Босх загадки и тайные смыслы лекция

Обновлено: 04.11.2024

В одной части картины животные окружают Адама и Еву, которые заключают брачный союз в раю. Но рай не такой уж райский. Ева изображена прекрасной, утончённой девой, но если посмотреть внимательнее, то около Евы мы увидим кроликов, которые символизируют похоть, сексуальную одержимость.

Ева на картине является главной виновницей греха. Именно со стороны Евы изображены животные, убивающие друг друга, а также если присмотреться можно увидеть мутное озеро, что символизирует обман, ложь. В озере плавает утка-монахиня, которая символизирует бордель.

На средней части триптиха множество обнажённых людей ведут праздный образ жизни. Девушки и юноши, ненасытно пожирающие плоды клубники символизируют похоть. Это аллегория того, что будет, если Адам и Ева будут вести неправильную мирскую жизнь.

Это произведение пропитано скрытыми смыслами, знаками и символами, в которых мы и будем разбираться.

Минимальный

  • 5 лекций об основных картинах Босха. Достаточно, чтобы получить добротное понимание его творчества, но без погружения в интригующие детали.

Следующая загадка

Более загадочного художника, чем Босх, отыскать трудно. Ещё труднее представить его творящим одновременно с Рафаэлем и Микеланджело. Но все-таки Босх — тоже мастер эпохи Возрождения. Чем Северное Возрождение отличалось от итальянского и как раскрыть загадку полотен Босха? Узнаем на лекции, а еще:

Поговорим о том, кто он вообще такой, Босх? Как выгодная женитьба открывает путь в высшее общество и за что художника любили соседи;

Разберёмся, почему его работы так много подделывали и как отличить подлинник от копии;

Окунёмся в мир знаков и символов и попробуем понять, кто их создал — христианин, еретик, алхимик или сумасшедший;

Выясним, как работы Босха повлияли на продолжателей и подражателей.

Купить Нет доступных дат

Максимальный

  • Все лекции из пакета «Оптимальный»
  • Домашние задания. Это – для любителей глубокого погружения. Я приготовил для вас двенадцать интересных заданий, чтобы вы почувствовали себя настоящими арт-детективами. Их выполнение потребует изобретательности, догадливости и фантазии. И конечно, мы с вами общаться в закрытой группе и обсуждать ваши находки.
  • Обратная связь от меня

Монографии:

  1. Hieronymus Bosch : new insights into his life and work.
  2. Bosch in perspective, by Snyder James
  3. Bosch, by Delevoy Robert L
  4. Hieronymus Bosch: Garten der Lüste, by Hans Belting
  5. Hieronymus Bosch, by Gibson, Walter S
  6. The practice of theory : poststructuralism, cultural politics, and art history by Moxey, Keith P. F
  7. Hieronymus Bosch by De Tolnay, Charles,
  8. Валерия Косякова, «Код Средневековья»
  9. Михаил Майзульс, «Между Христом и Антихристом. “Поклонение волхвов” Иеронима Босха»

Статьи:

Bosch’s Boy with a Whirligig: Some Iconographical Speculations
Author(s): Walter S. Gibson
Source: Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art, Vol. 8, No. 1 (1975 – 1976), 9-15

The Pawns in Bosch’s “Death and the Miser”
Author(s): ANNE M. MORGANSTERN
Source: Studies in the History of Art, Vol. 12 (1982), pp. 33-41

The Prado Epiphany by Jerome Bosch
Author(s): Lotte Brand Philip
Source: The Art Bulletin, Vol. 35, No. 4 (Dec., 1953), pp. 267-293

Bosch’s “St. Anthony Triptych”–An Apothecary’s Apotheosis
Author(s): Laurinda S. Dixon
Source: Art Journal, Vol. 44, No. 2, Art and Science: Part I, Life Sciences (Summer, 1984), pp. 119-131

Salvation through Imitation: The Meaning of Bosch’s “St. Jerome in the Wilderness”
Author(s): Wendy Ruppel
Source: Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art, Vol. 18, No. 1/2 (1988), pp. 4-12

Bosch’s Dreams: A Response to the Art of Bosch in the Sixteenth Century
Author(s): Walter S. Gibson
Source: The Art Bulletin, Vol. 74, No. 2 (Jun., 1992), pp. 205-218

JHERONIMUS BOSCH AND VICTOR VAN CARBEN; THE CONTROVERSY BETWEEN CHURCH AND SYNAGOGUE IN SOME OF BOSCH’S PAINTINGS
Author(s): EDWARD COHEN
Source: Studia Rosenthaliana, Vol. 18, No. 1 (JANUARY 1984), pp. 1-11

Hieronymus Bosch: Homo viator at a Crossroads: A New Reading of the Rotterdam tondo
Author(s): Yona Pinson
Source: Artibus et Historiae, Vol. 26, No. 52 (2005), pp. 57-84

Bosch’s Wanderer and a Poverty Commonplace from Juvenal
Author(s): René Graziani
Source: Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, Vol. 45 (1982), pp. 211-216

God in the Details: Bosch and Judgment(s)
Author(s): Larry Silver
Source: The Art Bulletin, Vol. 83, No. 4 (Dec., 2001), pp. 626-650

Circumdederunt me canes multi: Christ’s Tormentors in Northern European Art of the Late Middle Ages and Early Renaissance
Author(s): James Marrow
Source: The Art Bulletin, Vol. 59, No. 2 (Jun., 1977), pp. 167-181

Hieronymus Bosch and the Mirror of Man: The Authorship and Iconography of the “Tabletop of the Seven Deadly Sins”
Author(s): WALTER S. GIBSON
Source: Oud Holland, Vol. 87, No. 4 (1973), pp. 205-226

The Social Status of Hieronymus Bosch
Author(s): Bruno Blondé and Hans Vlieghe
Source: The Burlington Magazine, Vol. 131, No. 1039 (Oct., 1989), pp. 699-700

Water, Wine, and Blood — Science and Liturgy in the “Marriage at Cana” by Hieronymus Bosch
Author(s): LAURINDA S. DIXON
Source: Oud Holland, Vol. 96, No. 2 (1982), pp. 73-96

Bosch’s “Garden of Earthly Delights”: A Progress Report
Author(s): E. H. Gombrich
Source: Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, Vol. 32 (1969), pp. 162-170

The Triptychs of Hieronymus Bosch
Author(s): Lynn F. Jacobs
Source: The Sixteenth Century Journal, Vol. 31, No. 4 (Winter, 2000), pp. 1009-1041

The Strawberries of Hieronymus Bosch
Author(s): Walter S. Gibson
Source: Cleveland Studies in the History of Art, Vol. 8 (2003), pp. 24-33

The Garden of Earthly Delights by Hieronymus Bosch: The Iconography of the Central Panel
Author(s): Walter S. Gibson
Source: Nederlands Kunsthistorisch Jaarboek (NKJ) / Netherlands Yearbook for History of Art, Vol. 24 (1973), pp. 1-26

“Sicut in utrem aquas maris”: Jerome Bosch’s Prolegomenon to the “Garden of Earthly Delights”
Author(s): Charles Dempsey
Source: MLN, Vol. 119, No. 1, Italian Issue Supplement: Studia Humanitatis: Essays in Honor of Salvatore Camporeale (Jan., 2004), pp. S247-S270

Alchemical Imagery in Bosch’s Garden of Delights. by Laurinda S. Dixon; Hieronimus Bosch: The Temptation of Saint Anthony. by Anne F. Francis Review by: Walter S. Gibson

A New Clue to Bosch’s Garden of Delights
Author(s): Patrik Reuterswärd
Source: The Art Bulletin, Vol. 64, No. 4 (Dec., 1982), pp. 636-638

The Crab, the Sun, the Moon and Venus: STUDIES IN THE ICONOLOGY OF HIERONYMUS BOSCH’S TRIPTYCH “THE GARDEN OF EARTHLY DELIGHTS”
Author(s): ANNA BOCZKOWSKA
Source: Oud Holland, Vol. 91, No. 4 (1977), pp. 197-231

Folklore Motifs in Late Medieval Art III: Erotic Animal Imagery
Author(s): Malcolm Jones
Source: Folklore, Vol. 102, No. 2 (1991), pp. 192-219

HIERONYMUS BOSCH: JOHANNES AUF PATMOS: Eine Umwendtafel für den Meditationsgebrauch
Author(s): WILHELM FRAENGER
Source: Zeitschrift für Religions- und Geistesgeschichte, Vol. 2, No. 4 (1949/50), pp. 327-345

Water, Wine, and Blood — Science and Liturgy in the “Marriage at Cana” by Hieronymus Bosch
Author(s): LAURINDA S. DIXON
Source: Oud Holland, Vol. 96, No. 2 (1982), pp. 73-96

Astrology and Jerome Bosch
Author(s): Andrew Pigler
Source: The Burlington Magazine, Vol. 92, No. 566 (May, 1950), pp. 132-136

Отзывы

лекцию посетили 1309 человек

Глубокая, детализированная, многослойная подача материала основанная на изучении разных источников. Лектор создал целый мир Босха, в котором хотелось оставаться дольше. Пришла на художника, о котором знала только имя, а ушла с новым видением и переосмыслением своих вкусов. Спасибо. Прийду еще!

MARIIA Kulishova

«Босх: загадки и тайные смыслы»

MARIIA Kulishova

«Босх: загадки и тайные смыслы»

Глубокая, детализированная, многослойная подача материала основанная на изучении разных источников. Лектор создал целый мир Босха, в котором хотелось оставаться дольше. Пришла на художника, о котором знала только имя, а ушла с новым видением и переосмыслением своих вкусов. Спасибо. Прийду еще!

close

Невероятно! Интересно, живо, очень много новой информации. Жаль, что раньше не приходила на лекции.

Инна Кесслер

«Босх: загадки и тайные смыслы»

Инна Кесслер

«Босх: загадки и тайные смыслы»

Невероятно! Интересно, живо, очень много новой информации. Жаль, что раньше не приходила на лекции.

close

Вострикова -- гениальный лектор! Она погружает тебя в киноисторию, ты не замечешь, как вовлекаешься в историю худодника без остатка. Превосходно переплетаются факты о жизни художника и их отражение в картинах. Начинаешь понимать, почему искусство вечно. почему оно завораживает сквозь пространство и время. Я только на Вострикову хожу, лучше её просто нет!

читать полностью Дарья Филимонова

«Босх: загадки и тайные смыслы»

Дарья Филимонова

«Босх: загадки и тайные смыслы»

Вострикова -- гениальный лектор! Она погружает тебя в киноисторию, ты не замечешь, как вовлекаешься в историю худодника без остатка. Превосходно переплетаются факты о жизни художника и их отражение в картинах. Начинаешь понимать, почему искусство вечно. почему оно завораживает сквозь пространство и время. Я только на Вострикову хожу, лучше её просто нет!

close

На одном дыхании! Просто, интересно и с качественным юмором о сложных вещах.

Анжелика Амбарцумян

«Босх: загадки и тайные смыслы»

Анжелика Амбарцумян

«Босх: загадки и тайные смыслы»

На одном дыхании! Просто, интересно и с качественным юмором о сложных вещах.

close

Это моё первое посещение "Синхронизации", и я очень довольна! В начале думала, что после рабочего дня будет сложно воспринимать 2-ух часовую лекцию, но материал подавался так ярко, динамично, доступно и очень круто были расставлены акценты, что я даже не замечала времени. Вся усталость ушла, вышла окрылённая новыми знаниями. Прямо мёд. Хочу ещё. Единственно, я в прошлом event-менеджер и подмеча

читать полностью Наталья Лобанова

«Босх: загадки и тайные смыслы»

Наталья Лобанова

«Босх: загадки и тайные смыслы»

Это моё первое посещение "Синхронизации", и я очень довольна! В начале думала, что после рабочего дня будет сложно воспринимать 2-ух часовую лекцию, но материал подавался так ярко, динамично, доступно и очень круто были расставлены акценты, что я даже не замечала времени. Вся усталость ушла, вышла окрылённая новыми знаниями. Прямо мёд. Хочу ещё.
Единственно, я в прошлом event-менеджер и подмечаю всякие мелочи не по теме) Зал, свет, звук - кайф. Смутила расстановка стульев. их бы шашечкой ставить, чтобы не смотреть в затылок впереди сидящему. Но это мелочи. Уже выбираю следующую лекцию) Спасибо, что устраиваете такие вечера!

close

Изначально была скептически настроена - презентация не то же, что экскурсия в музее, рядом с оригиналами произведений. Но лекция превзошла все ожидания. Лектор рассказывала о тайных смыслах картин Босха, о жизни художника и его последователях очень бодро, вовлекая в обсуждение аудиторию - 2 часа пролетели совершенно незаметно. Рекомендую к посещению.

читать полностью Ольга Астахова

«Босх: загадки и тайные смыслы»

Ольга Астахова

«Босх: загадки и тайные смыслы»

Изначально была скептически настроена - презентация не то же, что экскурсия в музее, рядом с оригиналами произведений.
Но лекция превзошла все ожидания. Лектор рассказывала о тайных смыслах картин Босха, о жизни художника и его последователях очень бодро, вовлекая в обсуждение аудиторию - 2 часа пролетели совершенно незаметно.
Рекомендую к посещению.

Следующая загадка

Мы попробуем найти алхимические ребусы в триптихе «Искушение Святого Антония» и картине «Брак в Кане»

Самый загадочный триптих

Речь пойдет про «Сад земных наслаждений». Мы присмотримся ко всем его ставящим в тупик деталям (от стеклянных лабораторных колб до загадочных существ, похожих на инопланетных биороботов). Затем я расскажу, как исследователи пытались с разных сторон подступиться к их толкованию. Не гарантирую, что мы все поймем, но обещаю, что будет интересно!

Босх и ереси

Поговорим об известных еретических движениях того времени и проверим Босха на причастность к ним.

Всего: 12 лекций, больше шести часов видео. Также все лекции будут доступны в аудиоформате (чтобы можно было не только смотреть, но и слушать в машине или на прогулке). Отдельные файлы с изображениями (чтобы вы могли подробнее их рассмотреть).

Я вам, как обычно, предлагаю на выбор три пакета:

Онлайн-лекция «Босх. Загадки и тайные смыслы»

О мой Босх!, изображение №7

Более загадочного художника, чем Босх, отыскать трудно. А ещё труднее представить его творящим одновременно с Рафаэлем и Микеланджело. Чем Северное Возрождение отличалось от итальянского и как раскрыть тайну полотен Босха? На онлайн-лекции окунёмся в мир знаков и символов и попробуем понять, кто их создал — христианин, еретик, алхимик или сумасшедший.

Как проходит синхронизация

Формат

Каждая наша лекция идёт
в среднем 2 часа в группе
не более 30 человек

Бронирование

Места на лекции ограничены.
Поэтому нельзя забронировать
билет или оплатить его на месте: обязательно регистрируйтесь
и покупайте билеты на сайте.

Covid-19

Мы соблюдаем антиковидные меры. Пожалуйста, надевайте маски и сохраняйте социальную дистанцию.

Подробнее 1. На входе мы измеряем температуру у каждого пришедшего. Если у вас температура, есть симптомы болезни (кашель, насморк, слабость) или вы просто плохо себя чувствуйте — сообщите нам и оставайтесь дома. Подумайте о других слушателях.
2. На лекции надевайте маску — так вы с меньшей вероятностью заразитесь или заразите других.
3. Места на лекции ограничены, а рассадка — через одного. Поэтому просим регистрироваться на лекцию на сайте. 4. Мы не продаём на мероприятии кофе и чай.

Оптимальный

  • Все 12 лекций
  • Бонус: дополнительная тринадцатая лекция (как ее получить – узнаете после оплаты)

Следующая загадка

О мой Босх!, изображение №1

Рыцари с рыбьими хвостами, голые люди верхом на грифонах, двухголовые птицы. Эти фантастические аллегории сложно разгадать спустя 500 лет после создания картин Босха. Сегодня узнаем, как искусствоведы интерпретируют некоторые символы художника на примере триптиха «Сад земных наслаждений».

На онлайн-лекции продолжим разгадывать тайные смыслы.

Босх и философский камень

О мой Босх!, изображение №2

Нет сомнений, что Босх был знаком с атрибутами алхимии: в Саду множество склянок и колб, и даже фонтан вечной молодости похож на гигантскую реторту.* Вопрос в том, как художник относился к этой «науке»: вокруг фонтана видны полые скорлупки яиц, которые намекают на пустопорожность и бесполезность алхимии.

*Лабораторный сосуд с длинным горлом.

Летят утки

О мой Босх!, изображение №3

В одной из «реторт» прячется сова — что она значит? В эпоху античности сова символизировала подлинную мудрость, но в XVI веке стала олицетворением мудрости ложной, то есть оккультизма и ереси. Другие птицы триптиха тоже могут указывать на человеческие пороки, например, удод и утка считались низменными, нечистоплотными созданиями. Создать карусель Добавьте описание

Ни рыба ни мясо

О мой Босх!, изображение №4

Полотно изобилует рыбами. Босх пишет как реальные виды (дорада, летучая рыба), так и фантастические гибриды всех цветов и форм. Легче всего было бы считать их символом Иисуса,* ведь рыба — один из древнейших знаков христианства. Но Средние века снова все путают: рыба может быть атрибутом поста или сладострастия, символом Луны или воды, даже олицетворять знак зодиака.

*Ихтис — древнегреческое название рыбы и акроним имени Христа, состоящий из первых букв слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

Одну ягодку беру.

О мой Босх!, изображение №5

В работе Босха множество ягод величиной с полчеловека — клубники, земляники, ежевики. С одной стороны, это указание на легендарный Золотой век человечества, когда люди жили в мире и сытости, а плоды росли без помощи земледелия. С другой стороны, некоторые аппетитные ягоды изображены рядом с влюблёнными парами и могут указывать на сладострастие.

Князь Тьмы

О мой Босх!, изображение №6

Пожалуй, самый известный образ Босха — птицеголовый монстр, который ест людей и испражняется ими в выгребную яму. Чудище считается олицетворением дьявола, ведь вокруг него собрались аллегории человеческих пороков. Это может быть и бог Сатурн (Кронос): по легенде, он съел своих детей. А еще в Средневековье его часто изображали хромым или безногим, с кувшином вместо ноги.

Лекцию ведет

Наталья Вострикова

Искусствовед, преподаватель теории и истории изобразительного искусства

Автор курсов по истории искусства в Институте славянской культуры МГУДТ, Институте гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО и ИТ)>>> далее

Читайте также: