Единица измерения массы загадка

Обновлено: 04.11.2024

Слово из 10 букв, первая буква - «М», вторая буква - «И», третья буква - «Л», четвертая буква - «Л», пятая буква - «И», шестая буква - «Г», седьмая буква - «Р», восьмая буква - «А», девятая буква - «М», десятая буква - «М», слово на букву «М», последняя «М». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

М И Л Л И Г Р А М М

Следующая загадка

Форма урока: Урок – открытие (урок новых знаний).

Оборудование: плакат «Буратино» - кодированная информация, резиновая игрушка Буратино, логическое задание от Незнайки, воздушный шарик и мяч, выставка образцов весов, гири 1 кг, 2 кг, 5 кг; карточки задач (на каждого ученика); шарик надутый и мяч, напольные весы, безмен, Белоснежка и гномы, карточки с кодированной информацией по 1 на группу,

Организационный момент. Психологическая настройка . С - 2

Признайтесь: вам давно хотелось заняться чем - то интересным, проявить свои способности и узнать новое? Тогда считайте, что вам повезло.

В математическую приглашаю вас страну, где каждый должен быть в строю.

Задания выполняйте не спеша, задания выполняйте сообща.

И, непременно всё получится у вас, потому что у нас дружный класс.

Вступительное слово. С - 3

Ребята, мы уже целый год занимаемся математикой! А задумывались ли вы над тем, как много мы узнали за этот год, многому научились?! Давайте подумаем, что мы умеем и знаем сегодня такое, чего на знали и не умели раньше, до школы? ( рефлексия : научились писать цифры, считать до 100, решать примеры; узнали, как называются числа при сложении и вычитании, как найти неизвестный компонент; познакомились с признаками различных геометрических фигур; научились чертить отрезки и измерять их; научились решать простые задачи). Раз вы такие молодцы, порадовали меня своим прилежанием и старанием, желанием получать новые знания, то и я порадую вас: устрою встречу с героями ваших любимых сказок и мультфильмов, которые помогут вам вспомнить то, что вы уже знаете; а ещё, вместе с ними вы сделаете новое для себя открытие в математике! Хотите?

В сказке может всё случится, наша сказка впереди, С - 4

Сказка в двери к нам стучится. Скажем гостье: «Заходи!»

А сейчас «Зарядка для ума». ( Работа в группах) С- 5

Кодированная информация. С - 6

Расшифруйте имя сказочного героя, который подготовил для вас сегодняшнюю разминку . Для этого решите каждый пример, найдите в таблице ответ, подпишите под ним букву, написанную напротив примера. А чтобы облегчить вам работу, я приготовила карточки-помощницы (раздать ).

(На доске или на полуватмане 2 ученика решают, а остальные в группах по карточкам)

Одна голова хорошо, а две – лучше!

Буратино приготовил вам угощение – « Математический винегрет» . Любите? С – 7

45, 37, 20, 18, 15, 6

Определите «лишнее» число, докажите свой выбор. (6)

Найдите сумму чисел 20 и 6…Разность этих же чисел.

На сколько 18 больше 6? 15 меньше 18?

Увеличьте каждое из этих чисел на 6…(опережающее обучение)

На сколько самое большое число больше самого маленького? (45 больше 6 на 39).

Как вы узнали? (Надо из большего числа 45 вычесть меньшее число 6. 45-6=39).

Какая пятая буква в слове «шесть»? (ь)

Сколько звуков в слове «шесть»? (4)

На сколько букв больше, чем звуков? (на1) Почему? (ь не обозначает звука)

Задание I варианту: выпишите чётные числа из этого ряда;

Задание II варианту: выпишите нечётные числа.

Взаимопроверка, взаимооценка «Улыбка» - подарите друг другу . С -8

Молодцы! Очень сообразительные ученики!

НЕЗНАЙКА тоже захотел встретиться с вами. Я ему позвонила ещё позавчера. Всё это время он придумывал по моей просьбе задание для вас. Вот, что он придумал: С - 9

Но, ведь Незнайка не зря носит такое имя: он не знает, что с этим делать! Как вы думаете, что он хотел нам задать? (вставить знак + или – в квадратик со * )

Зрительная физкультминутка «Автодорога» С – 10

- Любите ли вы играть с машинками? А ездить? Пусть сейчас покатаются ваши глазки.

Предлагаю вместе с нашими друзьями проехать по сказочным дорогам.

Б) Покатаемся на игрушечных автомобилях Незнайки под музыку (возле своих рабочих мест изобразите шоферов). С - 11

Введение в тему урока.

1.Постановка учебной задачи. С-12

Рассмотрите эти предметы: чем они похожи?…Чем отличаются? (цвет, размер/величина, форма).

Вы назвали те свойства предметов, которые мы можем увидеть: цвет, размер, форма.

2.Открытие нового. Практическая работа.

Ребята, оказывается, есть свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить это свойство, надо взять предметы в руки (несколько учеников подходят).

Что ты чувствуешь. Правильно, один из предметов легче другого, а другой – тяжелее.

Возьмите, пожалуйста, в одну руку учебник, а в другую тетрадь и сравните их: что легче, а что тяжелее?

Давайте проверим руками, чей портфель тяжелее Карины или Кирилла?
Почему нельзя носить портфель в одной руке? Почему вы одеваете его на плечи?
(У ребёнка еще не окреп позвоночник и он очень легко поддается искривлению, если постоянно носить в одной руки тяжелый портфель или неправильно сидеть за партой, низко наклоняться или горбатиться - это будет вредить вашему здоровью).

Когда мы говорим легче или тяжелее, то имеем в виду свойство предметов, которое называется масса : масса шарика, масса мяча, масса учебника, масса тетради. (Учитель вывешивает плакат “МАССА” )

До сих пор мы сравнивали предметы по форме, по размеру, по цвету, а сегодня открыли новое свойство: можно сравнивать предметы по массе, т.е. по весу.

А всегда ли удобно определять массу предмета руками, как мы сейчас это сделали?

Какой прибор используют обычно, чтобы определить массу, сравнить предметы по массе? С - 13

Где вы видели весы? (в магазине электронные весы, рычажные; в поликлинике и у нас в медкомнате; напольные, аптечные, безмен) – показ некоторых весов.

Показ образцов весов на слайде и на выставке

Физкультминутка “Весы”

Встаньте парами, вы – «весы». Представили себя в роли весов? (взявшись за руки, лицом друг к другу).

Изобразите ситуацию «ЛЕГЧЕ»

Дальнейшие открытия. Мерка для измерения массы.

Какую тайны мы уже открыли? ( Предметы имеют массу и её можно взвесить весами.)
Вы хорошо разобрались в этом понятии и теперь попытаемся открыть следующие тайны.
Массу предмета можно измерить и результат измерения выразить числом. Для этого надо выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок уравновесят этот предмет. Ну, например: давайте измерим массу лисы в зайчатах (рис. 1) и белочках (рис. 2). С - 14

Помогите разобраться: на рис. 1 мы видим, что масса лисы равна массе трёх бельчат, т.е. 1 = 3

А на рис. 2 получается, что масса лисы в зайцах равна 5 зайчикам, т.е . 1 = 5

Нет ли здесь ошибки? (Нет. Так как зайцы и белки являются меркой для измерения массы.)

Подумайте: зависит ли результат измерения от мерки? Удобно ли взвешивать зайцами и белками? Почему? (Зайцы и белки бывают большими и маленькими, т.е. разными по массе. Никогда таким образом точно не узнаешь вес лисы.)

Очень сложно сравнивать предметы на глаз, при помощи белок, зайцев или других животных. Точно можно сравнить массу предметов лишь тогда, когда они выражены в одинаковых мерках.

Исторические сведения. Старинные меры массы. С- 15

Ребята, древнейшей русской единицей массы была гривна. Позже появился фунт, пуд и другие. Но так как они были неудобны в использовании, то пришли к выводу, что нужна единая мерка измерения массы. Современной общепринятой единицей измерения массы является килограмм.

(Учитель вывешивает плакат К И Л О ГРА ММ - обратить внимание на орфографию.)

Мы будем часто использовать краткую форму его записи КГ

Для измерения масс используются гири в 1 килограмм, в 2 килограмма, 3 килограмма, 5 килограммов и другие . (Учитель показывает данные гири.)

Практическая работа

Напольные весы: узнай свой вес (2-3 ученика).

Познакомьтесь - это безмен . Подумайте, что на них можно взвешивать. Можно взвесить свои портфели и узнать, чей самый легкий. Например, сравним портфели Кирилла и Карины….

Надо сказать, что сейчас редко увидите весы с гирями. Легче и удобнее, и точнее пользоваться электронными весами.

Сказочные герои готовятся к празднику, покупают фрукты и другие продукты. Посмотрите, ребята, на рисунок.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Что вы можете сказать о массе арбуза и дыни, которые купила Белоснежка для Гномов? (Масса арбуза легче массы дыни, а масса дыни тяжелее массы арбуза).

Как вы это определили? (По положению рычажка чаши весов).

Что вы, сообщите, глядя на следующие рисунки ? (Масса пакета с мукой равна массе пакета с рисом. Масса тыквы больше массы кабачка, а масса кабачка меньше массы тыквы.)

Решение задач на сравнение, сложение и вычитание масс предметов.

Коллективная работа .

. Ребята, а кто из вас может определить массу арбуза на рисунке?

(Арбуз уравновешивают гири в 2 кг и 5 кг. Значит, масса арбуза равна 7 килограммам: 2кг +5кг=7кг).

Самостоятельная работа. (Задание учащиеся выполняют самостоятельно на карточках)

Ребята, объединяя массы предметов, их значения складывают, а при нахождении части вычитают. Но, важно помнить, что при сложении и вычитании массы предметов должны быть выражены одинаковыми мерками.

Следующая загадка

У планет она большая,
Минимальна у частиц.
Ее на глаз не измеряют,
Ведь у нее немало лиц.

Никто и ничто меня не остановит
Можно только отсчитать,
Я бесконечности равняюсь
Со Вселенною под стать.

Бываю часто вертикальна,
Могу любой наклон принять,
Могу я лечь горизонтально,
Могу размер определять.
Могу в кольцо, спираль свернуться,
Могу я змейкой проползти,
Могу опять назад вернуться,
Могу огромный путь пройти.

Я всей Вселенной управляю,
Тела в движение привожу,
С любой работой я справляюсь
И хороводы я вожу.

Бываю я и постоянной
И чаще переменной,
А иногда мгновенной.

Загадки на тему “Химический элементарий”

На верхнем этаже храма Менделеева проживаю,
В разных подъездах две квартиры занимаю,
Причем под номером один
Вот такой я господин!

Разглядев мой спектр в оконце,
Нашли меня на Солнце.
Я с благородностью дружу,
В семейство газов я вхожу.

Мать моя зовется солью,
Электролиз мой отец,
Я с водою агрессивный
И очень вспыльчивый делец!

Чаще черный я по цвету,
Могу и быть прозрачным.
Мною пишут и рисуют
Бываю я и мрачным.

Большую роль играю в жизни,
В атмосфере содержусь.
В воде почти не растворяюсь
И химинертностью горжусь.

Без меня нет ни жизни, ни огня.

К цветным металлам отношусь
Пусть неблагородным,
Электропроводность - моя стихия
И в купоросе брат я сводный.

Когда меня сгибают,
Я издаю несильный треск,
Когда же в холод помещают,
То теряю цвет и блеск.

Из названий двух животных
Мое имя состоит,
На таре, где меня хранят,
Знак токсичности стоит.

Меня пленка ограждает
От окружающей среды,
Нахожу я применение
Для кипячения воды.

На внешность я напоминаю
Углеродистую сталь.
И поделки из железа
Покрываю, словно шаль.

Следующая загадка

Учебник “Математика 1 класс” в 2 ч., Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова. - М. : Просвещение, 2014 г.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для ознакомления с единицей измерения массы – килограммом; развития навыков счёта.

Планируемые результаты (предметные): знать единицу измерения массы – килограмм.

  • Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.
  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
  • Познавательные: уметь применять математические знания для решения учебно-практических задач.

Личностные: участвовать в организации практической работы.

  • компьютер, проектор, экран;
  • чашечные весы, монеты для взвешивания, набор гирек для взвешивания;
  • учебник, рабочая тетрадь;

I. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

- Тихонько садимся за парты и начинаем работать. А вашу работу оценивать поможет нам листок – самооценки.

II. Актуализация знаний

Начнем наш урок с разминки для ума

1. Игра “ Живые числа”.

Учащимся раздаются карточки с числами от 1 до 10 (дети собираются у доски). Далее учитель дает задания, а дети их выполняют (остальные сигнализируют правильность выполнения):

А) Построиться в порядке убывания чисел.

Б) Я называю число, вперед делают шаг те числа, которые являются соседями данного числа (6,7, 8).

В) сделать шаг вперед числам меньше 5, больше 6.

2. Минутка чистописания

Отгадайте загадку про число и запишите строчку через клетку нужную цифру в тетрадь:

“Это число – дверной замочек

Сверху крюк, внизу – кружочек”

Посмотрите, на записанные вами в тетрадь цифры, подчеркните правильно, аккуратно записанные.

Возьмите листок самооценки и отметьте букву, рядом с цифрой, которую вы записали в тетрадь. Эту букву запишите в последнем столбце. (Приложение 1)

3. Актуализация понятий “величина”, “длина”.

  1. На ваших партах есть цветные полоски. Какие задания с ними можно выполнить с ними. (Измерить полоски, сравнить по цвету, по длине)
  2. Что такое длина? (Это протяжённость предмета)
  3. Что такое величина? (Это свойство предметов, которое можно измерить, сравнить)
  4. Почему длина называется величиной? (Длину можно измерить, сравнить)
  5. Как мы можем измерить данные полоски? (Измерить по линейке, результаты сравнить)
  6. Измерьте длину полосок в см и сравните отрезки (Работа в парах)

ВЫВОД Чтобы сравнить длины предметов, их нужно измерить одинаковыми мерками – сантиметрами.

III. Формирование представление о понятии “масса”

Рассмотрите 2 пакета. Что можно о них сказать?

Сравним эти предметы, используя изученные свойства предметов.

(Цвет, размер, форма)

Есть свойство предметов, которое мы не можем увидеть?

Что нужно сделать, чтобы обнаружить это свойство? (Надо взять пакеты в руки.) Один из учащихся выходит, берёт в руки – делает вывод: один из предметов тяжелее другого.

Когда мы говорим легче или тяжелее, то имеем в виду свойство предметов. Как оно называется? (Оно называется МАССА.)

Назовите тему нашего урока. (Масса) (Слайд 2). (Приложение 2)

Давайте запишем это слово себе в тетрадь. Какой инструмент помогает сравнивать предметы по массе? (ВЕСЫ)

  • Какой пакетик тяжелее? (Тот, который находится на нижней чаше весов)
  • Какой пакетик легче? (Тот, который находится на верхней чаше)

IV. Открытие нового.

Масса – величина, значит, её можно измерить.

Предлагаю вам поработать в группах и выполнить новое задание: определить массу монет 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей (без какой либо помощи)

Ваши результаты. (Не смогли определить вес самостоятельно)

Объясните, как определили массу? ( Не смогли)

Какой прибор нам может помочь? Как он называется? (Весы)

История возникновения весов.

Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.

В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать. (Слайд 3)

– Какие весы вы знаете? (Слайд 4)

Посмотрите, какие виды весов существуют.

Как поступить, если необходимо взвесить очень маленький вес, монеты разного достоинства?

ВЕС 1 копейки на механических весах не измерить. Что же делать?

Для таких измерений нужно использовать аптекарские весы. Их называют ещё лабораторными весами. Для таких весов необходимы специальные маленькие гири.

В таких наборах есть гири весом от 100 граммов до 20 миллиграммов, которые применяются для измерения веса очень маленьких предметов.(показать детям)

Я предлагаю вам в группах взвесить ваши монеты. Вспомним правила работы в группах. (Слайд 5)

В каждой группе должен быть ответственный. (лучше учителем назначенный обучающийся)

Каждый имеет право высказаться, остальные должны внимательно выслушать и понять.

Ответственный назначает, кто будет представлять результат группы.

Что нам необходимо сделать? (измерить массу предмета с помощью весов)

Давайте составим алгоритм нашего взвешивания.(Слайд 6)

На одну чашу весов нужно положить нашу монету.

На другую чашу нужно укладывать гирьки до тех пор, пока чаши весов не будут на одном уровне.

Учащиеся озвучивают результат измерения.

Мы положили на одну чашу весов монету. а на другую стали укладывать мерки. Это делали до тех пор, пока чаши не оказались на одном уровне. Таким образом, мы определили массу монеты.

Наш вывод: чтобы измерить массу, надо выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок уравновесят измеряемый предмет.

- Какой вывод получился у других групп?

  • Масса монеты 50 копеек = 2 г 90 мг
  • Масса монеты 1 рубль = 3г 20 мг
  • Масса монеты 2 рубля = 5 г
  • Масса монеты 5 рублей = 6 г 50 мг
  • Масса монеты 10 рублей =8 г 50 мг

Давайте поработаем в листе самооценки. Укажите какая монета легче. Запишите букву, которая записана рядом с этой монетой в последнем столбце.

Встаньте из-за парт и представьте себя чашечными весами. Левая рука - левая чашка весов, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам.

- весы находятся в равновесии;

- левая чаша весов опустилась;

- правая чаша весов опустилась;

- весы находятся в равновесии;

- масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;

- весы находятся в равновесии;

- груз на левой чаше легче;

- весы находятся в равновесии.

V. Первичное закрепление.

Ребята, мы с вами на уроке учились взвешивать и сравнивать предметы очень маленького веса. Давайте попробуем определить вес крупных предметов и сравнить их.

Посмотрите на слайд № 8.

Сравните в парах массу арбуза и массу дыни на слайде.

Чему равна масса дыни? (Масса дыни = массе 5 яблок).

Чему равна масса арбуза? (Масса арбуза = массе 5 бананов).

Можно ли выполнить это задание?

Подумайте в парах, что нужно сделать, чтобы это задание можно выполнить?

Вывод: Нужна единая единица измерения массы.

Ещё в 996 году князь Владимир повелел ввести единые меры веса. Мерами сыпучих тел раньше были бочка и кадь. Были и другие меры: короб, рогожа и другие. Позже появились фунт, пуд и другие. Соотношения между ними были очень запутанными, так как значения одной и той же единицы для взвешивания разных предметов в разных губерниях были разными. И только с 1918 года была введена международная единица измерения массы. (Слайд 9)

Международная единица измерения массы - гиря весом 1 килограмм. (Слайд 10)

1 килограмм сокращённо записывается 1 кг. Гири могут быть массой в 1 кг, 2 кг, 5 кг.

Давайте, ещё раз в парах, сравните массу дыни и арбуза, используя гири.(Слайд 11)

Чему равна масса арбуза? (3 кг)

Чему равна масса дыни? (2 кг)

Сравните теперь массу дыни и массу арбуза.

Давайте запишем в тетрадь 3 кг > 2 кг (Масса арбуза больше массы дыни.)

VI. Включение в систему знаний и повторение. Работа по учебнику.

№ 1, 2 стр. 15. Посмотрите внимательно на задачи, какие ошибки можно допустить при определении массы? (В вычислениях веса гирь.)

Возьмите листок самооценки и отметьте букву, рядом с цифрой, правильно обозначающую массу арбуза в задании 4. Эту букву запишите в столбце “Ответ”.

Я предлагаю потренироваться в вычислениях.

Найдите № 4 на странице 16.

Найдите значение выражений в тетради. (проверьте друг друга по образцу на слайде 12).

Поставьте “-”, если есть ошибки, и “+”, если ошибок нет.

У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки).

Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще потренироваться в определении массы предметов.)

У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем определять массу предметов.)

Давайте поработаем с листом самооценки. Найдите значение выражения и в последний столбец запишите букву, рядом с которой записан правильный ответ.

– С каким свойством предметов познакомились?

Возьмите листок самооценки и отметьте букву, рядом с правильно найденной массой записанного выражения в задании 5. Эту букву запишите в столбце “Ответ”.

Встаньте те, у кого в листе самооценки, в последнем столбце получилось слово “ВЕРНО”. Вы молодцы со всеми заданиями урока справились без ошибок.

  • Мы узнали, что .
  • Было интересно .
  • Было трудно .
  • Теперь я могу .
  • Мне захотелось .

Выберите на парте смайлик, отражающий ваше настроение. Давайте сравним на весах, какие смайлики больше весят. Почему? Я очень рада, что так много радостных смайликов. Это говорит о том, что вы хорошо разобрались с заданиями урока.

VIII. Домашнее задание.

- Мы сегодня говорили о килограмме. Это известная мера массы. Дома, я попрошу, в энциклопедии или других справочниках найти сведения о старинных мерах массы, и рассказать о них нам на следующем уроке одноклассникам.

Отгадайте загадку:

Идёт в баню чёрный, Сердитый, проворный, А выходит красный, Вкусный, неопасный. Показать ответ>>

Идёт лысый ёжик. Сколько ему лет? Показать ответ>>

Идёт по соломе — не шуршит, Идёт по воде — не тонет, Идёт по огню — не горит. Показать ответ>>

Читайте также: