Выражение прозаическое и стихотворное

Обновлено: 22.11.2024

Предметные: научиться использовать знания о ритме, рифме и ее видах.

Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа, понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснять ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: уметь подбирать рифмы.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Методы и формы обучения

Наблюдение за изменениями, происходящими в стихотворной речи, создание проблемных ситуаций; фронтальная, индивидуальная, групповая

рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа

Деятельность

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

ПОЗДОРОВАЙСЯ ЛОКТЯМИ!

Приветствие друг друга.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.

Регулятивные: планируют результат работы.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению способа действия.

- Вы ничего не заметили странного в моём приветствии?

Совершенно верно, я приветствовала вас сегодня стихами, а это не совсем обычно, правда? Но всё дело в том, что и урок у нас с вами сегодня не совсем обычный.

- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно. Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке.

Тайна первая: наша речь.

-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

- Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

- Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

• Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

• Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.

Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?

Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.

Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.

Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени) . Это и есть проявление ритмичности.

В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма. Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике.

Наблюдение за рисунком стихотворного ритма

Самопроверка:

Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи.

Стихотворный ритм - это чередование ударных и безударных слогов в строке.

От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.

Отвечают на вопрос

Дети формулируют тему и цели урока

Предположения детей … (узнаем, в чём отличие стихотворной речи от прозаической)

3.Планирование способа достижения намеченной цели

Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Ребята, я ставлю перед вами следующую учебную задачу: («Незнайка»)

3 . Понятие о рифме.

- Что же такое рифма?

Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.

- Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»?

- Потренируемся…

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..

Игра «Найди рифму».

-Мы должны будем закрепить знания о рифме и научиться рассуждать при определении вида рифмы.

-Что вам понадобится для достижения поставленной цели?

Как можно узнать, что такое рифма, какие виды рифм существуют?


4.Практическая деятельность учащихся

Цель: выработка плана действий

-Работая в парах, выявите закономерности при рифмовке строк в стихотворении.

Наблюдение (раздаточный материал)

1. Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно.

В роковом его просторе

Много бед погребено…

2. Там ступа с бабою Ягой

Идет-бредет сама собой.

Там царь Кащей над златом чахнет,

Там русский дух, там Русью пахнет.

3. И там я был, и мед я пил,

У моря видел дуб зеленый,

Под ним сидел и кот ученый,

Свои мне сказки говорил.

-Проверьте правильность своих выводов. (Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).

Работа с материалом учебника на стр.114-116.

Работают в парах, проводят наблюдение над стихотворным материалом, делают выводы.

Осуществляют смысловое чтение, фиксируют основную информацию в тетрадь по литературе

Делают выводы, отвечая на вопрос :

-Что такое рифма?

- Какие виды рифм вы узнали?

5.Этап закрепления нового материала

Цель: применение знаний на практике

Задание. Определить вид рифмы.

1) Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет. (парная)

2) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. (перекрёстная)

3) Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях: осваивают новый вид деятельности.

Познавательные: осуществляют для решения задач операции анализа, классификации, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.

6. Динамическая пауза (Этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Изобразите одно из состояний:

(по названию столиков)

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

7. Закрепление с проговариванием. Буриме.

Цель: творческая практическая деятельность.

Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?

1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.

2 группа : книжки – мальчишки, урок – звонок.

- Я тоже не буду терять времени и поработаю вместе с вами. Дайте мне 2 пары рифмующихся слов на тему « Зима », и я попытаюсь сочинить четверостишие.

Ищем таланты!».

(Сочини стихотворение по заданным рифмам. Определи вид рифмы).

Обращение учителя к детям:

- Мучительно рождаются стихи.
А могут озарить, как солнца свет.
Ты в памяти их бережно храни.
В душе от них неизгладимый след.

(Проверка творческих работ.)

- Если вам понравилась работа одноклассника, то аплодируйте ему.

Вручите поэтическую звездочку столику…

«Поэзия- музыка души».

- В этой фразе - мое понимание поэзии. Поэзия, как музыка, отражает состояние души, настроение и мироощущение. А что можете сказать вы после сегодняшнего урока об отношении к поэзии? Продолжите фразу: «Для меня поэзия – это …».

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: выражают свои мысли, умение оформлять их в письменной форме.

Личностные: участие в созидательном процессе.

9. Домашнее задание

Составить стихотворение по рифме.

- Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.

Океан – уши -ураган-суши

конь -ладонь-огонь-гармонь
Стакан – банан- карман - обман
Кружка – подружка -лягушка - частушка

немножко- кошка - ложка - окошко

Могут выбирать задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Читайте также: