Чем загадка отличается от задачи
Обновлено: 22.11.2024
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- освоить личностный смысл учения, желание учиться;
- личностный рост, личные достижения;
Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности;
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;
Регулятивные :
Целеполагание:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
Планирование:
- работать по плану;
- использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
Контроль и самоконтроль:
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коррекция:
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарища по исправлению допущенных ошибок;
Оценка:
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
Саморегуляция:
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий
Познавательные :
Информационное сотрудничество:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Планирование учебного сотрудничества:
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Взаимодействие:
- формулирование собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания;
Управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути её достижения;
Основные понятия
Задача, загадка, условие, требование, решение, ответ
- дополнительные
Мультимедиа, презентация, папки с раздаточным материалом, ножницы, клей, рефлексивные листы
Организация пространства
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I . Самоопределение к деятельности
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Прозвенел звонок веселы. Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать, и друг другу помогать.
Итак, начинаем урок математики. Проверьте свои рабочие места.
Садятся за рабочие столы, проверяют готовность к уроку.
II . Актуализация знаний
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Ребята, сегодня к нам на урок пришел один гость. Вы узнаете его по этой музыке.
Карлсон утверждает, что знает о задачах абсолютно всё. Давайте его проверим. На ваших столах лежат листочки с таблицей «Верно-неверно». Я буду читать утверждения Карлсона, а вы ставьте буквы: в – если утверждение верно, н – неверно.
Прием «верно - неверно»
Карлсон утверждает, что…
Задача – это весёлый рассказ со счастливым концом.
В задаче выделяют 2 части: условие и требование.
Условие – это то, что известно в задаче.
Требование – это то, что нужно найти в задаче.
Требование всегда начинается со слова сколько.
Требование идёт всегда после условия.
Математическое высказывание, в котором есть условие и требование – это задача.
В задаче всегда должны быть числа, с помощью которых можно составить арифметическое действие – решение задачи.
Задача – два кольца, два конца, а посередине гвоздик решается при помощи действия сложения.
Следующая загадка
Цель: создание условий для овладения знаниями об отличительных особенностях задачи и загадки.
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ;
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- знать составные части задачи и загадки;
- закреплять знание нумерации чисел второго десятка;
- уметь находить по отличительным особенностям задачи.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, презентация к уроку.
Программа: УМК ПНШ (Стандарт второго поколения.)
Учебник: Математика (1 класс, 2 часть, А.Л. Чекин).
Этап урока. Методы и приемы
Содержание урока. Деятельность учителя
Словесный: слово учителя.
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!
Проверять готовность к уроку. Приветствовать учителя.
Практический: работа в парах.
- Руки? ( - На месте!)
- А спина? (- Прямая!)
1. -Овал нарисуйте слева от прямоугольника, но справа от треугольника.
- Треугольник нарисуйте справа от овала, но слева от прямоугольника.
- Прямоугольник нарисуйте справа от треугольника, но слева от овала.
2. Как можно получить число 8 с помощью двух слагаемых? 3? 4? 5?
-Каждый вариант покажите разноцветными стрелками у себя в тетрадях.
3. Напишите числа по порядку, начиная с большего.
___________ ___________ ____________
- Какова была тема предыдущего урока? ( « Задача. Условие и требование»)
- Что такое задача?
(Задача - математическое высказывание, состоит из двух частей. )
- Из каких частей она состоит? Назовите. ( Условие и требование )
- Что такое условие? Требование?
( Условие – это часть задачи, из которой мы узнаём данные числа и что они обозначают.
Требование - это часть задачи, которая указывает, что требуется найти .)
- Вам даны тексты, прочитайте их, подумайте и обсудите в парах, что вы бы могли сказать об этих записях.
Но прежде чем вы приступите к обсуждениям, давайте с вами вспомним правила работы в парах. ( Работать в паре дружно. Обращаться друг к другу по имени. Уметь договариваться и слушать товарища. Приходить к одному мнению.)
-Что вы можете сказать об этих записях?
1. На полке 6 машинок и 7 кукол. Сколько всего игрушек на полке?
2. Пляшет крошка, а всего 1 ножка. Что это?
3. Миша нашел 4 гриба, а Маша 5 грибов. Сколько грибов принесли дети?
4. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете.
- Какие записи можно назвать задачей? (1,3) Докажите.
-Давайте определим, где условие и требование в 1 задаче.
Возьмите в руки два цветных карандаша – зеленый и красный. Зеленым цветом, подчеркните условие в задаче, а красным цветом – требование.
- Какое требование в задаче?
- Запишите на листочках выражение, которым найдем искомое число. (6 + 7 = 13)
- Как бы вы назвали другие тексты ? ( загадки)
- Что такое загадка? Какие у вас предположения?( Загадка - это краткое описание какого-либо предмета или явления, которое надо узнать, разгадать )
- Ребята, а знаете ли вы загадки? (2-3 ученика загадывают загадки.)
Слушать учителя, отвечать на поставленные вопросы.
Восстанавливать числовой ряд с помощью стрелок, обосновывать свой выбор.
Записывать числа по порядку, начиная с большего.
Вспоминать тему предыдущего урока.
Работать в парах.
Рассуждать о том, что можно сказать о данных записях.
Думать о том, какие записи можно назвать задачами.
Л: проявлять эмоциональную отзывчивость.
Р: контролировать свои действия.
П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
Р: высказывать свое предположение;
К: точно и полно выражать свои мысли
Постановка учебной задачи.
Практический: соотнесение текста с задачей.
Словесный: формулировка темы.
Практический: выполнение упражнений и нахождение отличий.
-Определите тему сегодняшнего урока? ( «Задачи и загадки»).
-Значит какую цель поставим на урок? …( научиться отличать задачу от загадки).
-Исходя из цели урока, какие задачи мы поставим? Как будем работать?
1.Повторить, что знаем о задаче и загадке.
2.Узнать, как отличить загадку от задачи.
3.Научиться отличать задачу от загадки.
- Мы сегодня будем сравнивать загадку и задачу.
- А что значит сравнить?
- Откройте учебники на стр.36. Прочитайте тему урока. Она нам подходит?
Какие загадки вы знаете? Загадайте свои загадки.
-Есть ли в загадке условие? В чем состоит требование загадок? ( Надо назвать отгадку, т.е. назвать предмет или явление ).
Ой вы молодцы, все знаете!
- А Миша не знал, и вчера первый раз услышал слова «задача и загадка» от Маши. А сегодня он пришел с прогулки и увидел, что Маша о чем-то сосредоточенно думает. Он спросил:
-Маша, о чем ты думаешь?
-Я пытаюсь понять, как отличить задачу от загадки, но у меня ничего не получается!
-Прочитай мне,- сказал Миша. Маша прочитала. (стр.36, №1)
- Прочитайте первый текст. Назовите условие. Назовите требование.
- Прочитайте второй текст. Назовите условие. Назовите требование.
-Так они ничем не отличаются: есть и условие и требование.
- Ребята, а вы как думаете: задача и загадка – отличаются? Обсудите в паре.
( У нас получились разные мнения. Значит, нужно разобраться.)
- Вы готовы разобраться и помочь Маше?
- Давайте еще раз посмотрим, какие признаки нам помогают отличить задачу от загадки.
В задаче и загадке, есть условие и требование, нужно заметить, что в загадке, в требовании не идет речь об искомом числе, а дается лишь указание на распознавание объекта., т.е. можно задать вопрос: «Что это такое? Кто это?»
Также, нужно запомнить, отгадывание загадки отличается от решения задачи, т.к. в первом случае требуется выполнить логические операции (подумать), а во втором – арифметические (подумать и посчитать, каковым будет решение).
Скажите, по каким признакам Маша отличала задачу от загадки? (условие и требование)
Этого было достаточно? (нет)
Что вы можете предложить?
Давайте вернемся к Машиным задачам.
Прочитайте первый текст. Что это? (загадка)
Докажите! (требование – что это?, ответ - слово)
(И так проработать со всеми текстами).
- Скажите, а как мы будем с вами записывать ответы у загадок и задач? (Если задача, будем записывать, получившееся число, а если загадка, будем записывать отгадку – словом.)
Формулировать тему и цели урока.
Определять задачи на урок.
Вспоминать какие загадки знакомы.
Слушать внимательно учителя.
Выполнять задание №1.
Думать чем отличается задача от загадки.
Слушать внимательно учителя, запоминать информацию.
Отвечать на вопросы учителя.
Доказывать какой текст является задачей, а какой загадкой.
П : уметь определять по изученным признакам является ли текст задачей;
Р: отличать верно выполненное задание от неверного;
П: осуществлять анализ учебного материала;
К: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П: анализировать истинность утверждений, доказывать.
Решение частных задач.
Словесный: слово учителя, ответы детей.
Составление (вспоминание) загадок
Сейчас я проверю, умеете ли вы составлять задачи по рисунку, обратите внимание на №2 с.37.
- Посмотрите на рисунок, что вы можете рассказать?
- О чем будет наша задача? ( Задача будет о моркови )
-Назовите условие этой задачи. (Миша выдернул одну морковку, и на грядке осталось еще 17 морковок.)
-Назовите требование этой задачи. (Сколько моркови было сначала на грядке?)
- Как вы думаете, для чего мальчик вырвал морковку? ( Съесть её).
- Что необходимо с ней сделать? ( Морковку необходимо помыть, чтобы не заболеть)
- Кто из вас может рассказать, какую пользу приносит нашему организму морковь? (содержится витамин роста). Чем полезна морковь для здоровья, многие догадываются – в первую очередь она обеспечивает организм ценным витамином А. Но мало кто знает, что морковь способна также сделать нашу кожу красивой и упругой, а волосы - блестящими и крепкими.
А теперь попробуйте вспомнить какую-нибудь загадку про то, что изображено на грядке, и загадайте ее классу.
Например: «Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая».
-Молодцы, переходим к заданию №3.
Ребята посмотрите на иллюстрацию стр.37.,отгадайте, кто спрятался за деревом: 4 лапки, 2 длинных уха, 1 маленький хвост. ( Это заяц. )
Нарисуйте у себя в тетрадях отгадку.
Кто нарисован внизу на странице 37? ( Лиса, волк, медведь, лось .)
Придумайте загадку про любого из нарисованных зверей.
А теперь давайте с вами сравним, составленные загадки с народными загадками.
В деревне кур крадет. ( Лиса )
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. ( Медведь )
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный? ( Волк )
Кто на своей голове лес носит? ( Олень )
Выполнять задание №2.
Составлять задачу по иллюстрации.
Слушать внимательно учителя и отвечать на поставленные вопросы.
Вспоминать загадку, которая показывает что изображено на иллюстрации.
Выполнять задание №3. Отгадку зарисовывать к себе в тетрадь.
Сочинять загадки к нарисованным зверям.
Сравнивать составленные загадки с народными.
Р: планировать своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
П: строить логическую цепочку рассуждений.
А теперь давайте немного разомнемся. Встаньте все со своих рабочих мест.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем то же
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Выполнять физические упражнения.
Закрепление изученного материала.
Словесный: проверка правила.
Практический: выполнение упражнения.
Откройте рабочие тетради на стр. 53-54. Выполните 1 и 2 задание самостоятельно.
Давайте проверим, в первом задании, какие цифры вы подчеркнули? (1, 3)
Давайте проверим второй номер, сколько получилось ушей у трех зайцев? (6 )
Что вы подписали на схеме? (Сколько у каждого зайца ушей, и сколько всего).
Какое число, отвечало на требование задачи? (Число 6)
Выполните 3 и 4 номер в тетради.
-Теперь проверим, в №3 какое требование подходит к первой схеме? (Сколько лап у двух кошек?), что показано нижними дугами на схеме? (лапы кошек) , а верхней? (Сколько всего).
А какая задача подходит ко второй схеме? (В вазе стояло восемь гвоздик: три красные, остальные белые. Сколько белых гвоздик?)
А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом, посмотрите на доску, проверьте, правильно ли вычислил ваш сосед.
-Молодцы, вы справились, отдайте тетрадь ее хозяину.
Предлагаю вам задание, послушайте внимательно.
1. На первой полке 5 книг, на второй – столько же, сколько на первой, а на третьей – столько, сколько на второй. Сколько книг на третьей полке?
2. Мама купила 2 пакета сахарного песка и оба израсходовала на варенье. Сколько килограммов сахарного песка купила мама?
- Можно ли ответить на вопрос задачи? Почему?
3. Составьте задачу и загадку по рисунку.
Задача: на первой веточке было 2 вишни, а на второй 4. Сколько вишен было на веточках?
Загадка: На сучках висят шары,
Покраснели от жары. (Вишня)
-Молодцы, хорошо поработали.
Выполнять задания в рабочей тетради.
Осуществлять проверку всех заданий.
Осуществлять взаимопроверку номера по эталону.
Составлять задачу и загадку по рисунку.
П: владеть общими приемами решения задач;
Р:строить логическую цепь рассуждений;
выполнение арифметических действий.
К: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи
Ребята, это было последнее задание.
-Какую цель мы ставили?
Мы достигли цели?
Чем отличаются загадки от задач?
Сегодня я узнал…
Оценивать проделанную работу, исходя из целей урока.
Л: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Р: осуществлять самоконтроль по образцу; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Следующая загадка
Цель: создать условия для понимания и сопоставления понятий «задача» и «загадка».
Предметные: более четко уяснить смысл понятия « задача»; но и использовать большой интерес, который загадки могут вызвать у детей своей занимательной формой и доступностью; развивать вычислительные навыки.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Целеполагание:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
Планирование:
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- использовать речь для регуляции своего действия;
Коррекция:
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарища по исправлению допущенных ошибок;
Оценка:
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
Саморегуляция:
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Познавательные:
Общеучебные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приемы решения задач;
в том числе исследовательского характера;
- осуществлять смысловое чтение;
- пользоваться учебными принадлежностями (линейкой);
- учиться работать в заданном темпе;
- соблюдать правильную осанку;
Знаково-символические:
- использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
Информационные:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников (текст, рисунок, схема);
- обработка информации (определение основной информации)
- фиксация информации в заданную таблицу;
- передача информации (устным способом);
Логические:
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;
- построение рассуждения; обобщение
Коммуникативные:
Информационное сотрудничество:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Планирование учебного сотрудничества:
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Взаимодействие:
- формулирование собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания;
Управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути её достижения;
Личностные:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- установка на здоровый образ жизни;
- освоить личностный смысл учения, желание учиться;
- формировать желание учиться;
- личностный рост, личные достижения;
Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности;
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходить из спорных ситуаций;
Создание ситуации успеха
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!
Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь им!
Урок математики. Проверим наше рабочее место. Что приготовили к уроку?
Ответы учеников.
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
- Наш девиз «Без ученья нет уменья»
- Как понимаете смысл выражение? Ответы учеников.
Арифметический диктант.
- Прежде, чем мы продолжим работу, проверим ваши вычислительные умения.
Работа индивидуально. (КАРТОЧКИ)
Найти неизвестные числа.
- Как найти значение суммы?
- Как найти неизвестное слагаемое?
Ответы на слайде.
- Для чего вам это нужно знать?
- Где это может пригодиться? Ответы учеников
2. Целеполагание
- Какова была тема предыдущего урока?
Ответы учеников. «Задача. Условие и требование».
- Что такое задача?
Задача - математическое высказывание, состоит из двух частей.
- Из каких частей она состоит? Назовите.(Условие и требование)
- Что такое условие? Требование? Ответы учеников
Условие – это часть задачи из которого мы узнаём данные числа и что они обозначают.
Требование - это часть задачи, которая указывает, что требуется найти
Работа в парах.
- Прочитайте тексты на листе.
-Что вы можете сказать об этих записях?
1. В классе было 6 мальчиков и 5 девочек. Сколько всего детей в классе?
2. Два конца, два кольца, а посерединке – гвоздик. Что это?
3. Миша принёс 3 огурца, а Маша 4 огурца. Сколько огурцов принесли дети?
4. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой?
Ответы учеников. (Задачи)
- Какие записи можно назвать задачей? (1,3) Докажите.
-Определим, где условие и требование в 1 задаче.
Ученики подчеркивают на листе, условие- красным цветом, а требование- синим.
Один ученик работает у доски.
- Какое требование в задаче?
- Смоделируйте задачу №1в тетради. Моделируют задачу.
- Определите где условие, где требование и обозначьте дугами.
Выделяют дуги – условие красным, требование- синим.
- Запишите выражение, которым найдем искомое число (6 + 5 = 11)
- Как бы вы назвали другие тексты? (загадки)
- Что такое загадка? Какие у вас предположения?
- Ребята, а знаете ли вы загадки? (2-3 ученика загадывают загадки.)
- Определите тему сегодняшнего урока? «Задачи и загадки».
- Проблема урока?
-Что бы вы хотели узнать? (Чем отличается задача от загадки?)
- Сегодня мы будем сравнивать задачу и загадку;
Урок «открытие» новых знаний
Этапы урока.
- Что возможно мы будем делать на уроке? Принятие цели урока, планирование деятельности.
Вывесить план работы на доску
Урок «открытие» новых знаний
Повторение пройденного
«Открытие» новых знаний
Закрепление изученного
Работа в паре, группе
Подведение итога
- Какие задачи вы поставите перед собой на урок? Ответы учеников
Актуализация знаний
-Чтобы отличить задачу от загадки необходимо иметь знания. Возьмите карты успеха и зажгите звездочку знаний.
Знаю мало знаний не знаю
Какие значки поставили?
4. Физкультминутка (1 мин).
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
- Мы проверили вычислительные навыки.
- Можем ли мы перейти к исследованию новой темы?
Ответы учеников.
5. «Открытие новых знаний.
Решение учебной задачи. Исследование по теме. Работа в группе.
- Мы сегодня будем сравнивать загадку и задачу.
- А что значит сравнить?
Для этого выполним проектно-исследовательскую работу в группе.
- Кто помнит, что такое проект? Это 5 П. (Ответы детей- Проблема – Поиск информации - Проектирование – Продукт – Презентация)
- О правила работы в группе не забудьте.
-Для каждой группы Правила на листе.
У: Слышать собеседника, высказывать своё мнение, приходить к согласию.
- Перед вами тексты задач и загадок. Они помогут вам в групповой работе.
- Ваша задача обсудить и наклеить на лист нужные высказывания.
Ребятам выдаются: карточки с пошаговым действием, разрезанные карточки с высказываниями, лист с таблицей, клей.
Задание для работы в 1,2 группах «Задачи»(на повторение)
1 шаг. Ответьте устно на вопросы.
1. Что такое задача?
2. Определи, есть ли в задаче условие?
3. Определи, есть ли в задаче требование?
4. Какую операцию выполняем при решении задачи?
2 шаг. Обсудите ответы.
3 шаг. Найдите и наклейте нужные карточки на лист.
4 шаг. Выберите человека, который будет отвечать у доски.
5 шаг. Покажите готовность группы.
Задание для работы в 3,4 группах «Загадки»- 3, 4 группе (на новый материал)
1 шаг. Ответьте устно на вопросы.
1. Что такое загадка?
2. Определи, есть ли в загадке условие?
3. Определи, есть ли в загадке требование?
4. Какую операцию выполняем при решении загадки?
2 шаг. Обсудите ответы.
3 шаг. Найдите и наклейте нужные карточки на лист.
4 шаг. Выберите человека, который будет отвечать у доски.
5 шаг. Покажите готовность группы.
Задание для работы 5, 6 группы.
Придумать и написать Загадку и задачу по рисунку. Сравнить и найти отличия.
(РАЗРЕЗАННЫЕ КАРТОЧКИ всем группам)
- это математическое высказывание, состоящее из двух частей.
– это часть задачи из которого мы узнаём данные числа и что они обозначают.
- это часть задачи, которая указывает, что требуется найти
Арифметические операции
- это краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки.
– выражение, в котором один предмет изображается посредством другого имеющего с ним хотя бы какое-нибудь сходство.
– может быть в виде вопроса, в котором даётся указание распознать объект
Логические операции
ЛИСТЫ С ТАБЛИЦЕЙ
Дети работают в группе
Дети самостоятельно пытаются ответить на вопросы и наклеить на лист.
Вывешиваем на доску результаты работы.
Отчет групп о работе.
Результат работы групп
1 группе и 2 группе (на повторение материала)
1.Задача - это математическое высказывание, состоящее из двух частей.
2. Условие - из которого мы узнаём данные числа и что они обозначают.
3. Требование - указывает, что нужно найти
4. Арифметические операции
3, 4 группе (на новый материал)
1.Загадка - это краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки.
2. Условие – выражение, в котором один предмет изображен при помощи сходного предмета по какому –либо признаку.
3. Требование – может быть в виде вопроса, в котором нужно распознать предмет.
4. Логические операции
- Проверим, что у нас получилось.
- Возникали ли у вас трудности? Какие?
- Что вам помогло выполнить задания? (тексты задач и загадок)
- Какое умение развивали? Ответы учеников. Умение работать в группе.
- Для чего нужны загадки?
Загадка развивает в человеке догадливость, сообразительность (ум)
Недаром в древности загадка была - средством испытания мудрости, а теперь это народная забава.
6.Первичное закрепление
- В чём же сходство и в чём различие задач и загадок? Ответы учеников по алгоритму заложенном в листе с таблицей.
-Определим, где условие и требование (тексты: 3, 4).
3. Миша принёс 3 огурца, а Маша 4 огурца. Сколько огурцов принесли дети?
4. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой?
Ученики подчеркивают на листе, условие- красным цветом, а требование- синим.
Один ученик работает у доски.
Работа по учебнику
Составлять условие задачи по рисунку.
Загадывать и отгадывать загадки.
- Сейчас мы проверим, умеете ли вы составлять задачу по рисунку №2 с.37.
- Посмотрите на рисунок, что вы можете рассказать?
- О чем будет ваша задача?
У: Задача будет о моркови.
- Расскажите условие задачи и дополните её требованием.
- Какое правило мы должны помнить? (Требование должно быть связано с условием).
- Кто сможет смоделировать задачу самостоятельно с помощью отрезков?
- Необходимо найти целое число или его часть?
- Кто из вас может рассказать, какую пользу приносит нашему организму морковь? Ответы детей
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
- Теперь вы можете отличить текст задачи от загадки.
- Чем они похожи?( есть условие и требование) Чем они отличаются? ( в задаче есть подсчет, а в загадке его нет) В задаче- арифметические действия,а в загадке- логические операции. В задаче находим – число, в загадке- предмет.
Проведём тест.
- Сейчас я буду читать тексты один за другим. Ваша задача: если это текст задачи, то ставим +, если загадка - ,
1. У Васи было 6 груш. Три груши он съел. Сколько осталось груш?
2. Сто одёжек - все без застёжек (капуста)
3. На кочке сидело 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек осталось на кочке?
4.Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (осина)
5.Стоят две березы. На каждой березе растет по 5 яблок. Сколько яблок растет на двух березах? (Задача- ловушка, которая не имеет решения)
6. На ветке 4 вороны и столько же воробьев. Сколько всего птиц на ветке?
7. Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели, пять румяных, наливных, два с кислинкой. Сколько их?
8. Семь раз отмерь, один раз – отрежь.(Пословица, Никуда не относится)
- Проверяем себя по контрольному листу.
1 2 3 4 5 6 7 8
+ - + - + + + ?
8. Рефлексия деятельности
Пришло время зажечь звездочку знаний.
- Урок подходит к завершению.
- Что оказалось наиболее интересным?
- Какую цель ставили перед собой на урок?
- Как нам удалось достичь её?
На столах у вас лежат звездочки – красные и синие. Я попрошу вас, если на сегодняшнем уроке вам было интересно и у вас было хорошее настроение было понятно- покажите красную звездочку, если на уроке вам было скучно и у вас было плохое настроение- то синюю звездочку.
Следующая загадка
Формирование одного из основных понятий - «задача»: отличительные признаки задачи от загадки; признаки загадки: наличие условия (могут быть и числа) и требования – распознавание объекта, предполагающее логические операции, самостоятельное придумывание «загадок»; составление задач по рисункам.
Метапредметные
Познавательные
Воспроизведение своими словами алгоритмов; выполнение действий по образцу, алгоритму.
Выполнять задания с использованием материальных объектов, рисунков, схем.
Регулятивные
Формулировать и удерживать учебную задачу.
Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
Определять общую цель и пути её достижения.
Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Тема урока «Задача и загадки»
Цель: создание условия для формирования одного из основных понятий начального курса математики – «задача»: отличительные признаки задачи от загадки.
Учебные задачи:
1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.
2. Обеспечить развитие у школьников умение выделять узловые моменты своей деятельности как части целого.
3. Создать условия для развития у обучающихся умение структурировать информацию.
4.Формировать умение составлять задачи по рисункам, самостоятельно придумывать «загадки « по рисункам, отличать задачи от загадки.
5. Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки, при составлении задач и загадок: видеть отличие задачи от загадки.
6. Формировать навыки составления схем к задачам.
Учебно - методическое обеспечение
- Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. 2 ч. - М.: Академкнига/ Учебник. 2011;
- Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика: Тетрадь для самостоятельной работы №2. - М.; Академкнига/Учебник. 2012;
- Чекин А.Л. Математика: Методическое пособие для учителя. 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник. 2012.
Конверты с объектами для сборников задач и загадок (предметные картинки), простой и цветные карандаши, закладки – стикеры, листы самооценки.
Читайте также: