Выражение прозаическое и стихотворное
Обновлено: 04.11.2024
Предметные: научиться использовать знания о ритме, рифме и ее видах.
Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа, понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснять ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: уметь подбирать рифмы.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.
Методы и формы обучения
Наблюдение за изменениями, происходящими в стихотворной речи, создание проблемных ситуаций; фронтальная, индивидуальная, групповая
рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа
Деятельность
Формируемые УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.
ПОЗДОРОВАЙСЯ ЛОКТЯМИ!
Приветствие друг друга.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.
Регулятивные: планируют результат работы.
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению способа действия.
- Вы ничего не заметили странного в моём приветствии?
Совершенно верно, я приветствовала вас сегодня стихами, а это не совсем обычно, правда? Но всё дело в том, что и урок у нас с вами сегодня не совсем обычный.
- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно. Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке.
Тайна первая: наша речь.
-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
• Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
• Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?
Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.
Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.
Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени) . Это и есть проявление ритмичности.
В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма. Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике.
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма
Самопроверка:
Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи.
Стихотворный ритм - это чередование ударных и безударных слогов в строке.
От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.
Отвечают на вопрос
Дети формулируют тему и цели урока
Предположения детей … (узнаем, в чём отличие стихотворной речи от прозаической)
3.Планирование способа достижения намеченной цели
Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Ребята, я ставлю перед вами следующую учебную задачу: («Незнайка»)
3 . Понятие о рифме.
- Что же такое рифма?
Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.
- Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»?
- Потренируемся…
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..
Игра «Найди рифму».
-Мы должны будем закрепить знания о рифме и научиться рассуждать при определении вида рифмы.
-Что вам понадобится для достижения поставленной цели?
Как можно узнать, что такое рифма, какие виды рифм существуют?
4.Практическая деятельность учащихся
Цель: выработка плана действий
-Работая в парах, выявите закономерности при рифмовке строк в стихотворении.
Наблюдение (раздаточный материал)
1. Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно.
В роковом его просторе
Много бед погребено…
2. Там ступа с бабою Ягой
Идет-бредет сама собой.
Там царь Кащей над златом чахнет,
Там русский дух, там Русью пахнет.
3. И там я был, и мед я пил,
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел и кот ученый,
Свои мне сказки говорил.
-Проверьте правильность своих выводов. (Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).
Работа с материалом учебника на стр.114-116.
Работают в парах, проводят наблюдение над стихотворным материалом, делают выводы.
Осуществляют смысловое чтение, фиксируют основную информацию в тетрадь по литературе
Делают выводы, отвечая на вопрос :
-Что такое рифма?
- Какие виды рифм вы узнали?
5.Этап закрепления нового материала
Цель: применение знаний на практике
Задание. Определить вид рифмы.
1) Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. (парная)
2) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)
3) Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)
Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях: осваивают новый вид деятельности.
Познавательные: осуществляют для решения задач операции анализа, классификации, делают обобщения, выводы.
Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.
6. Динамическая пауза (Этап физической разрядки).
Цель: сменить вид деятельности.
Изобразите одно из состояний:
(по названию столиков)
Учащиеся выполняют упражнение.
Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.
7. Закрепление с проговариванием. Буриме.
Цель: творческая практическая деятельность.
Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?
1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.
2 группа : книжки – мальчишки, урок – звонок.
- Я тоже не буду терять времени и поработаю вместе с вами. Дайте мне 2 пары рифмующихся слов на тему « Зима », и я попытаюсь сочинить четверостишие.
Ищем таланты!».
(Сочини стихотворение по заданным рифмам. Определи вид рифмы).
Обращение учителя к детям:
- Мучительно рождаются стихи.
А могут озарить, как солнца свет.
Ты в памяти их бережно храни.
В душе от них неизгладимый след.
(Проверка творческих работ.)
- Если вам понравилась работа одноклассника, то аплодируйте ему.
Вручите поэтическую звездочку столику…
«Поэзия- музыка души».
- В этой фразе - мое понимание поэзии. Поэзия, как музыка, отражает состояние души, настроение и мироощущение. А что можете сказать вы после сегодняшнего урока об отношении к поэзии? Продолжите фразу: «Для меня поэзия – это …».
Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные: выражают свои мысли, умение оформлять их в письменной форме.
Личностные: участие в созидательном процессе.
9. Домашнее задание
Составить стихотворение по рифме.
- Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.
Океан – уши -ураган-суши
конь -ладонь-огонь-гармонь
Стакан – банан- карман - обман
Кружка – подружка -лягушка - частушка
немножко- кошка - ложка - окошко
Могут выбирать задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Читайте также: