Что такое загадки акростихи

Обновлено: 24.12.2024

Одной из популярных и очень интересных форм написания на сегодняшний день являются акростихи. Писать их сложно, но интересно. Особенно хороши акростихи для посвящений конкретным людям – лучшего подарка придумать трудно. Я пишу акростихи на день рождения своим близким, и даже те, кто далек от поэзии, принимают такие подарки с благодарностью, удивлением и восхищением.

АКРОСТИХ (άκρος — крайний, στίχος — стих) — стихотворение, первые (крайние) буквы которого складываются в слова.

Приведу пример, чтобы вы понимали, о чем речь. Стихотворение, посвященное… впрочем, догадайтесь – кому, прочитав первые буквы строчек.

В алы стремят свой яростный прибой,

А скалы все стоят неколебимо.

Л етит орел, пределов жалких мимо,

Е два ли кто ему прикажет: «Стой!»

Р азящий меч готов на грозный бой,

И зов трубы звучит неутомимо.

Ю тясь в тени, шипит непримиримо

Б ессильный хор врагов, презрен тобой.

Р етивый конь взрывает прах копытом.

Ю родствуй, раб, позоря Букефала!

С леди, казнясь, за подвигом открытым!

О , лет царя! Как яро прозвучала

В годах, веках труба немолчной славы!

У ног враги — безгласны и безглавы.

Правильно, эти стихи были посвящены Валерию Брюсову.

В литературном мире отношение к акростихам довольно неоднозначное. Например, в средневековой литературе акростихи рассматривались, как «изощренная форма поэзии».

Но, тем не менее, согласитесь, это действительно очень интересная и необычная форма написания стихов.

Писать такие стихи сложно. Почему? Да потому, что поэт оказывается как бы «привязанным» к первым буквам строчек. И если в обычных стихах он привязан только к рифмам, то здесь это сразу две «привязки-ограничения» - первые буквы строчек и рифма в конце. Те, кто пишет стихи, понимают, о чем речь.

Я не случайно, в качестве примера привела вам стихотворение, посвященное Валерию Брюсову, Интерес Брюсова к этой стихотворной форме общеизвестен.
Акростих занимал в это же время таких известных поэтов, как Анненский, Северянин, Городецкий, Гумилев, Кузьмин, Есенин. Нравились акростихи даже Ахматовой, хотя она была известной противницей рациональных построений.

Конечно, я поэт-дилетант. Но писать акростихи доставляет мне удовольствие и чисто «спортивный интерес». Каждый раз встает вопрос – « а смогу ли я?»

А смогла ли – судите сами.

Это стихотворение посвящено моему дорогому другу-поэту Александру, а его фамилию вы сможете прочитать сами, сложив из первых букв.

К огда станет на сердце тоскливо и пасмурно-снежно,

О диночество взвоет в груди, как горячий самум,

Л учше вида не делать, что всё как всегда безмятежно.

М ожет кто-то поверит, но что это даст самому?

А когда Вы поймете, что Вам это нужно – звоните,

К руговерть отодвиньте событий и, взяв телефон,

О тряхнув всё плохое, как снег, номер мой наберите.

В етер стихнет, в небесном теряясь окне-лазурите

У спокоятся бури житейских нахлынувших волн…

Этот совсем коротенький акростих был написан для другого моего хорошего друга.

Следующая загадка

Акростихи

(Автор: Михаил Талесников)

Акростих был распространен в европейской литературе средних веков, использовался в поэзии поздней античности, наиболее же детальную разработку он получил в творчестве византийских поэтов. Акростих пережил несколько пиков популярности, в том числе в эпоху поздней Античности, а затем Возрождения. В русской литературе к жанру часто обращались стихотворцы XVIII века, позднее – символисты и другие поэты Серебряного века.

Считается, что знакомство с акростихом на Руси происходит одновременно с овладением славянской письменностью. В древнерусской литературе акростихи встречаются в рукописных «Азбуковниках», создававшихся преимущественно для учебного процесса в XV-XVII вв.

Акростихидная азбука была рассчитана, как правило, на зрительное восприятие и являлась «уникальным феноменом в истории русской литературы, представляющим собой многофункциональную структуру, обусловленную алфавитным строем русского языка». (Т. В. Ковалёва).

Кроме традиционной формы акростиха, в европейской поэзии существовали и другие, родственные ей формы: акростих (читаемый по вертикали), мезостих (зашифрованные слова в котором складываются из срединных букв каждой строки), телестих (где слова складываются из последних букв строк) и лабиринт (так называемая визуальная форма, при которой буквы разных горизонтальных строк стихотворения складываются в дополнительную строку, имеющую вид причудливой линии или геометрической фигуры).

Вот пример телестиха автора Ивана Чудасова, где последние буквы строчек образуют слово КОЛОКОЛ:

Произнося чудесный чистый зву К ,
Вишу на колокольне. Высок О !
Неоднократно сам звенеть хоте Л ,
Разлиться песней сердца далек О ,
Но мой язык во власти чьих-то ру К .
Вздохнул бы я свободно и легк О ,
Когда бы сам, не по заказу, пе Л .

Так, в истории литературы мы находим много примеров того, как поэты насыщали текст особым смыслом именно с их помощью. К примеру, английский поэт XVII в. Уильям Браун, в своём впервые опубликованном стихотворении с явно религиозной тематикой, вписал внутри текста три креста, при этом каждый из которых был заполнен буквами, в совокупности составляющими фразы из Нового Завета.

А зъ словом симь молюся Богу
Б оже вьсея твари и зиждителю
В идимыимъ и невидимыимъ!
Г оспода духа посъли живущаго
Д а въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Е же будетъ на успехъ вьсемъ…и т. д.

Были очень популярны акростихи-посвящения, в которых зашифровывается имя адресата. Особую популярность эта форма приобрела в XIX веке, когда был расцвет так называемой альбомной поэзии. До сих пор, думается, любой девушке приятно было бы получить в подарок посвящение от возлюбленного, составленное столь оригинальным способом. Вот, к примеру, стихотворение Н. Гумилева посвященное Анне Ахматовой:

А нгел лёг у края небосклона,
Н аклоняясь, удивлялся безднам.
Н овый мир был тёмным и беззвёздным.
А д молчал. Не слышалось ни стона.
А лой крови робкое биенье,
Х рупких рук испуг и содроганье,
М иру снов досталось в обладанье
А нгела святое отраженье.
Т есно в мире! Пусть живёт, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
А збуку своих же откровений.

Ещё немало блестящих акростихов-посвящений родилось в переписке или было написано такими известными поэтами, как Б. Пастернак, И. Северянин, С. Есенин, И. Гумилев, М. Кузмин, А. Ахматова и др.

ИННА

И что нам слышится с тобой,
Н икто на свете не узнает,
Н е вьюга тешится трубой,
А безголосица сквозная.

(И. Агафонов, «Метель»)

Обращение же авторов загадок к форме акростиха определялось, во-первых, познавательным назначением жанра, а, во-вторых, его структурно-композиционными особенностями, состоявшими из двух компонентов: кодирующей части (импликации) и отгадки (экспликации). По авторскому замыслу отгадки в акростихах должны были быть замеченными всяким читателем, так как разгадка была зашифрована по первым буквам и легко читалась:

Д овольно именем известна я своим;
Р авно клянётся плут и непорочный им,
У техой в бедствиях всего бываю боле,
Ж изнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Б лаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями — не быть я создана.

(Автор: Юрий Нелединский-Мелецкий)

Загадки в форме акростиха исключали вариативность в её истолковании и тем самым предполагали однозначность разгадки, что существенно отличало её и от «классической» загадки. Подобная структурная организация текста позволила авторам зашифровать точное слово-отгадку, определив её в кодирующую часть загадки. Примечательным является и тот факт, что данный поэтический эксперимент осуществлялся как молодыми, малоизвестными авторами, так и знаменитыми литераторами. К примеру, они встречались и в творчестве Г. Р. Державина:

Источник фото: Playcast

Р одясь от пламени, на небо возвышаюсь;
О ттуда на землю водою возвращаюсь!
С земли меня влечет планет всех князь к звездам;
А без меня тоска смертельная цветам.

Следующая загадка

Складывающиеся из вертикального ряда букв слова иногда даже могут не иметь прямого отношения к смыслу горизонтального текста, либо указывать на автора или адресата произведения, и наконец, просто служить смысловым дополнением к тексту. В последнем случае горизонталь и вертикаль могут соотноситься как загадка и отгадка. Вы встретите их в предложенных ниже поэтических строках Я. Сатуновского.

К укушка приметила в чаще Николку.
У селась на ёлку, глядит втихомолку.
К укушка, кукушка, лесная болтушка,
У важь человечка, скажи хоть словечко!

З лая гадина: она
М ожет с ног свалить слона;
Е й для этого дана
Я довитая слюна.

Ё лка, помнишь, под травой
Ж ил в норе приятель твой
И гулял в иголочках,
К ак живая ёлочка?

Следующая загадка

Словосочетание «визуальная поэзия» уже само по себе звучит странно, ибо поэзия — искусство прежде всего фонетическое (звуковое). Однако с тех пор, как стихи стали записываться, звук поневоле стал восприниматься вместе с буквой, а если вспомнить иероглифическую письменность, то и с образом. Посмотрите, с какой тщательностью и удовольствием средневековые монахи разрисовывали буквы, да и искусство каллиграфии, несомненно, в чем-то сродни живописи.

Неудивительно, что с течением времени появились стихотворения, рассчитанные исключительно на зрительное восприятие. В первую очередь это касается расположения букв. Особую популярность приобрели АКРОСТИХИ (в пер. с греч. «краестрочие»). Так называли стихотворения, первые буквы строк которых складывались в слово или фразу. Первые акростихи мы находим у поэта Эпихарма (V в. до н. э.) из городка Сиракузы (родины Архимеда). Значка копирайта тогда еще не было, и Эпихарм фиксировал авторство своих стихов, просто зашифровывая в них свое имя. Так же поступал и древнеримский поэт Энний, акростихи которого складывались в фразу «Q. Ennius fecit» (сочинил К. Энний). Довольно трудоемкий способ сохранения авторского права, надо сказать! Впрочем, авторское тщеславие не миновало даже смиренных монахов: так, акростихи со своим именем писал Герман — сторонник патриарха Никона.

Часто акростихи служили шифром. Ранние и еще гонимые христиане сделали своим тайным знаком рыбу. Ведь слово «ICQUS» (рыба) скрывало в себе первые буквы фразы «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Цицерон утверждал, что в виде акростихов шифровала свои предсказания пророчица Сибилла. И уже в подпольные времена русских революционеров акростихи использовались в агитках против властей, ведь не пришьешь же статью за особый порядок чтения текста! Так, в январе 1917 года писатель А. Амфитеатров спрятал в первых буквах газетного фельетона фразу:

А в одной из английских газет ее редактор напечатал поэму, не заметив, что в ней содержался акростих весьма неприятного для него содержания.
Составляли в форме акростихов и загадки, где отгадка заключалась в первых буквах строк:

Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;
Оттуда на землю водою возвращаюсь!
С земли меня влечет планет всех князь к звездам;
А без меня тоска смертельная цветам.
(Г. Державин)

Признаться, смысла в подобных загадках, кроме опять-таки развлечения для самого поэта, я не вижу. Собственно, подобные развлечения — сочинение акростиха на заданное слово — были очень популярны в салонной поэзии.

Более уместны акростихи-посвящения, в которых зашифровывается имя адресата. Так, в 1694 г. поэт-виршевик Карион Истомин напечатал в своем «Букваре» акростих, посвященный царевичу Алексею. Восторженные акростихи посвящали друг другу В. Брюсов и И. Северянин. Особую популярность эта форма приобрела в XIX в., когда был расцвет так называемой альбомной поэзии. До сих пор, думаю, любой девушке будет приятно получить в подарок посвящение от возлюбленного, составленное столь оригинальным способом. Вот, к примеру, стихотворение Н. Гумилева к Анне Ахматовой:

Ангел лёг у края небосклона,
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был тёмным и беззвёздным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона.
Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.
Тесно в мире! Пусть живёт, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.

В форме акростиха написано и стихотворение, завершающее «Алису в Зазеркалье». Первые буквы строк складываются в имя «Алиса Плэзнс Лидделл». Так звали девочку, вдохновившую Л. Кэрролла на написание сказки.

Ах, какой был яркий день!
Лодка, солнце, блеск и тень,
И везде цвела сирень.

Сестры слушают рассказ,
А река уносит нас.
Плеск волны, сиянье глаз.

Летний день, увы, далек.
Эхо смолкло. Свет поблек.
Зимний ветер так жесток.

Но из глубины времен
Светлый возникает сон,
Легкий выплывает челн.

И опять я сердцем с ней —
Девочкой ушедших дней,
Давней радостью моей.

Если мир подлунный сам
Лишь во сне явился нам.
Люди, как не верить снам?

Прикладная польза от акростихов может быть и в рекламном бизнесе — там, где текст зачастую рассчитан именно на зрительное восприятие. Еще в 1922 г. в декабрьском номере «Правды» был напечатан стих, начальные буквы которого образовывали призыв: «Подпишитесь на „Правду“!».

Вариациями акростиха являются МЕЗОСТИХ и ТЕЛЕСТИХ, в которых слова образуются соответственно из средних и последних букв. Вот пример телестиха авторства современного поэта Ивана Чудасова (последние буквы строчек образуют слово КОЛОКОЛ):

Произнося чудесный чистый звуК,
Вишу на колокольне. ВысокО!
Неоднократно сам звенеть хотеЛ,
Разлиться песней сердца далекО,
Но мой язык во власти чьих-то руК.
Вздохнул бы я свободно и легкО,
Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.

Часто мезостихом называют и такое стихотворение, в середине которого слова подобраны так, что можно прочитать спрятанное слово или выражение (обычно они графически выделяются). Так, вышеупомянутый Карион Истомин, по традиции, спрятал в мезостихе свое имя и сан:

Иисус господь Ему Рабов Оных,
возмет ей МОлбы НАук всех свободныХ
Иже, Сия зде ТОщие навыкают.
МИлости любве всех благ Научают.

Еще одна разновидность акростиха — АЛФАВИТНЫЙ СТИХ или АБЕЦЕДАРИЙ, где начальные буквы строк расположены в алфавитном порядке. Самым известным произведением в этом жанре поэзии, безусловно, является древнерусская «Азбучная молитва» X в., авторство которой приписывают Константину Переяславскому:

Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ…

В общем, и для души полезно, и алфавит изучаешь. Поэтому эта форма оказывается весьма удачной для образовательных целей. Впрочем, В. Маяковский не менее успешно использовал абецедарий и для политической сатиры. Вот отрывки из его «Советской азбуки»:

…Земля собой шарообразная.
За Милюкова сволочь разная

Интеллигент не любит риска
И красен в меру, как редиска.

Корове трудно бегать быстро.
Керенский был премьер-министром…

Ю. Анненков приводит в «Дневниках моих встреч» шуточную пьесу 15-летнего Саши Пушкина, где герои разговаривают на французском языке. Вся соль заключена в том, что их разговор представлен… исключительно латинскими буквами, расположенными в алфавитном порядке. Конечно, эффект связной речи получится только если буквы звучат в алфавитном произношении — «А», «БЭ», «СИ» , как это показано в расшифровке в квадратных скобках:

Eno (a Pecu): AB, CD! [Abbe, cedez!]
Pecu (meditatif): E… F… [E… ef…]
Eno (coupant net): GH! [Jai hache!]
Ijekaelle (se jetant au cou d’Eno): IJKLMNO! [Ijekaelle aime Eno]
Eno (triomphant): PQRST! [Pecu est reste!]

Перевод:
Эно (Пекю): Аббат, уступите!
Пекю (задумчиво): Э… эф…
Эно (резко): У меня секира!
Икаэль (бросаясь на шею Эно): Икаэль любит Эно!
Эно (торжествующе): Пекю остался с носом!

Вот уж действительно, Пушкин — наше всё.

Высокой поэзией акростихи так и не стали. Зато их практическое применение имеет широкие перспективы, особенно в сфере посвящений, поздравлений и рекламы.

Читайте также: