сыграть в игру-викторину. Мы сегодня узнаем, действительно ли мы хорошо знаем русскую народную культуру?

Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды и выбрать капитанов команд.

1-я команда: «Сударушка»

2-я команда: «Лебёдушка»

Викторина напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы оценит компетентное жюри. Представляются члены жюри.

Итак, мы начинаем!

1 конкурс: Загадки

— Начинаем наше соревнование. Кто знает, что такое загадка? ( Загадки — это зарифмованные строки, в которых дано иносказательное изображение предметов и явлений. Русские народные загадки ясные, поэтичные.)

— Есть одно условие: не кричите, не вскакивайте с мест, а звоните в колокольчик. Итак, начали:

— Голубой платок, Алый клубок. По платку катается, людям улыбается. (Солнце.)

— Двенадцать братьев Друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)

— Поднялись ворота - всему миру красота. (Радуга.)

— Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит, и стоять не велит. (Мороз.)

— Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес.)

— Стоит городок. Сколько стареньких домков, сколько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

— Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал, там и пропал. (Сахар.)

— И языка нет, а правду скажет. (Зеркало.)

— Без крыльев, а летит. Без языка, а говорит. (Письмо.)

— Под землёй птица гнездо свила, яиц принесла. (Картофель.)

— Белый тулупчик сшит без рубчика. (Яйцо.)

— Маленький Иван - Костяной кафтан. (Орех.)

— Без ног, а хожу, без рук, а указываю. (Часы.)

— Без языка, без голоса, а всё расскажет. (Книга.)

Ведущий: Ребята! Справились с загадками! Пока жюри будет решать, кто победил в этом испытании, послушайте русскую народную песню.

2 конкурс: «Дело мастера боится».

Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны найти необходимое орудие труда, назвать его и рассказать, как оно использовалось.

(На листках написаны названия предметов: коромысло, ухват, прялка, рубель, веретено, коклюшки, чёски, валёк.)

3 конкурс «Скажи»

— А сейчас, дорогие участники, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь. Любите сказки? А что такое сказка, знаете? (Сказка — это занимательный, рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.)

- Попробуем угадать, что это за сказка? Кто-то за кого-то ухватился цепко, ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко. Но ещё помощники скоро прибегут. Победит упрямицу дружный общий труд. Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки. («Репка»)

- Колотил да колотил, по тарелке носом. Ничего не проглотил, и остался с носом. («Лиса и журавль»)

- А дорога далека, А корзинка нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок! («Маша и медведь»)

- Ах ты, Петя, — простота, оплошал немножко. Не послушался кота, выглянул в окошко. («Петушок — золотой гребешок»)

- Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться, очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

- Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка. («Снегурочка»)

Конкурс для зрителей «Умелые руки не знают скуки»

Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас нашим зрителям, болельщикам и членам жюри предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах)

1 ) Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)

2 ) Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)

3 ) Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки.)

4 ) Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городецкая роспись.)

5 ) Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые. (Хохлома.)

6 ) Стучат коклюшки:

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!

Как вы думаете, что это может быть? (Вологодское кружево.)

7 ) Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, жёлтые, красные,

Удивительно прекрасные! ( Жостовские подносы.)

8 ) Тук-тук, щелк-щелк,

Медведь, мужик, коза и волк.

И медведи, и старушки —

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат. (Богородская резьба.)

9 ) Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Даже всех не сосчитать. (Матрешки.)

4 конкурс «Продолжи пословицу»

Команды получают листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Читайте также: