Британия до бриттов загадка пиктов

Обновлено: 04.11.2024

Шотландцы, которые и есть скотты, уверены в том, что они произошли от скифов? Но почему Шотландия, а не Скотландия? Всё просто. Изменение изначального имени связано с определенным событием 16 века в английском языке, когда в нем произошла смена буквосочетания SC на SH во многих английских словах. Была Скотия, стала Шотландия.

Как они оказались на Британских островах, и откуда пришли? По этому поводу Шотландское предание, "Ветвь Омелы", гласит: «На благословенные острова, наши Кланы привели друиды, ведомые Богами из Великой Скифии, а в Великую Скифию, Предки Наши пришли, из-за гор поросших репьём, с берегов Священной Белой реки, где стоит город Богов».

По данным Википедии, скотты: «По-видимому, переселились с континента в Ирландию не ранее 400 г. до н.э. В результате слияния с более древним иберийским населением Ирландии и другими этническими элементами образовали древнеирландскую народность. Часть скоттов, переселившись на территорию современной Шотландии (вероятно, ок. 500 г. н.э.), создала государство Далриаду, первоначально имевшее территорию как в Шотландии, так и в Ирландии. Позднее с объединением государств скоттов и пиктов в середине IX в. н.э. родилось государство Альба».

А вот в манускрипт F Англосаксонской Хроники, созданной в аббатстве Сент-Августин в Кентербери около 1100 года, отмечает, что скотты называются scithi, то есть скифами. Но скифами были и славяне сколоты. Сам Н. Карамзин писал, что по словам Геродота, «скифы, известные персам под именем саков, сами себя называли сколотами». Где сколоты – одно из славянских племен. И по мнению А.Г. Кузьмина, они были предшественниками скифов в Причерноморье. Что предполагает определенное родство со славяно-русами.

Начав свой путь из Скифии, расположенной между Каспийским и Черным морем, которое в ирландской саге о Гойдель Гласе (Goídel Glas) называется Красным (Чермным – ныне Черным) скотты-сколоты направились в дальнее путешествие. По пути, отмечал А. Кузьмин, зафиксировались в Египте, Средиземноморье, на несколько столетий задержались в Иберии (Испании) затем «двинулись в сторону «зеленого острова» . Отмеченный сагой путь «совпадает с ареалом распространения мегалитической культуры, для которой узловым «распределителем» является Иберия» .

Вот интересный факт, касающийся генеалогии древних шотландцев. Его рассказал А. Клёсов: ««Я сейчас работаю с потомком древнего шотландского рода, он R1a, и считает, что в R1a может быть национальная идея Шотландии, которая сейчас, на его взгляд, практически утеряна. Он уверен, что и англичане, и скандинавы – древние враги Шотландии. И приводит длинный список погромов-резни, которые те и другие обрушивали на Шотландию с давних времен…. А когда он узнал, что древние шотландские рода относятся к R1a, и гаплотип наиболее древних родов – с русской равнины, то он понял, что это и есть «национальная идея». Вот почему шотландцы – не британцы и не скандинавы. Они – с востока, с Русской равнины».

ДНК-генеалогия нашла математический аппарат, который позволил определить, что арии – предки русов и кельты порядка 30 тысяч лет назад имели общего предка – гаплогруппа R. В результате мутации в У-хромосоме образовались гаплогруппы R1 и R2. Представители второй гаплогруппы остались в Индии. Из рода R1 в результате следующей мутации 24 тысяч лет назад выделился род R1a (арии), и еще через 2000 лет род R1b (эрбины – будущие кельты). Это отличие и определило дальнейшее расхождение антропологически близких родов ариев и эрбинов.

Данные ДНК-генеалогии также показывают, кто заселял Европу за тысячелетия до начала христианский эры. Так, после потрясения понесенного родом R1a в Европе из-за агрессивного пришествия туда эрбинов, этот род 4500-5000 лет назад ушёл на восток, на Русскую равнину. И этот выход на Русскую равнину спас европейские R1a. Затем, только в первом тысячелетии до н.э. Европа снова заселилась носителями R1a. Они, видимо, принесли в Европу индоевропейские языки, создали язык Римской империи и последующий языковый ландшафт Европы.

И еще информация из англоязычной Википедии под подзаголовком «Претензии на происхождение»: «Множество групп требовало возможного происхождения от скифов, включая осетинов, пуштунов, тюркских казахов и якутов (чей эндоэтноним – Саха), и парфяне (чья родина находится на востоке Каспийского моря). Некоторые легенды о пиктах; галлы; венгры; сербы и хорваты (среди других) также включают упоминание о скифском происхождении. Во втором параграфе 1320 декларации Арброат (Arbroath) элита Шотландии настаивает на скифском государстве как бывшей родине шотландцев. Некоторые авторы утверждают, что скифы участвовали в образовании Мидийской империи и аналогично Кавказской Албании». То есть, шотландцы ничтоже сумняшеся ведут свое происхождение от скифов.

Говоря о Шотландии нельзя не сказать несколько слов о пиктах. Они и явились одной из составляющих частей будущих шотландцев. Это были племена, обитавшие на крайнем севере Британии. Интересно, что и пиктов выводят от скифов. Пикты означают буквально «раскрашенные». Это слово до сих пор входит в современный английский язык в том же значении. И здесь нельзя не отметить ту же связь раскрашивания с татуировкой скифов. Нельзя исключить и того, что пикты, от названия которых Pryden произошло название бриттов, могли явиться первой волной переселенцев агафирсов-скифов. И некоторые полагают, что названия «Британия», «бритты», первоначально могло относиться к пиктам и лишь затем перейти на весь остров и его обитателей.

Аннотация к книге "Британия до бриттов. Загадка пиктов"

Следующая загадка

Заурбек Ужахов - Британия до бриттов. Загадка пиктов обложка книги

25 %

Автор: Ужахов Заурбек Сосламбекович

Издательство: Спутник+, 2018 г.

Цена для всех

Ваша цена (-25%)

1563 р.

ID товара: 676158

Оформление

Масса: 388 г

Размеры: 218x155x15 мм

Содержание

Рейтинг

Оценить (оценило: 1)

Следующая загадка

Вы можете стать одним из первых, кто напишет рецензию на эту книгу, и получить бонус — до 15 рублей на баланс в Лабиринте! Или оставьте заявку, чтобы кто-то другой написал ее скорее.

Написать рецензию Оставить заявку Уже заявок: 1 шт.

(рецензий 827 / оценок +3361 )

Понравилось? Да

Рейтинг: +1

Оценка товара:

Качество печати:

Качество иллюстраций:

Возрастная аудитория:

От 18 лет

Книга в твердой обложке с чёрно-белыми иллюстрациями, схемами, картами, листочки белые, шрифт ясный.
Любопытное исследование для интересующихся темой.
Ниже выкладываю фото для ознакомления.

27.01.2019 15:28:48

Рейтинг

Оценить (оценило: 1)

УЖЕ ПОКУПАЛИ

  • ""Москва, спаленная пожаром". Первопрестольная в 1812 году", Александр Васькин (2)
  • "Кутузовский проспект. Легенды советской Москвы", Александр Васькин (1)
  • "Лекарство от ненависти", Марина Орлова (11)
  • "PR в b2b", Станислав Грушевский (1)
  • "Справочник по грамматике японского языка (2-й уровень сложности)", Владимир Орлов (3)

Круглосуточный бесплатный
звонок 8 800 600-95-25

Скопировать номер

50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила

30 р. Баллы за ваши отзывы на книги

5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ

Здесь будут храниться ваши отложенные товары.

Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии!

Следующая загадка

Существует популярное мнение, что пикты по происхождению являются кельтами. Но так как вопрос их этногенеза сохраняет свой дискуссионный статус, в научной литературе пиктов называют не кельтским народом, а кельтоязычным. Кроме того, по всей видимости, это была целая группа народов, имеющих определенные культурные различия.

Пикты населяли территорию современной Шотландии, точнее – все земли, лежащие к северу от залива Ферт-оф-Форт. Основной пласт археологических находок позволяет говорить о том, что как сформировавшаяся общность племен пикты появились в период Поздней Античности, так называемая Субримская Британия – приблизительно с III-IV по конец VIвека нашей эры. Просуществовали пикты до Раннего Средневековья, приблизительно до IX-X века.

Название народа – пикты – латинское по происхождению, его этимологию мы рассмотрим ниже. В письменных источниках европейских хронистов это название встречается четко в период с III по X век. Также в этих источниках упоминается пиктский язык, который до наших дней не дошел. Предполагается, что это был язык островных кельтов, тесно связанный с общебриттонским языком, на котором говорили бритты (они, в свою очередь, совершенно точно были кельтами по происхождению).

Насчет пиктского языка есть много лингвистических теорий, реконструировать его невозможно ввиду отсутствия достаточного количества источников. Предполагается, что многое от пиктского языка воспринял гэльский язык, который сам произошел от древнеирландского наряду с ирландским и мэнским языками. Проведены некоторые параллели между пиктским и валлийским языком (валлийский относится к бриттонским языкам). Так или иначе, нет сомнений в том, что у пиктов действительно был собственный уникальный язык.

Относительно этногенеза пиктов нет единой версии. Согласно наиболее устоявшейся, пикты произошли от каледонцев. Календонцы были кельтоязычным племенным союзом, проживавшим на территории Шотландии с периода Британского железного века (VIII-VIIвека до нашей эры) до периода Римской Британии, то есть до III-IVвеков, когда уже появляются пикты. Каледонией в римских источниках называется территория Британии к северу от Ферт-оф-Форт. Однако неоднозначен вопрос происхождения каледонцев. Нет точного подтверждения тому, что они генетически связаны с бриттами и тоже являются кельтами. Вопрос осложняется тем, что в плане археологии от каледонцев практически ничего не осталось.

Первыми потомками календонцев пиктов назвали римляне. Этот вывод они сделали на основании так называемой Карты Птолемея. Это карта мира, представленная в работе «География» Птолемея (написана около 150 года нашей эры). Карта не очень точная и достаточно условная, но в целом неплохо описывает регионы Европы и даже Азии, известные европейцам во II веке. Именно у Птолемея каледонцы живут на севере Британии. Позже хроники называют эту территорию Пиктлендом или Пиктавией. Полного единства пиктские племена достигают, по всей видимости, к VII веку в результате распространения влияния Королевства Фортриу. С IVвека это было самое сильное пиктское королевство, именно оно вбирает в себя остальные племена в регионе. В европейских хрониках часто понятия Фортриу и Пиктавия идентичны.

В VIII веке Пиктавия берет под контроль крупное гэльское королевство Дал Риада и к X веку образует Королевство Альба. Королевство Альба занимает весь север и запад современной Шотландии. С этого момента пикты как самобытный народ исчезают с мировой арены. Альба же процветает, к XIII веку она вбирает в себя Бриттонское королевство Стратклайд, Нортумбрийский Лотиан, Галлоуэй и Западные острова.

О культуре и обществе пиктов мы знаем немного, этих сведений недостаточно для построения полноценного образа народа. В основном мы базируемся на археологических находках, а также описаниях христианских мессиониров. Среди таких источников есть, например, текст «Церковная история английского народа» Беды Достопочтенного. Более поздний текст XVII века «Ирландские хроники» включает несколько десятков хроникальных работ, включая работу Беды.

Пикты во «Всемирном театре старинной и современной моды» Лукаса де Гира Пикты во «Всемирном театре старинной и современной моды» Лукаса де Гира

Этимология

Слово «пикты» (pictis) не является самоназванием пиктских народов. То есть это не эндоним, а экзоним, который впервые встречается в панегирике Ювмениуса, датируемом 297-м годом нашей эры. Слово происходит от латинского «pingere», что значит «рисовать». Ювмениус использует его в значении «раскрашенные люди». В валлийском языке для обозначения пиктов использовалось слово пехвир (peithwyr), в древнескандинавском – петтр (pettr). Есть версия, что эти слова не являются калькой с римского варианта, а происходят из пиктского языка.

Согласно другой версии, исходное самоназвание (эндоним) пиктов – притены (pritani). Эта форма присутствует в гало-бриттской группе языков (так называемые п-кельтские языки) и, вероятно, восходит к гэльской форме (qritani), которая могла попасть в гэльский язык из пиктского. И хотя это лишь версия, она подтверждается несколькими фактами. Например, в «Путешествии Пифея из Массалии», которое рассказывает о странствиях древнегреческого мореплавателя, Британию и Ирландию он называет Притенскими островами, а их жителей – притенами (пританами). Этот факт интересен с той точки зрения, что текст датируется IVвеком до нашей эры, то есть когда север Британии был заселен каледонцами.

Сам текст «Путешествии Пифея из Массалии» во многом спорный, потому что в нем, например, упоминается широко известный мифический остров Туле в Северном море. Тем не менее, название народа – притены – Пифей, похоже, не выдумал. То есть этот эндоним существовал задолго до того, когда история пиктов начинается «официально». В связи с этим встает масса вопросов. Например, кем тогда являются каледонцы и круитни? Вопрос с круитни особенно интересен. Этот народ населял Древнюю Ирландию, но у средневековых хронистов круитни часто отождествляются с пиктами.

В уэльских источниках пикты называются как круитни, так и притенами, на основании чего лингвисты сегодня предполагают, что оба слова – пикты и круитни (или крутин) – имеют одну первооснову. У раннеирландских писателей пикты и круитни также иногда используются как синонимы, но сегодня предполагается, что круитни, скорее всего, были ветвью пиктов. Дело в том, что у них есть концептуальное культурное различие – у круитни право наследования шло по мужской линии, как у всех древнеирлансдких племен, а у пиктов – по женской. Так что вопрос остается открытым.

Королевство Фортриу (800 г), Королевство Альба (900 г) Королевство Фортриу (800 г), Королевство Альба (900 г)

История пиктов

Как и когда сформировалась первая конфедерация пиктских племен, мы не знаем. Предполагается, что пикты объединились в ответ на экспансию Рима. Интересно, что в ряде хроник (например, в текстах Беды Достопочтенного и Джеффри Монмутского) пикты называются «покорителями Альбы и Скифии». Напомню, что Скифией в классической античности называлась область в Центральной Евразии. Каким образом пикты могут быть «покорителями» этого региона – непонятно.

История пиктов до Раннего Средневековья нам не известна. Предполагается, что до VIIвека пикты могли быть данниками Нортумбрии, которая являлась на тот момент самым большим и влиятельным британским королевством (север современной Англии и юго-восток Шотландии). Однако в 685 году англы потерпели от пиктов сокрушительное поражение в Битве при Дун Нехтайне.

Известно, что в той битве пиктами командовал король Бридей мак Бели. Войска пиктов выступили против нортумбрийцев, но, испугавшись войска большей численности, отступили. Армия Нортумбрии преследовала пиктов и оказалось, что те лишь заманивали их в засаду у озера Линн Гаран (современный Ангус). Король нортумбрийцев Экгфрит был убит, а войско Нортумбрии разгромлено. Победа пиктов подарила им независимость и серьезно ослабила позиции Нортумбрии, против которой выступила Мерсия и ряд других регионов.

В IX веке в Британию приходят викинги (о чем подробно мы говорили на прошлом стриме ). Они основывают Островное Королевство, практически уничтожают Нортумбрию, разоряют Страклайд, строят Йорк и фактически берут Британию под свой контроль. В противостоянии викингов и пиктов коренной перелом произошел в 839 году, когда скандинавы убили одновременно Эоганана Мак Ченгуса, короля Пиктавии, и Аэк Мак Боанта, короля Дал Риады. Тем не менее, Пиктавия сохраняет независимость, мы даже не можем точно сказать, платили ли пикты какие-то выкупы или дань викингам.

В середине X века, во время правления Константина Мак Аэда (тут уже Константин), север Британии перестают называть Пиктавией или Пиктлендом. Теперь это Королевство Альба. Причем совершенно непонятно, откуда появилось такое название и кто первым стал его использовать. Есть версия, что Альбой назывался самый могущественный пиктский род. Так или иначе, но именно во время правления Константина исчезает пиктский язык и происходит гаэлизация пиктов, то есть они сливаются с народностью гэлов, теряя собственные социокультурные черты.

Здесь тоже масса белых пятен. Не ясно, почему пикты, которые веками доминировали в регионе, уступили гэлам. Также непонятно, кем являются сами гэлы, были ли они кельтами или претерпели кельтизацию в Раннем Средневековье. Возможно, они изначально не имели больших культурных отличий от пиктов.

Пиктская «Цепь Белого Клыка», датируется 400-800 гг. н.э. Пиктская «Цепь Белого Клыка», датируется 400-800 гг. н.э.

Королевства Пиктавии и право наследования

Хотя Пиктавия соседними народами воспринималась как единое государство, в действительности это была Конфедерация нескольких независимых королевств. Тем не менее, в торговых и политических вопросах все королевства Пиктавии выступали как единое целое. Обычно одно из королевств явно доминировало над другими и правитель этого королевства являлся номинальным правителем Пиктавии.

В «Поплетонском манускрипте» (De Situ Albanie), который датируется началом XIIIвека, говорится, что Круитни – это имя короля-основателя первых пиктских королевств. Якобы у Круитни было семь сыновей, каждому из которых он дал в правление по одному из регионов будущей Пиктавии: Кейт, Се, Цирцинн, Файф, Фидах, Фотла и Фортриу. Возможно, существовали и другие пиктские королевства, но эти семь засвидетельствованы в ряде источников. Выше, в части про этимологию, я намеренно не говорил о том, что название народа круитни могло быть именем собственным, именем некоего первого короля пиктов. Дело в том, что эти сведения, приведенные в «Поплетонском манускрипте», ничем не подтверждаются.

С чем связан этот уникальный обычай – мы не знаем. Тем не менее, у пиктов сын редко наследовал отцу, потому что чаще всего королю наследовал его брат, а тому его брат. Это было логично с той точки зрения, что брат правящего монарха был наиболее подготовлен для правления. Такая практика похожа на гэльскую традицию наследования титулов, которая называлась танистри. При этом король Пиктавии и король Альбы – два совершенно разных явления. У пиктов королем мог быть только сильный военный лидер, который и сам был умелым воином. У шотландцев королевская власть бюрократизировалась и стала неотделима от церковной власти.

Насчет права наследования по женской линии есть одна любопытная версия. В «Церковной истории» Беды Достопочтенного, на которую я уже ссылался, сказано, что пикты прибыли по морю из Скифии. Беда пишет, что у них не было с собой женщин и за невестами им пришлось идти к скоттам. Те поставили условие, что отдадут своих женщин, если власть будет передаваться по женской линии. Версия интересная и вроде бы Беде принято верить, вот только есть большие сомнения насчет того, что пикты каким-то образом действительно прибыли из Скифии.
Копия серебряной доски из клада Норрис Лоу (Файф) Копия серебряной доски из клада Норрис Лоу (Файф)

Пиктское общество

Археологические находки говорят о том, что материальная культура пиктов была похожа на культуру бриттских, гэльских и англосаксонских племен. Однако нужно учитывать, что кельтские народы и их культура имеют широчайшее распространение как территориально, так и по временной шкале. В связи с этим существует риск проведения излишне глубоких аналогий, которые самих исследователей вводят в заблуждение. К примеру, явно некорректно сравнивать доримскую Галлию, Ирландию XIIIвека и пиктов VI века. Несмотря на то, что все это кельтоязычные народы с близкой культурой, отличия между ними есть, зачастую концептуальные.

С Поздней Античности до Раннего Средневековья пикты были земледельцами, живущими небольшим общинами. В принципе, примерно так жило в то время большинство народов Северной Европы. Пикты использовали крупный рогатый скот, овец и свиней, им было известно отгонное животноводство (сезонная смена дислокации скота). Ирландские источники, современные пиктам, говорят о широком распространении лошадей. Резьба на археологических артефактах указывает на наличие традиции охоты с собаками. При этом пикты также практиковали охоту с соколами, кроме них в Британии никто не охотился с птицами.

Пикты знали практически все зерновые культуры (ячмень, рожь, овес, пшеницу), выращивали овощи в изобилии, включая локальные виды, например – скиррет (в Шотландии краммак), он же – «белый корень». Это сладковатый ароматный корнеплод, который можно варить, тушить, запекать. Для изготовления одежды использовалась шерсть, также пикты выращивали лен, но непонятно – только ли для волокон или, возможно, для масла. Так как процветали животноводство и охота, пикты имели высокий уровень мастерства в кожевенном деле.

Крупных городов пикты не строили (как те же галлы), относительно небольшие поселения вырастали вокруг королевских фортов и религиозных центров. Полноценные города в Шотландии появились лишь в XII веке.

Недавние археологические находки показывают, что пиктам были известны передовые технологии своего времени – они делали обжиговые печи для сушки зерна, кузнечные горны, строили ветряные мельницы. Ранние пикты плотно промышляли пиратством, атакуя Римскую Британию. С течением времени пираты становятся торговцами, но свое исконное ремесло тоже не бросают. В этом смысле они не отличались от более поздних викингов, которые могли быть торговцами или рейдерами в зависимости от ситуации.

В Дунаде (поселение железного века в Дал Риаде) обнаружена посуда из Галлии. Вообще, в Дунаде и ряде пиктских поселений найдено довольно много предметов культуры с материка, но это достаточно спорный вопрос, с кем конкретно торговали пикты. Потому что, согласно хроникам мессионеров, на материке об этом народе почти не знали.

От пиктов сохранился ряд монументов, так называемые Пиктские камни. На них изображены и простые пикты, и элита, надписи есть и на латыни, и выполненные огамическим письмом, характерным для кельтоязычных народов (не все из этих надписей до сих пор расшифрованы). Искусство пиктов в целом соответствует искусству других современных им кельтских народов. В более поздней ирландской поэзии артисты пиктов описываются идентичными ирландским.

Брох Мусы (Шетландские острова) Брох Мусы (Шетландские острова)

Брохи

Брохи – это крупные каменные сооружения, возведенные методом сухой кладки. Большое количество брохов обнаружено на территориях, заселенных пиктами. Все брохи датируются железным веком, поэтому не совсем понятно, кто их построил. Либо прямые предки пиктов/круитни, либо народ, населявший эти территории до кельтоязычных народов и по какой-то причине исчезнувший. Неизвестно, чтобы пикты Поздней Античности и Раннего Средневековья строили брохи, но они их активно использовали, что подтверждается археологией.

Все брохи построены по одному принципу – это круглые высокие строения из каменных блоков. По всей Шотландии археологами обнаружен 571 брох. Большинство сохранилось лишь на уровне основания, но некоторые, по всей видимости, предстают перед нами в практически оригинальном виде. Удивительно, что эти строения, возведенные без какого-либо скрепляющего материала между блоками, простояли более 2000 лет.

Название «брох» предположительно шотландское, в переводе означает «форт». У скандинавов то же самое означало слово «борг». Происхождение брохов и их назначение – предмет активных научных дискуссий. Основная версия заключается в том, что брохи были чем-то вроде замков или крепостей и использовались местной элитой. Изначально предполагалось, что брохи строили не пикты, а другие кельтские племена, вытесненные сначала на юг Англии белгами (конфедерация племен в северной Галлии), а затем мигрировавшие дальше на север из-за римской экспансии. Тем не менее, эта версия не нашла подтверждения и считается сомнительной.

Внутри брохов найдена керамика, что по идее должно пролить свет на происхождение этих уникальных сооружений (подобного на тот период времени никто не строил). Проблема в том, что эта керамика самобытна, больше всего она похожа на керамику бриттов, но и от нее отличается, схожесть тут скорее является заимствованием, а не указывает на первооснову. Высказывались версии о некоей культуре, существовавшей на территории Шотландии, а затем ушедшей на Гебридские острова, но это тоже лишь неподтвержденные гипотеза.

По всей видимости, это все же было местное уникальное явление прямых предков пиктов. Все брохи строились в период времени с IIIвека до нашей эры по I век нашей эры. Лишь один брох датируется IV веком до нашей эры. Почему пикты перестали строить такие сооружения, почему их материальная культура (та же керамика) так сильно отличается от керамики строителей брохов – большой вопрос. Дело в том, что в брохах есть два типа находок – одни более ранние, другие – поздние, пиктские. И они сильно отличаются.

Что касается назначения брохов, это вопрос еще больший. Многие из них, но не все, расположены в выгодных стратегических позициях, защищенные естественными преградами и искусственно возведенными валами. Пример – брох Берланд возле Гулбервика на Шетландских островах, он расположен на вершине утеса, отрезанный от материка огромными рвами. В некоторых местах брохи стоят крайне плотно. Однако нет никаких археологических находок, свидетельствующих о том, что это были военные сооружения. Нет ни остатков оружия, ни характерных повреждений на стенах. Если это были королевские дома, символизирующие принадлежность к элите, это также не подтверждается археологически.

Внутренний диаметр брохов составляет от 5 до 15 метров, в высоту они строго больше 6,1 метра, но точный «рост» башен мы узнать не можем. Самый высокий из сохранившихся брохов называется Брох Мусы, его стены составляют 13 метров в высоту, но вполне возможно, что они частично обвалились и башня была выше. Все брохи имели один вход и винтовую лестницу внутри с галереями. В арке входа есть углубления для установки дверей, внутри брохи явно разбивались на этажи, как минимум, на два. Толщина стен не менее 3 метра. Раскопки в Дун Бхарабхате и Льюис подтвердили, что брохи имели деревянную крышу, но неизвестно, какой она была формы.

Некоторые брохи расположены рядом с естественными источниками воды или колодцами, другие – в глухих регионах, где даже в железный век не было ресурсов или важных объектов. Некоторые вообще выстроены на островах посреди озер (например, Брох-оф-Кликимин на Шетландских островах). На Оркнейских островах есть несколько брохов, вокруг которых из того же камня возведены небольшие строения, тоже круглой формы.

Судя по археологии, строители брохов перестали их использовать в Iвеке нашей эры. Затем их неоднократно использовали пикты, потом шотландцы. Дополнительную сложность представляет тот факт, что плотно исследовать брохи на научном уровне начали лишь в XIX веке, когда свой след на них оставило множество разных культур.

Читайте также: