Экологическая игра тропа загадок
Обновлено: 22.11.2024
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, способствовать воспитанию экологической грамотности.
Задачи:
учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.
Форма проведения: экологическая игра-конкурс с элементами инсценировки.
Структура занятия:
1. Организационный момент (5 минут)
2. Вступление (5минут)
3. Театрализованное представление(15 минут)
4. Основная часть(20минут)
5. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса (10минут)
Оборудование:
компьютер с мультимедийным проектором, экран; мультимедийная презентация; музыка по теме, звуки леса, голоса птиц, плакаты на экологическую тематику; живые объекты природы (листья, цветы, семена), муляжи овощей, грибов, карточки с изображением следов животных; комнатные растения.
В игре-конкурсе принимают участие команды в составе пяти человек из числа учащихся школы.
Задания для каждого этапа готовятся преподавателем. Ребята заранее знакомятся с правилами участия в игре-конкурсе.
Перед началом праздника звучат песни о природе, голоса птиц, шум прибоя и т.д.
Команды занимают в зале места, заранее закрепленные за ними.
В течение торжественной части на сцене работают педагог и ведущие.
Педагог определяет цель мероприятия, объясняет названия занятия и условия проведения конкурса. Логическое построение задания базируется на эколого-биологических знаниях, приобретенных на занятиях в школе.
1. Вступительная часть
Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Не оскверни её святынь.
Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок в нашем классе стало уютнее и светлее.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по экологической тропе загадок. Как вы думаете, что мы можем на ней увидеть, с чем повстречаться, о чём узнать? (Ответы учащихся)
- Расширить и углубить знания о природе, о значении природы в жизни человека;
- Оказавшись в роли Знатоков природы, проверить себя на наблюдательность, сообразительность и подготовленность.
- И самое главное “сдать экзамен” на степень знания природы.
У нас две команды “Совы” и “Жаворонки”. А также болельщики команд.
Нам предстоит путешествие по станциям. Посмотрите на карту нашего путешествия. Оно начинается от школы и заканчивается школой. (Перечисление станций). Остановки оцениваются по балльной системе.
Вы, ребята, болельщики, будете помогать своим командам, и приносить им дополнительные баллы. За правильный ответ будет даваться жетоны. В конце игры мы подсчитаем их и выявим лучших знатоков природы.
Наше жюри . (Представление).
Итак, всё готово и мы можем отправляться в путь. На этапах у нас будут помощники, сейчас мы с ними познакомимся.
Учитель. Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает для жизни человека все- пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Но так ли все хорошо в этом мире? Давайте спросим об этом у самой Природы.
2. Театрализованное представление.
Выход Природы сопровождается танцем бабочки и цветов под музыку «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Можно включить звуки природы.
Природа. Человек меня огорчает, он стал эгоистичным, расточительным потребителем, а мои богатства не вечны. Вырубаются леса, осушаются болота, загрязняются водоемы и атмосфера. Многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Горы промышленных отходов губят Землю. Да и с человеком тоже не все благополучно: его одолевают болезни, процветают наркомания и преступность, не прекращаются войны, человечеству угрожает голод. Человек забыл об ответственности за жизнь на Земле. Что он оставит потомкам? Пустую, безжизненную планету? Со мной пришли мои подданные, они хотят высказать свое отношение к деятельности человека.
Бабочка. Нашу планету окружает самый большой из океанов, и мы каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся » в нем. Речь идет о голубом воздушном океане. Воздухом дышат и птицы, и звери, и растения, и человек – все живое на Земле не может обойтись без него! Вот только с каждым годом он становится все грязней и грязней. Из многих городов приходят тревожные вести: «Не хватает свежего воздуха, нечем дышать!» полчища автомобилей заполнили улицы проспекты, площади и обрушили на все живое свои выхлопные газы. А еще дымят бесконечные заводы и фабрики. Все живое задыхается от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти.
Золотая рыбка. Не хочется мне жить больше в мире, хочу в аквариум с чистою водою. Пропадают моря-океаны. Превращаются голубые морские просторы в грязные свалки. А когда море становится грязным от ядовитой для всего живого нефти – совсем плохо. К несчастью, случается и такое. Потерпел танкер в пути аварию – вся нефть выливается в море. Вот беда так беда. От этой отравы гибнут рыбы, дельфины, болеют, а иногда даже гибнут чайки, другие морские животные. На многие мили вокруг вода покрывается жирной пленкой, которая, словно крышка, не дает проникать вглубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и неотравленной рыбе погибать, уже от голода.
Реченька. Ох, ребята, это я сейчас такая стала, а раньше я прозрачной была. Вот моя история. Текла по равнине речка с чистой-пречистой водой – была я речка прозрачная. Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды –и проложили к речке от завода две трубы. По одной вода на завод вливается, а по другой обратно выливается. Вливается чистая и прозрачная, а выливается грязная, отработанная. Неудивительно, что я стала здесь, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака. Ниже по течению построили еще один завод – по производству резиновых сапог. И он чистую прозрачную воду пьет, сбрасывая по трубе грязную. И стала я здесь, словно от досады, чернее сходящих с заводского конвейера черных резиновых сапог. Так вот: была я чистой и прозрачной, да стала грязнулей. Была многоводной, да стала маловодной.
Старичок-лесовичок. Люди не могут обойтись без леса. Лес поставляет в атмосферу кислород, он, как пылесос, освобождает воздух от пыли. Лес – это и наполненные чистой водой речки. Лес смягчает климат, защищает от холодных ветров зимой и от суховеев летом, он дает пищу, лекарства от болезней. Лес наполнен жизнью – это родной дом для тысяч животных и растений. За последние 20 лет планета потеряла почти 200 млн. га леса. Каждый год лесной покров сокращается на площадь, равную территории Австрии. Огромный расход древесины, горы мусора… А ведь деревья растут медленно, многие десятилетия.
Доктор Айболит. Позвольте вступиться за человека. Он осознал значение чистого воздуха, воды, лесов, и полей наше прекрасной планеты Земля. Люди начинают понимать, что Земля – наш общий дом, и его надо сохранить для будущих поколений. Чтобы решить экологические проблемы, человек должен изменить себя, свое мышление, свое сознание. Важно всегда помнить, что Земля одна, и другой планеты у нас не будет.
Ведущий. В нашей школе ребята понимают всю ответственность, которую несет человек за состояние природы, и занимаются решением некоторых экологических проблем. Школьники ежегодно приводят в порядок улицы родного поселка, высаживают зеленые насаждения на пришкольном участке, участвуют в различных экологических мероприятиях.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют старые ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагаем в новый век.
На Земле уж белых пятен нету-
Черные сотрешь ли, человек?
3. Основная часть. Проводится игра-конкурс среди команд.
Задания на этапах
Этап 1. Лесная тропа. Проводит Старичок-Лесовичок.
Ребята, я попрошу вас выполнить несколько простых заданий.
1 задание. Чей это след? Определите, кому принадлежат эти следы, которые вы видите на слайде? За каждый правильный ответ вы получите 1 балл.
2 задание. Вы получили разрезанные на несколько частей листья лесных деревьев. Соберите их и назовите, какие это деревья. За правильно сложенный лист вы получаете 1 балл, ещё 1 балл – за верное название.
Какие вы молодцы, ребята! Никак не удаётся вас запутать! Попытаюсь ещё раз.
3 задание. Соберите грибы в лукошко. Из предложенных грибов выберите съедобные и назовите их. Каждый гриб – 1 балл.
Ну что ж, отправляйтесь дальше, а я с вами пока прощаюсь.
Этап 2. Цветочная поляна. Проводит Бабочка.
Мы с вами остановились на цветочной полянке. Посмотрите, какая ромашка здесь выросла! А на её лепестках написаны загадки. Представители от команд, подойдите по очереди к доске, оторвите лепесток и выберите загадку для своей команды. Правильный ответ оценивается 1 балллом. Теперь следующий лепесток. А что скрывается под последним лепестком?
Какие умные гости посетили мою цветочную полянку! Заходите ещё, я буду рада, а теперь вам пора отправляться дальше.
Этап 3. Берег реки. Проводит Реченька.
Составьте слово из выданных вам букв. Должно получиться название животного, обитателя водоёмов. На листочке напишите, что вы знаете об этом животном. За это задание вы можете получить до 5 баллов.
А пока команды работают, мы послушаем экочастушки.
Команды готовы, что у вас получилось? Животное выхухоль. Редкое животное, занесено в Красную книгу. В Нижегородской области встречается в Керженском заповеднике, в реке Керженец и его притоках. Насекомоядное, любит моллюсков, рыбу. Живет в норах в берегах водоёма.
Вот молодцы, ребята! Вы успешно преодолели водную преграду, ваш путь лежит дальше.
Этап 4. Станция спортивная: Игра в «Мусоробол». Проводит Доктор Айболит. Маленький принц, герой сказки Антуана де Сент- Экзюпери, говорил: « Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
Команды сейчас тоже постараются навести порядок на нашей планете. Они должны забросить мусор, разбросанный в классе, в ведро за определенное время. Правила нашей эстафеты очень просты. Команды выстраиваются цепочкой, и по сигналу стартует первый участник команды. Добегает до обозначенной линии, поднимает бумажный комок и бросает его в мусорную корзину. Потом обежав корзину, возвращается на линию старта и передаёт эстафету следующему участнику команды. Количество баллов зависит от времени, затраченного на сборы мусора. Максимум – 3 балла. Побеждает та команда, которая быстрее всех и, главное, точнее уберёт мусор в корзину. Команды готовы? Внимание на старт. Эстафета началась!
Итак, порядок на планете восстановлен. Путешествие продолжается.
Этап 5. Музыкальная рыбалка. Проводит Золотая рыбка.
Сейчас мы раскинем музыкальную сеть и будем ловить «рыбу». Сеть у нас недаром зовётся музыкальной: рыбки – это песни, в которых поётся о природе (объектах природы, растениях, животных, природных явлениях). Например, одна команда запевает: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла….», вторая продолжает: «В траве сидел кузнечик, в траве сидел кузнечик….» и так далее. Побеждает команда, которая вспомнит больше песен. Если песни совпадают, засчитывается у той команды, которая первой исполнила эту песню. Максимальное количество баллов – 5.
Командам нужно немного подумать, вспомнить, а мы пока поиграем с болельщиками.
1. Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица)
2. Самая крупная птица в Европе? В кого превратился Гадкий Утёнок из сказки Андерсена? (Лебедь)
3. Любимое растение кошек? (Валериана)
4. У кого самый большой язык? (У муравьеда)
5. Эта птица «однофамилица» известного русского писателя? (Гоголь)
6. Как называется жилище бобра? (Хатка)
7. Что означает красный цвет Красной книги? (Опасность)
8. Кого называют кораблем пустыни? (Верблюда)
9. Нелетающая птица Антарктиды? (Пингвин)
10. Как спят африканские слоны? (Стоя)
11. Пантера, друг Маугли. (Багира)
12. Как звали дедушку, который спас “команду зайцев”? (Дед Мазай)
13. Как звали мальчика, который стал козлёночком? (Иванушка)
14. На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
15. Какого героя сказки Р.Киплинга звали Рикки-Тики-тави? (Мангуста)
16. Птичка, ставшая гимнастической фигурой. Хвост у этой птички раздвоен на конце, как фрак. (Ласточка)
Команды готовы, начинаем рыбалку.
Остался последний этап путешествия. Удачи вам на нем!
Этап 6. Устами младенца. Проводит Природа.
Ребята, вам нужно догадаться, о чем говорят дети. Если вы ответите правильно после первого высказывания, команда получает 5 баллов, если после второго, 4 балла, после третьего – 3 балла и так далее.
Слушаем задание для Сов.
А теперь очередь задуматься Жаворонкам.
Давайте попробуем еще раз.
Молодцы! Вы справились с трудной задачей и прошли все препятствия. Поздравляю участников команд с успешным окончанием игры. Жюри осталось подвести итоги, определить победителей.
Учитель. Подведение итогов:
- Ну вот подошло к концу наше путешествие по экологической тропе загадок.
- Поднимите руки, кому понравилось, наше путешествие.
- Что вам показалось наиболее интересным?
- Что нового вы узнали?
- Вы показали себя настоящими знатоками природы, показали свои знания.
- Наконец, жюри подвело итоги. Победила команда “. ”.
Поблагодарим наших ведущих!
Награждение команд и болельщиков грамотами, призами.
Закончить хотелось бы словами Е. Евтушенко.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Литература
1. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно – экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5 – 11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. – (Методическая библиотека)
2. Мигунова, Е. Я. Большая энциклопедия животных [Текст]/ Е. Я. Мигунова.- М.: Омега, 2004.
3. Петров В.В. Лес и его жизнь: Кн. Для учащихся. – Просвещение, 1986. 159 с., ил.
4. Рычкова, Ю. Новейшая энциклопедия комнатных растений [Текст]/ Ю. Рычкова. М.: Эксмо,2003.
5. Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/сост. И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2009, с. 4 -15.
Следующая загадка
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению классного коллектива;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность
Просмотр содержимого документа
«Экологическая игра «Загадки природы».»
Внеклассное мероприятие для 5-6 классов.
Экологическая игра «Загадки природы».
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся. Задачи:
учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению классного коллектива;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Оборудование: плакаты на экологическую тематику; карточки с изображением следов животных и лекарственных растений.
«Ты открой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей». И. Бунин
Форма проведения: экологическая игра-конкурс.
Ход мероприятия.
II. Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня мы с вами собрались для проведения экологической игры. 1-й ч т е ц .
Я слушал, как поёт тропа лесная,
И всё гадал: о ком она? О чём?
Который век бежит, не зарастая,
Как будто ей столетья нипочём.
В её напеве слышу отголоски
Шагов прошедших некогда людей.
Смотрю на тропку, стоя у березки,
И сердце бьётся чётче и нежней.
И верится, не стало тленом, пылью
Минувшее, поныне живо тут.
Все люди, что по тропке проходили,
Идут по ней, незримые идут.
И мы пройдем, а через годы - внуки,
И каждый сердцем у лесной тропы
Услышит те же песенные звуки
Одной для нас единственной судьбы.
Ведущий. Дорогие знатоки природы! Давайте подумаем над смыслом этого стихотворения.
Природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности. Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
природа нас окружила дивной своей красотой,
природа нам подарила воздух степной и лесной,
берег крутой с быстрой рекой,
чистое небо над головой.
Наша задача – хранить природу, не убивать, не мучить никого. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать.
Всем и всему на Земле есть место. Природа – наш дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе? Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить жизнь.
Экология, это слово происходит от двух греческих слов “ойкос” - дом и “ логос” - учение. Экология наука о месте обитания, об окружающей среде.
Только «дом» здесь понимается в более широком смысле слова. Как же вести себя в нашем большом доме – природе, чтобы не нанести вред ни цветочку, ни роднику, чтобы Земля оставалась прекрасной всегда?
- Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.
Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
Начнём нашу игру с разминки. Класс разбивается на три команды.
I.Разминка. Отгадайте загадки. Каждой команде по очереди предлагается отгадать загадку. За каждый правильный ответ даётся жетон.
Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.
(Гусь)
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный.
(Дятел)
Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?
(Олень)
В тесной избушке
Ткут холст старушки.
(Пчёлы)
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
(Муравьи)
Летит — воет,
Сядет — землю роет.
(Жук)
Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?
(Улитка)
В болоте плачет,
А из болота не идёт.
(Кулик)
Не ёлка, а колка.
Не кот, а мыши боятся.
(Ёж)
Летом гуляет,
А зимой отдыхает.
(Медведь)
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идёт на охоту коварная…
(Рысь)
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы — зелёные…
(Лягушки)
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет — это…
(Крот)
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?
(Мухи)
Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
Попадает…
(Короед)
III. Конкурсная программа.
Этап 1. Лесная тропа.
Представители от каждой команды выходят к столу ведущего и вытаскивают поочерёдно карточки с изображением следов лесных животных, семенами растений. За каждый правильный ответ команде присваивается жетон.
1). В лесу леснику встретились следы собаки, волка, лося, рыси, белки, зайца, кабана и медведя. Определи, чьи это следы.
2).Нашли семена растений: дуба, клёна, берёзы, ели, кедровой сосны, ольхи и каштана. Определи, чьи это семена.
3). Собери лукошко. Каждой команде даётся по набору муляжей грибов. Нужно отобрать съедобные грибы и назвать их.
Этап 2.Конкурс капитанов.
У какой птицы съедобные гнёзда? (ласточка саланган)
Почему плачут крокодилы? (выведение излишков солей из организма)
Какого цвета шкура у белого медведя? (тёмная)
Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое растение)
Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (мухомор, бледная поганка, жёлчный гриб, ложные опята, сатанинский гриб)
Коралл – это растение или животное? (животное)
Сколько ног у паука? (восемь)
Скат манта по - другому называется… (морской дьявол)
Какая птица, гнездящаяся на наших водоёмах, считается символом верности? (лебедь)
1. В лесу вы видите непотушенный костёр, разбросанные банки, бутылки, мусор?
2. Вы шли по лесу и вдруг в траве увидели гнездо с маленькими птицами?
3. Зимой под окнами у вас собираются маленькие птички. Им холодно и голодно, а тебе дома тепло и уютно. Поможешь ли ты птичкам, и каким образом?
Этап 3. Водоёмы.
Каких промысловых рыб считают одомашненными? (Осётр, толстолобик, судак, зеркальный карп, карась.)
Определи моллюсков. (Коллекции: беззубка, перловица, прудовик, катушка, жемчужница и т.д..)
Назови как можно больше рыб наших водоемов. (Толстолобик, судак, сазан, линь, краснопёрка, сом, карп, ёрш, карась, белуга, осетр, стерлядь, севрюга т. д.)
Какое членистоногое путешествует под водой в воздушном колоколе? (Паук-серебрянка.)
Какая рыба чемпион по взметыванию икры? (треска – до 300 млн. икринок)
Из какой рыбы можно делать напильники? (акула – из её кожи делают напильники, которыми можно полировать дерево и мрамор)
Какая польза от лягушки? (лягушка съедает за сутки в среднем 6 вредных беспозвоночных)
Почему лягушка при заглатывании пищи закрывает глаза? (у неё нет зубов, поэтому пищу заглатывает целиком, проталкивая её глазными яблоками)
Этап 4. Экологический. “Редкие и исчезающие животные” Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Их осталось мало.
– Какие вы знаете растения, занесенные в Красную книгу?
– Сейчас мы еще узнаем редкие растения и животные.
У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получилось.
Я в к я с у л а с н в ц ц
П д ж ф е ч й р п а н ф ч
Ж м в ы м р х у ж х о р л ь
Г с в е в о п б в а с р о д
М б е к д ь о в е д б к в
К ф п о ы б з р а ы ф п з
В г е м г е л о в р д ж д д
Ц с э я у ф т ц я о э р а ф
Ответы: кулан, джейран, выхухоль, гепард, медоед, кобра, морж, сутора.
Этап 5. КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ» А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
По поведению животных и растений предскажите погоду.
Рыба не клюет – она сыта;
пчелы сидят в улье и громко гудят;
ласточки и стрижи летают высоко;
птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;
благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;
раскрыты цветы кувшинки;
одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
поздно вечером сильно трещат кузнечики;
крот нагребает высокие холмики;
паук усиленно плетет паутину;
голуби разворковались. ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.
Этап 6. Зелёная аптека.
К столу ведущего выходят по одному участнику от каждой команды. Они вытаскивают по очереди карточки с изображением лекарственных растений. Учащиеся называют растение и области его применения в медицине. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон.
Этап 7. «Из книги рекордов Гиннеса»
1. Самое большое животное на Земле (Синий кит: длина = 33 м)
2. Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на земле. (Акулы)
3. Самый быстрый зверь (Гепард - скорость = 120 км/ч)
4. Самая крупная кошка (Тигр – длина – 3,5 м, т = 300 кг)
5. Самая большая земля (Анаконда длина = 11 м)
6. Самая крупная птица (страус, длина =2,5 м, т = 100 кг, скорость = 50 км/ч)
7. Самая маленькая птица (колибри – величиной со шмеля)
8. Самый лучший прыгун (Кенгуру).
IV. Подведение итогов игры. Жюри подсчитывает результаты игры. Поощрение и награждение участников.
Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не роззоряйтк гнезда!
Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с слюбовью за ними.
Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!
Во всей Вселенной
Во все Вселенной
Что будет делать
Ты, человек! Любя природу, хоть иногда ее жалей!
В уничижительных походах не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши.
Она твой старый добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна.
И помни истину простую: нас много, а она одна!
Следующая загадка
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках познания мира, естествознания.
Задачи: учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях; учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность; учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.
Фарафонова Алла Леонтьевна 17.01.2017Содержимое разработки
Тропа загадок. Внеклассное мероприятие по экологии для 5 класса
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках познания мира, естествознания.
Задачи:
учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)
Ведущий. Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает для жизни человека все- пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Но так ли все хорошо в этом мире? Давайте спросим об этом у самой Природы.
Слайд 1
Воздушная нимфа. Нашу планету окружает самый большой из океанов, и мы каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся » в нем. Речь идет о голубом воздушном океане. Воздухом дышат и птицы, и звери, и растения, и человек – все живое на Земле не может обойтись без него! Вот только с каждым годом он становится все грязней и грязней. Из многих городов приходят тревожные вести: «Не хватает свежего воздуха, нечем дышать!» полчища автомобилей заполнили улицы проспекты, площади и обрушили на все живое свои выхлопные газы. А еще дымят бесконечные заводы и фабрики. Все живое задыхается от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти.
Слайд 2
Реченька. Ох, ребята, Это я сейчас такая стала, а раньше я прозрачной была. Вот моя история. Текла по равнине речка с чистой-пречистой водой – была я речка прозрачная. Построили на ее Бергу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды –и проложили к речке от завода две трубы. По одной вода на завод вливается, а по другой обратно выливается. Вливается чистая и прозрачная, а выливается грязная, отработанная. Неудивительно, что я стала алее мака. Ниже по течению построили еще один завод – по производству резиновых сапог. И он чистую прозрачную воду пьет, сбрасывая по трубе грязную. И стала я здесь, словно от досады, чернее сходящих с заводского конвейера черных резиновых сапог. Так вот: была я чистой и прозрачной, да стала грязнулей. Была многоводной, да стала маловодной.
Лес. Люди не могут обойтись без леса. Лес поставляет в атмосферу кислород, он, как пылесос, освобождает воздух от пыли. Лес – это и наполненные чистой водой речки. Лес смягчает климат, защищает от холодных ветров зимой и от суховеев летом, он дает пищу, лекарства от болезней. Лес наполнен жизнью – это родной дом для тысяч животных и растений. За последние 20 лет планета потеряла почти 200 млн. га леса. Каждый год лесной покров сокращается на площадь, равную территории Австрии. Огромный расход древесины, горы мусора… а ведь деревья растут медленно, многие десятилетия.
Ведущий. Чтобы решить экологические проблемы, человек должен изменить себя, свое мышление, сове сознание. Важно всегда помнить, что Земля одна, и другой планеты у нас не будет.
В нашей школе ребята понимают всю ответственность, которую несет человек за состояние природы, и занимаются решением некоторых экологических проблем. Школьники ежегодно приводят в порядок улицы родного поселка, высаживают зеленые насаждения на пришкольном участке, участвует в различных экологических мероприятиях.
Мы приступаем к проведению различных конкурсов и загадок, связанных с природой.
Слайд 4
1. Чей это след? по предложенным заданиям определить, кому принадлежат эти следы (например, можно изобразить следы лося, тигра, медведя, зайца).
Слайд 5
2. Определи растение по предложенным листкам (клена, дуба, ели, берёза.).
Задание. Определите, что это.
1. Ее изобрели китайцы.
У нас ее получают из дерева.
Она легко горит.
Из нее получается очень много мусора.
На ней обычно рисуют или пишут (бумага).
2. Его делают из песка.
Оно чаще всего прозрачное.
Когда падает, оно разбивается.
Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (стекло)
3. Это всегда черного цвета.
Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
Это очень вредное.
У человека оно вызывает болезни, а одежда становится грязной.
Этого много образуется при горении (сажа).
4. Это то, без чего мы уже не можем жить.
Этим мы пользуемся каждый день.
Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
Это убивает рыбу в воде, растения на Земле.
С помощью этого вещи становятся чище (СМС)
“Легенды о цветах”
Ведущий: Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданные ими, звучат как гимн природе, нежности, любви. Цветы, как люди, на добро щедры. И щедро нежность, людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.
Цветы способны “задеть” самые сокровенные струны человека, его души. А сколько нежности в их названиях: ветреница, маргаритка, незабудка. Знаете ли вы названия цветов? И так задания командам.
Латинское название этого цветка “галактус” происходит от греческих слов “гала” – молоко и “актус” – цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Отсюда символом этого цветка стала надежда. (Подснежник.). Слайд 6
В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелькой для маленьких фей и нежных эльфов. Его родина Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на 3 луковицы цветка были куплены 2 каменных дома.(Тюльпан.)Слайд 7
Игра «Отгадай цветы”. — Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом.
Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.
АКМ (МАК), ПАНТЮЛЬ (ТЮЛЬПАН), ЦИССНАР (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН)ШКАРОМА (РОМАШКА) ЗАРО (РОЗА) ЛИЯЛИ (ЛИЛИЯ) ДЫШЛАН (ЛАНДЫШ)
Животные из сказок, книг и мультфильмов. (С ответами)
Вспомните, какие литературные животные носили эти известные имена.
1.Бэмби — . (олененок).
2.Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф — . (поросята).
3.Гена — . (крокодил).
4.Лариска, Шушара — . (крысы).
5.Умка — . (белый медвежонок).
6.Матроскин, Леопольд, Базилио, Баюн — . (коты).
7.Гав — . (котенок).
8.Бонифаций — . (лев).
9.Иа — . (ослик).
10.Винни-Пух — . (медведь).
11.Тортила — . (черепаха).
12.Артемон — . (собака породы пудель).
Ведущий
-Мы вспомнили много сказок героями, которых были животные. Но есть ещё очень много сказок с героями растениями, явлениями природы, даже с вымышленными персонажами. Все вместе – это природа. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.
А экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.
Ребята, вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.
1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
Слайд 8 «Сказка «Волк и семеро козлят»,
2.В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
Слайд 9 Сказка «Гадкий утенок»,
3. Покупала самовар,
А спасал ее комар.
Слайд 10 Сказка «Муха-Цокотуха»
4.Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
Слайд 11 (Сказка «Жар-птица»,
5. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Слайд 12. Сказка «Репка»,
6. Красна девица, грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
Слайд 13 .Сказка «Снегурочка»
7. Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Слайд 14 Сказка «Колобок»
8. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Слайд 15. Сказка «Дюймовочка»
9. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Слайд 16. Сказка «Кот, петух и лиса»
10. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
Слайд 17. Сказка «Теремок»
11. Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом.
Слайд 18. Сказка «Лиса и журавль»
12. Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то
Слайд.19. Сказка «Царевна-лягушка»
13. Дед с бабкой слезами горючим плачут -
за что же такая нам вдруг неудача.
Лежало на полке яйцо золотое.
Да только вот мышь –
наказанье такое - разбила его.
Слайд 20. Сказка «Курочка Рябка»
14. Маша в лес пошла с лукошком.
Заблудилась там немножко.
На избушку набрела,
Кашу съела, спать легла.
Слайд 21. Сказка «Три медведя»
15. В какой сказке мужик с медведем совместно занимались сельским хозяйством? Слайд 22. Сказка «Мужик и медведь»
16. В какой сказке мальчик превратился в козленка?
Слайд 23. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Ведущий: Вот и закончилась наша игра. (Звучит тихая мелодия.)
– Итак, игра закончилась, итоги подведены, можно было бы спокойно разойтись по домам. Но мне почему-то хочется еще раз вернуться к главной теме разговора и вспомнить о природе и о нашем отношении к ней. О том, как Природа учит человека мудрости и осторожности в отношении к себе, написано много книг и поучительных историй, некоторые из них рассказывают о страшных трагедиях и бедствиях, обрушившихся на эгоистичных людей. Другие проникнуты нежным и трогательным чувством любви к природе.
У писателя Сладкова есть статья “Вечный источник жизни”, где он рассуждает о нашем отношении к живой природе, он рассказал о судьбе простого лесного букета, собранного такими же, как вы, веселыми и незадачливыми школьниками.
Вот его рассказ: “На помойку выбросили охапку вырванных с корнями одуванчиков. Каждое утро они раскрывались навстречу солнцу – как и положено одуванчикам. Каждый вечер сметали свои лепестки – закрывали глаза, “засыпали”. Они даже предсказывали погоду: сжимались в кулачок перед дождем и раскрываясь перед погожим днем. Даже и там все до одного и из последних сил они выполняли свое жизненное назначение, свой долг перед природой”.
Разве такое поразительное свойство жизни не найдет отклика в нашем сердце? Не заставит нас задуматься? Не натолкнет нас на мысль, что живое – это нечто совсем особенное, отличное от всего, требующее к себе обостренного внимания? И что надеяться ему, живому, сегодня приходится именно на нас.
Ведь Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на земле – от человека”. Подумайте, ребята, над этими словами, они помогут вам стать истинными друзьями и защитниками природы.
Все-Все, все на свете, на свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, - злых и свирепых.
Нужны все на свете! нужны все подряд -
Кто делает мед и кто делает яд!
Плохие дела у мышки без кошки
У кошки без мышки не лучше делишки!
И, если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!
Все-Все, Все на свете, на свете нужны,
И это все дети запомнить должны!
Следующая загадка
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках экологии, биологии.
Задачи:
учебно - образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;
учебно - воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально - чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива;
учебно - развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Оборудование: плакаты на экологическую тематику; живые объекты природы (листья, цветы, семена), карточки с изображением следов животных и лекарственных растений
На стене плакат со словами «Ты открой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей». И. Бунин
Форма проведения: экологическая игра - конкурс.
Ход мероприятия.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня мы с вами собрались для проведения экологической игры.
Класс разбивается на команды. Каждая команда придумывает себе название.
Начнём нашу игру с разминки.
Каждой команде по очереди предлагается отгадать загадку. За каждый правильный ответ даётся балл.
На лопатах ходит.
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?
В тесной избушке
Ткут холст старушки.
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?
Не ёлка, а колок.
Не кот, а мыши боятся.
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идёт на охоту коварная…
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
III. Конкурсная программа.
Этап 1. Лесная тропа.
Каждой команде выдаются карточки с изображением следов лесных животных. За каждый правильный ответ команде присваивается 1 балл.
1). В лесу леснику встретились следы волка, лося, белки, рыси, енота, зайца, кабана и медведя. Определи, чьи это следы.
Этап 2. Конкурс капитанов.
Капитаны по очереди дают ответы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (мухомор, бледная поганка, жёлчный гриб, ложные опята, сатанинский гриб)
Команды коллективно пишут на листах как можно больше рыб наших водоемов. (Толстолобик, судак, сазан, линь, краснопёрка, сом, карп, ёрш, карась, белуга, осетр, стерлядь, севрюга т. д. ) За каждый правильный ответ 1 балл.
Этап 5 - й. Зелёная аптека.
Участники получают изображение лекарственного растения. Учащиеся называют растение и области его применения в медицине. За каждый правильный ответ команде присваивается балл.
IV. Подведение итогов игры.
Жюри подсчитывает результаты игры, называют команду - победителя.
-75%
Читайте также: