Анализ текстов научно публицистических произведений работа над загадками

Обновлено: 05.11.2024

Цель урока: совершенствовать владение устной и письменной речи учащихся через анализ публицистического текста.

продолжать развивать умение вдумчиво читать текст,

повторить особенности публицистического стиля речи: сферу применения, функции, основные жанры и языковые признаки.

п родолжать развивать аналитические способности учащихся

повторить стилистический анализ текста публицистического стиля

продолжать развивать навыки самостоятельной работы с информацией ,

повторить отличие художественного текста от публицистического,

повторить особенности построения сочинений, написанных в публицистическом стиле.

Оборудование к уроку:

Презентация, компьютер, экран, раздаточный материал к уроку (план стилистического анализа текста, текст «Что значит быть воспитанным?» по С.Гиацинтовой, С.И. Ожегов «Словарь русского языка»).

1. Проверка домашнего задания.

- Где мы можем встретить тексты публицистического стиля? (В газетах, журналах, в СМИ, общественной жизни, политике).

- Какие стилевые черты характерны для публицистического стиля?

(призывность, эмоциональность, общедоступность, оценочность, информативная насыщенность, логичность, образность)

- Какие языковые признаки характерны для публицистического стиля? (общественно-политическая лексика (государство, экология, депутат), фразеология (мирное наступление, вопрос безопасности, пакет предложений); речевые штампы, клише (труженики полей, работники прилавка, дружеская атмосфера, резкая критика); эмоционально-оценочная лексика (например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание; слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм,); лексика, имеющая торжественную, гражданско-патетическую, окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование, воинство, отчизна; старевшая лексика: свершения, держава, страж; военная терминология, употребляемая образно: гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов. (речь в текстах с этими словами может идти, например, об уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т.д.).

Для синтаксиса характерно употребление однородных членов, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов, риторических вопросов и риторических обращений. А также использование восклицательных предложений, инверсии, оксюморона (обычно в заголовках), параллелизма. повторов, рядов однородных членов предложения, присоединительных конструкций, эллипсиса).

- Какие основные жанры выделяют в публицистическом стиле?

По методу убеждения.

Заметка, отчет, репортаж, интервью

Рецензия, статья, отзыв, письмо, обзор

Памфлет, очерк, фельетон, зарисовка, портрет

По сфере использования:

1) газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж, заметка, интервью;

3) ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;

4) коммуникативные – пресс-конференция, встреча "без галстука", телемост;

5) рекламные – объявление, плакат, лозунг).

- В чем особенность языковых признаков?

(Публицистический стиль совмещает в себе элементы всех стилей).

- Что можно сказать о композиции текста публицистического стиля?

Напоминает научное рассуждение:

- выдвигается важная общественная проблема;

- предлагаются и анализируются пути её решения;

Напоминает диалог, в котором автор высказывает мысль и задаётся вопросом, а справедливо ли его утверждение. Также это диалог автора с читателями.

2. Чтение текста «Что значит быть воспитанным?»

Воспитанный человек. Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

(По С. Гиацинтовой)

3. Анализ текста публицистического стиля (по плану).

План стилистического анализа текста

Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которой может быть использован текст.

(Текст актуален, общественно значим по тематике. Автор не просто рассказывает о В.И.Качалове, а акцентирует внимание на его воспитанности. С.Гиацинтова призывает читателя к « проявлению внутренней доброты и человечности »).

Назовите стилевые черты, присущие тексту (непринуждённость – официальность, эмоциональность - бесстрастность, точность – расплывчатость названия, образность – отсутствие образности, субъективность – объективность, конкретность – абстрактность, подчёркнутая логичность, призывность речи).

(Текст эмоционален, он напоминает диалог автора с читателями, так как используется непосредственное обращение к собеседнику (Если о вас скажут. ), автор текста призывает к « знаниям хорошего тона, сердечности и доброте к людям »)

Укажите языковые средства (фонетические, словообразовательные, лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.

(Среди характерных для публицистики языковых и речевых средств можно назвать следующие:

риторический вопрос (Так что же такое воспитанность?);

неполные предложения (Воспитанный человек. Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке.);

оправданный повтор слов и синтаксический параллелизм конструкций (Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке.);

ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением ( Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным . Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности);

преобладает книжная, отвлеченная лексика (воспитанность, человечность, побуждения, деликатность, тактичность).

Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.

(Это текст публицистического стиля).

- К какому типу речи можно отнести этот текст?

(Текст представляет собой рассуждение. Автор поднимает проблему воспитанности.

Тезис. Воспитанный человек. Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Доказательство - пример истинно воспитанного человека. В этой части текста используется сначала описание предмета (черты характера Качалова), затем повествование (один из поступков Качалова). Автор, комментируя пример, возвращается к высказанному в начале текста положению.

Вывод : истоки воспитанности — в доброте и уважении к людям.

4. Эвристическая беседа

- Давайте вспомним, какие функции выполняет публицистический стиль речи? (информировать (в кратчайший срок сообщить о свежих новостях; воздействовать (формировать мировоззрение людей, общественное мнение; побудить к действию).

- А какому еще стилю присущи выше изложенные функции? В каком еще стиле речи используются тропы и фигуры, лексические повторы? (В художественном).

- Что еще общего между публицистикой и художественным стилем? (И то и другое – словесное искусство с разнообразием жанровых репертуаров).

- Тогда как их различать? (Во-первых, они воздействуют по- разному: публицистика ориентирована на реальное событие, факт, документ, а художественной литературе воображение автора создает, хотя и правдоподобный, но вымышленный мир и вымышленные образы.

Во-вторых, по-разному выражается оценка изображаемого: в литературе автор не выносит прямых оценок ни героям, ни их поступкам, ни их словам, он, как правило, подводит к этим оценкам читателя, а в публицистике автор прямо и открыто агитирует, убеждает, пропагандирует, дает субъективную оценку).

5. Домашнее задание.

Написать сочинение в публицистическом стиле (жанр выбирает сам ученик). Для слабых учащихся можно предложить написать сочинение – рассуждение по образцу, проанализированному на уроке, «Что значит быть милосердным?»

Следующая загадка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: завершить работу по ознакомлению учащихся с основными стилями речи; углубить представления о публицистическом стиле речи; вырабатывать умение находить описание процессов труда, поступков человека, определять их роль в тексте; воспитывать уважение к нелёгкому труду хлебопашца.

Оборудование: учебные тексты, таблицы, схемы, интерактивная доска.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Минутка вхождения в урок

Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек- нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: ( Что именно?) и обнять друга, и помочь товарищу, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших товарищей, которые будут вам добрыми помощниками.

Послушайте текст

Чтение текста учителем

Будучи главными злаками, пшеница, рожь или кукуруза имеют общечеловеческий символизм земледелия, природного плодородия и урожая. Поскольку пшеницу сеют, выращивают, а затем жнут, она может означать цикл рождения, жизни и смерти, а также возрождения.

Тема: « Стилистический анализ текста публицистического стиля»

Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

их никогда не воспитаешь.

В. А. Сухомлинский

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний. Беседа

- Обратите внимание, что слово стиль произошло от греческого (СлайдN9)

Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока. (Слайд №10).

Речь сопровождает человека всюду, в разных сферах его жизни и деятельности. В науке о человеке и обществе выделяются такие пять основных сфер жизни и деятельности людей:

б) наука и техника;

в) официальные отношения (отношения между организациями или организациями и отдельными людьми);

г) политика и общественные отношения;

В зависимости от того, в какой сфере и с какой целью происходит общение, люди по-разному говорят и пишут, по-разному пользуются языком, предпочитая в разных ситуациях те или иные языковые средства. Поэтому и речь людей бывает разной: в ней выделяют пять основных стилей.

- Какие стили речи вам известны?

(Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный)

Групповая работа

Прочитайте тексты, определите стиль речи

1-я группа - научный стиль

2-я группа - разговорный стиль

3-я группа - художественный стиль

Слово учителяvv

Цель: завершить работу по ознакомлению учащихся с основными стилями речи; углубить представления о публицистическом стиле речи; вырабатывать умение находить описание процессов труда, поступков человека, определять их роль в тексте; воспитывать уважение к нелёгкому труду хлебопашца.

Оборудование: учебные тексты, таблицы, схемы, интерактивная доска.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Минутка вхождения в урок

Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек- нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: ( Что именно?) и обнять друга, и помочь товарищу, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших товарищей, которые будут вам добрыми помощниками.

Послушайте текст

Чтение текста учителем

Будучи главными злаками, пшеница, рожь или кукуруза имеют общечеловеческий символизм земледелия, природного плодородия и урожая. Поскольку пшеницу сеют, выращивают, а затем жнут, она может означать цикл рождения, жизни и смерти, а также возрождения.

Тема: « Стилистический анализ текста публицистического стиля»

Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

их никогда не воспитаешь.

В. А. Сухомлинский

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний. Беседа

- Обратите внимание, что слово стиль произошло от греческого (СлайдN9)

Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока. (Слайд №10).

Речь сопровождает человека всюду, в разных сферах его жизни и деятельности. В науке о человеке и обществе выделяются такие пять основных сфер жизни и деятельности людей:

б) наука и техника;

в) официальные отношения (отношения между организациями или организациями и отдельными людьми);

г) политика и общественные отношения;

В зависимости от того, в какой сфере и с какой целью происходит общение, люди по-разному говорят и пишут, по-разному пользуются языком, предпочитая в разных ситуациях те или иные языковые средства. Поэтому и речь людей бывает разной: в ней выделяют пять основных стилей.

- Какие стили речи вам известны?

(Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный)

Групповая работа

Прочитайте тексты, определите стиль речи

1-я группа - научный стиль

2-я группа - разговорный стиль

3-я группа - художественный стиль

Слово учителя

Просмотр содержимого документа
«" Стилистический анализ текста публицистического стиля"»

" Стилистический анализ текста публицистического стиля"

Цель: завершить работу по ознакомлению учащихся с основными стилями речи; углубить представления о публицистическом стиле речи; вырабатывать умение находить описание процессов труда, поступков человека, определять их роль в тексте; воспитывать уважение к нелёгкому труду хлебопашца.

Оборудование: учебные тексты, таблицы, схемы, интерактивная доска.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Минутка вхождения в урок

Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек- нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: ( Что именно?) и обнять друга, и помочь товарищу, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших товарищей, которые будут вам добрыми помощниками.

Послушайте текст

Чтение текста учителем

Будучи главными злаками, пшеница, рожь или кукуруза имеют общечеловеческий символизм земледелия, природного плодородия и урожая. Поскольку пшеницу сеют, выращивают, а затем жнут, она может означать цикл рождения, жизни и смерти, а также возрождения.

Тема: « Стилистический анализ текста публицистического стиля»

Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

их никогда не воспитаешь.

В. А. Сухомлинский

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний. Беседа

- Обратите внимание, что слово стиль произошло от греческого (СлайдN9)

Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока. (Слайд №10).

Речь сопровождает человека всюду, в разных сферах его жизни и деятельности. В науке о человеке и обществе выделяются такие пять основных сфер жизни и деятельности людей:

б) наука и техника;

в) официальные отношения (отношения между организациями или организациями и отдельными людьми);

г) политика и общественные отношения;

В зависимости от того, в какой сфере и с какой целью происходит общение, люди по-разному говорят и пишут, по-разному пользуются языком, предпочитая в разных ситуациях те или иные языковые средства. Поэтому и речь людей бывает разной: в ней выделяют пять основных стилей.

- Какие стили речи вам известны?

(Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный)

Групповая работа

Прочитайте тексты, определите стиль речи

1-я группа - научный стиль

2-я группа - разговорный стиль

3-я группа - художественный стиль

Слово учителя

-На месте пропусков допишите слова. (Слайд №11)

- Определите к какому стилю относятся эти предложения?

- О каком стиле мы еще не упоминали?

- Что вы знаете о публицистическом стиле речи?

- Сфера употребления? (В газетах, журналах)

- Каково его назначение? (Воздействие на читателя..)

- Где используется публицистический стиль?

- Давайте вспомним жанры публицистического стиля? ( Заметка, репортаж, отзыв, рецензия, интервью)

Слово учителя

— Сегодня мы познакомимся с одним из газетных жанров — очерком, понаблюдаем над его композиционными и стилистическими особенностями.

Чтение текста учащимися ( Тексты розданы учащимся)

На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи. Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз — кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди.

Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком — й полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги. Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно — удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.

Грех. Грех-то какой. Большой грех! — раздалось возле. Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продубленный солнцем и годами.

Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону:

Пусть хоть птички поклюют!

Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём? Может быть, вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда.

Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас! (273 сл.) (А. Нуйкин)

Беседа по содержанию и композиции текста

- Какие особенности текста позволяют говорить о том, что это

( Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов, общее изложение вопроса)

(О хлебе) - Как описывает автор хлеб? В начале очерка автор даёт подробное и очень выразительное описание «простого» куска хлеба («аппетитная корочка», «румяный нежный излом», «хлеб дышит ароматом печи»).

- Кому противопоставлено это описание?

Это описание как бы противопоставлено отношению к хлебу людей, проходивших мимо.

- Какая одна деталь указывается при описании людей?

При их описании указывается одна деталь — обувь. Избранный художе­ственный приём (метонимия) позволяет создать самые разные образы и показать главное — люди равнодушно шли мимо, не замечая хлеба.

- Особую роль здесь играют глаголы и глагольные формы. Назовите их.

«. появились пыльные сапоги», «перешагнули туфельки», «чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки», «начищенный ботинок поддел хлеб носком. »

- Кто описан в тексте более подробно. Почему?

Не случайно владелец ботинок описан более подробно («мальчишка, плотный, в спортивной курточке»). Ему бы ничего не стоило нагнуться и поднять хлеб, но он беспечно швырнул его на середину дороги и остался доволен собой.

- На ком сосредоточил главное внимание автор в тексте?

Главное внимание автор сосредотачивает на описании старика.

- Как он его описывает?

(«дряхлый, морщинистый, продубленный солнцем и годами»). Он не может равнодушно пройти мимо хлеба («Пусть хоть птички поклюют!»).

- Нарисовать образ старого, много видевшего человека автору снова помогают глаголы и уточняющие их наречия: Какие?

- Как вы думаете, кем был старик?

Старик — простой русский человек (возможно, крестьянин)

- Какую лексику использует автор, рассказывая о нём и о его размышлениях?

автор широко использует разговорную и просторечную лексику: «не видать ли где машины», «подсыпала отрубей», «дотянуть до следующего урожая», «восемь ртов и две рабочие руки».

Автор только размышляет, предполагает, о чём мог вспомнить старик. И не случайно в этой части очерка используются вводные выражения со значением предположительности, возможности: «Может быть, вспомнил своё голодное детство. ».

- Но уже уверенность и убеждённость звучат в заключительном абзаце, выражая основную мысль всего очерка: Зачитайте

«Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит этот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!»

Для усиления воздействующей силы отрывка автор разрывает части последнего предложения, делая их самостоятельными. Подобный приём часто встречается в публицистическом стиле речи.

Широкое использование в очерке восклицательных предложений — также характерная особенность публицистического текста.

- Какая основная мысль выдвигается, доказывается автором?

- Как ещё можно было бы озаглавить очерк?

- Как вы думаете, почему автор выбрал именно это название?

Ассоциативная цепочка

- Запишите слова, которые чаще всего звучали на уроке.

- Какая речевая тема урока?

(« Хлеб всему голова»)

Напишите очерк на тему: « Хлеб. ». Каждый озаглавливает и доказывает, что это очерк.

Слово учителя

Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения. И так как мы сегодня говорили о хлебе, о доброте, то я хотела бы вам сегодня раздать зёрнышки пшеницы из мешочка благополучия, так как у славян зёрна пшеницы символизировали богатство и жизнь. Мешочек передаю вашей учительнице, которая будет сеять у ваших душах это плодородное зерно, из которого прорастут ростки доброго, светлого, мудрого.

- Сегодня я узнал -

- Я этого не знал -

- Я молодец, потому что -

Домашнее задание

- Составить план к тексту « Кусок хлеба»

- Написать очерк на тему: « Хлеб всему голова»

Оценивание (аргументация оценок)

Обращение к эпиграфу урока

И я хочу обратиться к эпиграфу урока: « Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. » Так писал великий педагог Василий Александрович Сухомлинский, которому в этом году исполнилось бы 95 лет со дня рождения.

Учитесь делать добрые дела своими руками, потому что каждый человек кузнец своего счастья.И вам, ребята, я хочу сказать комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забыла о своём волнении, и на уроке мне было с вами очень интересно.

Следующая загадка


Выпускндн курсов нереполтчуговкм

«Содержание, по изучению и анализу

текстов в российских СМИ XXl века»

«Комплексный лингвистический анализ текста публицистического спшля на уроках русского языка»

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Хоточинская СОШ»

Исаева Баху Набилаевна

Тема урока: Комплексный лингвистический анализ текста публицистического стиля на уроках русского языка.

1. Обучить учащихся комплексному анализу текста публицистического стиля (публицистическая статья).

2. Повторить типы и стили речи.

З. Развивать аншштические и творческие способности учащихся при рабсуге с иублицистической статьёй.

4. Развивать навыки выполнения некоторых типов заданий ЕГЭ.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, печатные листы с текстом для анализа, карточки, таблица стилей и типов текста.

Эпиграф к уроку

Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент Экзюпери

L Ортнизационный момент.

II. Опрос по пройденному материалу (учитель задаёт несколько вошросов классу).

1). Давайте, ребятщ вспомним, что означает понятие «текст».

2). Какие типы текста вам знакомы?

3). Назовите известные вам стили дайте объяснение каждому стило и т.д.

ученики отвечают на заданные вопросы, так как они уже знакомы с этими темами из предыдущих уроков. Читают небольшой отрывок текста. сот•нетствующий каждому спето. (Это было домашнее задание).

Ш. Слово учителя:

- Ребята, сегодня на уроке я хед•ла бы ещё раз обратить ваше внимание именно на публицистический стиль, так как нам предстоит серьёзная и интересная работа провести комплексный лингвистический анализ текста публицистического стиля. Это тема нашего урока. (Тему урока учащиеся записывакуг в тетради по русскому языку), Учитель объясняет цели данного урока, которые уже заранее написаны на доске.

Почему именно публицистический стиль?- вопрос учителя .


Публицистику называют летоинсьн» современности, т.к. она отражае:г во всей полноте текушуто историю, обращена к злободневным проблемам общества, Название этого стиля произошло с латинского слова Publicus, что в переводе означает ”общественньхй" “государственный", Его суть - это донесение до людей каких - либо информаций, воздействие на читателя, слушателя.

Публицистическая тематика неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон.

(Перечисляются жанры этого стиля - статья в газете, журнале; очерк, фельетон, интервью, репортаж, выступления по радио и телевидению, на собрании; доклад, ораторская речь и т.д.).

На доске проецируются определения слов: статья, фельетон, интервью, ремортаж, очерк, (Один из учеников читает уги определения, а затем все записывают их в словари), В публицистическом стиле широко используются средства эмоциональной выразительности.

Жак называют авторов, которые создают публицистические произведения? Ответ учеников - публицист, (Это слово тоже записывают в словарь).

IV. Работа с текстом небольшая статья публицистического стиля. Учитель продолжает: ребята, на столах вы видите текст журналиста А. Кочетова. (Етр можно показать проектором и на доске).

Общение - это воспитание себя и других, это взаимовоспитание, а не просто совместное проведение времени.

Культура общения строится на определённых нормах взаимоотношений между


нужно уметь искренне и высоко ценить людей, Культурный и развитой всегда найдёт в других хорошие качества. которые делакгг интересным. Это не ттросио открыть изюминку в каждом нашем знакомом. но важно сделать, чтобы ни у кого не было чувства неполноценности. чтобы каждый получал свою долю уважения. Говорят: лучше литштгь человека пинце чем лишить его внимания. Умение искренне ценить людей предполагает иризнание их превосходства в какой-то области. Мы говорим: нет добрее щушн, нет светлее ума. Мы нодчеркивасм: он - мастер на все руки. у нее - отличный вкус, они - знатоки своечх» дела. Будьте щедры на похвалу, высоко оценивайте ислл«нные достоинства толей!

Чтение текста учителем.

1. Мы заметили, что текст без заглавия. Подтому давайте его озаглавим. (Ученики творят свои варианты).

2. Определите тему текста. (Тема • культура общения).

З. Ключевые слова и словосочетания в тексте: общение, культура, взаимоогношения между людьми, уважение, истинные достоинства людей и т.д. - (записываются на доске),

По толковому словарю С. И. Ожегова слово «общение» - это взаимные сношения, деловая или дружеская связь.

4. Тип речи - рассуждение.

Стиль речи - публицистический.

Учитель: почему вы отмесли данный текст к публицистическому стилю?

Ответ учащихся: он актуален, эмоционаоен, призывает к уважению людей.

б. Что нового и полезного для себя вы узнали о правилах общения? — (беседа с учащимися).

7. Основная проблема, затрагиваемая автором текста, - это роль общения, еш значимость в социальной среде.

8. Какова авторская позиция?

Общение должно быть культурным, покхзываютцим уважение к человеку. Автор призывает к внимательному (Угношению к людям, Общение - это культурная среда обитания человека.

9. ребята, а теперь сформулируйте свою нозищию о проблеме, поставленной автором. приведите аргументы, подтверждающие вашу позицию. ( Работа с учениками по данному виду),

1 О.Учитель продолжает:

- Теперь мы с вами проведём краткий лексический анализ данного текста.

В листах публицистического стиля часто встречаются изобршительно-выразительные средства языка, с помощью которых автор пьпвстся воздействовать на читателя.

-назовите известные вам средства выразительности языка. (ответ учеников).

- Сейчас мы проведем небольшое исследование. Объясняется, что языковые средства делятся на три грумы: тропы, лексические средства, синтаксические средства. Включают компьютер - на экране таблица со всеми группами языковых средств.

Учащиеся находят средства выразительности в тексте, соответствующие каждой группе, Фразеологиз.и - мастер на все руки - лексическое средство (объясн. знач.), , эпитеты - добрая душа, светлый ум, отличный вкус, истинное достоинство; метафора - открыть изюминку в каждом нашем знакомом - тропы; риторическое восњтицание синтаксическое средство; лексические повторы. оценочно-эмоць•онатьные слова и т.д. лексический приём.

На экране задание ВЯ из сборника ЕГЭ. Проводится работа по данному заданию.

Работа по карточкам с заданиями. У каждого ученика на парге карточка со словосочетаниями из текста. Например; норма взаимоотношений, выразить уважение, ценить людей, искренне и высоко ценить, отличный вкус, истинные достоинства, в каждом нашем знакомом.

Указать главное слово в данных словосочетаниях. Определить вид связи слов.

11 • Дштьше продолжаем работу над синтаксическим анализом текст.

Учитеть: выпишите в тетради первое и последнее предложение третьего абзаца. Указать грамматическую основу этих предложений; характеристика данных предложений. Учащиеся вспоминают виды односоставных предложений. - Найдите в

2) СПП с придаточным определьпельным и придаточным - (учащиеся находят их и


12. Далее проводится краткий фонетический и морфемный анализ.


Подведение итогов урока.

учитель: Сегхзлня на уроке мы с вами проделали большую работу, Ознакомились со статьёй публицистическоп» стиля, проанализировали её, Такую работу будем включать и в нашу дальнейшую учебную деятельность. Анализ текста поможет вам глубже понять актуальность обсуждаемых проблем. расширит ваше мировоззрение. Такая работа окажет вам помощь при иодштовке к ЕГЭ.

Ца«айте обраппит внимание на эпиграф урока. ( из учащихся читает эпиграф),

Действительно. общение - роскошь, но только если оно культурное, призывающее к внималслъному отмопшеншо к людям, к добрым действиям, как об угом говорит в своей статье журналист А. Кочетов.

VI. Домашнее задание. Прочитать из СМИ небольшую статью и провести её комплексный анализ.

Список использованной литературы.


Греков В,ф, Рабочая программа по русскому языку, 10 класс.

2. Егораева Г. Т. Практикум по русскому языку - 201 Зг.

З. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку, 10 класс. Москва2014г.

4. Сборник по подготовке к ЕГЭ - 20 4.

6. Толковый словарь С .И. Ожегова.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Скрыть
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

от 1 650 ₽ от 410 ₽

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

от 1 650 ₽ от 410 ₽


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы от 4 800 ₽ от 1 200 ₽ Скрыть

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Следующая загадка

Методика анализа текстов публицистического и художественных стилей речи в старших классах.

На первый взгляд кажется, что тема достаточно изучена. Уже давно и много говорится об особенностях стилей речи, о лингвистическом анализе текстов разных стилей речи, в том числе и публицистического и особенно художественного. Однако я попытаюсь представить то, что стало актуальным при проведении этого анализа в настоящее время. Как работать над текстами данного стиля в старших классах? Актуальность данной темы обусловлена и тем, что тексты именно этих стилей речи, особенно публицистического все чаще и чаще встречаются на ЕГЭ. Предполагается, что современный школьник, как правило, обращается к тексту публицистического стиля, художественная литература им не востребована, обращение к ней происходит эпизодически, вынужденно (подготовка к урокам литературы). Но надо сказать, что и к публицистической литературе современные школьники обращаются довольно редко. Кроме того, публицистический стиль – это сложное, неоднородное явление, поэтому такие тесты трудно воспринимать. Это показывают и результаты ЕГЭ. И дело здесь не в том, тексты какого стиля чаще всего читают современные подростки, а в том, что они не умеют воспринимать текст как целое, не понимают его, и, следовательно, не обращаются к нему. Задача уроков анализа текста – помочь понять текст.

При анализе текстов публицистического и художественного стилей речи сразу встает проблема из неразличения учащимися. К этому приводит кажущееся сходство этих стилей речи: экспрессивность, нацеленность на воздействие на читателя или слушателя, языковые средства. Поэтому в первую очередь учащиеся должны хорошо знать теорию, на основе которой и будет строится анализ. Это отрабатывается в среднем звене.

Первый этап. Восприятие текста как целого.

Публицистический стиль.

На первое место выходит функция убеждения, агитации. Опора на факты, документальность, авторская точка зрения выражена прямо, дана оценка описываемому.

Задания: - Кому адресован текст?

Какова ситуация общения?

Какова задача автора?

Определите предмет речи?

Гипотезы учащихся записываются на доску, чтобы дети о них все время помнили, возвращались к предмету исследования, выдвигали новые гипотезы.

Задания направлены на анализ речевой ситуации, необходимы, чтобы учащийся четко представлял себе условия общения, коммуникативную задачу автора и не привносил в текст чего-либо постороннего, исходя из этого, вычленял идею текста и средства ее выражения.

Кроме того, на данном этапе необходимо, чтобы сформировалось целостное восприятие текста.

Задания: - Обозначьте палитру чувств, выраженных в данном тексте.

Выпишите слова, называющие это чувство.

Где и когда уместно данное высказывание?

Представьте, что вы журналист. Озвучьте данный текст. Продумайте расстановку пауз, интонацию. Какие слова необходимо выделить? Кто ваши слушатели? Поясните свою трактовку.

Художественный стиль.

Главная функция эстетическая, создание художественных образов, воздействие на чувства читателя, установка на вымысел. Авторская точка зрения выражается через совокупность приемов.

Задания: - Какова образная система текста?

Нарисуйте ленту видений, зрительный ряд. Что и почему вы представили?

Второй этап. Анализ.

Публицистический стиль.

Задания: - Каков жанр текста? Обозначьте жанровые особенности. Что для

этого жанра главное? Как это реализуется в данном тексте?

Какова композиция текста? Как она помогает реализации авторской задачи? С помощью каких средств это выражено?

Следующий ряд заданий направлен на анализ языковых средств и выявление их роли в тексте.

Лексика. Общая проблема: каковы суждения автора? Схематически обозначьте логику текста. Найдите ключевые понятия.

Задания: - Какие слова передают экспрессию, информацию?

Найдите экспрессивные слова, замените их нейтральными. Что изменилось? Поясните роль экспрессивных слов.

Выделите стилистически окрашенную лексику (высокую, разговорную, просторечную и т. д.). Для рассказа о чем она используется?

Замените заимствованные слова исконно русскими. Что изменилось в тексте?

Для чего используются изобразительно-выразительные средства?

Задания: - Выпишите слова, выражающие экспрессию. По какой модели они образованы? Почему?

Синтаксис. В публицистическом стиле речи играет важную роль. Очень важно на этом этапе задавать конкретные вопросы.

Задания: Какие средства выражают

организуют текст, отображают логику размышлений автора,

служат для привлечения внимания читателя или слушателя,

содержат оценку говорящего.

Целесообразно составить таблицу «Средства выражения авторской позиции и их комментирование».

Третий этап. Синтез.

Данный этап особенно труден для учащихся. Он предполагает не просто обобщение, но постижение смысла, который возникает на уровне целого.

Задания: - Реализовалась ли авторская задача?

Какова функция заголовка? Предложите варианты заголовка, поясните свою точку зрения.

Напишите «ответ» автору. Выразите свою точку зрения, приведите доказательства.

Представьте себя автором данного теста. Попытайтесь объяснить «свой» текст: о чем он, чего хотел достичь автор, какие средства использовал, зачем.

При анализе текстов художественного стиля речи на первом этапе важно выделить образную систему. В данном случае слово предстает как часть целого. На втором этапе необходимо проанализировать композицию текста (обозначить субъекта речи, его пространственную и временную точку). Далее составить семантическое поле художественного образа, обозначить другие средства выражения авторской позиции ( фонетические, морфологические, синтаксические).

Очень продуктивно сравнение текстов художественного и публицистического стилей речи, написанных на одну тему.

Читайте также: