Звукопись в стихах блока

Обновлено: 22.11.2024

Исследование творчества Александра Александровича Блока представляет собой достаточно трудную задачу. Его творчество настолько многообразно, разносторонне, всеобъемлющее, что, на первый взгляд, очень трудно решить с какой позиции его следует рассматривать.

Безусловно, давать на уроке литературы материал, который был изложен выше, в полном объеме невозможно. Однако произведения А. Блока настолько переполнены музыкой и красками, что такой урок обойти стороной было бы неуважением к великому поэту.

Урок проводим в старших классах. На эту тему достаточно трех уроков. Первый урок посвящаем цветовой гамме в поэзии Блока. Так как мы проводим уроки в старших классах, то личность лирика можно просто освежить в памяти учащихся, потратив на это, буквально, пять минут. Несомненно, что каждый учитель литературы выберет свои оттенки цветов. Для нашего урока возьмем красный, синий, черный, белый и желтый цвета.

Итак, у нас четыре цвета, которые встречаются в лирике Блока довольно часто (красный, белый, черный и синий) и один цвет во всей поэзии занимает около 3% (желтый). При объяснении учащимся колоритности цветов, следует обязательно приводить примеры стихотворений. Не стоит брать все стихотворения целиком, достаточно одного-двух четверостиший, а то и вовсе – одной строчки. Конечно же, очень важно, чтобы тексты произведений Блока были у учеников перед глазами. Безусловно, урок должен проходить в виде диалога между учителем и учениками. Необходимо, чтобы учащиеся сами пробовали определять символику каждого цвета в том или ином стихотворении. Помимо определения символики в лирике Блока, ученикам следует знать символику цветов в традиционном понимании. Это пригодится им для проверочной работы, которая будет дана после изучения темы о цветах и звуках в поэзии Александра Александровича Блока.

За пять минут до конца урока подводим итоги: что понравилось и что не понравилось ребятам в ходе обучения; что было лишнее и что следовало бы рассмотреть более подробно.

Второй урок мы посвятим более сложной теме – музыкальность стихотворений А. Блока.

Рядом живут в стихотворениях Блока звуки реалистические, земные, и звуки-символы, звуки — вестники добра или зла, звуки, создающие необходимое настроение, сообщающие стихотворению композиционную стройность, организующие сюжет.

Необходимо заострить внимание учеников на том, что речь пойдет о музыке не как о форме искусства, а как об особой эмоциональной настроенности лирика. Речь пойдет о музыке в том смысле, как это выразил Николай Васильевич Гоголь: «. музыка - страсть и смятение души», «она — принадлежность нового мира». Можно поэтому утверждать, что тема музыки пришла к Блоку во многом от Гоголя — писателя, который отличался чрезвычайно острой реакцией на явления жизни.

Изначально предполагалось, что работа будет проводиться в группах, однако ученики захотели сделать эту работу индивидуально. Результаты такой проверочной работы показали, что у каждого учащегося есть собственная точка зрения. Она и совпадала с другими, и отличалась. Но самое главное, что ребята учились мыслить образно. Безусловно, чтобы развить их образное мышление, нужно постоянно работать над этим.

План-конспект системы уроков по теме «Цветовая гамма и звукопись в поэзии А. А. Блока»

Ход урока 1

Данный урок проводится в 11 классе, когда ученики знакомы с биографией Александра Блока и с его лирикой.

– познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием творчества А.Блока

– углубление и расширение представлений об авторе, проблеме, способах выражения авторской позиции, повышение интереса к чтению;

– формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской деятельности;

– расширение кругозора за счёт приобретённых умений и навыков;

– совершенствование умения учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями,

– обоснованное выражение своего мнения, отстаивание его;

– совершенствование выразительного чтения и умения анализировать поэтический текст.

Оборудование:

– репродукции картин русских художников,

– опорные тексты произведений Блока,

– компьютер и мультимедийная доска.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

II. Работа по теме: «Цветовая гамма в поэзии Блока»

Александр Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, литератор, переводчица, была вынуждена уйти от мужа. Так в 1881 году А. Л. Блок возвращается в Варшаву, а А.А. Бекетова-Блок остается в Петербурге в доме своего отца, Андрея Николаевича Бекетова, известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. «Список ее трудов громаден», - вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и ее дочери – мать Блока и его тетки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии.

(Далее, ребята выбирают, с какого цвета они хотят начать обучение. Учитель после этого читает стихотворение и анализирует его на наличие красок определенного цвета. Затем, ученики пробуют сделать то же самое под руководством учителя).

Теперь давайте сравним символику цветов А. Блока и традиционной символикой. (Ученики вместе с учителем определяют символику цветов в традиционном понимании и записывают ее в тетрадь. Затем, нужно определить и записать блоковскую символику цветов).

III. Закрепление изученного материала

(Выступление одного-двух учащихся с анализом стихотворения Блока на наличие цветов).

IV. Итоги урока. Что понравилось и что не понравилось ребятам в ходе обучения; что было лишнее и что следовало бы рассмотреть более подробно.

Домашнее задание. Проанализировать стихотворения Блока на наличие музыкальности.

Ход урока 2.

– познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием творчества А. Блока

– углубление и расширение представлений об авторе, проблеме, способах выражения авторской позиции, повышение интереса к чтению;

– способствовать формированию эстетического вкуса;

– формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской деятельности;

– расширение кругозора за счёт приобретённых умений и навыков;

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Устное рецензирование выступлений учащихся с анализом стихотворений.

Работа по теме: «Музыкальность стихотворений А. Блока».

Оформление доски: Эпиграф к уроку:

Вначале была музыка.

Музыка есть сущность мира.

Мир растет в упругих ритмах…

(А. Блок) Всякое стихотворение – покрывало,

Растянутое на остриях слов.

Эти слова светят как звезды.

Учитель читает стихотворение А. Ахматовой, посвященное А. Блоку:

И ветер с залива. А там, между строк,

Минуя и ахи и охи,

Тебе улыбнется презрительно Блок,

Трагический тенор эпохи.

Музыкальный фон – Р. Вагнер « Полет Валькирий»

В статье « Интеллигенция и революция» А. Блока есть такие слова: «Любовь творит чудеса, музыка завораживает зверей. А вы (все мы) жили без музыки и без любви… До человека, без музыки сейчас достучаться нельзя».

Но одновременно с этим поэт скажет, что «музыка не игра на фортепьянах», «не исступленное пение смычков»

Вопрос: Где искать истоки музыкального вдохновения поэта?

(Внимание учащихся нужно обратить на слова А. Блока, записанные на доске):

Всякое стихотворение – покрывало,

Растянутое на остриях слов.

Эти слова светят как звезды

- Музыка в слове, его тайне и притягательной силе.

Запись в тетрадь: «Символ – пучок смыслов, каждый из которых торчит в разные стороны».

- Может быть, переплетение символов и рождает звуки, которые слышит поэт.

В статье « Интеллигенция и революция» А. Блока есть такие слова: «Любовь творит чудеса, музыка завораживает зверей. А вы (все мы) жили без музыки и без любви… До человека, без музыки сейчас достучаться нельзя».

Но одновременно с этим поэт скажет, что «музыка не игра на фортепьянах», «не исступленное пение смычков».

Вспомним, что происходит с художником, когда вокруг него образуется замкнутая, гнетущая « немузыкальность».

1912 год – цикл « Страшный мир»

«Ночь, улица, фонарь, аптека»

Художник задыхается в мире, где нет музыки, любви, красоты, а значит - поэзии

В музыке запечатлелась история души поэта.

Давайте попробуем сравнить, какая музыка звучала в творчестве А. Блока. Найдите ТЕЗУ и АНТИТЕЗУ.

Поиск гармонии, но не на земле, устремленность в иные миры. Высшая гармония, идущая от Аполлона:

«звучные песни твои»

Цвета – лазурный, огненный, ясные, лучезарные.

Уход в мечту, мир хрупкий, замкнутый в себе.

Стихийное начало, идущее от Диониса (типология Ницше – два начала мира)

вьюги, бури, метельные страсти;

Цвета – Черный, меловый

Весна - зима, вьюга, метель

На протяжении своего творчества А. Блок слышал разную музыку – от волшебных, чарующих, неземных песен, мелодий других миров, продиктованных высшим началом, идущим от Аполлона, до звуков музыки, выплеснутых хаосом, стихией « слушать в мире ветер» призывал поэт.

IV. Итоги урока. Что понравилось и что не понравилось ребятам в ходе обучения; что было лишнее и что следовало бы рассмотреть более подробно.

Домашнее задание. Подготовиться к проверочной работе.

Ход урока 3.

– проверить знания по теме: «Цвет и звук в лирике А. А. Блока»

– развивать творческие способности, навыки работы с текстом.

Организационный момент

Работа по теме урока.

Проверочная работа (Задания учащиеся могут прочитать на интерактивной доске).

1) Попытайтесь определить термин «музыкальность» характеризующий поэзию Блока. Какие изобразительно-выразительные средства поэтической речи способствуют созданию «музыкального стиха»?

2) Каким приемом музыкальной организации стиха достигается музыкальность блоковской лирики?

3) Какие гласные использует Блок в качестве музыкальных инструментов? Приведите примеры

4) Перед вами цвета, используемые Блоком в своих стихотворениях и их традиционная символика. Напишите значение каждого цвета в блоковской символике и в традиционном понимании.

Читайте также: