Человек загадка в романе преступление и наказание

Обновлено: 22.11.2024

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского присутствует огромное количество персонажей, тридцать из которых описаны довольно подробно и принимают активное участие в сюжете. В их число входят главные, второстепенные и третьестепенные герои, но каждый из них имеет важное значение в сюжете, помогая автору раскрыть смысл произведения.

«Свету ли провалиться, или мне чаю не пить»

«…На деле мне надо, знаешь чего: чтоб вы провалились, вот чего! Мне надо спокойствия. Да я за то, чтоб меня не беспокоили, весь свет сейчас же за копейку продам. Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить. Знала ль ты это, или нет? Ну, а я вот знаю, что я мерзавец, подлец, себялюбец, лен­тяй».

«Записки из подполья» (1864)

Это часть монолога безымянного героя «Записок из подполья», который он произносит пе­ред проституткой, неожиданно пришедшей к нему домой. Фраза про чай зву­чит в качестве доказате­льства ничтожности и эгоистичности подпольного человека. Эти слова имеют любопытный исторический контекст. Чай как ме­рило достатка впервые появ­ляется у Достоевского в «Бедных лю­дях». Вот как рассказывает о сво­ем материальном положении герой романа Макар Девушкин:

«А моя квартира стоит мне семь рублей ассигнациями, да стол пять целковых: вот двадцать четыре с полтиною, а прежде ровно тридцать платил, зато во многом себе отказывал; чай пивал не всегда, а теперь вот и на чай и на сахар выгадал. Оно, знаете ли, родная моя, чаю не пить стыдно; здесь всё народ достаточный, так и стыдно».

Похожие переживания испытывал в юности и сам Достоевский. В 1839 году он писал из Петербурга отцу в деревню:

«Что же; не пив чаю, не умрешь с голода! Проживу <…> Лагерная жизнь каждого воспитанника военно-учебных заведений тре­бует по крайней мере 40 р. денег. <…> В эту сумму я не включаю таких по­треб­ностей, как, например: иметь чай, сахар и проч. Это и без того необ­ходимо, и необходимо не из одного приличия, а из нужды. Когда вы мокнете в сырую погоду под дождем в полотняной палатке, или в та­кую погоду, придя с ученья усталый, озябший, без чаю можно забо­леть; что со мной случилось прошлого года на походе. Но все-таки я, уважая Вашу нужду, не буду пить чаю».

Чай в царской России был действительно дорогостоящим продуктом. Его везли напрямую из Китая по единственному сухопутному маршруту, и путь этот за­ни­­­­­­­­мал около года. Из-за расходов на транспортировку, а также огромных пош­лин чай в Центральной России стоил в несколько раз дороже, чем в Европе. Согласно «Ведомостям Санкт-Петербургской городской полиции», в 1845 году в магазине китайских чаев купца Пискарева цены на фунт (0,45 килограмма) продукта составляли от 5 до 6,5 рубля ассигнациями, а стоимость зеленого чая доходила до 50 рублей. В это же время за 6–7 рублей можно было купить фунт первосортной говядины. В 1850 году «Отечественные записки» писали, что го­до­вое потребление чая в России составляет 8 миллионов фунтов — правда, рас­считать, сколько приходится на одного человека, нельзя, так как этот товар был популярен в основном в городах и среди людей высшего сословия.

«Если Бога нет, то все позволено»

«…Он закончил утверждением, что для каждого частного лица, напри­мер как бы мы теперь, не верующего ни в Бога, ни в бессмертие свое, нравственный закон природы должен немедленно измениться в полную противоположность прежнему, религиозному, и что эгоизм даже до зло­­­действа не только должен быть дозволен человеку, но даже при­з­нан необходимым, самым разумным и чуть ли не благороднейшим исходом в его положении».

«Братья Карамазовы» (1880)

За пять лет до публикации «Братьев Карамазовых» Достоевский уже пытался фантазировать о том, что будет делать человечество без Бога. Герой романа «Подросток» (1875) Андрей Петрович Версилов утверждал, что явное доказате­льство отсутствия высшей силы и невозможности бессмертия, наоборот, заста­вит людей сильнее любить и ценить друг друга, потому что больше любить некого. Эта незаметно проскользнувшая реплика в следующем романе выраста­ет в тео­рию, а та, в свою очередь, — в испытание на практике. Измученный бого­борче­скими идеями брат Иван поступается нравственными законами и допускает убийство отца. Не выдержав последствий, он практически сходит с ума. Позво­лив себе все, Иван не перестает верить в Бога — его теория не рабо­тает, потому что даже сам себе он не смог ее доказать.

«Тварь ли я дрожащая или право имею»

«И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это все теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

«Преступление и наказание» (1866)

Впервые Раскольников заговаривает про «дрожащую тварь» после встречи с мещанином, который называет его «убивцем». Герой пугается и погружается в рассуждения о том, как бы на его месте отреагировал «Напо­леон» — представитель высшего человеческого «разряда», который спокойно мо­жет пойти на преступление ради своей цели или прихоти: «Прав, прав „про­рок“, когда ставит поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостоивая даже и объясниться! Повинуйся, дрожа­щая тварь, и — не желай, потому — не твое это дело. » Этот образ Раскольни­ков, скорее всего, позаимствовал из пушкинского стихо­творения «Подражания Корану», где вольно изложена 93-я сура:

Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды бодро следуй,
Люби сирот и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.

В оригинальном тексте суры адресатами проповеди должны стать не «твари», а люди, которым следует рассказывать о тех благах, которыми может одарить Аллах  «Посему не притесняй сироту! И не гони просящего! И возвещай о милости своего Господа» (Коран 93:9–11). . Раскольников осознанно смешивает образ из «Подражаний Корану» и эпизоды из биографии Наполеона. Конечно, не пророк Магомет, а француз­ский полко­водец ставил «поперек улицы хорошую батарею». Так он подавил восстание роялистов в 1795 году. Для Раскольникова они оба великие люди, и каждый из них, по его мнению, имел право любыми способами достигать свои цели. Все, что делал Наполеон, мог претворить в жизнь Магомет и любой другой представитель высшего «разряда».

«Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш»

«Допетровская Россия была деятельна и крепка, хотя и медленно слага­лась политически; она выработала себе единство и готовилась закре­пить свои окраины; про себя же понимала, что несет внутри себя драго­ценность, которой нет нигде больше, — православие, что она — храни­те­льница Христовой истины, но уже истинной истины, настоящего Хри­стова образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других на­ро­дах. <…> И не для захвата, не для насилия это единение, не для унич­тожения славянских личностей перед русским колоссом, а для того, чтоб их же воссоздать и поставить в надлежащее отношение к Европе и к человечеству, дать им, наконец, возможность успокоиться и отдох­нуть после их бесчисленных вековых страданий… <…> Само собою и для этой же цели, Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш…»

«Дневник писателя» (июнь 1876 года)

В 1875–1876 годах российскую и иност­ранную прессу наводнили идеи о захвате Константинополя. В это время на территории Порты  Оттоманская Порта, или Порта, — другое название Османской империи. одно за другим вспыхи­вали восстания славянских народов, которые турецкие власти жестоко подав­ляли. Дело шло к войне. Все ждали, что Россия выступит в за­щи­ту балканских государств: ей предсказывали победу, а Османской импе­рии — распад. И, ко­нечно, всех волновал вопрос о том, кому в этом случае доста­нется древняя византийская столица. Обсуждались разные варианты: что Константинополь станет международным городом, что его займут греки или что он будет частью Российской империи. Последний вариант совсем не устраивал Европу, зато очень нравился российским консер­ваторам, которые видели в этом в первую очередь политическую выгоду.

Вол­но­вали эти вопросы и Достоевского. Вступив в полемику, он сразу обвинил всех участников спора в неправоте. В «Дневнике писателя» с лета 1876 года и до вес­ны 1877-го он то и дело возвращается к Восточному вопросу. В отличие от кон­сер­ваторов, он считал, что Россия искренне хочет защитить единовер­цев, осво­бодить их от гнета мусульман и поэтому, как православная держава, имеет исключительное право на Константинополь. «Мы, Россия, действите­льно необ­ходимы и неминуемы и для всего восточного христианства, и для всей судьбы будущего православия на земле, для единения его», — пишет До­стоевский в «Дневнике» за март 1877 года. Писатель был убежден в особой хри­стианской миссии России. Еще раньше он развивал эту мысль в «Бесах». Один из героев этого романа, Шатов, был убежден, что русский народ — это народ-богоносец. Той же идее будет посвящена и знаменитая Пушкинская речь, опубликованная в «Дневнике писателя» в 1880 году.

«Красота спасет мир»

«Правда, князь [Мышкин], что вы раз говорили, что мир спасет „кра­сота“? Господа, — закричал он [Ипполит] громко всем, — князь утвер­ждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир? Мне это Коля пере­сказал… Вы ревностный христианин? Коля говорит, вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему».

«Идиот» (1868)

Фразу о красоте, которая спасет мир, произносит второстепенный персонаж — чахоточный юноша Ипполит. Он спрашивает, действительно ли так говорил князь Мышкин, и, не получив ответа, начинает развивать этот тезис. А вот главный герой романа в таких формулировках не рассуждает про красо­ту и только однажды уточняет про Настасью Филипповну, добра ли она: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено!»

В контексте «Идиота» принято говорить в первую очередь о силе внутренней красоты — именно так толковать эту фразу предлагал сам писатель. Во время работы над романом он писал поэту и цензору Аполлону Майкову, что поста­вил себе целью создать идеальный образ «вполне прекрасного человека», имея в виду князя Мышкина. При этом в черновиках романа есть следующая за­пись: «Мир красотой спасется. Два образчика красоты», — после чего автор рассуж­дает о красоте Настасьи Филипповны. Для Достоевского поэтому важно оце­нить спасительную силу как внутренней, духовной красоты человека, так и его внешности. В сюжете «Идиота», однако, мы находим отрицательный ответ: красота Настасьи Филипповны, как и чистота князя Мышкина, не делает жизнь других персонажей лучше и не предотвращает трагедию.

Позже, в романе «Братья Карамазовы», герои снова заговорят о силе красоты. Брат Митя уже не сомневается в ее спасительной силе: он знает и чувствует, что красота способна сделать мир лучше. Но в его же понимании она обладает и разрушительной силой. А мучиться герой будет из-за того, что не понимает, где именно пролегла граница между добром и злом.

Главные герои романа:

    (23 года) — главный герой романа, бедный студент, решившийся на преступление на философской почве.
    (18 лет) — близкая подруга Раскольникова, бедная девушка, зарабатывающая на жизнь «непристойным ремеслом».
    (35 лет) — следователь, расследующий убийство старухи и ее сестры Лизаветы.
    (22 года) — младшая сестра Раскольникова; бедная, но образованная девушка.
    (Вразумихин) — друг Раскольникова, добрый, открытый и деятельный молодой человек.
    (50 лет) — состоятельный помещик, влюбленный в Дуню Раскольникову.
    (45 лет) — жених Дуни Раскольниковой, подлый и хитрый человек.
    (60 лет) — старуха, которая становится жертвой Раскольникова

Следующая загадка

Федор Достоевский. Гравюра Владимира Фаворского. 1929 год Государственная Третьяковская галерея / © DIOMEDIA

«Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей?»

«16 апреля. Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей?

Возлю­бить человека, как самого себя, по заповеди Христовой, — невоз­можно. Закон личности на земле связывает. Я препятствует. Один Христос мог, но Христос был вековечный от века идеал, к которому стре­­мится и по закону природы должен стремиться человек».

Из записной книжки (1864)

Маша, или Мария Дмитриевна, в девичестве Констант, а по первому мужу Исаева, — первая жена Достоевского. Они поженились в 1857 году в сибирском городе Кузнецке, а потом переехали в Центральную Россию. 15 апреля 1864 го­да Мария Дмитриевна умерла от чахотки. В последние годы супруги жили отдельно и мало общались. Мария Дмитриевна — во Владимире, а Федор Ми­хай­лович — в Петербурге. Он был поглощен изданием журналов, где среди про­чего публиковал тексты своей любовницы — начинающей писательницы Апол­линарии Сусловой. Болезнь и смерть супруги сильно поразили его. Спустя несколько часов после ее смерти Достоевский зафиксировал в записной книжке свои мысли о любви, браке и целях развития человечества. Вкратце суть их такова. Идеал, к которому нужно стремиться, — это Христос, единст­венный, кто смог пожертвовать собой ради других. Человек же эгоистичен и не спо­собен возлюбить ближнего своего как самого себя. И тем не менее рай на земле возможен: при должной духовной работе каждое новое поколение будет лучше предыдущего. Достигнув же высшей ступени развития, люди откажутся от бра­ков, потому что они противоречат идеалу Христа. Семейный союз — эгоисти­ческое обособление пары, а в мире, где люди готовы отказыва­ться от своих личных интересов ради других, это не нужно и невозможно. А кроме того, раз идеальное состояние человечества будет достигнуто лишь на последней стадии развития, можно будет перестать размножаться.

«Маша лежит на столе…» — интимная дневниковая запись, а не продуманный писательский манифест. Но именно в этом тексте намечены идеи, которые потом Достоевский будет развивать в своих романах. Эгоистичная привя­занность человека к своему «я» найдет отражение в индивидуалистиче­ской теории Раскольникова, а недостижимость идеала — в князе Мышкине, назы­вавшегося в черновиках «князь Христос», как пример самопо­жертвования и смирения.

Следующая загадка

Список всех персонажей

    Семья Раскольниковых:
    На момент действия романа семья Раскольниковых состоит из трех человек. Члены семьи Раскольникова являются центральными персонажами произведения.

    (23 года) — главный герой романа, бедный студент. (Цитаты)
    (22 года) — сестра Раскольникова, бедная, но образованная девушка. (Цитаты)
    (43 года) — мать Родина и Дуни, добрая, честная, но бедная вдова
    — отец Родиона, умерший за несколько лет до событий, описанных в романе.

    (18 лет) — главная героиня романа, близкая подруга Родиона Раскольникова, бедная девушка, зарабатывающая на жизнь «непристойным ремеслом». (Цитаты)
    (50 лет) — отец Сони Мармеладовой, отставной спившийся чиновник. (Цитаты)
    (30 лет) — мачеха Сони Мармеладовой
  • Лидочка (также зовется Ленечкой; 6 лет) , Коля (7 лет) , Полечка (10 лет) — дети Катерины Ивановны от первого брака.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Человек есть тайна. Её надо разгадать. По «Преступлению и наказанию».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения » По авторам » Достоевский Ф. М. » Человек есть тайна. Её надо разгадать. По «Преступлению и наказанию»

«Человек есть тайна. Её надо разгадать. », - сказал Ф.М.Достоевский. Действительно, писатель умел заглянуть в душу человека, в его внутренний мир. В своих произведениях он показывал читателю, что в каждом человеке идет внутренняя борьба добра со злом. Герои Достоевского стремятся к поиску истины и развитию своей души.

Например, в романе «Преступление и наказание" студент Раскольников - сложный и противоречивый человек.

С одной стороны, он - добрый и отзывчивый, помогает семье Мармеладовых, неравнодушен к людскому горю и страданиям. С другой стороны, он очень гордый и самолюбивый. Родиона интересует вопрос, что же он собой представляет. Раскольников делит людей на великих и «материал» для великих. Он возомнил себя человеком, имеющим право на преступление. Молодой человек решил убить старуху-процентщицу, чтобы доказать себе, что принадлежит к великим людям, как, например, Наполеон, и не является «тварью дрожащей».

После совершения преступления герой начинает страдать. Раскольников был уверен, что не будет испытывать угрызения совести, так как следовал своим убеждениям. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Однако начал испытывать тоску, одиночество, отвращение к себе, не мог смотреть в глаза мамы и сестры. Автор показал перелом в сознании героя. Теперь Раскольников не мог жить по-старому. Он понял, что совершил ужасный непоправимый поступок.

Соня Мармеладова призывает его к мукам ради воскрешения души и спасения. Добро и милосердие Сони противопоставлены жестокой теории Раскольникова. Соня нарушила нравственные законы, как и Раскольников. Однако он отнял жизнь у другого человека, а она пожертвовала собой ради семьи.Соня призывает Родиона к раскаянию, она готова помочь ему вынести все страдания.

Для Родиона муки совести страшнее каторги. Попав на каторгу, Раскольников не сразу раскаялся в убийстве, он раскаялся лишь в своей слабости. Спустя несколько месяцев, благодаря девушке, в душе героя произошел переворот. Родион начинает менять свое мировоззрение.

В христианстве он находит утешение и смирение. Душа его начинает возрождаться.

Таким образом, в «Преступлении и наказании» писатель показал сложность и противоречивость характера человека. Даже умный, добрый, отзывчивый человек может совершить безнравственный поступок. В этом произведении Ф.М. Достоевский раскрывает мотивы действий героев, а также учит читателей относиться с уважением к людям и любить их.

Краткое описание персонажей

Родион Романович Раскольников

23 года; Главный герой романа «Преступление и наказание»

Бывший студент-юрист Петербургского университета — из-за нехватки средств был вынужден оставить учёбу. Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников решается на убийство; однако после обнаруживает, что «Наполеоном» он не является.

Дуня Раскольникова

22 года; Сестра Родиона Раскольникова

Младшая сестра Родиона. Красивая, скромная девушка. Несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, девушка не теряет гордости благородства. Чтобы помочь брату Дуня работает гувернанткой, терпит унижение от хозяев, но не становится забитой и безропотной. Она решается на замужество по расчету, надеясь, что деньги вытянут семью из нищеты, но поняв, что ее жених настоящий подлец разрывает помолвку. В конце романа Дуня выходит замуж за друга брата, Разумихина, и они вместе планируют скопить денег и перебраться к Родиону в Сибирь.

Пульхерия Александровна

43 года; Мать Родиона Раскольникова

Красивая добрая женщина в возрасте 43 лет Пульхерия Александровна. Ее возраст характеризуется старостью: старые глаза, волосы с сединой, лучистые морщинки. Она живет в бедности, но стремится помочь своим детям. Весь доход матери — 120 рублей в год, это пенсия, назначенная за мужа, мелкого чиновника. Пульхерия Александровна вяжет косынки, вышивает нарукавники, чтобы получить еще хоть какие-то средства. Любовь к сыну заставляет женщину жить в нищете, ей хочется, чтобы Родион учился в Петербурге, стал образованным и построил карьеру. Женщина не справляется с чувствами. После ареста Родиона она почти теряет рассудок, впадает в горячку и умирает.

Соня Мармеладова

18 лет; Близкая подруга Раскольникова

Главная героиня романа, близкая подруга Родиона Раскольникова. Худенькая, бледненькая блондинка с голубыми глазами не обладает особыми талантами. Девушка робкая, тихая и скромная. Она терпеливо принимает страшные удары судьбы. Соня начинает заниматься «позорным» ремеслом, чтобы помочь семье, оставшейся в нищете, но ее работа не приносит желаемого результата. Отец погибает, мачеха умирает, ее дети попадают в сиротский приют. Именно Соня уговаривает Раскольникова сдаться полиции, и отправляется вслед за ним на каторгу в Сибирь.

Семен Захарович Мармеладов

50 лет; Отец Сони Мармеладовой

Отставной чиновник, отец Сони Мармеладовой. Он уже немолодой мужчина старше 50 лет. Несмотря на свой неряшливый вид и образ пьяницы, в его глазах еще не потух огонь жизни. Встреча с Раскольниковым происходит в кабаке, и герои сразу обращают друг на друга внимание. Мармеладов опознал в студенте образованного юношу, для которого распивание спиртных напитков на постоянной основе было непривычно. Раскольникова удивила речь бывшего чиновника: она была витиеватой, правильной и приятной. Во многом, именно встреча с Мармеладовым подтолкнула Раскольникова к совершения преступления.

Катерина Ивановна Мармеладова

30 лет; Мачеха Сони Мармеладовой

Женщина из благородной семьи военного. В ранней молодости сбежала из дома с заезжим офицером и вышла за него замуж. Ее муж увлекался карточными играми, в следствии чего попал под суд и умер. Овдовев Катерина Ивановна осталась без средств к существованию с тремя маленькими детьми на руках. Тогда то, из жалости, на ней и женился мелкий чиновник Мармеладов, но спустя год он потерял работу и начал беспробудно пить.

Семья вновь оказалась в состоянии крайней нищеты. Из-за ужасных условий проживания Катерина Ивановна заболевает чахоткой и в результате умирает. Ее трое детей остаются сиротами, их определяют в детский дом.

Алена Ивановна

60 лет; Жертва преступления Раскольникова

Старуха-процентщица, которая становится жертвой Раскольникова. В произведении Алена Ивановна представлена вредной старушонкой, выдающей деньги под большой процент, тем самым наживаясь на других людях. Она берет под проценты ценные вещи у нуждающихся, выплачивает им в 4 раза ниже стоимости предметов и создает себе капитал. Если хотя бы на день просрочить выкуп сданных предметов, «пропала вещь».

Алена Ивановна в романе не имеет фамилии. Автор этим хотел, возможно, подчеркнуть типичность образа. Бессердечная, алчная и жестокая женщина богата.

Лизавета

35 лет; Случайная жертва преступления Раскольникова

Сводная сестра старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее полная противоположность. Слабоумная молодая женщина, которая становится случайной жертвой преступления Раскольникова. Лизавета готовила, стирала и убиралась, стараясь угодить своей привередливой старшей сестре. По сути, Лизавета находилась «в полном рабстве у сестры своей», работала на нее «день и ночь» и терпела «от нее даже побои». При этом, старуха даже в своем завещании не оставила Лизавете «ни гроша», кроме «стульев и прочего».

Из-за умственной болезни Лизавета попадает в зависимость похотливых мужчин, она постоянно беременна. Нет в романе слов о детях, значит, их нет. Можно только догадываться, чем завершается каждая беременность женщины. Неуклюжая, похожая на солдата Лизавета, стала случайной жертвой. Ее убийство не входило в планы Раскольникова, но тем и опасна его теория: погибает и так обиженный судьбой человек.

Аркадий Иванович Свидригайлов

50 лет; Помещик, влюбленный в Дуню Раскольникову

Состоятельный помещик, влюбленный в Дуню Раскольникову, развратный человек. О Свидригайлове ходят страшные слухи и все окружающие отзываются о нем отрицательно.

Марфа Петровна

55 лет; Жена Свидригайлова

Покойная жена Аркадия Свидригайлова. Бала состоятельной помещицей, которая выкупила Свидригайлова из долговой тюрьмы и женила на себе. Хотя Свидригайлов живет с ней исключительно из-за денег, Марфа Петрова страстно любит своего мужа.

В романе упоминается, что она умерла от удара (инфаркта), но ходят слухи, что ее убил Свидригайлов в надежде быть с Дуней Раскольниковой.

Порфирий Петрович

35 лет; Следователь

Опытный следователь расследующий дело об убийстве процентщицы Алены Ивановны и сестры ее Лизаветы. После убийства Алены Ивановны и ее сестры Порфирий сразу же начинает подозревать Родиона Раскольникова, хотя никаких доказательств нет.

Разумихин Дмитрий Прокофьевич (Вразумихин)

Верный друг Раскольникова. Настоящая фамилия героя — Вразумихин, но все вокруг прозвали его Разумихиным, подчёркивая разумность Дмитрия. Ради помощи другим Дмитрий легко готов отказаться от своих выгод, пожертвовать даже принципами.

Лужин Петр Петрович

45 лет; Жених Дуни

Жених Дуни Раскольниковой, сестры главного героя романа Родиона Раскольникова. Надворный советник; дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой. Создает положительное впечатление о себе, на деле он скупой, подлый, тщеславный и мелочный человек.

Андрей Семенович Лебезятников

Приятель и подопечный Лужина

Приятель Петра Петровича Лужина и сосед Мармеладовых. Молодой чиновник служащий в каком-то министерстве, представитель так называемых «новых людей». Человек считающий себя высокообразованным и пропагандирующий «модные» взгляды, но с трудом изъясняющийся даже на родном русском языке.

Зосимов

27 лет; Лечащий врач Раскольникова

Начинающий врач. Приятель Разумихна. По специальности Зосимов является хирургом, но также интересуется психиатрией. Судя по всему, Раскольников был его первым пациентом, но несмотря на противодействие больного, Зосимов успешно лечит его и приходит к выводу, что причиной болезни Раскольникова является «нервный вздор», душевные переживания, а также «дурной паек»

Амалия Ивановна Липпевехзель

Хозяйка квартиры, где семья Мармеладовых снимает комнату

Хозяйка квартиры, где снимает комнату семья Мармеладовых. «Чрезвычайно вздорная и беспорядочная немка» плохо говорящая на русском языке. Катерина Ивановна Мармеладова принципиально называла хозяйку (с которой находилась в постоянной конфронтации и, вероятно, не хотела «делить» с ней отчество) — Амалией Людвиговной, подчеркивая ее национальность. Та на такое обращение обижалась и требовала называть ее «Амаль-Иван».

Наталья Зарницына

Бывшая невеста Раскольникова

Бывшая возлюбленная Раскольникова, умершая еще до начала повествования. Дочь Прасковьи Павловны Зарницыной, у которой Раскольников снимает комнату. Девушка некрасивая и болезненная, но добрая и честная. Наталья Зарницына, как и Соня Мармеладова, олицетворяет собой смирение, кротость, душевную теплоту, выявляя светлые стороны личности Раскольникова. С ней первой Раскольников обсуждал свою теорию, и девушка была несогласна с ним.

По воспоминаниям Раскольникова, его покойная невеста была некрасива и «совсем хворая», но любила подавать милостыню нищим и хотела уйти в монастырь.

Прасковья Павловна Зарницына (Пашенька)

Хозяйка дома, где живет Раскольников

Хозяйка дома, в котором Раскольников уже около трех лет снимает комнату. Вдова коллежского асессора; мать Натальи Егоровны Зарницыной, невесты Раскольникова. Последние четыре месяца Раскольников не платит Зарницыной за квартиру, из-за чего та злится и больше не подает ему обед, не убирает комнату.

Настасья

Служанка в доме, где живет Раскольников

Кухарка и служанка Прасковьи Павловны, квартирной хозяйки Раскольникова. Из «деревенских баб», переехала в Петербург еще до начала событий описанных в романе. Она была чуть не единственным человеком, с кем общался Раскольников, заперевшись в своей каморке, и она же подкармливала его, когда хозяйка квартиры лишила его обедов.

Читайте также: