7 загадок старой рязани

Обновлено: 25.12.2024

Познавательно. Олег, почему все считают население городов лишь по одному признаку: площади города? С точки зрения здравого смысла жить за городом полезнее для здоровья. Поставить дом на 4 камнях-дикарях вместо фундамента - типичная, дожившая до 19-начала 20 века на бывших территориях Муромо-Рязанского и соседних княжеств, практика. Сгори такой дом - никакой археолог не отыщет останков. Так что 10 000 оценка субьективная. Жму зелёную, буду читать дальше.

Насчёт 10 тыс. это я так, для красивости. Надо ещё с бабками разобраться, как платили-то?

Городом в разное время по разным признакам называли.

На руси если, то там Князь должен был сидеть или владелец. Значит Детинец должен быть. Значит посад искать надо.

Российское государство если, то там по Списку городов близких и дальних считали, который в 15-м веке составлен был, значит и на 14-й век распространялся.

По СССР если, то тут всё проще, у нас каталоги были. Но сейчас чины Советских городов пересматриваются и некоторым из них чины поднимают до городских. Логика у исследователей есть.

Ну и есть исключения, как не быть, на то и Россия. Эти исключения и есть суть этой страны, Державы, Цивилизации и т.д. и т.п.

Вот так вот ядрёна вошь.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующая загадка

На первый взгляд история Старой Рязани проста: был богатый древнерусский город, а потом монголы его уничтожили. На второй взгляд обнаруживается не только богатая история, но и предыстория, уходящая корнями в Ледниковый период.

Руины Борисоглебской церкви кажутся древними и даже печатаются на этикетках местной водки, но их древность обманчива — это была церковь начала ХХ века. Фото: Владимир Сергеев Руины Борисоглебской церкви кажутся древними и даже печатаются на этикетках местной водки, но их древность обманчива — это была церковь начала ХХ века. Фото: Владимир Сергеев

В конце Ледникового периода Восточно-Европейская равнина освобождается от ледника. На излёте эпохи верхнего палеолита на южной окраине будущей Старой Рязани возникают две стоянки пещерного человека, который охотится на мамонтов и шерстистых носорогов. Это так называемые стоянки Шатрище 1 и 2.

Где-то здесь жили люди в палеолите. Рядом со стоянкой археологи обнаружили посад Старой Рязани, заселенный как минимум в XII веке. Здесь было несколько деревянных церквей с кладбищем и пристань. Фото: Владимир Сергеев Алатырь-камень в Старой Рязани. Фото: Владимир Сергеев Где-то здесь жили люди в палеолите. Рядом со стоянкой археологи обнаружили посад Старой Рязани, заселенный как минимум в XII веке. Здесь было несколько деревянных церквей с кладбищем и пристань. Фото: Владимир Сергеев

Чуть дальше, у основной территории палеолитической стоянки — огромный валун, известный как Алатырь-камень, или пяточный камень. Камень явно культового назначения, и скорее всего, дославянской эпохи.

До сих пор не ясно происхождение слова «Рязань». Считается, что это от названия мордовского племени эрзя, которое обитало здесь со времён неолита. На рубеже эр возникает эрзянское торговое поселение, в слоях которого найдены античные монеты. Правда, это не показатель: античные монеты ходили по рукам до эпохи викингов. Мало ли, когда они сюда попали.

С VIII века эти места заселяют славяне с юга. Формируется племенной союз вятичей. С IX века вятичи платят дань хазарам, а в 965 году киевский князь Святослав побеждает хазар и подчиняет вятичей себе. Конечно, они будут не раз восставать. но это уже другая история.

Есть мнение, будто Рязань как полноценный город как раз и основана князем Святославом во время этого похода в 965, но это ничем не подтверждается. Под городом мы подразумеваем именно укрепленный населенный пункт, а не простое село.

Небольшой холм по центру — место старорязанского детинца, главной крепости. Фото: Владимир Сергеев Прямо у подножия княжьего детинца — Преображенская церковь 1735 года, весьма такой интересный памятник раннего барокко, с четырёхгранным шатром на колокольне, двумя ярусами слухов и нестандартной гранёной апсидой. Фото: Владимир Сергеев Небольшой холм по центру — место старорязанского детинца, главной крепости. Фото: Владимир Сергеев

Первое летописное упоминание Рязани относится к 1096 году, причем за год до этого упоминается Переяславль Рязанский. Получается, новая Рязань старше Старой. В 1129 году Рязанское княжество становится самостоятельным, в 1198 году там появляется самостоятельная церковная кафедра. Святослав Ярославич, первый князь рязанский, и его сын правили на два города, по сему этот период называют периодом княжества Муромо-Рязанского, окончательно разделённого в 1160-е.

Первый князь независимой Рязани — Глеб Ростиславич — без устали ходил в военные походы: на Волжскую Булгарию, на Киев и Вышгород вместе с Андреем Боголюбским, потом против его преемников — на Владимир, Суздаль. Именно он, Глеб наш Ростиславич, в 1177 году первым в истории сжёг Москву, но в итоге был бит и в том же году умер во владимирской тюрьме.

Около 1150 года территория Рязани увеличивается почти вдвое, возникает так называемый Средний город. Со стороны поля он отделяется валом высотой 3—4 метра, на котором когда-то стояли стены. Собственно, вид с детинца на пространство Среднего города. Фото: Владимир Сергеев Размытый оврагами старый некрополь на Среднем Городе. Фото: Владимир Сергеев Около 1150 года территория Рязани увеличивается почти вдвое, возникает так называемый Средний город. Со стороны поля он отделяется валом высотой 3—4 метра, на котором когда-то стояли стены. Собственно, вид с детинца на пространство Среднего города. Фото: Владимир Сергеев

В 1180 году князем рязанским становится Роман Глебович, с именем которого связана эпоха наивысшего расцвета княжества. Роман разгромил киевского князя Святослава Всеволодовича, а в 1184 году предпринял один из самых удачных походов на Волгу. Именно на этом походе он и сколотил капитал, который позволил в кратчайший срок сделать Рязань одним из самых мощных политических, экономических и культурных центров Руси.

Из Волжской Булгарии князь Роман пригнал каменщиков, которые под руководством смоленских мастеров отстроили монументальные каменные соборы, остатки которых можно увидеть и сейчас. На рубеже XII—XIII веков дружины рязанских князей принимают участие в походах на половцев.

Спасский собор Рязани упоминается в летописях в 1258 году как уже существующий. Скорее всего, собор возвели при князе Романе Глебовиче. Церковь была разрушена в XIV веке, ее остатки окончательно уничтожили пять столетий спустя местные жители, бравшие кирпич и камень на свои постройки. Фото: Владимир Сергеев Археологам достались только заполненные белокаменной щебенкой рвы фундаментов. Но и этого оказалось не так уж мало. На зеленом травяном ковре белым вычерчен в натуральную величину план большой четырехстолпной церкви с тремя притворами. Можно себе представить, какой была эта церковь в XII веке, так как план обнаруживает полное сходство с сохранившейся церковью Михаила Архангела в Смоленске Рядом с Спасским собором - братская могила погибших при Батыевом погроме 1237 года. Фото: Владимир Сергеев Спасский собор Рязани упоминается в летописях в 1258 году как уже существующий. Скорее всего, собор возвели при князе Романе Глебовиче. Церковь была разрушена в XIV веке, ее остатки окончательно уничтожили пять столетий спустя местные жители, бравшие кирпич и камень на свои постройки. Фото: Владимир Сергеев

В 1207 году князь Стародубский и Черниговский Всеволод Чермный (по-древнерусски — «Рыжий») захватил Киев и выгнал оттуда Рюрика Ростиславича, правившего от имени Всеволода Большое Гнездо. Всеволод заподозрил рязанских князей в тайном союзе с Чермным и начал сбор войск, вызвав своего старшего сына Константина с новгородцами и муромцев. В качестве цели похода Всеволод назвал Чернигов.

Однако на Оке Всеволод вызвал к себе рязанских князей Романа Глебовича, Святослава Глебовича с двумя сыновьями, Ингваря и Юрия Игоревичей, захватил их в заложники и двинулся на рязанский Пронск. В следующем 1208 году Всеволод сжёг Рязань и Белгород, после чего назначил туда наместником одного из своих сыновей.

Временем этого разорния датируется самое внушительное здание Старой Рязани — «вал» Южного города. Как ни странно, это не вал как таковой, на который крепились стены, а остатки самой стены. Стена представляла собой сруб, внутри которого хранились боеприпасы и перемещались воины. Когда стена разрушается, внутренняя полость сруба постепенно заполняется грунтом, мусором, оплывает, и в результате мы имеем то, что имеем. А стена тут была аж трёхъярусной. Фото: Владимир Сергеев Исадские ворота Южного города. Именно здесь 21 декабря 1237 года монголы пробили брешь в стене. Фото: Владимир Сергеев Временем этого разорния датируется самое внушительное здание Старой Рязани — «вал» Южного города. Как ни странно, это не вал как таковой, на который крепились стены, а остатки самой стены. Стена представляла собой сруб, внутри которого хранились боеприпасы и перемещались воины. Когда стена разрушается, внутренняя полость сруба постепенно заполняется грунтом, мусором, оплывает, и в результате мы имеем то, что имеем. А стена тут была аж трёхъярусной. Фото: Владимир Сергеев


После смерти Всеволода Большое Гнездо в 1212 рязанские князья были отпущены из суздальского плена. В 1217 году Глеб Владимирович вместе с братом Константином попытался овладеть всем княжеством, вступил в союз с половцами и убил на съезде в Исадах шестерых родственников, но вскоре вынужден был бежать в степи. Отсутствовавший на съезде Ингварь Игоревич в 1219 году при поддержке владимирских ратей занял опустевший рязанский престол. Казалось, в Рязанском княжестве воцарился долгожданный мир.

Знаменитые руины обозначают место древнего княжеского Борисоглебского собора. Вероятно, инициатором постройки патронального храма был честолюбивый князь Глеб Ростиславич, правивший в 1155—1178 гг. Собор много раз раскапывался, и несмотря на разрушения, вызванные постройкой начала ХХ века, дал очень обильный археологический материал, в том числе захоронения рязанских князей. Многие здешние сокровища можно увидеть в Рязанском музее. Фото: Владимир Сергеев Несколько бесформенных кучек земли - место самого крупного городского Успенского собора. Если остальные храмы упоминаются уже после нашествия монголов, то Успенский - до. Он упомянут впервые в 1194 году. Фото: Владимир Сергеев Фрагмент плинфы Успенского собора. Фото: Владимир Сергеев Знаменитые руины обозначают место древнего княжеского Борисоглебского собора. Вероятно, инициатором постройки патронального храма был честолюбивый князь Глеб Ростиславич, правивший в 1155—1178 гг. Собор много раз раскапывался, и несмотря на разрушения, вызванные постройкой начала ХХ века, дал очень обильный археологический материал, в том числе захоронения рязанских князей. Многие здешние сокровища можно увидеть в Рязанском музее. Фото: Владимир Сергеев

Но наступил роковой 1237 год. Монгольское нашествие началось именно с рязанских земель. Сначала монголы взяли город Нухля. Где находится этот город, до сих пор никто не знает. Скорее всего, это была мордовская крепость на русском пограничье, где-то к юго-западу от Рязани.

Потом монголы выслали послов в Рязань и предложили платить десятую часть всех доходов. Но рязанцы убили послов и заявили: «когда нас всех не будет, то все ваше будет». «Повесть о разорении Рязани Батыем» приводит весьма противоречивые сведения о последующих событиях. Не то монголы требовали в наложницы Батыю то ли дочь, то ли жену рязанского князя (или жену его сына), и именно это требование не устроило рязанцев. «Повесть…» говорит о том, что был княжий совет по поводу «что делать и кто виноват», но в числе участников называет мёртвых к тому времени князей.

После разгрома княжеской дружины, вышедшей ему навстречу, Батый взял Пронск и 17 декабря подошел к Рязани. Она продержалась 4 дня, несмотря на то что имела одни из самых сложных и серьёзных систем укреплений на Руси. Вопреки расхожему мнению, Рязань не была полностью и бесповоротно разрушена, но начало запустению было положено. Оно окончательно придёт сюда через столетие после Батыя.

Перенос столицы происходит постепенно. В 1252 году из Орды возвращается князь Олег Ингваревич Красный, который устраивает свою ставку в нескольких километрах от Старой Рязани — Новом Ольгове, старой загородной княжеской резиденции и крупном городе в устье Прони.

Раскопки вскрыли там остатки некоего очень маленького каменного храма, нигде не упоминаемого в принципе. Некоторые специалисты считают, что он при Олеге Ингваревиче как раз и возведён как попытка обозначить новую столицу.

Следующая загадка

Мало кто из жителей России знает, что на самом деле современный город Рязань – это не Рязань, а Переславль. Да что там говорить, значительная часть жителей самой Рязани об этом не знают. А ведь это факт, современная столица Рязанской области была переименована из Переславля в Рязань по указу Екатерины II Великой. Но, в этой заметке речь пойдёт не о нынешней Рязани, а столице древнего Рязанского княжества времён былиной Руси, богатырей, междоусобных войн и князей.

Например, даже официальная информация в отчётах археологов, по прошествии времени подвергается основательной критике, либо скептическому сомнению со стороны последователей и преемников. Показательной, в этом плане будет история с теорией, выдвинутой доктором исторических наук Даркевичем В.П. возглавлявшим археологические раскопками на городище Старая Рязань с 1971 по 1979 годы. Согласно его работам, на территории старой Рязани не было разделения на бедных и богатых, все жили одинаково в жилищах наподобие гуцульских хуторов. Найденные находки бытовой утвари доказывали, что жители древнего города имели одинаковое материальное состояние. Такое себе интересное научное заверение, что в эпоху древней Руси жители Рязани сосуществовали по законам и принципам идеального социализма. И только после распада СССР стало известно и понятно, почему этой теории придерживались все археологи на раскопках Старой Рязани.

Дело в том, что в послевоенную эпоху в советской научной археологической среде доминировала идея марксисткой археологии. Да-да была и такая теория, и как мы можем понимать хорошо принятая и поддерживаемая руководителями разных уровней и структур. В основе марксисткой археологии лежал постулат о том, что классовая борьба низших сословий против знати, возникла не в 19-ом веке, как элемент буржуазной революции, а существовала на протяжении всей человеческой истории, от момента зарождения первых групп и сообществ из числа кроманьонцев. Говоря современным языком, данная идея очень хорошо зашла в умы партийного руководства страны, поэтому от всех археологов, в качестве основного результата проводимых раскопок, требовали доказательства классовой борьбы. Даже если раскапывали стоянку первобытного человека, в итоге должны были искать, находить и описывать следы революционных движений народных масс. Лично я не вижу ничего плохого в самой идее марксисткой археологии. Логика простая, деньги – это ресурсы, хочешь получать ресурсы от системы, удовлетворяй запросы самой системы. Поэтому когда археологическая экспедиция раскапывала очередной царский курган где-то в степях Украины, то первым делом смотрели на останки, отчего обитатель кургана умер. Если смерть насильственная – погиб от ран, то быстро объявляли это результатом восстания угнетённых соплеменников пребывавших на нижних ступенях социальной лестницы.

Так вот, руководители раскопок на территории Старой Рязани быстро нашли свой способ, как обойти постоянный запрос от вышестоящих начальников насчёт следов противостояния древнерусских пролетариев с богатеями, эксплуататорами и нэпманами домонгольской Руси. Была создана теория о том, что жители Старой Рязани не имели разделения на бедных и богатых. Мало того, рязанские князья не жили в городе, а сам город управлялся неким народным и демократичным методом вроде колхозных собраний. С одной стороны это помогло в получении дальнейших средств на раскопки, с другой позволило археологам не писать ежегодные отчёты о вымышленных протобольшевиках на территории Рязанско -Муромского княжества.

У археологов есть любимая поговорка. Археология – это наука, которая не позволяет врать историкам. Красиво, смело и неправда. Ярким тому примером служит история о том, что товарищ Сталин не был сторонником норманнской теории, о чем неоднократно высказывал своё мнение в различных диспутах научного порядка. Археологи СССР это знали, поэтому, если в процессе раскопок где-то в Новгородской области или в районе Ладоги, находили захоронения викингов, могилку тихо закапывали со всеми вещами и ни кому об этом не говорили. Вообще археологи люди, осторожные в плане высказываний и выдвижения собственных теорий. В своих выступлениях они очень часто используют слова «вероятно», «предположительно», «судя по всему» и прочие прилагательные неопределённой формы.

Поговорим о кладах, найденных на территории городища. И тут стоит отметить, что данные о количестве и составе найденных кладов, как всегда разняться. Официальная версия самих археологов и музейных сотрудников – это 17 вещевых кладов, в составе некоторых из них были обнаружены гривны новгородского типа. В книге Виталия Горчакова «Рязанские клады» изданной в 1995 году идёт описание 23-х кладов, после издания книги было найдено ещё два клада, итого 25. Книгу эту критикуют – дело это обыденное в такой неточной науке как история, но как всегда конкретики в критике нет. И, конечно же, есть многочисленные сайты, блоги в жежешочке и ютубканалы в сюжетах которых рассказывается и о ста, и о двухстах и даже о пятистах найденных на городище чёрными копателями и нелегальными археологами кладах.

Но начнём по порядку, история археологических открытий на территории Старой Рязани началась с одного случая, о котором могли бы и не узнать. Дело было 1822 году. Крепостной крестьянин помещика Шестакова Устин Ефимов, был направлен оправлять земскую повинность в качестве ремонта дороги проходившей через городище. Крестьянин должен был очистить и углубить придорожную сточную канаву. Для выполнения работы Устин привлёк своего сына Моисея. И вот в процессе работы на глубине не более трёх аршин из земли высыпались золотые бляхи. Одна из них даже намоталась на плуг сохи. «Сын его Моисей подстрекаемый счастьем отца, пустился вслед за ним искать на том же месте остатков сего клада. Труды его не были тщетны, он открыл ещё несколько подобных убранств»

А дальше, история о счастливых обладателях нежданного сокровища имеет два канонических сюжета. Третий участник истории крепостной крестьянин Яков Петров, по одной версии был направлен на работу вместе Ефимовым, по другой версии увидел отца и сына Ефимовых случайно, шёл по дороге по каким то своим делам. Заметив издалека их подозрительное поведение Петров, спрятался в кустах и стал наблюдать за Ефимовыми. Те в свою очередь откопали все, что могли откопать руками, другого инструмента у них не было. Вечерело, смеркалось, решили вернуться на место утром с лопатою и докопать. Найденные ими, золотые ювелирные изделия они спрятали в сарае своего дома. Петров под покровом ночи, при помощи лопаты раскопал участок и нашёл несколько драгоценных предметов. Ефимовы, придя утром, поняли что их кто-то опередил, немного ещё покопали по месту и на этом закончили поиски посчитав, что найденного им и так будет достаточно. О своей находке они ни кому не сообщили, и вероятно смогли бы придумать, как продать найденное богатство тайно, если бы на Яков Петров. Тот через две недели попытался продать один золотой медальон хозяину кабака в городе. Трактирщик резонно предположил, что вещь краденая и сдал незадачливого обладателя золота властям. В те годы крестьянин мог за всю свою жизнь ни разу не увидеть серебра, а уж золото и подавно.

Крестьянин Петров при виде грозного начальства раскололся сразу, рассказал всю историю и про место, и про то, что у него ещё есть, и про тех, кто до него, что-то там нашёл. Ефимовых так же опросили, и те сдали найденные сокровища. Стоит отметить, что сдачу предметов оформили как добровольную, что в будущем крестьянам помогло. Золотые украшения были переданы по весу на ответственное хранение генерал-губернатору и через два года за ценностями, по поручению императора приехал Оленин Алексей Николаевич. Все предметы из клада были описаны, зарисованы и увезены в столицу, где была проведена оценочная экспертиза, по результатам которой Крестьянин Ефимов получил денежное вознаграждение в 9 000 рублей серебром, крестьянин Петров 1 000 рублей. На современные деньги 1 000 рублей того периода – это примерно 6 миллионов сегодня. Получили ли крестьяне сами эти деньги, или за них премия досталась помещику – это неизвестно. Правда ходит легенда, что крепостные Петров и Ефимов получили от помещика вольную.

Информация по данному кладу не признается археологами и учёными, поскольку ставит под сомнение общий постулат о том, что город сожгли монголы. И тут мы плавно перейдём к главной загадке Старой Рязани. Кто и когда захватил и сжёг город?

Примерно две трети всех кладов найденных на городище это верховые клады. До 70-х годов 20-го века поле на территории городища находилось в сельскохозяйственном обороте и ежегодно распахивалось. В 19-ом веке несколько кладов было найдено именно после пахоты. Да и в 20-ом веке как минимум один такой клад серебряных украшений был найден археологами после прохода трактором с плугом. Интересно что «факел» распаханных украшений составил не менее 50-и метров в длину. Клад ювелира 2012 года так же частично был распахан. Плуг зацепил и растащил верхние два украшения из клада в 150 предметов. Несколько кладов были найдены в ходе раскопок подвалов сгоревших домов на глубине больше метра. Подвал так называемого Дома воеводы, подарил археологам в 70-х годах сразу три вещевых клада серебряных украшений.

Само расположение предметов в кладах говорит о том, что прятали их в очень спешном порядке, завернув в какую-то ткань или кожаный мешок. Прятать сокровища могли как собственники, так и завоеватели. В большинстве армий того периода существовало правило единого котла. После захвата города всё ценное сдавалось в общую кучу, а затем делилось поровну между всеми войнами, либо шло в казну войска. Поэтому, вполне естественно предположить, что при грабеже захваченного города отдельные захватчики старались припрятать особо ценные вещи с намерением в последующем вернутся и забрать всё себе. Вернуться, в результате не получалось. Война дело такое, сегодня ты его завтра он тебя, так и дополняли клады захватчиков клады покорённых ими народов.

До середины 20-го века ни у кого не вызывал особого сомнения тот факт, что Старая Рязань горела шесть раз. Пять из них по причине военных действий, один раз от природного пожара. Так же ни кто не ставил под сомнение, что Рязань как город существовала ещё несколько столетий после нашествия Батыя. Например, на карте Якова Брюса изданной в конце XVII века Старая Рязань отмечена наряду со столицей воеводства Переславлем-Рязанским. Однако, в результате полномасштабных археологических раскопок под руководством Монгайта А.Л.начиная с 1945 года. Когда впервые в СССР был применён метод работы по площадям, было установлено, что поселение на месте городища Старая Рязань горело всего один раз. И после пожара люди больше на этом месте не жили. Данный факт поставил историков и археологов перед дилеммой. С одной стороны, многочисленные летописные свидетельства о том, что Рязань существовала и после нашествия Батыя, путевые заметки иностранных послов, а так же карты того периода. С другой стороны чёткий фактаж раскопок. Рязань горела один раз и поле этого люди тут не жили. В качестве примера приводили культурный слой Владимира, Суздаля и Москвы, где земля как слоёный пирог, зола – культурный слой, снова зола, снова слой, снова зола и так до пятнадцати слоёв могло быть.

Следующая загадка

© Copyright: Амартлен, 2017
Свидетельство о публикации №217122101596

Рецензии

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Читайте также: