Чем загадка отличается от задачи

Обновлено: 04.11.2024

Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- освоить личностный смысл учения, желание учиться;
- личностный рост, личные достижения;
Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности;
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;
Регулятивные :

Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
Планирование:
- работать по плану;

- использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
Контроль и самоконтроль:
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коррекция:
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарища по исправлению допущенных ошибок;
Оценка:
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
Саморегуляция:
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий

Познавательные :

Информационное сотрудничество:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Планирование учебного сотрудничества:
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Взаимодействие:
- формулирование собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания;

Управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути её достижения;

Основные понятия

Задача, загадка, условие, требование, решение, ответ

- дополнительные

Мультимедиа, презентация, папки с раздаточным материалом, ножницы, клей, рефлексивные листы

Организация пространства

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I . Самоопределение к деятельности

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Прозвенел звонок веселы. Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать, и друг другу помогать.

Итак, начинаем урок математики. Проверьте свои рабочие места.

Садятся за рабочие столы, проверяют готовность к уроку.

II . Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Ребята, сегодня к нам на урок пришел один гость. Вы узнаете его по этой музыке.

Карлсон утверждает, что знает о задачах абсолютно всё. Давайте его проверим. На ваших столах лежат листочки с таблицей «Верно-неверно». Я буду читать утверждения Карлсона, а вы ставьте буквы: в – если утверждение верно, н – неверно.

Прием «верно - неверно»

Карлсон утверждает, что…

Задача – это весёлый рассказ со счастливым концом.

В задаче выделяют 2 части: условие и требование.

Условие – это то, что известно в задаче.

Требование – это то, что нужно найти в задаче.

Требование всегда начинается со слова сколько.

Требование идёт всегда после условия.

Математическое высказывание, в котором есть условие и требование – это задача.

В задаче всегда должны быть числа, с помощью которых можно составить арифметическое действие – решение задачи.

Задача – два кольца, два конца, а посередине гвоздик решается при помощи действия сложения.

Следующая загадка

Цель: создание условий для овладения знаниями об отличительных особенностях задачи и загадки.

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

- знать составные части задачи и загадки;

- закреплять знание нумерации чисел второго десятка;

- уметь находить по отличительным особенностям задачи.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, презентация к уроку.

Программа: УМК ПНШ (Стандарт второго поколения.)

Учебник: Математика (1 класс, 2 часть, А.Л. Чекин).

Этап урока. Методы и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя

Словесный: слово учителя.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

Проверять готовность к уроку. Приветствовать учителя.

Практический: работа в парах.

- Руки? ( - На месте!)

- А спина? (- Прямая!)

1. -Овал нарисуйте слева от прямоугольника, но справа от треугольника.

- Треугольник нарисуйте справа от овала, но слева от прямоугольника.

- Прямоугольник нарисуйте справа от треугольника, но слева от овала.

2. Как можно получить число 8 с помощью двух слагаемых? 3? 4? 5?

-Каждый вариант покажите разноцветными стрелками у себя в тетрадях.

3. Напишите числа по порядку, начиная с большего.

___________ ___________ ____________

- Какова была тема предыдущего урока? ( « Задача. Условие и требование»)

- Что такое задача?

(Задача - математическое высказывание, состоит из двух частей. )

- Из каких частей она состоит? Назовите. ( Условие и требование )

- Что такое условие? Требование?

( Условие – это часть задачи, из которой мы узнаём данные числа и что они обозначают.

Требование - это часть задачи, которая указывает, что требуется найти .)

- Вам даны тексты, прочитайте их, подумайте и обсудите в парах, что вы бы могли сказать об этих записях.

Но прежде чем вы приступите к обсуждениям, давайте с вами вспомним правила работы в парах. ( Работать в паре дружно. Обращаться друг к другу по имени. Уметь договариваться и слушать товарища. Приходить к одному мнению.)

-Что вы можете сказать об этих записях?

1. На полке 6 машинок и 7 кукол. Сколько всего игрушек на полке?

2. Пляшет крошка, а всего 1 ножка. Что это?

3. Миша нашел 4 гриба, а Маша 5 грибов. Сколько грибов принесли дети?

4. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете.

- Какие записи можно назвать задачей? (1,3) Докажите.

-Давайте определим, где условие и требование в 1 задаче.

Возьмите в руки два цветных карандаша – зеленый и красный. Зеленым цветом, подчеркните условие в задаче, а красным цветом – требование.

- Какое требование в задаче?

- Запишите на листочках выражение, которым найдем искомое число. (6 + 7 = 13)

- Как бы вы назвали другие тексты ? ( загадки)

- Что такое загадка? Какие у вас предположения?( Загадка - это краткое описание какого-либо предмета или явления, которое надо узнать, разгадать )

- Ребята, а знаете ли вы загадки? (2-3 ученика загадывают загадки.)

Слушать учителя, отвечать на поставленные вопросы.

Восстанавливать числовой ряд с помощью стрелок, обосновывать свой выбор.

Записывать числа по порядку, начиная с большего.

Вспоминать тему предыдущего урока.

Работать в парах.

Рассуждать о том, что можно сказать о данных записях.

Думать о том, какие записи можно назвать задачами.

Л: проявлять эмоциональную отзывчивость.

Р: контролировать свои действия.

П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Р: высказывать свое предположение;

К: точно и полно выражать свои мысли

Постановка учебной задачи.

Практический: соотнесение текста с задачей.

Словесный: формулировка темы.

Практический: выполнение упражнений и нахождение отличий.

-Определите тему сегодняшнего урока? ( «Задачи и загадки»).

-Значит какую цель поставим на урок? …( научиться отличать задачу от загадки).

-Исходя из цели урока, какие задачи мы поставим? Как будем работать?

1.Повторить, что знаем о задаче и загадке.

2.Узнать, как отличить загадку от задачи.

3.Научиться отличать задачу от загадки.

- Мы сегодня будем сравнивать загадку и задачу.
- А что значит сравнить?

- Откройте учебники на стр.36. Прочитайте тему урока. Она нам подходит?

Какие загадки вы знаете? Загадайте свои загадки.

-Есть ли в загадке условие? В чем состоит требование загадок? ( Надо назвать отгадку, т.е. назвать предмет или явление ).

Ой вы молодцы, все знаете!

- А Миша не знал, и вчера первый раз услышал слова «задача и загадка» от Маши. А сегодня он пришел с прогулки и увидел, что Маша о чем-то сосредоточенно думает. Он спросил:

-Маша, о чем ты думаешь?

-Я пытаюсь понять, как отличить задачу от загадки, но у меня ничего не получается!

-Прочитай мне,- сказал Миша. Маша прочитала. (стр.36, №1)

- Прочитайте первый текст. Назовите условие. Назовите требование.

- Прочитайте второй текст. Назовите условие. Назовите требование.

-Так они ничем не отличаются: есть и условие и требование.

- Ребята, а вы как думаете: задача и загадка – отличаются? Обсудите в паре.

( У нас получились разные мнения. Значит, нужно разобраться.)

- Вы готовы разобраться и помочь Маше?

- Давайте еще раз посмотрим, какие признаки нам помогают отличить задачу от загадки.

В задаче и загадке, есть условие и требование, нужно заметить, что в загадке, в требовании не идет речь об искомом числе, а дается лишь указание на распознавание объекта., т.е. можно задать вопрос: «Что это такое? Кто это?»

Также, нужно запомнить, отгадывание загадки отличается от решения задачи, т.к. в первом случае требуется выполнить логические операции (подумать), а во втором – арифметические (подумать и посчитать, каковым будет решение).

Скажите, по каким признакам Маша отличала задачу от загадки? (условие и требование)

Этого было достаточно? (нет)

Что вы можете предложить?

Давайте вернемся к Машиным задачам.

Прочитайте первый текст. Что это? (загадка)

Докажите! (требование – что это?, ответ - слово)

(И так проработать со всеми текстами).

- Скажите, а как мы будем с вами записывать ответы у загадок и задач? (Если задача, будем записывать, получившееся число, а если загадка, будем записывать отгадку – словом.)

Формулировать тему и цели урока.

Определять задачи на урок.

Вспоминать какие загадки знакомы.

Слушать внимательно учителя.

Выполнять задание №1.

Думать чем отличается задача от загадки.

Слушать внимательно учителя, запоминать информацию.

Отвечать на вопросы учителя.

Доказывать какой текст является задачей, а какой загадкой.

П : уметь определять по изученным признакам является ли текст задачей;

Р: отличать верно выполненное задание от неверного;

П: осуществлять анализ учебного материала;

К: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: анализировать истинность утверждений, доказывать.

Решение частных задач.

Словесный: слово учителя, ответы детей.

Составление (вспоминание) загадок

Сейчас я проверю, умеете ли вы составлять задачи по рисунку, обратите внимание на №2 с.37.
- Посмотрите на рисунок, что вы можете рассказать?
- О чем будет наша задача? ( Задача будет о моркови )
-Назовите условие этой задачи. (Миша выдернул одну морковку, и на грядке осталось еще 17 морковок.)

-Назовите требование этой задачи. (Сколько моркови было сначала на грядке?)
- Как вы думаете, для чего мальчик вырвал морковку? ( Съесть её).
- Что необходимо с ней сделать? ( Морковку необходимо помыть, чтобы не заболеть)
- Кто из вас может рассказать, какую пользу приносит нашему организму морковь? (содержится витамин роста). Чем полезна морковь для здоровья, многие догадываются – в первую очередь она обеспечивает организм ценным витамином А. Но мало кто знает, что морковь способна также сделать нашу кожу красивой и упругой, а волосы - блестящими и крепкими.

А теперь попробуйте вспомнить какую-нибудь загадку про то, что изображено на грядке, и загадайте ее классу.

Например: «Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая».

-Молодцы, переходим к заданию №3.

Ребята посмотрите на иллюстрацию стр.37.,отгадайте, кто спрятался за деревом: 4 лапки, 2 длинных уха, 1 маленький хвост. ( Это заяц. )

Нарисуйте у себя в тетрадях отгадку.

Кто нарисован внизу на странице 37? ( Лиса, волк, медведь, лось .)

Придумайте загадку про любого из нарисованных зверей.

А теперь давайте с вами сравним, составленные загадки с народными загадками.

В деревне кур крадет. ( Лиса )

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. ( Медведь )

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный? ( Волк )

Кто на своей голове лес носит? ( Олень )

Выполнять задание №2.

Составлять задачу по иллюстрации.

Слушать внимательно учителя и отвечать на поставленные вопросы.

Вспоминать загадку, которая показывает что изображено на иллюстрации.

Выполнять задание №3. Отгадку зарисовывать к себе в тетрадь.

Сочинять загадки к нарисованным зверям.

Сравнивать составленные загадки с народными.

Р: планировать своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

П: строить логическую цепочку рассуждений.

А теперь давайте немного разомнемся. Встаньте все со своих рабочих мест.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем то же

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Выполнять физические упражнения.

Закрепление изученного материала.

Словесный: проверка правила.

Практический: выполнение упражнения.

Откройте рабочие тетради на стр. 53-54. Выполните 1 и 2 задание самостоятельно.

Давайте проверим, в первом задании, какие цифры вы подчеркнули? (1, 3)

Давайте проверим второй номер, сколько получилось ушей у трех зайцев? (6 )

Что вы подписали на схеме? (Сколько у каждого зайца ушей, и сколько всего).

Какое число, отвечало на требование задачи? (Число 6)

Выполните 3 и 4 номер в тетради.

-Теперь проверим, в №3 какое требование подходит к первой схеме? (Сколько лап у двух кошек?), что показано нижними дугами на схеме? (лапы кошек) , а верхней? (Сколько всего).

А какая задача подходит ко второй схеме? (В вазе стояло восемь гвоздик: три красные, остальные белые. Сколько белых гвоздик?)

А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом, посмотрите на доску, проверьте, правильно ли вычислил ваш сосед.

-Молодцы, вы справились, отдайте тетрадь ее хозяину.

Предлагаю вам задание, послушайте внимательно.

1. На первой полке 5 книг, на второй – столько же, сколько на первой, а на третьей – столько, сколько на второй. Сколько книг на третьей полке?

2. Мама купила 2 пакета сахарного песка и оба израсходовала на варенье. Сколько килограммов сахарного песка купила мама?

- Можно ли ответить на вопрос задачи? Почему?

3. Составьте задачу и загадку по рисунку.

Задача: на первой веточке было 2 вишни, а на второй 4. Сколько вишен было на веточках?

Загадка: На сучках висят шары,

Покраснели от жары. (Вишня)

-Молодцы, хорошо поработали.

Выполнять задания в рабочей тетради.

Осуществлять проверку всех заданий.

Осуществлять взаимопроверку номера по эталону.

Составлять задачу и загадку по рисунку.

П: владеть общими приемами решения задач;

Р:строить логическую цепь рассуждений;

выполнение арифметических действий.

К: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Ребята, это было последнее задание.

-Какую цель мы ставили?

Мы достигли цели?

Чем отличаются загадки от задач?

Сегодня я узнал…

Оценивать проделанную работу, исходя из целей урока.

Л: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Р: осуществлять самоконтроль по образцу; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Следующая загадка

Цель: создать условия для понимания и сопоставления понятий «задача» и «загадка».
Предметные: более четко уяснить смысл понятия « задача»; но и использовать большой интерес, который загадки могут вызвать у детей своей занимательной формой и доступностью; развивать вычислительные навыки.
Метапредметные УУД:

Регулятивные:
Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

Планирование:
- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- использовать речь для регуляции своего действия;

Коррекция:
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарища по исправлению допущенных ошибок;

Оценка:
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

Саморегуляция:
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

Познавательные:
Общеучебные:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать общие приемы решения задач;

в том числе исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение;

- пользоваться учебными принадлежностями (линейкой);

- учиться работать в заданном темпе;

- соблюдать правильную осанку;

Знаково-символические:
- использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Информационные:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников (текст, рисунок, схема);

- обработка информации (определение основной информации)

- фиксация информации в заданную таблицу;

- передача информации (устным способом);

Логические:
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;

- построение рассуждения; обобщение

Коммуникативные:
Информационное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Планирование учебного сотрудничества:

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Взаимодействие:
- формулирование собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнёра высказывания;

Управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути её достижения;

Личностные:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- установка на здоровый образ жизни;

- освоить личностный смысл учения, желание учиться;

- формировать желание учиться;

- личностный рост, личные достижения;

Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности;

- уважительное отношение к иному мнению;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходить из спорных ситуаций;

Создание ситуации успеха

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь им!

Урок математики. Проверим наше рабочее место. Что приготовили к уроку?
Ответы учеников.

Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

- Наш девиз «Без ученья нет уменья»

- Как понимаете смысл выражение? Ответы учеников.

Арифметический диктант.

- Прежде, чем мы продолжим работу, проверим ваши вычислительные умения.

Работа индивидуально. (КАРТОЧКИ)

Найти неизвестные числа.

- Как найти значение суммы?

- Как найти неизвестное слагаемое?

Ответы на слайде.

- Для чего вам это нужно знать?

- Где это может пригодиться? Ответы учеников

2. Целеполагание

- Какова была тема предыдущего урока?

Ответы учеников. «Задача. Условие и требование».

- Что такое задача?

Задача - математическое высказывание, состоит из двух частей.

- Из каких частей она состоит? Назовите.(Условие и требование)

- Что такое условие? Требование? Ответы учеников

Условие – это часть задачи из которого мы узнаём данные числа и что они обозначают.

Требование - это часть задачи, которая указывает, что требуется найти

Работа в парах.

- Прочитайте тексты на листе.

-Что вы можете сказать об этих записях?

1. В классе было 6 мальчиков и 5 девочек. Сколько всего детей в классе?

2. Два конца, два кольца, а посерединке – гвоздик. Что это?

3. Миша принёс 3 огурца, а Маша 4 огурца. Сколько огурцов принесли дети?

4. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой?

Ответы учеников. (Задачи)

- Какие записи можно назвать задачей? (1,3) Докажите.

-Определим, где условие и требование в 1 задаче.

Ученики подчеркивают на листе, условие- красным цветом, а требование- синим.

Один ученик работает у доски.

- Какое требование в задаче?

- Смоделируйте задачу №1в тетради. Моделируют задачу.

- Определите где условие, где требование и обозначьте дугами.

Выделяют дуги – условие красным, требование- синим.

- Запишите выражение, которым найдем искомое число (6 + 5 = 11)

- Как бы вы назвали другие тексты? (загадки)

- Что такое загадка? Какие у вас предположения?

- Ребята, а знаете ли вы загадки? (2-3 ученика загадывают загадки.)

- Определите тему сегодняшнего урока? «Задачи и загадки».

- Проблема урока?

-Что бы вы хотели узнать? (Чем отличается задача от загадки?)

- Сегодня мы будем сравнивать задачу и загадку;

Урок «открытие» новых знаний

Этапы урока.

- Что возможно мы будем делать на уроке? Принятие цели урока, планирование деятельности.

Вывесить план работы на доску

Урок «открытие» новых знаний

Повторение пройденного

«Открытие» новых знаний

Закрепление изученного

Работа в паре, группе

Подведение итога

- Какие задачи вы поставите перед собой на урок? Ответы учеников

Актуализация знаний

-Чтобы отличить задачу от загадки необходимо иметь знания. Возьмите карты успеха и зажгите звездочку знаний.

Знаю мало знаний не знаю

Какие значки поставили?

4. Физкультминутка (1 мин).

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

- Мы проверили вычислительные навыки.

- Можем ли мы перейти к исследованию новой темы?
Ответы учеников.

5. «Открытие новых знаний.

Решение учебной задачи. Исследование по теме. Работа в группе.

- Мы сегодня будем сравнивать загадку и задачу.
- А что значит сравнить?

Для этого выполним проектно-исследовательскую работу в группе.

- Кто помнит, что такое проект? Это 5 П. (Ответы детей- Проблема – Поиск информации - Проектирование – Продукт – Презентация)

- О правила работы в группе не забудьте.

-Для каждой группы Правила на листе.

У: Слышать собеседника, высказывать своё мнение, приходить к согласию.

- Перед вами тексты задач и загадок. Они помогут вам в групповой работе.

- Ваша задача обсудить и наклеить на лист нужные высказывания.

Ребятам выдаются: карточки с пошаговым действием, разрезанные карточки с высказываниями, лист с таблицей, клей.

Задание для работы в 1,2 группах «Задачи»(на повторение)

1 шаг. Ответьте устно на вопросы.

1. Что такое задача?

2. Определи, есть ли в задаче условие?

3. Определи, есть ли в задаче требование?

4. Какую операцию выполняем при решении задачи?

2 шаг. Обсудите ответы.

3 шаг. Найдите и наклейте нужные карточки на лист.

4 шаг. Выберите человека, который будет отвечать у доски.

5 шаг. Покажите готовность группы.

Задание для работы в 3,4 группах «Загадки»- 3, 4 группе (на новый материал)

1 шаг. Ответьте устно на вопросы.

1. Что такое загадка?

2. Определи, есть ли в загадке условие?

3. Определи, есть ли в загадке требование?

4. Какую операцию выполняем при решении загадки?

2 шаг. Обсудите ответы.

3 шаг. Найдите и наклейте нужные карточки на лист.

4 шаг. Выберите человека, который будет отвечать у доски.

5 шаг. Покажите готовность группы.

Задание для работы 5, 6 группы.

Придумать и написать Загадку и задачу по рисунку. Сравнить и найти отличия.

(РАЗРЕЗАННЫЕ КАРТОЧКИ всем группам)

- это математическое высказывание, состоящее из двух частей.

это часть задачи из которого мы узнаём данные числа и что они обозначают.

- это часть задачи, которая указывает, что требуется найти

Арифметические операции

- это краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки.

выражение, в котором один предмет изображается посредством другого имеющего с ним хотя бы какое-нибудь сходство.

может быть в виде вопроса, в котором даётся указание распознать объект

Логические операции

ЛИСТЫ С ТАБЛИЦЕЙ

Дети работают в группе

Дети самостоятельно пытаются ответить на вопросы и наклеить на лист.

Вывешиваем на доску результаты работы.

Отчет групп о работе.

Результат работы групп


1 группе и 2 группе (на повторение материала)

1.Задача - это математическое высказывание, состоящее из двух частей.

2. Условие - из которого мы узнаём данные числа и что они обозначают.

3. Требование - указывает, что нужно найти

4. Арифметические операции

3, 4 группе (на новый материал)

1.Загадка - это краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки.

2. Условие – выражение, в котором один предмет изображен при помощи сходного предмета по какому –либо признаку.

3. Требование – может быть в виде вопроса, в котором нужно распознать предмет.

4. Логические операции

- Проверим, что у нас получилось.

- Возникали ли у вас трудности? Какие?

- Что вам помогло выполнить задания? (тексты задач и загадок)

- Какое умение развивали? Ответы учеников. Умение работать в группе.

- Для чего нужны загадки?

Загадка развивает в человеке догадливость, сообразительность (ум)

Недаром в древности загадка была - средством испытания мудрости, а теперь это народная забава.

6.Первичное закрепление

- В чём же сходство и в чём различие задач и загадок? Ответы учеников по алгоритму заложенном в листе с таблицей.

-Определим, где условие и требование (тексты: 3, 4).

3. Миша принёс 3 огурца, а Маша 4 огурца. Сколько огурцов принесли дети?

4. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой?

Ученики подчеркивают на листе, условие- красным цветом, а требование- синим.

Один ученик работает у доски.

Работа по учебнику

Составлять условие задачи по рисунку.

Загадывать и отгадывать загадки.

- Сейчас мы проверим, умеете ли вы составлять задачу по рисунку №2 с.37.

- Посмотрите на рисунок, что вы можете рассказать?

- О чем будет ваша задача?

У: Задача будет о моркови.

- Расскажите условие задачи и дополните её требованием.

- Какое правило мы должны помнить? (Требование должно быть связано с условием).
- Кто сможет смоделировать задачу самостоятельно с помощью отрезков?

- Необходимо найти целое число или его часть?

- Кто из вас может рассказать, какую пользу приносит нашему организму морковь? Ответы детей

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Теперь вы можете отличить текст задачи от загадки.

- Чем они похожи?( есть условие и требование) Чем они отличаются? ( в задаче есть подсчет, а в загадке его нет) В задаче- арифметические действия,а в загадке- логические операции. В задаче находим – число, в загадке- предмет.

hello_html_dfbe1d1.jpg

Проведём тест.

- Сейчас я буду читать тексты один за другим. Ваша задача: если это текст задачи, то ставим +, если загадка - ,

1. У Васи было 6 груш. Три груши он съел. Сколько осталось груш?

2. Сто одёжек - все без застёжек (капуста)

3. На кочке сидело 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек осталось на кочке?

4.Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (осина)

5.Стоят две березы. На каждой березе растет по 5 яблок. Сколько яблок растет на двух березах? (Задача- ловушка, которая не имеет решения)

6. На ветке 4 вороны и столько же воробьев. Сколько всего птиц на ветке?

7. Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели, пять румяных, наливных, два с кислинкой. Сколько их?

8. Семь раз отмерь, один раз – отрежь.(Пословица, Никуда не относится)

- Проверяем себя по контрольному листу.

1 2 3 4 5 6 7 8
+ - + - + + + ?
8. Рефлексия деятельности

Пришло время зажечь звездочку знаний.

- Урок подходит к завершению.

- Что оказалось наиболее интересным?

- Какую цель ставили перед собой на урок?

- Как нам удалось достичь её?

На столах у вас лежат звездочки – красные и синие. Я попрошу вас, если на сегодняшнем уроке вам было интересно и у вас было хорошее настроение было понятно- покажите красную звездочку, если на уроке вам было скучно и у вас было плохое настроение- то синюю звездочку.

Следующая загадка

Формирование одного из основных понятий - «задача»: отличительные признаки задачи от загадки; признаки загадки: наличие условия (могут быть и числа) и требования – распознавание объекта, предполагающее логические операции, самостоятельное придумывание «загадок»; составление задач по рисункам.

Метапредметные

Познавательные

Воспроизведение своими словами алгоритмов; выполнение действий по образцу, алгоритму.

Выполнять задания с использованием материальных объектов, рисунков, схем.

Регулятивные

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.

Коммуникативные

Определять общую цель и пути её достижения.

Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Тема урока «Задача и загадки»

Цель: создание условия для формирования одного из основных понятий начального курса математики – «задача»: отличительные признаки задачи от загадки.

Учебные задачи:

1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.

2. Обеспечить развитие у школьников умение выделять узловые моменты своей деятельности как части целого.

3. Создать условия для развития у обучающихся умение структурировать информацию.

4.Формировать умение составлять задачи по рисункам, самостоятельно придумывать «загадки « по рисункам, отличать задачи от загадки.

5. Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки, при составлении задач и загадок: видеть отличие задачи от загадки.

6. Формировать навыки составления схем к задачам.

Учебно - методическое обеспечение

- Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. 2 ч. - М.: Академкнига/ Учебник. 2011;

- Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика: Тетрадь для самостоятельной работы №2. - М.; Академкнига/Учебник. 2012;

- Чекин А.Л. Математика: Методическое пособие для учителя. 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник. 2012.

Конверты с объектами для сборников задач и загадок (предметные картинки), простой и цветные карандаши, закладки – стикеры, листы самооценки.

Читайте также: